Конспект урока по МХК на тему "Эстетика эксперимента и ранний русский авангард "(11 класс). «Чёрный супрематический квадрат»

Тема: Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

(МХК, 11 класс)

Цели: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Цель. Формировать представление о художественной культуре России XIX - начала XX века.

Задачи: познакомить учащихся с понятием "авангард", жизнью и творчеством художников авангарда;обратить внимание учащихся на мировоззрение художников авангарда и особенности их живописи;помочь учащимся определить своё отношение к авангардной живописи;

воспитывать любовь к национальной и мировой культуре.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и задач урока.

Эпиграф нашего урока:

«Неслыханные перемены, невиданные мятежи…» А. Блок

Новая форма рождает новое содержание. Искусство всегда было вольно от жизни, и на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города. В. Шкловский.

Странная ломка миров живописных

Была предтечею свободы,

Освобожденьем от цепей,

Так ты шагало, искусство. В. Хлебников

3. Изучение нового материала

Происходит от французских слов «avant», что переводится как «передовой», и «qarde» - «отряд». - Условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве: кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм (начало века), сюрреализм (двадцатые-тридцатые годы), акционизм, поп-арт (работа с предметами), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм (шестидесятые-семидесятые годы), театр абсурда, электронная музыка и др..

Авангард собирательное понятие экспериментальных творческих направлений в искусстве « серебряного века ».

Лозунг авангарда: «Новаторство во всех областях искусства». Наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени – эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя.

Все авангардистские течения имеют одно общее:

Новизна,

Смелость,

Вера в наступление эры чудо-техники

Отказ от норм классического изображения,

Деформация форм,

Экспрессия.

- Как вы считаете, почему авангардизм близок по значению к модернизму?

(Авангардизм близок по значению к модернизму (собирательное обозначение всех новейших течений) и отличается от модерна (стиль в искусстве конца XIX - начала XX века)

Новаторство во всех областях искусства - таков главный лозунг авангарда. Авангард - собирательное понятие самых "левы" экспериментальных творческих направлений в искусстве "серебряного века". В авангардных течениях, несмотря на всю их разноликость, общими были новизна и смелость, которые считались мерилом творческой одарённости и эталоном современности.

Общей была и наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени - эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой). Проблемы преемственности для сторонников авангарда как бы не существовало.

В 10-е гг. XX века художественное экспериментаторство в разных видах искусства достигает своего апогея, причём удивительно синхронно.

Главная причина синхронности кроется в явном взаимном притяжении художников, поэтов, артистов, музыкантов, в общности творческих, а порой и жизненных интересов. Поколение новаторов искало друг в друге единомышленников в непростом деле ниспровержения устоев.

Они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. За отрицанием изобразительных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом.

Авангардистские течения :

Фовизм

Экспрессионизм

Кубизм

Футуризм

Абстракционизм

Супрематизм

Примитивизм - в искусстве конце XIX - XX вв. следование «примитиву», под которым понималось первобытное и народное творчество, культурные традиции отсталых народов.

Лубок - народная картинка, вид изобразительного искусства, отличающийся принципиальной простотой образов.

Художественные объединения.

1.Союз московских художников «Бубновый валет».

В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде. Причём предмет устойчивый, взятый «в упор», лишённый какой-либо недосказанности или философской двусмысленности.

-Основные представители и их работы Союз московских художников «Бубновый валет».

Илья Иванович Машков - Мир его картин подчеркнуто упрощен, «заземлен», образы статичны, декоративны. В манере мастера чувствуется влияние русского лубка и атрибутов примитивистского искусства. Илья Иванович Машков (1881-1944) «Камелия», «Снедь московская: хлебы», «Натюрморт с магнолиями»

Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) «Возвращение с ярмарки», «Сирень», «Сухие краски»

Александр Куприн (1880-1960) «Тополя», «Завод», натюрморты, индустриальные пейзажи.

Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) «Старая Руза», «негр», «Бухта в Балаклаве»

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) «Звон», «У Иверской», «Автопортрет», «Крекинг нефтеперегонного завода», «Овощи».

2.Группа живописцев «Ослиный хвост».

Обращались к примитивизму, к традициям русской иконописи и лубка; часть группировки была близка к футуризму и кубизму.

Основные представители и их работы:

Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964)- Организовал группу «Ослиный хвост» (Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.Е. Татлин). Ларионов разработал стиль, впитавший элементы вывески, лубочной картинки, детского рисунка. Его герои взяты из провинциальных местечек, солдатских казарм, уличных вывесок, городских парикмахерских и т. п. «Провинциальная франтиха», «Отдыхающий Солдат», «Петух», «Лучизм».

Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) - Для её картин характерны простота и детская наивность, поднимающая житейские образы над обыденностью. «Крестьяне, собирающие яблоки», «Подсолнухи», «Рыбная ловля», «Евреи. Шабаш».

Марк Шагал (1887-1985) «Я и деревня», «Скрипач», «Прогулка», «Над городом», «Святое семейство».

Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) «Матрос», «Натурщица», «Контррельеф», «Проект памятника III Интернационалу», «Летатлин».

3.Русский авангард.

Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых «ритмов времени». Стремление воссоздать динамичность предмета, его «жизнь» в разных ракурсах.

-Основные представители и их работы:

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) - теоретик живописи, абстракционист «…игра красок на полотне есть проявление изначально данного человеку художественного мышления, которое существует вне зависимости от образов действительности, от окружающих нас предметов...» «О духовном в искусстве» «Дома в Мурнау на Обермаркте», «Импровизация Кламм», «Композиция VI», «Композиция VIII», «Доминирующая кривая».

Павел Николаевич Филонов (1883-1941)- - Живописец и график, увлеченный идеей «аналитического искусства» композиций, основанных на бесконечном калейдоскопическом развертывании изображаемых образов «Крестьянская семья», «Победитель города», «Иллюстрация к книге Велимира Хлебникова», «Формула империализма», «Формула весны».

Казимир Северинович Малевич (1878-1935) «Цветочница», «Дама на остановке Трамвая», «Корова и скрипка», «Авиатор», «Супрематизм», «Косарь», «Крестьянка», «Чёрный супрематический квадрат».

4. Закрепление изученного .

Какое искусство принято называть авангардом?

Во что верили мастера русского авангарда?

Почему отрицание традиций было необходимо мастерам авангарда?

Сбылись ли их мечты об "искусстве будущего"?

5. Домашнее задание.

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

Авангардистские течения:

  • Фовизм Экспрессионизм Кубизм Футуризм Абстракционизм Супрематизм
  • Фовизм Экспрессионизм Кубизм Футуризм Абстракционизм Супрематизм
  • Фовизм
  • Экспрессионизм
  • Кубизм
  • Футуризм
  • Абстракционизм
  • Супрематизм

Все авангардистские течения имеют одно общее:

Они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. За отрицанием изобразительных функций неизбежно следует и отрицание самих форм, замена картины или статуи реальным предметом.



Рождение супрематизма из алогичных полотен Малевича с наибольшей убедительностью проступило в картине под названием «Композиция с Моной Лизой»


Откровение настигло Малевича во время работы над вторым изданием брошюры «Победа над Солнцем». Готовя рисунки, он сделал последний шаг на пути к беспредметности.

Новорожденное направление некоторое время оставалось без названия, затем Малевич написал брошюру «От кубизма к супрематизму», в которой дал объяснение термина «Супрематизм» (от лат «супрем» - «превосходство», «доминирование»). Этим словом Малевич стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. Эта книжечка-манифест распространялась на вернисаже «0,10» (ноль-десять).

Главной картиной там стал «Черный квадрат»



«Черный квадрат» словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминирует полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света)

Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшим в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе художника.


«Супрематизм в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого,»- писал Малевич в книге «Супрематизм».

Черный этап начинался с трех форм – квадрата, креста, круга.







Своей последней стадии супрематизм достиг в 1918 году.

Малевич был мужественным художником, идущим до конца по выбранной стезе: на третьей ступени супрематизма из него ушел и цвет. В середине 1918 года появились полотна «белое на белом», где в бездонной белизне словно таяли белые же формы.









Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

Новая форма рождает новое содержание. Искусство всегда было вольно от жизни, и на цвете его никогда не отражался цвет флага над крепостью города. В. Шкловский.


План.

  • О модернистских направлениях в искусстве начала века. Понятие «авангард».

  • Художественные объединения и их представители.

  • Русский авангард.


«Авангардизм»

  • происходит от французских слов «avant», что переводится как «передовой», и «qarde» - «отряд».

  • - условное обозначение европейских художественных течений XX века, выраженных в коренном обновлении всех видов искусства, модернистском начинании в искусстве:

  • кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм (начало века), сюрреализм (двадцатые-тридцатые годы), акционизм, поп-арт (работа с предметами), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм (шестидесятые-семидесятые годы), театр абсурда, электронная музыка и др..


Лозунг авангарда:

  • «Новаторство во всех областях искусства».

  • Наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени – эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой.

  • Отказ от норм классического изображения, деформация форм, экспрессия. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя.


Художественные объединения

    • Союз московских художников «Бубновый валет».
  • В основу их живописи был взят предмет как таковой, в его чистом виде. Причём предмет устойчивый, взятый «в упор», лишённый какой-либо недосказанности или философской двусмысленности.


Основные представители и их работы Союз московских художников «Бубновый валет».

  • Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) «Возвращение с ярмарки»,

  • «Сирень», «Сухие краски»

  • Илья Иванович Машков (1881-1944) «Камелия», «Снедь московская:

  • хлебы»,

  • «Натюрморт с магнолиями»

  • Александр Куприн (1880-1960) «Тополя», «Завод», натюрморты,

  • индустриальные пейзажи.

  • Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) «Старая Руза», «негр», «Бухта в

  • Балаклаве»

  • Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) «Звон», «У Иверской»,

  • «Автопортрет»,

  • «Крекинг нефтеперегонного завода»,

  • «Овощи»




Группа живописцев «Ослиный хвост».

  • Обращались к примитивизму, к традициям русской иконописи и лубка; часть группировки была близка к футуризму и кубизму.


  • Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) «Провинциальная франтиха»,

  • «Отдыхающий Солдат», «Петух»,

  • «Лучизм».

  • Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) «Крестьяне, собирающие яблоки»,

  • «Подсолнухи», «Рыбная ловля»,

  • «Евреи. Шабаш».

  • Марк Шагал (1887-1985) «Я и деревня», «Скрипач»,

  • «Прогулка»,

  • «Над городом», «Святое семейство».

  • Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) «Матрос», «Натурщица»,

  • «Контррельеф»,

  • «Проект памятника III

  • Интернационалу»,

  • «Летатлин»


Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964)


Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962)


Марк Шагал (1887-1985)


Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)


Русский авангард.

  • Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых «ритмов времени». Стремление воссоздать динамичность предмета, его «жизнь» в разных ракурсах.


Основные представители и их работы:

  • Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) «Дома в Мурнау на Обермаркте»,

  • «Импровизация Кламм», «Композиция

  • VI», «Композиция VIII», «Доминирующая

  • кривая».

  • Павел Николаевич Филонов (1883-1941) «Крестьянская семья», «Победитель

  • города», «Иллюстрация к книге Велимира

  • Хлебникова», «Формула империализма»,

  • «Формула весны».

  • Казимир Северинович Малевич (1878-1935) «Цветочница», «Дама на остановке

  • Трамвая», «Корова и скрипка», «Авиатор»,

  • «Супрематизм», «Косарь», «Крестьянка»,

  • «Чёрный супрематический квадрат».


Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)


Павел Николаевич Филонов (1883-1941)


Казимир Северинович Малевич (1878-1935)



Авангард в литературе (поэзии). Футуризм.

  • Литературно-художественное направление начала XX века в Италии и России.

  • Футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее – наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни.

  • Для живописи футуризма характерны «энергетические» композиции с раздробленными на фрагменты фигурами, в ней преобладают вертящиеся, мелькающие, взрывоподобные зигзаги, спирали, эллипсы, воронки.

  • Один из основных принципов футуристической картины – симультанность (одновременность), т.е. совмещение в одной композиции разных моментов движения.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард Странная ломка миров живописных Была предтечею свободы, Освобожденьем от цепей, Так ты шагало, искусство. В. Хлебников

Лозунг авангарда - новаторство во всех областях искусства. Авангард - собирательное понятие экспериментальных творческих направлений в искусстве «серебряного века». Общие черты: -новизна, -смелость, - вера в наступление эры чудо-техники.

Марк Захарович Шагал «Отец» 1914 «Автопортрет»

«Невеста с веером» «Зеркало» 1915

«Я и деревня» 1911г.

«Адам и Ева» 1912 г.

«Красная обнаженная» 1908г.

«День рождения»

«Пьющий солдат» 1911 – 1912 г.

Лубок - народная картинка, вид изобразительного искусства, отличающийся принципиальной простотой образов. Примитивизм - в искусстве конце XIX - XX вв. следование «примитиву», под которым понималось первобытное и народное творчество, культурные традиции отсталых народов.

«Бубновый валет» - союз московских живописцев (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, А.В. Куприн)

Илья Иванович Машков (1881-1944) Мир его картин подчеркнуто упрощен, «заземлен», образы статичны, декоративны. В манере мастера чувствуется влияние русского лубка и атрибутов примитивистского искусства. «Синие сливы» 1910г. «Портрет мальчика в расписной рубашке» 1909 г.

