Мастер кукол (Художник-кукольник). Мастер кукол (Художник-кукольник) Кто делает куклы профессия

Ремесло мастера кукол - это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Что такое кукла в исполнении художника-кукольника? Это художественное изображение, игрушечная имитация живого существа - человека, животного, а может, и нечистой силы. Но в то же время это сбалансированная конструкция, которая делает куклу устойчивой, а в некоторых случаях и подвижной.

Спросите у любого ребёнка, какие куклы ему интереснее: неподвижные красавицы или такие, у которых шевелятся руки и ноги? Наверняка он выберет куклу попроще, но с которой можно взаимодействовать: с гнущимися руками и ногами. На худой конец, заводную.

Для того, кто ценит куклу как художественное явление, на первом плане будет необычность замысла и мастерство исполнения.

Художественные куклы ручной работы редко попадают в руки детей. Их удел - украшать собою интерьеры, выставляться в галереях. Кроме этого есть куклы-актёры, играющие свои роли в кукольных театрах и мультфильмах. Причем в кукле-актёре важна не красота, а выразительность и простота управления.

Чтобы создать куклу, нужно придумать и воплотить её внешность, характер. Если речь идёт о заводной кукле ли кукле-актёре, нужно также продумать внутреннее устройство, механику.

Художнику по куклам приходится работать с тканями, деревом, полимерной глиной, фарфором, красками и ещё со многими другими материалами. И каждый из них требует особых технологий, которыми приходится овладевать художнику.

Недаром говорят, что ремесло кукольника - это с одной стороны искусство, а с другой - игра. Для настоящего художника кукла - это почти живое существо. А кукла для театра - это ещё и персонаж пьесы. И чем искуснее кукольник, тем живее получается персонаж.

Куклы в театре - это марионетки и планшетные куклы. Марионетка управляется с помощью ниточек, на которых подвешены части её «тела».Кукловод возвышается над куклой и, подёргивая за нитки, приводит её в движение.

С планшетными куклами всё наоборот: кукловод прячется за ширмой, а кукла находится над ней. Она управляется с помощью рукояток и рычагов.

Кукла, занятая в анимационном фильме, не нуждается ни в ниточках, ни в рукоятках. Она устроена таким образом, чтобы мультипликатор мог понемногу менять её положение. Делается огромное количество кадров, каждый из которых передаёт часть движения. Кукла оживает на экране, когда все отснятые кадры показывают друг за другом.

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии. Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с текстилем, деревом и т.д

Стать кукольником для кукольного театра можно, окончив

  • Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства

Факультет театра кукол
Квалификация «Художник-технолог театра кукол»

Мастером кукол может стать любой человек, умеющий хорошо рисовать, пройдя курсы и школу кукольного дизайна или освоив необходимые навыки самостоятельно, с помощью книг.

В Магаданском колледже искусств в этом году открывается новое отделение – «Актер театра кукол». Обучение будет проходить как в колледже (общие дисциплины, такие как: история театра, сценическая речь, сценическая пластика, хореография, вокал и другие), так и в театре кукол (специальные предметы: работа с куклой, технологии ее изготовления).

Срок обучения – три года десять месяцев; начало, как и везде, – первого сентября.

Главная причина, по которой решили создать отделение – нехватка актеров в кукольном театре. Сейчас здесь трудятся семь человек (всего же рабочих мест – шестнадцать!), причем только один из них – мужчина, отсюда и нехватка мужских ролей. Нагрузка на коллектив колоссальная, учитывая то, что в год проводится около трехсот спектаклей, и в планах руководства – расширение спектра деятельности труппы. Подробнее об этом, а также о профессии в целом, – в интервью с художественным руководителем Магаданского областного театра кукол Дмитрием ШАПОВАЛОВЫМ:

– На самом деле, это было обоюдное желание, необходимость, потребность, как нашего театра, так и колледжа искусств, – говорит Дмитрий Юрьевич. – Среди работников театра мало людей, которые имеют специальное образование актера – кукольника. Тут понятно почему. Во-первых, это отдаленность нашего региона от центральных регионов страны, где этих специалистов готовят. Во-вторых, даже если брать центральные регионы, то выпуск именно кукольников не такой уж и большой. Каких специалистов готовят: актеров, бутафоров – раньше так назывались художники по куклам, то есть люди, которые делают полностью материальную часть спектакля; все, что связано с куклами, с реквизитом.

