Легенды собора парижской богоматери. Собор, построенный дьяволом в обмен на души архитектора, его жены и детей Собор легенда

Представляет собой готическое здание, находящееся в английском городе Йорке. Является одним из крупнейших средневековых храмов на севере Европы. Здесь расположена кафедра главы церковной провинции города.

Собор расположен на том самом месте, где крестили короля Нортумбрии Эдвина. Возведение храма было начато в 1220 году и длилось в течение 250 лет. В 1472 году храм был освящён.

Общая длина собора около 160 метров, высота составляет порядка 60 метров. Неф Йоркского собора является самым широким готическим нефом в Англии.

Наиболее древними частями собора являются южный и северный трансепт. В северном находятся знаменитые окна , а южный трансепт украшает огромное круглое окно с фигурным переплетом в виде распустившегося цветка или звезды. На его витражах изображен союз королевских домов Ланкастера и Йорка. Огромное Восточное окно, созданное в начале XV века, является самым крупным средневековым витражом в мире.

В центре собора расположен большой и красивый орган, который был воздвигнут в ХV веке. Рядом с ним находятся статуи пятнадцати королей Англии , от Вильяма I и до Генриха VI.

В соборе расположены Астрономические часы, которые были установлены в 1955 году в память о погибших во время Второй мировой войны английских лётчиках. Часы показывают не только время, но и расположение солнца и некоторых звёзд.

В здании храма находится скульптура Йоркского Епископа Мэттью Хаттона, жившего в 1529–1606 гг.

Под зданием собора находятся крипты, которые остались от стоявших на этом месте древних саксонских строений. Также здесь возможно увидеть фундамент старого англосаксонского храма, на месте которого стоит современный собор. Скульптуры в крипте были созданы примерно в 1100 году. Вначале они были размещены снаружи на западных башнях собора, затем из-за их плохого состояния были перемещены внутрь.

Рядом с собором расположена скульптура императора Константина Великого . В момент провозглашения Константина императором его полк находился на территории города. А на месте, где произошло это историческое событие, позже был возведён Йоркский собор. В честь этого события много веков спустя был установлен памятник.

23 января 1786 года в предместье Парижа родился Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Он окончил Школу архитектуры, отслужил в наполеоновской гвардии и даже участвовал в сражениях. В апреле 1814 года, после вступления русских войск в Париж, молодой архитектор совершил поступок, который навсегда изменил его жизнь. Он подарил российскому самодержцу Александру I альбом с тщательно проработанными проектами, которые хотел и мог воплотить в жизнь. Монферран получил официальное приглашение государя и в 1816 году приехал в Санкт-Петербург. Монферран подарил городу на Неве несколько великолепных зданий, но имя его традиционно связывают в первую очередь с Исаакиевским собором.

Фольклор северной столицы богат, если не сказать - неисчерпаем. Иной раз трудно понять, где - правда, а где - выдумка: так тесно сплетены исторические факты и фантазии горожан. Исаакиевский собор является средоточием в большей степени мрачных легенд. Может быть, потому, что современникам сооружение не нравилось своей излишней помпезностью и доминированием над прочими архитектурными формами. Не все и сегодня считают храм достойным символом Петербурга.

О том, какие тайны хранит легендарное сооружение, рассказывает "РГ".

Как разозлили языческое божество

Искусствоведы называют колонны главного алтаря Исаакиевского собора апогеем малахитовой эпохи. Они поражают величием и красотой: их высота - 9,5 метра, диаметр - метр, 14632 килограмма первоклассного малахита пошло на их изготовление.

Монферран освоил этот камень в 1830-е годы, когда создавал малахитовый зал в особняке Демидовых на Большой Морской. В 1843 году он заказал Нижнетагильскому демидовскому заводу 1500 пудов малахита наивысшего качества.

На тщательный отбор материала ушло несколько лет. Мастера изготовили 178 бронзовых досок, оклеенных малахитом, из которых потом должны были монтироваться колонны. Малахит распиливали на плитки толщиной всего 2,54 миллиметра. Затем их подбирали по жилам и оттенкам.

Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.

