Китайская культура эпохи средневековья возникновение. Культура древнего китая

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 30.12.2015 17:07 Просмотров: 3538

Китай относится к наиболее древним цивилизациям. Китайская цивилизация в течение 5 тысяч лет вобрала в себя большое число государств и культур.

Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизаций.

Древность

Археологические находки говорят о том, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию современного Китая между 2,24 млн-250 тыс. лет назад. Вблизи Пекина были найдены останки синантропа, которые датируются 550-300 тыс. лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.
Приблизительно 70 000 лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, вытеснив синантропов и их потомков. Наиболее ранние подтверждения существования современных людей на территории Китая датируются 67 тыс. до н. э.
Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся. Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 до н. э. В поселениях найдены мастерские для производства бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Но большинство западных учёных отрицает существование этой династии.
Первой исторически достоверной династией считается династия Шан (другое название Инь), между XVIII и XII ст. до н. э. Её уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу. Она правила с XII до V века до н. э. В середине VIII в. до н. э. создались несколько формально независимых государств. С V по II в. до н. э. эти государства постоянно воевали между собой, но в 221 до н. э. они были объединены Цинь Ши Хуан-ди в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько десятилетий, но именно она сформировала Китай как имперское образование.

Великая Китайская стена

Во время династии Цинь империя объединилась в единое целое и достигла небывалого могущества. Но ей требовалась надёжная защита от кочевых народов. Цинь Ши-хуанди отдал распоряжение о строительстве Великой Китайской стены вдоль Иншаня. При строительстве использовались ранее существовавшие части стены, которые укреплялись, надстраивались, соединялись новыми участками и удлинялись. Постройкой стены управлял полководец Мэн Тянь.
Строительство первых участков стены началось в III в. до н. э. В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны (около миллиона человек). Стена должна была зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи.
Строительство длилось 10 лет и сталкивалось с огромными трудностями. Не было дорог, не хватало воды и пропитания для участвующих в работах. К строительству привлекались рабы, солдаты, крестьяне. В результате эпидемий и непосильного труда погибли десятки тысяч человек. Возмущение мобилизацией на строительство стены вызывало народные восстания и послужило одной из причин падения династии Цинь.
Латинское название Китая «China», которое существует сейчас во многих европейских языках, вероятнее всего, происходит от имени этой династии Цинь (221-206 до н. э.).
Период господства династии Хань продолжался с 206 до н. э. по 220 годы. В этот период началось формирование китайцев как единого этнического сообщества.

Средневековье

В III-VI вв. в связи с нападениями кочевников с севера, китайская империя была объединена династией Суй в 580 году. «Золотой век» Китая – VII-XIV вв., время господства династий Тан и Сун. Именно в этот период произошло большинство научных открытий и достижений в культуре.
В 1271 г. монгольский правитель Хубилай объявил начало новой династии Юань. В 1368 г. произошло антимонгольское восстание, и началась новая этнически китайская династия Мин, которая правила Китаем до 1644 г.
Последней императорской династией Китая стала династия Цин, которую начали завоеватели Китая маньчжуры. Она была свергнута революцией в 1911 г.

Живопись

Китайская живопись зародилась в Древнем Китае. Но относительно времени зарождения этого искусства существуют разночтения. Сегодняшние учёные относят рождение китайской живописи к временам до н.э. Археологические раскопки обнаружили шёлковые погребальные знамёна с сохранившейся росписью, относящиеся к 168 г. до н. э.

Погребальное знамя-покрывало гроба госпожи Дай
В VIII в. зарождаются основные жанры китайской живописи:
Жанр живописи растений. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.
Живопись цветов и птиц.
Горные пейзажи.
Анималистический жанр.
Жанр портрета.
Ли Сысюнь (651-716) – основатель пейзажного направления китайской живописи.

Ли Сысюнь. Пейзаж (Копия эпохи Мин, начало XVI в.)

Ван Вэй (701-761) «Каскад»
Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры, в том числе китайской живописи. При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082-1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку. Когда войска северных варваров осадили и захватили столицу Китая Кайфэн и крупнейший город на земле в то время, в плен попал и сам император – художник.

Чжао Мэнфу «Человек с лошадью на ветру»
Художники эпохи Мин ориентировались на образцы эпохи Сун.

Тан Инь. Пейзаж
В XVI-XVII вв. Китай начинает подвергаться культурному влиянию европейцев. Китайская живопись начинает трансформироваться. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688-1766), итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Именно он совместил китайские и европейские традиции в своём рисунке.

Джузеппе Кастильоне

Д. Кастильоне «Сосна и ястреб»

Каллиграфия занимает особое место в искусстве Китая. Каллиграфия подобна живописи, и процесс создания иероглифа кистью и тушью приравнен к процессу создания картины. Эту картину нужно не просто созерцать, но и проникаться её духом, потому что китайский иероглиф – это графический рисунок-символ, знак смысла, слово, эмоциональный отпечаток древнего сознания.

Скульптура

Дошедшие до нашего времени бронзовые бытовые и ритуальные сосуды свидетельствуют о том, что уже во II тысячелетии в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Скульптуры отличаются разнообразием форм и узоров, причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц и чудовищ. Они должны были оберегать человека от стихийных бедствий, привлекать к нему добрых духов. Поэтому узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест. Сосуды отличались строгими пропорциями, четким распределением орнамента.

Сосуды
К середине II тысячелетия до н.э. формы бронзовых сосудов становятся более простыми и изящными, а узоры более плоскими. Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые сцены (охота, жатва), сцены, связанные с ритуальными обрядами.

Рельеф мифических существ
В период Хань появляются гравированные по кирпичу и камню рельефы назидательного и легендарно-исторического характера. Они отражают представления древних людей о структуре Вселенной, странах света, о пирах во дворцах небожителей.
Самые ранние погребальные деревянные статуэтки были обнаружены на территории государства Чу (230 г. до н.э.). Они были еще примитивными и грубыми по форме.

Лучник императорской гвардии. Терракота. Конец III в. до н.э. Могила Цинь

В период династии Цинь керамические погребальные фигурки изображали уже сцены реальной жизни. В одном захоронении иногда было несколько тысяч таких фигур. Это громадное войско воинов и лошадей должно было наводить страх на загробных врагов.
Статуи периода династии Хань отличались гротескностью образа, простотой и выразительностью пластического языка.

Статуя династии Хань
В создании человеческих образов применялись методы круглой и плоской скульптуры. Так постепенно сформировался особый стиль китайской скульптуры.
Подлинный расцвет скульптура переживает во времена Танской династии. Танские трехцветные глазурные изделия отличались оригинальностью, выразительностью, блеском и яркостью глазури, высокой техникой обжига.

Скульптура эпохи Тан
Знаменитые лошади и верблюды этого вида скульптуры отличают точные пропорции, благородные формы и хороший художественный вкус.
К этому времени погребальная скульптура постепенно приходит в упадок. Началась эпоха каменной скульптуры. Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати. Так было вплоть до последних дней династии Мин и Цин.

Китайская каменная скульптура

Каменные скульптуры в гробнице генерала Хо Цюбина представляют собой шедевры скульптурного искусства Китая раннего периода. Хо Цюбин - знаменитый генерал времен династии Хань. Его захоронили рядом с императором Уди. Могила была построена наподобие горы Циляньшань и на могиле было установлено 9 каменных скульптур, чтобы увековечить военные заслуги выдающегося генерала.
Первые изваяния львов датируются 25-200 гг. н.э. (династия Восточная Хань) и связаны с появлением буддизма в Китае.

