Коренные жители таймыра. Культура и быт малочисленных народов полуострова таймыр

Сохранение этнокультурного многообразия - не только политическая, но и экономическая задача. Однако использование сугубо экономических способов зачастую делает эту задачу нерешаемой. Об этом пишет журнал "Коммерсантъ Власть" .

На Таймыре, по данным администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, по состоянию на 1 января 2016 года проживает 32 871 человек. Из них представители коренных малочисленных народов Таймыра (КМНТ) составляют 10 742 человека. Это пять народов: нганасаны, долганы, ненцы, энцы и эвенки. Местная газета, не считая русского, выходит на четырех языках. "Если добавить пятый национальный язык, то можно претендовать на место в книге рекордов", - замечает глава администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Сергей Ткаченко .
Таймырские власти стараются помочь сохранению национальной культуры и привычного уклада жизни тем местным жителям, которые хотят его сохранить.

С культурой дело обстоит неплохо. Город, в котором живет почти 22 тыс. человек, насыщен культурными учреждениями. Это и упоминавшийся уже центр народного творчества, и "Этночум" с магазином сувениров, больше похожим на музей, и краеведческий музей в Дудинке, который по качеству экспозиции и технологической оснащенности может дать фору не только региональным, но и многим столичным учреждениям.

Часто под эгидой администрации проходят этнокультурные мероприятия, которые призваны показать, что местная традиционная культура жива: День оленевода, День рыбака, Международный день коренных народов, День работника сельского хозяйства. Это не просто публичные мероприятия, но и способ поддержки кочевой части местного населения. За первые места люди получают существенные подарки - снегоходы, сети, лодочные моторы и т. д. Налог на них покрывает администрация. Впрочем, постоянная поддержка сохранения повседневного уклада жителей Таймыра обходится куда дороже.

Большинство коренных жителей Таймыра уже давно ведут оседлый образ жизни, живут в городах и поселках. В тундре кочуют около 2 тыс. человек, занимаясь по большей части оленеводством и рыбалкой. Традиционным занятием оседлых коренных жителей является в основном рыбалка. Эти занятия регламентируются и поддерживаются государством. Те, кто ведет кочевой образ жизни, получают 4 тыс. руб. ежемесячно на каждого члена семьи "за ведение традиционной хозяйственной деятельности".

Ткаченко рассказывает, что тем, кто кочует, возмещают часть расходов, связанных с реализацией и производством мяса оленя - это оплата транспортных расходов и трат на электроэнергию, если переработка оленины осуществляется в поселке. Оленеводов обеспечивают средствами связи (ежегодно закупается около 40 радиостанций), комплектами для новорожденных, аптечками, пиломатериалами для строительства балков - деревянных передвижных домиков на полозьях. Выделяется премия за убитого волка: 10,5 тыс. руб. за самку, 9,5 тыс.- за самца и 5 тыс.- за волчонка. По утверждению главы администрации, за девять месяцев текущего года кочующим жителям Таймыра в целом уже выплачено 84,5 млн руб.

"Нельзя сказать, что те, кто ведет кочевой образ жизни, богаты,- поясняет Ткаченко,- однако возможностей у них много". Например, им не надо получать разрешение на вылов рыбы. Лимит для удовлетворения личных нужд по Таймыру составляет 1850 кг рыбы на одного человека в год.

Не всем жителям Таймыра кажется, что выплаты достаточны. "Льготы получает кочевое население, но в тундре живут единицы, - рассказал решивший не называть своего имени житель Дудинки. - У нас практически не осталось домашнего оленя, соответственно, мы не кочуем, значит, не получаем и льготы. Кто смог, оформил их себе через предпринимателей. Те же самые коммерсанты числятся охотниками и получают дотации от государства за каждого убитого оленя и пойманную рыбу".

На самом деле схема выглядит более удобной для больших коммерческих предприятий и менее выгодной для тех, кто действительно занят в целом сохранением привычного для себя уклада (пусть даже и не называя это такими словами).

"Я живу в тундре, и я оленевод, - рассказывает Павел Ягне (имена у коренных жителей Таймыра давно обрусели, и совсем не трудно встретить долганку Марию или нганасана Петра). - У меня трое детей и жена. Мы живем на небольшой заработок от оленей и 4600 руб. в месяц, которые нам выплачивают из федерального бюджета последние пять лет. Жизнь дорожает, а цена на мясо падает". По его словам, "сегодня оленеводство переросло в большое частное производство и из-за большого количество мяса оленя на рынке, цена на него упала до минимума".

У Ягне 1300 оленей, а у его коллеги Александра Яднера более 50 тыс. На жизнь они смотрят очень по-разному.

"По поводу многочисленных льгот для оленеводства и программ по возмещению могу с уверенностью сказать: они в полной мере работают, - рассказывает Яднер.- У нас никогда не было проблем ни по задержке возмещения, ни по его недоплате".

Сам он в тундру возвращаться не собирается, жизнь в городе и редкое посещение предприятия в поселке Александра вполне устраивает. Во многом поэтому у него есть возможность рассуждать о развитии отрасли в принципе. "Сегодня пастбища для оленеводства рационально не используются, - рассказывает Яднер.- После развала сельского хозяйства все совхозы позакрывали, оленей закололи и все перешло в частную собственность. В те времена государством была выделена небольшая территория для маршрута и пастбища оленей, примерно на 18 тыс. голов. А сегодня, после того как все перешло в частные руки, оленеводство поднялось и количество оленей значительно увеличилось. Территории для пастбища катастрофически не хватает. Если уменьшить поголовья - уменьшается прибыль и занятость местного коренного населения, а это ведь их основной вид деятельности. Нет оленя - нет культуры. Оленеводство лежит в основе коренного уклада их жизни".

