Константин коровин краткая биография. Константин Коровин: биография, произведения художника

Коровин Константин Алексеевич (1861-1939)

В копии Метрической книги Сергиевской церкви за 1861 год, в первой части, под № 102, записано: “Ноября двадцать третьего дня у Ейского купеческого сына Алексея Михайлова Коровина и законной жены его Аполлинарии Ивановой, которые оба православного вероисповедания, родился сын Константин; крещен 24-го того же месяца; при крещении восприемниками были Рогожской слободы ямщик Алексей Никитич Ершов и Ейского купца Михаила Емельянова Коровина жена Васса Михайлова. Таинство крещения совершал приходской священник Симеон Поспелов с причтом.

Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября 1861 года в состоятельной купеческой семье. В 1875 году Коровин поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где учился живописи и его старший брат Сергей, впоследствии известный художник-реалист. К этому времени их семья разорилась. “Мне пришлось сильно нуждаться, - вспоминал Константин Коровин о годах учебы, - уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб”.

В 1877 году, представив написанные во время каникул пейзажи, Коровин переходит на отделение живописи в класс А. К. Саврасова, который уделял большое внимание этюдам с натуры и учил своих воспитанников видеть красоту русской природы. Позднее Коровин вспоминал наставления Саврасова: “Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте...”.

Под влиянием Саврасова рано сказалось тяготение Константина Коровина к пейзажу. Уже в училище он, стараясь сохранить свежесть впечатления, заканчивает свои работы непосредственно на натуре. В картинах “Село” (1878), “Ранняя весна” (1870-е), “Мостик” (1880-е) внимательное наблюдение природы сочетается с непосредственным ее восприятием.

С 1882 года преподавателем Константина Коровина становится В. Д. Поленов, который придавал серьезное значение вопросам художественной формы.

Известность молодому художнику принес “Портрет хористки” (1883), написанный на пленэре. Лицо женщины, ее платье, шляпка залиты мягким рассеянным светом; по ним скользят отсветы, падающие от зелени деревьев. Широкая, свободная живопись, сияющие краски - все это сделало портрет большим достижением русской живописи. Любимый ученик Поленова, Коровин не находил одобрения у официального руководства училища: его “Портрет хористки” был снят с выставки Московского общества любителей художеств, но уже в 1888 году там же его пейзажные работы были отмечены премией. В 1886 году Константин Коровин заканчивает училище со званием неклассного художника.

Летом 1887 и 1888 Коровин работал на даче Поленовых в Жуковке, близ Мытищ, где создал ряд ярких полупортретов-полужанров, запечатлевших членов поленовской семьи (“За чайным столом”, “В лодке”).

Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг известного московского мецената С. И. Мамонтова. В кружок входили братья А. М. и В. М. Васнецовы, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. М. Антокольский, И. С. Остроухов и другие. Характерное для Абрамцевского кружка увлечение русскими темами представлено в творчестве Коровина картиной “Северная идиллия” (1886).

В 1885 году С. И. Мамонтов создает частную оперу, и Константин Коровин оформляет “Аиду” Дж. Верди, а в следующем сезоне - “Лакме” Л. Делиба и “Кармен” Ж. Бизе, “Псковитянку” Н. А. Римского-Корсакова, где он делал костюмы и декорации специально “под Шаляпина”. В. С. Мамонтов вспоминал о постановке “Аиды”: “Декорации Коровин написал превосходно, особенно хороши были “лунная ночь на берегу Нила” и “преддверие храма”, в котором происходило судилище над Радамесом”.

На деньги, заработанные в театре, Коровин совершает путешествие во Францию и в Испанию. Испанские впечатления отразились в лучшей из ранних жанровых картин Коровина “У балкона. Испанки Леонора и Ампара” (1889)...

В лучших портретных работах Коровина показано слияние человека с природой, когда привлекательность человека и красота природы дополняют друг друга. В замечательном портрете Т. С. Любатович (ок. 1886) живописными средствами раскрывается поэтичная натура известной певицы. Художник здесь решил сложную живописную задачу. Женщина с книгой в руках, в белом платье, сидит спиной к окну на фоне сочной зелени. Она держится просто и естественно. Скользящие фиолетовые и розовые блики солнечного света на платье придают фигуре необычную легкость.

Большую роль в дальнейшем творчестве художника сыграли поездки на Север. Во время путешествия 1888 года его пленили виды суровых северных побережий, так появились картины “Берега Норвегии”, “Северное море”.

Вторая поездка вместе с В. А. Серовым на Север в 1894 году была связана с постройкой Северной железной дороги. Красоту северных мест запечатлел Коровин в большом количестве пейзажей: “Гавань в Норвегии”, “Ручей святого Трифона в Печенеге”, “Гаммерфест. Северное сияние”, “Мурманский берег” и др. Многие из них построены на тончайшей разработке оттенков серого цвета. В этих произведениях заметно стремление к картине-этюду, характерное для творчества художника в 90-е годы.

По материалам поездки Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. На огромных панно художник создал широкие, обобщенные образы природы и жизни Севера.

С 1890-х гг., творчески восприняв достижения французского импрессионизма, в 1900 - 1910-х гг. он окончательно перешел от тональной живописи к согласованной гармонии цветовых созвучий (“Москворецкий мост”, 1914).

В 1900 году Коровин назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке в Париже. Он пишет несколько больших декоративных по цвету панно. За оформление Кустарного павильона (его еще называли “Русской деревней”) и за свою живопись художник получил одиннадцать наград, в том числе и две золотые, а французское правительство наградило его орденом Почетного легиона. Произведения художника экспонируются во многих городах Европы.