К ним еще относится художник-конструктор по куклам, который занимается их механикой; художник-конструктор по декорациям, художник-модельер. Сейчас это называется и проще, и сложнее одновременно – художник-технолог театра кукол. Он должен уметь многое: и рисовать, и лепить, то есть делать все – от замысла до воплощения куклы в жизнь. Вот таких замечательных специалистов выпускают у нас в Санкт-Петербурге.

Сегодня нам особенно нужны актеры, как мужчины, так и женщины. Потому что работы становится больше, зрителей больше, напряженность достаточно ощутима: те актеры, которые есть сейчас, очень устают, конечно, потому что проводится по два спектакля в день, да плюс репетиции – это очень тяжело, и физически, и морально. И вот мы совместно с директором магаданского колледжа искусств Арамом Хукасовичем Айдиняном решили открыть театральное отделение со специализацией «Актер театра кукол». Лицензия уже получена, программа готова, осталось дело за малым – набрать курс.

Как будут обстоять дела с трудоустройством будущих выпускников отделения?

Актер-кукловод сам по себе является универсальным актером. Он может работать и в театре кукол, и в театре драмы, и в музыкальной комедии, и в опере. Есть случаи, когда люди нашей профессии работают даже в балете. Чего нельзя сказать про остальных актеров: актер театра драмы, например, навряд ли сможет работать в театре кукол, потому что ему в учебном заведении не преподавали мастерство актерской куклы. А кукловоду преподают и то, и другое. Он знает специфику и нюансы почти всех смежных профессий; изучает и пение, и танцы, и хореографию. В общем, курс для актера-кукловода точно такой же, как и для актера драматического театра, только плюс еще дополнительные предметы. Поэтому люди, окончившие это отделение, смогут работать где угодно, даже в кино. Очень много сейчас моих сокурсников работают в Москве, в Санкт – Петербурге, и я постоянно их вижу в фильмах, которые сейчас снимаются. Я это все говорю затем, чтобы убрать сложившийся стереотип по поводу нашей профессии. Что актер-кукольник – это не тот, про которого любят говорить, что он просто балуется с игрушками на сцене. На самом деле это очень сложная профессия, она пользуется большим спросом и популярностью. И если человек с этим дипломом захочет устроиться в любой театр – его туда примут, хотя все зависит, конечно, от того, талантлив он или нет. Вот кто интересуется нашей профессией, но все еще думает, что это какие-то куклешки-игрушки, то я рекомендую зайти на наш сайт, посмотреть фотографии и спросить у тех людей, которые ходят с детьми к нам в театр: «Что такое актер-кукольник?». В последние годы театр посетило очень большое количество зрителей, среди которых были и иногородние гости: из Москвы, Ялты, Курска, Таганрога, Ростова и т.д.

Они приезжали и говорили, что наши спектакли ничуть не хуже, а в некотором плане даже лучше тех, что показывают в крупных городах России. Что это очень сложная и интересная работа. И, конечно, актер в основном у нас работает перед ширмой, а не за ней, как принято считать. Все-таки зритель хочет видеть такое шоу на сцене, чтобы были и люди, и куклы; чтобы представление было красочным и красивым и главное – с неожиданными моментами, как это было в спектакле «Принцесса на горошине»: у нас на сцене шел настоящий дождь, актеры работали на высоте, над сценой чуть больше двух метров. То есть артисту нужно обладать достаточно хорошей физической выносливостью и вестибулярным аппаратом. Я вот лично в восемьдесят пятом году поступил в Днепропетровское театральное училище на курс актера-кукловода, и до сих пор не жалею об этом.

Думаю, мы приложим все силы, чтобы подготовить настоящих актеров с большой буквы, которые будут востребованы в любом театре нашей страны. Могу сказать абсолютно точно, что наш театр предоставит им всем рабочие места. Программа обучения очень разно­образна, и поэтому при внимании к себе, к предметам, при желании, если человек будет точно знать, чего он хочет достичь, то во время обучения на этом отделении он будет расти как личность, физически и морально, и эстетически.