В традиционный уклад жителей Таймыра государство вмешивалось и вмешивается не только на уровне выплат. Ткаченко говорит о том, что все местные получают среднее образование. До четвертого класса они учатся в кочевых школах (такое практикуется только в поселках Новорыбная и Тухард). Это специально оборудованные балки, которые кочуют вместе с оленеводами. В качестве учителей нанимают родителей, и они, постоянно поддерживая связь со школой, учат детей. Затем, перед началом учебного года, администрация района собирает детей из тундры и распределяет по поселковым интернатам, где они учатся девять месяцев с перерывами на каникулы. "В этом году семьи кочевников отдали на обучение 724 ребенка», - отмечает Сергей Ткаченко. Всего в округе семь интернатов: в Дудинке и поселках Носок, Хатанга, Караул и Усть-Порт (пять из них крупные). Интернат одновременно является и школой, все дети учатся вместе, просто ученики из тундры остаются жить в корпусах. Кроме русского дети проходят обучение на языках своих народов.

"Я сама училась в интернате и окончила сельскую школу, - рассказывает Бэла Чуприна , старший научный сотрудник, показывающая гостям краеведческий музей.- Сегодня туда насильно никого не забирают. Так было раньше, например, в детстве моих родителей, которые еще кочевали в тундре. Тогда прилетали вертолеты или самолеты "Аннушки" в самые дальние поселки попигайской тундры, ловили детей и насильно сажали в самолеты. Сегодня же власти создали кочевые школы, где учат детей до четвертого класса. Рядом с ними постоянно находятся родители. Затем детей забирают в интернат, где они учатся, а на каникулы уезжают обратно к родителям, и так до окончания средней школы. Некоторые бросают обучение и начинают заниматься оленеводством или рыбачить, но есть и те, кто решает учиться дальше".

Яднер родился и вырос в тундре и окончил четыре класса поселкового интерната. "Надо научиться читать, писать буковки и считать. Для тундровика больше и не надо», - считает коренной ненец. Он убежден, что "оленеводом надо родиться, без людей в тундре оленеводство умрет", и сожалеет, что дети из городов в тундру возвращаться не хотят. Для своих детей он видит совсем другое будущее: "Дети мои, а их у меня пять, учатся в школах и университетах. Старший сын также стал предпринимателем и имеет 12 тыс. оленей. Старшая дочь оканчивает юридический институт, сын в седьмом классе, а младшенькая во втором классе".

"Надо, чтобы после школы дети окончили высшее учебное заведение, ведь даже жителю тундры сегодня без образования никуда, - уверен Ягне.- Старший мой сын так же, как и я и его дед, занялся оленеводством, а вот младшие только оканчивают школу. Они планируют поступать в медицинский колледж. Пусть учатся дальше, в тундру они всегда смогут вернуться. Тем более что все они знают свой родной ненецкий язык".

На территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района находится 40 общеобразовательных учреждений. Об этом "Власти" рассказала Лидия Леу , начальник управления по молодежной политике и взаимодействию с общественными объединениями администрации города Норильск.

"На полуострове есть единственный федеральный университет, который занимается подготовкой специалистов технического плана. С 2005 года у нас было 13 филиалов разных вузов на территории района, но постепенно они стали закрываться из-за крайне низкого уровня образования. Открытие новых вузов не входит в полномочия муниципалитета. Хотя законодательство нам это делать не запрещает, но это требует определенных финансовых затрат. Ребята уезжают в Красноярск, многие в Санкт-Петербург, Москву, Томск, Новосибирск, некоторые отправляются в Нижний Новгород. Тот, кто нашел себе работодателя, конечно, остается там",- рассказывает Лидия Леу.

Впрочем, один из местных жителей настроен более скептично. По его словам, "после школ и интернатов таймырские дети в большинстве случаев идут в местный колледж, после которого одни устраиваются в жизни, а другие нет". Есть те, кто поступает в вузы на большой земле, однако слишком много лет представителей малых народов на большой земле унижали и запрещали разговаривать на родном языке. Обиды не прошли, дети коренных малочисленных народов комплексуют, они оказались не совсем приспособленными для жизни на материке и, даже поступив в вуз и окончив его, часто возвращаются обратно на Таймыр.

Собеседники "Власти" подчеркивают, что найти работу на полуострове, получив образование на материке, очень трудно. А возвращаться к традиционному укладу для человека, получившего образование, зачастую становится жизненным поражением со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Еще одна проблема - инфраструктура, состояние которой требует немедленного вмешательства.

"Проблема в том, что в течение 30 лет на территории сельской местности ничего не строилось,- рассказывает Сергей Ткаченко,- а до этого строили из дерева. Представьте, что стало с этими постройками в зоне вечной мерзлоты. Они разрушаются. С 2013 года мы восстановили инфраструктуру тех объектов, которые подлежали реставрации, и начали строительство новых". О том, что дома барачного типа, построенные в 1950-1960-е годы, находятся в аварийном состоянии, говорили и другие жители города.

"С 1977 года власти района обещают построить интернат в Носке, где учатся 250 детей. В 1990-е годы "Норильский никель" построил там учебный корпус, что позволило решить вопрос с обучением детей, но новый спальный корпус построить не удалось. Все износилось, и дети живут в стесненных условиях в помещениях с двухъярусными кроватями. Каждый год мы проводим ремонт, чтобы поддерживать надежность зданий. Летом текущего года начали строительство нового здания. Изначально проект составлял 800 млн руб. За счет новых технологий сократили эту сумму вдвое до 420 млн руб., уже построили новый корпус. Полностью мы сдадим объект к весне 2018 года",- рассказывает Сергей Ткаченко.

Инфраструктура - традиционная проблема для любого российского региона. Но и этнокультурная проблема, которую пытаются решить на Таймыре, также никак не может быть названа особенной. Сохранение традиционного уклада жизни местных народов с учетом современных реалий требует поддержки со стороны государства. Эта поддержка, вне зависимости от планов и желаний тех, кто ее осуществляет, зачастую не слишком способствует поддержке традиционного уклада, не важно, идет речь об оленеводстве или любом другом промысле.