С начала XX века все больше внимания уделяет Коровин театру. Переход из частной оперы Мамонтова в Мариинский театр в Петербурге способствовал претворению замыслов художника в более широких масштабах. Его оформление спектаклей произвело переворот в театрально-декорационном искусстве. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, он создает “декорации настроения”, которые передают общий эмоциональный настрой спектакля. Коровин не только придал русской опере на темы отечественной истории особый национальный дух и колорит (“Руслан и Людмила” (1901) и “Жизнь за царя” (1904) М. И. Глинки, “Князь Игорь” А. П. Бородина, оперы Н. А. Римского-Корсакова: “Садко” (1906), “Сказание о невидимом граде Китеже” (1907), “Золотой петушок” (1909), “Снегурочка” (1911), “Сказка о Царе Салтане” (1913)), но и тонко перерабатывал свои пейзажные натурные впечатления, сообщив оформлению спектакля своеобразную жизненную трепетность.

Колорист по природе, Коровин в театральных работах, как и в станковой живописи, главным выразительным средством делает цвет. “Краски и форма в своих сочетаниях дают гармонию красоты..., - писал Коровин. - Краски, могут быть праздником глаза... Глаза говорят Вашей душе - радость, наслаждение... Краски, аккорды цветов, форм - вот эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы”.

С 1910-х годов усиливается красочность полотен Коровина, появляются размашистость, свобода живописной манеры. Артистизм художника достигает вершины. Это хорошо видно в картинах “Пристань в Гурзуфе” (1914) и “Базар” (1916). Тогда же он пишет много натюрмортов. “Розы и фиалки” (1912) исполнены в сочной, мажорной цветовой гамме. Натюрморт “Рыбы” (1916) замечателен осязаемостью, конкретностью предметов, не растворяющихся в виртуозной широте письма.

“Необычайно эмоциональный, - пишет о Константине Коровине его ученик Б. Иогансон, - нетерпеливый к действию, он легко загорался перед всем, что занимало его живописный взор - весенние проталины у берегов Истры, девушка в белом платье у ветки сирени, розы, осветленные солнцем, на фоне синего моря, провинциальная улочка захолустного города, Венеция или Ташкент, Архангельск... или ночные огни Парижа... Во всем он находил поэзию правды живописи... Его радостью был увлекательный процесс сражения с натурой, когда на холсте возникает живое, творится вторая жизнь, обогащенная поэтическим чувством художника”.

С 1901 года Константин Коровин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон.

Во время первой мировой войны К. Коровин был консультантом по маскировке в штабе одной из русских армий. После революции он принимает активное участие в художественной жизни: занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу вышедших на свободу политических заключенных. Художник продолжает работать и в театре, оформляет ряд постановок: “Валькирия” и “Зигфрид” Р. Вагнера, балет “Щелкунчик” П. И. Чайковского (1918 - 1920).

В 1923 Коровин выехал для устройства выставки и лечения сына в Париж, где остался на постоянное жительство. Париж стал одной из любимых тем художника. В парижских городских пейзажах “Парижское кафе” (1890-е), “Кафе де ля Пэ” (1905), “Париж. Площадь Бастилии” (1906) и других подчеркнуто как бы случайное построение композиции, стремление к усиленному звучанию цвета свободная манера живописи.

В 1900-х годах у Константина Коровина проявляется большой интерес к ночным и вечерним пейзажам Парижа со сверкающими огнями реклам и мелькающими экипажами: “Париж ночью. Итальянский бульвар” (1908), “Ночной карнавал” (1901), “Париж вечером” (1907) и другие.

Парижские работы художника наиболее импрессионистичны. К. А. Коровин мастерски фиксирует впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города. В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров. Однако в лучших произведениях Коровина, наряду с передачей эмоционального состояния, велико значение и материальности, ощутимой вещественности предметов.

В последние годы жизни он плодотворно работает в крупнейших театрах Европы, Америки, Азии и Австралии. Умер Константин Коровин в 1939 году. О его творчестве прекрасно сказал К. Ф. Юон: “Живопись Коровина - образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира”.

Картины художника

Венеция

Весна


Вид поселка


Гвоздики и фиалки в белой вазе


Град-столица.


За чайным столом


Зима в Лапландии


Зима


Зимний пейзаж (Русская зима)


Зимой


Интерьер Охтино


Москворецкий мост


На Севере


На Сенежском озере


На берегу моря


Настурции


Натюрморт с омаром


Натюрморт с рыбами


Натюрморт. Розы


Невидимый град Китеж.


Осень. На мосту


Палата царского дворца в Тмутаракани


Париж. Бульвар Капуцинок


Парижский бульвар ночью


Парижское кафе.


Парники


Пейзаж с изгородью


Площадь Бастилии


Портрет Николая Дмитриевича Чичагова


Портрет Сергея Саввича Мамонтова

Портрет Татьяны Спиридоновны Любатович


Портрет Федора Ивановича Шаляпина


Портрет хористки


Посад берендеев


Пристань в Гурзуфе


Розы 1


Константин Алексеевич ярко и празднично воспринимал жизнь.

Он отражал на своих полотнах первые впечатления от увиденного, поэтому они так свежи, их колорит в основном светел. Воздухом и удивлением перед красотой мира наполнил Константин Коровин произведения, которые он писал на Севере, в Европе, в Париже, на русском юге. Все, над чем работал К. Коровин, исполнено духа преображения.

Детство и юность

Константин Коровин родился в семье старообрядцев в 1861 году. Его дедушка выбился из крестьян во владельца ямщицкого извоза. Детство мальчика и его брата Сергея прошло в Москве в полном достатке. Колоритный дед мог сидеть, укрывшись тулупом, в зале в стиле ампир и слушать Баха. Отец, вложив средства в постройку железной дороги, разорился. Семья из Москвы переехала в Мытищи. Мать, образованная дворянка, не могла допустить, чтобы дети остались без образования. Так как у них у обоих были художественные наклонности, то они один за другим поступили в Московское училище живописи.

