Какова была основная направленность средневековой литературы. Литературные жанры в средние века

Осуществлённый Иеронимом Стридонским (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.

Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества , культурным влиянием античного мира и христианством .

Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII -XIII веках . В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература , героический эпос . Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в [Италия|Италии] в XIV веке , в других странах Западной Европы - в XV веке . Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV - и XVI веках .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Средневековая литература (рус.) История средних веков.

    ✪ история #27 Средневековая литература

    ✪ Средневековая литература. История 6 класс.

    ✪ Средневековая европейская культура

    ✪ Литературоведение: Средневековье || GingerInBooks

    Субтитры

Латинская и народная литература

Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской , исландской) выражается в сказочности - красивых и авантюрных элементах куртуазной литературы. Параллельно происходит смена аффективной мотивации поступков героев на более сложную - морально-психологическую.

До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность. Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, - это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари . За прозу сразу же ухватился роман.

Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII-XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV-XV веках часто встречается смесь стихов и прозы - от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.

Средневековая поэзия

В лирике Вальтера фон дер Фогельвейде и Данте Алигьери , крупнейших лирических поэтов средних веков, мы находим полностью сформированную новую поэзию. Произошло полное обновление лексики . Мысль обогатилась абстрактными понятиями. Поэтические сравнения относят нас не к будничному, как у Гомера , а к смыслу бесконечного, идеального, «романтичного». Хотя абстрактное и не поглощает реального, а в рыцарском эпосе стихия низкой действительности выявляется достаточно выразительно (Тристан и Изольда), - происходит открытие нового приёма: реальность находит своё скрытое содержание.

Определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством .

Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII -XIII веках . В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература , героический эпос . Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в Италии в XIV веке , в других странах Западной Европы - в XV веке . Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV - и XVI веках .

Латинская и народная литература

Мифологичность ранних национальных литератур (ирландской , исландской) выражается в сказочности - красивых и авантюрных элементах куртуазной литературы. Параллельно происходит смена аффективной мотивации поступков героев на более сложную - морально-психологическую.

До конца XII века прозой на народных языках пишутся только юридические документы. Вся «художественная» литература стихотворна, что связано с исполнением под музыку. Начиная с середины XII века восьмисложник, закрепленный за повествовательными жанрами, постепенно автономизируется от мелодии и начинает восприниматься как поэтическая условность. Бодуэн VIII велит переложить для него прозой хронику псевдо-Турпина, а первые сочинения, написанные или продиктованные в прозе, - это хроники и «Мемуары» Виллардуэна и Робера де Клари. За прозу сразу же ухватился роман.

Однако стих отнюдь не отошёл на второй план во всех жанрах. На протяжении XIII-XIV веков проза остается явлением сравнительно маргинальным. В XIV-XV веках часто встречается смесь стихов и прозы - от «Правдивого рассказа» Машо и до «Учебника принцесс и благородных дам» Жана Маро.

Средневековая поэзия

Эпопею пели или читали нараспев; лирические вставки, встречающиеся в ряде романов, предназначались для пения; какую-то роль играла музыка в театре.

Отделение поэзии от музыки завершилось к концу XIV века, и в г. этот разрыв фиксирует Эсташ Дешан в своем Art de dictier («Поэтическом искусстве» - dictier здесь отсылает к риторической операции, от лат. dictari ): он различает «естественную» музыку поэтического языка и «искусственную» музыку инструментов и пения.

Идейная основа средневековой литературы

Христианство

Средневековье на Востоке

В литературах Востока также выделяется период Средневековья, но её временные рамки несколько иные, как правило, её завершение относят только к XVIII веку .

