Классный час презентация русские меценаты. Русское меценатство как культура владения богатством

Слайд 2

Алексеев Николай Александрович1852 - 1893

Предприниматель, выдающийся общественный деятель и строитель Москвы. Совладелец и директор Товарищества «Владимир Алексеев» и золотоканительного завода в Москве. В 1885-93 гг. московский городской голова. В алексеевский «золотой век» Москва заложила на мировом уровне основы своего городского хозяйства, культурных, торговых, медицинских, транспортных структур. Под его руководством построены: Алексеевская психиатрическая больница и клиники Девичьего Поля, городские бойни (ныне мясокомбинат им. Микояна), новый водопровод, начато сооружение канализации, создано 30 городских училищ и многое другое. Как меценат и благотворитель вкладывал сотни тысяч рублей в городскую медицину, культуру, коммунальное хозяйство. Первый в России практический руководитель такого масштаба, выдвинутый обществом.

Слайд 3

Губонин Петр Ионович1825 - 1894

Один из крупнейших предпринимателей России XIX в. Крепостной крестьянин из-под Коломны. Построил около 5 тысяч верст железных дорог в Европейской России и на Урале и первые конно-железные дороги в Петербурге и Москве. Участвовал в создании и развитии ведущих машиностроительных заводов страны – Коломенского, Брянского, Невского, Истинского, и металлургических - Александровского и Колюбакинского. Основал товарищество «Нефть» и нефтеперерабатывающий завод в Кускове под Москвой. Соучредитель Волжско-Камского и других банков, страховых компаний, промышленных и торговых предприятий. Вкладывал большие средства в науку и образование. Основал и поддерживал Комиссаровское техническое училище в Москве, училище в Борисоглебске. Входил в состав многих благотворительных обществ. Строил церкви, создал образцовый туберкулезный санаторий и курорт «Гурзуф» в Крыму.

Слайд 4

Кноп Лев Герасимович1821 - 1894

1-й гильдии купец, основатель торгового дома Кнопов, учредитель и директор-распорядитель Кренгольмской мануфактуры, совладелец Измайловской хлопчатобумажной прядильно-ткацкой фабрики. Своё дело в России начал, продавая английские паровые машины и станки. Кноп имел солидные доли акций во многих русских предприятиях. В 1852 году он открыл в Москве собственную торговую фирму. За огромный вклад в текстильную промышленность России в 1877 году Л.Г. Кнопу был пожалован титул барона.

Слайд 5

Мамонтов Савва Иванович1841 - 1918

Крупнейший предприниматель, строитель новой экономики и культуры России.Вместе с отцом И.Ф. Мамонтовым и Ф.В. Чижовым построил Северную (Москва-Архангельск) и Донецкую железные дороги. Руководил группой машиностроительных, металлургических и горных заводов Москвы, Петербурга и Сибири, производивших подвижной состав и оборудование для железных дорог. Инициатор освоения Европейского Севера России.Меценат, музыкант, режиссер, скульптор, артист. Создатель так называемого «мамонтовского периода» в истории российской культуры 1870-90-х гг. Организатор и художественный руководитель Частной Русской Оперы, на сцене которой пел Ф.И. Шаляпин. Друг, учитель, вдохновитель бизнесменов, артистов, художников, композиторов.

Слайд 6

Морозов Савва Тимофеевич1862 - 1905

Предприниматель, совладелец и директор крупнейшей текстильной Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве, учредитель химического акционерного общества «С.Т. Морозов, Крелль и Оттман», директор Трехгорного пивоваренного завода в Москве.Активный российский политический и общественный деятель демократического направления. Благотворитель и меценат. Строитель здания и директор Московского Художественного Театра, финансировал театр в 1899-1904 гг.

Слайд 7

Найденов Николай Александрович1834 - 1905

Предприниматель, активный общественный деятель. Основатель Торгового Дома «А.Найденова сыновья». Учредитель и председатель правления Московского Торгового банка, руководитель нефтяных, текстильных и торговых компаний. В 1877-1905 гг. председатель московского Биржевого Комитета. Участник многих правительственных и общественных комиссий, учреждений, советов, попечитель институтов, училищ и т.д. Историк и организатор исторических исследований: подготовил и опубликовал 14 фотоальбомов, свыше 80 томов документов, исследований по истории Москвы и Подмосковья, материалов по истории Московского Купеческого общества. Автор книги «Воспоминания о виденном, слышанном и испытанном».

29 октября - «Вести. Экономика». Многие богатые люди занимаются не только инвестициями и умножением своего состояния, но также отдают часть своего состояния на благотворительность.

Богатые люди не только жертвуют деньги на борьбу с голодом или на повышение качества обучения бедных слоев населения.

Очень часто богатые люди являются горячими поклонниками искусства. Они коллекционируют редкие произведения искусства, финансируют театры и балеты или художественные выставки.

Таких людей называют меценатами.

Меценат - человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств.

Нарицательное название «меценат» происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе.

В нашей стране меценатство переживало как периоды подъема, так и периоды упадка.

Однако история сохранила имена многих замечательных людей, благодаря которым было сделано много полезного как для искусства и культуры, так и для общества.

Меценаты основывали заводы, строили железные дороги, открывали школы, больницы, приюты.

Павел Михайлович Третьяков - российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу.

Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, - это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова.

Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения.

31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о своём решении передать всю свою коллекцию и собрание покойного брата Сергея Михайловича вместе со зданием галереи - городу.

Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. Савва Мамонтов (1841–1918)

Савва Иванович Мамонтов - русский предприниматель и меценат. Представитель купеческой династии Мамонтовых.

Савва Мамонтов вошёл в историю русского искусства как меценат и покровитель художников и артистов.

Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. При его активной поддержке широкая зрительская аудитория смогла познакомиться с исполнительским мастерством Фёдора Шаляпина , который был солистом этого театра во второй половине 1890-х годов.

В конце 1900 года Мамонтов поселился в доме неподалёку от Бутырской тюрьмы, при гончарной мастерской, перевезённой из Абрамцева.

Весной 1902 года особняк на Садовой-Спасской улице, стоявший опечатанным после ареста предпринимателя, был выставлен на торги вместе с художественной коллекцией хозяина.

