Любовь к жизни джек лондон краткий план. Джек Лондон "Любовь к жизни": описание, герой, анализ произведения

1.Определит тему иглавную мысль рассказа «Любовь к жизн
2.Расскажите о трудностях, возникавших на пути золотоискателя(в том числе о его встрече с медведем, ловле рыбы, поединке с волком и др.).Какие чувства, мысли, свойства характераомогали герою спраляться с неудачами и опасностями?
3.Почему золотоискатель высыпает из своего мешка золотой песок и самородки?Что подчеркивает автор этой деталью?
4.Что почувствовал герой,увидев кости своего спутника? Как вы считаете, почему, согласно змыслу автора, погиб именно Билл, а не главный герой произведения?
5.Какое впечатление произвел путник на команду корабля? Найдите в тексте, соответствующее описание. Совпадат ли данный портрет героя с его внутренней сущностью?
6.Как вы объясняете странности поведения золотоискателя на корабле. Почему он с подозрением относится к своим спасителям?
7.Что с вашей точки зрения, помогло герою выжить в экстремальной ситуации? В чем проявилась сила его характера?
8.Найдите в рассказе описания природы. Каким настроением они проникнуты? Какой предстае в них северная природа?
9.Раскройте смысл названия произведения.
10.Определите основные этапы борьбы за жизнь, которую ведет главный герой рассказа. Запишите их в виде плна в тетрадь.

История создания рассказа

Рассказ «Любовь к жизни» был написан американским писателем Джеком Лондоном в 1905 году, издан в сборнике рассказов о приключениях золотоискателей в 1907 году. Представляется возможным, что рассказ имеет долю автобиографичности, по крайней мере, имеет под собой реальную основу, так как писатель приобрел немалый жизненный и писательский опыт, плавая матросом на шхунах и принимая участие в покорении Севера в дни «золотой лихорадки». Жизнь обеспечила ему массу впечатлений, которые он выразил в своих произведениях.

Добавляет подлинной реальности и то, с какой географической детализацией автор изображает путь своего героя - от Большого Медвежьего озера до устья реки Коппермайн, впадающей в Северный Ледовитый океан.

Сюжет, герои, идея рассказа

Конец 19 века ознаменовался целой цепочкой «золотых лихорадок» - люди в поисках золота массово исследовали Калифорнию, Клондайк, Аляску. Типичная картина представлена и в рассказе «Любовь к жизни». Два друга, путешествующих в поисках золота (и добывших приличное количество), не рассчитали сил на обратную дорогу. Нет провизии, нет патронов, нет элементарных психических и физических ресурсов - все действия совершаются автоматически, словно в тумане. Герой, переходя через ручей, оступается и повреждает ногу. Товарищ по имени Билл без малейших раздумий бросает его и уходит, даже не обернувшись.

Главный герой остается бороться. Добыть животную пищу он не может, рыба из маленького озерка ускользает, несмотря на то, что он ручную вычерпывает из водоема всю воду. Золото пришлось бросить из-за его веса. Судьба Билла оказалась печальной - безымянный герой набрел на кучу розовых костей, лохмотья одежды и мешочек с золотом.

Кульминацией рассказа становится встреча с волком, слишком больным и слабым, чтобы напасть на человека, но явно рассчитывающим полакомиться трупом человека, когда тот умрет от истощения и изнеможения. Герой и волк сторожат друг друга, ведь он в равных условиях и в каждом из них говорит инстинкт выживания - слепая и самая сильная в мире любовь к жизни.

Главный герой притворяется мертвым, ожидая нападения волка, и когда тот нападает, человек даже не душит его - он придавливает его своим весом и прогрызает волку шею.

У самого моря команда китобойного судна замечает на берегу нелепое копошащееся существо, ползущее к кромке воды. Героя принимают на корабль и вскоре замечают его странность - он не ест хлеб, подаваемый к обеду, а прячет его под матрас. Такое помешательство развилось из-за длительного неутолимого голода, который ему пришлось испытать. Впрочем, вскоре это прошло.

Рассказ построен на противопоставлении вначале Билла и безымянного героя, затем - безымянного героя и волка. Причем Билл в этом сравнении проигрывает, так как сравнивается с учетом моральных критериев и терпит поражение, а волк остается с героем на равных, так как природа не знает жалости, как и человек, доведенный до последней черты.