Ссылки

См. также

  • История литературы

Использованная литература

  • История зарубежной литературы: Раннее Средневековье и Возрождение / Под редакцией В. М. Жирунского. - М., 1987. - 462 с. - С.: 10-19.
  • Література західноєвропейського середньовіччя / За редакцією Н. О. Висоцької. - Вінниця: Нова книга, 2003. - 464 с. - С.: 6-20.
  • Шалагінов Б.Б . Зарубіжна література від античності до початку XIX століття. - К.: Академія, 2004. - 360 с. - С.: 120-149.
  • История всемирной литературы в 9 томах: Том 2. - М.: Наука, 1984.

Сайты

  • Ирландский Корпус Электронных Текстов «C.E.L.T.» (англ.) ;
  • Корпус среднеанглийской прозы и поэзии (англ.) ;
  • Сайт «Norrœn Dyrð» - содержит объемную подборку скандинавских саг, поэзии и критической литературы о них (рус.) .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Средневековая литература" в других словарях:

    Литература в Швейцарии представляет собой весь фонд литературных произведений, созданных на территории Швейцарии и её кантонов в разное время и на различных языках. Обычно под швейцарской литературой понимают немецко и франкоязычные литературные… … Википедия

    Статья по тематике Литература индуизма Веды Риг · … Википедия

Литература средневековья кратко

Литература средневековья, кратко описанная, в эпоху с IV по XV век, обязана своему существованию трем источникам:
1. фольклору - к нему относились обрядовые и трудовые песни, сказки, эпосы;
2. античной литературе - особенно произведениям Вергилия и Овидия;
3. христианству - Священное писание, жития святых, религиозные песни и гимны.
Свое начало средневековье берет после распада Великой Римской империи, и поэтому долгое время письменная литература существовала на латинском языке. Этот язык был знаком немногим - наиболее образованным феодалам и представителям церкви.
Литература средневековья, кратко изложенная, делилась на следующие виды: религиозная, городская и рыцарская.
Религиозная литература занимала центральное место, поскольку влияние церкви было очень сильным. Городская включала в себя басни и театральные жанры, такие, как фарс (комическая пьеса), мистерия, миракль.
Самой многочисленной и интересной была рыцарская литература. Институт рыцарства, как и церковь, играл важную роль в Средние века. Этот вид включал в себя следующие жанры:

Героический эпос. В раннем средневековье он был представлен устными сказаниями скандинавов и кельтов. Где-то с XI века эпосы начинают записывать. В каждой европейской стране было свое сказание о героях. У германцев была «Песнь о Нибелунгах», рассказывающая о герое Зигфриде, который искупался в крови дракона и стал неуязвим. Во Франции была написана трагическая «Песнь о Роланде». Суровые скандинавы создали цикл песен о богах и героях «Старшая Эдда». Англия стала родиной легенд о справедливом короле Артуре.

Рыцарский роман. Его ярчайший представитель, получивший огромную популярность и известность - «Тристан и Изольда». Если эпосы были народным творчеством, то рыцарский роман уже имел авторство. «Тристана и Изольду» написал в XIII веке Готфрид Страсбургский.


Куртуазный роман и лирика. Слово «куртуазный» означало «галантный». После первых крестовых походов рыцари привезли с Востока новые правила поведения, в первую очередь - с дамами. Появляются поэты-певцы - трубадуры и миннезингеры. Основная тема их поэзии - любовь.
В течение длительного времени в средневековой литературе существовало только несколько жанров. Постепенно, с общим развитием культуры Средних веков, их становилось все больше. В эпоху Возрождения литература средневековья достигла своей кульминации.

ПО ПРЕДМЕТУ МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НА ТЕМУ ВЫПОЛНИЛ МОСКВА 2003 СОДЕРЖАНИЕ Введение Героический эпос Беовульф отрывки Старшая Эдда песни о богах, Речи Высоцкого Призыв к крестовому походу Рыцарская литература Альба, пастораль, кансона Городская литература Поэзия вагантов ВВЕДЕНИЕ Дух знанья жил, сокрытый в тайном эликсире, Поя целебно смутный мрак веков.Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов, Пусть меч звенел в бою и на турнире Искал алхимик камень мудрецов, Ум утончался в преньях о вампире, Познать творца пытался богослов - И мысль качала мировые гири. Монах, судейский, рыцарь, менестрель Все смутно видели святую цель, Хоть к ней и шли не по одной дороге. В дни ужасов, огня, убийств, тревоги Та цель сияла, как звезда Во все века жила затаена.

