Лев николаевич толстой вопросы по биографии. «Человек, любящий детей»

1. В каких военных событиях принимал участие отец Л. Н. Толстого, Николай Ильич?

2. Какие стихи Пушкина знал Толстой в детстве, читал их наизусть?

3. В чем смысл игры в «муравейных братьев» и «зеленую палочку», которую предложил старший брат Толстого Николенька и которую особенно полюбил будущий писатель?

4. Какими писателями зачитывался молодой Толстой?

5. На каких факультетах Казанского университета учился Толстой?

6. В каких сражениях против Наполеона участвовал, по его словам, учитель Николеньки Иртеньева Карл Иваныч?

7. За какой урок Николенька получил единицу, что вместе с другими обстоятельствами привело к тяжелым для него последствиям?

8. Почему Савишна вернула семье Иртеньевых вольную?

9. В какой главе «Отрочества» показан духовный переворот Николеньки?

10. Когда впервые Толстой - от имени своего героя - выступил против насилия?

11. Какие военные рассказы Толстого вам известны?

12. На каком участке Севастопольской обороны особенно отличился Толстой, командуя батареей?

13. Какой порок молодой Толстой считает главным в человеке - порок, особенно характерный для людей его круга?

14. В каких европейских странах побывал Толстой в периоды первой и второй заграничных поездок?

15. Где произошел случай со странствующим музыкантом, который потряс молодого Толстого?

16. С какими видными литераторами своего времени познакомился Толстой в Петербурге после возвращения из Севастополя?

17. Назовите критиков, которые посвятили статьи и заметки произведениям раннего Толстого?

18. Кто был прототипом полковника в рассказе «После бала»?

19. Произошел ли случай, описанный в рассказе «После бала», с самим писателем?

20. За что Николай I получил прозвание «Палкин»? В каких из известных. вам произведениях Толстого присутствует тема телесного наказания?

21. С кем из детей в семье (братья Николай, Сергей, Дмитрий и сестра Мария) Лев Николаевич был духовно особенно близок?

1. Он участвовал в военных походах 1813- 1814 гг. против Наполеона.

2. «К морю» и «Наполеон».

3. Смысл игры в том, что тот, кто найдет «зеленую палочку», «зарытую у дороги, на краю оврага старого заказа», откроет тайну, как сделать всех людей счастливыми, чтобы люди любили друг друга и были как братья.

4. Теми, кто предлагал или самобытную нравственную философию Ж. Ж. Руссо, или особенную манеру письма, где главным был «интерес подробностей чувства», - Л. Стерн.

5. На философском (отделение восточных языков) и юридическом.

6. Карл Иваныч рассказывал, как был под Ульмом, Аустерлицем и Ваграмом - во всех сражениях, где Австрия и терпели поражение.

7. За урок из французской истории. Уже в эту пору у Толстого, очевидно, формировалось свое понимание истории. Его интересовали Не факты сами по себе - будущий писатель был убежден, что «каждый исторический факт необходимо объяснять человечески».

8. Наталья Савишна сочла разрешение получить свободу от крепостной зависимости оскорбительным для своих чувств - любви и преданности этой семье.

9. В главе «Новый взгляд», где Николенька услышал слова Катеньки: «Вы богаты - мы бедны ».

10. Толстой впервые поставил проблему насилия, решительно выступив против него, в «Отрочестве», показав «бунт» Николеньки против St.-Jerome"a.

11. «Набег», «Рубка леса», «Из кавказских

Воспоминаний. Разжалованный», севастопольские рассказы.

12. На четвертом бастионе.

13. Тщеславие.

14. Толстой побывал в Германии, Швейцарии, Англии, Франции, Италии.

15. В швейцарском городке Люцерн.

16. Толстой познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, А. Н. Островским, А. А. Фетом, Д. В. Григоровичем, А. В. Дружининым, Н. Т. Чернышевским, С. Т. и К. С. Аксаковыми и др.

17. С. С. Дудышкин, П. В. Анненков, А. В. Дружинин, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов.

18. Изображение полковника в рассказе, несомненно, носит обобщенный характер. Но было и конкретное лицо, которое запомнилось Толстому на всю жизнь: это воинский начальник в Казани Андрей Петрович Корейш.

19. Случай, положенный в основу рассказа «После бала», произошел не с самим Толстым, а с его братом, Сергеем Николаевичем.

