Картины ад данте. Данте габриэль россетти картины

Алессандро Боттичелли - один из величайших художников Италии. Большинство людей помнит его как представителя прославившегося светлыми полотнами, изображающими юношей и девушек небесной красоты. Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику. Его заинтересовал самый ужасный сюжет в христианской теологии - Ад. Боттичелли, картина которого на эту тему находится в данное время в Ватиканской библиотеке Рима, закончил ее написание в 1480 году.

Ее полное название «Бездна ада». Она была создана художником в качестве иллюстрации к «Божественной Комедии» своего великого соотечественника.

«Ад» Боттичелли - картина-иллюстрация к Данте

Который дает нам много сведений о биографии различных художников, пишет о периоде, в котором живописец стал увлекаться подобными темами, следующее. Алессандро очень прославился своими работами, и был приглашен Папой в Рим. Там он заработал много денег, но имея привычку к веселой и беспечной жизни, практически все их потратил и вынужден был вернуться домой. В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте. Он сделал несколько рисунков, иллюстрирующих великое произведение последнего - «Божественную Комедию».

В это время он не работал за деньги, и, таким образом, обеднел еще больше. «Ад» Боттичелли иллюстрировал вместе с другими частями этого произведения - «Раем» и «Чистилищем». Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка.

Картина Боттичелли «Ад» - своеобразная «карта местности»

Известно, что художник является автором нескольких картин по мотивам знаменитого произведения сурового флорентийца. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, потому что представляет собой своеобразную «адову карту». Ведь Данте в своей книге описал не только грехи и ужасные мучения, на которые осуждены те, кто их совершал. Он создал своего рода топографию Ада. Согласно поэту, преисподняя состоит из восьми кругов, а по периметру первого из них течет подземная река Ахерон. Из нее вытекают потоки, попадающие в пятый круг - болота Стигии, где наказываются гневные люди. Затем она превращается в кровавую реку Флегетон, а в девятом круге - с предателями - водопадом обрушивается в центр земли и замерзает. Эта ледяная бездна носит название Коцит. Так выглядит Ад. Боттичелли, картина которого фактически является картой преисподней Данте, пытается точно следовать слову поэта.

Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Поэтому преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Самые страшные преступники, по мнению Данте - это предатели. Художник довольно подробно и тщательно изображает все перечисленные поэтом места, где томятся и мучаются грешники. Другие рисунки, подобно иконописи прежних времен, показывают, как Вергилий и

Данте посещают то один, то другой круг, и все их, перечисленные в поэме, остановки.

Современное искусство и произведение художника

Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Например, известный романист Дэн Браун, автор нашумевшего «Кода да Винчи», написал еще один бестселлер - «Инферно» (Ад). Боттичелли, картина которого фигурирует в данной книге в качестве своеобразного шифра, делается с легкой руки автора, пророком. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. Однако этот роман, несмотря на всю свою фантастичность, заставил многих почитателей Брауна внимательно разглядывать рисунок великого Боттичелли.

Бездна Ада - Сандро Боттичелли. 1480. Пергамент и цветные карандаши. 32 x 47 см


Современным зрителям Сандро Боттичелли представляется художником, главными мотивами произведений которого были красота, оптимизм, жизнеутверждающее начало. Однако это не совсем соответствует истине. Боттичелли был довольно загадочным и очень религиозным человеком, достаточно упомянуть, что он увлекался мрачными проповедями Савонаролы, и казнь этого монаха-реформатора оказала на живописца огромное влияние. Искусствоведы знают – в творчестве Боттичелли можно отыскать и достаточно трагические, пессимистичные произведение, одним из которых является картина, а точнее будет сказать рисунок, «Бездна Ада», именуемая также «Круги Ада», «Карта Ада» или лаконично «Ад».

В 1480 году Лоренцо Медичи заказывает иллюстрированный манускрипт с текстом популярной «Божественной комедии» Данте. Иллюстративная часть была возложена на Сандро Боттичелли, и хоть живописец не закончил сию работу, даже в этом виде она выглядит более чем впечатляюще. Из всех рисунков, «Бездна Ада» наиболее масштабная иллюстрация.

