Кладбище сент женевьев де буа где находится. Ваши сиятельства, их благородия — вместе на Сент-Женевьев-де-Буа

Плаксина (ур. Снитко) Надежда Дамиановна , 28-7-1899 - 1-9-1949. Сестра милосердия, кавалер ордена Святого Георгия трех степеней

О самой Надежде Плаксиной мне удалось найти всего несколько слов. Но они стоят многого, за ними ощущается ее характер, вера и стойкость, которые она сумела передать детям. Вот маленькие отрывки из интервью актера Глеба Плаксина, сына Надежды Плаксиной, одного из "возвращенцев" послевоенной поры, когда многие русские люди по тем или иным причинам оказавшиеся на Западе решали вернуться в Советскую Россию:

— ...Откуда же у вас американские награды? Ведь во время войны вы были гражданином Франции!

— Да, это так. Мои родители русские. Папа — офицер гусарского полка, дворянин. Он родом из Нижнего Новгорода. А мама выросла в Петербурге. Она сестра милосердия, георгиевский кавалер трех степеней. Кстати, моя бабушка по линии мамы — родственница известного польского писателя Генрика Сенкевича. Помните, он получил в 1905 году Нобелевскую премию? Мои родители познакомились во время Первой мировой в госпитале города Севастополь. Так уж вышло, что и мама, и папа проходили там курс лечения после боевых ранений. Спустя короткое время поженились...

Во время революции 1917 года родители вынуждены были эмигрировать во Францию. Устроились в городе Лионе. Вы знаете что-нибудь о Лионе? Да-да, это центр французского производства шелка и бархата.

— Известно, что в эмиграции представители русской знати, как правило, работали водителями или чернорабочими. Ваших родителей постигла та же участь?

— Моим родителям просто-напросто повезло. Папа получил должность инженера в универмаге "Grand Вazar de Lyon". А мама поначалу не могла найти работу по своей медицинской специальности и шила одежду для богатых людей, как говорят, "от кутюр". Позже она устроилась в частную хирургическую клинику ассистентом хирурга. Помню, родители часто повторяли мне: "Мы русские, рано или поздно вернемся в Россию, и ты будешь служить русскому народу". Это было впитано, как здесь говорят, с материнским молоком. Я искренно хотел служить России. Мечтал гастролировать по русским городам. Ведь я музыкант, выступал с концертами с четырех лет.

- Вам довелось побывать во Франции уже после того, как обосновались в Советском Союзе?

В 1976 году. Я снова увидел любимый Париж... Знаете, мне тяжело вспоминать об этом. Ведь, с одной стороны, только там, во Франции, у меня прошло золотое время моего творчества. Только во Франции я мог свободно разъезжать по Европе, гастролировать. Вот я вам рассказываю, а у меня аж мурашки по коже... А с другой стороны, уж так я воспитан, Россия - дом родной. Помню, когда я был еще от горшка три вершка, мама часто приговаривала: "Нужно жениться на русской, пусть на крестьянке, но на своей, русской". Так и вышло, правда, моя жена не крестьянка, а инженер-химик. Мы прожили с ней 47 счастливых лет.

На одной из могил

Лосский Владимир Николаевич , 8-6-1903 - 7-2-1958, философ, богослов
Лосская Магдалина Исааковна , 23-8-1905 - 15-3-1968, его супруга

Известный философ Николай Лосский, отец Владимира Лосского, в царское время был исключен из Петербургской гимназии "за пропаганду атеизма и социализма", а при большевиках был лишен каферды в университитете за христианские взгляды. В 1922 г. семья Лосских была "навечно выслана" из России. Покидали они страну на печально известном "философском пароходе", вместе с Бердяевым, Ильиным, Красавиным, Булгаковым и еще почти двумя сотнями лучших умов России. Операция проходила под личным контролем Ленина, каждый высылаемый обязан был подписать документ, указывающий, что в случае возвращения в РСФСР он будет немедленно расстрелян.

Лосские жили сначала в Праге, затем Владимир перебирается в Париж, чтобы завершить свое образование в Сорбонне. Он вступает в Свято-Фотиевское братство, члены которого стремились объединить усилия для защиты православия от возможных еретических искажений. Вскоре на ниве Свято-Сергиевского подворья и Свято-Фотиевского братства в Париже выросла плеяда замечательных русских философов, богословов, историков Церкви - и отечественная богословская мысль начала плодотворно трудиться в эмиграции. В 1940-1944 гг. В.Лосский участвовал во французском Сопротивлении. Занимался научно-исследовательской работой и преподавал догматическое богословие и историю Церкви в Институте св. Дионисия в Париже. С 1945 по 1953 гг. декан института. Стараниями Владимира Лосского был открыт первый франкоязычный православный приход на улице Сент-Женевьев в Париже.

Среди православных богословов своего поколения Владимир Лосский был одним из тех, кто стремился показать Западу, что Православие - не историческая форма восточного христианства, а непреходящая истина. Его труды пронизаны устремлением вести диалог с христианским Западом, сохраняя при этом всю целостность Православия. Лосский был тесно связан с католическими богословами и исследователями,
которые просили его разъяснить суть православия именно католикам, - рассказывал его сын. Тогда философ прочитал им в Сорбонне курс лекций, на очень высоком уровне, при участии известных профессоров, ученых и философов. Эти лекции были объединены впоследствии в труде под названием "Очерк мистического богословия Восточной Церкви". Этот труд стал теперь классическим и переведен с французского на многие языки, в том числе русский. Владимир Лосский дает в нем систематическое изложение того, чем являлось собственно богословие и восточное Православие.

1-3-1876 - 27-3-1963

По кладбищенским табличкам видишь, как постепенно утрачивается русский язык у потомков эмигрантских семей. То "И" превратится в "Н", то букву "Я" перевернут и не исправят, то русская фамилия вдруг оказывается обратным переводом французского варианта… Это общая проблема переселенцев всех поколений и всех волн: самое трудное - это не научить детей чужому языку, а сохранить свой, родной. Как это ни печально, но к третьему поколению русский язык в эмигрантской семье обычно умирает.

8-12-1884 - 4-12-1949, подводник, писатель
Меркушова Мария Ивановна , 1887 - 28-2-1962, его жена.