Главной идеей рассказа является мысль о том, что борьба человека с природой за право существования беспощадна, несмотря на то, что человек вооружен еще и разумом. В критических ситуациях нас ведет инстинкт или любовь к жизни, и практика показывает, что выживает сильнейший. Природа не ведает жалости и снисхождения к слабому, уравнивая в правах хищников и травоядных. С точки зрения природного выживания Билл считал себя правым, избавляясь от балласта в виде раненого приятеля. Но важнее оставаться человеком до конца.

Наткнувшись в тундре на останки своего погибшего товарища, он не злорадствует и берет себе его золота. Он не бросается на останки из чувства голода (хотя накануне мы видим, как он поедал живых птенцов), и это становится последним, крайним проявлением человеческого достоинства.

Урок нравственности по рассказу Джека Лондона
«Любовь к жизни»: выжить любой ценой
Цели деятельности учителя: ознакомить обучаемых с жизнью и творчеством писателя и его проникновенным произведением, историей его создания; формировать у школьников умение определять компоненты композиции, элементы сюжета, составлять план рассказа; изучать поведение людей в экстремальной ситуации; воспитывать чувство ответственности за судьбы людей;
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно членом общества.
Предметные умения: уметь выступать перед аудиторией с заранее подготовленным материалом, знать содержание рассказа, воспринимать и анализировать текст, владеть понятиями «сюжет», «композиция» и специальной лексикой по теме рассказа.
Метапредметные УДД (универсальные учебные действия):
Регулятивные: умение формулировать тему, цели урока, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, принятие и сохранение учебной задачи, планирование (в сотрудничестве с учителем или одноклассниками, или самостоятельно) необходимых действий, операций.
Познавательные: осознание познавательной задачи, чтение и слушание, извлечение нужной информации, а также самостоятельный поиск ее в различных материалах: учебнике, тетради, Интернете, понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять с учетом решаемых задач.
Коммуникативные: развивать умение работать с текстом на уроке, строить небольшие монологические высказывания; связно излагать мысли, обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах, парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: толковый словарь, портрет писателя, выставка его произведений; презентация, иллюстрации, подготовленные учащимися.
Слова для понимания: автономное существование человека в природных условиях, экстремальная ситуация, сила воли, выносливость, осторожность, опыт, осмотрительность, ответственность, товарищество.
Опережающие задания по группам: подготовить сообщения о Джеке Лондоне, прочитать рассказ.

Географы: (работа с географической картой) Что это такое Клондайк? Где находится? Какая там есть река? Что представляют собой пейзаж (природные условия), в котором происходит действие? Какая стоит погода?

Историки: (исторические факты о времени «золотой лихорадки») В какое время разворачиваются события?

Лингвисты: Знакомят со словами для понимания текста.
Представители МЧС: Можно ли назвать ситуацию, в которую попадает герой рассказа, экстремальной? Объясните, почему вы так думаете?
Литераторы: Характеристика героя (использование иллюстративного материала). Его имя?
Беседа по тексту рассказа.
Сколько времени провел в пути герой?
С какой целью он оказался на Крайнем Севере? Какой он имел опыт жизнедеятельности в тех условиях?
Обладал ли герой хорошим крепким здоровьем, физической выносливостью? В каком состоянии оказывается герой? Опишите состояние героя, брошенного Биллом.
Проявлял ли герой осторожность, предусмотрительность?
Как герой ориентировался на местности?
Как герой защищался от холода?
Какое значение в жизни героя имеет костер?
Как герой боролся с голодом, добывал себе пищу?
Способен ли был герой в борьбе за свою жизнь преодолевать сильную боль?
Как герой оказывал себе первую помощь?
Какое значение придавал герой товарищу в конце рассказа? Нужен ли он был герою?
Возникали ли ситуации, когда герои испытывали страх, и как они при этом действовали?
Возникло ли у героя паническое настроение при встрече с бурым медведем, и как это влияло на его поведение?
Обладал ил герой умением в нужный момент мобилизовать все свои силы, волю, сосредоточиться на самом главном, от чего зависела его жизнь?
Способен ли был герой отнять чужую жизнь, чтобы спасти свою?
Обладал ли герой излишней самоуверенностью?
Какие ошибки, оплошности допустил герой?
Что случилось с Биллом?
Какая вещь оказалась самой ненужной, когда герой рассказа попадает в сложную экстремальную ситуацию (это было и с Робинзоном Крузо)?»
Как вы думаете, почему герой не захотел брать золото Билла?
Благодаря чему герой рассказа «Любовь к жизни» выжил?
Какие средства выразительности использует автор в последнем прочитанном отрывке? В целом тексте?
Авторская позиция?
Известен факт, что многие люди в тяжелые минуты своей жизни обращались именно к этому рассказу Джека Лондона. Как вы думаете почему?
В чем смысл рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»?

