Краткая биография антонио сальери. Антонио Сальери: Подлинная жизнь «убийцы Моцарта

Сальери... большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, от природы получил утонченное чувство, ясный разум, драматический талант и исключительную плодовитость.
П. Бомарше

Итальянский композитор, педагог и дирижер А. Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв. Как художник он разделил судьбу тех прославленных в свое время мастеров, чье творчество с наступлением новой эпохи отодвинулось в тень истории. Исследователи отмечают, что известность Сальери тогда превосходила славу В. А. Моцарта, и в жанре оперы-seria он сумел достичь такого качественного уровня, который ставит его лучшие произведения выше большей части современных ему опер.

Игре на скрипке Сальери учился у своего брата Франческо, на клавесине у соборного органиста Дж. Симони. С 1765 г. пел в хоре собора Св. Марка в Венеции, изучал гармонию и овладевал вокальным искусством под руководством Ф. Пачини.

С 1766 г. и до конца своих дней творческая деятельность Сальери была связана с Веной. Начав службу с должности клавесиниста-концертмейстера придворного оперного театра, Сальери за достаточно короткий срок сделал головокружительную карьеру. В 1774 г. он, автор уже 10 опер, стал императорским камерным композитором и дирижером итальянской оперной труппы в Вене.

«Музыкальный фаворит» Иосифа II Сальери на протяжении длительного времени находился в центре музыкальной жизни австрийской столицы. Он не только осуществлял постановки и дирижировал спектаклями, но и управлял придворной певческой капеллой. В его обязанности входило наблюдение за музыкальным обучением в казенных учебных заведениях Вены. Многие годы Сальери руководил Обществом музыкантов и пенсионным фондом для вдов и сирот венских музыкантов. С 1813 г. композитор возглавлял также хоровое училище венского Общества друзей музыки и был первым директором Венской консерватории, основанной этим обществом в 1817 г.

С именем Сальери связана большая глава в истории оперного театра Австрии, немало сделал он для музыкально-театрального искусства Италии, внес вклад и в музыкальную жизнь Парижа. Уже с первой оперой «Образованные женщины» (1770) к молодому композитору пришла слава. Одна за другой последовали «Армида» (1771), «Венецианская ярмарка» (1772), «Похищенная бадья» (1772), «Трактирщица» (1773) и др. Крупнейшие итальянские театры заказывали оперы своему прославленному соотечественнику. Для Мюнхена Сальери написал «Семирамиду» (1782). «Школа ревнивых» (1778) после венецианской премьеры обошла оперные театры практически всех столиц Европы, в том числе ставилась в Москве и в Петербурге. Оперы Сальери были восторженно приняты в Париже. Успех премьеры «Тарара» (либр. П. Бомарше) превзошел все ожидания. Бомарше писал в посвящении текста оперы композитору: «Если наш труд будет иметь успех, я буду обязан почти исключительно Вам. И хотя Ваша скромность заставляет Вас всюду говорить, что Вы только мой композитор, я горжусь тем, что я Ваш поэт, Ваш слуга и Ваш друг». Единомышленниками Бомарше в оценке творчества Сальери были К. В. Глюк. В. Богуславский, К. Кройцер, Г. Берлиоз, Дж. Россини, Ф. Шуберт и др.

В период острой идеологической борьбы между передовыми деятелями искусства эпохи Просвещения и апологетами рутинной итальянской оперы Сальери уверенно встал на сторону новаторских завоеваний Глюка. Уже в зрелые годы Сальери совершенствовался у него в композиции, и Глюк выделял итальянского маэстро среди своих последователей. Наиболее ярко влияние великого реформатора оперы на творчество Сальери проявилось в большой мифологической опере «Данаиды», упрочившей европейскую славу композитора.

Композитор с европейской известностью, Сальери пользовался большим авторитетом и как педагог. Он обучил свыше 60 музыкантов. Из композиторов его школу прошли Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Гуммель, Ф. К. В. Моцарт (сын В. А. Моцарта), И. Мошелес, Ф. Лист и другие мастера. Уроки пения у Сальери брали певицы К. Кавальери, А. Мильдер-Хауптман, Ф. Франкетти, М. А. и Т. Гасман.

Еще одна грань дарования Сальери связана с его дирижерской деятельностью. Под руководством композитора было исполнено огромное число оперных, хоровых и оркестровых сочинений старых мастеров и композиторов-современников. Имя Сальери связано с легендой об отравлении Моцарта. Однако исторически этот факт не находит подтверждения. Мнения же о Сальери как о человеке разноречивы. Среди прочих современники и историки отмечали большой дипломатический дар композитора, называя его «Талейраном в музыке». Однако помимо этого Сальери также были свойственны благожелательность и всегдашняя готовность к благодеянию. В середине XX в. интерес к оперному творчеству композитора начал возрождаться. На различных оперных сценах Европы и США возобновлены некоторые из его опер.