Данте представлял ад, как некую цикличную форму, где всё царство разделено на девять кругов, которые, в свою очередь, делятся на кольца. Боттичелли очень точно подошёл к тексту поэмы, изобразив не только все кольца и круги, но и отдельные остановки, которые по сюжету «Божественной комедии» делал Данте и его провожатый Вергилий на пути к центру земли.

Чем дальше круг – тем страшнее и тягостнее грех. Мы видим, как каждый грешник мучается после смерти за свои земные деяния. Боттичелли изображает ад в виде воронки, сужающейся к центру земли, туда, где живёт в заточении Люцифер.

1 круг – это некрещеные младенцы и ветхозаветные праведники, наказание которых безболезненная скорбь. Во 2 круге находятся сладострастники, которых истязают ураганом и ударами о скалы. 3 круг – обиталище обжор, гниющих под дождём, а 4 – скупердяи и растратчики, которые таскают с места на место тяжести и, сталкиваясь, ведут ожесточённые споры. В 5 круге находятся души унывающих и гневных, их наказание – драка в болоте с дном из душ унывающих. 6 круг встретил Данте лжеучителями и еретиками, лежащими в раскалённых могилах. В 7 круге - насильники, 8 круг – это находящиеся по щелям обманутые и обманщики. И, наконец, 9 круг представляет собой вместилище душ, совершивших самый страшный грех – предательство. Они навечно вмерзли в лёд по шею с обращёнными вниз лицами.

Чтобы понять масштабность и скрупулёзность работы Боттичелли, рисунок следует рассматривать очень внимательно, а при изучении репродукции придётся прибегнуть к помощи лупы - и тогда, перед зрителем развернётся всё повествование Данте со всей точностью и силой поэтического слова.

Данте Габриэль Россетти(18281882)- английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник. -это новое для нас имя. Мы ещё не рассматривали его работы.

Данте Габриэль Россетти Портрет кисти Джорджа Фредерика Уоттса

Обратила внимание на один его портрет.«Bocca Baciata».Особенно привлекли глаза девушки.Что в них грусть или мечта о чём-то неосуществимом?

Название картины дословно обозначает "губы, которые поцеловали", слова взяты из итальянской пословицы, которая указана на обороте картины:

Bocca baciata non perde ventura, anzi rinnova come fa la luna.
‘губы после поцелуя не теряют свой вкус, напротив, он обновляется как луна.’

Данте Габриэль Россетти. Bocca Baciata» После поцелуя . 1859

Произведение было первым одиночным женским портретом, написанным Россетти, тем самым став поворотным пунктом в его творческой биографии. Натурщицей для картины стала Фанни Корнфорт. Сейчас картина находится в Музее изящных искусств Бостона.

В одном из своих писем Россетти пояснил, что во время написания этой картины он старался как можно лучше написать тело, плоть героини, что по его мнению недостаточно проработано на многих произведениях искусства, в том числе и работах прерафаэлитов а также старых мастеров; более тщательная работа над изображением тела могла бы помочь существенно продвинуться в живописи.

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ.

Данте Габриэль Россетти родился 12 мая 1828 года в Лондоне в семье итальянского политического эмигранта, поэта и ученого. Россетти с детства был приобщен к шедеврам итальянской литературы, к "Божественной комедии" Данте, и этими впечатлениями отмечено все его творчество.

Разносторонне одаренный, по-итальянски темпераментный и по-английски мечтательный, Россетти уже в 18-летнем возрасте стал главой "Братства прерафаэлитов", которые были по своей сути романтиками. Вместе с Уильямом Холменом Хантом, Миллесом, видя слепое подражание старым образцам, решил оставить академию и бросился к "исканию внутренней правды"

Автопортрет, 1847

Само слово "братство" передавало идею закрытого, тайного сообщества, подобного средневековым монашеским орденам. Стремление к правде и простоте и романтическое неприятие действительности сочеталось с уходом в более привлекательное, по их мнению, прошлое, в мир фантазий.

Молодые художники искали опору не только в искусстве Раннего Возрождения, мастера которого привлекали их искренностью чувства, чистотой и простотой форм, пытливым отношением к миру. Они увлекались Средневековьем, поэзией английских романтиков.