Годы учебы (1875-1886)

Константин Коровин в четырнадцать лет открыл двери архитектурного отделения, а через год перевелся на художественное. Это десятилетие характеризуется не только формированием художника, но и ужасным, нищим существованием братьев. К. Коровин учился в классе В. Перова и А. Саврасова, а позже - В. Поленова. Это был период расцвета или засилья, как угодно, бытового жанра, и пейзажи начальство не жаловало. Когда учение подходило к концу, то добровольно покончил счеты с жизнью отец художника. Позже умерла его мать. Семья Поленова приняла большое участие в жизни Константина, обогрела и приютила его. Это отразится в жанровой работе 1888 года.

«Поленово. За чайным столом»

Летний солнечный день. На отрытой веранде, за которой всеми красками бушует зеленый сад, мы видим уютную семейную картину: за столом, накрытым белоснежной скатертью, сидит за чаем интеллигентная семья. Стол - это натюрморт с начищенным до зеркального блеска медным самоваром, бело-синей фарфоровой посудой, которая еще сильнее подчеркивает белизну скатерти и блузок, в которые одеты три женщины, и белую фуражку офицера. Он, в ярком черном мундире, также становится декоративным акцентом, хотя все внимание уделено двум женщинам. У одной из них в руках рукоделье, вторая, обращенная к нам в профиль, ведет беседу.

В этой светлой работе чувствуются импрессионистические тенденции, которые позже в полную силу разовьются в творчестве художника. Представляем: импрессионист Константин Коровин, картины с названиями: «Сирень», «Крым. Гурзуф», «Осень», «На берегу моря», «Розы и фиалки», «Розы и фрукты», «Розы», «Ночной Париж» и многие другие. Это будут жанровые сцены, натюрморты и пейзажи.

Знакомство с Мамонтовым в 1884 году

В этом году Константин Коровин оканчивает училище и не получает звания художника. Он продолжает учиться еще два года. В 1888-1889 годах он вместе с С. И. Мамонтовым побывал в Италии, Париже, Испании. Его очень заинтересовал итальянский городской пейзаж. Венеция на его картине предстает не городом-праздником, не гордом масок и маскарадов, а обычным трудовым городом.

В темной воде канала на первом плане скопились гондолы, которые ждут пассажиров. Двух-трехэтажные дома, выполненные охрой, золотятся на солнце и отражаются в стоячей воде. Плотная застройка показывает нехватку пространства и тесноту города на воде. Небо не лазурное, а покрыто сероватыми облаками. Художник другими глазами посмотрел на венецианский пейзаж, увидев в нем не великолепие дворцов и памятников, а обыденную, повседневную жизнь. Чуть позже он предпримет самостоятельное путешествие в Париж, но работать будет мало, а больше смотреть, учиться, скучать по России. Поэтому Коровин с радостью примет предложение С. Мамонтова поехать на Север. Но прежде он напишет небольшой деревенский пейзаж.

«Зимой», 1894 год

Это до боли знакомый и то же время новый взгляд на русскую деревню в средней полосе. Черная лошадка под красной дугой стоит запряженная в сани около ветхого, посеревшего от времени заборчика.

Рядом - осина, две березки и такая же серая, как забор, маленькая изба. Вот и все украшения пейзажа. Впереди перед лошадкой - наезженная дорога по необъятному полю под серым небом. Художник заставил играть два цвета на своей картине: белый и серый. Они не дают впечатления однообразия и скуки, столько оттенков нашел в них живописец.

Коровин и Серов в экспедиции

В 1894 году два закадычных друга отправились на работу в Архангельск, Мурманск и Северную Норвегию. Там были созданы эскизы и законченные работы. С севера привез Коровин Константин Алексеевич произведения, которые заняли выдающееся место в русской живописи: «Зима в Лапландии», «Ручей св. Трифона в Печенеге». Одну из работ мы представим на суд наших читателей.

«Гаммерфест. Северное сияние», 1895 год

Этот пейзаж написан на севере Скандинавии. Это одно из самых лучших произведений художника. Оно находится сейчас в ГТГ. В этой высокой и узкой картине все линии подчеркивают вертикали, которым она подчинена. Город сжимают высокие дома, которые своими очертаниями напоминают о скалах.

На доме слева на первом плане ритмично поднимаются вверх черные окна. Рядом стоит полузаброшенная лодка с длинной оголенной мачтой. От нее на темную мерцающую холодную воду падают глубокие тени. А на заднем плане сверкает и отбрасывает багровые и синие отблески на угрюмые стены домов северное сияние. Его призрачные столбы накладывают неповторимый отпечаток на весь город.

Нижегородская выставка

После поездки на север С. Мамонтов привлек художника к организации выставки, призванной познакомить зрителя с жизнью и бытом северян. К. Коровин сделал проект деревянного павильона, приложил немало сил, чтобы украсить его различными панно, чучелами животных и птиц, связками сушеных рыб, лишайником. В целом он был доволен такой творческой и необычной работой, которая вызвала отклик у многих. После этого его назначили организатором «Русской деревни» на Всемирной выставке в Париже. Константин Коровин получил признание в Европе, был награжден золотыми и серебряными медалями и орденом Почетного легиона.

Женитьба и рождение сына

В 1897 году художник вступает в гражданский брак с А. Я. Фидлер. У них родился сын Алексей, который впоследствии станет художником и скончается в 1950 году в Париже.

Работа в театре

Сначала была большая работа в театре С. Мамонтова, где он познакомился с Ф. И. Шаляпиным и через всю жизнь пронес с ним дружбу. Коровин создавал эскизы к костюмам Шаляпина, написал не один его портрет.