Валерий Брюсов Начиная с XII века в Западной Европе возникает богатейшая литература на латинском и на национальных языках.Для средневековой литературы характерно многообразие жанров это и героический эпос, и рыцарская литература, и солнечная поэзия трубадуров и миннезингеров, и басни и поэзия вагантов. Важнейшей составной частью формирующейся письменной культуры стал героический эпос, записанный в XII XII вв. В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности исторический эпос, и фантастический эпос, более близкий к фольклору.

Эпические произведения XII века получили название поэмы о деяниях.Вначале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами жонглерами.

Знаменитая песнь о Роланде, Песнь о моем Сиде, в которых главными являются патриотические мотивы и чисто Рыцарский дух. Понятие рыцарь в Западной Европе стало синонимом знатности и благородства и противопоставлялось, прежде всего, низшим сословиям крестьянам и горожанам. Рост сословного самосознания рыцарства усиливает их резко отрицательное отношение к простолюдинам.Росли также их политические амбиции, их претензии на то, чтобы поставить себя на недосягаемую и моральную высоту.

Постепенно в Европе складываются образ идеального рыцаря, и кодекс рыцарской чести, согласно которому рыцарь без страха и упрека должен происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о своей славе. От рыцаря требовалось обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, соблюдать правила КУТУАЗИИ - безупречного воспитания и поведения при дворе.Рыцарь должен быть преданным возлюбленным избранной им ДАМЫ. Таким образом, в кодексе рыцарской чести военных дружин переплетаясь с нравственными ценностями христианства и эстетическими нормами феодальной среды.

Разумеется, образ идеального рыцаря нередко расходиться с действительностью, но все же он играл большую роль в западноевропейской средневековой культуре.В рамках рыцарской культуры в XII веке появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин роман первоначально означал только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра.

Первые рыцарские романы появились в культурной англо норманнской среде в 1066г. Зачинателем легенд о подвигах короля Артура, о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его Ланселот и Персеваль, Пальмерин воплощали высшие рыцарские добродетели.Распространенным мотивом рыцарских романов, особенно бретонского цикла были поиски святого Грааля чаша, в которую по преданию была собрана кровь распятого Христа.

Бретонский цикл романов входит и прекрасная повесть о Тристане и Изольде - поэма о вечной неумирающей страсти, которая разгорается в главных героях после того, как они по ошибке выпивают любовный напиток.Крупнейшими представителями жанра XI века был французский проект Крестьен де Труа. Он даже предсказывал легенды Артурского цикла и воплощал их в своих романах и стихах. Произведения Крестьен де Труа Эрек и Энида, Ивейн, или Рыцарь Льва, Ласелот, или Рыцарь телеги и др. относятся к лучшим образцам куртуазной западноевропейской литературы.

Сюжеты произведений К. Де Труа перерабатывались авторами немецких рыцарских романов, например, Рартманом Фон Ауэ. Лучшим его произведением стал Бедный Генрих - небольшая стихотворная повесть.Еще одним знаменитым автором рыцарских куртуазных романов был ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ, чья поэма Парси-фаль один из рыцарей Круглого стола впоследствии вдохновляла великого немецкого композитора Р. Вагнера.

Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством. Рыцарский роман отразил рост светский тенденций в литературе, а так же обострение интереса к человеческим переживаниям.Он передал последующим поколениям эпохам представление о том, что стало называться рыцарством.