В принципе, для девятиклассника поступление в колледж и получение среднего специального образования, а тем более актерского, – это даже выгоднее и лучше, чем заканчивать одиннадцать классов. Смотрите: девятый класс закончил – надо учиться еще два года. За два года ты получаешь просто среднее образование. А если к этим двум годам еще добавить полтора, то уже выйдешь готовым специалистом со средне-специальным образованием. И с этим дипломом будет проще поступить в высшее учебное заведение, потому что, естественно, предпочтение отдается людям, которые уже что-то умеют.

Какими качествами должен обладать будущий специалист – кукловод?

Прежде всего, это – любовь к своему делу. Если ты творческий человек, и тебе нравится находиться на сцене, дарить людям радость. У нас актриса одна говорила, что актер должен быть тщеславен. Если он не тщеславен, то это уже не актер. У наших сотрудников, кто давно работает в театре, берут автографы – и это уже показатель того, что человек состоялся как актер, потому что запомнился зрителям. Поэтому доля здорового тщеславия должна быть в наших будущих коллегах. Очень большое трудолюбие должно быть, потому что в этой профессии его потребуется в достаточном количестве. Помимо этого человек должен обладать чувством юмора, харизмой, обаянием, правильно поставленной речью и художественным вкусом.

Дмитрий Юрьевич, у вас, как у руководителя театра, какие планы на будущее? Если проблема кадрового голода себя исчерпает в ближайшие несколько лет?

Очень хотелось бы, чтобы мы вышли за возрастные рамки театра кукол, разнообразили репертуар и начали работать со зрителями более старшего возраста – среднего школьного. Сделать какую-нибудь постановку ТЮЗовскую. В последнее время зрители просят нас о спектакле для взрослых, но с тем количеством людей, которые сегодня работают у нас, мы этого сделать не можем. Поэтому ждем всех желающих освоить профессию кукольника.

Какие вступительные испытания ждут абитуриентов?

Абитуриенты будут проходить предварительные отборочные прослушивания, чтобы показать степень своего таланта. Это могут быть такие задания как, например, прочесть отрывок из басни, прозы, стихотворения. Для определения голосовых данных, слуха и музыкальности поступающие должны исполнить две – три песни или романса. Это и элементарные танцы, какой-то специальный этюд по заданию экзаменатора. И, конечно, будет знакомство с общим уровнем культуры абитуриента, кругом его интересов, его познаниями в различных отраслях искусства (литература, театр, музыка, изобразительное искусство). Для этого будет проводиться специальное собеседование, на котором могут быть заданы вопросы на выявление общего кругозора человека. И только после этого будет приниматься решение о допущении абитуриента к экзаменам (русский язык и литература в письменной форме).

По словам Дмитрия Шаповалова, на протяжении всего обучения иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, а преуспевающим в учебе студентам будет выплачиваться стипендия.

Вступительные испытания начнутся с шестого июля.

Чтобы узнать подробнее о новой специальности, можно обратиться в приемную комиссию колледжа искусств по телефонам: (413-2) 65–03-47, (413-2) 60-54-55. Или в кукольный театр, где все желающие в ходе экскурсии смогут лично ознакомиться с профессией актера-кукольника.

Беседу провела Анна СЕРГЕЕВА.

Автоматоны // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 8-9. – (Что это?).

В статье журнала рассказывается о механических куклах – автоматонах: о том, когда они появились и какие существуют виды автоматонов.

Андрюшина, Л. П. Кукла – неизменная спутница человека: из опыта профессионалов: [сценарий урока для дошкольников] / Л. П. Андрюшина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. - № 9. – С. 3-6.

В ходе занятия дети знакомятся с традициями игрушечного мастерства и видами русских народных лоскутных кукол, а затем, пытаются смастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом.

Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет / авт.-сост. О. Р. Меремьянина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 221 с. - (Игровая деятельность в ДОУ).

Игры и игрушки являются важнейшей составной частью образовательного пространства детства. Наблюдая за играми детей в куклы, трудно понять, кто кого «оживляет» и обучает.
В данном пособии представлены развивающие познавательно-игровые занятия для детей 2-7 лет и рекомендации к организации игрового пространства, разработанные в соответствии с ФГТ.
Книга содержит сведения о зарождении кукольных производств, промыслов в России и за рубежом.
Литературный материал в приложениях можно использовать для организации праздников, развлечений, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, для чтения детям и заучивания наизусть.
Пособие предназначено для работы с детьми во всех видах дошкольных образовательных учреждений.

