Кого встретил зайчонок во время путешествия. И

МКОУ Купреевская СОШ

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Подготовила и провела :

Шаблова Надежда Викторовна

Дата проведения :20.02.2014 г .

Цель урока : формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Задачи урока:
    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
    формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
    развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД); формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД) формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
    расширение читательского кругозора детей; формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Тип урока : изучение нового материала. Оборудование : Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г.; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова; смайлики.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

А чтобы урок пошёл каждому впрок -
Активно включайся в работу дружок!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

Слайд 1

Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.

Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)

А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

Отгадайте загадку

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)

Слайд 2

Как называют зайцев, родившихся осенью?

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат

2. Целеполагание.

Слайд 3

Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова "Листопадничек".

(предлагаются опорные слова для формулирования задач урока)

Слайд 4

Автобиография

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

3. Открытие новых знаний.

Слайд 5

* Словарная работа.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

долговязый (очень высокий, худой и нескладный)

плотина (перегородка на реке для поднятия уровня воды)

запрудили (перегородили реку плотиной)

настлано (настелено)

хатка (название небольшого дома на Украине)

зябнуть (испытывать чувство холода)

робеть (пугаться, стесняться, бояться)

ходко работают (работают быстро)

* Первичное чтение учителем и учащимися.

Читает учитель и дети.

* Проверка первичного восприятия.

Понравилось ли вам произведение? Чем?

Так к какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных)

Докажите ( животные разговаривают, события нереальные)

* Анализ художественного произведения.

Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания.

Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

Каких страхов натерпелся листопадничек?

Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

Физминутка

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

( Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

( Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

( Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал.

( Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

4. Закрепление изученного

* Выборочное чтение.

Слайд 6

С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?

Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?

Почему зайчонок остался у бобров?

* Работа в парах.

Слайд 7

Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.

* Составление синквейна о зайчике.

Слайд 8

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – ключевое предложение из текста

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Листопадничек.

5. Итог урока.

Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке?

6. Рефлексия.

Слайд 9

* Я работал(а) на уроке много и с удовольствием. * Мне было интересно на уроке, но я работал(а) мало.

* Я сегодня работал(а) не очень хорошо, но на следующем уроке буду работать лучше.

7. Домашнее задание.

Слайд 10

Прочитайте произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Проиллюстрируйте понравившийся эпизод.

Слайд 11

Причиной такого названия является то, что зайчиха родила в осеннюю пору года, когда уже осыпалась листва.

Вот и получили все три зайченка такие имена.

Главным героем стал один из них. Именно о нем и говорится в названии произведения.

Другие названия: «Приключения Листопадничка», «Зайчишка и его друзья», «Находчивый зайка», "Зимние испытания", "В погоне за теплотой", "Маленький, да удаленький", "Отважный зайчик".

2. Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

Молоденький зайчишка мечтал отправиться в тепленькие страны.

Ведь он не раз видел, как большие птицы учат своих детей летать, чтоб те смогли туда попасть.

Также он был свидетелем того, как и все остальные зверьки готовятся к приходу холодной поры.

Зайчишка боялся, что вместе со своей семьей может просто замерзнуть лютой зимой.

Также зайчишка наблюдал, как у всех животных идет подготовка к суровой поре, они прячутся в свои домики, собираются спать.

Он опасался, что зима принесет для него скуку и одиночество.

3. Кого встретил зайчонок во время своего путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

По пути в теплые места зайчишка встретил семью бобров.

Они были очень трудолюбивы и быстро строили себе жилье, чтоб перезимовать.

Их хатка не очень понравилась маленькому Листопадничку.

Там было не так светло, как в лесу, где привык жить зайчик.

А еще сыро и не достаточно тепло.

Но Листопадничку пришлось остаться, так как бобры уже достроили хатку, и чтоб выйти, пришлось бы нырнуть в ледяную воду.

Зайчишка же еще не научился плавать.

Поэтому и не решился на такой поступок, а просто остался жить у своих новых друзей.

4. Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чем он часто вспоминал? Найди и прочитай эти строки.

В обитель бобров пытались пробраться разные злые животные.

Среди них и коварная рысь, и хитрая лисица, и росомаха, а выдре даже удалось повредить жилище.