Сальери Антонио (1750-1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог.

Родился 18 августа 1750 г. в Леньяно. В 1772 г. опера «Венецианская ярмарка» принесла Сальери огромный успех. В 1774 г. композитор занял должность руководителя оперного театра и придворной капеллы в Вене.

В 1778 г. была поставлена ещё одна опера Сальери -«Школа ревнивых», которая также имела успех. В том же году Сальери стал учеником великого К. В. Глюка, который даже поручил ему написать вместо себя оперу «Данаиды» (1784 г.) для Парижской академии.

Всего Сальери создал свыше 40 опер, среди которых «Тарар» на либретто П. Бомарше, поставленный в Париже в 1787 г. Слава Сальери как композитора росла и распространилась по всей Европе. Людовик XVIII наградил его орденом Почётного легиона. Помимо опер им написано пять месс, реквием, симфония, концерт для органа и два концерта для фортепиано, а также оратории, кантаты и мотеты.

Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене.

К сожалению, о вкладе Сальери на долгое время незаслуженно забыли из-за легенды об отравлении им В. А. Моцарта, использованной А. С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях». Никаких доказательств подобного преступления не существует.

Происходил из богатой семьи торговцев, обучался дома игре на скрипке и арфе. Затем изучал композицию в Падуе и Венеции. По приглашению Флориана Леопольда Гассмана в 1766 приехал в Вену и благодаря урокам Гассмана, введшего его в музыкальный круг и познакомившего с либреттистом Пьетро Метастазио, композитором Глюком и другими, был принят на императорскую службу, в 1774 г. после смерти Гассмана получил должность придворного композитора, а в 1788 г. также и капельмейстера императорского оркестра.

Музыкальное наследие

Сальери написал более 40 опер, из которых до сегодняшнего дня пользуются известностью «Данаиды» (фр. Les Danaïdes; 1784), «Тарар» (фр. Tarare; 1787, либретто Бомарше) и «Фальстаф» (фр. Falstaff; 1799). Специально для открытия театра «Ла Скала» им была написана опера «Признанная Европа» (итал. L"Europa riconosciuta; 1786), на премьере которой пела Франческа Лебрен и которая по сей день идёт на этой сцене. Ранние оперы Сальери выдержаны в классической итальянской традиции, однако с 1780-х годов Сальери эволюционирует в сторону Глюка, благодаря чему его оперы пользуются большим успехом в завоёванном Глюком Париже. Сальери также принадлежит много оркестровой, камерной, духовной музыки, в том числе «Реквием», написанный в 1804 года, но впервые исполненный на его похоронах.

Педагогическая деятельность

Сальери был выдающимся музыкальным педагогом. Его учениками были Бетховен, Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и другие видные композиторы начала XIX века. Отношения Сальери со своими учениками были очень теплыми и эмоциональными (считается, что отъезд Листа из Вены стал поводом для неудачной попытки самоубийства Сальери в 1824 году).

Сальери и Моцарт

Давняя легенда соединяет имя Сальери с именем Моцарта, называя Сальери его предполагаемым убийцей; имя Сальери во многом стало нарицательным для обозначения зависти неталантливого человека к талантливому. Эта репутация Сальери в значительной степени основана на его образе в художественных произведениях: драме Пушкина «Моцарт и Сальери» (1831), поставленной по ней опере Римского-Корсакова (1898), пьесе Питера Шеффера «Амадей» (1979) и основанному на ней одноимённому фильму Милоша Формана (1984).

Взаимоотношения Моцарта и Сальери были неровными, и известно несколько резких высказываний о Сальери, принадлежащих самому Моцарту и его отцу. Однако высказывания эти, по большей части, относятся к началу 1780-х гг. и не отличаются от обычных отзывов темпераментного Моцарта о музыкантах-конкурентах. В то же время в последнем письме Моцарта жене (14 октября 1791 г.) Моцарт уделяет большое внимание посещению Сальери представления моцартовской «Волшебной флейты», описывая восторженную реакцию Сальери как нечто весьма важное для себя. Известно, что во второй половине 1780-х гг. Сальери дирижировал несколькими произведениями Моцарта, а после своего назначения капельмейстером придворной оперы в 1788 г. прежде всего вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро». Существовало даже музыкальное сочинение, написанное Моцартом и Сальери совместно: песня для голоса и фортепьяно «На выздоровление Офелии» (итал. Per la ricuperata salute di Ophelia, 1785) по случаю возвращения на сцену певицы Анны Сторас. В целом нет оснований полагать, что между Моцартом и Сальери существовала какая-либо особая вражда.