Каменные пещеры Китая также представляли одно из направлений буддийского искусства. В древности они обычно выдалбливались в горах. В Китай это искусство проникло из Индии в период династий Вэй и Цзин. Таких каменных пещер в Китае насчитывается около 120. Среди них самыми знаменитыми являются Юньганские пещеры в провинции Шэньси, Лунмэнские пещеры в провинции Хэнань и Дунхуанские пещеры Могаоку в провинции Ганьсу. Их называют тремя сокровищами искусства каменного изваяния Китая.

Лунмэнская пещера
Юньганские и Лунмэнские пещеры являются самыми ранними и отличаются многочисленностью изваяний и высокой художественностью.
Лунмэнские пещеры очень глубокие. В них вырезаны более 2100 каменных ниш и киот, более 100 тысяч скульптурных фигур и барельефов, несколько десятков буддийских ступ, более 3600 каменных стел и плит с разными надписями. Изваяния Будды и Бодисатвы облачены в ханьские одежды, отличаются безмятежностью и бесстрастностью. В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 м.

Статуя Будды в храме Фэнсянь
Черты лица Будды уже полностью китайские.

Статуя Будды в Лэшане (объект ЮНЕСКО)

Архитектура

Архитектура Китая за 5 тыс. лет создала немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются мировыми шедеврами. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.

Малая пагода диких гусей (707-709 гг.)

Малая пагода диких гусей была построена для размещения буддистских рукописей индийского происхождения по инициативе монаха-путешественника Ицзина.
Вокруг малой пагоды расположен большой парк с несколькими буддийскими храмами и фонтаном. В глубине парка находится Музей Сианя с экспонатами об истории города и династиях китайской истории.

Малая пагода диких гусей (Сиань)
Большинство строений в древнем Китае сооружались из дерева: в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. На этом основании возводилась кровля, которую покрывали черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом. Стены не имели функции несущей конструкции.
Древние строители изготавливали детали по отдельности, а затем собирали строение непосредственно на месте. Деревянные строения были более стойки к землетрясениям. Но главный их недостаток – недолговечность и пожароопасность. Многие архитектурные памятники сгорели или пострадали от пожаров.
Китайские здания имеют свой особый архитектурный декор. Например, чивэнь на конце конька крыши.

Чивэнь
А также

Глазированная черепица на крыше Летнего дворца

Балюстрада на каменном мосту в городе Ситан

Архитектурная живопись Хэ си в Запретном городе

Запретный город

Запретный город – самый обширный дворцовый комплекс в мире (961 x 753 м, 720 тыс. м², 980 зданий). Находится в центре Пекина. Это главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с династии Мин и до конца династии Цин (с 1420 по 1912 гг.). В течение всего этого времени служил местом жительства императоров и членов их семей, а также церемониальным и политическим центром китайского правительства. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин.

Запретный город

Храм Неба

Храм Неба – храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине. Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.
Комплекс построен в 1420 г. во время правления династии Мин.

Биси

Каменная черепаха юаньской династии в Каракоруме

Биси – помесь китайского дракона с китайской черепахой, один из «Девяти сыновей дракона» в китайской мифологии.
В китайской архитектуре они обычно появляются в виде исполинской ушастой, зубастой черепахи, несущей на своей спине стелу с важным текстом. В разных вариантах такие черепахи встречаются не только в Китае, но и в сопредельных государствах: Вьетнаме, Корее, Монголии и даже в России (две черепахи из Уссурийска в Приморском крае).
В древних китайских традициях черепаха являлась символом долголетия; её форма связывалась со строением мироздания. По образу и подобию черепахи должны были строиться сооружения, рассчитанные на вечность.

Биси со стелой у мавзолея первого минского императора Чжу Юаньчжана (начало XV в).

Висячие гробы

Погребальные сооружения в виде гробов, размещающихся на скалах, высоко над землёй. Встречаются во многих странах.

Захоронение в висячих гробах – древний погребальный обычай некоторых национальных меньшинств Китая, особенно народа бо. Полые гробы разной формы высекались из цельных кусков дерева нану. После помещения внутрь трупа покойного их располагали на высоких (до 100 м) скальных уступах и пещерах, чаще группами. По поверьям народа бо, горы были лестницей между этим миром и небесным. Кроме того, жители хотели уберечь покойных от осквернения врагами и животными.

Башни

В Китае издавна любят строить башни. Самыми известными тремя башнями в Китае являются башня Хуанхэлоу, башня Юеянлоу, башня Тэнвангэ.

Башня Хуанхэлоу в городе Ухань провинции Хубэй

Башня Юеянлоу в городе Юеян провинции Хунань

Жилые постройки

Сыхэюань

Сыхэюань – тип традиционной китайской застройки, при котором четыре здания помещаются фасадами внутрь по сторонам прямоугольного двора. По такому типу в Китае строились усадьбы, дворцы, храмы, монастыри и т. д.

Тулоу

Жилые комплексы крепостного типа – тулоу (Фуцзянь)
Тулоу в китайской архитектуре – жилой комплекс крепостного типа, распространённый в провинциях Фуцзянь и Гуандун. Бывают квадратной или круглой формы. Первые тулоу были построены представителями народности хакка ещё при династии Тан. Столкнувшись с враждебным отношением к себе со стороны местного населения, мигранты вынуждены были строить замкнутые жилые сооружения крепостного типа.

Укреплённые особняки дяолоу

Дом-крепость Жуйшилоу в окрестностях Гуанчжоу
Это укреплённые многоэтажные особняки, характерные для уезда Кайпин в провинции Гуандун на юге Китая.
Самые старые особняки относятся ко времени заката династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В относительно мирные времена правления династии Цин подобных сооружений не строили, но мода на них вернулась в 1920-е и 1930-е гг., когда в Китай стали возвращаться зажиточные представители китайской диаспоры из-за океана.

Фанза

Фанза – типичный крестьянский дом северного Китая.

Цель: ознакомить учащихся с важнейшими достижениями средневековой китайской культуры, продолжить формирование умений давать оценку отдельным явлениям культуры, их духовной и художественной ценности, логически мыслить.

Оборудование: карта, таблица (достижения средневекового Китая), два варианта тестов по проверке домашнего задания, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Тема нашего урока “ Культура средневекового Китая”. Прежде, чем перейти к новой теме урока повторим пройденный материал.

Повторим даты: 1054, 843, 1265, 1302, 1337-1453, 1419-1434, 874, 884, 960, 1206, 1211-1368.

Термины: феод, феодал, оброк, барщина, ростовщик, инквизиция.

Люди: Уот Тайлер, Жанна д, Арк, Робин Гуд, Ян Гус, Конфуций, Сиддхартха Гаутама.

Назовите географическое положение Китая. (Показ на карте)

Назовите столицу Китая.

С какими странами вёл торговлю Китай? (Иран, Средняя Азия, Византия) (Показ на карте)

Каковы причины крестьянской войны в Китае?

Чем она отличалась от обычных крестьянских восстаний?

Какие последствия имели завоевания монголов?

Для проверки выполнения домашнего задания мы выполним тест (тест по вариантам, по окончанию выполнения работы взаимопроверка, выставление оценок).

Вариант I

1. Династия Тан в Китае управляла:

а) 200 лет; б) 300 лет; в) 1000 лет.

2. Война между китайцами с чжурчжениями закончилась подписанием мира между императорам.

а) Тан-Цзинь; б) Суй и Тан; в) Сун иЦзинь.

3. Завоевание Северного и Южного Китая было осуществлено в 1211-1279 гг. племенами:

а) печенегов; б) половцев; в) монголов.

4. В средневековом Китае были достигнуты успехи в производстве:

а) бумаги; б) шёлка в) папируса.

5. Династия Сунн утвердилась в Китае:

а) в 960 г.; б) 980 г.; в) 1010 г.

6. Крестьянская война в 874 году на северо-востоке Китая началась в годы правления династии:

а) Тан; б) Сун; в) Цзинь.

7. Освобождение Китая от власти монголов началось с восстания:

а) жёлтых повязок; б) красных повязок; в) чомпи.