Некоторые произведения попали в Третьяковскую галерею, другие были приобретены Русским музеем. Значительную часть собственного архива Мамонтов завещал создателю театрального музея Алексею Бахрушину. Савва Морозов (1862–1905)

Савва Тимофеевич Морозов - русский предприниматель, меценат и благотворитель, мануфактур-советник.

Он оказал большую помощь Московскому художественному театру: в 1898 году вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью (1901-1904), был инициатором и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации МХТ (1901) и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке.

Морозов был связан также с революционным движением. Финансировал издание социал-демократической газеты «Искра», на его средства учреждены первые большевистские легальные газеты «Новая жизнь» и «Борьба».

Морозов нелегально провозил на свою фабрику запрещённую литературу и типографские шрифты, в 1905 году прятал от полиции одного из лидеров большевиков Н. Э. Баумана. Дружил с Максимом Горьким, был близко знаком с Леонидом Борисовичем Красиным . Алексей Бахрушин (1865–1929)

Фото:Культура.РФ Бахрушин Алексей Александрович - русский купец, потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.

Коллекционировать он начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина.

«Коллекционерские интересы лиц, бывавших у Алексея Петровича, передались и ему - он захотел обязательно собирать, что, почему, как - безразлично, но собирать - изучать и создать себе серьёзный интерес в жизни», - писал позднее его сын Юрий Алексеевич Бахрушин.

Первоначально Алексей Александрович собирал «восточные редкости» и реликвии эпохи Наполеона.

Однажды в компании молодежи двоюродный брат Алексея Александровича С. В. Куприянов хвастался собранными им разного рода театральными реликвиями - афишами, фотографиями, сувенирами, купленными у антикваров. Этот случай привёл Алексея Бахрушина к главному делу его собирательской деятельности.

30 мая 1894 года владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея.

В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.

Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра.

Из-за границы он привез личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.

Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела - литературный, драматический и музыкальный. Мария Тенишева (1858–1928)

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева - русская дворянка, общественная деятельница, художница-эмальер, педагог, меценатка и коллекционер.

Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление.

Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова).

В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Тогда же удостоена звания почетной гражданки города Смоленска.

Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства.

Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894-1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске 1896-1899 гг.

Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана, серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века». Дмитрий Голицын (1721-1793)

Князь Дмитрий Михайлович Голицын - русский дипломат, на протяжении 32 лет представлявший интересы Екатерины II при дворе Габсбургов в Вене. Учредитель московской Голицынской больницы, названной его именем. Владелец и устроитель имения Галлицинберг.

Покровительство Марии-Терезии и Иосифа II способствовало установлению широких связей князя с австрийскими любителями искусства, с художниками и антикварами.

Деятельный интерес к искусствам, широкая благотворительность были отмечены Академией художеств в Венеции (1781) и Академиями рисунка (1766) и художеств в Вене (1791), почётным членом которых был избран Голицын.

Одним из первых среди русских он увлёкся собиранием полотен старых мастеров: Рафаэля, Андреа дель Сарто, Тициана, Корреджо, Пармиджанино, Караваджо, Джулио Романо , Рубенса, ван Дейка и др.

Зимой 1782 на всех концертах в его доме играл Моцарт, который отмечал обходительность князя, предоставлявшего в его распоряжение свой экипаж.

Так как детей Голицын не имел, по завещанию его душеприказчиками назначались двоюродные братья: Александр Михайлович и Михаил Михайлович Голицыны, которые и должны были исполнить его волю - учредить в Москве больницу.

На её строительство и содержание среди прочего он назначил «920 600 рублей и свою картинную галерею со многими домашними вещами».

Больница, открытая в 1802 году по прецеденту Куракинской богадельни, основанной дедом Д. М. Голицына, до 1917 года содержалась на средства князей Голицыных. Ныне это исторический Голицынский корпус 1-й городской клинической больницы. Петр Щукин (1857-1912)

Пётр Иванович Щукин - русский коллекционер, создатель Щукинского музея.

С начала 1890-х годов его захватило коллекционирование памятников отечественной истории. Щукин приобретал старинные предметы не только на ярмарках в Нижнем Новгороде, Киеве и других городах России, но и у антикваров Европы, о чём свидетельствует его переписка.

В 1891 году, после смерти отца, он решил переехать в собственный дом и приобрёл участок площадью около 1 гектара по Малой Грузинской улице, где планировал разместить своё разросшееся собрание.

Для проектирования музейного здания он пригласил архитектора Б. В. Фрейденберга. В музей «Российских древностей», постройка которого была начата в мае 1892 года, а окончена в сентябре 1893, вошли собранные Щукиным старинные гравюры, предметы персидского и японского искусства, а также русской старины.

В начале XX века большое распространение получили выставки-продажи предметов из частных коллекций, на которых Щукиным были приобретены как целые собрания - Г. А. Брокара, Г. Д. Филимонова, В. Г. Сапожникова, М. И. Тюлина, А. В. Комарова, - так и отдельные предметы из коллекций кн. В. А. Долгорукова, кн. Л. С. Голицына, А. А. Мартынова, П. О. Карелина, К. С. Мазырина.

В 1905 году Щукин подарил свою богатую коллекцию Российскому Историческому музею в Москве. После оформления дарственной, 20 мая 1905 года, коллекция Петра Щукина из более чем 300 тысяч предметов стала называться «Отделение имп. Российского исторического музея им. имп. Александра III - Музей П. И. Щукина».

За этот дар П. И. Щукин был удостоен звания действительного статского советника. До конца жизни он оставался попечителем своего музея, продолжая содержать его и пополнять коллекции.



История вопроса "Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего." Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным. Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным. Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью. Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью.


История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей. История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей. Подлинного расцвета традиции меценатства достигли в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. Это время действительно можно назвать "золотым веком русского меценатства". Дворянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства. В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью выходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Большинство из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства. По своему характеру это были фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру капитала, а это неизбежно влекло за собой непонимание, гонения со стороны партнеров, а иногда и разорение. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал эти жертвы. Подлинного расцвета традиции меценатства достигли в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. Это время действительно можно назвать "золотым веком русского меценатства". Дворянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства. В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью выходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Большинство из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства. По своему характеру это были фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру капитала, а это неизбежно влекло за собой непонимание, гонения со стороны партнеров, а иногда и разорение. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал эти жертвы.