Выпускник Морского кадетского корпуса В.Меркушов начинает службу на Балтике, где его назначают на подводную лодку «Сиг» "для обучения подводному плаванию". После обучения получает звание офицера подводного плавания, впервые тогда введенное на флоте и присвоенное 68 человекам. В декабре 1908 года во Владивостоке, командуя подводной лодкой «Кефаль», В.Меркушов участвовал в уникальном эксперименте - погружении под лед Амурского залива.

В декабре 1912 года В.Меркушов получил в командование подводную лодку «Окунь» и на ней начал Первую мировую войну, став одним из самых известных командиров-подводников Балтийского флота. 21 мая 1915 года, находясь в Балтийском море, «Окунь» встретил соединение немецких кораблей, шедших в охранении миноносцев. Преодолев охранение, «Окунь» атаковал один из кораблей, который, обнаружив лодку, пытался её таранить. «Окунь» успел дать торпедный залп и погрузиться, хотя был сильно помят корпусом немецкого корабля. За эту атаку, вынудившую неприятельские корабли к отходу, командир лодки был удостоен ордена Св.Георгия 4-й степени, а команда - Георгиевских крестов той же степени. В июне 1915 года близ Виндавы «Окунь» атаковал немецкий крейсер «Аугсбург», за что лейтенант Меркушов был награжден Георгиевским оружием и Кавалерским крестом французского ордена Почетного Легиона.

Дальнейшей службе на подводных лодках Меркушову помешала полученная при таране «Окуня» травма позвоночника. Первая мировая война заканчивается для него 25 февраля 1918 года в Ревельском укрепленном районе, в этот день сданном немцам. Сам он после сдачи крепости остается в Ревеле, а после заключения Брестского мира перебирается в Одессу. Осенью 1918 года В.Меркушов уже в Севастополе, в составе добровольческих частей участвует в освобождении Одессы от петлюровцев, а в 1919 году участвует в десанте у Сухого лимана и взятии Одессы Вооруженными Силами Юга России. В ноябре 1920 года на пароходе «Харакс» Меркушов эвакуировал из Керчи донских казаков. В марте 1921 года в Константинополе служба 36-летнего капитана в русском военном флоте закончилась.

В ноябре 1922 года Меркушов, командуя буксиром «Скиф», принял участие в перегоне русских тральщиков и буксиров, реквизированных французским правительством, из Константинополя в Марсель. Так он попадает во Францию. Первые годы эмиграции Василий Александрович провёл неподалеку от Лиона, где был рабочим кабельного завода. Потом обосновался в Париже, жил, преодолевая прогрессирующие болезни; к концу жизни с трудом передвигался и ослеп на один глаз.

В эмиграции Меркушов написал две книги - «Подводники. (Очерки из жизни русского подводного флота 1905 — 1914 гг.)» и «Дневник подводника». О масштабах работы говорит такой факт: машинопись трех томов «Дневника подводника» насчитывала 1983 страницы, не считая карт, планов, текстовых приложений. А была еще и третья рукопись - «Агония Ревеля» (о событиях февраля 1918 г.). Но ни одна из этих книг не была издана за рубежом. В.А.Меркушов также сотрудничал с русским военно-морским журналом «Часовой», издававшимся в Париже. В нём имеется 41 его прижизненная публикация и несколько материалов, опубликованных после смерти. Кроме того, с 1927 года статьи Меркушова появлялись в парижских газетах «Возрождение» и «Русский инвалид», а с 1947-го - в «Русской мысли».

Дубенцев Петр Андреевич , 22-9-1893 - 6-9-1944. Минер, балтиец.
Дубенцева (ур. Антоновская) Елизавета Александровна , 20-10-1901 - 30-9-1983
Андро де Ланжерон Александр Алесандрович , 30-8-1893 - 14-9-1947, капитан, маркиз

Андро де Ланжерон - известный во Франции род, из которого происходил один из основателей Одессы, генерал русской армии Александр Андро де Ланжерон (1763-1861). Информацию о том, кем приходился генералу его тезка капитан, мне найти не удалось. Но стихи на могиле - о России…

Эйсмонт-Елисеева (ур. Кожина) Елена Петровна , 13-4-1901 - 3-5-1953

Еще одна могила со стихами о России. На плите высечена следующая надпись:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
____

Она была из этого большого
холоднаго города
Институтка, сиротка и
На чужой земле безропотная труженица

7-2-1889 - 27-12-1982, кубанский казак
, 1891 - 1972, его супруга

Исидор Захарьин был подхорунжим Кубанского войска, полным георгиевским кавалером. Некоторое время он служил в казачьей дивизии в Персии, о чем рассказал в своей работе "На службе у персидского шаха"

Краткая история службы российского казачества в шахских войсках такова. В 1879 году персидский шах Насер ад-Дин обратился к русскому правительству с просьбой оказать помощь в создании боеспособного воинского формирования, способного реально выполнять поставленные перед ним задачи. Подполковник российского генерального штаба Домантович вместе с казачьими офицерами создал персидский регулярный конный полк по образцу русских казачьих полков. Вскоре полк вырос до размеров бригады. Командовал Персидской казачьей Его Величества шаха бригадой российский офицер, подчинявшийся непосредственно шаху...

В годы Первой мировой войны бригада была развернута в дивизию, насчитывала более десяти тысяч человек, ее части находились во всех крупных городах страны. Под руководством русских офицеров, обучивших и вооруживших персидских казаков, бригада стала не только опорой трона, но и самым боеспособным регулярным соединением персидской армии с современной артиллерией и пулеметными взводами. Командовал ею полковник Ляхов, который фактически оказался и командующим Вооруженными силами страны, в то время как Верховным главнокомандующим был сам шах.

В бригаде все напоминало о России: командовал бригадой полковник русского Генерального штаба; личный состав обучали русские офицеры-инструкторы и урядники, а лечил русский военный врач; повседневной формой служили русские папаха, сапоги и рубаха; воинский устав был российский; русский язык подлежал обязательному изучению. Шах лично курировал бригаду, которая охраняла наиболее важные государственные учреждения. Каждый год в лагере Каср-Коджара в шести километрах к северу от Тегерана персидские казаки в присутствии шаха проходили смотр, который обычно заканчивался показательной джигитовкой. По дисциплине и боевой выучке казачья бригада наголову превосходила все воинские части в стране.

