Кибрик евгений адольфович картины. Евгений Адольфович Кибрик: биография

График, живописец, сценограф

Родился в семье управляющего хлебоэкспортной фирмы. Учился в Одесском художественном институте (1922–1925) у П. Г. Волокидина, Т. Б. Фраермана, ленинградском Вхутеине (1925–1927) у К. С. Петрова-Водкина, С. В. Приселкова, А. И. Савинова.

Жил в Ленинграде (1925–1930, 1932–1943) и Москве (1930–1932, 1943–1978). Был женат на художнице Л. Я. Тимошенко (1938–1959). Занимался станковой, книжной и журнальной графикой. В 1920-е рисовал для газет «Молодая гвардия» (Одесса), «Смена» (Ленинград), журнала «Юный пролетарий» (Ленинград). В 1928–1932 оформлял спектакли в Театре рабочей молодежи («Зови, фабком!» С. Ершова и А. Коровкина, 1928).

В 1926–1930 - член коллектива «Мастера аналитического искусства» (МАИ) П. Н. Филонова. После раскола МАИ был в числе основателей «ИЗОРАМ» (Изостудия рабочей молодежи, 1930–1932), призванной развивать массовую художественную самодеятельность. В период развернувшейся травли П. Н. Филонова выступил в газете «Советское искусство» и журнале «Юный пролетарий» с резкой критикой учителя.

Оформлял книги для Детгиза, издательств «Художественная литература», «Молодая гвардия» и других. Выполнил иллюстрации к книгам: «Подпоручик Киже» (1930), «Смерть Вазир-Мухтара» (1932) Ю. Н. Тынянова, «По следам героя» (1933), «Невская повесть» (1934) Д. М. Лаврухина, «Сказки» (1936), «Борис Годунов» (1965; золотая медаль Академии художеств СССР, серебряная медаль на Международной выставке искусства книги в Лейпциге 1965) А. С. Пушкина, «Кола Брюньон» (1935; серебряная медаль на Всемирной выставке в Париже 1937), «Очарованная душа» (1959) Р. Роллана, «Легенда об Уленшпигеле» Ш. де Костера (1938), «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя (1946), «Русские героические былины» (1951), «Как закалялась сталь» (1958; бронзовая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе 1958) Н. А. Островского и другим.

Создал станковые работы на революционные темы: «С. Н. Халтурин и В. П. Обнорский за работой над программой Северного союза русских рабочих. 1878 год» (1940), серии «В. И. Ленин в 1917 году» (1946–1947), «1917 год» (1968–1971). Выполнил портреты художников С. Б. Юдовина (1934), Ю. И. Пименова (1965), А. В. Кокорина (1977), писателя Р. Роллана (1935), искусствоведа А. Д. Чегодаева (1954). Автор графических серий: «Коммуна «Новый путь» (1930), «Северокавказская» 1937), по мотивам повести Н. В. Гоголя «Портрет» (1973–1975). По материалам зарубежных поездок выполнил циклы акварелей и рисунков: «Италия» (1956, 1962, 1966–1968), «По Франции» (1959), «Мюнхен» (1965). Постоянно выполнял пейзажные, портретные, жанровые этюды и зарисовки.

В начале Великой Отечественной войны создал ряд плакатов: «Отважные пехотинцы! Враг не выносит красноармейских ударов…» (1941). Участвовал в работе коллектива художников и поэтов «Боевой карандаш» (1941). В 1942–1943 находился в эвакуации в Самарканде. Выполнил серии рисунков «Фархад-строй» (1942–1943), «Земля Узбекистана» (1942–1943). В 1943 Комитетом по делам искусств был командирован в Сталинград; выполнил одноименный цикл рисунков.

С 1927 - участник выставок (выставка мастеров аналитического искусства в ленинградском Доме печати). Экспонировался на выставках: «Современные ленинградские художественные группировки» (1928/1929), 1-й общегородской выставке изобразительных искусств (1930), 1-й выставке ленинградских художников (1935), автолитографии ленинградских художников (1939) в Ленинграде, советской цветной гравюры (1937), Всесоюзных художественных выставках (1939, 1945, 1946, 1947, 1949, 1952, 1957, 1965, 1969, 1973), «Н. В. Гоголь в произведениях советских художников» (1952) в Москве и других. Участник многочисленных международных выставок и выставок советского искусства за рубежом: во Франции (1936, 1960), Болгарии (1936, 1956), Англии (1938, 1945, 1961), США (1940, 1959, 1963, 1973), Польше (1946, 1954), Италии (1956, 1962, 1976), Венгрии (1956, 1973), Чехословакии (1960, 1974), Бразилии (1961). Провел персональные выставки в Ленинграде (1937, 1966, 1978), Москве (1946, 1952, 1956, 1959, 1966, 1975, 1976), Одессе, Харькове (1952, 1976), Львове (1952), Киеве, Кишиневе (1976), Владимире, Ярославле, Вологде (1977).