8. В исторических романах китайские писатели:

а) прославляли монгольских полководцев;

б) призывали народ к борьбе;

в) старались пробудить в народе патриотические чувства.

Вариант II

1. Начиная с какого времени, в Китае начала править династия Тан?

а) С начала VII века; б) с начала VI века; в) с начала V века.

2. Какие две реки соединил Великий канал?

а) Инд и Ганг; б) Янцзы и Хуанхэ; в) Тигр и Евфрат.

3. Какую империю основали чжурчжэни в Китае?

а) Тан; б) Цинь; в) Цзинь.

4. Какие кочевники начали завоевание Китая в начале ХIII века?

а) Монголы; б) авары; в) скифы.

5. Что было изобретено в средневековом Китае?

а) Боевые колесницы; б) печатный станок; в) папирус.

6. В период какой династии средневековый Китай достиг наибольших размеров?

а) Тан; б) Сун; в) Мин.

7. Основатель державы монголов?

а) Чингисхан; б) Бату; в) хан Узбек.

8. Столица монгольской державы?

а) Сарай-Бату; б) Самарканд; в) Пекин.

2. Переходим к новой теме урока.

Запишите её в тетрадь.

Какие достижения древнего Китая вам известны? (Шёлк, компас, бумага, порох)

У вас на столах лежат таблицы “Достижения средневекового Китая”. (Приложение 1)

По ходу объяснения учителя идёт демонстрация презентации.

По ходу урока, вы будете записывать новый материал в данную таблицу.

В средневековье китайцы научились изготовлять фарфор из разных сортов глины. Производство фарфора требовало большого опыта, знаний, оно, как и производство шёлка хранилось в секрете. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть “блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день” Замечательные произведения мастера изготавливали из слоновой кости. Какое значение имело данное открытие?

1. 8-9 вв. были золотым веком китайской поэзии в это время творило около 2-х тыс. китайских поэтов. ДУ ФУ, ЛИ БО, которых волновала судьба народа, его положение. Поэты пытались донести правду до народа, боролись за его права. Развивался жанр исторического романа “Троецарствие”, “Речные заводи” Ши Найаня.

Герои романа богатыри, борцы за справедливость времён династии Сун (960-1279).

Заполняем таблицу.

2. Китайские постройки были тесно связаны с окружающим ландшафтом. Архитекторы строили пагоды - буддийские храмы в виде высоких многоэтажных зданий. Загнутые вверх края крыш создавали впечатление лёгкости, устремлённости ввысь. После освобождения Китая от власти монголов был полностью перестроен Пекин. В центре возведён храм неба. Это здание имеющие в плане знак солнца или неба с остроконечными крышами в форме конусов.

Посмотрите внимательно на строение зданий, в чем вы видите сходство (ответы детей).

Они напоминают о непрерывном движении природных стихий.

Главным видом искусства в средневековом Китае была живопись. Китайские художники более всего любили пейзажи-картины природы. Их писали не с натуры, а по памяти. Жанр пейзажа именовался в Китае “Горы” и “Воды”. Гора олицетворяла светлые, активные мужественные силы природы, вода же связывалась с тёмными, пассивным, женственным началом. Так в названии пейзажа воплотились представления китайцев о мире.

Заполняем таблицу.

3. Китайцы обладали глубокими знаниями в медицине. Они хорошо знали лечебные свойства растений. Издавна они применяли корень женьшеня для лечения от переутомления т.к. он снижает физическую и умственную усталость. В настоящее время научно доказано положительное влияние женьшеня.

4. Для лечения многих болезней применяли иглоукалывание и прижигание. Существует придание о том, как человек узнал о связи между отдельными точками на своём теле и различными процессами в его организме, что привело к лечебной методике иглоукалывания. Предание гласит: У крестьянина болела голова, обрабатывая поле, он нечаянно ударил себя мотыгой по ноге, и головная боль прошла. Потом, при аналогичном недомогании все, кто об этом узнал, стали специально ударять камнем по этой точке, ноги, чтобы избавиться от боли, а затем пытаться найти другие точки на теле. Поначалу воздействие на точки осуществлялось путём надавливания, а в настоящее время стали применять каменные, костяные и металлические иглы, а также практиковалось прижигание тела в тех местах, где должны находиться чудодейственные точки.

Заполняем таблицу.

В заключение дополню 2012 год, год Дракона. Дракон священное животное Китая. В Китае легенды о драконах восходят к 5000 до нашей эры. Китайский народ почитал и поклонялся дракону со времен глубокой древности, и постепенно его образ занял центральное место в верованиях и мифах Китая.

Драконы в Китае символизируют собой доблесть и благородство и считаются существами мудрыми, обладающими магией и тайным знанием. В "Книге Перемен" иероглиф дракон означает "мудрец".

Мы заканчиваем знакомство со средневековой культурой Китая.

Какое впечатление произвели на вас произведения китайского искусства?

Какие чувства они вызывают?

Урок окончен.

Список литературы

1. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.

2. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае.

3. Агни йога. Надземное. Книга 1. Внутренняя жизнь. – Л.: Изд-во “Экополис и культура”, 1991.

4. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира, “Вако”. Москва, 2005.

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

Каждая из культурных эпох тесно связана с социально политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. - до III в. н.э. В эту эпоху входит культура Китая периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань. Культура Китая III -IX вв. охватывает два исторических периода: период Южных и Северных династий и период объединения Китая и создания танского государства. Культура Китая X -XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских завоеваний и правление династии Юань. Культура Китая XV - XIX вв. - это культура периода династии Мин, а также период завоевания Китая маньчжурами и правления маньчжурской династии Цин.

Обилие и разнообразие керамических изделий - от бытовой посуды до жертвенных сосудов - и их техническое совершенство свидетельствуют, что культура этого периода стояла, несомненно, выше яншанской. К этому времени относятся и первые гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления.

Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие гиероглифической письменности.

Развитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге, впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь.

Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы - изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова-однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы. Начали составляться словари.

Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую.

Самым выдающимся историком-писателем был Сыма Цянь (около 145 - 86 гг. до н.э.) Его личные взгляды, сочувствовавшие даосским настроениям, расходились с ортодоксальными конфуцианскими, что не могло не отразиться на его труде. По-видимому, за это инакомыслие историк попал в опалу. В 98 г. до н.э. по обвинению в сочувствии к полководцу, оклеветанному перед императором У -ди, Сыма Цянь был приговорён к позорной каре - кастрированию; реабилитированный позднее, он нашёл силы возвратиться на служебное поприще с одной целью - завершить труд своей жизни. В 91 г. до н.э. он закончил своё замечательное произведение “Исторические записки” (“Ши цзи”) - сводную историю Китая, включавшую также описание соседних народов от древнейших времён. Труд его повлиял не только на всю последующую китайскую историографию, но и на общее развитие литературы

В Китае творило много поэтов и писателей в разных жанрах. В элегическом жанре - поэт Сун Юй (290 - 223 гг. до н.э.). Лирика поэта Цюй Юаня (340 -278 гг. до н.э.) славится своей изысканностью и глубиной. Ханьским историком Бань Гу (32 -92 гг.) в этом жанре создан труд “ История династии Хань” и многие другие.

Сохранившиеся литературные источники, по большей части произведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысячелетия.

Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.

Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления всей духовной ориентации в Китае видна во многом.

В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Брахман и не Будда. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует, кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (основная категория религиозного и философского даосизма). Причём Дао в его даосской трактовке (существует и иная трактовка, конфуцианская, воспринимавшая Дао в виде Великого Пути Истины и Добродетели) близко к индийскому Брахману. Однако именно Небо, всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае.

Специфике религиозной структуры Китая свойствен и ещё один существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент - незначительная и социально не существующая роль духовенства, жречество.