Уральская легенда объясняет случившееся несколько иначе: хозяйка Медной горы - языческое божество - была оскорблена тем, что ее камень пошел на строительство православного собора, и сокрыла все запасы малахита в недосягаемые недра.

Отчего умер архитектор

Храм строился невероятно долго, как ни один другой собор Санкт-Петербурга. Даже несмотря на объективные причины, такие как масштабы работ и тот факт, что в это время в Петербурге строили также железную дорогу до Москвы и мост через Неву, 40 лет - это очень долго. Современники шутили, что увидеть построенный Исаакиевский не удастся даже их внукам.

Существует любопытное объяснение такому долгострою. Собиратели городского фольклора рассказывают, что в то время ходили слухи о существовании какого-то провидца, который якобы предсказал Монферрану, что тот умрет сразу после того, как достроит Исаакиевский собор.

Насколько предсказание было точным, судить сложно, но архитектор действительно скончался почти сразу после того, как храм был освящен. Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя - Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение "военных" усов. То ли самодержцу не по нраву пришелся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них - и сам Монферран.

Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние и "пораженный неприязненным к нему отношением императора, почувствовал себя дурно" и через 27 дней умер.

Кстати, Монферран завещал похоронить его в Исаакиевском, но его желание не было исполнено: гроб с телом архитектора пронесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.

Падение дома Романовых

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За пятьдесят лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией.

Считалось, что пока стоят леса - правит и династия Романовых. Легенда, надо сказать небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и абы какие материалы для его восстановления не годились), а средства выделяла царская казна.

Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Кстати, есть мнение, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора - лица членов императорской семьи.

Храм на продажу

В 1930-е годы прошел слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало.

Судя по тому, что Исаакиевский собор и поныне стоит на своем месте сделка сорвалась. Вообще же поводы для появления этой легенды были. Как известно, в 1932-1933 годах на фоне индустриализации и коллективизации страну охватил страшный голод, унесший по разным оценкам от 2 до 8 миллионов человек. Пока крестьяне умирали от голода, экспорт хлеба увеличивался. По слухам за границу продавались и музейные ценности - картины, иконы, антиквариат. Это все плюс нелюбовь советских граждан к Западу и породили слухи о продаже собора. Мол, таким образом американцы хотят воспользоваться тяжелым положением Советского Союза.

Эхо блокады

Исаакиевский собор чудом уцелел при бомбежках Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, хотя оно и видно из любой точки города. Это позволило спасти множество произведений искусства, укрытых в подвалах собора накануне наступления фашистской армии.

Предсказал такое развитие событий якобы отставной артиллерийский офицер. Когда угроза оккупации Ленинграда стала реальной, возникла необходимость срочно эвакуировать художественные ценности из дворцов Павловска, Пушкина, Петродворца, Гатчины и Ломоносова. Да, что-то успели вывезти вглубь страны, но многое осталось, нужно было куда-то спрятать скульптуры, мебель, книги, фарфор из музейных запасников. Этот вопрос решался на экстренном совещании в исполкоме Ленгорсовета. Присутствовавший здесь пожилой военный предложил в качестве хранилища использовать Исаакиевский собор: он предположил, что немцы, начав обстрел Ленинграда, воспользуются куполом собора как ориентиром и постараются сохранить эту наиболее высокую точку города для пристрелки. С предложением бывшего артиллериста согласились, и он оказался прав.

Кстати, на ступенях и колоннах западного портика Исаакиевского собора все-таки остались следы от осколков снарядов. Несколько таких отметин, к слову, специально сохранили на зданиях и скульптурах Петербурга как дань памяти блокаде.

Это здание видно почти из любой точки города и из многих других мест: величественный Кельнский Собор словно парит над городскими крышами и трубами. Конечно, благодаря его высоте, собор служит прекрасным ориентиром для жителей и гостей города. Но это больше, чем просто условная точка, это гордость жителей Кельна. С момента своего завершения, а было это еще в 1880 году, гигантский Кельнский Собор доминирует над панорамой города своими устремляющимися ввысь башнями. Высота Северной Башни – 157.38 м, а Южная башня на 7 см выше.