Славные имена России В рассматриваемое время в России появилось огромное количество отдельных меценатов и целые династии. Масштабы, этапы и тенденции меценатской деятельности отчетливо прослеживаются на примере истории города Москвы. Крупнейшая сокровищница русской живописи - Третьяковская галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых; Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, деньги на постройку которого выделил Ю.С.Нечаев-Мальцов и куда вошли коллекции И.А. и М.А.Морозовых, С.М.Третьякова, Д.И. и С.И.Щукиных; Театральный музей, который основал А.А.Бахрушин, он носит теперь его имя; Московский художественный театр имени А.П. Чехова, деньги на постройку здания выделил С.Т.Морозов, кроме этого сам принимал участие в строительстве. И это только самые крупные деяния, дошедшие до нашего времени. К сожалению, многие здания, построенные для музеев, театров, библиотек либо не сохранились, либо выполняют теперь не те функции, которые предусматривались при их строительстве, но хотелось бы, чтобы сохранилась память о людях, бескорыстно служивших общественной пользе. В рассматриваемое время в России появилось огромное количество отдельных меценатов и целые династии. Масштабы, этапы и тенденции меценатской деятельности отчетливо прослеживаются на примере истории города Москвы. Крупнейшая сокровищница русской живописи - Третьяковская галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых; Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, деньги на постройку которого выделил Ю.С.Нечаев-Мальцов и куда вошли коллекции И.А. и М.А.Морозовых, С.М.Третьякова, Д.И. и С.И.Щукиных; Театральный музей, который основал А.А.Бахрушин, он носит теперь его имя; Московский художественный театр имени А.П. Чехова, деньги на постройку здания выделил С.Т.Морозов, кроме этого сам принимал участие в строительстве. И это только самые крупные деяния, дошедшие до нашего времени. К сожалению, многие здания, построенные для музеев, театров, библиотек либо не сохранились, либо выполняют теперь не те функции, которые предусматривались при их строительстве, но хотелось бы, чтобы сохранилась память о людях, бескорыстно служивших общественной пользе.






Никита Акинфиевич Демидов(1724 – 1789) Два века семья Демидовых, предпринимателей- горнозаводчиков и меценатов, оказывала огромное влияние на культурную и экономическую жизнь России, а также Италии, Франции, Англии. С ней связаны многие достижения отечественной промышленности. Значителен вклад Демидовых в развитие культуры и просвещения. Демидовы были одними из первых предпринимателей, которые ввели традицию социальных институтов: при их заводах располагалась целая сеть школ, больниц, приютов, домов престарелых, а работники их получали пенсионное обеспечение. Два века семья Демидовых, предпринимателей- горнозаводчиков и меценатов, оказывала огромное влияние на культурную и экономическую жизнь России, а также Италии, Франции, Англии. С ней связаны многие достижения отечественной промышленности. Значителен вклад Демидовых в развитие культуры и просвещения. Демидовы были одними из первых предпринимателей, которые ввели традицию социальных институтов: при их заводах располагалась целая сеть школ, больниц, приютов, домов престарелых, а работники их получали пенсионное обеспечение. Главным продолжателем дела Демидовых в третьем поколении стал Никита Акинфиевич Демидов. Построил Нижнесалдинский (1760), Висимо-Уткинский (1771) и Верхнесалдинский (1775) заводы, владел 9 заводами (вместе с полученными по наследству от отца), которые в конце XVIII в. выплавляли 734 тыс. пудов чугуна. Собрал библиотеку, книги хранились в Суксуне, Москве, Санкт-Петербурге; по каталогу 1806 имелось 686 книг и рукописей по различным отраслям знаний, в т.ч. латинская Библия XIII в. (ныне в фонде редких книг Московского университета им. М.В. Ломоносова). Покровительствовал ученым и художникам, жертвовал на Московский университет и Академию художеств. В 1779 учредил в Академии художеств медаль «За успехи в механике». Автор журнала «Путешествия в чужие края» (1786). Главным продолжателем дела Демидовых в третьем поколении стал Никита Акинфиевич Демидов. Построил Нижнесалдинский (1760), Висимо-Уткинский (1771) и Верхнесалдинский (1775) заводы, владел 9 заводами (вместе с полученными по наследству от отца), которые в конце XVIII в. выплавляли 734 тыс. пудов чугуна. Собрал библиотеку, книги хранились в Суксуне, Москве, Санкт-Петербурге; по каталогу 1806 имелось 686 книг и рукописей по различным отраслям знаний, в т.ч. латинская Библия XIII в. (ныне в фонде редких книг Московского университета им. М.В. Ломоносова). Покровительствовал ученым и художникам, жертвовал на Московский университет и Академию художеств. В 1779 учредил в Академии художеств медаль «За успехи в механике». Автор журнала «Путешествия в чужие края» (1786).