Солнечный французский прованс стал родиной поэзии трубадуров, возникший при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Среди трубадуров преобладали рыцари среднего достатка, но встречались и представители феодальной знати, и выходцы из плебейской среды.Основными чертами поэзии были элитарность и камерность, причем любовь к прекрасной даме выступала в виде своеобразной религии или культурного действия.

Известнейшими трубадурами XXII века были Бернард Девентарион, Гераут де Борнель, и Бертрант де Борн. На севере Франции процветала поэзия труверов, в Германии миннезингеров, в Италии поэты нового сладострастного стиля. Городская литература XIII веков была антифеодальной и антицерковной . Городские поэты воспевали трудолюбие, практическую смекалку, хитроумие и лукавство ремесленников и торговцев.Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка.

Всем названным жанрам были присущи реалистические черты, сатирической заостренности, немного грубоватый юмор. Они высмеивали грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство. Широкое распространение получило еще одно произведение средневековой литературы Роман о розе, который состоит из двух разнородных и разновременных частей. В первой части в нем в виде действующих лиц выступают различные человеческие качества разум, лицемерие.Вторая часть романа носит сатирический характер и решительно обрушивается на федально-церковные порядки, утверждая необходимость всеобщего равенства.

Другим направлением городской культуры Средневековья было карнавально смеховое театрально искусство. Смеховая культура господствовала в карнавале, в творчестве народных бродячих актеров, жонглеров, акробатов, певцов. Высшим проявлением народной площадной культуры был карнавал.Явление народно смеховой культуры позволяет по новому осмыслить культурный мир средневековья и обнаружить, что мрачному Средневековью было свойственно и празднично поэтическое восприятие мира. Смеховое начало в народной культуре не могло найти откликов в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему святую скорбь.

Церковь учила, что смех и веселье растлевает душу и присуще лишь нечистой силе. К ним причислялись бродячие артисты и скоморохи, а зрелища с их участием клеймились как безбожная мерзость.В глазах церковников скоморохи служили бесовской славе.

Близка к городской культуре поэзия вагантов бродячих школяров. Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкая, осуждающая церковь и духовенство и воспевающая радости земной и вольной жизни. В поэзии вагантов переплетались две основные темы любовная и сатирическая. Стихи в массе своей анонимны они плебейские по своей сути и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров.Ваганты преследовались и осуждались католической церковью.

Одним из самых известных героев средневековой мировой литературы стал Робин Гуд действующее лицо многочисленных баллад, памятников литературы XIII века. ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС Литература западного раннего средневековья создавались новыми народами, населяющими западную часть Европы кельтами бритты, галлы, белги, гельветы и древними германцами, живущими между Дунаем и Рейном, у Северного моря и на юге Скандинавии свевы, готы, бургунды, херуски, англы, саксы и др Эти народы сначала поклонялись языческим племенным богам, а позже приняли христианство и уверовали, но, в конце концов, германские племена покорили кельтов и заняли территорию нынешней Франции, Англии и Скандинавии.

Литература этих народов представлена следующими произведениями 1. Рассказы о жизни святых агиографии. Жития святых, видения и заклинания 2. Энциклопедические, научные и историографические труды.Исидор севильский ок.560-636 этимологии, или начала Беда Достопочтенный ок.637-735 о природе вещей и церковная история народа англов, Иордан о происхождении деяний готов Алкуин ок.732-804 трактаты по риторике, грамматике, диалектике Эйнхард ок.770-840 Жизнеописания Карла Великого 3. Мифология и героико-эпические поэмы, саги и песни кельтских и германских племен.

Исландские саги, ирландский эпос, Старшая Эдда, Младшая Эдда, Беовульф, карело-финский эпос Калевала.Героический эпос как целостная картина народной жизни был самым значительным наследием литературы раннего средневековья и занимал в художественной культуре Западной Европы важное место.