Преподавал в ИЗОРАМ (1930–1932), Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1942–1943) в период его нахождения в эвакуации в Самарканде, Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова в Москве (1953–1976), профессор (с 1954), руководитель мастерской станковой графики; руководитель творческой мастерской графики Академии художеств СССР в Москве (1967–1976). Среди его учеников: А. П. Мунхалов, В. Е. Попков, Э. С. Сивцев, Н. В. Щеглов. Автор ряда статей и книг, посвященных истории и практике изобразительного искусства, книги воспоминаний «Работа и мысли художника» (М., 1984).

Лауреат Государственной (Сталинской) премии (1948), заслуженный деятель искусств РСФСР (1948), член-корреспондент (1949), действительный член, член президиума Академии художеств СССР (1962), народный художник СССР (1967). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1956), В. И. Ленина (1976).

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Кибрик - один из крупнейших мастеров советской графики. Его ранние работы (иллюстрации к «Подпоручику Киже» Ю. Н. Тынянова) созданы под значительным влиянием П. Н. Филонова и его метода «аналитического искусства», с характерным выявлением внутренней жизни вещей и фигур. Позднее перешел к стилистике «умеренного» модерна и «академического реализма». Предпочитая техники рисунка углем и карандашом, черной акварели, литографии, сочетал монументально-эпические мотивы с мягкостью световых эффектов. К наиболее значительным графическим циклам принадлежат серии иллюстраций к «Кола Брюньону» Р. Роллана (1934–1936), «Легенде об Уленшпигеле» Ш. де Костера (1937–1938), «Тарасу Бульбе» Н. В. Гоголя (1943–1945), «Русским героическим былинам» (1948–1950).

Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других. На родине художника, в Вознесенске, открыт художественный музей им. Е. А. Кибрика (филиал Николаевского художественного музея им В. В. Верещагина).

Кибрик Евгений Адольфович (1906-1978)

По признанию самого художника, беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в дальнейшем выбор жизненного и творческого пути.

Художественное образование Е. А. Кибрик получил в Институте изобразительных искусств в Одессе (1922-25) и Ленинградском Вхутеине (1925-27). Решающее значение для творчества молодого художника имело знакомство еще в студенческие годы с уникальным художником и педагогом П. Н. Филоновым . Кибрик стал его учеником, в 1926 г. вошел в основанный Филоновым коллектив "Мастера аналитического искусства" и первые самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием этого художника (иллюстрации к "Подпоручику Киже" Ю. Н. Тынянова, 1930, и др.).

В иллюстрациях начала 1930-х гг. к книгам современных писателей ("Невская повесть" Д. М. Лаврухина, 1933; "Тяжелый дивизион" А. Г. Лебеденко, 1934, и др.) художник вырабатывает уже собственную энергичную и жесткую манеру рисунка, цепко схватывающую зримые черты окружающего мира.
Но определяющей явилась для него работа над книгой Р. Роллана "Кола Брюньон" (1934- 36).

Кибрика привлекают полнокровные, эпически цельные характеры, он придает своим героям открытый, театральный жест, активную мимику, нередко используя в качестве натурщиков профессиональных актеров. Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений. Шершавый, крупнозернистый штрих его литографий плотно и сочно ложится на страницу книги. Так строит Кибрик и следующую свою книгу - "Легенда об Уленшпигеле..." Ш. де Костера (1937-38).

Великая Отечественная война подкрепила стремление художника к героическим темам и привлекла его внимание к русской классике: "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя (1944-45). Менее удачной была попытка применить выработанный художником метод к русским былинам ("Героические былины", 1948- 50), где сказочная условность персонажей плохо ладила со стремлением одеть их живой плотью и поместить в реальное пространство.

Монументальному драматизму и героике своих лучших книг 1930-40-х гг. художник оставался верен и в поздних работах: "Как закалялась сталь" Н. А. Островского (1953-56), "Борис Годунов" А. С. Пушкина (1959-64), "Портрет" Н. В. Гоголя (1973-77). Значительное место в жизни Кибрика занимала преподавательская деятельность. В течение двадцати пяти лет (1953-78) он был профессором МГХИ, руководил мастерской станковой графики.

Кибрик Евгений Адольфович

Kibrik Eugene

(1906 - 1978)

По признанию самого художника, беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в дальнейшем выбор жизненного и творческого пути.

Художественное образование Е. А. Кибрик получил в Институте изобразительных искусств в Одессе (1922-25) и Ленинградском Вхутеине (1925-27). Решающее значение для творчества молодого художника имело знакомство еще в студенческие годы с уникальным художником и педагогом П. Н. Филоновым. Кибрик стал его учеником, в 1926 г. вошел в основанный Филоновым коллектив "Мастера аналитического искусства" и первые самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием этого художника (иллюстрации к "Подпоручику Киже" Ю. Н. Тынянова, 1930, и др.).