С 1916 года Казачьей бригадой командовал честолюбивый полковник Реза-хан. Именно он в феврале 1921 года организовал военный переворот, отстранил от власти тюркскую династию Каджаров, оказал сопротивление попыткам Англии учредить над Ираном протекторат и стал иранским шахом Реза-Пехлеви…

Материалов об эмигрантской жизни Исидора Захарьина мне пока обнаружить не удалось. Умер он в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа.

17-3-1921 - 3-01-1949

Эти фотографии на надгробии сразу приковали мое внимание и своим необычным единством, и трагической разделенностью. Долго я не мог найти никаких упоминаний об этих людях и их могиле. А потом, совершенно случайно, мелькнуло на страницах интернета имя Георгий Орсель. И я увидел вот такую запись в мемуарах отца Бориса Старка, священника при церквах Русского дома в Сент-Женевьев де Буа:

"Молодой француз имел русскую девушку — невесту. Она училась балетному искусству у знаменитой балерины О.О.Преображенской... Какая-то размолвка, какое-то упрямство... Юноша принял все это слишком близко к сердцу и... покончил с собой. Убитая горем невеста, укоряющая себя за легкомыслие, едва не последовала за ним. Пришлось приложить много сил и стараний, чтобы жизнь пошла дальше. Мы вместе молились на свежей могиле. Теперь она давно уже замужем, имеет троих сыновей, иногда приезжает к родным в Советский Союз, и мы с ней встречаемся. Но память о Жорже так и осталась незарубцевавшейся раной".

Плачущий православный крест на французской могиле…

4-4-1932 - 29-12-1986, кинорежиссер
Тарковская (ур. Егоркина) Лариса Павловна , 1933 - 19-2-1998, его супруга

Памятник на могиле А.Тарковского создан известным скульптором Эрнстом Неизвестным. Он символизирует Голгофу, а выбитые в мраморе семь ступенек - это семь фильмов Тарковского. Православный крест изготовлен по эскизам самого режиссера.

"Пугает ли меня смерть? — размышлял Андрей Тарковский в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать".

- В этом году годовщина смерти Тарковского. Не было идеи перевезти его останки на родину?

Я отрицательно к этому отношусь: раз уж судьба привела Андрея на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, значит так и нужно. Его ведь уже однажды перезахоранивали: первый раз его тело подзахоронили в могилу есаула Григорьева, а позднее мэр Сен-Женевьев выделил под могилу Тарковскому особое место. Сначала на могиле был простой деревянный крест, что мне лично было по душе. А потом, ничего не сказав мне о своих планах, вдова Андрея создала проект памятника. Надпись на нем неправильная с точки зрения русского языка: «Андрей Тарковский. Человеку, который увидел ангела». Мне кажется, такая надпись просто недопустима на памятнике (и священник мне говорил об этом). Нельзя такие вещи писать. Даже если он его и увидел…

Неизвестный

К счастью, таких могил на кладбище немного (гораздо меньше, чем можно увидеть на старых кладбищах России), но они всё же есть…

В зимнюю субботу людей на кладбище почти не видно. Несколько наших туристов, пара французов, пара японцев (и где их только нет?)... Тем не менее, у многих могил зажжены свечи, и кладбищенская служительница активно снует туда-сюда, убирая мусор или ставя на могилы цветы. По-видимому, кто-то оплачивает уход за могилами, и тогда за этими захоронениями "смотрят", создается впечатление, что кто-то недавно приходил.

Вот здесь горит свеча. И так на многих могилах

«Дроздовцы», воины Добровольческой армии, носили на малиновых погонах вензель и на мотив марша Сибирских стрелков (хорошо известный нам по песне «По долинам и по взгорьям») пели свой, Дроздовский марш:

Из Румынии походом
Шел Дроздовский славный полк,
Для спасения народа
Нес геройский, трудный долг.

Полковник Генерального штаба Михаил Гордеевич Дроздовский (1881-1919) в декабре 1917 года в Румынии начал формировать из русских, воевавших на Румынском фронте, добровольческий отряд. В марте 1918 года отряд, называвшийся 1-й отдельной бригадой русских добровольцев, выступил из Ясс на Дон. «Впереди лишь неизвестность дальнего похода. Но лучше славная гибель, чем позорный отказ от борьбы за освобождение России!» — напутствовал своих бойцов Дроздовский. Дроздовцы совершили 1200-верстный поход, с боями заняли Новочеркасск и Ростов и в июне 1918 года присоединились к только что вышедшей из Ледяного похода Добровольческой армии генерала А.И.Деникина. Полковник М.Г.Дроздовский принял командование 3-й дивизией, основу которой составил его отряд.

В ноябре 1918 года в бою под Ставрополем Дроздовский был ранен и 14 января 1919 года умер от заражения крови в ростовском госпитале. Тело его было перевезено в Екатеринодар и похоронено в Войсковом соборе. В память М.Г.Дроздовского, перед смертью произведенного в генерал-майоры, его шефство было дано стрелковому и конному полкам. В марте 1920 года в Екатеринодар, уже занятый красными войсками, ворвался отряд дроздовцев и вывез гроб генерал-майора, — чтобы не повторилось неслыханное надругательство, какое в апреле 1918 го да в том же Екатеринодаре было учинено над прахом генерала Л.Г.Корнилова. Гроб с телом генерала М.Г.Дроздовского морем был вывезен из Новороссийска в Севастополь и там в сокровенном месте похоронен. Где — теперь этого уже никто не знает...

Дроздовские части были одними из самых боеспособных. За три года гражданской войны дроздовцы провели 650 боев. Их стихией были особые атаки — без выстрелов, во весь рост, впереди — командиры. Более пятнадцати тысяч дроздовцев осталось лежать на полях сражений братоубийственной войны, ставшей трагедией России. Последние дроздовские части закончили свое существование в Болгарии, куда попали после эвакуации галлиполийского лагеря. А на участке Сент-Женевьев-де-Буа, именуемом «дроздовским», похоронены рядом друг с другом уцелевшие в гражданскую «дрозды», как они себя называли, и на чужбине сохранившие верность своему полковому братству.