Стоит заметить, что, несмотря на свою высоту, Кельнский собор является вторым по высоте строением города, после телекоммуникационной башни. Занимаемая площадь не менее впечатляет: длина собора 145 м, а ширина – 86 метров. Для сравнения, футбольное поле – это «всего лишь» 100 на 70 метров. Общая занимаемая площадь составляет почти 8000 квадратных метров, здесь могут одновременно разместиться более 20 000 человек.

Согласитесь, в облике Кельнского собора просматривается что-то неземное и мистическое. Не зря его называют Собором дьявола. Про историю создания Кельнского собора есть страшная легенда. Прочитайте ее, и решите для себя, насколько эта жуткая история правдива.

Кельнский собор: история создания

Первый камень в фундамент готического собора был заложен 15 августа 1248 года, на празднование Успения Пресвятой Богородицы. Видимо, старый собор был не достаточно респектабелен для того, чтобы в нем хранились мощи трех почтенных волхвов, которые архиепископ Райнальд фон Доссель вывез в качестве трофея из покоренного им города Милана в 1164 году. Эти страшные реликвии стали причиной массового паломничества в собор верующих со всей Европы. Поэтому и возникла необходимость построить новую, большую церковь, чтобы вместить всех прибывающих паломников.

Кельнский собор: мистическая легенда

В настоящее время Кельнский собор – это третье по величине религиозное строение, выполненное в готическом стиле. Как было уже написано выше, началось великое строительство в День Пресвятой Богородицы в 1248 году, а завершилось только в 1880-ом. На свете не так много найдется завершенных строений, на создание которых ушло более шести веков. Почему строительство растянулось на такой огромный промежуток времени? Причин приводится много: нехватка денежных средств, смена архитекторов. Но перейдем к страшной легенде, согласно которой в истории строительства замешан сам дьявол.

Начнем с самого начала. Когда было принято архиепископом решение о возведении огромной церкви, возглавить строительство было поручено мастеру Герхарду фон Риле. Духовенство выделило архитектору год для предоставления плана строительства. Архитектор был обрадован колоссальному по размерам заказу.

Он сразу преступил к работе, но дело на лад не пошло. Всегда, когда мастеру казалось, что план выполнен без изъяна, обнаруживалась какая-либо погрешность. Мастер исправлял ошибку и вновь создавал «идеальный» проект. Но история повторялась снова и снова.

Поняв, что переоценил свое мастерство, архитектор решил признать, что подобное строительство ему не по силам.

И вот, находясь уже на грани отчаяния, он, гуляя по берегу Рейна, увидел незнакомца в строительной одежде. Незнакомец что-то увлеченно рисовал на огромном камне. Когда архитектор подошел к мужчине поближе, он с удивлением обнаружил, что тот выводил на камне не что иное, как строительные чертежи запланированного им собора.

Герхард стал упрашивать незнакомца уступить ему проект за любую сумму. К удивлению архитектора, долго уговаривать не пришлось, и мужчина быстро согласился. Вот только цена была слишком высока и необычна. Взамен на чертежи дьявол (стоит ли говорить о том, что это был именно он) пожелал получить душу мастера.

Но даже на этом демон не остановился. Архитектору сатана предложил сделку, по которой он построит собор полностью вместо него в течение трех лет. Но за это он захотел взять не только душу мастера, но в придачу получить души его жены и ребенка. Договор заключался ровно на три года. Дьявол пообещал, что если он не успеет завершить строительство до того момента, когда петухи своим криком известят о начале первого дня четвертого года, то он уйдет ни с чем и не побеспокоит архитектора и его семью.

Герхард не стал долго раздумывать, посчитав, что три года – это невозможный срок для подобного строительства, и подписал приготовленные сатаной документы.

Стоит ли говорить, что жизнь архитектора превратилась в настоящую пытку. Он с ужасом наблюдал за быстрыми темпами возведения готического собора.

Жена, видя, что с мужем твориться неладное, стала приставать к нему с вопросами. Мастер набрался мужества и рассказал супруге обо всем.