Александр Сергеевич Строганов () Заслужил благодарность современников и потомков как известнейший меценат, покровитель и щедрый благотворитель искусства и науки. Он много путешествовал по странам Западной Европы, блестяще владел несколькими языками. Австрийская императрица Мария Терезия в 1761 году пожаловала ему титул графа Римской империи. Это был человек абсолютно светский, но вместе с тем прекрасно образованный, остроумный и добросердечный. Как писал о нем известный русский поэт К.П. Батюшков, Александр Сергеевич Строганов был «остряк, чуда», но все это было приправлено редкой вещью добрым сердцем». При всей своей удачливости в светской жизни и прекрасных душевных качествах Александр Сергеевич Строганов в личной жизни был несчастлив.В 1800 году Строганов стал президентом Академии художеств, и для нее настало поистине золотое время. Строганов щедро помогал молодым талантам, финансируя их образование за границей в значительной степени из собственных капиталов. Заслужил благодарность современников и потомков как известнейший меценат, покровитель и щедрый благотворитель искусства и науки. Он много путешествовал по странам Западной Европы, блестяще владел несколькими языками. Австрийская императрица Мария Терезия в 1761 году пожаловала ему титул графа Римской империи. Это был человек абсолютно светский, но вместе с тем прекрасно образованный, остроумный и добросердечный. Как писал о нем известный русский поэт К.П. Батюшков, Александр Сергеевич Строганов был «остряк, чуда», но все это было приправлено редкой вещью добрым сердцем». При всей своей удачливости в светской жизни и прекрасных душевных качествах Александр Сергеевич Строганов в личной жизни был несчастлив.В 1800 году Строганов стал президентом Академии художеств, и для нее настало поистине золотое время. Строганов щедро помогал молодым талантам, финансируя их образование за границей в значительной степени из собственных капиталов. Александр Сергеевич Строганов был одним из тех редких людей, кому удавалось, находясь в самой гуще придворной жизни, не участвовать ни в каких политических интригах. Благодаря доброжелательному характеру ему удалось сохранить свое положение при дворе при очередной смене правительства, когда на престол взошел император Павел. В 1798 году Строганов получил от Павла 1 титул графа Российской империи. И в царствование Александра 1 Строганов пользовался благосклонностью императора.Последние десять лет жизни Александра Сергеевича Строганова были посвящены строительству Казанского собора в Петербурге, в которое было вложено немало и его собственных средств. Такая широкая благотворительная деятельность, требовавшая огромных денежных затрат, расстроила капитал Строганова, и сыну его в наследство достались значительные долги. Александр Сергеевич Строганов был одним из тех редких людей, кому удавалось, находясь в самой гуще придворной жизни, не участвовать ни в каких политических интригах. Благодаря доброжелательному характеру ему удалось сохранить свое положение при дворе при очередной смене правительства, когда на престол взошел император Павел. В 1798 году Строганов получил от Павла 1 титул графа Российской империи. И в царствование Александра 1 Строганов пользовался благосклонностью императора.Последние десять лет жизни Александра Сергеевича Строганова были посвящены строительству Казанского собора в Петербурге, в которое было вложено немало и его собственных средств. Такая широкая благотворительная деятельность, требовавшая огромных денежных затрат, расстроила капитал Строганова, и сыну его в наследство достались значительные долги.


Николай Петрович Румянцев () Граф, государственный деятель, дипломат, коллекционер и меценат. В министр иностранных дел, в председатель Государственного совета. Финансировал деятельность Румянцевского кружка, объединявшего видных историков и археографов, являлся его главой. Собирал древние отечественные рукописи и издавал их. Но особую известность приобрел устройством огромной библиотеки, которая была доступна для всех. По завещанию он передал ее, а также множество коллекций и разных редкостей, для учреждения музея, оцененного вместе со зданием в миллион рублей, который носит его имя. Позднее музей был переведен из Петербурга в Москву. Фонды Румянцевского музея послужили основой Российской государственной библиотеки. Граф, государственный деятель, дипломат, коллекционер и меценат. В министр иностранных дел, в председатель Государственного совета. Финансировал деятельность Румянцевского кружка, объединявшего видных историков и археографов, являлся его главой. Собирал древние отечественные рукописи и издавал их. Но особую известность приобрел устройством огромной библиотеки, которая была доступна для всех. По завещанию он передал ее, а также множество коллекций и разных редкостей, для учреждения музея, оцененного вместе со зданием в миллион рублей, который носит его имя. Позднее музей был переведен из Петербурга в Москву. Фонды Румянцевского музея послужили основой Российской государственной библиотеки.


Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) Самые известные Третьяковы – выходцы из крепостных крестьян Калужской губернии. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович (1834–1892) Третьяковы наследники льняных и льнопрядильных фабрик не прекращая торгово- промышленной деятельности, занимались коллекционированием русского искусства, вкладывая доходы в произведения живописи и скульптуры. Самые известные Третьяковы – выходцы из крепостных крестьян Калужской губернии. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович (1834–1892) Третьяковы наследники льняных и льнопрядильных фабрик не прекращая торгово- промышленной деятельности, занимались коллекционированием русского искусства, вкладывая доходы в произведения живописи и скульптуры. Павел Михайлович отдавал предпочтение художественным произведениям реалистического характера. В подборе картин руководствовался советами известных художников и критиков, посещал для пополнения коллекции частные собрания в России и Западной Европе, сам заказывал картины художникам, приобретал их живописные коллекции. Рассматривал свою меценатскую деятельность как часть общенационального дела, долгом русского патриота. Вместе с братом Сергеем, собиравшим западную живопись, вкладывал также значительные средства в материальную поддержку начинающих русских художников и скульпторов. В 1874 Павел Третьяков построил на собственные средства специальное здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея. После смерти брата в 1892, завещавшего ему собственную художественную коллекцию (1276 картин и 471 рисунок общей стоимостью в 1 млн. 300 тыс. руб.), Павел Михайлович передал ее в дар Москве. После чего продолжил собирательство и пополнение коллекции за свой счет и оставался ее пожизненным попечителем. В 1893 был выбран в действительные члены Академии художеств. Павел Михайлович отдавал предпочтение художественным произведениям реалистического характера. В подборе картин руководствовался советами известных художников и критиков, посещал для пополнения коллекции частные собрания в России и Западной Европе, сам заказывал картины художникам, приобретал их живописные коллекции. Рассматривал свою меценатскую деятельность как часть общенационального дела, долгом русского патриота. Вместе с братом Сергеем, собиравшим западную живопись, вкладывал также значительные средства в материальную поддержку начинающих русских художников и скульпторов. В 1874 Павел Третьяков построил на собственные средства специальное здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея. После смерти брата в 1892, завещавшего ему собственную художественную коллекцию (1276 картин и 471 рисунок общей стоимостью в 1 млн. 300 тыс. руб.), Павел Михайлович передал ее в дар Москве. После чего продолжил собирательство и пополнение коллекции за свой счет и оставался ее пожизненным попечителем. В 1893 был выбран в действительные члены Академии художеств.


Список источников Молева Н.М. Москва – столица. – М.: Олма- Пресс, с. Молева Н.М. Москва – столица. – М.: Олма- Пресс, с. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I.- М.: Астрель, с. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I.- М.: Астрель, с

Оглавление Введение.............................................................................................................2 Основная часть Глава 1:

Благотворительность и меценатство

Российских предпринимателей ......................................................................3

Глава 2: XIX - начала XX в.в .................6 Глава 3:

Первопричины развития благотворительности………………………..12

3.1.Высокая нравственность, осознание общественного

долга предпринимателей благотворителей……………………………….13

3.2. Религиозные побуждения ……………………………………………...14

3.3. Патриотизм русских деловых людей………………………………….15

3.4. Стремление к социальным льготам, привилегиям…………………17

3.5. Интересы предпринимательского дела……………………………….18

Глава 4:

Меценатами не рождаются………………………………………………..…19

Заключение.........................................................................................................21 Список литературы...........................................................................................23

Введение.