Это очень пугало маленького зайчишку.

Но, к счастью, бобер умел прогнать непрошеных гостей.

Листопадничек частенько грустил по своей любимой маме и по теплому гнездышку, которого ему так не хватало.

5. Расскажи, как зайчонок попал на болото. Хорошо ли ему было в родном гнезде? Что с тех пор стали говорить о Листопадничке?

Пришла весна, а за ней и сильное наводнение.

Оно разрушило обитель бобров, что уже была повреждена выдрой.

Бобер хотел помочь Листопадничку спастись, но из-за скользкого хвоста ему это не удавалось.

Зайчишка смог сам выбраться из воды, и быстро побежал к болоту.

Там он наконец-то увиделся с мамой и согрелся в родном гнездышке.

Листопадничек поведал другим зайцам о своих необычных путешествиях.

С того времени его называют отчаянным храбрецом.

6. Как ты думаешь, почему писатель именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Обсудите это с другом.

Мне кажется, писатель хотел показать, что родной дом самое уютное место.

А также хотел донести до читателя, что если уж взялся за что-то, то надо уметь проявлять храбрость и находчивость.

Это поможет справиться с трудными ситуациями и достичь своей цели.

7. Опиши Листопадничка. Каким он был: любопытным, любознательным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным, беспокойным?

8. Представь себя в роли зайчика - Листопадничка и расскажи о своем путешествии. Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка. Как ты перескажешь его историю: подробно или сжато? Почему?

Рассказ о своем путешествии от лица Листопадничка для 3 класса.

Я родился осенней порой, на болоте.

Вместе со своей семьей каждое утро наблюдал за взрослыми журавлями, которые учили своих детей летать.

В те моменты мне тоже очень хотелось этому научиться.

Ведь приближалась зима, а я боялся, что замерзну на холодном болоте.

Когда улетели журавли в теплые страны, то страх еще больше овладел мною.

Поэтому я решил отправиться вслед за ними.

Когда я перебегал лес, то встретил бобров.

Они делали себе хатку на зиму.

Я зашел осмотреть ее.

Там было темно и прохладно.

Поэтому мне не очень хотелось здесь оставаться.

Но, к сожалению, я уже не смог вернуться обратно.

Бобры достроили жилище, и надо было прыгать в воду, чтоб попасть наружу.

А плавать я не умел.

Вот и пришлось мне остаться зимовать с бобрами.

Всю зиму я помогал кормить и воспитывать малышей.

Мне было не комфортно, не хватало маминой ласки и теплого гнездышка.

К тому же, постоянно приходили непрошеные гости.

Они очень пугали меня, но смелый бобер умел с ними справиться.

Но злая выдра таки смогла испортить хатку.

Из-за этого весеннее наводнение снесло плотину.

Чтоб спастись, надо было переплыть воду.

Бобер пытался помочь мне, но я никак не мог ухватиться за его скользкий хвост.

Было очень страшно. Но я победил свой страх и сам поплыл к берегу.

Затем я быстро побежал к родному болоту.

Как же было радостно вновь увидеть родную маму, согреться в родном гнездышке.

Наконец-то я смог как следует выспаться.

На следующий день я рассказал всем зайцам на болоте о своих нелегких происшествиях.

Они с восторгом слушали мою историю.

С того времени все уважают мою смелость и находчивость.

План пересказа путешествия:

1. Наблюдения за журавлями

2. Путешествие в неведомые теплые места

3. В гостях у бобров

4. Нелегкая зима

5. Наводнение

6. Родное болото

7. История о необыкновенных приключениях

Я перескажу подробно те моменты, что больше всего показывают эмоции и переживания Листопадничка. Ведь они отображают характер зайчишки, его детские страхи, а также смелость и находчивость.

9. Подумай, что писатель мог бы наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке.

Я думаю, Соколов-Микотов имел возможность видеть рождение зайцев, подготовку зверей к зимней поре, перелет птиц в теплые страны.

А общение зверей, жизнь зайчишки в домике бобров и все его переживания - скорее фантазия писателя.

Тем более, переживания, мысли и мечты зайчишки никак нельзя узнать в реальном мире.

Человек только издалека может наблюдать за поведением зверей.

А что творится у них в голове, никому не известно.