20. Николай I получил такое прозвище за разрешение жестоких наказаний в армии, которые производились шпицрутенами. Темы телесных истязаний Толстой касается в «После бала», «Николае Палкине», «Посмертных записках старца Федора Кузмича», «За что?» и ряде других произведений.

21. Следует отметить двоих: Николая Николаевича и Марью Николаевну.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Вопросы и ответы по творчеству Толстого . И в закладках появилось готовое сочинение.

На нашем сайте вы можете пройти тест по биографии Толстого с ответами. Предлагаемое задание поможет вам лучше подготовиться к уроку литературы, проверить знания о писателе. Тест включает вопросы разного уровня сложности, поэтому будет полезен не только школьникам, но и выпускникам, которые планируют сдавать единый государственный экзамен.

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, представитель «золотого века» русской литературы. Его творчество оказало огромное влияние на современную мировую и русскую культуру, многие произведения были переведены на другие языки и экранизированы. В школе творчество Л. Н. Толстого начинают изучать с 3 класса.

Чтобы получить все плюсы от пользования нашим сайтом, рекомендуем выполнить ряд несложных правил:

  • Зарегистрироваться. Результаты зарегистрированных пользователей автоматически сохраняются, поэтому через время вы сможете перепройти тест и сравнить, улучшились ли ваши знания.
  • Прочесть биографию Толстого, по которой был составлен предлагаемый тест в соответствующем разделе нашего сайта.
  • Пройти тест онлайн. После ответа на каждый вопрос вам будет показан правильный ответ. В конце задания система вычислит вашу оценку.
  • Поделиться результатами с друзьями через любую из соцсетей, подтвердить размещение своей оценки на сайте на «доске почета».

Творчеством Льва Николаевича Толстого гордится Россия. Гордится тем, что великий писатель творил на благо народа.

Узнав в детстве произведения Л.Н.Толстого, мы через всю жизнь проносим благодарную память о выдающемся писателе, педагоге.

Викторина по творчеству Л.Н.Толстого для детей содержит 11 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какие книги для учеников народной школы написал Л.Н.Толстой?
«Азбука», «Новая азбука» +
«Абвгдейка», «Родная речь»
«Букварь», «Новый букварь»

2. Укажите правильный вариант. В «Новую Азбуку» Л.Н.Толстого вошли:
Повести, пьесы, присловия
Поговорки, сказки, былины, загадки +
Перевёртыши, небылицы, истории

3. Как называются басни Л.Н.Толстого, воспитывающие трудолюбие, честность, смелость, доброту? Выберите правильный ответ:
«Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун» +
«Три товарища», «Старик и внучок», «Врун»
«Пчела и стрекоза», «Мать и дети», «Товарищи»

4. Какой предмет ломали в басне «Отец и сыновья»?
Табуретку
Игрушку
Прутик +

5. Из какой басни строки — «А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают»?
«Три рыбки»
«Соловей и голубка»
«Два товарища» +

6. Какие сказки принадлежат перу Л.Н.Толстого?
«Три медведя», «Волга и Вазуза», «Мальчик с пальчик» +
«Счастливый рыбак», «Новые имена», «Надёжный товарищ»
«Рыбье счастье», «Самое чудесное», «Бумажный змей»

7. Лев Николаевич Толстой писал научно-познавательные рассказы. Какая из этих фраз из рассказа Л.Н.Толстого?
«Мороз приходит с зимою»
«Тепло – это ещё не значит, что пришла весна»
«Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй» +

8. Какие рассказы написал Л.Н.Толстой?
«Лев и кот», «Муравей и синица», «Мышь и крупа»
«Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» +
«Пёс и кот», «Два соловья», «Огонь и вода»

9. Кто автор слов: « Перечитывая учебные книги Л.Н.Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми возможностями родного языка…»?
Агния Барто
С.Маршак +
К.Чуковский

10. Как называется повесть Л.Н.Толстого, в которой главных героев зовут Жилин и Костылин?
«Кавказский пленник» +
«Кавказское солнце»
«Жизнь и быт горцев»

11. Как звали большую собаку в рассказе Л.Н.Толстого «Филипок»?
Гром
Смелый
Волчок +

Светлана Морозова

Цели : формировать интерес к чтению детской литературы ; познакомить учащихся с биографией и творчеством Л . Н. Толстого ; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности .

Оформление : портрет Л. Н. Толстого , выставка рисунков по творчеству писателя , карточки : пословицы, кроссворд; книги Л. Н. Толстого , высказывания о писателе и т. д.

Ход игры.

Ведущий. Есть такая пословица : «Кто больше читает, тот больше знает» Сегодня мы узнаем, кто из вас много читает и много знает.

Ребята, наш классный час посвящен книге, а если говорить точнее, то творчеству известного и любимого вами писателя Льва Николаевича Толстого . Мы проведем познавательную игру, в которой встретятся две команды (назвать игроков, а следить за игрой будет жюри в составе (представить членов жюри) .

Кто из вас не помнит того вечернего часа, когда вы остаетесь одни в темной комнате. Спать не хочется, и глаза, привыкая к темноте, начинают различать предметы : вот край стола, а дальше шкаф с огромным зеркалом, а в нем отражается кресло, где спит уложенная на ночь кукла. Мир в эти часы кажется особенно загадочным и огромным, полным тайн. И рождаются вопросы, один другого сложнее…

Отчего в темноте видно?

Куда девается вода из моря?

Над этими вопросами размышлял и Л. Н. Толстой . Предлагаю и вам порассуждать над этими вопросами.

Задание I тура.

Команда получает конверт, читает вопрос и через 1 минуту дает свой ответ на него.

Куда девается вода из моря?

Отчего в морозы трещат деревья?

А теперь давайте сравним ваши ответы с рассуждением Л. Н. Толстого

К первому туру.

1. Куда девается вода из моря?

Из родников , ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все ручьи текут в моря с тех пор, как мир сотворен . Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

2. Отчего в морозы трещат деревья?

Оттого, что в деревьях есть сырость, и сырость эта замерзает, как вода. Когда вода замерзает, она раздается; а когда ей нет места раздаться, она разрывает деревья.

Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку.

Отчего вода не сжимается, как железо, от холода, а раздается, когда замерзнет? Оттого, что когда вода замерзнет, ее частицы связываются между собой по-другому и промеж них больше пустых мест.

А если бы вода сжималась от мороза, как сжимается железо, то верхняя вода замерзла б на реке и тонула бы, потому что лед был бы тяжелее воды. Потом опять бы замерзла верхняя вода и тонула бы, и так замерзли бы озера и реки от дна до верху.

Ведущий. Лев Николаевич Толстой , как вы уже знаете, родился и жил в Ясной Поляне, менее чем в ста километрах от нашего села. Он призывал людей жить в согласии с природой, бережно относиться к ней, любить друг друга, никогда не ссориться .

Ребенком Левушка зарыл вместе с братьями в лесу зеленую палочку. Верил : кто найдет – будет счастлив, желания его исполнятся. Поискали – не нашли. С тех пор Толстой всегда думал о «зеленой палочке» , как о талисмане. Желаний у него было много и одно из них – открыть свободную народную школу в Ясной Поляне, что он и сделал. Дети и учитель работали весь день : занятия шли с 8 до 12 часов утра, а потом с 3 до 6 часов вечера. По утрам дети часто задерживали учителя до двух часов дня, чтобы послушать его сказки.

Задание II тура.

Сейчас вашему вниманию предлагается чтение отрывков из произведений Л. Н. Толстого . Вам необходимо назвать само произведение

Ко второму туру.

Отрывки из произведений :

«Лисица позвала журавля на обед и подала похлебку на тарелке, журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама все поела». («Лисица и журавль» )

«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику». («Три медведя» )

«Поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду» («Зайцы и лягушки» )

«Жил старик со старухой. У них не было детей . Старик поехал в поле жать, а старуха осталась дома блины печь» («Липунюшка» )

«Достал Сережа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад» («Птичка» )

«Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка» («Булька» )

«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда» («Косточка» )

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит головой вниз и не шевелится» («Девочка и грибы» )

«Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу» («Пожар» )

«Стало мышам плохо жить без кота» («Мыши и кот» )

«Собака шла по доске через речку, а в зубах несла мясо» («Собака и ее тень» )

«Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу» («Филипок» )

«Важная мышь ввела из щели свою гостью в горницу , и обе влезли на стол» («Полевая и городская мышь» )

«-Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый» («Страшный зверь» )

Ведущий. Когда Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей , ему только что исполнилось 32 года. Он был молод, энергичен, мастер придумывать разные игры, загадки.

Задание III тура.