Михаил Федорович Ларионов (1881 -1964) Организовал группу «Ослиный хвост» (Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.Е. Татлин) . Ларионов разработал стиль, впитавший элементы вывески, лубочной картинки, детского рисунка. Его герои взяты из провинциальных местечек, солдатских казарм, уличных вывесок, городских парикмахерских и т. п.

«Отдыхающий солдат» (1911)

«Рыбы при закате» 1904 г.

«Венера» 1912 г.

Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) Для её картин характерны простота и детская наивность, поднимающая житейские образы над обыденностью. «Рыбная ловля» (1908) «Уборка хлеба» (1907)

Павел Николаевич Филонов (1883-1941) Живописец и график, увлеченный идеей «аналитического искусства» - композиций, основанных на бесконечном калейдоскопическом развертывании изображаемых образов («Пир королей», 1913, «Крестьянская семья (Святое семейство)», 1914, «Победитель города, 1915).

«Налетчик», 1926 -1928 «Победа над вечностью», 1920 -1921

«Победитель города», 1915 «Крестьянская семья», 1914

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) теоретик живописи, абстракционист «…игра красок на полотне есть проявление изначально данного человеку художественного мышления, которое существует вне зависимости от образов действительности, от окружающих нас предметов...» «О духовном в искусстве»

«Импровизация 26» (1912) «Композиция № 218», 1919

Казимир Северинович Малевич (1878-1935) Супрематизм «Девушка без службы», 1904 «Цветочница», 1903

«Бульвар», 1903 «На бульваре», 1903

«Треугольник и прямоугольник» 1915 «Черный квадрат» 1915

«Автопортрет» 1908 «Корова и скрипка» 1913

Почему эксперименты с формой в живописи вызывали неприятие у зрителей? Как вы относитесь к творчеству авангардистов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Презентация "Стили речи. Лингвистический эксперимент"

В презентации представлен теоретический и иллюстративный материал о стилях речи. Даны задания для проведения лингвистического эксперимента....



Что объединяет эти произведения и что отличает их от искусства прошлых эпох? Отказ от норм классического изображения Отказ от норм классического изображения Деформация формы Деформация формы Экспрессия Экспрессия Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем Это искусство рассчитано на диалог художника со зрителем


Авангардизм - (фр. – передовой отряд) – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. Здесь авангардизм – это собирательное обозначение всех новейших течений, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм.




КОНЧАЛОВСКИЙ ПЁТР ПЕТРОВИЧ Портрет Г.Б.Якулова 1910 Холст, масло 176 х 143 В портретах Кончаловского начала 1910 годов увлечение искусством примитива выходит на первый план. Некоторые из них, в том числе и портрет художника Георгия Якулова, по всему композиционному строю и живописному решению напоминают ярмарочные фотографии начала ХХ века. Невозможно представить себе, что здесь изображен художник, единомышленник Кончаловского и его сосед. На обороте холста надпись: «портрет восточного человека». По задумке автора, Якулов здесь словно исполняет роль характерного персонажа. Кончаловский изображает модель на фоне восточного ковра, увешанного ятаганами и саблями, в неестественной позе, смотрящего прямо на зрителя, но не собирающегося что- либо поведать о себе. Перед нами словно восточный факир, готовый в любую минуту сотворить чудо. Портрет удивляет артистической жизнерадостностью, в нем очевидно желание мастера преодолеть все надоевшие стереотипы и утвердить свои приоритеты.








Василий Василий Блаженный Блаженный 1913 г г.







К. C. Малевич. К. C. Малевич. Частичное затмение. Композиция с Моной Композиция с Моной Лизой Лизой


Этюд Фрески




КРУЧЕНЫХ А.Е. () ()
В. Хлебников ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смерчей! Смейево, смей его! Усмей, осмей, смешинки, смешинки! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! 1908–1909.


В поэзии авангардные установки наиболее явно проявились в футуризме – новой форме стихосложения. К футуризму примкнули Игорь Северянин (И. В. Лотарев), А. Е. Крученых, В. Хлебников, В. В. Маяковский, Б. Л. Пастернак. Предлагаем учащимся обратиться к материалам по русской литературе, посвященным этим поэтам. Добавим, что «словотворчество» футуристов затронуло сферу музыкального театра, где возникла первая футуристическая опера «Победа над солнцем» (композитор М. Матюшин, художник К. Малевич, поэт А. Крученых).