Все эти и многие другие важнейшие особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная с эпохи Шан-Инь. У иньцев был немалый пантеон богов и духов, который они почитали и которому приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе человеческие. Но с течением времени на передний план среди этих богов и духов всё более отчётливо выходил Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок - -тотем. Шанди воспринимался как первопредок, заботившийся о благосостоянии своего народа.

Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль: именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая.

У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём культу этого божества был придан не только сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление - прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами.

Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли, тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством.

Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления. Все эти специфические особенности, складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые навсегда вошли в историю под наименованием конфуцианства.

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социалистических и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Высокоморальный Цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должно было обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга.

Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжен), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Следование всем этим принципам будет обязанностью благородного Цзюнь-цзы. “Благородный человек” Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Конфуций сформулировал основы того социального идеала, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь государем, чиновник - чиновником», то есть пусть всё в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. И общество должно состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто трудится и повинуется - низов. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства Мэн-цзы (372 - 289 до н.э.) считали вечным и неизменным, идущим от мудрецов легендарной древности.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, наконец, государь, - это беспрекословный авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младших и подчинённых, как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, корпорации или семьи.

Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка изменённых древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоёвывали его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были справедливее, и правители мудрее...

В условиях эпохи Чжаньго (V - III вв. до н.э.), когда в Китае ожесточённо соперничали различные философские школы, конфуцианство по своему значению и влиянию стояло на первом месте. Но, несмотря на это, предлагавшиеся конфуцианцами методы управления страной тогда не получил признания. Этому помешали соперники конфуцианцев - легисты.

Учение законников - легистов резко отличалось от конфуцианского. В основе легистской доктрины лежал безусловный примат писаного закона. Сила и авторитет которого должен держаться на палочной дисциплине и жестоких наказаниях. По легистским канонам, законы разрабатывают мудрецы - реформаторы, издаёт их государь, а осуществляют на практике специально отобранные чиновники и министры, опирающиеся на мощный административно-бюрократический аппарат. В учении легистов, почти не апеллировавших даже к Небу, рационализм был доведён до своей крайней формы, порой переходившей в откровенный цинизм, что можно легко проследить на примере деятельности ряда легистов - реформаторов в различных царствах чжоуского Китая в VII -IV вв. до н.э. Но не рационализм или отношение к Небу было основным в противостоянии легизма конфуцианству. Важнее было то, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и другие традиции, тогда как легизм выше всего ставил закон, державшийся на строгих наказаниях и требовавший абсолютного повиновения сознательно оглуплённого народа. Конфуцианство ориентировалось на прошлое, а легизм бросал этому прошлому открытый вызов, предлагая в качестве альтернативы крайние формы авторитарной деспотии.

Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми и эффективными, ибо они позволяли твёрже держать в руках централизованный контроль над частным собственником, что имело огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточённой борьбе за объединение Китая.

Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники - его основными помощниками в управлении, а народ - невежественной массой, которой следовало руководить должным образом для её же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим: введённые легизмом методы и инструкции (централизация администрации и фиска, суда, аппарата власти и т.п.), без которого нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было сделано.

Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось поворотным пунктом как в истории этого учения, так и в истории Китая. Если ранее конфуцианство, призывая учиться у других, предполагало за каждым право самому размышлять, то теперь входила в силу доктрина абсолютной святости и непреложности других канонов и мудрецов, каждого их слова. Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и идеологически обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы.

Конфуцианство воспитывало и образовывало. Начиная с эпохи Хань, конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством, но и заботи -лись о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского». Это и привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем, то есть с первых шагов жизни китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями. Даже если он со временем становится даосом или буддистом, или даже христианином,- всё равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.

Воспитание начиналось с малолетства, с семьи, с приученных к культу предков, к соблюдению церемониала и т.д.. Система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства.

Конфуцианство - регулятор жизни Китая. Централизованное государство, существовавшее за счёт ренты - налога с крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного землевладения. Коль скоро усиление частного сектора переходило допустимые границы, это вело к значительному снижению доходов казны и расстройству всей административной системы. Возникал кризис, и в этот момент начинал действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но восстание, которое его сопровождало, уничтожало всё, что было достигнуто частным сектором. После кризиса центральная власть в лице нового императора и его окружения становилась сильней, а часть частного сектора начинала всё сначала. Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом, и - от имени Неба - с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в иньско - чжоуское время культ правителя, императора, «сына Неба», управляющего Поднебесной от имени великого Неба.

Конфуцианство стало не просто религией, а также и политикой, и административной системой, и верховным регулятором экономических и социальных процессов - словом, основой всего китайского образа жизни, принципом организации китайского общества, квинтэссенцией китайской цивилизации.

В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих решений мира, а кое в чём и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер населения. Оно сумело стать - во всяком случае для старого Китая - незаменимым.

Большое распространение имела в древнем Китае и другая философская система, принадлежавшая Лао-цзы, резко отличавшаяся от конфуцианства своим ярко выраженным умозрительным характером. Впоследствии из этой философской системы выросла целая сложная религия, так называемый даосизм, который просуществовал в Китае свыше 2000 лет.

Даосизм в Китае занимал скромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Лидерство конфуцианцев никогда им всерьёз не оспаривалось. Однако в периоды кризисных ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная администрация приходила в упадок и конфуцианство перестало быть эффективным, картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и буддизм подчас выходил на передний план, проявляясь в эмоциональных народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И хотя даже в этих случаях даосско - буддийские идеи никогда не становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение бунтарско - эгалитаристских традиций в истории Китая не должно преуменьшаться. Особенно если, принимать во внимание, что в рамках даосских сект и тайных обществ, эти идеи и настроения были живучи, сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они сыграли определённую роль и в революционных взрывах XX века.

Немалое влияние оказали на китайский народ и его культуру буддийская и индо - буддийская философия и мифология. Многое из этой философии и мифологии, начиная от практики гимнастики йогов и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае, причём рассказы и легенды из жизни будд и святых причудливо переплетались в рационалистическом китайском сознании с реальными историческими событиями, героями и деятелями прошлого. Буддистская метафизическая философия сыграла свою роль в становлении средневековой китайской натурфилософии.

С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том числе и, казалось бы, специфически китайское. Буддизм был единственной мирной религией, получившей широкое распространение в Китае. Но специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял своё место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.

В истории и культуре средневекового Китая огромную роль играла обновлённая и модифицированная форма древнего конфуцианства, получившая название неоконфуцианство. В новых условиях централизованной империи Сун, для решения задач усиления административно - бюрократического начала необходимо было «обновить» конфуцианство в соответствии с новыми социальными условиями, создать прочное теоретическое обоснование существующего строя, выработать принципы конфуцианской «ортодоксии», которые можно было бы противопоставить буддизму и даосизму.

Заслуга создания неоконфуцианства принадлежит целой когорте крупных китайских мыслителей. В первую очередь это Чжоу Дунь-и (1017 - 1073 гг.), взгляды и теоретические разработки которого заложили основы философии неоконфуцианства. Положив в основание мира беспредельное и обозначив его «Великий Предел» как основу, как путь космоса, в движении которого рождается сила Света (Ян), а в покое - космическая сила Тьмы (Инь), он утверждал, что от взаимо - действия этих сил проистекает рождение из первобытного хаоса пяти стихий, пяти родов вещества (вода, огонь, дерево, металл, земля), а из них - множества вечноизменяющихся вещей и явлений. Основные принципы учения Чжоу Дунь-и были восприняты Чжан Цзаем и братьями Чэн, но самым ярким представителем философов сунского периода был Чжу Си (1130 - 1200 гг.) именно он выступил как систематизатор основных принципов неоконфуцианства, на долгие годы определивший основные идеи, характер и формы обновлённого и приспособленного к условиям средневековья, конфуцианского учения.