Поручик Голицын, здесь ваши березы,
Корнет Оболенский, вот ваш эполет…

Успенская церковь

В самом начале 20-х годов, когда в Париже оказалась первая волна русской эмиграции, возникла проблема: что делать с пожилыми людьми, старшим поколением, покинувшим большевистскую Россию. Русский эмигрантский комитет решил создать убежище для престарелых соотечественников. И вот 7 апреля 1927 года в местечке Сент-Женевьев-де-Буа открылся дом-приют с примыкавшим к нему красивым парком - "Русский дом". Рядом находилось коммунальное кладбище, где со временем стали хоронить не только обитателей Русского дома, но и других россиян, сначала преимущественно живших в Париже, а потом и из других городов. Незадолго до Второй мировой войны, стараниями княгини Мещерской близ кладбища был куплен небольшой участок, где по проекту Альберта Бенуа была построена церковь в новгородском стиле XV-XVI веков. Храм был расписан самим А.Бенуа и его женой Маргаритой. Освятили церковь 14 октября 1939 года. С тех пор в ней отпевали многих наших соотечественников, чьи имена вошли в историю

Успенская церковь после постройки (фото из архива о. Б.Старка)

Под нефом, в крипте, захоронен прах митрополитов Евлогия и Владимира, архиепископа Георгия и других священнослужителей. Там же покоится сам зодчий А.Бенуа и его жена Маргарита Александровна. На арочных воротах при входе на кладбище изображены архангелы Гавриил и Михаил с иконой. Сразу за воротами по обе стороны ухоженной аллеи - березы и скамейки, а по бокам ступенек, ведущих в храм и вокруг храма, - елочки, кусты. В зелени деревьев и кустов справа от храма стоит звонница с маленьким куполом над двумя арками. Говорят, это единственный в Западной Европе ансамбль, созданный в псковско-новгородском стиле.

Внутри храма - строгий двухъярусный иконостас, расписанный художниками и прихожанами Львовой и Федоровым. На левой от входа стене изображены темы из жития Пресвятой Богородицы, на противоположной - сцены из жизни Христа. Как и росписи над апсидами, это - творение рук Альберта Бенуа. Западная (входная) стена расписана иконописцем Морозовым. В храме много икон - и на стенах, и на аналоях, и в киотах. Почти все они подарены русскими эмигрантами.

"Будет ли наш прах покоиться в родной земле или на чужбине — я не знаю, но пусть помнят наши дети, что где бы ни были наши могилы, это будут русские могилы и они будут призывать их к любви и верности России".
Князь С.Е.Трубецкой

Помимо источников, указанных в тексте, использована следующая литература:

1. Grezine I. Inventaire nominatif des sépultures russes du cimetière du Sainte-Geneviève-des-Bois. - Paris, 1995.

2. Носик Б. М. На погосте XX века. - СПб.: Золотой век; Диамант, 2000.

3. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1997 в шести томах. Составитель В.Н.Чуваков. - М.: Российская государственная библиотека, 1999-2007.

Париж - С.-Петербург, 2009-2010

А ещё на этом кладбище похоронен строитель Петербурга архитектор Мульханов Павел Михайлович. Он построил более 80 домов (более всего на Петроградской стороне), а также церковь под Петербургом в Лисьем Носу. Печально, что такого плодовитого архитектора сейчас мало знают даже в самом Питере. На фото у его могилы правнучка Людмила.

Сент-Женевьев де Буа. Кладбище великих

Более ранние посты о Сент-Женевьев де Буа здесь и здесь

На кладбище более 7000 русских могил, в том числе известных русских писателей, ученых, артистов, художников, государственных и политических деятелей, военных и представителей духовенства. Кладбищенская церковь Успения построена по проекту архитектора Альберта А. Бенуа в новгородском стиле с псковской звонницей и воротами, она была торжественно освящена 14 октября 1939 г.

Рисунок художника Василия Кукса

Моцарт - Реквием

На кладбище захоронено более 10 тыс.русских. Много покоится там известных людей: писатель Иван Бунин (1870-1953), поэт-бард Александр Галич (1919-1977), писатель Дмитрий Мережковский (1866-1941), его жена поэтесса Зинаида Гиппиус (1869-1949), киноактеры братья Александр (1877-1952) и Иван (1869-1939) Мозжухины, писатель, гл.ред. журнала "Континент" Виктор Некрасов (1911-1987), танцовщик Рудольф Нуреев (1938-1993), писатель Алексей Ремизов (1877-1957), великий князь Андрей Романов (1879-1956) и его жена балерина Матильда Кшесинская (1872-1971), великий князь Гавриил Романов (1887-1955), художница Зинаида Серебрякова (1884-1967), художник Константин Сомов (1869-1939), экономист и государственный деятель Петр Струве (1870-1944), кинорежиссер Андрей Тарковский (1932-1986), писательница Тэффи (Надежда Лохвицкая)(1875-1952), писатель Иван Шмелев (1873-1950) был потом перезахоронен 30 мая 2000 года в родной Москве, Князь Феликс Юсупов (1887-1967).

На кладбище церковь Успения Богородицы в духе новгородских храмов, построена и расписана Альбертом Бенуа в 1938-1939 годах. В крипте церкви похоронены: архитектор этой церкви Альберт Бенуа (1870-1970), его жена Маргарита, в девичестве Новинская (1891-1974), графиня Ольга Коковцова (1860-1950), графиня Ольга Малевская-Малевич (1868-1944).

Справа от иконостаса установлена мемориальная доска в память о 32 тысячах солдатах и офицерах, служивших во Вторую мировую в немецкой армии. Они были сданы союзниками советскому командованию и казнены за измену.

В самом начале 20-х годов, когда в Париже оказалась первая волна русской эмиграции, возникла проблема: что делать с пожилыми людьми, старшим поколением, покинувшим большевистскую Россию? И тогда эмигрантский комитет решил купить под Парижем замок и превратить его в дом престарелых. Такой замок нашелся в департаменте Эссон в 30 километрах к югу от Парижа в местечке Сент-Женевьев-де-Буа. Тогда это было настоящее захолустье.