В 1850 году Габриэль Россетти выставил полотно "Ессе ancilla domini" (лат. "Слуга Господня"), на котором изобразил Благовещение

Россетии Благовещение.

В пустой комнате, на узком ложе, прижавшись к стене и потупив взор, сидит юная Мария, которая предстает не в образе Небесной Царицы, но девушки, смущенной вестью, принесенной Архангелом. Перед Ней стоит прекрасный Архангел, о небесном происхождении которого говорят нимб над головой и язычки пламени под ногами.

В правой руке у Гавриила белая лилия (символ девственной чистоты Девы Марии), к ней прикован завороженный взгляд девушки, левой рукой Архангел посылает Ей весть - поток Божественной, животворящей энергии. Над его рукой парит голубь - символ Святого Духа. Перед ложем Марии - станок с уже вышитой на алой ткани лилией. Веретено и прялка - символы богоугодного дела, которым занималась Дева Мария.

Картина "Благовещение" не понравилась публике: художника обвинили в подражании старым итальянским мастерам. Реалистичность изображения вызвала бурное неодобрение (в том числе и Чарльза Диккенса).

Самые значительные свои произведения Россетти создал в 1850-е - в начале 1860-х. Под влиянием Уильяма Блейка, его поэзии и мистической живописи, Россетти сумел создать свой особый стиль, символический, декоративный, полный мистических отголосков.

Оригинальную композицию Россетти строит на сочетании нескольких крупномасштабных фигур переднего плана, увеличивая размеры полотен, чтобы уместить человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину. Множество предметов и образов составляют фон картины.

Детали и персонажи полны глубоко подтекста, скрытого смысла, что предвещает европейский символизм.Реальные персонажи и детали, как бы выхваченные из жизни, соединялись на заднем плане полотна с фантастическими фигурами и символическими элементами, придававшими композиции ирреальный вид миража.

Как и у символистов, герои внешне статичны, углублены в собственные мысли, однако внутренне они исполнены напряженного глубокого чувства, что обнаруживается во взгляде, жесте. Мастер не боится утрировать пропорции тела или рук, необычных ракурсов, сложных постановок.

Живописи Россетти, в отличие от искусства других прерафаэлитов, не свойственны натуралистические элементы, она не только декоративна, но и монументальна.

В 1850 году Россетти встречает свою музу - Элизабет, в 1860 году она становится его женой. В этот период Россетти создает волнующую галерею женских образов, пламенно-страстных и мечтательно-грустных, - в них неизменно ощущается присутствие Элизабет.

Под аркой жизни, где любовь и смерть,
Ужас и тайна стерегут ее святилище, я увидел
Красоту, восседавшую на троне...
-

писал Данте Габриэль Россетти, обращаясь к красоте, музе, которая вдохновляла его искусство с раннего периода великолепия и блеска вплоть до последних лет упадка:

О тайна Красоты!
Кто может рассказать о твоем могучем влиянии?

Свое творчество Россетти посвятил воспеванию идеального женского образа, воплощенного в рано умершей супруге. Ее необычная внешность привлекала многих единомышленников, сознательно избегавших профессиональных натурщиц, черты Элизабет стали своеобразным каноном женской красоты.

Beata Beatrix, 1864— 1870. Портрет Элизабет Сиддал

Первая годовщина смерти Беатриче (1853)

Женщина, без памяти им любимая, умерла через два года после их свадьбы. Вместе с Элизабет, "музой прерафаэлитов", Россетти похоронил рукописи многих стихотворений (впоследствии опубликованных). Вдохновленный поэзией Данте, он воскрешал ее черты на картинах в облике Беатриче - "Смерть Беатриче", "Беатриче благословенная", "Сон Данте".

Смерть жены в 1862 году стала личной и творческой трагедией для художника. Россетти стал вести все более замкнутый образ жизни. Выставлять свои произведения он отказался еще в 1850, после яростной атаки критики на прерафаэлитов.