В 1911 году он создаст истинный шедевр в стиле импрессионизма, с которым Коровин был хорошо знаком и которым свободно владел. Он посадил свою модель в низкое кресло ясным солнечным днем, на веранде перед изысканно накрытым столом.

Натюрморт на столе как нельзя лучше раскрывает широту и барственность натуры певца: пышный букет роз, ваза с фруктами, откупоренная бутылка дорогого вина, бокал, наполненный красным вином. Все это на фоне зеленого сада, который заглядывает в помещение. Повсюду играют голубые тени. Федор Иванович одет в белый костюм с синим шелковым кашне и находится в отличном расположении духа. Эту радость поставил целью передать живописец всеми художественными средствами, что с блеском ему удалось.

Крымские пейзажи

На юге Коровин Константин Алексеевич произведения пишет яркие, наполненные светом и соленым воздухом моря и горными ароматами. Почти везде присутствуют розы - любимые цветы живописца. Они написаны крупными мазками, художник их просто «лепит» на своих полотнах. Пейзаж «Гурзуф» пленяет очаровательным женским портретом в белом на фоне синего моря и голубого неба.

Солнце слепит глаза обворожительной незнакомке. Пышный букет роз лежит на зеленом стуле, который, как и бордовые перила, отбрасывает на сероватый каменный пол глубокие синие тени. Радость бытия сквозит в каждом южном пейзаже. Еще никто не знает, что вот-вот Австро-Венгрия втянет в войну всю Европу, а в России начнутся революция за революцией и сломается хрупкая жизнь миллионов людей.

А ранее художник в 1910 году познакомится с драматической актрисой Н. И. Комаровской, которая станет на непродолжительное время его женой. Когда больной художник, почти лишенный новой Советской властью возможности работать, уедет за границу, то она останется в России и успешно продолжит работу в театре, скончается в 1967 году.

Эмиграция

В 61 году К. Коровин должен бросить Родину и, как перекати-поле, через Ригу и Берлин выехать во Францию. Он еще не знает, что это навсегда. В Париже, где он обосновался, художник первое время работает в Гранд-Опере.

Кроме того, Коровин Константин Алексеевич картины пишет на темы Парижа: его площади, бульвары, узкие улочки и кафе, освещенные солнцем или ночными огнями фонарей. Позже он потеряет зрение и, чтобы заработать на жизнь, начнет писать рассказы. Он скончается в 1939 году. Константин Коровин, биография которого перемежала достаток и скудость, не забыт. Из его работ регулярно устраивают выставки.

Выставка Константина Коровина

Чуть больше четырех месяцев до 12.02.17 года работает выставка произведений Константина Алексеевича в Казани. Она постоянно собирает большое количество поклонников его творчества. На ней можно познакомиться не только с 48-ю работами живописца, а еще с документами и фотографиями. В 7 залах размещены в том числе ранее лежавшие в запасниках монументальные панно, выставлявшиеся в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, о которой мы упоминали выше. На выставке видно, что его работы нисколько не устарели и созвучны нашему времени.

Коровин Константин Алексеевич

Коровин Константин Алексеевич 1861-1939 гг. — русский художник живописец (один из первых русских импрессионистов), театральный художник, педагог и писатель. Брат художника Сергея Коровина.

Был внуком старообрядца и купца первой гильдии Михаила Емельяновича Коровина, в доме которого часто бывал известный передвижник Илларион Прянишников. Отец Константина получил хорошее университетское образование, но не смог сохранить состояния семьи и разорился. Семья Коровиных была вынуждена переехать в деревню Мытищи (под Москвой).

Своим художественным способностям и хорошим образованием братья Коровины (Константин и Сергей) во многом обязаны матери, дворянке по происхождению Аполлинарии Ивановне (урождённая Волкова). Разорение мужа, переезд в деревню, жизнь в бедности - всё это не остановило стремления образованной женщины воспитать сыновей.

Невзирая на практически полную бедность, Константин стремиться за старшим братом и поступает в Московское училище живописи, окунувшись в среду известных русских живописцев.

После посещения Франции Константин Коровин начинает новый этап в своём творчестве, он восхищён работами импрессионистов, их техникой передачи цвета, ощущений тонов. Во время путешествия по русскому Северу Константин очарован его красотами и много работает - северная природа, цвета, воздух, быстрая смена погоды полностью сочетаются с видением Коровиным импрессионизма. Каждый его северный этюд - это переживание. Его работы этого периода замечены лично Павлом Третьяковым. Он приобретает картину "Зима в Лапландии".

На протяжении многих лет Константин Коровин принимает активное участие в русской художественной жизни - участвует в различных кружках, выставках и объединения. Преподаёт в Московском училище живописи . В годы первой мировой войны Коровин работает консультантом для армии по вопросам маскировки.

Октябрьская революция 1917 года не затронула художника, он остался в России (так как Коровин был из деревни и является выходцем из бедной семьи). Он занимался сохранением и учётом памятников искусства, организовывал аукционы и выставки. Но в 1922 году всё же выехал за границу, переехал во Францию и поселился в Париже. Где и прожил оставшуюся жизнь.

Картины Коровина:

1895 г. — уже в Москве Коровин продолжает писать (дорабатывать) "северную" тематику. Рождается "Гаммерфест. Северное сияние ".

1896 г. — в Нижнем Новгороде проходит Всероссийская выставка. Константин Коровин оформляет павильон по заказу Мамонтова. Художник пробовал стиль "модерн" в оформлении. Поленов очень положительно отозвался о работе Коровина: «северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке ».

1897 г. — по собственному проекту Коровин построил дачу на берегу Нерли в Охотино, куда уезжает писать сельские пейзажи. Художник живёт в гражданском браке с хористкой Анной Яковлевной Фидлер. Родился сын Алексей, они зарегистрировали гражданский брак.