21 ноября в Общественной палате России состоялось нулевое чтение проекта поправок в Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Предложение правительства предполагает исключить двойную регистрацию общин одними и теми же жителями: сейчас с помощью такого механизма они получают двойную господдержку, в первую очередь речь идет о квотах на ловлю рыбы. Представители общественности резко против: они напоминают о сезонном характере деятельности и предлагают наоборот создать реестр малочисленных народов. Председатель комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин предложил разработать подпрограмму развития коренных и малочисленных народов, а субъектам - разработать собственные законы о поддержке и развитии общин. И снова проблема в том, что в нулевые годы часть субъектов федерации, в которых жили малочисленные народы, была слита с более крупными. Почти все собеседники "Власти" высказывали сожаление, что несколько лет назад Таймыр потерял статус субъекта федерации, до этого многие вопросы решались проще. В случае с Таймыром это, например, предполагает, что за разрешением на оружие - а это важно для местных жителей - надо лететь в Красноярск.

Возможно, многим заинтересованным сторонам было бы проще, если бы поддержка малочисленных народов могла быть сведена исключительно к культурно-этнографическим программам или, наоборот, стремительная вестернизация сделала бы поддержание этих форм народного творчества неактуальной совсем. Но когда денег было много, простого решения не нашли, а теперь подобрать ключ еще сложней.


Образовательные задачи: познакомить учащихся с народами, проживающими на Таймыре, их численностью, укладом жизни, обычаями и традициями;

развивающие задачи: учить детей умению анализировать диаграммы и статистический материал;

воспитательные задачи: воспитывать интерес к культуре и традициям других народов, формировать экологическую культуру.

Оборудование: диаграмма «Народы Таймыра», картины, книги о Таймыре, музыка с записью северного ветра и танец шамана, импровизированный костер, презентация «Народы Таймыра».

Метод урока: объяснительно – иллюстративный с элементами исследовательской работы.

Форма урока : урок – путешествие.

I. Организация класса.

II. Изучение нового материала:

Слово учителя:

Таймырский полуостров расположен на Крайнем Севере, на самой макушке земли. При слове Таймыр, у людей, проживающих где-нибудь на юге, возникает образ края света, унылой, холодной и неуютной Земли. Таймыр служит родным домом для некоторых народов, который свой край не считают ни унылым, ни слишком холодным.

Таймыр древняя земля, овеянная легендами и приданиями. С незапамятных времен, живущие на этой земле народы, из поколения в поколение передают миф о ее рождение.

Инсценировка сказки.

Собрались два бога.

Ну, что будем делать?

Что будем делать? В сторону Солнца (то есть на юг) есть камень (горы).

Там, среди гор надо поставить лес на дрова. Может, русский народ будет, самоедский народ будет, тунгусский народ будет, - какими дровами они топить будут?

Огня хозяйка (Туй – Нямы) говорит:

Оу! Правильно ты говоришь. Ну что еще? У меня будто ум короткий. Лес надо было родить, поставить.

Попросили теперь другого бога и лес поставили. Русские родятся – пусть избы делают, самоди родятся – пусть шесты для чума делают, Русские, самоди пусть его топят.

Тальником тоже надо топить. Самоди найдут тальник, русские не найдут, дровами только топить будут. Ну! Мы нынче без огня ведь не живем?

Так все в землю положили, в воду рыбу положили, еду. Станут люди в воде неводить, рыбу будут добывать. До сих пор ее всякий человек ест.

Это все два бога положили.

Теперь вся земля стала жить. Теперь Туй – Нямы (Огня мать) в чумах, в избах стала жить, другая Моу – Нямы (Земли мать) в земле поселилась. Так стали жить два бога и все.

Слово учителя:

Ребята, о каких древних народах Таймыра рассказывает сказка?

Ненецкая писательница Анна Неркаги написала: «Меня иногда все занимает мысль: у реки, у любой реки два течения – верхнее, видимое глазу, и глубинное, у самого дна, и это – то течение, тайное, сильное, самое важное, куда повернет оно, туда и река. Так и в нашей жизни – часть жизни лишь сверху, а есть душа – как и тысячу, миллионы лет назад, есть душа, не подвластная ничему… Есть еще душа народа».

Как вы поняли ее слова?

Подобно реке мы так мало знаем о коренных народах. И сегодня мы совершим путешествие в тундру. Сейчас мы попробуем в рамках одного урока представить картину повседневной жизни коренных народов. Познакомимся с укладом жизни, обычаями и традициями народов Таймыра. Коренные народы Таймыра называют еще малочисленными или малыми.

Ребята, как вы думаете, почему их так называют?

Какие коренные народы живут на Таймыре?

Численность населения по состоянию на 01.01.2003г. составляет в ТАО 44,5тыс. чел.

Из них 9,5 тыс. человек будет коренное население. Сравним численность населения коренных народов Таймыра с русскими и другими народами.

Долганы - около 5400 чел.

Нганасаны – около 800 чел.

Ненцы – около 3.000 чел.

Эвенки – около 300 чел.

Энцы - около 100 чел.

8 тысяч лет назад земля освободилась от ледников и появилась на Таймыре современная растительность. За стадами оленей пришли сюда люди, потомственные охотники, которые относятся к разным языковым семьям: самодийской (энцы, ненцы, нганасаны) и тюркской (долганы). Из этих народов нганасаны – самые древние, а молодые – долганы.

Бескрайние просторы тундры являются для коренных народов родным домом. Живя долгое время в гармонии с природой, эти народы сформировали свой уклад жизни и культуру.

Так как скудная северная природа не обеспечивала средствами к жизни на длительное время, приходилось искать новые пастбища для оленей. Следовательно, каким должно быть жилище жителей тундры?

Рассказ ученика .

Жилище коренных жителей Таймыра называется чумом. Это разборное, конической формы жилище. Жерди – длинные, круглые палки, являются основной деревянной конструкцией чума. А выделанные оленьи шкуры – используются в качестве покрытий. Очаг находился в центре чума. Для обогрева жилища использовали тальник и мох. Постелью служили целые зимние шкуры оленей. Собирали и разбирали чум женщины всего за два часа.

Как вы думаете, ребята, почему коренным народам было удобнее жить в чумах, чем в домах, в которых они живут сейчас?

Рассказ учителя.

