Львовский оперный афиша. Львовский оперный театр (г.Львов): карта, фото, описание

В нашу бытность театром никого не удивишь. Почти в каждом большом городе он присутствует.
Но есть особенные театры, которые запоминаются на всю жизнь. Вот к ним и относится Львовский театр оперы и балета.
Носит он имя певицы Соломии Крушельницкой, которая начинала свое восхождение к славе именно на сцене Львовского Оперного, и вскоре стала известной всему миру.

Оперный театр придает Львову какую-то изысканность и одухотворённость. Каждый гость города (мы были не исключением) старается в обязательном порядке сфотографироваться на фоне театра, и считает за честь посмотреть спектакль или концерт, идущий в Львовской Опере. И не так важно, что это за представление, главное — окунуться в чарующую атмосферу театра.

Прекрасный балет, высокопрофессиональная оперная труппа и отличная акустика достойны самых высоких похвал и восхищения. А сам вид Львовского оперного театра поражает и удивляет своей красотой.

Позолота, зеркала, хрусталь и вишнёвый бархат создают ощущение праздника. Мне Львовский Оперный напомнил , правда, он по размерам значительно меньше. Может быть, поэтому и показался он мне уютнее и по восприятию ближе — нет в нём такой напыщенности, как в Венской Опере.

Создатели Львовского оперного театра

За красоту и величие здания, жители Львова особо благодарны двум творцам, вложившим в творение всё своё мастерство, душу, и последние годы своей жизни.
Первый творец — знаменитый польский архитектор Зигмунт Горголевский. По его проекту, и под его же руководством, в кратчайшие сроки (3 года и 4 месяца) был построен Львовский оперный театр. Для первых посетителей театр торжественно открыл двери уже 4 октября 1900 года.
Задумка построить Городской театр во Львове родилась в 1896 году. Объявили конкурс, в котором приняли участие ведущие архитекторы Европы. Среди них была и знакомая уже нам по Львовскому фирма «Г. Гельмер и Ф. Фельмер».

Но, независимое компетентное жюри в Лейпциге отдало предпочтение проекту Зигмунта Горголевского, занимавшему в те времена во Львове должность директора Львовской высшей художественной школы. Бывший выпускник Берлинской академии архитектуры З. Горголевский уже успел прославить себя в мире архитектуры знаменитыми проектами, за которые получил высшую награду в этой области – Почетный диплом.

За проект и строительство Львовского Городского театра он был награждён в 1901 году кавалерским крестом ордена Железной короны III степени. Проект архитектора предусматривал строительство театра над городской рекой Полтвой, которую должны были перекрыть сплошными бетонными сводами. По тем временам это был смелый проект.

Горголевский очень переживал за театр, ведь через год после открытия грунт под зданием стал проседать больше допустимого. На стенах появились трещины, воды непокорной реки просочились в подвал здания. Все думали, что здание рухнет. Но проседание в какой-то момент остановилось, театр выстоял. Теперь часто туристам рассказывают о необычной рыбе, которую якобы ловят в подвалах театра.

Печально, что жизнь выдающегося архитектора вскоре оборвалась. Его сердце остановилось через три года после открытия театра (в 1903 году). Правда, львовяне стали говорить, что Зигмунт Горголевский ушел из жизни по собственной воле, не выдержав напряжения от угрозы, которая нависла над театром. Подкреплением для такой версии стало скромное захоронение знаменитого человека (суицид никогда не приветствовался), очень много сделавшего и для города и для Европы…

Второй творец, которому жители города обязаны доброй памятью и будут вечно благодарны — художник Генрих Семирадский.

Он прославил себя как щедрейший художник, подаривший Городскому театру уникальный шедевр, достойный самых знаменитых театров – занавес «Парнас». Только Оперный театр Ла-Скала и Оперный в Кракове удостоились такого рода занавесей, исполненных тем же Семирадским. Известный художник Генрих Семирадский по национальности поляк, но родился в Украине, а жил и творил в Италии.

Когда ему поступил заказ от учредителей Львовского оперного театра на выполнение помпезного занавеса, он не отказал землякам, а принялся за работу. Четыре года ушло на создание шедевра для сцены. Картину необычной красоты нарисовал художник на занавеси, изобразив на ней сценических муз, ангелов и простых людей.

Когда пришло время забирать заказ, в учредителей театра не оказалось денег. В то время театр строили на меценатские пожертвования, и на дорогой занавес меценаты денег не дали.
С повинной головой заказчики явились перед художником и сообщили ему неприятную вещь, что денег нет и оплатить им заказ нечем. Добрый человек пожалел нерадивых учредителей и повёл их в мастерскую показать уже готовый занавес.
Увиденное произведение ошеломило заказчиков. Целый день они провели в мастерской, рассматривая занавес, и о чём-то тихонько споря. На следующий день, собираясь уезжать, они опять попросили художника показать им занавес, дабы разрешить свой спор.