1888 г. — похоронил своего первого сына, умершего в младенчестве. Коровин несчастлив в браке, отношения с Анной Фидлер доходят даже до внутренней враждебности. Коровин отстраняется от гражданской жены и сосредотачивается на работе.

1898 г. — много работает над декорациями для Частной оперы, где сближается с Фёдором Шаляпиным . Для Шаляпина он создавал костюм Ивана Грозного.

1901 г. - помимо работы в театрах, он начал вести занятия в Московском училище живописи (вместе с Серовым) и преподавать в Строгановском училище.

В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая декорации к спектаклям, костюмы. Становится известным художником оформителем. Работает для спектаклей Большого театра, Мариинского театра и даже - театра Ла Скала в Милане.

Но для себя, он продолжает работу в стиле импрессионизма и постоянно обращается в сюжетах своих картин к Парижским пейзажам. В тот период рождается "Парижская серия" картин.

1905 г. - Константина Коровина избирают академиком.

1908 г. - умер старший брат Коровина, художник Сергей Коровин. Это сказывается на здоровье Константина - он попадает в больницу.

1910 г. - знакомится с драматической актрисой Надежда Ивановна Комаровская, которая позже станет второй гражданской женой Коровина.

1916 г. - Коровин заболел и лечился в Севастополе.

1917 г. - революционные события нарушили душевное равновесие художника. После февральской революции (в апреле 1917 года) он приглашен в Комиссию художников.

1918 г. - он вошел в состав Отдела пластических искусств, комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и крестьянских депутатов.

1919 г. - Коровин отказывается от преподавания, ссылаясь на здоровье и сердце. Коровин уезжал из Москвы (в Охотино), но спокойной работы и творчества не выходит - в провинции становится опасно. Но даже в это время он продолжает много работать.

1921 г. - проходит выставка Коровина устроенная в Третьяковской галерее.

1922 г. - жизнь талантливых и известных людей в Советской России становится невозможной. Первым из друзей Коровина уезжает и не возвращается Ф. Шаляпин. Сам Коровин вынужден жить в своей квартире в Москве, но и там ему уже нет покоя. К нему постоянно приходили реквизировать квартиру и "уплотнять". Пожилой художник тратит силы на просьбы о помощи у знакомых и сбор различных справок и "охранных грамот", чтобы защитить своё убежище.

1922 г. - он всё же выехал за границу и поселился в Париже. Всю оставшуюся жизнь Коровин продолжает усердно работать, но его работы не пользуются большим признанием, и живёт он бедно.

В последние годы жизни Коровина постигло новая беда - быстрая утрата зрения. Она вынудила его полностью отказаться от изобразительного искусства. Но художник продолжал писать рассказы, зарабатывая себе на жизнь. Константин Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года.

"Напрасно думать, что живопись одному дается просто, без труда, а другому трудно. Вся суть в тайне дара, в характере и трудоспособност и. То, на что обращает внимание сам автор, этому нельзя выучиться. Сальери изучал и фугу и гармонию, а гуляка Моцарт и не говорил о том, что он постиг гармонию и всю теорию музыки, и притом имел еще одну небольшую вещь - гениальность."

Коровин Константин Алексеевич

Певец радости

Константин Коровин, - пожалуй, один из самых жизнерадостных русских художников. Всю жизнь он стремился передать радость и красоту окружающего мира. Живописец, театральный декоратор, архитектор, художник прикладного искусства, писатель, педагог - он, кажется, обладал всеми мыслимыми и немыслимыми талантами. И, поразительно, во всем этом с блеском добивался успеха.

Константин Коровин родился 5 декабря 1861 года. С детства мальчика окружали художники. Его дед, купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин, любил искусство и покровительствовал живописцам. Мать и отец неплохо рисовали. Часто в гости заходил художник Илларион Прянишников, будущий учитель Коровина. Он переворачивал стол и устраивал мальчику «Фрегат «Паллада», на котором они вместе «отправлялись» к мысу Доброй Надежды. Константину так нравились эти игры, что однажды он подговорил свою сестру Варю Вяземскую отправиться искать этот самый мыс. Дети проблуждали по городу целый день и под вечер попали в полицейский участок, а оттуда вернулись домой.



После смерти деда отец художника разорился. Семья переехала жить в деревню Мытищи под Москвой. По воспоминаниям Коровина, это был один из самых счастливых периодов его детской жизни. Днями напролет он пропадал в ближайшем лесу - Лосином острове. Скоро ему подарили ружье, и Константин пристрастился к охоте. Это увлечение и вместе с тем любовь к природе не оставляли художника до конца жизни. Одновременно близкие поощряли занятия живописью, и любимым его делом стало зарисовывать самые красивые охотничьи уголки.

Зимой. 1894

Портрет друга

«Чтобы выучиться рисовать», - говорил Коровину его брат Сергей, студент московского Училища ваяния и зодчества, - «нужно рисовать людей». И тогда Константин принялся за портрет своего друга Дубинина. «Я мучил его ужасно. Да еще и хотелось написать его собаку Дианку», - вспоминал художник. Казалось, написать портрет было совершенно невозможно. «Дианка вертелась, Дубинин ворочал головой во все стороны. Портрет не удался, но Дубинину понравился». Он говорил: «Картина хороша, только усов у меня эдаких нет. Чего же усы-то сделал рыжие, а у меня усы-то черные. Ты черной краской делай». Чтобы доставить другу удовольствие, Коровин сделал черные усы и добился полного восхищения модели.



Однажды Сергей Коровин показал работы Константина своим преподавателям - Василию Перову и Алексею Саврасову. Профессорам работы понравились. Позже Сергей говорил брату: «Твои этюды видел Алексей Кондратьевич Саврасов и очень тебя похвалил. А Левитан сказал, что ты особенный и ни на кого не похож из нас. Но боится - поступишь ли ты. Ты ведь никогда не рисовал с гипса, а это экзамен». Тем не менее, Константин Коровин стал самым младшим студентом Училища ваяния и зодчества. Среди учителей были лучшие художники того времени: Саврасов, Перов, Прянишников, братья Павел и Евграф Сорокины, Поленов, Маковский.