У команд на столах кроссворд, разгадав который, вы узнаете об одном из любимых жанров литературы Л . Н. Толстого (см. в приложении) .

К третьему туру.

Вопросы к кроссворду :

1) Ниток много, а в клубок не смотаешь» (Паутина)

2) По морю идет, а до берега дойдет – пропадет. (Волна)

3) На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

4) Сидит баба на грядках, вся в заплатках; кто взглянет, тот заплачет. (Лук)

5) Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)

6) Без рук, без ног – под окном стучится, в дом просится. (Ветер)

7) Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила)

8) Идет лесом – не треснет, идет плесом – не плеснет. (Месяц)

9) Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)

Ведущий. Центральным словом в кроссворде является - … (пословица) .

Если мы заглянем в «Толковый словарь русского языка» , то узнаем, что «ПОСЛОВИЦА – это краткое изречение с назидательным

(т. е. поучительным) содержанием».

И действительно, в предложении из 3-5 слов заложен глубокий смысл.

Задание IV тура.

Сейчас у меня в руках несколько конвертов с пословицами, а точнее – со словами, из которых нужно составить пословицы.

К четвертому туру :

o Лето собирает, а зима съедает.

o Локоть близок, а не укусишь.

o Один в поле не воин.

o Шила в мешке не утаишь.

Ведущий. Лев Николаевич Толстой писал небольшие рассказы на темы пословиц.

Задание Y тура.

Я зачитаю некоторые из них, а вы выберите из предложенных на доске пословиц ту, которая подходит к рассказу.

К пятому туру.

Рассказы на тему пословиц :

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула, голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась под нее. Корова отошла и сказала (Сама не ест, и мне не дает.)

Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали (Ворон за море летал, да умней не стал.)

Девочка любила играть на улице , а как придет в дом – скучает.

Мать спрашивала :

Отчего ты скучаешь?

Дома скучно.

Мать сказала (Глупой птице свой дом не мил.)

Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело, один сказал :

Невод не хорош.

Другой сказал :

Нет, невод хорош, но ты слабо тянешь.

И стала у них ссора. Пока спорили, рыба вся ушла… (За спором дело стало)

Ведущий. Впоследствии и загадки, и пословицы, а также сказки, рассказы, которые Л. Н. Толстой рассказывал детям , вошли в книги :

«Азбука» , которая помогла детям научиться читать, лучше понять окружающий мир, радости и печали людей, красоту русского языка;

«Русские книги для чтения» , где были даны ответы на множество детских вопросов, которые возникали на уроках.

Сейчас книги Льва Николаевича печатаются миллионными тиражами. С некоторыми из книг вы уже знакомы. Книги не только привлекают нас своим содержанием, но и интересными иллюстрациями.

Задание VI тура.

Перед вами рисунки, выполненные к произведениям Л. Н. Толстого . Задача : определить, к каким именно рассказам, сказкам, былям они нарисованы.

К шестому туру рисунки формата А-3 (8 рисунков) .

Ведущий. Давайте представим себе Ясную Поляну, у ребят начинается урок…Ребята очень любознательные и им очень хочется правильно отвечать на вопросы своего Учителя.

Задание VII тура.

А теперь мы проведем небольшую викторину. Командам по очереди читается какое-то утверждение, они отвечают «да» или «нет» .

К седьмому туру.

Викторина «ДА / НЕТ»

1. Лев Толстой родился в девятнадцатом веке. (да)

2. Жил Толстой в городе Щекино . (нет)

3. Толстой создал «Азбуку» для детей . (да)

4. Умер Толстой в девятнадцатом веке. (нет)

5. Толстой похоронен в Ясной Поляне. (да)

6. В Ясной Поляне сейчас Музей-усадьба. (да)

7. Брата Филипка звали Кирюшка. (нет)

8. В были «Прыжок» речь идет о зайце. (нет)

9. Произведение «Лебеди» - это описание. (да)

10. Булька – кличка собаки. (да)

Ведущий. Вот и подходит к концу наша сегодняшняя игра , которая посвящалась

Л. Н. Толстому и его творчеству . С этим замечательным человеком мы встречаемся в раннем детстве, а постигаем и заново открываем его для себя всю последующую жизнь.

Пришло время предоставить слово жюри.

(Поздравление победителей) .

Молодцы! Понравилась вам игра ? Ребята, больше читайте и помните, что день, прожитый без книги, - потерянный день!

Литература :

Сборники произведений Л. Н. Толстого .