Очень важным для Севера является пища. В тундре они собирали коренья, ягоды, охотились на диких оленей, гусей, уток, добывали пушных зверей. В реках и озерах ловили рыбу. Любимым блюдом было национальное кушанье – сагудай, приготовленное из свежей рыбы со специями.

Нганасанский художник Мотюмяки Турдагин рассказывал: «Мы садимся за стол и сразу съедаем несколько чиров, затем жена подает большую жаровню мяса, а потом мы выпиваем четыре чайника. Оленя средних размеров хватает нам на один день, так что охотиться приходится ежедневно. А русская еда в пищу не годится. А в его семье было одиннадцать детей. Вопрос ученикам.

Ребята, а почему русская еда не годится для жителей тундры?

Слово учителя.

Поговорим о одежде северных народов. Одежда народов Севера помогла обжить суровую землю.

Рассказ ученицы.

Век этой удивительной одежды исчисляется тысячелетием. Она лаконична и сложна. За ее простотой – уникальный крой и обработка материала. В процессе выделке оленьи шкуры становятся эластичными, мягкими, тонкими и пушистыми.

Шьют одежду женщины. Девушка не могла стать женой, не научившись шить. От одежды зависела удача в охоте, здоровье семьи, ее будущее – дети.

Уже в трехлетнем возрасте каждая девочка имела свою сумочку для рукоделия. Ее шила мать или бабушка. Вначале это был просто мешочек без всяких украшений, где хранились куклы, лоскутки, меха. С возрастом ребенка сумочку меняли на более красивую, большую размером.

Украшали одежду бисером, цветными нитями, меховыми аппликациями и полосками ткани, Орнамент имеет в основном геометрический характер: «оленьи рога», «заячьи уши», «чумы» и т.д. Вместо ниток использовали сухожилия оленя. Потерять иголку было большим горем, так как получали ее у приезжих купцов в обмен за очень большое количество шкур.

Слово учителя :

Ребята, какие особенности одежды помогали коренным народам не замерзнуть в условиях холодной зимы?

Я родилась в суровом крае,

Где сердце леденит мороз,

Где мой народ, лишь горе зная,

Работал, бедствовал и мерз.

Шамана жадного до дна,

Гулял по чумам страшный голод,

И беспросветная нужда,

Жил, слезы лил, и все же

Ждал, верил, шел вперед.


Неполным будет рассказ о малых народах Таймыра, если мы не затронем духовную сторону жизни коренных народов. Пытаясь понять окружающий мир, древние жители Таймыра пришли к вере духов, эта вера позволила их предкам в трудной борьбе за свое существование сберечь душевное равновесие и сохранить самобытную культуру. В изголовье мужа ставились святые фигурки, к ним обращались с просьбами. Если исполнялась желание, шили новую парку, иногда их было много, в случае не исполнения святых наказывали, ругали.

(Стучат в дверь. Музыка. Танец шамана)

Вопрос учителя.

Кто пожаловал к нам в гости?

Расскажи детям, какую роль играл шаман у народов Таймыра?

Рассказ ученика : шаман выступал посредником между людьми и духами. Шаманом мог быть только тот человек, в роду которого кто – то из предков был шаманом.

Шаманские костюмы и атрибуты – бубен и колотушка, символика украшений – это настоящее театральное представление.

Они были и народными сказителями и хранителями мудрости предков, традиций и памяти народа. Шаман имел большое влияние на своих сородичей. Он помогал в охоте, рыбной ловле, во время болезни, при рождении и смерти.

Рассказ учителя.

Они не имели своей письменности и использовали рисунок. Образцы такого рисуночного письма – тамги – знаки собственности ставили на домашнюю утварь, орудия промысла, культовые предметы, а позже стали использовать как подписи на документах.


(На фоне музыке ). В долгую полярную ночь собирались вместе, греясь у очага зимними вечерами, развлекали детей, разгадывали загадки, вспоминали меткие пословицы, которые передавались из поколения в поколение.

Дети сидят вокруг очага. Например:

Загадки:


  1. У вертлявого зверя поскоблить не найдется мяса. (Комар)

  2. Много людей стоят, кланяются. (Деревья на ветру)

  3. Золотое блюдечко по воде плавает. (Солнце)

  4. Много людей стоят, молчат. (Звезды)

  5. К крепкому дереву иней не пристает. (Рога оленей)
Пословицы:

  1. На одежду не тогда накладывай заплатки, когда по тальникам гуляют куропатки.

  2. Старикам внучат к делу приучать.

  3. Огонь в чуме затрещал, гостей пообещал.

  4. Рукам, что не любят трудиться, не согреться в рукавицах.
Слово учителя.

Много красивых легенд передают из поколения в поколение.

Быль о Куойоке (дух чума)

Рассказ ученика.

Жили в одном стойбище два брата. Один был богатый, другой бедный. Раз поехали

они добывать оленя. Охотились, охотились. Поднялась пурга. Богатый сел в свои нары и уехал в стойбище. А бедный остался в тундре, стал замерзать. Вдруг слышит шум, грохот, и искры сыплются, смотрит – а это коряга впряглась в нарты и помчала бедного брата со скоростью ветра в стойбище. Удивились люди в стойбище, обрадовались, А бедный взял топор, разрубил корягу на много частей и раздал всем людям. С тех пор и повелось в тундре, что счастье в тундре надо делить поровну.

Вопросы учителя.

Скажите. Ребята от чего на Севере зависит человек в наибольшей степени?

Как вы думаете, чему учат людей такие пословицы и легенды?

(Быть сильными, добрыми, справедливыми, любить свою родину )

- Какие черты характера могли сформироваться у малочисленных народов?

(Самостоятельность, наблюдательность, честность, медлительность и обидчивость). Но с обидой они пытаются бороться и говорят: «Умный на обиду не подает виду».

1 ученик :

Так шло из поколенья в поколенье,

И так, наверно, будет до конца

Что искрометный, гулкий бег олений, Извечно жжет и мучает сердца.

Кричит вожак тревожным криком трубным,

Как лебедь, у людей моля,

Ему в ответ тугим шаманским бубном

Гудит и стонет отчая Земля.