Левитан и Коровин стали близкими друзьями. Исаак Левитан - один из немногих, кто сразу оценил и похвалил его необычную живопись. Вместе они ходили писать этюды в окрестностях Москвы, получали медали за лучшие работы. В своих мемуарах Коровин вспоминает, что после вручения художники сразу поехали к А.П. Чехову. Чехов посмотрел на медали и сообщил, что они «не настоящие». На настоящих было бы ушко, чтобы носить, а «это все — ерунда, обман. Вот у городового — другое дело».



Довольно рано Константин Коровин нашел собственный почерк -яркие, сочные цвета, «радостная» манера письма, некоторая условность деталей, иногда в ущерб академической четкости. В своих искрометных мемуарах художник вспоминает, что далеко не все его понимали, а многие и откровенно недолюбливали. Однако, после беглого сопоставления некоторых фактов и воспоминаний о самом Коровине, возникает стойкое ощущение кокетства великого мастера. Известно, что Василий Перов приводил учеников старших классов, часто людей довольно зрелых, смотреть, как работает Коровин. А некоторые преподаватели даже обращались за советом как закончить картину.


Классика русской живописи 19-го века. Константин Коровин. Русский импрессионизм
Северная идиллия. 1886

Душа компании

По воспоминаниям современников, Коровин был всеобщим любимцем и душой любой компании. Внешность, талант, удивительный дар рассказчика, прекрасный голос, веселый нрав - все это заставляло окружающих с первых минут испытывать к нему глубокую симпатию. Об этом вспоминал и художник Михаил Нестеров. Если Коровина приглашали в старинную усадьбу, то там он влюблял в себя всех, от чопорных старух, до «тургеневских» дворянских девушек, «рассказывая, ноя и умирая, про какую-то несчастную судьбу свою». Если звали ставить спектакль, «кордебалет и хор поголовно влюблены были в Костю. За кулисами только и слышно было: «Костя, Костя, Костя».



Зимние сумерки

Полюбил его и знаменитый меценат Савва Мамонтов, пригласивший художника работать в своей знаменитой Частной опере. Коровин вместе с Василием Поленовым и Виктором Васнецовым создавали оперы «Аида» и «Снегурочка». Несмотря на большую нагрузку, сотрудничество с оперой Мамонтова дало возможность художнику «стать меценатом самому себе» - писать то, что захочется и не думать о сроках. Тогда же, в середине 1880-х годов Коровин влился в Мамонтовский (Абрамцевский) кружок и стал активным его участником. Одним из членов кружка был и будущий ближайший друг Коровина - Валентин Серов.

Они познакомились в 1889 году. О взаимном влиянии художников написано множество искусствоведческих статей, а о дружбе двух гениев в мемуарах вспоминал сам Коровин. Их мастерские находились рядом, там они приютили и Михаила Врубеля. Серов и Коровин (в шутку их называли «Серовин» и «Коров») по приглашению Саввы Мамонтова отправились в путешествие на север. Итогом поездки стали не только великолепные картины, сыгравшие значительную роль в знакомстве России и всего мира с культурой крайнего севера. Собранный материал пригодился при оформлении павильона Крайний север на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Это стало первой монументальной работой художника, высоко оцененной публикой и принесшей ему подлинный успех. Позже опыт подобной работы был повторен и расширен Константином Коровинм во время оформления здания Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года.



Осень. На мосту. 1910-е

За панно для парижской выставки Константин Коровин получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона. Интересно, что десять панно остались в собственности Саввы Мамонтова и были перенесены в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве, где входили в контекст шехтелевского интерьера. Таким образом знаменитый меценат пытался в Москве воплотить мечту - украсить вокзалы российских городов картинами лучших отечественных художников.

В 1961 году во время очередного ремонта панно были демонтированы и переданы Государственной Третьяковской галерее . После необходимой реставрации четыре из них будут представлены в экспозиции предстоящей выставки на Крымском валу. Что касается парижских панно, впервые за 110 лет и в третий раз с момента создания широкая публика смогла увидеть в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Россия. Праздничное гулянье. 1930-е

Мир искусства

В 1890-х годах произошло сближение Константина Коровина и его друзей с Сергеем Дягилевым. «Я увидел - Дягилев восторженно любит живопись и театр. И тут же затеяли с ним издать журнал «Мир искусства». Я рисовал первую обложку для журнала и сделал несколько рисунков красками», - вспоминал Коровин. Художник также пожертвовал 5000 рублей из собственных сбережений и «выпросил еще 12000 у Саввы Мамонтова» на издание журнала. Вплоть до 1903 года он будет активным участником выставок журнала «Мир искусства».

В 1899 году Коровин начал педагогическую деятельность в школе Е. Н. Званцевой, а с 1901 вел совместную с Серовым портретно-жанровую мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое некогда сам окончил. Приходил на службу Коровин не чаще нескольких раз в месяц, но каждое его появление становилось для студентов праздником. А среди них в разное время были Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Илья Машков, Борис Иогансон и многие другие в будущем знаменитые живописцы.



Несмотря на очевидные успехи и появление многочисленных обожателей, критики часто обрушивались на художника. В конце жизни Коровин вспоминал, что главным ругательством в то время было обвинение в «декадентстве». Хотя каждый критик вкладывал в это понятие что-то свое. А однажды живописца вызвали на допрос в Министерство внутренних дел, где потребовали объяснить «в чем разница между социализмом и импрессионизмом».