В иллюстрациях начала 1930-х гг. к книгам современных писателей ("Невская повесть" Д. М. Лаврухина, 1933; "Тяжелый дивизион" А. Г. Лебеденко, 1934, и др.) художник вырабатывает уже собственную энергичную и жесткую манеру рисунка, цепко схватывающую зримые черты окружающего мира.

Но определяющей явилась для него работа над книгой Р. Роллана "Кола Брюньон" (1934- 36).

Кибрика привлекают полнокровные, эпически цельные характеры, он придает своим героям открытый, театральный жест, активную мимику, нередко используя в качестве натурщиков профессиональных актеров. Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений. Шершавый, крупнозернистый штрих его литографий плотно и сочно ложится на страницу книги. Так строит Кибрик и следующую свою книгу - "Легенда об Уленшпигеле..." Ш. де Костера (1937-38).

Великая Отечественная война подкрепила стремление художника к героическим темам и привлекла его внимание к русской классике: "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя (1944-45). Менее удачной была попытка применить выработанный художником метод к русским былинам ("Героические былины", 1948- 50), где сказочная условность персонажей плохо ладила со стремлением одеть их живой плотью и поместить в реальное пространство.

Монументальному драматизму и героике своих лучших книг 1930-40-х гг. художник оставался верен и в поздних работах: "Как закалялась сталь" Н. А. Островского (1953-56), "Борис Годунов" А. С. Пушкина (1959-64), "Портрет" Н. В. Гоголя (1973-77). Значительное место в жизни Кибрика занимала преподавательская деятельность. В течение двадцати пяти лет (1953-78) он был профессором МГХИ, руководил мастерской станковой графики.

_____________________

Евгений Адольфович КИБРИК - народный художник СССР, профессор, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, один из тех художников, кому во многом обязана своими достижениями советская графика.

Юрий Иванович Пименов, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, в своей статье "Современность и история" сказал о нем так: "Кибрик - художник талантливый и разнообразный, диапазон его работ широк: и в смысле материалов, которыми он пользуется, и в смысле настроений, которые он выражает, и в смысле эпох, к которым он обращается.

Он рисовальщик и живописец, мастер литографии и акварели, он выражает героические чувства и нежные лирические интонации, живет в своем времени и уходит в далекое историческое прошлое".

Е. А. Кибрик - автор произведений, посвященных В.И. Ленину, историко-революционной теме. Большой вклад внес художник и в книжную графику. Его серии иллюстраций к произведениям русской, советской и зарубежной литературы являются образцами глубокого проникновения художника в творчество писателя.

Евгений Адольфович родился 21 февраля 1906 года на Украине, в небольшом городке на Южном Буге - Вознесенске. Здесь прошли его детство и отрочество. Учился Кибрик в местной мужской гимназии, увлекался чтением и рисованием.

В 1920 году в Вознесенске была установлена Советская власть. К этому же периоду относится и начало творческой биографии Кибрика - он познакомился с выпускником Харьковского художественного училища Андреем Великановым, который создал в городе кружок изоискусства, ставший первой школой будущего художника.

В 1922 году Евгений Кибрик поступает в Одесский художественный институт ИЗО (ныне художественное училище), где учится на факультете живописи в мастерской Павла Гавриловича Волокидина. Через год Е.А. Кибрик переходит в мастерскую Теофила Борисовича Фраермана, которая была центром институтской жизни: здесь выпускалась стенгазета, оформлялись празднества, студенты расписывали институтский клуб. Молодой художник много рисовал, а с конца 1922 года сотрудничал в газете Одесского обкома комсомола "Молодая гвардия".

В 1925 году Е.А. Кибрик уезжает в Ленинград, где поступает учиться в Академию художеств.

В это время в Академии был принят поточный метод преподавания в связи с недоверием к старой профессуре. Преподаватели менялись через день, отрицая друг друга, что вносило сумятицу в умы студентов.

Молодой художник искал для себя ответ на вопрос: "Каким должно быть новое искусство, связанное с передовым мировоззрением". Не найдя ответы на тревожащие его вопросы в стенах Академии, резко отрицательно относясь к применявшейся здесь педагогической системе, в 1927 году Кибрик уходит из Академии. С этого же времени он сотрудничает в качестве театрального зарисовщика с ленинградской газете "Смена".

В студенческом клубе Евгений Кибрик впервые увидел художника Павла Николаевича Филонова, выступавшего с речью об "аналитическом искусстве", Кибрик стал участником общества "Коллектив мастеров аналитическою искусства - школа Филонова". Лозунгом Филонова была "пролетаризация искусства", заключавшаяся, в его понимании, в выработке приемов, которые сделали бы искусство доступным каждому.