Женщина, конечно, испугалась, но, вместе с тем, она стала лихорадочно искать выход. И, как ни странно, она его нашла.

Запомнив, что здание должно быть завершено до крика петухов, она стала подражать петушиному голосу. Изо дня в день у нее получалось все лучше и лучше копировать петушиный крик. Наконец, она научилась издавать петушиные звуки настолько хорошо, что на них отзывались соседские петухи.

В назначенный срок женщина задолго до рассвета спряталась около собора, который был практически завершен. Дьявол со своими слугами заканчивал строительство последней башни. И тут раздался крик петуха. На этот крик отозвалось множество петушиных голосов. И хотя час рассвета еще не настал, сатана понял, что его обманули. Но уговор был определен точно – до первых петухов. От беспомощности сатана начал крушить почти построенную церковь.

Несмотря на то, что собор был почти полностью завершен, окончание строительства затянулось на несколько веков. Возможно, потому, что строение было проклято самим дьяволом. Те, кто брались завершить собор, в скором времени погибали или просто отказывались от этого выгодного дела. Но, хотя и потребовалось на это огромное количество лет, Кельнский Собор был завершен.

Кельнский Собор продолжение истории

Итак, согласно легенде, Кельнский собор был почти построен, а Фон Риле почти удалось избежать страшной участи. Почему почти? Потому, что история на этом не закончилась. Одураченный дьявол жаждал мести. Демон придумал еще одну ловушку для архитектора.

И Герхард снова пошел на поводу у дьявола, заложив ему свою душу.

Теперь они поспорили на то, что сатана сможет провести воду в Кельн через вырытые под землей каналы. Причем, обязуется он это сделать быстрее, чем мастер успеет завершить строительство собора до конца. Архитектор, зная, что вода не пойдет до тех пор, пока в канале не будут сделаны отдушины, был уверен, что снова выиграет, и согласился.

О споре Герхард вновь поведал жене. И в этот раз он открылся перед женщиной напрасно. Теперь дьявол был начеку и быстро узнал о тайне, которую мастер открыл жене.

В тот момент, когда из-под земли стала бить фонтаном вода, бедный мужчина находился на крыше собора. Поняв, что дело совсем плохо, Герхард кинулся камнем вниз, чтобы сохранить свою душу. Но дьявол изловчился и, обернувшись огромным черным псом, прямо на лету подхватил несчастного мастера.

Как гласит легенда, душа мастера теперь обречена на вечные муки в преисподней.

Кельнский собор остался незавершенным. Говорят, что призрак несчастного ходит по залам своего творения.

Кельнский собор в наши дни

Легенда очень красивая и печальная. Что остается делать нам, потомкам? Думаю, прежде всего, посетить Германию и увидеть воочию мистическое великолепное творение. Оно стоит того, так как это настоящее чудо.

Из России в Германию попасть не сложно и не дорого. Есть перелеты, зачастую цена на них действительно радует, есть автобусные туры. Также до Германии можно добраться на поезде. Но правильнее всего – это отправиться в тур с одним из крупных операторов. Кроме всего прочего, это поможет избежать проблем с оформлением шенгенской визы. К выбору туристического агентства стоит подходить очень тщательно. Компания happytravel.ru уже не первый год организует туры по городам Германии , и делает это весьма профессионально. Кроме осмотра Кельнского Собора и немецких средневековых замков, гиды этой организации предлагают совершить увлекательную экскурсию на лучшие пивоварни Германии. Конечно же, с дегустацией настоящего немецкого, только что сваренного, пива.

Визитная карточка Белокаменной, храм, который стал самым ярким и запоминающимся украшением Московского Кремля, культовое, поистине народное сооружение, пережившее массу событий и войн — все это по праву можно сказать о соборе Василия Блаженного.

Аристарх Лентулов. Василий Блаженный. 1913

Этот собор является одним из самых знаменитых памятников древнерусского зодчества, уже в XVI веке он восхищал путешественников из Европы и гостей Москвы, а для россиян является символом национального характера и отечественной истории.