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.

В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.

Анализ сферы благотворительности в дореволюционной России позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие».

1. Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей

Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Дословный смысл слова – благотворительность - творить благо,добро. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные.

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж.Кваренги и Е.Назаровым, Вдовий дом (архитектор И.Жилярди), Голицынская больница (архитектор М.Казаков) и многие другие.

Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян и предприимчивых крестьян – к третьему или четвёртому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII– в начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими художественными запросами. Они прекрасно осознавали, что для процветания страны и собственного бизнеса в условиях рыночной конкуренции необходимо активное участие в социальной жизни общества, в развитии науки и культуры, поэтому использовали накопленные средства не только на развитие бизнеса и личного потребления, но и на благотворительность, помогая решать многие общественные проблемы. В частности, в условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определённым средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе».

В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и другие. Исследователь С.Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солодовникова, который из общей суммы наследства в 21 млн.руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс.руб.).

При этом благотворительность предпринимателей в дореволюционной России имела свои особенности. На протяжении многих веков деловые люди традиционно вкладывали средства преимущественно в строительство церквей. Церкви продолжали строить и в XIX , и в начале XX века, но с конца прошлого столетия главное соперничество между богатыми предпринимателями проходило в социальной сфере под девизом: «Кто больше для народа сделает».

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

2. Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в.

Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д.

Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.

Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной

оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина - гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928) была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева - Талашкино. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Высоко оценивали Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь, прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.

Виктор Михайлович Васнецов (1848- 1926) - художник, собиратель икон. Родился в семье священника. Учился в Вятской духовной семинарии, но с последнего курса ушел. В 1867г. юноша отправился в Петербург. Вначале учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н.Крамского, а с 1868г. в Академии художеств. В апреле 1878 г. он уже был в Москве и с тех пор не разлучался с этим городом. Стремясь к созданию произведений в истинно национальном стиле, Виктор Михайлович обращался к событиям прошлого, образам былин и русских сказок. Широкую известность получили монументальные росписи, выполненные Васнецовым в православных храмах. Особенно большой успех сопутствовал его работе во Владимирском соборе в Киеве в 1885г. Виктор Михайлович стал не только ценителем, но и собирателем русской старины. В начале XXвека коллекция икон В.М. Васнецова была уже столь значительной, что, будучи показанной на выставке Первого съезда русских художников, обратила на себя внимание. После смерти художника его дом и все художественные собрания перешли дочери Татьяне Викторовне Васнецовой. Благодаря ей, в 1953 г. был открыт Мемориальный музей В.М. Васнецова, существующий и поныне. Сегодня в доме-музее Виктора Михайловича Васнецова хранится 25 тысяч экспонатов, которые позволяют познакомиться с биографией и творчеством знаменитого художника.

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) художник, очеркист, собиратель памятников этнографии и декоративно-прикладного искусства, родился в дворянской семье. Окончил Петербургский морской кадетский корпус. Тогда же проявил наклонности к искусству и стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художников. Отказавшись от военной карьеры, Верещагин поступил в Академию художеств. Собирать он начал довольно рано - в шестидесятые годы XIX века. И уже из первого путешествия по Кавказу и Дунаю привез немало разного рода «трофеев». В его собрание входили предметы, чуть ли, не со всего света. С 1892 г. жизнь Верещагина была тесно связана с Москвой. Московский дом художника напоминал самый настоящий музей. Прямо в мастерской находилась большая библиотека. В ней насчитывалось свыше тысячи книг на французском, английском и немецком языках по истории, социологии, философии, астрономии. В 1895 и 1898гг. В.В.Верещагин принес в дар Императорскому Историческому музею отдельные предметы из своего собрания. В.В.Верещагин погиб 31 марта 1904 г. при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт - Артуре.

Коллекционер, издатель, благотворитель Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) родом из купеческой семьи. В детстве не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провел в «мальчиках» за прилавком своего богатого отца. Имя Солдатёнкова в истории культуры связывается с издательской деятельностью в России второй половины позапрошлого столетия, с коллекционированием отечественной живописи: издания Солдатёнкова имели в стране большой общественный резонанс, а собрание картин могло быть сопоставимо с галереей П.М.Третьякова. В его домашней галерее были такие известные вещи, как «Пасечник» И.Н. Крамского, «Весна - большая вода» И.И.Левитана, «Чаепитие в Мытищах» и «Проводы покойника» В.Г.Перова, «Завтрак аристократа» П.А.Федотова, этюд «Явление Христа народу» и первоначальный эскиз знаменитой картины. Значительную ценность представляло Солдатёнковское собрание икон. Известно, что Козьма Терентьевич был страстным библиофилом, его обширная библиотека насчитывала свыше 20 тысяч книг.Собрание Солдатёнкова, получившее известность как частная художественная галерея, размещалось в стенах его особняка на Мясницкой, перестроенной старинной усадьбе, рядом с нынешним домом Корбюзье. В 1864 году Солдатёнков вместе с И.Е.Забелиным, М.П.Погодиным, Д.А. Ровинским и С.М. Соловьёвым стал членом-учредителем Общества древнерусского искусства при Румянцевском музее. В течение длительного времени он жертвовал на нужды по тысяче рублей в год. Золотыми буквами вписано в летопись российской благотворительности пожертвование Солдатёнковым двух миллионов рублей на сооружение в Москве бесплатной больницы для граждан всех сословий. Открытая в 1910 году, уже после смерти Козьмы Терентьевича, солдатёнсковская больница и сегодня служит москвичам. Перед зданием этой больницы, носящей имя Боткина, в 1991 году был установлен в знак благодарности памятник - бюст К.Т.Солдатёнкова. Согласно завещанию собирателя вся его коллекция поступила в Румянцевски музей. Одних только картин в солдатенковском собрании насчитывалось около двухсотсемидесяти: после закрытия музея они влились в фонды Третьяковской галереи и Русского музея, а книги пополнили Государственную библиотеку имени Ленина (ныне Российская государственная библиотека).
Археолог, коллекционер Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884) - из старинной и знатной семьи, сын президента Академии наук графа С.С.Уварова. По инициативе Уварова в 1864 году создаётся Московское археологическое Общество, ставившее широкие задачи в сбережении и изучении памятников искусства и старины. Алексей Сергеевич Уваров участвовал в создании Российского Исторического музея. Лучшие экспонаты, добытые трудами членов Общества, были принесены в дар Императорскому музею для его первой экспозиции. После смерти отца Алексей Сергеевич унаследовал богатейшее фамильное собрание произведений искусства и древностей в усадьбе Поречье Московской губернии. Своеобразным продолжением музея служил прекрасный ботанический сад - до тридцати тысяч «отборного вида растений», привезённых в Подмосковье со всех концов света. После смерти Уварова А.С. его вдова, Прасковья Сергеевна Уварова, продолжила работу, начатую мужем.
Прасковья Сергеевна Уварова (1840-1924), урождённая Щербатова, из знатного княжеского рода. Уварова получила разностороннее домашнее образование: в числе её наставников были профессор Ф.И.Буслаев, занимавшийся с ней русской литературой и историей искусства, Н.Г. Рубинштейн, у которого она брала уроки музыки, А.К.Саврасов, приходивший заниматься рисунком и живописью.