В эти годы Кибрик сотрудничает в молодежных журналах, делая рисунки и композиции на самостоятельные темы. Он получал заказы в разных издательствах на обложки книг и фронтисписы, заставки. В марте 1930 года директор Издательства писателей в Ленинграде предложил Е.А. Кибрику иллюстрировать повесть Ю.Н. Тынянова "Подпоручик Киже". Это было первым серьезным выступлением молодого художника в качестве иллюстратора.

Летом 1930 года Кибрик порвал со школой Филонова, считая, что путь, которым идут филоновцы, ошибочен и формалистичен. Он продолжает активно работать в газетах и журналах, делает рисунки к антирелигиозным листовкам, оформляет обложки книг на антирелигиозные темы. Конец 1920-х - начало 1930-х годов были для него временем разнообразной и напряженной работы. Кибрик организует в Москве студию Изорам - изобразительное искусство рабочей молодежи.

Именно в этот период Кибрик много читает В.И. Ленина, а когда познакомился со статьей Владимира Ильича "О пролетарской культуре", почувствовал себя окрыленным - в его руки попала нить, дающая правильное направление в жизни и творчестве.

В 1932 году художник оставляет работу в Изораме, вновь занимается журнальной и книжной графикой. В это время выходят книги с его иллюстрациями: "Тяжелый дивизион" А.Г. Лебеденко, "Невская повесть" Д.М. Лаврухина, "Падение Кимас-озера" Г.С. Фиша, иллюстрации к "Сказкам" А.С. Пушкина, к рассказам Б.А. Лавренева. Мастер избирает технику литографии.

С 1934 года Е.А. Кибрик начал работать над иллюстрациями к повести французского писателя Ромена Роллана "Кола Брюньон", а с 1937 года - над серией иллюстраций к роману бельгийского писателя Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле".

В 1938 году Издательство писателей в Ленинграде предложило художнику иллюстрировать сборник избранных рассказов М.М. Зощенко "Уважаемые граждане". Новая тема его увлекла. В маленьких, карманного типа, альбомчиках появились наброски, сделанные Кибриком в поездах, трамваях, в театре, на улице.

В 1940 голу на выставке произведений советских художников на темы истории партии была представлена работа Е.А. Кибрика "Халтурин и Обнорский" - первое произведение Евгения Адольфовича на историко-революционную тему. Оно вошло в число наиболее значительных произведений советской графики в предвоенный период.

В этом же 1940 году художник вновь обращается к творчеству Р. Роллана, начал иллюстрировать его роман "Очарованная душа". Это было время, когда нацисты вторглись во Францию и имя Р. Роллана - носителя славы французской культуры, зазвучало с новой силой как имя антифашиста, сторонника движения Сопротивления. Но работу прервала Великая Отечественная война, последний рисунок серии был закончен утром 22 июня 1941 года.

Летом 1942 года Е.А. Кибрик уезжает в Самарканд, а через год выполняет серии рисунков "Земля Узбекистана" и "Фархад-строй". В сентябре 1943 года художника вызвали в Москву в Комитет по делам искусств и командировали в Сталинград. Увиденное произвело на него неизгладимое впечатление, отразившееся в серии графических листов "Сталинград".

В 1944-1945 годах художник обращается к творчеству Н.В. Гоголя и создает серию иллюстраций к его повести "Тарас Бульба".

Неисчерпаем для художника мир идей, мыслей, рожденных Великим Октябрем. Его всегда волновала тема "Человек и революция", нашедшая свое воплощение в образе В.И. Ленина. Кибрик создал серию из семи станковых листов "В.И. Ленин в 1917 году" (станковое искусство - произведения живописи, скульптуры, графики, имеющие самостоятельный характер и не предназначенные для какого-либо сооружения, издания). Здесь он по-новому подошел к раскрытию темы и в выборе сюжетов, и в трактовке характера, смело нарушая художественные традиции в изображении вождя. Эта работа графика вошла в золотой фонд советской изобразительной Ленинианы.

С 1946 по 1972 год художник постоянно возвращается к теме революции. В 1972 году он закончил четыре живописные картины, oбъединенные в серию "1917 год", - "Накануне", "Восстание", "Победа", "Жертвы".

В этот же период Кибрик выполнил несколько графических портретов В. И. Ленина.

Большое значение в творчестве мастера имеют иллюстрации к сборнику "Героические былины" (1948-1950). В образах русских богатырей Кибрик выразил силу духа народа.

Тема гражданской войны нашла отражение в серии иллюстраций к роману Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1953-1956).