Генрих Семирадский увидел, какими тоскливыми глазами смотрят на занавес горе гости, не выдержал, и подарил им безвозмездно своё творение. Он вдруг понял, что самое лучшее место для его шедевра, это театр для которого его заказали. А самыми благодарными ценителями его искусства будут те, которые стоят перед ним и не могут оторвать глаза от занавеса. Вот такая история. Художник через два года умер (1902г.), а память о его благородстве и таланте осталась во Львове на все последующие времена.

Львовскому оперному театру везло на добрых и щедрых людей. Повезло и с первым директором театра – паном Павликовским. Он так любил театр, что часто решал финансовые трудности заведения, расплачиваясь из своего кошелька. Даже продал свой дом в Медице, чтобы спасти театр от финансовых проблем.

А скульптура то «беременная»

Много разных легенд рассказывают местные жители и о скульптурах, которые украшают театр. Центральная скульптура, что возвышается над театром, называется «Слава». Она изображена в виде женщины, что держит золотую пальмовую ветку.

Львовские мужчины, как впрочем и другие, не равнодушны к женщинам. Их пристальное внимание привлек округлившийся животик скульптуры «Славы». Как-то в споре с друзьями профессор гинекологии сказал, что статую скульптор лепил из беременной женщины, и чтобы доказать свою правоту, разыскал скульптора. Тот дал адрес натурщицы. Профессор отправился с друзьями по этому адресу и увидел женщину с ребёнком. По дате рождения ребёнка он и определил, что натурщица была на четвёртом месяце беременности, когда позировала скульптору. Ох уж эти львовяне, и чего только не сочинят!

Его архитектурный ансамбль требовал особенного расположения, поэтому было решено строить его на центральном проспекте города, несмотря на то, что здесь протекала река Полтва. Река была взята в коллектор, а под фундамент впервые в Европе были использованы бетонные блоки.

Первый камень в фундамент Оперного театра был заложен в 1897 году. Проектом театра занимался, выдающийся на то время, архитектор в Европе – Зигмунт Горголевский. Строительство театра длится около трех лет, на средства городской казны и простых граждан тогдашнего Львова и его окраин. Стоимость строительства театра составляла 2,4 миллиона австрийских крон.

Над строительством и отделкой работали самые лучшие мастера Львова и всей Европы: П.Вийтович, Т.Баронч, А.Попель, Т.Попель, Е.Печ, Т.Рибковский, М.Герасимович, С.Дембицкий, З.Розвадовский, С.Рейхан.

Пышный фасад здания украшен богатым скульптурным декором: колоннами, нишами, балюстрадами. Над главным карнизом фасада вздымаются восемь муз, над ними - композиция „Радости и страдания жизни”. Фронтон завершается триадой бронзовых статуй Гения драмы, комедии, трагедии, и по центру – Славы, с золотой пальмовой ветвью в руках.

Интерьер театра тоже поражает своей красотой. При украшении была использованна позолота (пошло несколько килограммов золота), разноцветный мрамор, росписи и замечательная скульптура. На премьерах спектаклей можно увидеть замечательную сценическую занавесь „Парнас” (1900 год), работы известного живописца Генриха Семирадского. Это творение – аллегорическая трактовка смысла жизни человека в фигурах Парнаса. Большой Городской театр (так Львовский Оперный театр назывался до 1939 года) открывается 4 октября 1900 года.

На торжественном открытии собирается вся элита тогдашнего искусства и делегации из разных европейских театров. В этот день на сцене театра премьера лирико-драматической оперы „Янек” В.Желенского – о жизни карпатских верховинцев. Главную партию поет выдающийся украинский тенор – Александр Мишуга.

Львовскую оперную сцену осчастливили выступлениями всемирно известные исполнители: Александр Бондровський, Елена Рушковский-Збоинська, Ян Кепура, Янина Королевия-Вайдова, Джемма Белинчиони, Маттиа Баттистини, Ада Сари и др.

Яркую страницу в истории театра вписали певцы-украинские: О. Любич-Парахоняк, О. Руснак, Е. Гушалевич, А. Носалевич, А. Дидур, О. Мишуги, М. Менцинский., С. Крушельницкая и др., Искусство которой стало национальной гордостью народа и получило всемирное признание.