2 Ученик

Я виноват перед тобой одною

Моя до боли горькая земля,

За то, что наше небо голубое

Все реже дарит песни журавля.

Мы забываем в суматохе дня…

За это все, за боль родного крова

Простишь ли ты в последний раз меня?

Ребята, почему болит и тоскует сердце у автора этих прекрасных стихотворений?

Слово учителя .

Возникновение города Норильска с его индустрией, по своему воздействию на окружающую среду, на уклад жизни коренного населения, было подобно взрыву: разрушались природные ландшафты, устанавливались новые связи с иными регионами, прибывшие по своему менталитету полностью отличались от редкого коренного населения Севера, которые фактически было изгнано из региона на периферию полуострова.

Пастбища и водоемы полуострова отравляются ежегодно тяжелыми металлами, выпадающими с пылью, а в выбросах в атмосферу содержатся: диоксид серы, сероводород и другие вредные вещества.

Над народами Севера висит угроза исчезновения под воздействием более могучих соседей – пришельцев. Промышленное вторжение принесло с собой помимо хорошего, очень много плохого, так как современные методы управления хозяйственной деятельностью и людьми нарушают экологию, разрушают культуру.

Сокращается на Таймыре оленеводство, многие отошли от традиционного занятия, на западе Таймыра почти не осталось оленей. Опрос населения о знании обрядов показал, показал, что: 63% - не знают; 22% - знают; 15% - участвовали в обрядах. К чему может привести такая статистика?

Среди малых народов есть много известных людей в нашей стране и в мире, например: художники долганин Борис Николаевич Молчанов и нганасанин Мотюмяки Турдагин, поэтесса долганка Огдо Аксенова, она писала не только стихи, но и создала букварь, писательница ненка Любовь Ненянг и многие другие.

Совсем недавно в городе Дудинке прошла научно – практическая конференция, которая была посвящена возрождению культуры малых народов Таймыра. На конференции обсуждались важные вопросы и принимались программы. Подумайте дома и попробуйте предложить на следующем занятии свою программу возрождения коренных народов. Вопросы для закрепления:


  1. Какие коренные жители проживают на полуострове Таймыр?

  2. Какое традиционное занятие было у малых народов Таймыра?

  3. Как народы Таймыра приспособились к суровым условиям Севера?

Тип занятия: комбинированное занятие

Цель: познакомить учащихся с коренными народами, населяющими полуостров Таймыр, их устным и декоративно-прикладным творчеством.

Задачи:
- образовательная рассказать учащимся о коренных народах, проживающих на полуострове Таймыр, познакомить учащихся с народным творчеством и культурой долган, орнаментами вышивки северных народов.
- воспитательная воспитывать любовь к родному краю, воспитывать экологическое сознание, умение работать самостоятельно и в коллективе.
- развивающая развивать общий кругозор, логическое мышление, память, внимание, аккуратность.

Оборудование, инструменты и материалы : ножницы, простой и цветные карандаши, фломастеры, альбомный лист, тетрадь, ластик.

Дидактический материал: кластеры с названиями народов, иллюстрации, карта Российской Федерации, таблица орнаментов, выкройка платья.

1. Организация начала занятия.

2. Подготовка учащихся к активной учебной деятельности.

Учитель: Население Красноярского края многонационально и представлено более 100 большими и малыми народами и национальностями. Малые народы Севера сохранили много ярких традиций и самобытных черт, вызванных промыслово-оленеводческим хозяйственным укладом и своеобразным образом жизни в условиях сурового Севера. Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с коренными народами, населяющими наш полуостров Таймыр.

3. Объяснение нового материала.

Учитель : На севере Красноярского края, на территории Таймырского автономного округа, на нашем полуострове Таймыр живут коренные народности: долганы, нганасаны, ненцы, энцы и эвенки.

  • Эвенки (тунгусы) - живут на юго-западе Таймыра. Всего насчитывается на территории Таймыра 600 человек. Эта народность проживает на южной территории полуострова, потому что мигрировала из Эвенкийского автономного округа.
  • Ненцы - коренные жители тундры и лесотундры. На территории Таймыра проживает не многим более 2,5 тысяч человек. Ненцы занимаются рыболовством и охотой. Основная отрасль хозяйства - оленеводство. Круглогодичный выпас оленей, длительное нахождение на морозе определили особенности их одежды: она более длинная и тяжелая, чем у нганасан. Мужчины носят цельнокроеную малицу, сшитую мехом внутрь, с пришивным капюшоном и рукавицами. Женская одежда - ягушка - двухслойная шьется она из оленьего меха ворсом внутрь и наружу в виде распашной шубы.
  • Энцы проживают между реками Енисей и Пясина. Самая малочисленная народность среди других народностей Крайнего севера. Всего 300 человек. Их традиционное занятие - охота на дикого оленя, песца, лисицу и рыболовство. Со второй половины 19 века энцы восприняли ненецкую одежду.
  • Нганасаны - самый северный народ в мире. Всего насчитывается 790 человек. Заселяют всю центральную часть Таймырского п-ова между реками Пясина и Хатанга. Основное занятие издревле охота на диких северных оленей. Они типичные тундровики-охотники на песца и рыболовы. Мужчины добывают пищу, женщины выделывают шкуры, шьют одежду.
    Одежда нганасан отличается от одежды других народностей. Верхняя одежда двухслойная. Шапки носили только женщины. Они шились из белой оленьей шкуры с опушкой из черного собачьего меха. В окраске нганасанской одежды присутствуют три цвета - белый, красный и черный. Связано это с легендой, в которой говорится, что нганасаны произошли от краснозобой казарки, в оперении которой есть эти 3 цвета.
  • Долганы - самая многочисленная народность Таймыра - 5000 человек. Это самая молодая народность - она сложилась в течение 17-19 веков из эвенков, якутов и русских крестьян. Основные занятия такие же как и у других северных народов - оленеводство, охота, а в рыбных районах еще и рыболовство.
    У долган очень красивая национальная одежда. Ее характерная особенность - удлиненный задний подол, который служил дополнительной подстилкой, когда люди садились на холодную землю. Летом долганы носят кафтаны, сшитые из сукна и украшенные бисером, узенькими кантиками и узором из цветных ниток.