Тем не менее, Владимир Теляковский, затеявший реформировать Императорские театры, предложил Константину Коровину стать главным художником. Живописец согласился и предложил позвать также художника Головина. Здесь мастер столкнулся не только с нападками прессы, но и с саботажем актеров. Первой постановкой стал балет «Дон Кихот». Танцоры рвали на себе новые пачки, а маляры подкладывали в краски соль, чтобы те не сохли. Константин Коровин не растерялся, купил себе револьвер и приходил в театр, заткнув его за пояс.

Сегодня без преувеличения можно утверждать, что постановки Коровина составили эпоху в русском театральном искусстве. Особенно вдохновляли художника оперы на сказочные и исторические темы. Среди его постановок: «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», «Князь Игорь», балеты «Аленький цветочек», «Саламбо», «Конек-Горбунок».

К сожалению, декорации и костюмы Коровина не сохранились. Значительное количество погибло во время пожара в хранилищах Большого театра в 1914 году. Однако, в начале 1980-х годов на одном из парижских аукционов были приобретены декорации оперы «Золотой Петушок», созданные по эскизам художника уже в 1934 году для театра французского города Виши Григория Раисова. Сегодня они хранятся в Театральном музее имени Бахрушина в Москве и будут представлены на предстоящей выставке в Государственной Третьяковской галерее.

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1911 год

Консультант по маскировке

Успел Константин Коровин побывать и на военной службе. В годы Первой мировой войны его призвали в действующую армию консультантом по маскировке. Кратковременная поездка на фронт оставила сильное впечатление на живописца. В письме к управляющему конторой императорских театров в Москве Владимиру Теляковскому он писал: «...здесь столько интересного, что я удивляюсь, отчего здесь нет художников». Увиденные им ужасы и страдания навсегда остались в его душе, о чем можно заключить по рассказу «Колька».

Февральскую революцию Константин Коровин встретил с воодушевлением. В честь победы революции им поставлены в Большом и Малом театрах «живые картины» «Освобожденная Россия». Он активно занялся общественной деятельностью, участвовал в митингах, руководил Советом художественных организаций, был избран членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве и одновременно - членом художественно-просветительной комиссии при Московском совете рабочих депутатов. Он участвовал в реорганизации МУЖВЗ и Строгановского училища в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ).



Однако со временем интерес к художнику стал падать, звание «академика» ничего не значило, картины не признавали критики. Ухудшалось и самочувствие его сына Алексея. В 1922 году он получил разрешение на выезд за границу. Там живописец участвовал в выставках русских художников, оформлял редкие театральные постановки. В последнее десятилетие открыл в себе литературный талант и написал интереснейшие мемуары и рассказы.

Париж. 1933



"Парижские огни"

Скончался Константин Коровин 11 сентября 1939 года и был погребен на кладбище Бийанкур около Парижа. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище в Сен-Жене-вьев де Буа.

Не могу удержаться и не добавить о небольшом расследовании по картине Коровина "За чайным столом" (). Оно интересно само по себе, но ещё более грандиозно то, что тогда я открыл для себя Константина Алексеевича как прозаика. И какого прозаика! Для всех почитателей этого талантливейшего человека пару лет назад появился великолепный подарок -- двухтомник прозы и писем Константина Алексеевича. Такой прозы, которую Фёдор Иванович Шаляпин назвал жемчужинами. Вот отрывок из рецензии на двухтомник «Константин Коровин: То было давно…там, в России»: "Туда вошли воспоминания «Моя жизнь», многочисленные рассказы и очерки, более десяти лет выходившие в Париже в русских газетах, книга о Шаляпине." (http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/review/review0064.html)

К онстантин Коровин уже в 1880-х годах увлекся новым для России живописным течением, и его работу «Портрет хористки» называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Кроме импрессионистских пейзажей и натюрмортов художник создавал театральные декорации и оформлял павильоны для всероссийской и международной выставок, а также писал рассказы и мемуарные очерки.

«И вот я в мастерской Школы живописи»

Константин Коровин родился в 1861 году в Москве в доме своего деда Михаила Коровина - купца первой гильдии, владельца ямского извоза. Отец будущего художника получил университетское образование, однако не унаследовал деловых качеств главы семейства и после смерти Михаила Коровина разорился. Семье пришлось переехать в подмосковную деревню Большие Мытищи. В деревне мальчику нравилось, там он впервые стал замечать красоту природы.

Воспитанием детей в семье занималась мать. Она много рисовала акварелью и играла на арфе. Коровин вспоминал: «Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные. И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки - зиму, море, - такие, что я улетал куда-то в райские края. Отец мой тоже рисовал карандашом. Очень хорошо, говорили все - и Каменев, и Прянишников. Но мне больше нравилось, как рисовала мать» .

Константин Коровин. Белая ночь в Северной Норвегии. 1890-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. Ранняя весна. 1870-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. Плач Ярославны. Эскиз декорации к опере Александра Бородина «Князь Игорь». 1909. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

В возрасте 14 лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако вскоре он перевелся на живописное отделение - в пейзажный класс Алексея Саврасова .

«И вот я в мастерской Школы живописи в Москве. Сам Саврасов, живой, стоит передо мной. Он огромного роста, у него большие руки, а лицо его, как у бога, и все, что он говорит, как от бога. До чего я любил его!»

Константин Коровин

У знаменитого мастера пейзажа Коровин учился передавать через краски природы ощущение жизни. Позже молодой художник говорил, что пейзаж нельзя писать только за то, что он красив: «в нем должна быть история человеческой души». В творческих кругах отмечали связь работ Константина Коровина и Алексея Саврасова, особенно она была заметна в пейзажах Коровина 1870-х годов «Ранняя весна» и «Последний снег». Живописец и искусствовед Игорь Грабарь в 1909 году писал: «Коровин - автор первой Весны, появившейся после саврасовских грачей. Все то невероятное количество последних снегов, мартов и ранних весен, которыми так богата русская живопись последних пятнадцати лет, ведет свое начало, несомненно, от Коровина» .