По мнению Тацита, песни о богах и героях заменяли варварам историю. Самый древний ирландский эпос. Он формируется с 3 по 8 век. Созданные народом еще в языческий период эпические поэмы о героях-воинах сначала существовали в устной форме и передавались из уст в уста. Их пели и читали нараспев народные сказители.Позднее, в 7 и 8 веках, уже после христианизации, они были переработаны и записаны учеными-поэтами, имена которых остались неизменными.

Для эпических произведений характерны воспевание подвигов богатырей переплетение исторического фона и вымысла прославление богатырской силы и подвигов главных героев идеализация феодального государства. На героический эпос большое влияние оказала кельтская и германо-скандинавская мифология. Часто эпос и мифы настолько связаны и переплетаются между собой, что провести границу между ними довольно трудно.Эта связь отражена в особой форме эпических сказаний -сагах - древнеисландских прозаических повествованиях исландское слово сага происходит от глагола сказать.

Складывали саги скандинавские поэты 9-12 вв скальды. Древнеисландские саги очень разнообразны саги о королях, сага об исландцах, саги о древних временах Сага о Вельсунгах.Собрание этих саг дошло до нас в виде двух Эдд Старшей Эдды и Младшей Эдды. Младшая Эдда - это прозаический пересказ древнегерманских мифов и сказаний, выполненный исландским историком и поэтом Снорри Сьурлусоном в 1222-1223гг. Старшая Эдда - это сборник двенадцати стихотворных песен о богах и героях.

Сжатые и динамичные песни Старшей Эдды, восходящие к 5 веку и записанные, видимо, в 10-11вв делятся на две группы сказания о богах и сказания о героях. Главный из богов - одноглазый Один, который первоначально был богом войны. Второй по значению после Одина - бог грозы и плодородия Тор. Третий - зловредный бог Локки. А самый значительный герой - богатырь Сигурд.В основе героических песен Старшей Эдды лежат общегерманские эпические сказания о золоте нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье.

Саги получили распространение и в Ирландии -самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это была единственная стран Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды жрецы, барды певцы-поэты и фелиды предсказатели.Четкий и сжатый ирландский эпос сложился не в стихах, а в прозе. Его можно разделить на саги героические и саги фантастические.

Главным героем героических саг был благородный, справедливый и смелый Кухулин. Его мать - сестра короля, а отец бог света. Три недостатка было у Кухулина он был слишком молод, слишком смел и слишком прекрасен. В образе Кухулина древняя Ирландия воплотила свой идеал доблести и нравственного совершенства. В эпических произведениях часто переплетаются реальные исторические события и сказочная фантастика.Так, Песнь о Хильденбранде создана на исторической основе - борьбе остготского короля Теодориха с Одоакром.

Этот древнегерманский эпос эпохи переселения народов возник еще в языческую эпоху и был найден в рукописи 9 века. Это единственный памятник немецкого эпоса, дошедший до нас в песенной форме. В поэме Беовульф - героическом эпосе англосаксов, дошедшем до нас в рукописи начала 10 века, фантастические приключения героев также происходят на фоне исторических событий.Мир Беовульфа - это мир королей и дружинников, мир пиров, битв и поединков.

Герой поэмы -храбрый и великодушный воин из народа гаутов Беовульф, который совершает подвиги и всегда готов прийти на помощь людям. Беовульф щедр, милостив, верен вождю и жаден до славы и наград, ш совершил много подвигов, выступил против чудовища по имениГрлдело и-уничтожил его победил в подводном жилище другое чудовище - мать Гренделя вступил в бой с огнедышащим драконом, который был разгневан покушением на охраняемый им древний клад и опустошал страну.Ценой собственной жизни Беовульфу удалось победить дракона.