Как отмечают современные учёные, неоконфуцианство было более религиозным и склонным к метафизике, чем раннее конфуцианство, и вообще, средневековая китайская философия характеризовалась религиозным уклоном. В ходе заимствований у буддистов и даосистов различных сторон их учений была создана основа для разработки логического метода неоконфуцианства, который был возведён в ранг одной из важнейших частей конфуцианского канона, смысл которого заключался в том, что сущность знания - в постижении вещей.

С приходом к власти китайской династии Мин императоры не выражали особой готовности принять конфуцианскую доктрину в качестве единственной опоры в государственном строительстве. Конфуцианство было сведено на положение лишь одного из трёх учений о постижении Пути Неба.

Развитие общественного сознания китайцев в минский период привело к возникновению индивидуалистических тенденций. Первые признаки такого рода персоналистических тенденций появились в самом начале минского времени. У минских мыслителей, и в первую очередь, у Ван Ян-мина (1472 - 1529 гг.), мерилом человеческих ценностей стала не столько конфуцианская социализированная личность, сколько личность персонализированная. Центральным понятием философии Ван Ян-мина является лянчжи (врождённое знание), наличие которого у каждого человека даёт право на достижение мудрости.

Ярким своеобразным последователем Ван Ян-мина был философ и писатель Ли Чжи (1527 - 1602 гг.). Ли Чжи акцентировал внимание на индивидуальном предназначении человека и поиске им своего Пути. Центральным понятием философии Ли Чжи было тун синь (детское сердце), некоторый аналог лянчжи Ван Ян-мина. Ли чжи резко расходился с Ван Ян-мином в оценке конфуцианской концепции человеческих отношений, полагая, что в их основе лежат насущные человеческие потребности, без удовлетворения которых никакой морализм не имеет смысла.

Так, в результате сложного процесса синтеза религий, норм этики в позднесредневековом Китае возникла новая комплексная система религиозных представлений, был сформирован гигантский и постоянно обновлявшийся сводный пантеон божеств, духов, бессмертных, патронов - покровителей и т.п.

Всякое религиозное движение, представляющее собой проявление человеческих чаяний, социальных перемен и надежд на благой результат с верой в высшую предопределённость такого развития событий, всегда тесно взаимосвязаны с конкретными социально-политическими, культурными и прочими особенностями региона или страны в целом. Особую роль в религиозном движении в Китае играли народные секстанские верования, доктринальные принципы, ритуальные и организационно-практические формы которых наиболее полно сформировались к XVII веку. Религиозная активность сект всегда была достаточно широкой и многообразной, сохраняя при этом подчинённость основным целям и ценностям вероучения.

В течение всей истории китайской культуры каждая из существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности.

Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н.э. Немалое сходство мы набдюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако по крайней мере три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.

Шанское общество находилось на грани медно-каменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда. Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т.д.

В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв.км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.

Эпоха Шан-Инь была сравнительно недолгой. На место иньской конфедерации городов-общин встало раннегосударственное объединение в пределах нижнего и среднего течения Хуанхэ - Западное Чжоу и культура пополняется новыми отраслями.

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI - VI вв.до н.э. Рифмованные тексты этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего развития.

Историческая проза этого периода представляет собой надписи на ритуальных сосудах, которые рассказывают о передаче земель, военных походах, наградах за победу и верную службу и т.д. приблизительно с VIII в. до н.э. при дворах ванов ведётся регистрация событий, посланий и создаётся архив. К V в. до н.э. из кратких записей о событиях в разных царствах составляются своды, один из которых - летопись Лу, дошёл до нас в составе конфуцианского канона.

Кроме повествований, описывающих те или иные события, конфуцианцы зафиксировали в своих трудах и знания в области общественной жизни, однако потребности повседневной жизни вызвали появление зачатков целого ряда наук и их дальнейшее развитие.

Необходимость счёта времени и составление календаря явились причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и календарным вычислением.

С расширением территории Китая росли познания и в области географии. В результате экономических и культурных контактов с иными народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий, относительно их географического месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых там, местных мифов и т.д.

В период династии Чжоу медицина отделяется от шаманства и знахарства. Знаменитый китайский врач Бянь Цяо описал анатомию, физиологию, патологию и терапию. Он - один из первых врачей, кто производил операции под наркозом, используя для этого специальный напиток.

В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь - цзы (VI - V вв. до н.э.). ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.

Среди многочисленных научных направлений существовала сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и практике ведения сельского зозяйства, собраны сочинения, где описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах, ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т.д.

Период династии Чжоу ознаменован появлением многих памятников искусства древнего Китая. Вслед за переходом к железным орудиям, изменилась техника земледелия, вошли в обращение монеты, улучшилась техника ирригационных сооружений и градостроительства.

Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании, возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми, пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами, разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.

Значительное место в этот период занимает прикладное искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала, инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами. Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты.

К периоду Чжаньго принадлежит первая картина на шёлке. В родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо, землю, горы, реки, божеств и чудовищ.

Одной из примечательных черт традиционной цивилизации древнекитайской империи становится культ образования и грамотности. Было положено начало официальной системе образования.

В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее специальный этимологический словарь.

Значительными были и научные достижения в Китае этой эпохи. Составленный во II в. до н.э. трактат содержит сжатое изложение основных положений математических знаний. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. Особых успехов добилась астрономическая наука. Так, например, текст, датируемый 168 г. до н.э., указывает движение пяти планет. В I в. н.э. был создан глобус, воспроизводивший движения небесных тел, а так же прототип сейсмографа. Важным достижением этого периода является изобретение прибора, названного «указателем юга», который применялся как мореходный компас.

Ярким примером соединения теории и практики является история китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось.

Имперский период истории древнего Китая характеризуется появлением нового жанра исторических сочинений, развитием жанра прозо-поэтических произведений «фу», которые получили название «ханьские оды». Литература отдаёт дань чувственной и сказочной тематике, получают распространение книги легенд с фантастическими описаниями.

Во время правления У-ди при дворе была учреждена Музыкальная палата (Юэ фу), где собирались и обрабатывались народные мелодии и песни.

Значительное место в культуре древнекитайской империи занимает архитектура, скульптура и живопись. В столицах возводились дворцовые комплексы. Создаются многочисленные комплексы гробниц знати. Получает развитие портретная живопись. Портретными фресками украшались дворцовые помещения.

В период Южных и Северных династий ведётся активное строительство новых городов. С III по VI вв. в Китае построено более 400 новых городов. Впервые стала применяться симметричная планировка городской застройки. Создаются грандиозные храмовые ансамбли, скальные монастыри, башни - пагоды. Используются как дерево, так и кирпич.

К V веку появились статуи в виде огромных фигур. В грандиозных статуях мы видим динамику тел и мимику лиц.

В V - VI вв. среди разнообразных художественных изделий значительное место занимает керамика, которые по своему составу становятся очень близки к фарфору. В этот период получает широкое распространение покрытие керамических сосудов глазурью бледно-зелёного и оливкового цвета.

Картины IV -VI вв. приобретают форму вертикальных и горизонтальных свитков. Они писались тушью и минеральными красками на шелковых полотнищах и сопровождались каллиграфическими надписями.

Литературное творчество III - IV вв. переживало бурный подъём. Можно встретить придворную литературу, насыщенную фольклором; устную поэтическую, которая в своей основе почти всегда имела реальные события. К этому периоду относится развитие нового поэтического жанра «ши» - стихов песенного типа, в основе которых лежат народные мелодии. Распространение имеют клериканская, конфуцианская житийная и буддийская литература.

Период объединения Китая и создания Танского государства характеризуется мощным пафосом созидания. Небывалый размах строительных работ был присущ градоустройству.