Официально сооружение носит совсем иное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, однако более известен под именем храма Василия Блаженного, которое было дано строению обычными москвичами сразу после возведения. Это православный собор, расположенный на Красной площади в Китай-городе, в Москве, его яркие купола можно увидеть не только на многочисленных открытках и фотографиях, но и в некоторых фильмах, действие которых происходит в российской столице, в частности «Елки-2», «Тариф Новогодний», «Фантом», а в киноленте «Жизнь после людей» показано, как выглядел бы Василий Блаженный через 125 лет после исчезновения человеческой цивилизации.

Храм Василия Блаженного на фоне Спасской башни Кремля

Именно Покровский собор в Москве стал образцом при возведении Храма Воскресения Христова (более известен как Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Этот собор был достроен в 1907 году в память об императоре Александре Втором и имеет много общего с московским.

Собор Спас на Крови, Санкт-Петербург

Немного истории

История собора насчитывает уже более 450 лет — решение о его возведении было принято Иваном Грозным в 1554 году. Первоначально, в 1552 на месте собора была возведена церковь в честь победы русских войск в долгой войне за покорение Астраханского и Казанского ханства. Этот храм был освящен в честь Святой Троицы, именно поэтому еще в XVII веке новый собор назывался Троицким.

Через два года Иван Грозный повелел возвести на месте небольшого храма более крупный собор, в честь Покрова Богородицы с приделами, каждый из которых прославлял бы победу над татарами. Среди горожан он именовался как Покрова на Рву, так как был построен рядом с довольно глубоким рвом, который проходил вдоль всей восточной стены Кремля.

Строительство собора велось с 1555 по 1561 годы, а в 1588 году к основному сооружению была пристроена церковь Василия Блаженного, для ее устройства в северо-восточной части храма были заложены высокие арочные проемы. Эта новая церковь в архитектурном отношении представляла собой самостоятельный храм со своим отдельным входом и крыльцом.

В конце XVI века были оформлены уникальные фигурные главы собора — первоначально использовалось золотое покрытие, сильно пострадавшее во время очередного московского пожара.

Гравюра XVI века, изображающая службу у храма Василия Блаженного

Уже во второй половине XVII века во внешний облик собора были внесены существенные изменения, так, окружавшая верхние церкви открытая галерея-гульбище была перекрыта сводом, а над широкими белокаменными лестницами возвели крыльца, главным украшение которых стали шатры.

Тогда же внутренняя и внешняя галереи, парапеты и площадки крылец были расписаны растительным, вернее, травным орнаментом. Все эти изменения были завершены только в 1683 году, информация об этом содержится в керамических изразцах, украсивших фасад храма.

Пожары, столь часто становившиеся настоящим бедствием в деревянной Москве, причиняли большой вред и собору Покрова Богородицы, потому уже с конца XVI века в нем регулярно проводились ремонтные работы. В 1737 году архитектор Иван Мичурин проводил работы по восстановлению храма после сильнейшего «Троицкого пожара», по велению Екатерины Второй в 1784-1786 годах под руководством Ивана Яковлева снова была осуществлена реконструкция интерьеров и фасадов собора. Затем в 1900-1912 года новую реставрацию храма провел архитектор Соловьев.

В 1918 году московский собор Покрова Богородицы стал одним из первых памятников культуры, которые были взяты под государственную охрану, в качестве памятника мирового и национального значения. Именно с этого момента прерывается история Василия Блаженного как православного храма — он постепенно становится одним из самых известных музеев столицы.

В 20-е годы собор находился в самом плачевном состоянии — текла крыша, были выбиты окна, многие ценные иконы оказались утеряны. В 1923 году было решено создать в храме историко-архитектурный музей, его первым заведующим стал Е.И. Силин, тогда же начал комплектоваться музейный фонд.

В 1928 году «Покровский собор» (уже в качестве обычного исторического и архитектурного памятника) стал одним из филиалов Государственного исторического музея. В следующем году были сняты колокола собора и полностью запрещены богослужения. Интересно, что реставрационные работы в храме ведутся с 20-х годов практически непрерывно — обновляется интерьер или фасад то одного, то другого предела, однако он всегда открыт для посетителей. Единственный раз, когда музей закрыли полностью — во время Великой Отечественной войны. В 1947 году, к празднованию 800-летия Москвы собор снова распахнул опять двери перед москвичами и гостями столицы.