Завершается песнь сценой торжественного сожжения на погребальном костре тела героя и сооружения кургана над его прахом. Так в поэме появляется знакомая тема золота, приносящего несчастья. Эта тема будет использоваться позже и в рыцарской литературе. Бессмертным памятником народного творчества является Калевала - карело-финский эпос о подвигах и приключениях героев сказочной страны Калева.Калевала составлена из народных песен рун, которые собрал и записал выходец из финской крестьянской семьи Элиас Леннрот, и опубликована в 1835 и 1849 гг. руны - это вырезанные на дереве или камне буквы алфавита, применявшегося скандинавскими и другими германскими народами для культовых и памятных надписей.

Вся Калевала - это неустанное восхваление человеческого труда, в ней нет и намека на придворную поэзию.По словам Мариэтты Шагинян, мощные образы людей, навсегда вам запоминающиеся, грандиозные картины природы, точное описание процессов труда, одежды, крестьянского быта - все это воплощало в рунах Калевалы высокую Во французской эпической поэме Песнь о Роланде, дошедшей до нас в рукописи 12 века, повествуется об испанском походе Карла Великого в 778г а у главного героя поэмы Роланда есть свой исторический прототип.

Правда, поход против басков превратился в поэме в семилетнюю войну с неверными, а сам Карл - из 36-летнего человека в седого старца.Центральный эпизод поэмы - ронсевальская битва, прославляет мужество людей, верных долгу и милой Франции.

В испанском героическом эпосе Песнь о Сиде отразились события реконкисты -отвоевания испанцами у арабов своей страны. Главный герой поэмы - известный деятель реконкисты Родриго Диас де Бивар 1040 - 1099, которого арабы прозвали Сидом господином.В германском эпосе Песнь о нибелунгах, который окончательно сложился из отдельных песен в эпическое сказание в 12-13 вв есть и историческая основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены события Великого переселения народов 4-5 вв. есть и реальное историческое лицо -грозный вождь Атилла, который превратился в доброго, безвольного Этцеля.

Поэма состоит из 39 песен - авентюр. Действие поэмы переносит нас в мир придворных празднеств, рыцарских турниров и прекрасных дам. Главный герой поэмы - нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который совершил множество чудесных подвигов. Он смел и отважен, молод и пригож, дерзок и самонадеян.Но трагично сложилась судьба Зигфрида и его будущей жены Кримхильды, для которых роковым стал клад с золотом Нибелунгов.

ПРИЗЫВ К КРЕСТОВОМУ ПОХОДУ Любви благая сила Нас робких окрылила. Поход одушевила Мы с Господом в ладу. Так поспешим же в земли. Где, зову неба внемля. Порыв душой приемля. Мы Господа сыны Господь воюет нами. Геройскими руками, И чужеземцы сами Всем тем сокрушены За нас Христос, исполненный Любови, Погиб в земле, что турку отдана.Зальем поля потоком вражьей крови Иль наша честь навек посрамлена Сражаться нам легко ли В далеком бранном поле Господь, в твоей мы воле. Бить недругов хотим Не будет смерти.

Для прозревших вносе Блаженные наступят времена А славу, честь и счастье уготовит Вернувшимся на родину страна. РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Главными темами светской рыцарской, или куртуазной литературы, которая возникла при дворах феодалов, были любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести.Под словами куртуазная литература понимается изысканная светская литература, соответствующая общим понятиям рыцарской верности, доблести, щедрости и учтивости.

Куртуазная литература от фр. соигймз - учтивый, которая создавалась не на латыни, а на национальных языках, представлена лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии и рыцарскими романами. Рыцарь 12 века - эпохи высокого Средневековья был уже не только воином, но и человеком с богатой и сложной внутренней жизнью.На первом плане в его переживаниях все более и более выступала самоотверженная любовь к Прекрасной Даме, которой он готов был бескорыстно и радостно служить.