В поздний период творчества Россетти начал строить свои композиции на изображении одиночной, сосредоточенной на своих мыслях, идеализированной женской фигуре. Этот образ был вдохновлен Джейн Верден, женой его друга Уильяма Морриса, ставшей второй музой Россетти. К поздней манере художника относятся картины "Прозерпина", "Мариана", "Вероника Веронезе", "Монна Ванна" и другие.

Прозерпина.

Россетти писал о Прозерпине следующее:

"Она изображена в мрачном коридоре своего дворца, со смертельным фруктом в руке. Она проходит мимо, и отблеск света падает на стену позади неё из какого-то внезапно открытого проёма, показав на мгновение верхний мир, и она украдкой взглянула на него, погружённая в свои мысли.

Рядом с ней стоит курильница — атрибут богини. Ветка плюща на фоне может рассматриваться как символ цепляющегося воспоминания"

Возлюбленная.

На картине невеста приоткрывает вуаль фаты, рядом с ней находятся четыре девушки и африканский мальчик-паж. При работе над «Возлюбленной» Россетти вдохновлялся произведениями Эдуарда Мане, в частности « Олимпией», создававшейся в том же году (в частности, эта работа навела его на создание сильного контраста между яркими волосами и чертами невесты, остальными девушками на картине и мальчиком), а также работами Тициана

Россетти закончил картину в 1866 году, но в течение жизни продолжал вносить на холст некоторые изменения.

«Самые сильные чары и самые живые воспоминания передаются ценителю красоты через женский взгляд», — отмечал Фредерик Майерс в эссе "Россетти и религия Красоты" (1883).

Вероника Веронезе.

Вероника Веронезе была вдохновлена венецианской живописью. На ней изображена «творческая душа во время акта творения». Эта тема также отражена в надписи на раме, подписанной как цитата из «Писем Джироламо Ридолфи»; по мнению критиков, цитата принадлежит Алджернону Чарльзу Суинбёрну либо самому Россетти.

Надпись на раме.

"Вдруг, наклонившись вперед, леди Вероника быстро написала первые ноты на девственно чистой странице. Затем она взяла носовую часть её скрипки, чтобы воплотить свою мечту в реальность, но прежде, чем начать играть на инструменте, свисавшем с её руки, она несколько секунд оставалась в тишине, прислушиваясь к вдохновляющим её птицам, а её левая рука блуждала по струнам в поиске высшей мелодии, по-прежнему неуловимой.

Живописное и поэтическое творчество Россетти сливалось: он писал картины на темы стихов и стихи, комментирующие картины, - "Блаженная дева", "Сон сестры", "Последняя исповедь".

Видение Фьямметты . 1878


Пия де Толомеи . 1868

Картина была написана во время начала длительного романа художника с натурщицей Джейн Моррис, женой художника Уильяма Морриса. В качестве сюжета был выбран мотив из Чистилища « Божественной комедии» Данте Алигьери. Пия де Толомеи — женщина, отправленная в заточение и отравленная своим мужем.

Россетти хотел показать, что Уильям Моррис таким же образом держал в плену свою жену. То же самое он отразил и в более поздней работе «Прозерпина» В течение жизни Россетти изобразил Джейн в образах Прозерпины, Гвиневры и Дездемоны — женщин, находившихся во власти своих мужей

Водяная ива.

Он оставил и литературные труды: перевод старинных итальянских поэтов, Чиволло Д"Алькамо, Данте, издал два тома оригинальных стихотворений и сборник баллад и сонетов (1881), замечательных по силе и мелодичности языка, тонкому поэтическому чувству и мистичности, соединенной со страстностью.

Работы последнего периода жизни написаны под влиянием У. Морриса и Э. К. Бёрн-Джонса ("Дневные мечты", 1880, Музей Виктории и Альберта, Лондон).

Умер Россетти в Берчингтоне 9 апреля 1882 года. Полная выставка произведений была показана лишь спустя два месяца после его смерти и имела грандиозный успех.

Творчество Россетти оказало огромное влияние на многих английских художников конца XIX - начала ХХ века. Многочисленные подражатели и ученики составляют так называемую россетизм.

Первым её увидел художник Уолтер Деверелл. Весной 1849 г., он гулял по Ковент-Гардену и дошел до площади Лестер, где за одной из витрин увидел женщину с чудесными волосами, какие он видел раньше лишь у ангелов на полотнах эпохи Возрождения.