7 апреля 1927 года здесь был открыт старческий дом с примыкавшим к нему большим парком, в конце которого находилось коммунальное кладбище. В самом начале своего существования Русскому дому в Сент-Женевьев-де-Буа суждено было стать хранителем реликвий дореволюционной России. Когда Франция официально признала Советский Союз, послу Временного правительства в Париже Маклакову пришлось уступить здание посольства новым хозяевам. Но он успел перевезти в Русский дом портреты российских императоров, старинную мебель и даже царский трон из дерева с позолотой. Все и по сей день находится в Сент-Женевьев-де-Буа.

Этот первый русский старческий дом во Франции населяло 150 жильцов. Здесь закончили свой земной путь замечательные, и даже выдающиеся люди. Многие российские дипломаты, художники Дмитрий Стеллецкий, Николай Исцеленов... Последний знаменитый человек, который умер в этом доме в возрасте 94-х лет, - княжна Зинаида Шаховская. Так к началу 30-х годов здесь, на чужой стороне, появились русские могилы.

Незадолго до войны русские предусмотрительно купили здесь участок земли примерно в тысячу квадратных метров и по проекту Альберта Бенуа (родственника Александра Бенуа) построили церковь в новгородском стиле. 14 октября 1939 года эта церковь была освящена и таким образом погост, получивший название Русского кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа, сложился. Позднее здесь были похоронены и советские командиры, и солдаты.

Дорога на кладбище от остановки автобуса. Солнечно и безлюдно, за спиной проносятся изредко машины. Впереди - кладбищенский забор.

Кладбищенские центральные ворота, за ними - церковь с голубым куполом. По случаю субботы все закрыто. Вход на кладбище - чуть дальше.

Иван Алексеевич Бунин. Спокойно и тихо.

Рядышком - Надежда Тэффи.

Памятник русским, воевавшим и погибшим во Второй Мировой войне на стороне французского Сопротивления.

Римские-Корсаковы

Рудольф Нуреев

Сергей Лифарь

Александр Галич

Великий Князь Андрей Владимирович Романов и "Малечка" Кшесинская

Мережковский и Гиппиус

"В окопах Сталинграда". Писатель Виктор Платонович Некрасов

Писатель Владимир Емельянович Максимов

Капитан Меркушов

Великий Князь Гавриил Константинович Романов

Протоиерей Сергий Булгаков

Вениамин Валерианович Завадский (Писатель Корсак) - памятник очень интересный.

Профессор Антон Владимирович Карташев

Шмелевы. Символическая могила.

Феликс Юсупов, убийца Распутина. И его (Феликса) супруга.

Памятник Дроздовцам

Генерал Алексеев и его верные товарищи (Алексеевцы)

Алексей Михайлович Ремезов. Писатель.

Андрей Тарковский ("Человеку, который увидел Ангела" - так написано на памятнике)

Символическая могила генерала Кутепова (для тех, кто читал "Незримую паутину" Прянишникова, должно быть понятно, почему она символическая).

Галиполийцы...

Знаменитый богослов протоиерей Василий Зеньковский

Один из первых актеров русского кино Иван Мозжухин

На аллеях кладбища чисто... и тихо... только птички голоса подают

Казаки - сыны Славы и Воли

Вид с алтарной части Успенского храма.

Русский старческий дом в Сент-Женевьев-де Буа, где еще доживают осколочки первой послереволюционной эмиграции. Среди них - Лидия Александровна Успенская, вдова знаменитого иконописца Леонида Успенского, расписывавшего Трехсвятительский храм и похороненного на этом кладбище. В октябре с.г. ей исполнится 100 лет. Во Франции она оказалась в 1921 г., ей было 14...

Лидия Александровна Успенская перед панихидой на кладбище:

Панихида 13 февраля 2006 на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа по всем почившим и похороненным здесь соотечественникам (в рамках празднования 75-летия Трехсвятительского подворья РПЦ МП в Париже).

Панихиду возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (В.Р. - в н.в. Патриарх РПЦ).

А здесь уже хоронят совсем незнакомых людей...

Завтра сюда приедут другие русские люди и вновь прозвучит тихая молитва...

Здесь похоронены:
Отец Сергий Булгаков, богослов, основатель Богословского института в Париже
Л.А. Зандер, профессор Богословского института
Протоиерей А. Калашников
В.А. Трефилова, балерина
В.А. Маклаков, адвокат, бывший министр
Н.Н. Черепнин, композитор, основатель Русской консерватории им. Рахманинова в Париже
А.В. Карташев, историк, профессор Богословского института в Париже
И.С. Шмелев, писатель (осталась только символическая могила)
Н.Н. Кедров, основатель квартета им. Кедрова
Князь Ф.Ф. Юсупов
К.А. Сомов, художник
А.У. Чичибабин, химик, биолог
Д.С. Стелецкий, художник
Великий князь Гавриил
С.К. Маковский, художник, поэт
А.Е. Волынин, танцор
И.А. Бунин, писатель, лауреат Нобелевской премии
М.А. Славина, оперная певица
С.Г. Поляков, художник
В.П. Крымов, писатель
С.Н. Малолетенков, архитектор
А.Г. Чесноков, композитор
Протоиерей В. Зеньковский, богослов, профессор Богословского института в Париже
Князья Андрей и Владимир Романовы
Кшесинская, прима-балерина
К.А. Коровин, художник
Н.Н. Евреинов, режиссер, актер
И.И. и А.И. Мозжухины, артисты оперы и кино
О. Преображенская, балерина
М.Б. Добужинский, художник
П.Н. Евдокимов, богослов
А.М. Ремизов, писатель
Общая могила Галлиполийцев
Общая могила членов Иностранного легиона
З. Пешков, приемный сын Максима Горького, генерал французской армии, дипломат
К.Н. Давыдов, зоолог
А.Б. Певзнер, скульптор
Б. Зайцев, писатель
Н.Н. Лосский, богослов, философ
В.А. Смоленский, поэт
Г.Н. Слободзинский, художник
М.Н. Кузнецова-Массне, оперная певица
С.С. Малевский-Малевич, дипломат, художник
Общая могила членов Русского кадетского корпуса
Л.Т. Зуров, поэт
Общая могила казачества; атаман А.П. Богаевский
А.А. Галич, поэт
П. Павлов и В. М. Греч, актеры
В.Н. Ильин, писатель. Философ
Общая могила прихожан
С. Лифарь, балетмейстер
В.П. Некрасов, писатель
А.Тарковский, кинорежиссер
В.Л. Андреев, поэт, писатель
В. Варшавский, писатель
Б. Поплавский, поэт
Тэффи, писательница
Рудольф Нуриев, танцор, хореограф
Д. Соложев, художник
И.А. Кривошеин, участник сопротивления, узник нацистских и советских лагерей
С.Т. Морозов, последний представитель рода Морозовых во Франции.