В этом служении первые европейские лирики находили неиссякаемый источник вдохновения, так что слова влюбленный и поэт в куртуазной среде, в сфере феодального двора стали синонимами. С тех самых пор и существует представление, чт поэт -это влюбленный, а влюбленный - это человек, сочиняющий стихи.Особым предметом любви и служения являлась Дева Мария. Считалось, что предметом поклонения обязательно должна быть замужняя дама, причем более знатная, чем сам поэт. Чтобы приблизиться к Даме и стать узаконенным певцом ее достоинств, поэту требовалось пройти несколько этапов посвящения, сначала ему следовало умаивать свою любовь, затем, открывшись, ждать со стороны Дамы сигнала о том, что он принят его в услужение таким знаком могло быть дарение кольца.

Но и после этого поэт не должен был искать близости. Идеальная любовь, согласно куртуазному кодексу любовь безответная.Она порождает страдание, которое в творчестве переплавляется в совершенное слово красота его возвращает свет и радость в душу влюбленного Потому печаль и уныние в глазах куртуазной этики - величайший грех. Любовь могла быть и безрассудочная, грубая, низкая.

Характерной чертой куртуазной поэзии, бросившей вызов средневековому аскетизму, можно считать возросший интерес к миру человека, который способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы.Лирическая поэзия трубадуров возникла на юге Франции в провансе и подразделялась на следующие формы Альба поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания пастурель лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой кансона - наиболее сложное по строению поэтическое Произведение, соединяющее разные стихотворные размеры, сирвента стихотворение на моральную и политическую тему, и тенсона - стихотворные диспуты.

Мастером пастурели был Бертран де Борн. В жанре кантоны писали Бернарт де Вентадорн и Джауфре Рюдель, а в жанре Альбы - магистр поэтов Гираут де Борнейль.

Трубадуры относились к сочинению стихов как к сознательной, крепостной работе, как к ремеслу, которому нужно научиться, но в тоже время они понимали, что это мера, идущая по определенным правилам. Поэты проявляли индивидуальность, пытались изобрести новые формы, размеры стиха. В конце 12 века примеру трубадуров последовали французские придворные поэты-певцы труверы и немецкие певцы любви миннезингеры.Теперь уже поэтов занимали больше не лирические стихи, а полные всяких авантюр стихотворные поэмы рыцарские романы.

Для многих из них материалом послужили легенды бретонского цикла, в которых действуют рыцари Круглого стола при дворе короля Артура. Рыцарских романов было очень много. Это Парцифаль Вольфрама фон Эшенбаха, Смерть Артура Томаса Мэлори, Ланселот, или Рыцарь телеги Кретьена де Труа. Но самым популярным был роман о трагической любви -Тристан и Изольда.Роман о Тристане, дошедший до нас во вторичном варианте, имеет много версий Жозеф Бедье, Беруль, Готфрид Страсбургский, и каждый автор вносил в роман свои детали.

Альба Боярышник листвой в саду поник, Где дона с другом ловят каждый миг Вот-вот рожка раздастся первый крик Увы. Рассвет, ты слишком поспешил Ах, если б ночь господь на веки дал, И милый мой меня не покидал, И страж забыл свой утренний сигнал Увы, рассвет, ты слишком поспешил Пастораль Встретил пастушку вчера я, Здесь у ограды блуждая. Бойкая, хоть и простая, Мне повстречалась девица.Шубка на ней меховая И кацавейка цветная, Чепчик от ветра прикрыться. Кансона Любовь преграды все сметет, Коль у двоих одна душа. Взаимностью любовь живет, Не может тут служить заменой Подарок самый драгоценный Ведь глупо же исауть услад У той, кому они претят С надеждой я гляжу вперед, Любовью нежной к той дыша, Кто чистою красой цветет, К той, благородной ненадменной, Кем взят из участи смиренной, Чье совершенство, говорят, И короли повсюду чтят. ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В готический период в рамках городской культуры развивалась литература, музыка и театрализованные представления.

Светская городская литература позднего средневековья представлена, во-первых, реалистическими стихотворными новеллами фаблио и шванки, во-вторых, лирикой вагантов -бродячих студентов, школяров, низшего духовенства, и, в-третьих, народным эпосом.