После смерти А.С.Уварова Прасковья Сергеевна была избрана в 1885 году почётным членом Императорского Московского археологического общества, а вскоре стала его председателем. Прасковья Сергеевна Уварова сыграла заметную роль в разработке законодательных мер по охране отечественного культурного наследия, в том числе запрещения вывоза памятников культуры за границу.
Известно её внимательное отношение к деятельности собирателей и коллекционеров. В её особняке в Леонтьевском переулке хранились собрание картин, коллекция картин, коллекция рукописей, насчитывающая боле трех тысяч единиц, коллекция монет, памятники античного искусства. Она была удостоена чести стать почётным членом императорской Академии наук и ряда университетов.
Дмитрий Александрович Ровинский (1824-1895) юрист по профессии, историк искусства, коллекционер родился в семье чиновника. В двадцать лет окончил Петербургское училище правоведения, служил в Москве в судебных учреждениях. Сумел собрать одну из самых полных коллекций оригинальных гравюр Рембрандта. В поисках произведений великого мастера он исколесил всю Европу. В дальнейшем под влиянием своего родственника, историка и коллекционера М.П.Погодина, Ровинский обратился к поиску отечественной школы. Так началось собрание русских народных картинок, со временем вылившееся в создание одной из наиболее полных коллекций такого рода. Интерес к народной иконографии обусловил внимание собирателя к поиску старинных иллюстрированных букварей, космографии, сатирических листков - всё это стал частью коллекции Ровинского. Все средства Ровинский тратил на пополнение собирания. Жил скромно, вокруг него как будто ничего не существовало, кроме массы книг по искусству и многочисленных папок с гравюрами. Свой сокровища Дмитрий Александрович охотно показывал любителям, знатокам и коллекционерам. На собственные средства Ровинский учредил премии «За лучшие сочинения по художественной археологии», а так же лучшую картину - с последующим воспроизведением в гравюре; передал подмосковную дачу Московскому университету, чтобы с получаемых доходов регулярно присуждать премии за лучшее иллюстрированное научное сочинение для народного чтения. По завещанию Дмитрия Александровича, поступали русские портреты и картины в Московский публичный и Румянцевский музей.

Коллекционер, библиофил Василий Николаевич Баснин (1799-1876) много времени и стараний отдавал общественному труду,историко-краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годы предметом его увлечений стали гравюры. Помимо гравюр в собрание Баснина входили акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалось около двенадцати тысяч книг - это было крупнейшее частное собрание тех лет. После смерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве - в гравюрном кабинете государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. В истории меценатства остались имена: Николая Петровича Лихачева, Ильи Семеновича Остроухова, Степана Павловича Рябушинского, Сергея Ивановича Щукина, Алексея Александровича и Алексея Петровича Бахрушиных, Михаила Абрамовича и Ивана Абрамовича Морозовых, Павла Ивановича Харитоненко, Ивана Егоровича Забелина.

Широкое развитие филантропического предпринимательства и развития благотворительной деятельности в стране имело свои первопричины. Рассмотрим наиболее распространённые из них.

3. Первопричины развития благотворительности.

Исследования показывают, что побудительные мотивы благотворительности и меценатства у российских предпринимателей были сложными и далеко не однозначными. Единой идеологической основы для совершения благотворительных поступков не существовало. В большинстве случаев одновременно действовали как эгоистические, так и альтруистические побудительные мотивы: присутствовали и деловой, хорошо продуманный расчёт, и уважение к науке и искусству, а в ряде случаев это был особый род подвижничества, восходящий своими истоками к национальным традициям и религиозным ценностям. Иными словами, всё зависело от социального облика благотворителей. С этой точки зрения можно говорить о важнейших побудительных мотивах благотворительности и меценатства российских предпринимателей.

3.1. Высокая нравственность, осознание общественного долга предпринимателей-благотворителей

В массе своей российские торговцы, промышленники и банкиры не принимали активного участия в общественно-политической жизни страны. Но наиболее яркие представители отчётливо осознавали важность общественной деятельности. Этих людей отличало глубокое национальное самосознание, сознание взаимосвязи между общественным и личным богатством, жажда деятельности на общественно полезной почве. Помимо предпринимательства многие деловые люди занимались общественной работой, с гордостью носили знаки отличия, высочайше дарованные Его Величеством за служение Отечеству. Например, такие представители купечества, как Н.А.Алексеев, Т.С.Морозов, С.А.Лепешкин, Н.И.Гучков, А.А.Мазурин. «Несомненно, что наше третье сословие, русская буржуазия, - отмечалось в газете российских предпринимателей «Русский курьер», - не ограничивая свою деятельность частными экономическими интересами и предприятиями, стремится завладеть общественно полезными делами и стать во главе местного самоуправления.»