Культура долган ярка и самобытна. О чем свидетельствуют долганские сказки. Давайте, почитаем одну из сказок. Сказка называется "Почему лиса красная".

Чтение сказки "Почему лиса красная". См. Приложение 1 .

Учитель : Кроме сочинения сказок коренные народы занимаются вышивкой.
С давних времен из поколения в поколение передавали это искусство своим детям. У каждого народа были свои особенные приемы выполнения вышивок. Вышивали обычно полотенца, скатерти, особенно искусно украшали одежду: рубахи, передники, сарафаны, головные уборы. Среди разнообразных видов народного творчества вышивка получила особое место. Почти все народы для изготовления своей одежды используют шкуру животных, украшая ее вышивкой, яркими нитками, аппликациями, бисером, нашивками металлических блях. Для вышивки народы используют различные орнаменты, которые они соотносили с тем, что видели вокруг себя.

На доске развешаны элементы орнаментов, с помощью которых женщины украшают одежду. Учитель объясняет значение каждого орнамента. См. Приложение 2 .

4. Практическая работа.

Каждому учащемуся выдается выкройка платья, которое ученик должен украсить, используя орнаменты коренных народов.

5. Заключительный этап.

Учитель опрашивает учащихся по вопросам:

  1. Какие коренные народы живут на территории Таймыра.
    Ответ : Ненцы, нганасаны, долганы, эвенки, энцы.
  2. Какое общее занятие есть у каждой народности?
    Ответ : Все коренные народности Таймыра занимаются оленеводством.
  3. Есть ли отличия верхней одежды у северных народностей?
    Ответ : Да есть, у ненцев верхняя одежда более длинная и тяжелая, двухслойная ворсом внутрь и наружу. У нганасан шапка шьется из белой оленьей шкуры с опушкой из черного собачьего меха. В окраске нганасанской одежды присутствуют три цвета - белый, красный и черный. У долган характерная особенность в верхней одежде - удлиненный задний подол, который служит дополнительной подстилкой, когда люди садятся на холодную землю.
  4. Есть ли разница в численности этих народов? Какая самая многочисленная народность; самая малочисленная народность?
    Ответ : Да есть. Самая многочисленная народность - долганы (5000); малочисленная - энцы (300).

5. Подведение итогов.
Просмотр выполненных работ.

6. Уборка рабочих мест.

Иллюстрации к уроку

Вышивка на женской летней одежде долганки


Сибирский Север тысячи лет населяли удивительные народы. Они ели странную пищу, носили диковинную одежду, верили в необыкновенных богов. Древние традиции таинственным образом помогали им выживать в смертельных условиях заполярья. А вот встречи с цивилизацией эти народы пережить не сумели. Современный образ жизни уничтожил их культуру.

Раньше таймырского аборигена можно было узнать по одежде. Она говорила о национальности хозяина, его поле, возрасте и даже о семейном положении. «Я как-то видел в одном из северных посёлков парня коренной народности. Он спокойно вышагивал по улице в традиционном наряде незамужней девушки. И его это ни сколько не смущало», - рассказывает этнограф Красноярского краеведческого музея Михаил Баташев.

По словам ученого, этот парень забыл о традициях своего народа. Одежду, видимо, ему перешила из своего девичьего наряда жена. А той, вероятно, его изготовила мать, ещё помнящая коренной уклад и древние обычаи.

СЕВЕРНЫЙ КОДЕКС

Последними из коренных (сибирских) северян традиции начали забывать нганасане. Ещё в 1960-ых годах все представители этого народа поголовно владели родным языком, прекрасно знали свои корни и особенности кочевого хозяйства.

Нганасаны - самый северный народ Евразии. Испокон веков они кочевали по полуострову Таймыр (сейчас север Красноярского края). Зиму этот народ проводил в лесотундре. Летом же нганасане вслед за диким оленем уходили на север, поближе к Ледовитому океану, где пастбища лучше и гнуса меньше. В отличие от соседних народностей главным их занятием было не оленеводство, а охота на диких оленей.

Домашних оленей нганасаны держали только для охотничьего промысла. Их хозяйство, культура, мировоззрение, религия были исключительно тонко настроены на жизнь в гармонии с окружающей их смертельно суровой природой. Их никогда не было много. Численность народа в лучшие времена не превышало нескольких тысяч. Их было ровно столько, сколько могла прокормить скудная тундра.

Фото: ©пресс-служба правительства Красноярского кра

СВОБОДНЫЕ НРАВЫ

Неизвестно почему, но у нганасан в отличие от других северных народов были либеральные нравы - довольно свободные добрачные отношения у молодёжи. У тех же эвенков и якутов взрослое поколение подобные отношения не одобряло и строго пресекало.

По словам Баташева, свободные отношения нганасан вовсе не говорят об их распущенности. Население на Таймыре было небольшое. Молодежь виделась только когда одно кочевье встречалось с другим, а случалось это редко. Но как только парень встречал девушку из другой семьи, он сразу же пытался завязать с ней тесные отношения.

«Парень пел ей любовные песни, говорил комплименты, предлагал подарки. Если девушка подарок принимала, значит он соглашалась на более серьезные отношения и тоже что-нибудь дарила молодому человеку в ответ. После этого он мог приходить к ней в чум ночевать. Там тоже был особый этикет. Парень ни в коем случае не пользовался входом, он тихонько ночью заползал через полог чума», - уточняет этнограф.

При этом родители делали вид, что не слышат, хотя все прекрасно понимали. Такие отношения часто заканчивались свадьбой. Иногда же парень и девушка просто расставались. Тогда они возвращали друг другу подарки и разъезжались по тундре со своими кочевьями.

Фото: © пресс-служба правительства Красноярского края

СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО

Бывало что в результате недолгих отношений появлялся ребёнок. К этому нганасане тоже относились нормально. Малыша принимали, как родного. Когда девушка выходила замуж, он оставался с её родителями. Здесь тоже был тонкий этический расчёт: невеста сохраняла формальную невинность, ребенок признавался полноправным и любимым членом семьи и, что очень важно, с правом на наследство.