С 1954 года художник увлекся красками: маслом и акварелью. Он создает серии рисунков и акварелей, связанных с его зарубежными поездками, - "По Франции", "По Италии", пишет маслом и акварелью пейзажи Подмосковья, натюрморты со скульптурой.

В конце 50-х годов Е.А. Кибрик обращается к историческому прошлому нашей Родины, иллюстрируя драму А.С. Пушкина "Борис Годунов" (1959-1964). Чувство тревоги, мятежных страстей рождает созданный мастером образ книги, отвечающий ее трагедийному содержанию. Это талантливый перевод искусства слова на язык графики.

Последняя законченная работа художника - иллюстрации к повести Н. В. Гоголя "Портрет" (1973-1977). Тема книги, ее идея были близки Кибрику, отвечали его раздумьям о жизни, искусстве, о подвижническом труде, без которого нет искусства.

После окончания работы над повестью Н.В. Гоголя "Портрет" Е.А. Кибрик решил сразу приняться за следующую книгу, обуславливая это тем, что возраст заставляет торопиться. После ряда поисков, колебаний художник остановился на "Отелло" В. Шекспира. Он сделал подготовительные рисунки. Но работа была прервана внезапной кончиной художника 16 июля 1978 года.

Е.А. Кибрик вел большую общественную работу, занимался педагогической деятельностью. В 1949 году его избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1954-м - утвердили в звании профессора Московского художественного института имени В.И. Сурикова, с 1962 года он академик, член Президиума Академии художеств СССР.

С 1958 года В.А. Кибрик руководил творческой мастерской графики Академии художеств СССР, одновременно являясь профессором Государственного художественного института имени В.И. Сурикова, а также мастерской станковой графики, заведовал кафедрой. Внимательный и требовательный педагог, страстный и увлеченный человек, он много работал с творческой молодежью.

Труд Е.А. Кибрика высоко отмечен Родиной. В 1948 году за работы, отображающие образ В.И. Ленина, художник удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. За серии книжных иллюстраций награжден Золотой и Серебряной медалями Академии художеств СССР, дипломами и медалями различных выставок как у нас в стране, так и за рубежом. В 1956 году Е.Л. Кибрик был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1976 году - орденом Ленина. В 1967 году ему присвоено высокое звание народного художника СССР.

Московской телестудией создан фильм о творчестве художника, Киностудией "Ленфильм" снята документальная кинолента "Художник Евгений Кибрик".

В конце 50-х - начале 60-х годов редактор Вознесенской районной газеты "Радянська правда", член Союза писателей СССР Б.И. Слободянюк начал переписку с художником. В 1964 году Е.А. Кибрик приехал в Вознесенск после сорокалетнего перерыва и с тех пор до конца своей жизни не терял с городом связи.

В 1978 году городской комитет партии обратился к Евгению Адольфовичу с просьбой подарить Вознесенску несколько своих работ, на что художник ответил согласием, пообещав передать в дар городу около двухсот своих произведений, а также завешать принадлежащую ему коллекцию художественных произведений других художников. Скоропостижная смерть помешала Е.А. Кибрику выполнить свое обещание. В начале 80-х годов вдова художника Ирина Александровна Кибрик передала в дар Вознесенску более двух тысяч экспонатов - работы Е.А. Кибрика, его личные вещи, художественную коллекцию.

Город с благодарностью принял дар и в октябре 1985 года здесь был открыт Вознесенский художественный музей Е.А. Кибрика - отдел Николаевского художественного музея имени В.В. Верещагина.

Двухэтажное здание музея находится в центре Вознесенска, по улице Ленина, 14. Его строительство велось с 1982 по 1984 годы по специальному проекту, предусматривающему особенности хранения произведений графики.

На первом этаже расположен выставочный зал, при необходимости выполняющий функции лекционного, библиотека, в фонд которой И.Л. Кибрик передала книги, написанные Е.А. Кибриком, каталоги его выставок, литературу о нем и его учениках, а также о художниках, чье творчество связано с творчеством Евгении Адольфовича.

В восьми залах второго этажа развернута постоянная экспозиция, включающая произведения Е.А. Кибрика, мемориальную часть и произведения живописи, графики и скульптуры советских и зарубежных художников, подаренные мастеру.

Большую работу по созданию музея провели его сотрудники, значительную помощь в построении экспозиции оказали сотрудники Академии художеств СССР и Николаевского художественного музея имени В.В. Верещагина.

Много сделала для увековечения памяти Е.А. Кибрика Ирина Александровна Кибрик. При ее участии был создан кинофильм "Художник Евгений Кибрик", выпущена книга "Работа и мысли художника". Она часто приезжала в Вознесенск для оказания практической помощи научным сотрудникам музея, встречалась с молодежью, школьниками, рабочими предприятий, интеллигенцией города. 15 февраля 1990 года Ирины Александровны не стало.