Легенды Оперного театра Львова

Во время недавнего социологического опроса большинство львовян безоговорочно отдали предпочтение львовской Опере как символу Львова. Оперный театр имени Соломии Крушельницкой в этом вопросе значительно опередил Волошскую церковь, Доминиканский собор и церковь Юра. А благодаря Национальному банку Украины каждый гражданин нашей страны в любом ее уголке может любоваться силуэтом этого знаменитого здания. Львовянам никогда не надоедает повторять, что нашей Опере нет равных в Украине и она является одной из красивейших в Европе и в мире.

Здание львовского Оперного театра завершили в 1900 году по проекту талантливого архитектора Зигмунта Горголевского. И первая легенда Оперы возникла сразу же после смерти зодчего.

Рассказывали, что Горголевский через год после завершения строительства покончил с собой из-за того, что подземные воды Полтвы, которые протекали под самым театром, подтопили здание и оно потрескалось. В действительности же при строительстве театра для Полтвы проложили обводной канал, а Горголевский умер по другой причине. Однако львовяне не забывают, что все же под мостовой проспекта Свободы текут воды неспокойной реки, и даже при советской власти запрещали во время праздничных парадов возле Оперного движение тяжелой военной техники.

Первым директором Оперного театра был Павликовский, который так сильно влюбился в оперу, что часто доплачивал к театральной кассе собственные деньги. Поскольку пышные постановки и приглашение иностранных знаменитостей требовали огромных затрат, директору-любителю пришлось продать свое имение в Медици, чтобы спасти от финансовых трудностей любимое детище. Сам директор считал для себя большим счастьем изредка появляться на сцене театра статистом во второстепенных ролях.

Львовская Опера имеет свои романтические трагедии. В начале прошлого века из-за несчастной любви к одной певице театра покончил с собой известный львовский окулист Бужинский. А в 1912 году из-за ужасной ревности застрелил свою замужнюю пассию, актрису Янину Огинскую-Шендерович известный львовский ловелас, юрист и банкир Станислав Левицкий.

Действительно невероятно интересная легенда связана с великолепной завесой «Парнас» львовской Оперы, которая исправно служит театру уже более ста лет. Когда строительство театра шло к завершению, учредители Оперы решили, что завеса в ней должна быть такой же помпезной и торжественной, как и само здание. И послали знатоков-специалистов в театры Европы, чтобы те подобрали занавес, который бы лучше подходил во Львов. Больше посланцам понравились завесы в Миланском театре и в театре Кракова. Как потом выяснилось, их автором был известный художник Генрик Семирадский, кстати, поляк, родился в Украине. Ему и сделали заказ на театральный занавес.

Почти четыре года, пока шло строительство театра, художник работал над своим шедевром, но, к большому сожалению, когда работа была закончена и надо было открывать театр, оказалось, что денег на выкуп завесы учредители не имеют. Театр строился в основном на пожертвования меценатов, но они все заявили, что больше денег не дадут.

Заказчики, потупившись, отправились в Италию и сообщили Семирадскому, что денег, чтобы заплатить за его работу, нет. Художник оказался человеком удивительно добрым, не разгневался на неудачников, а повел их в свою мастерскую и показал занавес. Львовяне потеряли дар речи и целый день простояли, любуясь шедевром, о котором они столько мечтали. Когда был уже поздний вечер, гостей попросили покинуть мастерскую. Всю ночь львовские любители искусства спорили о художественных нюансах величественной картины, а только загорелся утро, они уже были у дверей мастерской и просили Семирадского еще раз показать им завесу, чтобы решить художественную спор. Художник сам заинтересовался спором и вместе с гостями провел у завесы несколько часов. На следующий день львовянам нужно было уже уходить домой и они снова просили мастера раз показать им свой шедевр.

И тогда Генрих Семирадский понял, что никто так не оценит и не полюбит его картину, как эти люди и нигде в мире она не будет так хорошо выглядеть, как в том месте, для которого была предназначена. И художник сделал прекрасный поступок - подарил плод своего вдохновения львовской Опере. Это было как раз накануне открытия театра в 1900 году, а уже 1902 художник умер, но его замечательная работа и доныне радует изысканный художественный вкус львовян.

Во львовской Опере не только люди, но и скульптуры не раз обрастали легендами. Так, предметом одной из самых невероятных споров, которые были в нашем городе, стала главная скульптура Оперы «Слава», венчающей фронтон здания. Профессор Львовского университета Марс много лет преподавал акушерство и гинекологию и однажды проходя с друзьями мимо театра, поспорил, что «Слава» не случайно имеет такой округлый животик. Профессор поклялся своей научной честью, что такой живот бывает только у женщин на четвертом месяце беременности. Чтобы подтвердить свои слова и выиграть пари, Марс пошел к скульптору, который лепил «Славу» и взял у него адрес натурщицы, которая позировала ему при работе. В натурщицы и вправду оказался ребенок. По дате ее рождения принципиальный профессор таки смог подтвердить свою правоту и доказал, что наша львовская «Слава» действительно беременна.