Контакты

Адрес: rue Leo Lagrang, Sainte-Genevieve-des-Bois

Время работы: летом — с 8:00 до 19:30, зимой — с 10:00 до 17:00

Время работы храма: Сб – с 17:00, Вс и праздники – с 10:00

Как добраться

: станция Care d’Austerlitz (ветка С)

Автобусы: станция Cimetiere de Liers

Роскошный город, овеянный духом старины, страсти, искусства… Множество парижских музеев и памятных мест свидетельствует о том, что с этим уголком мира старались связать свою судьбу известнейшие люди. Из столетия в столетие он манит своим богатством, могуществом и свободой. Все это привлекает и современных туристов.

Но сюда не просто приезжают посмотреть грандиозные памятники архитектуры. Здесь знакомятся с уникальной французской ментальностью и историей.

Древние здания и извилистые аллеи парков, такие объекты, как, например, старые кладбища, могут рассказать не только о прошлом столицы Франции, а и о тяжелой судьбе других стран. Во время разных политических перипетий многие искали в Париже убежище и успешно находили его.

Русское кладбище в Париже

Sainte-Geneviève-des-Bois известно как русское кладбище Парижа. Это не означает, что там похоронены только русские, но таких могил там около 15 тысяч. Здесь нашли свой покой писатели, художники, артисты балета, военные, просто люди, которые бежали от преследований на Родине. Кладбище трудно назвать достопримечательностью, но туристы достаточно часто хотят побывать именно здесь.

Свою особенную популярность это место получило благодаря известности захороненных на нем личностей. После революции 1917 года поток таких людей был практически не иссякаем, Франция была готова с пониманием принять деятелей кул

Ьтуры и общественной жизни, многие из которые на тот момент прославились в России и по всей Европе.

В Сент-Женевьев де Буа для бедных дворян из России тогда открыли дом престарелых. Начиная с 1929 года русские похороны здесь стали очень частыми. В 1939 году за проектом архитектора Альберта Бенуа на русском кладбище Сен Женевьев в Париже была возведена церковь Успения Пресвятой Богородицы .

В 2007 году закончился строк аренды земли под кладбище, тогда остро стал вопрос о его ликвидации. Правительство России отнеслось с пониманием и выделило 700 000 евро для продления долгосрочной аренды до 2040 года.

Кто похоронен на кладбище русских эмигрантов в Париже

Если с начала существования кладбища здесь в основном хоронили военных офицеров, то позже оно стало последним пристанищем деятелей культуры и искусства. Имена многих из них нам известны еще со школьной скамьи, но очень редко можно найти человека, который знает о месте захоронения знаменитости.

Список тех, кто похоронен на русском кладбище в Париже очень большой, чтобы назвать их имена, необходимо написать материал, который имел бы вид справочника. Здесь мы остановимся лишь на некоторых личностях.

На парижском русском кладбище каждый турист может увидеть могилы:

  • Ивана Бунина,
  • Дмитрия Мережковского,
  • Зинаиды Гиппиус,
  • Ивана Шмелева,
  • Татьяны Тэффи,
  • Гайто Газданова.
  • Здесь нашел вечное пристанище известный современный поэт Александр Галич.

В 1963 году жена-поэтесса Ирина Одоенцова перезахоронила на русском кладбище поэта Георгия Иванова . В Париже покоятся:

  • публицист Башмаков А.А.,
  • сам архитектор А.Бенуа и Маргарита — его жена,
  • Воскресенский В.Г., который занимался организацией русских балетов,
  • театральная прима Глебова-Судейкина О.А.,
  • вдова и сын предводителя белых А. В. Колчака,
  • князь Львов Г.Е.,
  • Некрасов В.П.,
  • балерина Преображенская О.И.,
  • известный ученый, общественный и политический деятель Струве П.Б.,
  • представители княжих фамилий Юсуповы и Шереметевы
  • и другие.

Как добраться до русского кладбища в Париже

Проще всего добраться до Сен-Женевьев-де-Буа с площади Denfert-Rochereau.

  • Автобусом надо ехать до остановки Cimetiere de Liers .
  • Если собираетесь ехать , то выбирайте линию С и следуйте до станции Care d’Austerlitz до Sante-Genevieve-des-Bois. После выхода пересядьте на автобус №104, сойдете на остановке Piscine. Это пригород, поэтому доедете не быстро.

Сен Женевьев Де Буа на карте Парижа:

Франция, окрестности Парижа, кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

На этом кладбище нашли свой последний приют высший свет РОССИИ, герои военные, ученые, промышленники, элита и интеллигенция Российского общества, выброшенные из Родных просторов в результате искусственно созданного человеческого катаклизма, сломавшего судьбы миллионов честных и порядочных людей. Как результат озлобленность наша друг к другу, обнаглевшая и не признающая авторитетов молодежь, падения нравстенности, духа, морали. Разруха, бедность, разрушения, предпринятые самими жителями современной России (народа, плюющего на свою историю), нечистоплотия (посмотрите на наши дворы и обветшалые здания и разукрашенные похабщиной места общественного пользования, транспорт).

Так кто-же упокоился на кладбище:

Захоронения размещены на особых участках:

1. Захоронения в крипте Свято-Успенской Церкви

2. Захоронения на военном участке 1939-1945 Захоронения войнов, в том числе донские артиллеристы, кадеты, корниловцы, колчаковцы, дроздовцы, алексеевцы, марковцы КАЗАЧЕСТВО, деникинцы, врангелевцы.

3. Семьи РОССИЯН, разделившие на чужбине судьбу защитников Родины.

КАК ПРОЕХАТЬ (ДОЕХАТЬ, ДОБРАТЬСЯ) ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ КЛАДБИЩА СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА

Городок Сен-Женевьев-де-Буа находится примерно в 30 км к югу от Парижа.

Кладбище расположено в окресностях улицы Лео Лагранж и проспекта Жака Дюкло.