Вознесенский художественный музей Е.А. Кибрика - явление уникальное не только для нашей республики, но и для всей страны. Здесь отражен весь творческий путь художника-графика, его становление.

Музей является центром художественной мысли и пропаганды изобразительного искусства в крае. С. 1985 года по настоящее время около 100 тысяч человек познакомились с музейной экспозицией. Большое внимание уделяется здесь выставочной и лекционной работе. В музее экспонировались выставки, посвященные русскому классическому и советскому многонациональному искусству. Делу пропаганды эстетических знаний способствуют постоянно действующие лектории: "Азбука искусств", "Содружество муз", клуб юного искусствоведа, организуется чтение лекций на предприятиях, в учебных заведениях, хозяйствах района.

Евгений Адольфович Кибрик (первоначальное имя Герц Адольфович Кибрик; 1906-1978) - советский график, иллюстратор и живописец, педагог, профессор.

Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1949). Народный художник СССР (1967). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1948).

Биография

Герц Кибрик (с 1920-х годов - Евгений) родился 8 (21) февраля 1906 года в Вознесенске (ныне Николаевской области Украины), в зажиточной еврейской семье - его отец, Адольф Гершевич Кибрик (ум. 1940), был крупным хлеботорговцем и судовладельцем, занимавшимся баржевыми перевозками.

В 1922 году переехал в Одессу, где поступил в Художественное училище. Там он учится на факультете живописи в мастерской Теофила Борисовича Фраермана. С конца 1922 года сотрудничает в газете Одесского обкома комсомола «Молодая гвардия».

В 1925 году приехал в Ленинград и поступил учиться в ВХУТЕИН. В 1927 г. прерывает учение в Академии и переходит в мастерскую П. Н. Филонова, став впоследствии его учеником. Вошёл в основанный Филоновым коллектив «Мастера аналитического искусства» и первые самостоятельные работы выполнил под сильнейшим влиянием учителя. В 1927 г. принял участие в общей работе коллектива «Мастеров аналитического искусства» - в оформлении ленинградского Дома печати. Автор живописного панно «Новый быт» («Первое мая»).

C 1927 г. сотрудничает, как иллюстратор, в ленинградской газете «Смена». В 1930 г. выполнил иллюстрации к «Подпоручику Киже» Ю. Н. Тынянова, в работе над которыми ему значительно помог учитель, П. Н. Филонов.

В 1930 г. организует в Москве студию ИЗОРАМ. В 1932 г. возвращается в Ленинград. Работает в книжной иллюстрации, преимущественно, в технике литографии.

В начале весны 1942 году выехал в Самарканд, где руководил графической мастерской Академии художеств, в следующем году возвратился в Москву. Старшая сестра Е. Кибрика, учитель музыки Мария Кибрик (в замужестве Чацкая, 1903-1941), была расстреляна нацистами во время акции уничтожения еврейского населения Макеевки.

В 1943 г. выполняет серии рисунков «Земля Узбекистана» и «Фархад-строй». В сентябре 1943 года художника вызвали в Москву в Комитет по делам искусств и командировали в Сталинград, результатом поездки стала серия графических листов «Сталинград».

В 1946-47 гг. создал серию графических работ «В. И. Ленин в 1917 году.» Серия является одной из важнейших работ в советской лениниане; над ленинской темой художник продолжает работать вплоть до 1959 года.

Вёл большую общественную работу, занимался педагогической деятельностью. В 1949 году его избрали членом-корреспондентом АХ СССР, в 1954 году утвердили в звании профессора МГАХИ имени В. И. Сурикова, с 1962 года - академик, член Президиума АХ СССР. В течение двадцати пяти лет (1953-1978) был профессором МГАХИ имени В. И. Сурикова, руководил мастерской станковой графики, в которой стажировался ряд известных художников.

Е. А. Кибрик умер 18 июля 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

В октябре 1985 года был открыт Вознесенский художественный музей Е. А. Кибрика (филиал отдел Николаевского художественного музея имени В. В. Верещагина), на основании собрания работ художника, переданной его наследниками в дар музею.

Творчество

  • «Подпоручик Киже» Ю. Н. Тынянова, 1930 г.
  • «Невская повесть» Д. М. Лаврухина, 1933 г.
  • «Тяжёлый дивизион» А. Г. Лебеденко, 1934 г.
  • «Кола Брюньон» Р. Роллана, 1934-36 гг.
  • «Легенда об Уленшпигеле» Ш. де Костера, 1937-38 гг.
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, 1944-45 гг.
  • «Героические былины», 1948-50 гг.
  • «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, 1953-56 гг.
  • «Борис Годунов» А. С. Пушкина, 1959-64 гг.
  • «Портрет» Н. В. Гоголя, 1973-77 гг.