Вид на собор с Красной площади

В 1991 году храм Василия Блаженного снова был возвращен Русской православной церкви и хотя он остается филиалом Государственного исторического музея, а также входит в Список объектов Всемирного наследия, составленный ЮНЕСКО, в нем, как и сотни лет назад, проводятся богослужения, а Музей и православная церковь совместно осуществляют управление комплексом.

Структура и состав собора Покрова Богородицы

Яркий, сразу притягивающий взгляд собор Василия Блаженного славится своими уникальными куполами, среди который невозможно отыскать не только одинаковые, но даже просто похожие. На самом деле куполов в храме одиннадцать, все они имеют свои названия:

  1. Центральный купол — Покрова Богородицы.
  2. Юго-западный — Варлаама Хутынского.
  3. Восточный — Святой Троицы.
  4. Северо-западный — Григория Армянского.
  5. Западный — Входа Господня в Иерусалим.
  6. Юго-восточный — Александра Свирского.
  7. Северо-восточный — Иоанна Милостивого (ранее носил название в честь Павла, Иоанна и Александра Константинопольских).
  8. Южный — Николая Чудотворца.
  9. Северный — Наталии и Адриана (ранее — Иустины и Киприана).
  10. Купол Василия Блаженного.
  11. Купол, венчающий колокольню храма.

Купола собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

Такое большое количество куполов связано с тем, что собор — это единый комплекс, объединяющий несколько церквей, престолы которых были в свое время освящены в честь праздников, пришедшихся на дни решающих боев с Казанским ханством:

  • церковь Александра Свирского — в день памяти этого святого русское войско разгромило конницу царевича Япанчи в битве на Арском поле;
  • церковь Святого Николая Чудотворца, в честь его иконы Великорецкой из Вятки;
  • церковь Троицы — построена на месте древнего храма, ранее весь собор называли Троицким;
  • церковь Григория Армянского, просветителя Армении, сделавшего много для становления православия в этой стране. В день памяти святого произошло важнейшее событие войны с Казанским ханством — взрыв Арской башни;
  • церковь Варлаама Хутынского — известна своей отдельно висящей иконой «Видение пономаря Тарасия», описавшего в конце XVI века бедствия, которые угрожали Новгороду;
  • церковь Входа Господня в Иерусалим — видимо, строительство этого предела связано с триумфальным возвращением войска во главе с Иваном Грозным в столицу после победы над частью бывшей Золотой Орды — Казанским ханством;
  • церковь мучеников Наталии и Адриана (первоначально была названа в честь святых Иустины и Киприана, переименована в 1786 году в честь небесных покровителей богатой вкладчицы, пожертвовавшей на реконструкцию собора значительную сумму) — в день памяти святых войска Ивана Грозного штурмом взяли столицу ханства — город Казань;
  • церковь святого Иоанна Милостивого (до XVIII века именовалась в честь святых Павла, Иоанна и Александра Константинопольских) — в день святых патриархов произошла знаковая битва между русскими войсками и конницей татар, пришедших на помощь Казанскому ханству.

Четыре осевые церкви отличаются большими размерами, остальные четыре, поменьше, располагаются между ними. Все восемь церквей Покровского собора на Красной площади увенчаны луковичными куполами и сгруппированы вокруг более высокой церкви Покрова Божией Матери. Эти девять церквей объединяют единое основание, обходная галерея, которая была застеклена только во второй половине XVII века, а также внутренние сводчатые переходы.

Отдельно пристроена церковь Василия Блаженного, освященная в честь московского святого (1469-1552 года), мощи которого располагались на месте постройки.

Отдельного упоминания заслуживают шатровая колокольня, которая была возведена на месте древней звонницы в 1680 году, а также подклет — основание собора, который не имеет подвальных помещений.