В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела к обыденной жизни, к быту. Реалистические стихотворные новеллы, которые во Франции назывались фаблио, а в Германии -шванк, были светским жанром, и их сюжеты носили комический и сатирический характер, а главными героями были, как правило, хитрые, не лишенные авантюризма простолюдины фаблио О Буренке, поповской королеве.

Лирическая поэзия вагантов от лат. уа ап1ез- бродячие люди, воспевающая щедрые дары природы, плотскую любовь, радость винопития и азартные игры, создавалась на латинском языке. Ее авторами были озорные школяры, неунывающие клирики и обедневшие рыцари.Поклонники Бахуса и Венеры, они вели бродячий образ жизни и в своем творчестве охотно обращались к фольклору, используя мотивы и формы народных песен.

Ваганты знали, что такое бедность и унижение, но их стихи, воспевающие вольное братство, проникнуты радостью, свободой, земной любовью. О творчестве вагантов можно судить по сборнику безымянных поэтов Сагтша Вигапа и стихам Архипиита Кельнского, Вальтера Шатильонского и Гуго Орлеанского.В 12 в. появляются народные поэмы, созданные на основе устного народного творчества -фольклора.

Во многих из них главными героями были дальние родственники нашего Иванушки-дурачка и животные, в поведении которых угадывались человеческие черты Роман о Лисе. Сокровищницей духовной пищи горожан, которая почиталась как мирская литургия, учение и легенда, стал Роман о Розе, авторами которого были Гильом де Лорис и Жан де Мен. В Англии были популярны баллады о Робин Гуде - благородном разбойнике, защитнике бедных и обездоленных.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Вплоть до сегодняшнего дня существует миф, что Средневековье - это темные времена и эпоха упадка. Но это просто устоявшееся ошибочное мнение, что подтверждает невероятно богатая и многогранная литература того времени. Средневековая литература включает в себя огромное количество жанров, рождение каждого из них было обусловлено определенными ситуациями и потребностями.

Литература раннего и зрелого Средневековья

Среди жанров художественной литературы в любые времена наиболее популярными и массовыми являлись повествовательные, то есть эпические жанры. На разных стадиях Средневековья ведущими были различные эпические жанры. К примеру, для раннего Средневековья был характерен народный эпос. Наиболее древняя его часть - исландские и ирландские саги с элементами космогонических мифов и богатырскими героями и кельтский героический эпос.

Что касается зрелого Средневековья, то здесь зарождается книжная, письменная литература на новых языках, в которой доминирует народно-героический эпос, появившийся на прочной и надежной исторической основе.

На границе архаической эпохи и Нового времени рождается проза. Но использовалась она в основном только для записей в юридических документах. Вся художественная письменность стихотворная. На протяжении 13-14-х столетий проза остается маргинальным явлением. В 14-15-х веках очень часто комбинируется проза и стих.

Литература Средневековья может «похвастаться» уже хорошо сформированной поэзией. В этот период обновляется лексика, а мысль обогащается абстрактными понятиями. В Средние века в литературе происходит великое открытие - новый прием - реальность находит свое скрытое содержание.

Сплетение стихов и музыки

Цивилизация Средневековья в самом начале своего существования значительным образом принадлежала к типу культуры с устной доминантой. Даже когда в 12-м и 13-м столетии эта линия стала постепенно стираться, поэтические формы все также несли в себе ее след. Текст был адресован публике, которая воспитывалась на ритуалах и изобразительных искусствах - на жесте и взгляде, а голос дополнял всю «картину». Кроме всего прочего применялась музыка. Эпопею читали нараспев или вовсе пели. Отделение поэзии от музыкального сопровождения завершилось к концу четырнадцатого столетия. Этот разрыв был зафиксирован Эсташем Дешаном в 1392 году. Он разделил музыку поэтического языка и музыку инструментов.