Происхождение легенды о Моцарте и Сальери имеет, по-видимому, национально-политический подтекст: на рубеже XVIII-XIX вв. музыкальным критикам и первым биографам Моцарта было важно подчеркнуть верность музыки Моцарта своей, австро-немецкой традиции, противопоставив её итальянскому влиянию. Олицетворять итальянский уклон в венской музыке был избран Сальери как наиболее авторитетный композитор итальянского происхождения - что вряд ли можно считать правомерным: Сальери жил в Вене с 16-летнего возраста и в музыкальном отношении был гораздо ближе к немцам, чем к итальянцам.

В Милане в 1997 года состоялся судебный процесс, где решено было наконец покончить в неясностью. «В майские дни 1997 года в Милане, в главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. (…) Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. … Через двести лет

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери

Часть 2: Ученики Сальери. Закат Мастера. Моцарт и романтизация гения.
| | | | | | | |

3. К счастью, помимо сочинения опер, Сальери имел много других занятий, заполнивших остаток его жизни. Он обучал композиции и пению многочисленных учеников, играл огромную роль в организации венской музыкальной жизни и сочинял церковную музыку. Уже в начале 1800-х годов у него стали проявляться признаки депрессии, резко усилившиеся к старости. В 1804 году он сочинил Requiem, имея в виду самого себя. Видимо, Сальери всерьёз считал, что скоро умрёт.

Музыкальным преподаванием Сальери занялся ещё в годы своего ученичества, и тогда это было одним из главных источников его существования. Впоследствии Сальери давал свои уроки бесплатно (исключение составляли ученики из богатых семей). Деятельность эта продолжалась около 50-ти лет. Вне всякого сомнения, Сальери был одним из лучших музыкальных педагогов Вены в области пения, композиции и теории музыки. Среди его многочисленных учеников — Бетховен, Гуммель, Мошелес, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист, Франц Ксавер Моцарт (младший сын Вольфганга Амадея Моцарта (Mozart Franz Xaver Wolfgang, 1791-1844)). Ученики тепло отзывались о Мастере. Имеется интересная статья, показывающая «крупным планом» педагогические методы Сальери на примере его занятий с Шубертом (Maurice J.E. Brown, Schubert and Salieri. — The Monthly Musical Review, London, Nov. -Dec., 1958). Сальери заметил выдающийся талант Шуберта, когда тот ещё мальчиком пел в Придворной Капелле, и стал давать ему (разумеется, бесплатные!) уроки у себя дома. В июне 1812 года, 15-летний Шуберт (Schubert, Franz, 1797-1828) начал изучать с Сальери контрапункт. Сохранилось большое количество ученических композиций Шуберта с замечаниями и поправками Сальери. С какой тщательностью относился композитор, занимавший самую высокую позицию в Вене, к урокам, которые он давал безвестному тогда мальчику! Шуберт всегда считал себя учеником итальянского мастера. Характерно, что Шуберт посвятил учителю 5 песен на стихи Гёте, оп. 5. И это несмотря на то, что Сальери не одобрял тяготения своих учеников к немецкой песне. Бетховен (Beethoven, Ludwig van, 1770-1827) рассматривал Сальери как одного из своих учителей. Ученик Сальери, известный пианист и композитор Мошелес (Moscheles, Ignaz, 1794-1870) уже в 1858 году вспоминал:

«Мне не приходилось встречать Шуберта у Сальери, не припоминаю такого, но я хорошо помню то интересное обстоятельство, что однажды видел в доме Сальери лист бумаги, на котором огромными бетховенскими буквами было написано „Ученик Бетховен был здесь!“» (Thayer, Life of Beethoven. — Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 1970, стр.399).


Одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина была задумана как «Зависть», а позже была названа «Моцарт и Сальери» . По сюжету, Сальери завидовал успеху и таланту Моцарта и поэтому его отравил. Именно это произведение породило легенду, которая является наибольшим заблуждением относительно двух композиторов: на самом деле у Моцарта было гораздо больше поводов завидовать Сальери, и последний не участвовал в отравлении гения!



Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.



В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.



Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.



В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.



В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.



Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.



На данный момент существует около ста версий причин ранней гибели Моцарта, среди которых лидируют различные заболевания. Чаще всего называют ревматическую лихорадку и почечную недостаточность. Смерть Моцарта была мучительной – сильный жар, боль в суставах, отеки, сыпь. Врачи были бессильны, его лечили кровопусканием и вылили больше двух литров крови. 5 декабря 1791 г. великий композитор скончался. Ему было всего 35.