Колокольня собора Покрова Пресвятой Богородицы

Именно в подклете, где благодаря уникальной для того времени строительной технологии и использованию «дышащего» кирпича был создан особый микроклимат, хранится древняя икона святого Василия Блаженного конца XVI века, написанная специально для собора, также иконы «Богоматерь Знамение» и «Покров Пресвятой Богородицы» (обе — XVII века). Ранее прихожане даже не подозревали о существовании этого тайного помещения, где хранилась царская казна и имущество особо важных и богатых горожан, только во время реконструкции в 1930-х годах был найден тайный ход и сейчас подклет храма Василия Блаженного стал частью музейной экспозиции. Толщина стен подклета достигает 3 метров, основными строительными материалами являлись камень и тонкий кирпич, использовавшийся при отделке.

Высота собора — 65 метров, до конца XVI столетия, когда Борис Годунов завершил строительство колокольни кремлевской церкви Иоанна Лествичника, она поднялась до 81 метра, а в столице появился Иван Великий, храм оставался самым высоким зданием Москвы.

Подклет храма Василия Блаженного с иконой «Богоматерь Знамение»

Легенды собора

Первая легенда этого московского храма связана с принятием решения о его строительстве Иваном Грозным. Как известно, суровый царь отличался истовой религиозностью, так что казни и жестокие наказания чередовались у него с периодами раскаяния. Также Иван Четвертый отличался суеверностью, так что, когда в походной церкви, наскоро возведенной под Казанью, на очередной обеденной службе диакон возгласил строфы из Евангелия: «Да будет едино стадо и один пастырь», и в то же время большой кусок крепостной стены неприятельского города взлетел на воздух, благодаря чему русские войска смогли войти в Казань, царь решил возвести в Москве храм, чтобы отблагодарить небесных покровителей.

Есть и другая версия начала строительства, которая связана с самым известным московским юродивым — Василием Блаженным. Он начал собирать деньги на строительство собора задолго до начала возведения храма, приносил собранные гроши на Красную площадь и бросал через правое плечо — «пятачок к пятачку, грош к грошику», причем даже самые отъявленные воры не трогали эти монетки. Иван Грозный беседовал со старцем и даже посещал его лично с царицей во время болезни, именно почитаемый юродивый указал ему место для строительства. Кстати, с Василием Блаженным связано множество легенд московского храма — его мощи стали одной из главных реликвий собора, а на месте захоронения нередко случались исцеления. Однако сама церковь Василия Блаженного была возведена на месте погребения святого уже во времена царствования Федора Иоанновича, тогда же была сооружена и серебряная рака для его мощей.

Серебряная рака и сень над могилой Василия Блаженного

Также существует легенда, что Иван Грозный дал указ ослепить архитекторов — русских зодчих Барму и Постника, которые на его вопрос — «Сумеете ли построить еще что-то столь же прекрасное», дерзко ответили — «Да, и даже еще лучше». Историки же считают, что главным архитектором собора Покрова Богородицы был один человек — Иван Яковлевич Барма, имевший прозвище Постник, так как всегда придерживался строгого поста. И вовсе он не был ослеплен — после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

Еще одна легенда гласит, что строительством храма на Красной площади руководил некий итальянец, именно поэтому собор несколько похож на строения эпохи европейского Возрождения, однако подтверждения данная версия не нашла.

Интересно, что многие мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородица «иконой, запечатленной в камне». Его форма — восемь церквей, объединенных двумя квадратами в основании, не случайна — число 8 символизирует дату Воскресения Христа, кроме того, при желании можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, ставшую напоминанием о Вифлеемской звезде, взошедшей в день Рождения Христа.

Еще одна интересная деталь — при всем своем великолепном убранстве и красоте, храм Василия Блаженного вовсе невелик и уже в XVI не мог вместить всех верующих, приходивших на праздничные богослужения. Тогда на Лобное место ставился аналой, духовенство проводило службу, а сам собор становился настоящим алтарем огромного Храма, раскинувшегося под открытым небом.