Там в своё время был открыт дом престарелых для русских эмигрантов,
1. Проезд из Парижа на общественном транспорте

Из центра Парижа доехать до кладбища можно двумя способами: метро + маршрутка или прямой автобус.
Предпочтительней (менее суетливо), ехать на автобусе.

Схема маршрута

Первый вариант . Автобус отходит от плoщади Денфер-Рошро (Denfert-Rоchereau, нужно доехать до одноименной станции метро):

Время в пути — 45-50 минут. Цена проезда — 3,90 евро. Действуют парижские проездные (кладбище находится в 5-ой тарифной зоне).

Интервал движения автобуса: каждые полчаса, с 6 час.30 мин. до 20 час. 30 мин., по выходным начало движение с 8 ча. 00 мин.

Перед посадкой следует спросить, едет ли автобус до «семетери рюс» (русское кладбище). Официальное название остановки в районе кладбища — Лир (Lier).

Второй вариант — метро + маршрутка. Ехать нужно RER (скоростным поездом) до станции St.Genevieve des Bois (жёлтая линия, 5-ая зона). От станции до района кладбища идёт маршрутка (nivette). Остановка та самая, что и для автобусов («семетери рюс» или «Лир»). Доехав до вокзала в Сен-Женевьев-де-Буа, вам нужно будет либо пройти пешком до кладбища (примерно полчаса), либо сесть на автобус. Вам нужен любой автобус, с 001 до 004, который идет мимо остановки Mare au Chanvre. От этой остановки тоже придется немного пройти пешком, но местные жители могут подсказать дорогу (русское кладбище по-французски — это «симетье рюс»).

Обратно ехать с того же места, но на другой стороне дороги. Обязательно спросить, куда направляется автобус. А то можно уехать совсем не в Париж, и не на станцию RER в городке. Впрочем, есть автобус и до другой станции — Massy-Palaiseau, но идёт он больше часа.

Посещение кладбища занимает, если осматривать все могилы, не менее 1,5-2 часов.

Более подробное описание маршрута .

На метро по линиям «5» или «10» надо доехать до станции «Вокзал Аустерлиц» («Gare d’Austerlitz»), затем пересесть на «электричку» (RER) линии «С4» или «С6». Линия RER в городе начинается под землей, поэтому к ней можно просто перейти со станции метро. Естественно, перед посадкой на RER необходимо приобрести билет — его ориентировочная стоимость до Сен-Женевьев-де-Буа составит 5 евро. Нужное направление определяется по конечной станции назначения поезда (direction) и шифруется четырьмя буквами, например, LARA. Расшифровать направление поезда поможет информационный щит со схемой, установленный на перроне. Уже после посадки в поезд желательно отслеживать из окна названия станций, которые вы проезжаете.

Итак, мы в Сен-Женевьев-де-Буа. Выход из «электрички» находится с левой стороны по ходу поезда. Не переходя железнодорожные пути, нужно выйти на круглую привокзальную площадь и найти остановку автобуса № 104. Автобус ходит по расписанию, с которым придется ознакомиться здесь же, а стоимость проезда до кладбища составит 1,5 евро. Билет приобретается у водителя.

Нужная остановка называется PISCINE, это 14-я остановка автобуса, если считать от вокзала. На каждой остановке есть стенд с ее названием, стенд хорошо видно из окна, а в автобусе имеется схема маршрута. Правда, некоторые остановки могут быть водителем пропущены, так что здесь нужно усилить внимание. Лучше всего написать на листке бумаги название «PISCINE» или «orthodoxe cimetiere» (православное кладбище) и показать его пассажирам (или водителю). Вам помогут выйти на нужной остановке.

После того, как вы вышли на остановке PISCINE, переходите на противоположную по диагонали часть перекрестка. Далее — по стрелке дорожного указателя нужно пройти 150-200 метров до ворот кладбища.

Остановка обратного автобуса находится ровно напротив той остановки, на которой вы выходили по дороге на кладбище. Рядом расположен щит с расписанием — не поленитесь подойти к нему и примерно сориентироваться с временем прибытия автобуса, чтобы не скучать на скамеечке, рассматривая проезжающие по шоссе машины. С «электричками» RER дело обстоит гораздо проще — они ходят с интервалом 10-15 минут.

И последнее. Если вам посчастливится встретить группу соотечественников, приехавших на экскурсионном автобусе, не исключено, что они довезут вас до Парижа.

2. Проезд на автомобиле

Как добраться на автомобиле из Парижа до кладбища Сент-Женевьев-де-Буа С учетом пробок: 51 минута
1.Направляйтесь на запад по Rue de Rivoli в сторону Rue du Renard 69 м
2. Плавный поворот налево на Rue de la Coutellerie 140 м
3. Поверните направо на Av. Victoria 32 м
4. На 1 повороте сверните налево на Rue Saint-Martin 71 м
5. На 1 повороте сверните налево на Quai de Gesvres 160 м
6. Продолжайте движение по Quai de l’Hôtel de ville 600 м
7. Продолжайте движение по Quai des Célestins, Видеоконтроль скорости на протяжении 200 м 260 м
8. Продолжайте движение по Quai Henri IV 750 м
9. Продолжайте движение по Voie Mazas 950 м
10. Продолжайте движение по Quai de Bercy 1,5 км
11. Направляйтесь по съезду в сторону A3/A6/Périphérique/Porte de Bercy/Charenton 270 м
12 На развилке держитесь левее, следуйте по знакам на Aéroport Orly/Lyon/Périphérique Interieur/Quai d’Ivry/Porte d’Italie и выезжайте на Bd Périphérique Видеоконтроль скорости через 1,2 км 2,4 км
13. По съезду выезжайте на A6B в сторону A10/Bordeaux/Nantes/Lyon/Évry/Aéroport Orly-Rungis 9,6 км
14. Плавный поворот налево на A6B/E15 (по знакам на A6/Évry/Lyon/Chilly-Mazarin) 600 м
15. Продолжайте движение по A6 Видеоконтроль скорости через 2,5 км 10,6 км
16. Сверните на съезд 7 в сторону Viry-Châtillon/Fleury-Mérogis 160 м
17. На развилке держитесь правее, следуйте по знакам на D445/Fleury-mG15/Viry-Châtillon-Plateau и выезжайте на Av. Victor Schoelcher/D445. Продолжайте движение по D445. Проезжайте 1 перекресток с круговым движением 3,2 км
18 . На круге сверните на 1-й съезд на D296. Проезжайте 1 перекресток с круговым движением 1,2 км
19. Поверните налево на Rue Léo Lagrange. 450 м
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа 91700 Sainte-Geneviève-des- Bois.