К тому же, животные, как правило, бояться людей, поэтому все особенности их существования тяжело проследить.

10. Произведение Соколова-Микитова сказка или рассказ? Обоснуй свое мнение.

Это произведение является сказкой.

Ведь в нем описываются события, которых не может быть в реальной жизни.

Умение животных разговаривать главное отличие этого произведения от рассказа.

11. Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

1) Листопадничку наскучило сидеть дома, и он решается опять отправиться на поиски приключений.

2) Зайченок встречает по пути медвежью семью. Они учат его своим законам.

3) Спустя неделю путешественник отправляется дальше.

4) Листопадничек встретил необычного волка, который стал ему другом.

5) Зайчик и волк путешествуют вместе.

6) Животные добрались до города, где увидели непонятных существ - людей.

7) Поблудив темными улицами, животные вернулись в лес.

8) Листопадничек и волк поняли, что скучают по дому, поэтому каждый вернулся к своей семье.

9) Волк часто приходит на болото к заячьей семье. Они вместе играют и делятся секретами.

Разделы: Начальная школа

Цель урока: Развитие читательского учения, такого как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам.

  • Достижение понимания текста на уровне содержания.
  • Достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - "чтение между строк").
  • Ход урока

    1. Организационный момент. Введение в урок.

    На доске запись:

    Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. И так далее по тексту.

    Прочитайте этот отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.

    Кому из известных вам писателей оно принадлежит?

    Этими словами заканчивает автобиографический рассказ-воспоминание о своём детстве Михаил Пришвин "Моя Родина".

    А почему этот рассказ включён в тему "Люби всё живое?"

    А какую же тайну раскрыл, какое маленькое открытие сделал другой автор, с произведением которого мы сегодня познакомимся.

    2. Работа с текстом до чтения:

    Откройте учебник на странице 60.

    Послушайте стихотворение, которое поможет ещё точнее определить сюжет произведения:

    У нас в семье большая радость
    Пусть листья падают, летят,
    В канавке, тёплой под осинкой
    Три листопадничка лежат.

    Прочитайте с доски про себя, а затем вслух слова: осыпался, родились, называют, смотрели, разгуливают, учатся летать.

    Уточните свои предположения, которые вы сделали, когда не читали эти слова.

    3. Работа с текстом во время чтения:

    Прочитайте про себя текст и проверьте, а так ли вы думали, а оно как вышло?

    Подтвердились ли ваши гипотезы?

    Чтение вслух по абзацам с комментариями 1 часть произведения:

    Когда родились зайчата?

    Как называют их охотники?

    Чем занимались зайчата каждое утро?

    Как понять долговязые журавлята? /высокие, нескладные, худощавые/

    О чём мечтал самый маленький зайчонок?

    Как же можно озаглавить эту часть? /Мечта Листопадничка/

    Чтение 2 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:

    Почему журавли стали собираться к отлёту в тёплые страны?

    Что слышалось зайчатам в крике журавлей?

    Чем же в это время занимались другие звери?

    Как стало в лесу?

    Почему забеспокоились зайчата?

    Что сделала зайчиха мама?

    Как приняли объяснение мамы зайчата?

    А самого маленького зайчонка мама убедила своим ответом?

    Что он сделал?

    Как же можно озаглавить эту часть?/ Подготовка животных к зиме/

    Чтение 3 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:

    Кого встретил зайчонок во время путешествия?

    Чем занимались бобры?

    Что такое плотина? /Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды/

    Какой вопрос при встрече с бобрами задал Листопадничек?

    Какой получил ответ?

    Что такое хатка?

    Найдите ответ на вопрос в словаре в конце книги и прочитайте. Страница 216 учебник.

    Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?

    Что ответили бобры?

    Что пообещал Листопадничек бобрам?

    А как вы думаете, сможет ли зайчонок научиться плавать?

    Краткое сообщение об устройстве лап, хвоста у бобров.

    Что увидел зайчонок в хатке бобров?

    Ходко - как? /Быстро, скоро/

    Что же произошло с зайчонком?

    Как можно озаглавить эту часть? /Зайчонок в хатке бобров/

    Работа с 4 фрагментом произведения:

    Почему затосковал зайчонок в хатке бобров?

    Какое решение он принял?