Столицы превращаются в крупнейшие ремесленные, торговые и культурные центры, где основное ядро составляли кварталы грандиозного дворцового комплекса, состоявшего из Императорского города и Запретного города. Из сохранившихся до наших дней остатков дворцов видно, что в архитектуре того времени наблюдалась тяга к монументальным формам и дворцы стали многоэтажными. Появились террасы, галереи и мосты, которые связывали здание с парками. Черепичные крыши всё чаще становятся двухярусными. Прекрасным дополнением являются монастырские сооружения, которые приобретают особую парадность.

Объединение страны, её подъём, а также могущество буддийской церкви способствовали расцвету китайской пластики. В скульптурных изображениях появляется большая плавность форм и одухотворённость образов, трёхмерность изображения.

Расцвет творческих сил народа особенно ярко проявился в живописи танского периода. В её произведениях ярко проявилась любовь к своей стране и её богатой природе. Работы выполнялись на шёлке или бумаге в виде свитков. Прозрачные и плотные краски, напоминающие акварель и гуашь, были минерального или растительного происхождения.

Танский период, ставший временем расцвета страны и золотым веком китайской поэзии, подарил Китаю подлинных гениев, среди которых Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они являлись не только поэтами своего времени, но и провозвестниками новой эпохи, ибо в их произведениях уже заложены те новые явления, которые в дальнейшем станут характерными для целого ряда писателей и обусловят взлёт духовной жизни страны. Проза VII - IX вв. продолжала традиции предшествующего периода, представляющего собой сборники побасенок, анекдотов. Эти произведения получают своё развитие в виде авторских новелл и имеют форму писем, докладных записок, притч и предисловий. Отдельные сюжеты новелл впоследствии легли в основу популярных драм.

В сунский период Китай вновь становится одним из передовых государств своего времени. Наблюдается значительный подъём в развитии ремесла и торговли, что сопровождается ростом городов, зодчество занимает ведущие позиции в строительстве. Китайские мастера возводят дворцы как в своей стране, так и зарубежом. Разнообразнее стали типы сооружений городов, используются новые материалы и приёмы возведения строений, становятся всё более изящными, с высокохудожественной декоративной отделкой деревянных конструкций, фасадов и интерьеров.

В X веке на юге страны появляются пагоды, украшенные скульптурными мотивами в виде группы фигур божеств.

В период XII - XIII вв. зодчество становится пейзажным, что выразилось в развитии особого вида искусства - ландшафтных садов, воплощавших в себе всё наиболее типическое и ценное, что можно было увидеть в самой живой природе.

Пластика сунского периода намного бледнее и менее возвышенная. Скульптуры X - XIII вв. теряют свою монументальность, в них всё чаще просматриваются черты декоративности, манерности и даже лиризма.

С началом книгопечатания в Китае (X в.) происходит значительный скачок в развитии литературы и научных знаний. Публикуется множество работ по различным областям истории, археологии, отражающих большой интерес китайцев к своему прошлому. Широкое распространение книгопечатания способствует письменному закреплению произведений народного творчества.

Особого развития в сунский период достигает литературный жанр «Цы»,стихи которого стоят в одном ряду с лучшими произведениями танского периода. Литераторы этого периода писали классические стихи «ши» и «цы»,идущие от народной песни, оды - философскую ритмическую прозу, традиционные стихи, ри сующие картины природы, патриотические мотивы. В этот период формируются сборники типа эссе, содержащие рассказы, новеллы, автобиографические эпизоды, анекдоты. В средневековой прозе Китая, начиная с IX века и вплоть до XIX века пользовались огромной популярностью лаконичные изречения - цзацзуань, отличающиеся оригинальной литературной формой.

Отличительной чертой культуры является усиление демократических тенденций, расцвет художественного творчества, рассчитанного на массовую аудиторию и представляющего собой городскую повесть, бытовую музыку, театрализованные, песенно-танцевальные и фарсовые представления. Приобретает широчайшее распространение драматургический жанр, где прозаический монолог или диалог чередуются со стихотворными ариями.

Период Сун является яркой страницей в истории китайской живописи. В ней на протяжении X - XI вв. происходят значительные перемены. Природа в произведениях художников всё более героизируется, в ней воплощается образ всего мироздания. Живописцы этого периода вырабатывают новые взгляды на пространственное построение пейзажных картин-свитков, их композицию и тональность. В картинах исчезает многолюдность, появляется монохромная гамма чёрной туши.

В тесном соприкосновении с живописью развивалось и прикладное искусство. В период Сун создаются великолепные шелковые ткани «кэсы», на которых воспроизводились рисунки известнейших мастеров живописи.

Расцвет керамики стал результатом творческого поиска многих керамистов Китая. При определённых успехах в области производства фарфора, главным достижением являются изделия из пластической глины. Особой красотой и изысканностью отличаются изделия из камня и лака, а также бронзовые сосуды, украшенные инкрустацией из золота и серебра с рельефными изображениями цветов, рыб и птиц.

Художественные изделия Китая в юаньский период отличаются высоким мастерством и качеством исполнения. Керамические изделия, изделия из ткани, эмали, лака в XIII - XIV вв. в большом количестве вывозились за пределы Китая в страны Ближнего Востока и Европу, где их очень высоко ценили.

Победа над иноземными захватчиками и установление власти династии Мин способствовали общему подъёму творческих сил народа, что нашло отражение в развёрнутом городском строительстве, а также в развитии торговли и ремёсел. Непрекращающиеся набеги кочевников на севере страны вынуждают правителей заботиться об укреплении Великой Китайской стены. Её достраивают и облицовывают камнем и кирпичом. Сооружается ряд дворцовых и храмовых ансамблей, усадеб, а также садово-парковых комплексов. И, хотя в строительстве по-прежнему основным материалом является дерево, в дворцовом, храмовом, крепостном зодчестве всё шире стали применяться кирпич и камень с активным использованием в красочном оформлении сооружений их фактуры и цвета.

Китайская монументальная скульптура в минский период, несмотря на общий упадок, сохраняет своё реалистическое начало. Даже в буддийских деревянных статуях этого времени просматриваются жизненность трактовки фигур и огромное богатство художественных приёмов. В мастерских изготовлялись прекрасные статуэтки и фигуры животных из дерева, бамбука, камня. Мелкая пластика поражает высоким мастерством и глубиной проникновения в образы.

Литература периода Мин - это, прежде всего, романы, повести. Одной из наиболее стойких литературных китайских традиций была афористическая словесность, корни которой уходят к изречениям Конфуция.

В период династии Мин, особенно, начиная с XVI столетия, китайский театр привлекал к себе всё большее внимание литераторов и знатоков искусства. Театр знаменовал собой появление новой театральной формы, сочетающей в себе высокую драматургию с совершенным музыкальным, сценическим и актёрским искусством.

Искусство минского периода стремилось прежде всего к сохранению традиций танского и сунского времён. Именно в этот период зарождается повествовательный жанр. По-прежнему значительное место в живописи этого периода занимают произведения пейзажной живописи и живописи «Цветов и птиц».

Значительное место в художественной культуре Китая занимали различные виды декоративно-прикладного искусства. Одним из главных его видов становятся изделия из фарфора, которые выдвинуты на первое место в мире.

Начиная с периода Мин широкое распространение получает техника перего- родчатых и расписных эмалей. Изготовлялись многофигурные рельефные компо- зиции из красного резного лака. Можно было увидеть вышитые картины, выполненные цветной гладью.

Архитектура цинского периода приобретает свои характерные черты, выраженные в стремлении к пышности форм, обилию декоративного убранства. Дворцовые здания приобретают новые черты в связи с дробностью орнаментальных деталей и яркой полихромностью своей отделки. Для орнаментации зданий применялись различные материалы, это и камень, и дерево, и глазурованные многоцветные керамические плиты.