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1948) - за рисунки «Есть такая партия!» и «Ленин в Разливе» из серии «Ленин в 1917 году» (1947)
  • народный художник СССР (1967)
  • орден Ленина (1976)
  • орден Трудового Красного Знамени (13.04.1956)

Семья

  • Первая жена - писательница Вера Казимировна Кетлинская
  • Вторая жена - художница Лидия Яковлевна Тимошенко (1903-1976). В браке в 1938 по 1959 год
    • сын - лингвист Александр Евгеньевич Кибрик - (1939-2012), член-корреспондент РАН, член Британской Академии наук, профессор, заведующий кафедрой ОТИПЛ филфака МГУ
      • внук - лингвист Андрей Александрович Кибрик, академик Европейской Академии наук, доктор филологических наук
      • внучка - Кибрик, Антонина Александровна (Нина Кибрик), художница
Страна:

СССР →
Россия

Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Известные ученики: Известен как: Сайт:

Алекса́ндр Евге́ньевич Ки́брик (26 марта , Ленинград - 31 октября , Москва) - российский лингвист , доктор филологических наук, профессор МГУ , член-корреспондент РАН (), заслуженный деятель науки Республики Дагестан . Автор работ по прикладной лингвистике , синтаксису , функциональной и когнитивной типологии , общим проблемам теории языка. Автор и редактор грамматических описаний нескольких малых и исчезающих языков России. Организатор десятков лингвистических экспедиций, один из лидеров российской школы полевой лингвистики . Один из ведущих преподавателей Отделения теоретической (структурной) и прикладной лингвистики , с по 2012 год - заведующий кафедрой ТиПЛ.

Биография

По собственному признанию, «программой-максимум» А. Е. Кибрика было стать кинорежиссёром . Однако сначала он решил получить филологическое образование («Я считал, что филология даст мне такое хорошее образование, что я буду про всё что-то знать » ). В 1961 году он окончил классическое отделение филологического факультета МГУ , его однокурсником был Сергей Аверинцев . Однако ещё в процессе учёбы А. Е. Кибрик заинтересовался современной лингвистикой, а также семиотикой , которая с конца 1950-х годов начинала приобретать популярность в СССР. В 1960 году на факультете было открыто новое отделение теоретической и прикладной лингвистики , куда А. Е. Кибрик стал ходить на лекции. Там он познакомился и с математиком Владимиром Успенским - одним из основателей отделения, читавшим на нём математические курсы.

Уже дипломная работа А. Е. Кибрика «Спектральный анализ гласных новогреческого языка» (выполненная под руководством Петра Саввича Кузнецова) была посвящена не классической филологии, а экспериментальному исследованию с использованием новейших технологий (правда, единственный спектрометр для анализа речи находился тогда в и был размером со шкаф). Статью на основе диплома он отправил в «Вопросы языкознания », где её приняли к печати, в 1962 году статья была опубликована . Вскоре автору позвонили из редакции журнала и попросили зайти за откликом читателя на его статью. Читателем оказался известнейший математик А. Н. Колмогоров , который сообщал «уважаемому профессору Кибрику», что статья ему понравилась и он хотел бы обсудить её. В результате А. Е. Кибрик сделал доклад на семинаре, который Колмогоров вёл на мехмате МГУ .

Внешние изображения
Лидия Тимошенко. Портрет сына (А. Е. Кибрик). Холст, масло. 1962

В аспирантуру А. Е. Кибрика не приняли, поскольку факультетское начальство сочло его неблагонадёжным - в частности, это было связано с тем, что в студенческие годы он был редактором факультетской стенгазеты, в котором тогдашнему декану не понравились некоторые «подрывные» стихи. Помимо стенгазеты, студент Кибрик прославился ещё и тем, что снял художественный фильм о студенческой жизни. Фильм был без слов (и так и назывался «Нет слов»), его героями были реальные студенты. Одна из сцен изображала лекцию по политэкономии, на которой студенты занимались своими делами. Из-за отказа вырезать эту сцену показ фильма в клубе, находившемся в здании Храма Св. Татианы , был отменён . Сам фильм не сохранился.

А. Е. Кибрик умер в Москве после тяжёлой болезни 31 октября 2012 года . Отпевание прошло в Храме святителя Николая на Трёх Горах . Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с отцом (участок № 9).

Семья

  • Отец - художник Евгений Адольфович Кибрик
  • Мать - художница Лидия Яковлевна Тимошенко
  • Жена - лингвист, африканист Антонина Ивановна Коваль
    • сын - лингвист Андрей Кибрик
    • дочь - художница Нина Кибрик

Вклад в науку

Работы по прикладной лингвистике, описанию кавказских языков , синтаксису , функциональной и когнитивной типологии , общим проблемам теории языка. Организатор большого количества лингвистических экспедиций по изучению языков (полевая лингвистика), один из лидеров российской школы полевой лингвистики.