Уолтер вошел и увидел прекрасную продавщицу, у которой было ангельское лицо и очи горгоны Медузы, превращающие всех мужчин в камень.

Потрясенный красотой девушки живописец не скоро очнулся от наваждения. Делая вид, что интересуется товаром, он искоса рассматривал продавщицу. И спустя всего несколько минут уже был убежден: что именно её он безуспешно искал несколько лет. Оказалось, что 22-летняя девушка приобрела хорошие манеры, наблюдая за знатными посетительницами.

Уолтер пригласил её позировать в мастерской, где Лиззи и увидел 23-летний Данте Габриэль Россетти, живописец, подающий большие надежды. Он был очарован обликом модели и особым светом, который она излучала. Он сразу влюбился и подумал, что – это его судьба, а Лиззи – это его Беатриче из Флоренции, воспетая в его бессмертных произведениях Данте Алигьери. Культ великого Алигьери установил Гаэтано Россетти. Он участвовал в восстании против австрийцев и бежал из Неаполя, когда его приговорили к смертной казни. В столице Туманного Альбиона он получил место профессора, где преподавал гимназистам родной язык. В свободное время он читал стихи своего земляка, и даже в честь него дал имя своему старшему сыну.

Его жена Фрэнсис Мэри Полидори, хотя и родилась в Британии, но всегда помнила откуда родом её предки и, конечно, была в восторге от поэзии Данте. Именно это и сблизило пару влюбленных. У них было четверо детей.

Данте познакомился с живописцами У. Хантом и Д. Миллесом и вместе они организовали группу, которую назвали «Братство прерафаэлитов».

Россетти решил оставить память о своей возлюбленной, написав картину. Он назначал ей свидания, на которых читал ей сонеты Алигьери. Девушка ответила ему взаимностью…Габриэль снял комнату, и молодые устроили там своё гнездышко. Он заставил её бросить работу и пообещал, что они поженятся. Девушка прекрасно знала, что этого никогда не будет, но любила его и стремилась во всем ему угодить. Она училась рисованию, много читала и пробовала писать. Сиддел была первой моделью Братства прерафаэлитов.

Габриэль делал множество зарисовок и написал несколько полотен, изображая любимую. Однако наиболее известный портрет Элизабет создал Джон Милле. «Офелия» – главное произведение прерафаэлитизма. Девушка будто отдала этому портрету свою красоту и здоровье. Картина была прекрасна, а вот натурщица стала серьёзно хворать. Она позировала художнику, находясь в ванне с теплой водой, чтобы Милле смог изобразить её золотые волосы в воде. Но однажды мастер увлекся, а вода остыла. Девушка не решилась сказать, что замерзла. Она простыла, простуда перешла в туберкулез. От девушки осталась бледную тень прежней Лиззи. Кроме Россетти её уже никто не приглашал позировать. Он все ещё иногда повторял, что они скоро поженятся. Однако все чаще изменял ей.

Габриэль нанял красивую домработницу Фанни Кронфорт: она стала моделью для картины «Прекрасная Розамунда». Затем увлекся Энни Миллер – моделью для полотна «Елена Троянская».

Лиззи все видела, ревновала, но не протестовала, боясь, что Габриэль может её прогнать.

В 1858 г. у прерафаэлитов появилась новая муза дочь конюха Джейн Берден: редкая красота которой напоминала средневековую статую. Эта красота покорила потомка знатного рода и художника Уильяма Морриса, который предложил ей руку и сердце вместе со своими богатствами.

Габриэль попытался её соблазнить, но успеха не имел. Джейн была моделью и для него, и её облик запечатлен на лучших полотнах. Увидев эти произведения, Лиззи поняла, что Россетти вновь влюблен.

В 1860 г. Сиддел забеременела. Это состояние отняло последние силы. Она перестала есть, только чуть-чуть бульона или желе, и то только ради младенца. Она мечтала об этом ребёнке. Лиззи уже знала, что скоро покинет этот мир, но желала лишь оставить после себя ребёнка, как отсвет её любви к Габриэлю.