Значительное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей. XVIII - XIX вв. характеризуются интенсивным строительством загородных резиденций, пышность, нарядность и богатство архитектурных форм которых говорят о вкусах того времени и богатстве их обитателей. В оформлении их применялись не только яркие краски и позолота, но и фарфор и металл.

Традиции народного творчества с его оптимизмом и стремлением к передаче реальных образов нашли своё наибольшее выражение в скульптуре. В работах безызвестных мастеров-резчиков из слоновой кости, дерева, корня и бамбука можно встретить образы простых людей - пастухов, охотников, стариков, скрытые под обликом божеств.

В цинский период в классической прозе и поэзии появляются довольно видные мастера. В области повествовательной литературы выделяется жанр новеллы. В 1701 -1754 гг. закладываются основы сатирического эпоса. В XVIII - XIX вв. по-прежнему пользовались большой популярностью изречения китайских писате- лей цзацзуань.

Театральное искусство в цинский период претерпевает значительные измене -ния. Во второй половине XVII веке новая маньчжурская династия сделала куньцюй придворным театром. Развитие театрального жанра куньцюй внесло немало изменений в вокальную технику. Арии стали исполняться в более живом темпе, позволяя координировать пение, слово и сценическое движение. Около середины XIX века музыкально-драматический театр всё более приобретает черты национального театра классической драмы.

В живописи XVII - XIX вв. значительное место занимает копирование лучших произведений прошлого. Создаются декоративные панно, написанные краска - ми на шёлковой ткани. Другое направление в живописи конца XVII -начала XVIII века представляют работы авторов, знакомых с европейской гравюрой и линейной перспективой. Продолжает своё существование и жанр повествователь - ной живописи.

Особое место в культуре Китая цинского периода занимает декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых успехов в произ- водстве художественного фарфора, который украшается росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. Для украшения дворцовых ансамблей, особенно их интерьера, европейские архитекторы и художники используют китайские вышивки, фарфор, изделия из лака и эмали.

Китайские народные мастера создавали самые разнообразные изделия при -кладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.

Близкой к живописи по своему характеру и своеобразной по форме была в XVII - XIX вв. китайская вышивка. Прекрасны созданные китайскими мастерами декоративные панно, а украшение одежды вышивкой всегда являлась непремен -ным элементом. Помимо вышивок и тканей широкое применение в этот период получили ковры.

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.

Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений.

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённсти и глубоких корнях китайского народа.

династия культура китай буддийский конфуцианский

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

АВДИЕВ В. И. «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА» - МОСКВА, 1953 г.

ВАСИЛЬЕВ Л. С. «ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ВОСТОКА» - МОСКВА, 1983 г.

ГОГОЛЕВ К. Н. «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»- МОСКВА,1997 г.

ПОД РЕД. ДЬЯКОНОВА И ДР. «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» - КН. II «РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВА» -

СТАТЬЯ СТЕПУГИНА Т. В. «ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА КИТАЯ ПЕРИОДА РАСЦВЕТА РАБОВЛАДЕНИЯ» МОСКВА, 1982 г.

История существования Китая насчитывает более 3600 лет, а рождение государства датируется 16 веком до н.э. За такой значительный временной отрезок Китай развил насыщенную и богатую культуру и традиции, свою собственную религиозную систему взглядов и ценностей, которые чтятся китайским народом по сегодняшний день. Не меньший интерес представляют достижения Китая в науке, искусстве, технике, медицине и культуре. Страницы истории Китая пестрят любопытными фактами, посвященными открытиям, а некоторые из них по-прежнему считаются величайшими достижениями, которые навсегда перевернули человеческое представление о мире и открыли новые возможности.

Четыре самых значительных открытий Китая – подарок всему миру

В Средние века в Китае появились на свет до сих пор неизвестные бумага, компас и порох и зародилось книгопечатание. Эти четыре достижения стали переворотным пунктом в развитии государства, а то, что раньше могли себе позволить лишь богатые жители, стало досягаемым для любого человека.

Авторство технологии изготовления бумаги принадлежит Цай Луню, который был евнухом при императорском дворе времен династии Хань в 105 году н.э. До появления бумаги ее приходилось заменять материалами из бамбука и драгоценного шелка, а также табличками, которые изготавливались из дерева или глины. К 3 веку н.э. бумага получила широкое использование и заменой для более дорогих в создании предшественников.

Любопытно, что по тогдашней рецептурной технологии бумагу готовили через кипячение целого списка ингредиентов: коры тутового дерева, кусков ткани и пеньки (волокна стеблей конопли). Сваренную массу тщательным образом перетирали, добавляя воду, чтобы она стала напоминать пасту. Смесь черпали деревянным ситом, чтобы дать уйти лишней жидкости, а на его поверхности оставалось лишь ровное и плотное полотно волокон. Завершающим этапом было перемещение волокнистой массы на доски с гладкой поверхностью, которые складывались в стопку и помещались под пресс для просушки и затвердевания.

Появление бумаги позволило не только подробно сохранить документально свою историю и культурные традиции на века, но и породило новое великое изобретение китайцев.

Самой древней печатной книгой считается Алмазная сутра, которая была создана в период правления династии Тан (618-907 годы до н.э.).

Настоящее развитие это дело получило благодаря государственному деятелю Шень Ко, когда тот в 1088 году сделал подробное письменное описание всего печатного процесса при помощи создания письменных символов из обожженной глины и наборных шрифтов.

Набор текста повлек перемены в переплете листов, который до этих пор традиционно имел форму свитка, а затем превратился в перевязанную стопку отпечатанных листов. В период правления династии Сун (960-1279 годы) создается переплет «бабочка» (сгиб листов по центру), а при династии Юань (1271-1368 годы) появился книжный корешок.

Порох возник в 10 веке для применения в роли начинки для зажигательных снарядов. Первое оружие из бамбуковой трубки и порохом для поджигания было использовано в боях в 1132 году, а немного позже было разработано бамбуковое ружье с пулями.

Порох был не просто военным изобретением, но часто использовался в домашних пределах как сильный дезинфектор и средство для борьбы с насекомыми. Это же достижение позволило китайцам изобрести фейерверк, который служил не столько украшением, сколько способом борьбы со злыми духами. Яркие огоньки и грохотание по легенде помогали отпугивать их.

Самый первый вариант компаса датируется временем правления династии Хань (202 год до н.э. – 220 год н.э.), когда в Китае узнали о свойствах магнитного железняка. Но использовался этот компас отнюдь не для определения севера, а во время гаданий. Стрелка внешне напоминала ложку, которая узким концом показывала на юг. Документально лишь в 1044 году компас стали применять в современном значении. Усовершенствовал его конструкцию Шень Ко, который в своих трудах изложил строение магнитного устройства с иглой и разъяснил его магнитное отклонение от истинного севера.

Примеры других достижений Китая в разных сферах человеческой деятельности

Китай подарил миру большое множество открытий и изобретений, которые постепенно успешно перекочевали на запад и вошли не просто в моду временно, но закрепились там навсегда. Вот некоторые из таких запоминающихся примеров.

Наука и культура

  • Астрономия : к развитию науки привело верование в то, что император является Сыном Неба, а всякое одобрение и наказание исходит с небес. Считается, что через развитие астрономии китайцы пришли к созданию календарного года в 3 веке (сначала из 360 дней, а затем из 365).
  • Палочки для еды : иногда их называют пятым великим достижением Китая, а появились они более 3 тысяч лет тому назад. Считается, что изначально палочками было принято лишь доставать еду из посудины. Палочки не уступают по популярности вилке, ведь приблизительно 30% людей по всему миру используют их в быту.
  • Фэншуй : искусство достижения гармонии (энергия неба и земли) завоевало всемирное расположение благодаря своей практичности и необычности древних китайских традиций и верований, а его основателем считается Конфуций.
  • Кисть : нет ничего удивительного в том, что кисть создали китайцы около 3 тысяч лет тому назад, ведь с помощью этого инструмента они смогли достичь развития искусства каллиграфии и живописи.
  • Зонт : изготавливали первые зонты китайцы из рисовой бумаги, чтобы скрыться от солнечных лучей. В моде были многоярусные расписные зонты, которые указывали на общественное положение человека.