Львовский национальный академический театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой

Фасад Львовской оперы
Прежние названия Большой городской театр
Основан 1900
Здание театра
Местоположение Львов
Адрес просп. Свободы , 28
Архитектор Зигмунт Горголевский
Вместимость 1000
Руководство
Директор Василий Владимирович Вовкун
Главный режиссёр Галина Воловецька
Главный дирижёр Михаил Дутчак
Главный балетмейстер Игорь Храмов
Главный хормейстер Василий Коваль
Сайт opera.lviv.ua
Медиафайлы на Викискладе

Льво́вский национа́льный академи́ческий теа́тр о́перы и бале́та им. С. А. Крушельни́цкой - театр во Львове (Украина). Адрес: Львов, проспект Свободы , 28.

История

Необходимость в отдельном здании для городского театра стала особенно ощутимой в конце XIX века . В это время Львов находился в составе Австро-Венгрии , официально назывался Лемберг и был столицей отдельной крупной австрийской провинции - Королевства Галиции и Лодомерии .

Архитектура

Львовский Оперный театр построен (1897-1900) по проекту архитектора Зигмунда Горголевского, который самостоятельно руководил всем строительством используя формы Ренессанса и барокко. Здание богато скульптурным декором, в оформлении интерьера преобладает мрамор, лепные орнаменты, позолота и декоративная живопись. Театр был декорирован и снаружи и внутри, продемонстрировав искусство скульпторов (П. Войтович , Ю. Марковский , А. Попель , Э. Печ, Т. Баронч) и художников (Т. Попель, М. Герасимович, Т. Рыбковский, З. Розвадовский, С. Дембицкий, С. Рейхан).

Передний фасад

Главный вход устроен в виде трёх порталов с арочными лоджиями над ними, разделенными коринфскими колоннами. Фронтон венчает фигура «Слава» с пальмовой ветвью, с двух сторон на наконечниках фасада размещены крылатые символические бронзовые фигуры «Гений Трагедии» и «Гений Музыки» скульптора Войтовича.

Концертный зал

Зрительный зал построен в форме лиры, состоит из партера и 3-х балконов, насчитывает 44 ложи и вмещет 1000 зрителей. Зал имеет окраску в белых тонах с золотом. Главным акцентом отделки балконов являются отлитые из гипса фигуры атлантов, кориатид, муз, гениев, а также гермы.Пышно украшен потолок зрительного зала. В центре находится круглый плафон с прекрасной бронзовой люстрой, изготовленной по проекту З.Горголевского. Позолоченная лепка в виде гирлянд из цветов и листьев, делит круг плафона на десять сегментов, в которых находятся картины с аллегорическими женскими фигурами. С 1900 года традиционно сохраняется бордовый цвет кресел. Общую картину зала завершает декоративный занавес «Парнас», созданный Генриком Семирадским. Художник работал над ней последние годы своей жизни в Риме. Вышло так, у заказчиков не хватило денег, чтобы заплатить художнику за работу. Семирадский своё уникальное полотно, над которым трудился несколько лет, подарил театру. Парадный занавес в обрамлении чудесного бордюра, выполненного итальянским мастером Ретросси по эскизу самого Семирадского, впервые предстал перед зрительным залом 13 января 1901 года. Семирадский умер через год после открытия театра, а его занавес и поныне украшает театр. Занавесы-картины такого типа есть лишь в Ла-Скала, а также в операх Кракова и Львова. Перед зрителем занавес опускают лишь при особых случаях, к примеру на премьерах.

Центральный проспект во Львове – Проспект свободы – украшает красивейшее и величественное сооружение Большого театра – именно такое название имела Львовский театр оперы и балета на момент открытия. Возведенный в 1895-1900 годах талантливым архитектором Горголевским, театр по праву считают одним из лучших в Европе и лучшей достопримечательностью города Льва. Архитектор Горголевский смело предложил реку Полтву «спрятать под землю», которая протекает в данном месте, а вместо фундамента использовать для театра сплошные бетонные своды.

Львовский оперный театр был сооружен в классических традициях с применением элементов архитектурных стилей барокко и ренессанса. Здание насыщено живописным и скульптурным декором. Фасад украшают три крылатых скульптуры Войтовича: в центре находится скульптура Славы с пальмовой веткой, справа – скульптура Гения музыки, слева - скульптура Гения драмы и комедии.