Собор Покрова Богородицы на Красной площади

Много легенд связано со счастливой судьбой храма — он неоднократно оказывался под угрозой уничтожения и каждый раз бывал чудесным образом спасен. Так, во время войны 1812 года, когда Наполеон сумел занять Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Конечно, технологии того времени не позволяли воплотить в жизнь задумку Наполеона Бонапарта. Тогда французы просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо — начался проливной дождь, который потушил фитиль.

Еще раз храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен — идти на попятную вождь уже не стал.

Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что якобы Барановский, который был приглашен по этому вопросу в кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало. Правда, затем Барановский на немалый срок отправился в ГУЛАГ.

В свое время историк Иван Забелин сказал: «Собор Василия Блаженного — это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол и царь-пушка». Действительно, представить себе Красную площадь без ярких, всегда праздничных куполов и стен храма Покрова Пресвятой Богородицы просто невозможно, он легко узнаваем и не так давно являлся одним из самых популярных претендентов на звание новых семи чудес света.

Анна Седых, рмнт.ру

Это легендарное сооружение было свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Его стены видели как крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, как Филипп IV созвал Генеральные штаты в 1302 году, как короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и как венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а еще как в 1804 году Наполеон одел корону Императора.

Изначально на его месте располагался галло-римский языческий храм Юпитера, а затем, после крещения франков святым Дионисием, - первая христианская церковь в Париже - бализика Святого Стефана. Во время археологических раскопок на месте современного собора были обнаружены четыре более ранних храма, в том числе палеохристианская церковь IV века и романский кафедральный собор, камни которого были использованы для строительства фундамента современного собора.

По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа, а их в то время было около десяти тысяч. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.

Особенностью храма является отсутствие стен. Все пространство занимают столбы, соединенные арками, а в проемах арок - витражи. Два центральных нефа пересекаются, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков. Ее диаметр 9,6 метров. В центре ее Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрел венец у византийского императора. А 18 августа 1239 года король внес его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 годах при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца и других реликвий. Венец находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

В Соборе Парижской Богоматери имеется три входа-портала. Украшают эти входы скульптурные панно с эпизодами из Евангелия. В средние века Нотр-Дам де Пари, как и любой другой собор, был Библией для не умеющих читать (этаким "комиксом") – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. Над центральным входом скульптуры изображают сцену Страшного суда: в нижней части изображены скульптуры восставших из могил мертвецов, среди которых есть король, папа римский, воины и женщины, также изображены два ангела и Христос.

В ходе Великой французской революции собор, ставший символом королевской власти, сильно пострадал. Ярый революционер, неподкупный Робеспьер заявил, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах»… К тому времени уже взорвали аббатство Клюни. Но Нотр-Дамский собор спасло вовсе не переосмысление ценностей революционеров, а банальные технические проблемы. ...не хватило взрывчатки. В 1792 году храм Богоматери стал храмом разума с танцовщицей Фанни Обри в роли то ли воплощения революционного божества, то ли главной жрицы. По совместительству Нотр-Даму было суждено превратиться в продовольственный склад.

Но уже в 1794 году казнили самого Робеспьера, а в 1802 Собор Парижской Богоматери вернули в лоно церкви и заново освятили. Однако, прекрасный памятник средневековья все еще оставался в плачевном состоянии. Власти долго решали что же с ним делать - снести храм или полностью изменить его облик.

Бессмертное произведение Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» вышло в свет в 1831 году. Его появление пробудило интерес к зданию, которое стояло в ужасающем состоянии, к его истории и архитектурным составляющим. И уже через 10 лет начался этакий национальный подъем, направленный на реставрацию самого известного собора Франции.

Реставрацией занимается известный парижский архитектор Виолле-ле-Дюк. С его легкой руки восстанавливаются все уничтоженные скульптуры, витражи и детали, а также вместо разобранного шпиля появляется новый, высотой 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

На верхней площадке у подножия башен появились известные всем химеры, которые в готическом стиле символизировали человеческие пороки и силы зла. Также перед собором появилась площадь. Практически сразу жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма.

Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери "наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма". В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.

Другие легенды рассказывают о дьявольском участии в строительстве храма. Якобы кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой.

Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».