Коммуна и город Сен-Женевьев-де-Буа (Sainte-Geneviève-des-Bois) находится в южной части региона Иль-де-Франс в департаменте Эсон в 33 км от центральных районов Парижа.

Погружение в историю

Первый раз Сен-Женевьев-де-Буа упоминается в дарственной Гуго Капета аббатству Сен-Маглуар в Х в. Он оставался в вассальной зависимости от церкви вплоть до перехода в середине XVI в. в собственность больницы Отель-Дье-де -Париж. Причиной такого решения был легендарный лечебный источник, обнаруженный святой Женевьевой в чаще леса Секиньи. В 448 году вода из него помогла прекратить эпидемию в Эсоне.

Проходившая мимо Сен-Женевьев-де-Буа старая римская дорога к XIVв стала главной транспортной артерией, связывающей Париж с Орлеаном. Это было наравне с паломничеством к источнику важным фактором, стимулирующим развитие деревни. С 1598 года сельскохозяйственные угодья и леса вокруг неё приобретает Й. Ла Фосса и после этого Сен-Женевьев-де-Буа часто переходит из рук в руки. Последним владельцем поместья и одной из первых жертв французской революции XVIII в. был Л. де Савиньи.

В XIX в большое позитивное влияние на экономику Сен-Женевьев-де-Буа оказало строительство железной дороги до Орлеана. Для его жителей это открыло возможность искать работу в Париже. После 1840 года в посёлке появляются целые кварталы дачных коттеджей, построенных для стремящихся отдохнуть летом за пределами большого города парижан.

В 30-х годах XX в. в городе был построен большой крытый рынок и логистический центр также содействующие урбанизации и увеличению населения. Драматические события Второй мировой войны мало отразились на облике городских улиц.

В конце ХХ в. в Сен-Женевьев-де-Буа был построен один из первых в регионе Иль-де-Франс коммерческих парков, но в целом город во многих сохраняет облик сельского поселения с комфортным микроклиматом для постоянного проживания.

Грот св. Женевьевы (La grotte), которой город и обязан своим возникновением, без сомнения, его главная достопримечательность.

В ней по-прежнему бьёт ключ, вода из которого по легенде спасла жителей Эссона от болезни в 448 году. В нише на одной из стен пещеры установлена статуя св. Женевьевы, созданная в XVIII в.

Расположенный в ландшафтном парке Шато Сент-Женевьев-де-Буа (Le château de Sainte Geneviève-des-Bois) представляет собой комплекс зданий, возведённых в разные столетия. Самая старая его часть — это средневековая круглая башня, но полностью архитектурный ансамбль в современном виде сложился в XVIIIв. Кроме неё в этот комплекс входят жилой дом, конюшня и оранжерея.

Находящаяся на окраине парка городская ратуша тоже одно из самых приметных зданий городка. Использованные при её строительстве в 1936 году архитекторами Р. Гинардом и Т. Ве инновационные технологии и материалы позволили создать настолько необычное здание, что оно было включено в перечень памятников истории и культуры региона.

С русской страницей истории Сен-Женевьев-де-Буа связан дом на улице Косонери или Русский дом (Demeure de la Cossonnerie ou Maison russe), который стал одни из первых приютов для покинувших Россию в начале XX эмигрантов.

Персонал открытого в 1927 году княгиней В. Мещерской центра эмиграции помог тысячам людей обрести новую родину.

Русский некрополь (La necropole russe) на улице Лагранж возник в 1926 году, когда здесь впервые были похоронены в общей могиле несколько эмигрантов, покинувших Россию после революции 1917 года. В 1937 году по благословлению митрополита и архиепископа Русской православной церкви в Западной Европе Евлогия было начато строительство церкви Успения Божией матери. Автором проекта храма стал А. Бенуа. Среди 4 тыс. захоронений у его стен находятся могилы танцора Р. Нуриева, князя Юсупова и писателя И. Бунина.

В мае 1995 года на одной из улиц Сен-Женевьев-де-Буа появился необычный памятник, названный «Колонна мира» (Les colonnes de la paix).

Он представляет собой кирпичную колонну, на которой каждый житель и города может выгравировать своё имя, оставив таким образом «след в истории».

В торговом городе рынок по определению не может быть рядовым объектом городской инфраструктуры, тем более, если фасад его главного павильона украшает такой большой и сложной барельеф, как в Сен-Женевьев-де-Буа.

Внешне выглядящий вполне обычным городской оранжерейный комплекс в Сен-Женевьев-де-Буа (La Serre) на самом деле является уникальным для Франции сооружением из-за сложно электронного оборудования, отвечающего за поддержание необходимого микроклимата.

Построенное по канадским технологиям на месте разрушенного замка XVIII в. это сооружение из 29 т. стали и стекла стало новым чудом инженерной мысли.

Расположенный на «Зелёном меридиане» Сен-Женевьев-де-Буа утопает в зелени окружающих его парков. Это и сохранивший участки реликтового леса Séquigny парк Chantaigneraie в котором постоянно проходят общегородские события и художественные или парк Вудхол (Woods Hole) в котором сохранилось множество небольших шахт и карьеров по добыче строительного камня.

В Каменном парке (Le park Pierre) на площади в 10 га располагается ферма с домашними животными, пруд и детский центр в старинном особняке XIX в, а протянувшийся почти на 2 км вдоль берега реки Орж парк Bords de L’Orge идеально подходит для организации спортивных состязаний.

Как добраться в Сен-Женевьев-де-Буа из Парижа

По ветке RER C. Конечная остановка электрички — Gare de Sainte-Geneviève-des-Bois. Время в пути от Лионского вокзала около 25 минут. Стоимость проезда 9,50 евро. Не забываем про .

Как добраться

Адрес: Sainte-Geneviève-des-Bois, Sainte-Geneviève-des-Bois
Обновлено: 26.06.2017