Военное и боевое искусство

  • Боевое искусство ушу : некогда являя собой магическую культуру, которая соединила в себе духовные практики и легендарную военную подготовку, ушу относится к древнейшему наследию Китая и начало оформляться еще в 11-3 веках до н.э. Развитие религиозных форм позволило обогатить традиции ушу и повлекло появление новых направлений и школ боевых искусств.
  • Арбалет : конструкцию этого оружия китайцы разработали еще в 5 веке до н.э. Оно было самым используемым вплоть до династии Хань, а воины, стрелявшие из них, обязательно проходили обучение, чтобы продемонстрировать в бою столь часто применявшийся прием массового выстрела из арбалетов.

Медицина и здоровье

  • Гимнастика цигун : оздоровительная техника, которая возникла более 7 тысяч лет тому назад и направлена на «включение» организмом процесса самовосстановления через плавные физические упражнения и дыхательную гимнастику.
  • Акупунктура: метод лечения, который зародился в Китае более 5 тысяч лет тому назад как философская концепция Инь и Ян (баланс энергий). Сеансы акупунктуры направлены на создание баланса в теле, что позволяет предотвратить развитие болезней и поправить здоровье. Действенность этот метода была не единожды доказана ВОЗ.
  • Зубная щетка: появление первой бамбуковой щетки со щетиной вепря в Китае датируется 1498 годом, тогда как в Европу зубные щетки проникли лишь в 17 веке.
  • Диета и лечебное голодание: уже в 4 веке до н.э. при дворе императора существовала должность диетолога. Первую оздоровительную диету создал и записал Чжан Чжундзин (жил в 150-219 годах н.э.). Лечение авитаминоза при помощи диеты китайцы начали еще во времена династии Юань (1271-1368 годы), а их эффективность была подтверждена научно в начале 20 века.

Китайская культура обладает яркой самобытностью, как и культура Индии. Сравнительно с индийской, китайское искусство выглядит более с д е р ж а н н ы м и с т р о г и м. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью изогнутых крыш. В отличие от многих стран, архитектура Китая и Японии до сих пор сохранила ее своеобразность, неповторимость. Искусство Китая служило образцом для сопредельных стран - Японии, Кореи, Вьетнама.

Архитектура. В начале средневековья Китай был раздроблен междуусобицей на множество мелких государств. Однако в пору развитого средневековья (7 - 13 век) Китай объединил свои земли в два новых государства - Тан и Сун, которые оставили после себя блестящий след культурных достижений. Высокого взлета достигли разнообразные области творчества - архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, поэзия и проза. Искусство Танского и Сунского государств несколько отличается друг от друга. Архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности и спокойного величия форм. В период Тан окончательно сформировался тип жилой и храмовой постройки, одновременно простой и нарядной. Дворцы и храмы возводились из дерева по единому принципу на глинобитных, облицованных камнем платформах.Основой зданию служил каркас из опорных столбов, покрытых красным лаком, поперечных балок и сложных узорчатых резных кронштейнов, которые, опираясь на балки, облегчали давление двойных и тройных крыш на здание. Широкие черепичные крыши с плавно изогнутыми и приподнятыми вверх краями не только защищали здание от зноя и проливных дождей, но и придавали ему красоту и легкость. Эти сооружения парили над городом, как распластанные крылья птицы. Недаром на углах крыш помещали керамические фигурки, изображающие птиц и крылатых зверей - охранителей.

Сунская архитектура отличается большей сложностью, появилось множество архитектурных деталей, удачное сочетание архитектуры с природой. Пагоды стали выше, усложнились в своих планах и декоративном убранстве. Появилось стремление к легкости и изяществу архитектурных форм. Отличительной особенностью японской средневековой архитектуры является простота, рациональность и небольшие размеры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы. Главным строительным материалом служило дерево. Из него возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки.

Архитектура Китая и Японии - наиболее древняя и своеобразная в мире. Зодчество обеих стран сохранило особенности китайского стиля вплоть до XIX века. Основная идея китайско - японской архитектуры - » растворить» здание в природе, разместив его в садовом ансамбле.

Это легкие павильоны из деревянных балок. Внутреннее пространство от окружающего мира отделяют лишь раздвижные стены. Дом имеет только одно помещение, которое в случае необходимости делится перегородкой или ширмами. Объем дома определяется количеством м а т о в из тростника, или соломы, лежащих на полу - они называются т а т а м и. Внутри находятся передвижные перегородки, а также «одо» - полированные деревянные стойки, на которые опирается крыша. Легкие передвижные «с ё д з и « - стены -ширмы, также как и татами, снимаются со своих мест для чистки. Снаружи вокруг дома - т е р р а с ы - на тонких, широко расставленных столбах, над которыми высокая кровля. Кровля террасы и крыша самого здания кирпичные, широкие, они имеют и з о г н у т у ю по краям форму, что легко отличает китайский стиль в архитектуре. Японские дома отличаются от китайских лишь тем, что в нем нет постоянной мебели. Вещи приносят и уносят по мере надобности. Поэтому дом выглядит просторным и пустым.

С давних времен японцы любят украшать свои дома ц в е т о ч н ы м и к о м п о з и ц и я м и - "И к э б а н о й" .

Как и в Китае, в Японии даже возле самого маленького домика всегда имеется с а д и к, в котором могло расти одно деревце вишни-сакуры, несколько красивых цветов и камни. Японцы особенно любили смотреть на свой садик и "созерцать"...

Господствующая религия в Китае и Японии - б у д д и з м. Поэтому в эпоху средневековья были построены буддийские храмы, а также величественные, кирпичные и каменные буддийские б а ш н и - п а г о д ы. Пагоды строили многоярусными, высокими, как бы устремляющимися в небо.

Дворцы, храмы и пагоды богато украшали скульптурой, которая достигла высокого расцвета. Во множестве изображались статуи Будды, отличающиеся спокойной важностью позы, достоинством лиц и жестов, мягкими округлыми линиями. Изображались и другие разнообразные сюжеты: свирепые стражи, стоящие у входа с занесенной булавой; полные земной красоты фигуры знатных жертвователей. Из глины и дерева в Японии большое место занимала м и н и а т ю р н а я с к у л ь п т у р а - "нэцке"

Необычайного расцвета в эпоху средневековья в Китае, а затем и в Японии, достигла живопись.Именно живопись донесла до нас поэтический восторг перед красотой природы, которым жили многие поколения людей в средневековом Китае.В живописи нашли отражение и красота природы, и быт горожан.

Художники расписывали стены дворцов и храмов, создавали миниатюрные композиции на в е е р а х, на ширмах. На многометровых горизонтальных свитках изображали сцены городской и дворцовой жизни, пейзажи, портреты, бытовые сцены, сюжеты из легенд. Свитки вначале делали из шелка, а позднее - из бумаги.

Уже в VIII веке наряду с минеральными красками китайские художники стали применять ч е р н у ю т у ш ь, поэтому изображения были не только разноцветными, но и тоновыми. Большое место в живописи занимал пейзаж, называемый в средние века «шань - шуй» - (горы - воды). Популярным мотивом в живописи были также темы » цветы - птицы » и » растения - насекомые «. С необычайным изяществом художники изображали то птичку на ветке, то резвящихся козлят, то стрекозу на широком листе лотоса.