    О чём спросили его бобры?

    Что он им ответил?

    Как поступили бобры?

    Почему зайчонку пришлось остаться в хатке бобров на зиму?

    Как восприняли окончательное решение зайчонка бобры?

    Как можно озаглавить эту часть? /Пришлось остаться на зиму!/

    Работа с 5 фрагментом произведения:

    Чем же занимался зайчонок в хатке бобров?

    Что такое охапка? /Количество веток, умещающихся в обхвате рук/

    По силам ли была работа?

    Какой ужин был предложен зайчонку?

    Понравился ли ему этот ужин?

    Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал?

    Прочитайте!

    Кого встретил он у норы?

    Обрадовался ли зайчонок встрече?

    Как вы понимаете слова: не робей? /не трусь/ и тумак? /удар/

    Какие ещё звери наведывались к норе?

    Как относился к гостям Листопадничек?

    Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?

    Как можно озаглавить 5 часть произведения?

    Работа над 6 фрагментом произведения:

    Что случилось весной на реке?

    Как поступили бобрята?

    А зайчонок?

    Почему же не поплыл наш зайчонок?

    Что предложил ему бобр?

    Вылетел как пуля - это как?

    Что значит волей - неволей?

    Как оказался зайчонок на родном болоте?

    Как приняла зайчонка мать?

    О чём рассказал зайчонок утром своим собратьям?

    А как вы думаете, какой же был зайчонок?

    Характеристика героя произведения:

    Страница 67 учебника задание №7:

    Выберите слова, которые подходят нашему герою.

    /Любознательный, любопытный, смелый, легкомысленный, боязливый, решительный, беспокойный./.

    Дополните свой ответ!

    Как же можно озаглавить эту часть? /Наконец - то дома!/

    4. Работа с текстом после чтения:

    Что он хотел сказать своим читателям? /Гипотезы ребят/

    Работа в группах:

    Что бы совсем точно дать ответ на мой вопрос, поработаем в группах с пословицами.

    Выберите самую точную пословицу к теме нашего произведения.

    Обоснуйте свой ответ.

    Пословицы:

    1. Чья горница, тем и кормится.
    2. Всякий кулик своё болото хвалит.
    3. И крот в своём углу зоркий.
    4. В гостях хорошо, а дома лучше!
    5. На своей улочке и курочка храбра.
    6. В своём болоте и лягушка поёт.
    7. Чьё поле, того и воля.
    8. Рад бы душой, да хлеб - то чужой.

    Дети выбирают самую точную пословицу: В гостях хорошо, а дома лучше!

    Понял ли это зайчонок?

    Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии. Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда! Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась "Заячья газета". Здесь они учились писать друг у друга. В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране. Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

    Давайте ещё раз вернёмся к названию произведения.

    Можно ли его озаглавить иначе? Объясните!

    Почему это произведение вошло в раздел "Люби живое"?

    Посмотрите на 1 иллюстрацию к тексту и найдите в тексте отрывок, который к ней подходит.

    Зачитайте его!

    Найдите отрывок из текста ко 2 иллюстрации.

    Зачитайте его!

    Какие профессии освоили бобры?

    А произведение, которое мы читали рассказ или сказка?

    А понравилась вам сказка?

    А вы хотели бы её продолжить?

    Творческое д/задание.

    Давайте представим, что погостил зайчонок у бобров, не совсем понравилось ему у них. Погостил он дома. И снова решил попутешествовать. Ведь он был очень любознательный! С кем он встретится, у кого погостит, мы узнаем завтра. Это и будет ваше д/задание.

    Продолжите сказку!

    Ребята, сегодняшний наш урок я хочу закончить стихотворением Михаила Дудина "Берегите землю!"

    Берегите землю! Берегите!
    Жаворонка в голубом зените.
    Бабочку на листьях повилики.
    На травинках солнечные блики.
    На камнях играющего краба.
    Над пустыней тень от баобаба.
    Ястреба, парящего над полем.
    Ясный месяц над речным покоем.
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите землю! Берегите!