С фигурой Славы связана довольно интересная история. Знаменитый львовский гинеколог Антоний Марс однажды поспорил с другом, что скульптура обладает животиком, характерным для женщин на пятом месяце беременности. Разыскав женщину-модель, которая позировала скульптору, Антоний выиграл спор.

Большой городской театр (именно так он назывался до 1939 года) открыли 4 октября 1900 года. В торжественном открытии участвовали художник Семирадский, писатель Сенькевич, композитор Падеревский и делегации с различных театров Европы. Этим вечером в здании театра прошел показ самого первого представления – драматической оперы В. Желенского «Янек» – про жизнь карпатских верховинцов. Основную партию пел известный украинский тенор А. Мишуга, для которого она и была специально написана.

В 1934 году театр был закрыли в виду экономического кризиса. В конце 1939 года в помещении театра проходили Народные сборы Западной Украины, поддержавшие присоединение Волыни и Галиции к составу СССР. Большой городской театр был переименован на Львовский государственный театр оперы и балета при Министерстве культуры Украины и вновь был открыт.

Также были реорганизованы балетная труппа, хор, оркестр, а среди солистов оперы появились уже новые имена – выпускники Одесской, Харьковской и Киевской консерваторий. На должности главных дирижеров были приглашены М. Покровский и М. Гончаров. С разных городов приехали настоящие профессионалы: художники, балетмейстеры, режиссеры. В 1956 году театр был назван в честь Ивана Франка, а уже в 1966 году он получил звание Академического.

В конце 70-х годов 20-го века театр закрыли на реставрацию, в результате которой в нем был укреплен фундамент и перепланированы подвальные помещения. Также была произведена реконструкция сценических механизмом, что позволило установить на сцене четыре плунжеры для сооружения декораций на различных уровнях. В нишах фойе были установлены бюсты Тараса Шевченко, Ивана Франка, Адама Мицкевича, Александра Пушкина, а в нишах знаменитого зеркального зала – Лисенка, Гулака-Артемовского, Глинки, Чайковского, выполненные скульпторами Мисько, Чайкой, Садовским, Пилевым. Обновленный Львовский оперный театр открыли в 1984 году.

В мае 1999 года театр стал важнейшим объектом шестой встречи глав государств Центральной Европы во Львове: Украины – Леонид Кучма, Польши – Александр Квасневский, Германии – Роман Герцог, Чехии – Вацлав Гавел, Словении – Милан Кучан, Австрии – Томас Клестиль, Венгрии – Арпад Гьонц, Румынии – Эмил Константинеску и Болгарии – Петр Стоянов.

Эта историческая встреча девяти президентов существенно повлияла на второе обновления Львовского оперного театра. В том же году к саммиту глав государств Центральной Европы сооружение театра (экстерьер и интерьер) получило настоящее еврообновление.

Таким образом, в конце 20-го века Львовский оперный театр был полностью отреставрирован, и в 2000 году к столетию известной украинской певицы ему присвоили имя Соломии Крушельницкой. На сегодня в современном театре работает симфонический оркестр, хор, балетная труппа и более сорока солистов.

Забронировать отель во Львове недалеко от Оперного театра

Для ознакомления с достопримечательностями Львова, в частности с Оперным театром, вам понадобится где-то поселиться. Специально для вас ниже представлены отели Львова, разделенные на три категории: популярные отели, роскошные отели и дешевые отели. Здесь вы сможете забронировать номер в отеле Львова заблаговременно в соответствии с вашими пожеланиями и финансовыми возможностями. Для вашего удобства здесь приведена информация о расположении отелей относительно центра города, а также количество звезд.

Просто выберите понравившийся вам отель, нажав на кнопку «Посмотреть отель». Далее вы окажитесь на странице, где можно забронировать отель. Там же находится более подробная информация о нем, отзывы, оценки, фотографии, расположение на карте, особенности и, конечно же, цены.

Если вы пожелаете посмотреть другие отели, можно просто выбрать сверху «Львов», и перед вами откроется список всех отелей Львова, доступных для бронирования.

Выпуск «Орел и Решка» во Львове

«Орел и Решка» - программа про путешествия, показывающая один город с точки зрения экономного туриста и туриста, не ограничивающего себя в средствах. В данном выпуске участники программы отправились во Львов – культурную столицу Украины. О том, как можно провести время в этом прекрасном городе экономному путешественнику и путешественнику, не ограниченного в средствах, смотрите на видео ниже.