Константин Коровин. Зимой. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. Последний снег. 1870-е. Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Константин Коровин. Северная идиллия. 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из-за тяжелой болезни Алексей Саврасов оставил училище. После его ухода Коровин поступил в петербургскую Академию художеств , но не проучился там и месяца: молодого художника угнетали «условность и серьезничанье по поводу несерьезного». Он вернулся в училище и попал в мастерскую Василия Поленова , который возглавил пейзажный класс.

Поленов познакомил учеников с искусством импрессионистов. В 1883 году Коровин, увлекшись новым художественным течением, написал «Портрет хористки», который впоследствии называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Консервативные преподаватели училища не могли простить Коровину следование живописным новшествам - после окончания Школы он так и не получил звания классного художника.

Константин Коровин. Морской берег в Дьеппе. 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. За чайным столом. 1888. Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Кавалер почетного легиона

Благодаря Поленову Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым , в 1884 году художник вошел в его Абрамцевский кружок. Здесь он попробовал себя как театральный декоратор: оформил домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Островского , работал над декорациями для опер «Аида», «Лакме», «Кармен».

В 1892 году Коровин уехал во Францию, где провел почти год: изучал современное французское искусство. Вернувшись в Россию, он вместе с Валентином Серовым отправился в путешествие на Север. Художники побывали в Мурманске, Архангельске, на побережьях Северной Двины и на Новой земле, заезжали в Швецию и Норвегию. Заполярье очаровало Коровина. Он говорил: «Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей...» Под впечатлением от поездки художник создал свои знаменитые «северные» работы: «Архангельский порт на Двине», «Мурманский берег», «Зима в Лапландии», «Пристань на Севере», «Ручей св. Трифона в Печенге» и другие.

В 1896 году Константин Коровин получил от Мамонтова заказ спроектировать и оформить павильон «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Эскизы Коровина одобрил Василий Поленов: «Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке» . Для Всемирной выставки в Париже в 1900 году Коровин оформил Кустарный отдел Русского павильона: с помощью живописца Николая Клодта он создал 30 панно с изображениями Сибири, Средней Азии и Крайнего Севера.

В начале XX века художник создавал декорации к операм, балетам и драматическим спектаклям, делал эскизы костюмов. Коровин оформлял постановки Мариинского театра в Петербурге, Большого театра в Москве и театра Ла Скала в Милане.

Отдельное место в творчестве Константина Коровина занимал Париж. Художник создал множество пейзажей французской столицы, среди них - «Париж. Бульвар Капуцинок», «Париж. Утро», «Ночная улица. Париж» и другие. Коровин имел большой успех во Франции: он стал кавалером Почетного легиона и за свои работы получил несколько золотых и серебряных медалей.

В 1910-е годы Коровин увлекся натюрмортом - и в этом жанре он был верен импрессионизму . В работе «Розы и фиалки» художник запечатлел цветы у окна, за которым виднеется ночной Париж. Контуры предметов на полотне размыты, импрессионист создал изображение из дробных мазков разной формы - пятен, росчерков, зигзагов.

Константин Коровин. Париж. Бульвар Капуцинок. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин. Париж. Утро. 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Не только художник, но и литератор

В годы Первой мировой войны Константин Коровин болел. Он уехал лечиться в Севастополь. Мастер считал, что даже в тяжелые годы он должен продолжать прославлять красоту. На его пейзаже «Севастополь зимой» о войне напоминает только боевой корабль. В 1916 году Коровин писал: «Я думаю, что после войны искусство очень поднимется и очень будет нужно человеку как символ лучших чувств жизни и радости» .

Однако революция нарушила душевное равновесие русского импрессиониста. Его избрали в Комиссию художников при Комиссаре над бывшим Министерством Императорского двора, он стал членом коллегии художников театра, вошел в состав Отдела пластических искусств и получил еще несколько должностей. Но все это Коровина тяготило. В одном из писем он писал: «Боже, как надоела политика!» . Как только появлялась возможность, художник уезжал из Москвы - сперва в ярославскую деревню Охотино, затем на берег тверского озера Удомля, где когда-то работал Исаак Левитан . Вдали от столицы Константин Коровин писал вечерние интерьеры.

К 60-летию со дня рождения Коровина, в 1921 году, Главный политико-просветительский комитет устроил выставку его работ. На следующий год в Третьяковской галерее открылась ретроспективная экспозиция полотен художника. Однако с каждым годом Коровину становилось труднее жить в России.

Константин Коровин. Летним вечером у крыльца. 1922. Частное собрание

Константин Коровин. Крым. Гурзуф. 1917. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа

В конце 1922 года художник получил разрешение, чтобы уехать за границу - для лечения и проведения персональной выставки. Однако в СССР он не вернулся. Сначала мешали материальные проблемы, потом тяжело заболела жена Коровина. Последние 16 лет жизни художник провел в Париже. Здесь в моду вошли новые направления живописи, и работы художника-импрессиониста продавались плохо, их покупали в основном старые знакомые. Коровин зарабатывал тем, что публиковал свои воспоминания в русской эмигрантской прессе. К 70 годам художник практически полностью потерял зрение. Он диктовал свои мемуары, а потом и рассказы. Коровин оказался настоящим мастером слова, о его рассказах знакомые художника отзывались с восторженным удивлением. Федор Шаляпин говорил: «Знаешь, Константин, я удивляюсь, как ты это пишешь. Черт тебя знает, кто ты такой? Откуда это взялось?»

В 1939 году, через 10 дней после начала Второй мировой войны, Константин Коровин умер от сердечного приступа. Похоронили художника во Франции на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.