    Лецких Л.А.
    учитель начальных классов,
    МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
    Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «О братьях наших меньших. И.С.Соколов­Микитов
    «Листопадничек» (учебник, с.60­67; рабочая тетрадь, с.66­67) 2 часа ». УМК «Школа России»
    Тип урока: решение частных задач
    Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова­Микитова; обучения читательской самостоятельности,
    делению текста на логические законченные части; эмоционально­эстетического воспитания любви к природе; способствовать развитию навыка
    беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать,
    анализировать, классифицировать, обобщать
    Предметные:
    познакомятся с произведением
    И. С. Соколова­Микитова
    «Листопадничек»;
    научатся выделять события,
    составляющие основу
    художественного произведения;
    определять тему
    и главную мысль произведения,
    пересказывать текст, делить текст
    на смысловые части, составлять его
    простой план
    П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
    Метапредметные:
    познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему
    вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения,
    формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной
    деятельности;
    регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно
    и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную
    работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
    внешней речи;
    коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства
    своей точки зрения; осознают цель своего высказывания
    Личностные:
    называть произведения, фамилии и
    имена писателей, пишущих
    о Родине; предлагать формы
    и варианты проявления своих
    чувств по отношению к своей
    Родине
    О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет И. С.
    Соколова­Микитова, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио­ и видеозаписи песен, музыкальных
    произведений

    Этап урока
    Содержание деятельности учителя
    Содержание деятельности
    Формируемые
    О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
    1
    I. Организация
    начала урока
    2
    Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок.
    Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
    – Я желаю вам доброго утра, удачного дня и хорошего настроения. Повернитесь друг
    к другу – улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне
    II.
    Актуализация
    опорных
    знаний.
    1. Проверка
    домашнего
    задания.
    1) Игра
    «Доскажи
    словечко».
    2) Беседа.
    Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
    – О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
    Проводит игру «Доскажи словечко».
    – Мать моя вставала… (рано).
    – Мать угостила меня… (чаем с молоком).
    – Это угощение решило мою жизнь в… (хорошую) сторону.
    – Я начал вставать до… (солнца).
    – Потом и в городе я вставал… (рано).
    – После чаю я… (ходил на охоту).
    – Моя охота была в… (находках).
    – Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими
    сокровищами жизни).
    – Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил
    в этом рассказе?
    – Подберите однокоренные слова к слову «Родина». (Народный, родственный,
    родня, родные, родимый, род.)
    – Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? («Мои молодые друзья!
    обучающегося
    (осуществляемые
    действия)
    способы
    деятельности
    3
    4
    Сообщают о готовности
    к уроку. Определяют
    самоготовность
    («настроен ли я слушать
    учителя, воспринимать
    материал урока»)
    Отвечают на вопросы
    учителя. Рассказывают о
    выполненной дома
    работе.
    Участвуют в игре.
    Умеют
    слушать в
    соответствии с
    целевой
    установкой,
    принимают и
    сохраняют
    организационн
    ые задачи
    Выдвигают
    гипотезу и
    обосновывают
    ее.
    Осуществляют
    актуализацию
    личного
    жизненного
    опыта. Умеют
    слушать в
    соответствии
    с целевой
    установкой.
    Принимают
    и сохраняют
    учебную цель и
    задачу.
    Дополняют,
    уточняют
    высказанные

    1
    2
    2. Речевая
    разминка
    Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими
    сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо
    открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши
    водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши
    леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку
    нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»).
    – Прочитайте отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам
    показалось, что автор обратился к каждому из них.
    Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное
    произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание
    читаемого текста.
    – Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.
    – Прочитайте с утвердительной интонацией.
    – Прочитайте с сердитой интонацией.
    – Прочитайте с веселой интонацией.
    – Прочитайте с ускорением.
    Бобры храбры идут в боры;
    Бобры для бобрят добры.
    – Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры,
    бобрят, бобриха, бобровый.)
    Продолжение табл.
    3
    4
    ния по
    существу
    полученного
    задания
    Выполняют речевую
    зарядку. Отвечают на
    вопросы учителя по
    речевой разминке
    III. Сообщение
    темы урока.
    Определение
    целей урока
    – Отгадайте загадки.
    Есть на речках лесорубы
    В серебристо­бурых шубах.
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины.
    (Бобры.)
    Что за зверь лесной
    Встал, как столбик, под сосной
    И стоит среди травы –
    Уши больше головы.
    Длинное ухо, комочек пуха,
    Прыгает ловко, любит морковку.
    (Заяц.)
    – Что вы знаете о бобрах?
    – Что вы знаете о зайцах?
    – Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах? (Сегодня
    Обсуждают тему урока.
    Отвечают на вопросы
    учителя, формулируют
    цель урока. По названию
    произведения определяют
    тематическую и
    эмоциональную
    направленность текста,
    выделяют главных героев.
    Под руководством
    учителя определяют
    задачи чтения
    Принимают
    и сохраняют
    учебную
    цель и задачу.
    Анализируют,
    находят общее
    и различия,
    делают
    выводы.
    Осознанно и
    произвольно
    строят