«Это как в русской пословице: «Чей бы бычок не скакал, а телочка все равна наша будет». Лишние рабочие в традиционном кочевом хозяйстве всегда были нужны, при большой-то детской смертности у северных народов». - поясняет Баташев.

А вообще, по словам этнографа, одна из отличительных особенностей северных народов, о которой мало кто знает, - это любовь к детям. «Традиционно к ним на Севере относились с огромной нежностью, трепетом. От них, конечно, требовали послушания, подчинения старшим, но при этом их холили и лелеяли. Ни о каких наказаниях и унижениях детей и речи ни шло», - отмечает учёный.

Такое отношение к детям было у всех народов, у которых не появился прибавочный продукт, то есть - разделение на бедных и богатых. Всё что люди тогда производили, тут же все вместе и потребляли. От ребенка не надо было требовать производства материальных благ. Такое же отношение в традиционных обществах было и к старикам, никто их не оставлял без заботы, зная, что когда-то они, будучи молодыми, тоже кормили свои семьи.


БРАЧНЫЕ УЗЫ

Суровая природа и особенности кочевого хозяйства заставляли нганасан держаться прочных семейных уз. В тундре могла выжить только крепкая семья. Отсюда, в том числе, не только трепетное отношение к детям и уважительное - к старикам, но и тесная привязанность супругов. И тем не менее и северян встречались разводы.

И разводы опять-таки традиционно у них были достаточно легки. Главной причиной расторжения брачных уз было бесплодие жены. Отсутствие потомства для всех традиционных народов - не просто трагедия, а проклятье семьи. Без продолжения совместная жизнь супругов в тундре не имела смысла.

В таком случае, по словам этнографа, муж просто возвращал бесплодную жену родителям. Причем, он получал право жениться на её младшей сестре. Это было идеальным выходом, поскольку родителям не нужно было отдавать мужчине калым, а ему искать новую жену в другом кочевье.

«Бывали случаи, когда мужчина возвращал жену родителям из-за измены и требовал обратно уплаченный за неё калым. Всякое бывало: вернувшись домой раньше времени он мог застать в чуме оленевода с соседнего кочевья. Но и женщина вполне могла требовать развода, если муж её колотил», - говорит Баташев.

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ В НИЖНИЙ МИР

Для всех северных народов характерен сложный погребальный ритуал. Тундра с вечной мерзлотой не позволяла хоронить людей в земле. У нганасан были распространены либо воздушные, либо наземные захоронения. В лесотундре тела умерших привязывали к кронам деревьев, в тундре клали на нарты.

«Когда нганасанин умирал, его тело три дня лежало в чуме. Семья считало его живым. поскольку душа ещё не отошла в страну Мрака -Нижний мир. С умершим обращались, как с живым: с ним разговаривали, давали трубку, ставили рядом еду и так далее. На третий день собирали караван - погребальный аргиш», - продолжает Батышев.

Ещё одна удивительная особенность народа - с умершим погребали все его вещи. Нганасаны считали, что человек, прикасаясь к вещам, оставляет на них частичку своей жизненной силы. И когда он умирает, эта энергия через его вещи может притянуть жизни других людей, вытянуть их жизненную силу в страну Мрака. Они считали, что вещи покойника грозят неминуемой смертью.

«Поэтому самые богатые погребальные аргиши - до пяти-семи нарт - были у пожилых женщин. На протяжении всей своей жизни они обшивали семью, кормили её, поили. Поэтому в погребальный аргиш, собирали одежду её дети, внуки. В этих вещах ведь осталась жизненная сила умершей. Конечно. ко времени смерти, успевали сшить новую одежду и сделать домашнюю утварь её дочери и невестки», - поясняет учёный.

Поэтому, добавляет он, смерть у нганасан, особенно пожилой женщины, была весьма накладным делом для всей семьи. Тем более, что после похорон забивались все олени, участвовавшие в погребальном караване.

УТРАЧЕННЫЕ КОРНИ

Теперь только каждый десятый из нганасанских детей знает родной язык. Численность нганасан сейчас оценивают от 850 до 1100 человек. Многие из них расселились по территории Красноярского края. Некоторые уехали жить в Томск, Новосибирск, Москву и Санкт-Петербург. Одна семья переехала в Донбасс и о её судьбе пока ничего не известно.

Большинство северных народов начало терять самобытность в начале XX века с началом активного освоения Севера. Нганасане стали утрачивать национальную идентичность в 1960-ых годах. Тогда было принято решение переселить оленеводов-кочевников в большие благоустроенные посёлки. Нганасан расселили по трём из них - Новой, Волочанке и Усть-Аваму. И этот уникальный, но малочисленный народ начал растворятся в других более многочисленных - русских, долганах.

Фото: © пресс-служба правительства Красноярского края

Свою отрицательною роль сыграли школы-интернаты для детей. С одной стороны они там получали образованием, с другой - теряли национальные корни. С переселением в посёлки пошёл активный процесс метизации коренных народностей, в том числе и русским населением.

Как ни странно, в последние годы численность коренных народов Севера стала расти. Выяснилось, что причиной тому хорошие льготы. Дети из смешанных семей стали записывать себя в северяне, пусть, например они к ним относятся к ним только по матери, а отец у них русский, украинец или узбек. Представителем коренного народа стало быть выгодно.

«Наверное это неплохо. Поговоришь с человеком, поспрашиваешь его о предках и тут говорит с гордостью: а я ведь всё-таки нганасанин. И ладно. Пусть и не знает он языка. Шотландцы и ирландцы ведь тоже почти забыли свои родные кельтские языки, а самосознание - сохранили. Хотелось бы, что и коренные северяне помнили, возвращали память о своих великих корнях», - сказал этнограф Батышев.

C 1994 года 9 августа отмечается Международный день коренных народов мира, установленный Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось, что: «В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы - от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека».