Выводы учащихся:
Несмотря на все лишения, герой рассказа выжил в создавшейся экстремальной ситуации.
Читая рассказ Джека Лондона, переживаешь за героя, радуешься его победам, понимаешь, что есть выход из любой ситуации, но этого очень мало для реальной жизни, для преодоления возможных экстремальных ситуаций.
Необходимо закалить себя физически, иметь много разнообразных практических навыков, основательные знания в разных областях наук, и не только тех, которые изучаются в школе.
Надо вырабатывать в себе силу воли, отвагу, мужество, выносливость, осторожность, осмотрительность, гуманизм, товарищество, преодолевая в себе (хотя бы по капельке) лень, неорганизованность.

Домашнее задание: написать сочинение
Составьте рассказ от лица героя рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни» о любом эпизоде повествования.
Роль описаний природы в рассказе Джека Лондона «Любовь к жизни»
Хотел(а) бы я попасть в экстремальную ситуацию?


Приложенные файлы

План-схема

Клас:6

Тема: Джек Лондон. «Любовь к жизни». Стоит ли бороться за

жизнь?

Цель: формировать читательскую культуру учеников

Задачи:

    обучающая : подать основные сведения о жизни и

творчестве Джека Лондона; учить вдумчивому чтению

    развивающая: развивать умение связно выражать свои

мысли и чувства

    воспитательная : воспитывать чувство доброты и любовь к

жизни

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: эвристический

Приемы: беседа, слово учителя, сообщения учащихся

Литература: : Підручник для 6 кл. загальнооосвітніх закладів з

російською мовою навчання/Л.А.Сімакова. – К.:

Вежа,2006. – 256с.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие

Проверка отсутствующих

2. Сообщение темы, задач, целей урока

Сегодня мы познакомимся с выдающимся американским писателем Джеком Лондоном и его произведением «Любовь к жизни». Всмотритесь в это лицо (показать портрет). Кто же он, Джек Лондон? Чем он жил? На эти и другие вопросы вы сможете получить ответ, ведь сегодня у нас в гостях сам автор.

3. Изучение нового материала

    Ролевая игра «Встреча с Писателем»

(Один из учеников играет роль Лондона и отвечает на вопросы):

Где и когда вы родились?

Кем были ваши родители?

Была ли у вас в детстве мечта?

Что вас толкнуло на поиски золота?

Все ли ваши произведения посвящены теме поисков золота?

Назовитедругие свои произведения

    Работа с текстом

(Ученики пересказывают текст и составляют план)

Один из вариантов плана

    Друг познается в беде

    Билл бросает друга

    Голод и золото

    Смерть Билла

    Поединок с волком

    Судно «Бедфорд»

    Эвристическая беседа по тексту произведения

Подумайте, что помогло герою выжить?

Что ему пришлось пережить?

Почему умер Билл?

Товарищ Билла выкинул свое золото, но потом мог взять себе мешочек Билла, но отказался от золота во второй раз. Почему?

4. Итоги урока

Слово учителя

В самых тяжелых условиях человек не беспомощен, все зависит от его выдержки, силы или бессилия, щедрости или скупости. Человек должен сам быть хозяином своей судьбы. И чтобы выжить в этом жестоком мире, нужно бороться за жизнь, любить людей, природу, все, что нас окружает. Защитить человека, спасти его жизнь на земле – вот самые главные задания человечества. пусть же слово «жизнь» звучит на разных языках: английском, французском, немецком, украинском и т.д.

Выставление оценок с комментированием

Домашнее задание

2. Составить сравнительную таблицу Робинзона Крузо (ведь он тоже боролся за жизнь на острове) и путника