    1
    2
    будем читать о них.)
    – Правильно, главными героями рассказа будут бобры и заяц. Прочитайте тему
    урока.
    – Определите цели урока, используя опорные слова:
    Продолжение табл.
    3
    4
    и составляют план чтения речевое
    высказывание в
    устной форме
    Мы познакомимся с…
    Мы узнаем…
    Мы вспомним…
    Мы будем уметь…
    Мы сможем поразмышлять…
    – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
    – Как вы думаете, о чем это произведение? Как вы думаете, о ком или о чем будет
    произведение с таким названием? (Предположения учащихся о том, кого могут
    звать Листопадничком.)
    – Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом
    произведении? Почему?
    – Как называют зайцев, родившихся осенью?
    У нас в семье большая радость,
    Пусть листья падают, летят,
    В канавке теплой, под осинкой,
    Три листопадничка лежат.
    – Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?
    – Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?
    – Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в
    произведении, опираясь только на его название.
    – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,
    ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с
    биографией
    И. С. Соколова­Микитова
    IV. Подготовка
    к восприятию
    произведе­
    Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом
    портрета автора произведения (см. ресурсный материал).
    – Что вы узнали об авторе?
    Слушают рассказ
    учителя, рассматривают
    фотографии, портрет
    автора.
    Осуществляют
    анализ
    объектов

    1
    2
    ния. Знакомство
    с биографией
    автора
    – Когда и где он родился?
    – Где он учился?
    – Кем работал?
    – Как он жил последние годы?
    V. Работа над
    содержанием
    текста.
    1. Работа с
    толковым
    словарем.
    Проводит словарную работу.
    – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы
    по толковому словарю.
    Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев
    или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом.
    Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п.
    Ходко (разг.) – легко и быстро.
    Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования,
    сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у
    животных.
    Охапка – количество чего­либо, которое можно взять, унести, обхватив руками,
    рукой.
    Мигом – очень быстро.
    Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела –
    55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными
    перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно­бурая,
    снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и
    нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова,
    короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех.
    Волей­неволей – несмотря на нежелание, вынужденно.
    Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке).
    Плотина – гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток или водоем
    для подъема уровня воды.
    – Что означают выражения: «золотой лист», «долговязые журавлята», «хороших
    тумаков надавал», «как пуля вылетел из воды»?
    Продолжение табл.
    3
    4
    Задают вопросы о
    творчестве автора
    Работают с толковым
    словарем.
    с опорой на
    визуализацию,
    выделяют
    последователь
    ность развития
    сюжета
    Осуществляют
    анализ
    произведения.
    Осознанно
    и произвольно
    строят речевое
    высказывание в
    устной форме,
    обосновывают
    свое мнение.
    Согласовывают
    усилия по
    решению
    учебной
    задачи.
    Договариваютс
    я и приходят к
    общему
    мнению.
    Учитывают
    мнение соседа
    по парте.
    Осуществляют
    контроль по
    результату