На Таймыре коренные жители в основном трудятся в сельском хозяйстве. Они занимаются оленеводством, пушным промыслом, рыболовством и т.д. У народов Крайнего Севера много традиций, обычаев и обрядов. Люди и народы Севера самобытны и талантливы независимо от того, где и в какое время родились и живут. Самым интересным, торжественным и красивым обрядом у коренного населения Таймыра, как и у других народов по всей планете, является свадьба. Как известно ни одна свадьба не обходится без ювелирных украшений, а в частности обручальных золотых колец (http://spikagold.ru/).

Эвенки - это одна из самых многочисленных народностей Севера, проживающих в нашей стране. Семья у эвенков по своему составу небольшая, в среднем 5-6 человек. Браки не всегда регистрируются, а невесту часто берут из другого народа. Все проходит примерно так: сначала жених и невеста дарят друг другу подарки. Затем девушка обычно шьет своему будущему мужу расшитый бисером кафтан и обувь.

С волнением и трепетом невеста раскладывает по сумочкам свои безделушки, украшения, поминутно вскакивает и выглядывает своего суженого, ведь до этого они ни разу не встречались… И вот она видит: жених ходит в кафтане и унтах, сделанных ее руками.

А это значит, что невеста понравилась жениху! Тогда сваты подводят к чуму красавца-оленя под богатым седлом, украшенным серебряными и золотыми бляшками, и приглашают невесту, чтобы совершить обряд - обвезти её на олене вокруг жилища три раза. Жених в это время обязательно ждет в доме, но потом невеста входит в дом вместе с отцом и топит печь. Это значит, что уже не чужая, а настоящая хозяйка законно пришла в дом.

Не менее интересный обряд существует у ненцев. Богатый, зажиточный ненец может иметь 2-3 и даже 4 жены. Но при сватовстве за каждую из них нужно платить немалый выкуп (калым). Калым обычно выплачивается не отцу невесты, а всему роду. За невесту надо отдать от 100 до 200 оленей, определенное количество песцовых и лисьих шкурок! Невеста, в свою очередь, должна принести равноценное калыму приданое: одежду, постель, различную утварь, посуду и оленей. Что интересно, олени и их приплод составляют собственность жены, и в случае развода или смерти мужа остается у нее, но если жених не может внести за будущую жену выкуп, он обязательно отрабатывает определенное количество лет за нее. У энцев же обряд проводится немного скромнее. За невесту просто платят калым ее отцу. Семьи энцев обычно прочные. У них тоже допускается двоеженство, вторичное замужество или женитьба, но обычно это случается, когда один из супругов умирает. Сам обряд очень похож на нганасанский.

Нганасанские семьи достаточно большие. Категорически запрещается молодым людям заключать браки внутри своего рода, зато возраст особого значения не имеет. Брачный возраст мальчика определяется с началом его охоты, а вот девушку выдают замуж, когда она научится колоть дрова на топку. Среди нгансан часто можно встретить неравные по возрасту браки. Как и у многих коренных жителей Севера, за невесту нужно платить калым, поэтому часто отцы, чтобы получить за дочь богатый выкуп, выдают ее за зрелого жениха. Взрослые мужчины, женясь на молодой еще совсем девушке, должны отрабатывать за невесту в семье тестя до совершеннолетия девочки. Допускается у нганасан и многоженство.

Свадебный обряд совершается небыстро… Сватом выбирается обычно пожилой человек, владеющий хорошим словом, и, главное, не находящийся в родстве с невестой. Далее сват обговаривает размеры калыма, приданого, и спустя три дня после сговора сват с женихом приводят привязанных к аркану гуськом оленей. По обычаю невеста ложится с женихом рядом в постель, но если она не раздевается в течение нескольких недель, это означит, что девушка испытывает отвращение к нареченному. В этом случае родители забирают дочь к себе и отдают калым. А если всё складывается благополучно, утром мать невесты говорит жениху: «Заставь заплести волосы». Жених подставляет голову, и невеста, густо смазав его волосы жиром, заплетает их в две косички около ушей, вплетает бусы или медные подвески. Жених надевает сшитую невестой нарядную одежду и уезжает домой и уже через три дня вместе с матерью и отцом приезжает за невестой. Родственники невесты убивают оленя, мясом которого угощают гостей, после чего поезд с невестой, ее родителями и гостями уезжает на ее новое место жительство. В новый чум девушку вводит отец жениха, бросает кусочек жира в огонь и просит духа хозяина огня оделить молодых счастьем. На другой день родителей невесты одаривают подарками, и те уезжают со спокойной душой к себе в стойбище.

Основное население из коренных народов Таймыра составляют долганы. Это самая молодая коренная народность, проживающая на Таймыре. Среди прочих обыденных обрядов, таких как, обряд при рождении ребенка и обряд при захоронении умершего, самым торжественным и красивым у долган является обряд свадьбы.

Свадьбе предшествует сватовство. Иногда оно проводится до совершеннолетия будущих супругов. Очень часто отец, желая женить своего сына и услышав, что в соседнем стойбище есть в какой-то семье дочь, отправляется вместе с сыном в гости. Под разными предлогами отец с сыном остаются ночевать в этой семье и, если сыну нравится девушка, то они уезжают домой искать сватов. Через непродолжительное время уже втроем, вместе со сватом, они отправляются в семью вести переговоры. Но если отец невесты не хочет отдавать дочь, он молчит, личное же несогласие невесты во внимание не принимается. В случае согласия сват выходит из жилища и радостно сообщает об этом окружающим. После этого отец жениха преподносит отцу невесты подарок, назначается день свадьбы. Убивают оленей, готовят угощения и в течение трех дней продолжаются различные игры, устраиваются спортивные состязания. После напутствия отца невесты и коллективной молитвы жених берет невесту за правую руку и ведет к нартам. Обычно невесту сопровождают мать и пожилая родственница, при этом девушке ни в коем случае не разрешается оборачиваться назад.

Великолепный исследователь-северовед начала ХХ века Лев Яковлевич Штернберг в заповедях этнографа писал: «Кто знает один народ - не знает ни одного, кто знает одну религию, одну культуру - не знает ни одной». Не замыкайте себя в узких рамках своей собственной культуры, сколь бы великой она ни казалась, и вам откроется уникальный мир других народов и культур!