А он, наконец-то принял окончательное решение обвенчаться с любимой. Лизи уже все реже и с большим трудом вставала с постели. Но упорно шила детские вещички, чтобы ребёнок носил то, что сшила она сама. К сожалению, после тяжелых родов, которые длились несколько дней, родилась мертвая девочка. Молодую женщину одолела глубочайшая депрессия. Во время родов она получила серьёзные травмы, и её мучила неутихающая ни на минуту сильнейшая боль. Доктор назначил опий, и женщина с каждым днем увеличивала дозы наркотика.

Габриэль работал над новым портретом Джейн, а его жена почти все время была одна. На дворе стоял вьюжный февраль 1862 г., Лиззи постоянно зябла. Посмотрев в окно, она неожиданно увидела там беспросветную серость и печаль… и проглотила все дозы опия.

Россетти мучило чувство вины. Почти целый год он писал книгу со стихами и прекрасными иллюстрациями: был заключен отличный договор на издание. Однако он принял решение подарить её возлюбленной, завернув рукопись в её волосы.

Он написал картину «Beata Beatrix»: где Лиззи находится в трансе. На переднем плане изображены солнечные часы, которые символизируют убегающее время, а необыкновенная птица с золотистым оперением принесла цветы мака черного цвета.

Образ жены постоянно стоял перед глазами, преследовал в сновидениях. Габриэль терял рассудок, и чтобы каким-то образом отгородиться от одиночества и отчаяния предлагал Джейн оставить мужа и уйти к нему. Но у нее были дети, и она искренне любила своего мужа.

Габриэль на своих картинах все чаще рисовал женщин с золотой копной волос, как у Сиддел. Когда её лицо, стало исчезать из его памяти, он в 1869 г. по разрешению властей провел эксгумацию.

Очевидцы рассказывали, что за семь лет тело женщины не претерпело изменений. Однако в этом виновато скорее воображение и тусклый свет от факела. Данте забрал рукопись, коснувшись волос своей музы. Книга принесла ему шумный успех – в основном из-за истории её возвращения.

1 круг — Лимб

Александр Литовченко

Первый круг ада — Лимб, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещеным. В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.
Страж: Харон.
Наказание: безбольная скорбь.

2 круг — Сладострастие


У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной во веки вечные.
Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание бурей.

3 круг — Чревоугодие


В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.
Страж: Цербер.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.

4 круг — Жадность


Гюстав Доре

Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Толкая грудью грузы, они идут навствечу друг другу, сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.
Страж: Плутос.
Наказание: Вечный спор.

5 круг — Гнев и Лень


Гюстав Доре

Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.
Страж: Флегий.
Наказание: Вечная драка по горло в болоте.

6 круг — Для еретиков и лжеучителей



Фурии

Пламенеющий город Дит (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства), который сторожат сестры-Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью.
Стражи: Фурии.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.

7 круг — Для насильников и убийц всех мастей


Гюстав Доре

Степи, где вечно идет огненный дождь, и взгляду предстает одно и то же: страшные муки душ, запятнавших себя насилием. Сюда попадают и тираны, и убийцы, и самоубийцы, и богохульники, и даже игроки (которые бесмыссленно истребляли собственное имущество). Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в алом кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени.
Страж: Минотавр.
Наказание: кипеть в кровавой реке, изнывать в знойной пустыне у горящего потока, быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.

8 круг — Для обманувших недоверившихся


Сандро Ботичелли

Пристанище сводников и обольстителей, состоит из 10 рвов (Злопазухи, Злые Щели), в центре которых лежит самый страшный девятый круг Ада. Поблизости мучаются прорицатели, гадатели, колдуньи, взяточники, лицемеры, льстецы, воры, алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики. В этот же круг попадают священники, торговавшие церковными должностями.
Страж: Герион.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и если высунется — черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.

9 круг — Для отступников и предателей всех сортов


Гюстав Доре

В самом центре преисподней — ледяное озеро Коцит. Как в аду викингов, тут невероятно холодно. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники, и главный из них — Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера.
Стражи: гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей.
Наказание: вечные терзания в ледяном озере.