Основные труды

Монографии

  • Кибрик А. Е. Модель автоматического анализа письменного текста (на материале ограниченного военного подъязыка) . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 3.) М.: МГУ, 1970. - 365 с.
  • Городецкий Б. Ю., Кибрик А. Е., Логахина Л. С. и др. Словари словосочетаний и частотные словари слов ограниченного военного подъязыка . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 4.) М.: МГУ, 1971. - 538 с.
  • Алпатов В. М. , Вентцель А. Д., Журинский А. Н. , Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Поливанова А. К. и др. 200 задач по языковедению и математике . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 8.) М.: МГУ, 1972. - 252 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Оловянникова И. П. Фрагменты грамматики хиналугского языка . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 9.) М.: МГУ, 1972. - 380 с.
  • Кибрик А. Е. Методика полевых исследований (к постановке проблемы) . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 10.) М.: МГУ, 1972. - 181 с.
  • Kibrik A. The methodology of field investigations in linguistics (setting up the problem) . (Janua Linguarum. Series Minor, 142.) The Hague/Paris: Mouton, 1977. - 130 p. (Англ. пер. монографии 1972 года)
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. . Т. 1. Лексика. Фонетика. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 11.) М.: МГУ, 1977. - 362 с.
  • Кибрик А. Е. Опыт структурного описания арчинского языка . Т. 2. Таксономическая грамматика. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 12.) М.: МГУ, 1977. - 346 с.
  • Кибрик А. Е. Опыт структурного описания арчинского языка . Т. 3. Динамическая грамматика. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 13.) М.: МГУ, 1977. - 320 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Оловянникова И. П., Самедов Д. С. Арчинский язык: тексты и словари . (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 14.) М.: МГУ, 1977. - 392 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. Сопоставительное изучение дагестанских языков. Глагол . М.: МГУ, 1988. - 226 с.
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. Сопоставительное изучение дагестанских языков. Имя. Фонетика . М.: МГУ, 1990. - 366 с.
  • Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания: универсальное, типовое и специфичное в языке . М.: Изд-во МГУ, 1992. - 336 с. (Переиздано: М.: УРСС/КомКнига, 2001, 2001, 2004, 2005, 2012. Серия: Лингвистическое наследие XX века.)
  • Кибрик А. Е., Кодзасов С. В. , Муравьёва И. А. Язык и фольклор алюторцев . М.: Наследие, 2000. - 468 с.
  • Кибрик А. Е. Константы и переменные языка . СПб: Алетейя, 2003. - 720 с.

Редактор и составитель

  • Табасаранские этюды. Материалы Дагестанской экспедиции. 1979. (Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. Вып. 15.) М.: МГУ, 1972.
  • . Вып.11. Современные синтаксические теории в американской лингвистике. М., 1982.
  • Новое в зарубежной лингвистике . Вып. 15. Современная зарубежная русистика. М., 1985.
  • Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М.: Наука, 1987.
  • Лидия Тимошенко - художник и личность. Живопись. Графика. Дневники. Воспоминания современников. М.: Советский художник, 1991.
  • Эдвард Сепир . Избранные труды по языкознанию и культурологии. (Серия «Языковеды мира ».) М.: Прогресс-Универс, 1993.
  • The noun phrase in the Andalal dialect of Avar as spoken at Sogratl. (Eurotyp working papers. Theme 7: Noun phrase structure. Working paper no. 18.) Konstanz, 1993.
  • Godoberi’s noun phrase. (Eurotyp Working Papers. Theme 7: Noun phrase structure. Working paper no. 21.) Konstanz, 1994.
  • Godoberi. (Lincom Studies in Caucasian Linguistics, 02.) München/Newcastle, 1996.
  • Элементы цахурского языка в типологическом освещении. М.: Наследие, 1999.
  • Багвалинский язык. Грамматика, тексты, словари. М.: Наследие, 2001.
  • Лидия Тимошенко. Реальность других измерений: дневники, письма, воспоминания. М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  • Малые языки и традиции: существование на грани. Вып. 1. Лингвистические проблемы сохранения и документации малых языков. М.: Новое издательство, 2005.
  • Малые языки и традиции: существование на грани. Вып. 2. Тексты и словарные материалы. М.: Языки славянской культуры, 2008.

Примечания

Ссылки

  • Профиль Александра Евгеньевича Кибрика на официальном сайте РАН
  • Личная страница и мемориальная страница на сайте ОТиПЛ филологического факультета МГУ
  • Личная страница на сайте
  • Некролог на сайте филологического факультета МГУ
  • Некролог на сайте LINGUIST List (англ.)
  • Потери: В. Плунгян, Г. Крейдлин, М. Кронгауз об А. Е. Кибрике («Троицкий вариант », 6 ноября 2012 г.)