Чувство высокой ответственности перед народом, Отечеством питало их гражданственность, призывало к подвижничеству на ниве благотворительности: они возводили церкви, школы, больницы, занимались собирательством и коллекционированием книг и картин, тратили деньги на удовлетворение культурных и просветительских потребностей страны. Среди щедрых жертвователей, которыми двигали исключительно нравственные мотивы, следует назвать таких известных «дарителей», как Бахрушины – московские предприниматели, владельцы кожевенной и суконных фабрик. Начав в XVII веке со скупки скота, в первой половине XIX века Бахрушины перешли к промышленному предпринимательству, а во второй половине XIX века стали известными благотворителями и меценатами. На цели благотворительности Бахрушины пожетвовали в общей сложности более 5 млн.руб. Не случайно их называи бескорыстными, «профессиональными благотворителями». Так, Алексей Петрович Бахрушин, завещая в 1901 году свои богатые коллекции произведений искусства Историческому музею, подчёркивал, что «в службе он не состоял и отличий не имеет».

Другой известный предприниматель, Ефим Фёдорович Гучков кроме многочисленных наград за предпринимательскую деятельность имел и награду за благотворительность, а его брат Иван Фёдорович получил орден Святой Анны 2-й степени за участие в постройке Храма на Преображенском.

3.2. Религиозные побуждения

Известно, что Церковь всегда рассматривала накопление богатства не как самоцель, а как способ социально организованной благотворительности. При этом христианская этика и мораль учат состраданию и милосердию. Не следует забывать, что многие крупные предприниматели были людьми чрезвычайно набожными. По некоторым оценкам, до 2/3 представителей купеческого сословия были выходцами из старообрядческих семей , в которых детей воспитывали в строгости и послушании, в духе добролюбия. «В первой половине XIX века почти все крупнейшие торговые и промышленные фирмы Москвы находятся в руках старообрядцев: Морозовы, Гучковы, Рахмановы, Шелапутины, Рябушинские, Кузнецовы, Горбуновы и многие другие московские миллионеры принадлежат к старообрядцам» . Из-за опасения быть отлученными от Церкви по обвинению в стяжательстве многие верующие предприниматели занимались благотворительной деятельностью. «Богатство обязывает», - часто говорил П.П.Рябушинский, отвечая на вопрос о мотивах благотворительности, при этом всегда подразумевая под этими словами «твёрдую христианскую веру отцов и дедов» . Конечно, не все богатые набожные предприниматели были благотворителями. Однако нормы православной нравственности, традиции христианского милосердия были явно преобладающими в среде деловых людей-филантропов. Библейский тезис: «Не собирайте себе сокровищ на земле,…но собирайте себе на небе» - внутренняя потребность многих русских людей.

3.3. Патриотизм русских деловых людей.

Большинство крупных русских купцов, промышленников, банкиров были настоящими патриотами в силу своей активности и социальной ответственности. Они всегда участвовали в событиях, определявших судьбу России, оказывали влияние на развитие культуры и искусства. Жертвуя значительные суммы на снабжение русской армии, на военные нужды в годы лихолетья, они проявляли глубокий патриотизм, содействовали процветанию в самые сложные периоды развития Отечества. Известно, например, что крупный предприниматель К.В.Крестовников пожертвовал на нужды Отечественной войны 1812 года 50 тыс.руб., а фамилия С.А.Алексеева «золототкацкого короля» (который является прадедом известного режиссёра К.С.Станиславского) в числе других благотворителей была выгравирована на мраморе Храма Христа Спасителя «за помощь на нужды ополчения 1812г.». Предприниматели В.Кокорев, И.Мамонтов, К.Солдатенков в 1856 году организовали патриотическую акцию по случаю встречи в Москве героев-севастопольцев.

Уникальную роль сыграли отечественные предприниматели в развитии русской культуры. Предприниматели – меценаты всегда преклонялись перед деятелями науки и искусства, перед талантом и независимостью суждений, искали их общества и уважения. Многие предприниматели считали делом чести материально поддерживать наиболее талантливых представителей русской культуры, сами увлекались собиранием произведений отечественной и мировой культуры. Например, сын купца В.Я.Брюсов стал профессиональным литератором, представитель торгово-промышленной семьи Алексеевых К.С.Станиславский стал выдающимся актёром и режиссером. Чрезвычайно одарённым человеком был известный меценат, крупный промышленник, железнодорожный строитель С.И.Мамонтов. Он пробовал себя как певец, режиссёр, скульптор, драматург. На собственные средства Мамонов создал русскую частную оперу, объединив талантливых певцов, композиторов, музыкантов.

Примером выделения творческой элиты из предпринимательской среды служат Третьяковы. Всемирно известная московская национальная галерея обязана своим существованием П.М.Третьякову. Тем более весом его вклад в развитие и сохранение русской культуры, что собственное состояние Третьякова было невелико. Передавая в 1892 году в дар Москве свою коллекцию, Павел Михайлович написал завещание: «Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию.»

Значительным был вклад отечественных предпринимателей в развитие науки и технике. В годы первой мировой войны братья Рябушинские начали строительство автомобильного завода в Москве, занимались нефтедобычей, жертвовали значительные суммы денег на развитие науки. Русские предприниматели вкладывали свои средства в освоение новых земель, поиск полезных ископаемых, способствовали географическим открытиям. Речь идёт о деятельности М.К.Сидорова по изучению богатств Крайнего Севера, К.М.Сибирякова по исследованию Северо-Восточного морского пути, Ф.П.Рябушинского по изучению Камчатки.

3.4. Стремление к социальным льготам, привилегиям.

Чины и ордена для многих благотворителей не были самоцелью, но они давали возможность повысить их социальный статус. В этом смысле не будет преувеличением отметить, что благотворительность и меценатство были одной из форм удовлетворения купеческого тщеславия и амбиций. Ничто человеческое купцам и промышленникам не было чуждо.

Исследователь А.Боханов справедливо указывал, что «благотворительность часто открывала единственную возможность предпринимателям получать чины, звания и прочие отличия, которых иным путём добиться было практически нельзя» . Исторический опыт показывает, что далеко не все предприниматели были бескорыстными благотворителями, альтруистами и патриотами.