    Продолжение табл.
    3
    4
    Прослушивают текст.
    Отвечают на вопрос,
    определяют жанр
    произведения. Отвечают
    на вопросы учителя.
    Аргументируют свою
    точку зрения
    1
    2. Первичное
    чтение
    произведения.
    3. Беседа по
    содержанию
    прослушанного
    2
    Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии,
    предварительно осуществив целевую установку.
    – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
    Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
    – Понравилось ли вам произведение?
    – Выразите свое мнение о произведении одним словом.
    – Что вам особенно понравилось в этой истории?
    – Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, так как
    животные разговаривают, путешествуют.).
    – Какая эта сказка? (Авторская.)
    – Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы (см. ресурсный
    материал).
    – Чему учит это произведение?
    – От чьего лица ведется рассказ?
    – О ком это произведение?
    – В какое время года появились зайчата?
    – Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так
    называет?
    – Где живут зайцы?
    – Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
    – Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему?
    – Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
    – О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа?
    – Какие еще птицы улетают на юг? Почему?
    – Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
    – Как животные готовятся к зиме?
    – Как бобры строили свою плотину?
    – Как бобры спасали Листопадничка?
    – Как вы считаете, «Листопадничек» – это сказка или рассказ?
    – Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (Лиса, слон,
    осел, антилопа.)

    1
    VI. Повторное
    чтение и анализ
    произведения.
    1. Повторное
    чтение
    произведения.
    2. Беседа по
    содержанию
    прочитанного.
    Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания
    произведения.
    – Прочитаем рассказ еще раз и подумаем: могло так быть на самом деле? Почему?
    2
    – Это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, потому что герои­животные
    разговаривают, путешествуют.)
    – Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
    – Как улетали журавли?
    – Как вели себя другие звери?
    – Кого встретил зайчонок во время путешествия?
    – Как провел зайчонок зиму?
    – Почему зайчонок остался в хатке бобров?
    – Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?
    – Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения?
    – Каким вы увидели зайчонка? Какими качествами мы можем наделить маленького
    зайчика?
    – Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор:
    мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края);
    непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
    любознательный (задает вопросы бобрам);
    терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
    добрый (помогал нянчить бобрят);
    заботливый (кормит бобрят);
    смелый (научился плавать);
    любящий (скучает и вспоминает старую мать­зайчиху и маленьких братьев,
    живя в хатке у бобров).
    – Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:
    трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом
    Продолжение табл.
    3
    4
    Читают произведение
    по цепочке.
    Взаимодействуют с
    учителем во время
    опроса, осуществляемого
    во фронтальном
    режиме.
    Участвуют в
    коллективной беседе и
    дискуссии,
    корректируют, изменяют
    свою точку зрения.
    Делают выводы и свои
    ответы подтверждают
    выдержками из текста
    произведения.
    Дают характеристику
    Листопадничка, сверяя
    с образцом.
    Дают характеристику
    Выразительно
    читают.
    Понимают на
    слух ответы
    обучающихся.
    Слушают
    собеседника.
    Строят
    понятные для
    собеседника
    высказывания.
    Аргументирую
    т свою точку
    зрения.
    Осуществляют
    анализ с целью
    нахождения
    соответствия
    заданному
    эталону.
    Формулируют
    свое мнение
    и позицию.
    Строят
    монологически
    е
    высказывания.
    Адекватно
    используют
    речевые
    средства для
    решения
    различных
    коммуникатив
    ных задач.

    1
    2
    Продолжение табл.
    3
    4
    пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
    запасливые (готовят корм на зиму);
    гостеприимные (приютили зайца);
    заботливые (волнуются за бобрят);
    смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);
    чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).
    Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
    – Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего
    урока. Объясните свой выбор.
    бобров, сверяя с
    образцом.
    Много спать – дела не знать.
    Дома и стены помогают.
    Всякий кулик свое болото хвалит.
    Чужая сторона – дремучий бор.
    В гостях хорошо, а дома лучше!
    Друзья познаются в беде.
    3. Выборочное
    чтение.
    – Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила
    задуматься сказка?
    – Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?
    – Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к
    слову «храбрый».
    – А как вы понимаете слово «отчаянный»?
    – Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома.
    – Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров.
    – Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью?
    – Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя?
    – Надо дорожить своей
    Родиной, любовью
    близких. Они главная
    опора в жизни.
    – «Крепко­крепко»,
    «возле матери», «в родном
    гнезде».
    – Да, не побоялся
    трудностей. Смелый,
    отважный, мужественный.
    – Совершил необдуманный
    поступок.
    Делают
    выводы,
    извлекают
    информацию
    из различных
    сточников.
    Аргументирую
    т свою
    позицию.
    Планируют
    свое действие
    в соответ­
    ствии с
    поставленной
    задачей и
    условиями ее
    реализации