Далёкой от бескорыстия была благотворительная деятельность потомственного почётного гражданина, действительного статского советника А.И.Лобкова. Благотворительностью он стал заниматься не по нравственным или патриотическим соображениям, а исключительно из желания побыстрее «выбиться в люди» (он был родом из мещан), получить общественно признание, титулы. Он занялся коллекционированием икон, картин, древних рукописей и старопечатных книг и вскоре стал членом-благотворителем московского Исторического общества, казначеем совета московского Художественного общества. В 1848 году Лобков взял на попечение приют на Шаболовке для призрения девочек-сирот, обеспечив его существование материальными средствами. В результате он добился генеральского титула, став «вашим превосходительством». В связи с приведённым примером возникает вопрос: «Как относиться к таким людям как Лобков?». Но здесь показательно другое. Общество, которое выработало механизм превращение корысти во благо, сделало благотворительность выгодным и престижным делом, заслуживает одобрения.

Стремление предпринимателей добиться государственного и общественного признания получило наиболее широкое развитие, когда в России была введена система поощрения благотворительных поступков: награждения орденами, чинами, пожалование в дворянское звание. К концу XIX века в России существовало 27 жалуемых наград: 15 орденов и 12 чинов. Так, предприниматель-благотворитель Л.С.Поляков за пожертвование больших денежных сумм на Румянцевский музей и Музей изящных искусств получил орден Владимира 3-й степени и Станислава 1-й степени и добился на этом основании звания дворянина. Титул советника коммерции и золотую медаль на Владимирской ленте получил купец А.А.Куманин за широкую благотворительную деятельность. А его дети за щедрую благотворительность в 1830 году были возведены в дворянство. За активную благотворительную деятельность дворянина пожаловали строителю железных дорог П.И.Губонину, владельцу всемирной известной мануфактуры Н.И.Прохорову. Правда, история знает и другие примеры. Например, когда Александр I в 1893 году пожаловал П.М.Третьякову за собирательскую деятельность звание дворянина, тот отказался, ответив, что «родился купцом, купцом и умрёт».

3.5. Интересы предпринимательского дела.

Занятие меценатством способствовало повышению у самих благотворителей уровня культуры и образования, расширения общего кругозора. В целом это свидетельствовало о росте количества интеллигентных, высокообразованных людей из числа предпринимателей. Многие предприниматели понимали, что для пользы их дела необходимы грамотные, квалифицированные рабочие. Поэтому они не жалели средств на строительство жилья для своих работников, лечебно-оздоровительных учреждений. Улучшали условия труда и быта рабочих и их семей. В результате в России в начале XX века рядом с фабриками, как правило, соседствовали школа, больница, библиотека, возведённые на средства владельцев. Много внимания решению бытовых проблем и профессионального образования рабочих уделяли братья Крестовниковы, Коноваловы, Морозовы, Прохоровы. На Всемирной Парижской выставке 1900 года «Товарищество Трёхгорных мануфактур» Прохоровых получило золотую медаль по «санитарному отделу», за заботу о быте рабочих. А сам владелец – Николай Иванович Прохоров был награждён орденом Почётного легиона за промышленную деятельность.

Предпринимательская благотворительность поддерживала развитие специальных ученых заведений. В конце XIX века – начале XX века в стране были созданы инженерные школы и средние специальные учебные заведения. Так, при фабрике Товарищества М.С.Кузнецова (знаменитой фарфором) существовало Дулёвское двухклассное сельское училище, за счёт средств Нечаевых-Мальцевых функционировало Мальцевское ремесленное училище. В 1901 году В.А.Морозовой было открыто первое профессиональное училище. К 1910 году в стране насчитывалось уже 344 учебных заведения. В 1907 году по инициативе торгово-промышленных кругов в Москве было создано первое в стране высшее коммерческое учебное заведение - Коммерческий институт, ныне Российская экономическая академия им.Г.В.Плеханова.

4.Меценатами не рождаются

Всякий ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в России есть богатые люди. Но дающий деньги – это еще не меценат. Лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса.

Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры должны стремиться, прежде всего, потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.

В России меценатом экономически быть невыгодно. Хотя бы потому, что в отличие от европейских стран законодательство в этой области пока никак не предусматривает финансовых (например, налоговых) льгот. Значит, для подобного поступка должны быть некие иные причины.

Заключение

Парадокс заключался в том, что многие известные благотворители и меценаты был фигурами трагическими, непонятыми российским обществом. Жертвуя колоссальные суммы на благотворительные цели, передавая огромные капиталы из коммерческого сектора в некоммерческий, предприниматели-благотворители бросали вызов миру бизнеса и законам рынка, что неизбежно порождало зависть, часто насмешку со стороны коллег-предпринимателей, а в ряде случае приводило к разорению.

Вместе тем, без благотворительной и меценатской деятельности предпринимателей не было бы у нас таких шедевров К.Брюллова, А.Иванова, Ф.Шубина. Таких высот национальной культуры как Третьяковская галерея, Бахрушинский музей, Московский Художественный театр, усадьба Абрамцево, русская опера с её непревзойдённым Ф.Шаляпиным.

Меценатство в России в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия- все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.

Использованная литература

Школьный журнал. Московская школа. №№ 1-4; 6-10, 2006

Русский торгово-промышленный мир.- М.1993

Кузьмичёв А., Петров Р. Русские миллионщики. Семейные хроники. – М., 1993

Мартынов С. Предприниматели, благотворители, меценаты. – СПб., 1993

Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. - СПб., 1994

Шапкин И.Н., Кузьмичёв А.Д. Отечественное предпринимательство. Очерки ис -

тории. – М.: Прогресс-Академия, 1995

Школьный экономический журнал № 2, Десять веков Российского предпринима-

тельства, 1999

Нестеренко Е.И. Благотворительность и меценатство в российском предпринима-

тельстве: Материалы по курсу «История предпринимательства в Росси». –

М.Финансовая академия, 1996


Русский торгово-промышленный мир.-М.1993. с.7.

Кузьмичёв А., Петров Р. Русские миллионщики. Семейные хроники. – М., 1993, с.10

Деловая Россия: История и современность. Тезисы Второй Всероссийской заочной научной конференции. – СПб, 1996, с.49.

Бурышкин П.А. Москва купеческая. – М., 1990, с.104-105