Гумерова, М. Игрушки петербургских детей / М. Гумерова, Е. Князева // Обруч. – 2013. - № 5. – С. 28-31.

В статье подробно рассказано о том, во что играли дети эпохи «первого в России детского сада», какие игрушки предназначались для знатных людей, а какие для простого народа, из каких материалов делали кукол в 19 веке и о многом другом. Статья подготовлена на основе материалов Государственного музея истории Петербурга.

Куклы из Японии // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 8-9.

В статье журнала рассказывается о японских куклах-неваляшках - дарума, дворцовых куклах – госё-нингё, «плачущих куклах» - кокоэси и куклах исё-нингё.

Сухарева, Т. Е. Внеклассное занятие «Кукла – дело серьезное»: [сценарий]/ Т. Е. Сухарева // ПедСовет. – 2012. - № 11. – С. 2-7.

Во время занятия учащиеся знакомятся с историей развития кукол на Руси. Сценарий содержит познавательную беседу, кукольное представление и танцевальные задания

Казунина, И. Кукла в моде и в истории / И. Казунина // Обруч. – 2012. - № 6. – С. 35-36.

В статье рассказывается о том, что благодаря нарядам кукол можно познакомиться с историей моды, её великолепием и причудами, а также о том, когда в России появилась профессия кустарихи-одевальщицы.

Гордеева, И. Н. Хоровод любимых кукол: карусель загадок: [сценарий праздника для детей 7-8 лет] / И. Н. Гордеева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. - № 10. – С. 51-52.

Во время праздника учащиеся знакомятся с миром кукол вместе с Петрушкой, Ванькой-Встанькой, Матрёшкой, Плюшевым Мишкой, Мальвиной и Красной Шапочкой, а также участвуют в интерактивных заданиях и отгадывают загадки о куклах.

Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре: [сценарий занятия для дошкольников] / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7. – С. 117-125.

Во время занятия дошкольники знакомятся с типологией традиционных русских народных кукол, с описанием современной куклы, сравнивают традиционных кукол с игрушками массового производства, а затем, пробуют сделать своими руками куклу «Нянюшку» и Ангелочка.
Приложениями к сценарию являются конспект занятия «Игрушки» (в разновозрастной группе), конспект мастер-класса «Технология изготовления кукол» и консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».

Федосова, Т. Хина мацури – праздник кукол: [сценарий познавательно-развлекательных занятий для детей среднего дошкольного возраста] / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. – С. 23-28.

Во время занятий дошкольники знакомятся с традициями проведения фестиваля кукол – Хина мацура в Японии – праздник для маленьких девочек, который японцы отмечают 3 марта. В домах обязательно устраиваются небольшие выставки кукол в национальных японских одеждах. Предлагаемый сценарий занятий не только знакомит детей с этим праздником, но и позволяет проявить творческие способности во время изготовления японских вееров и изображения сказочных добрых и злых животных.

Живые куклы: [сказки: для мл. шк. возраста] / худож. Е. Володькина. - М. : ЭНАС-КНИГА, 2012. - 101, с. - (Литературные сказки для младших школьников). - Содерж.: Любимая игрушка / В. Ливанов. Кукольная комедия / В. Виткович, Г. Ягдфельд.

В сборник вошли произведения известных писателей В. Ливанова, В. Витковича и Г. Ягдфельда.
Девочке Кате на день рождения подарили новую игрушку – нарядного клоуна с бубенчиком на колпаке.
Её старенький и заштопанный плюшевый Мишка страшно переживал и даже ушел из дома, потому что был уверен: Катя больше не будет любить его как прежде, ведь на нем не было ни блестящего костюма, ни жабо, ни колпака…
Чем закончилась эта история, Вы узнаете из сказки «Любимая игрушка».
В Воротниковском переулке Москвы в доме № 7,когда маленькая Тата заболела, а её мама ушла в аптеку за лекарством, пришел очень странный господин, назвавшийся Могэсом, и на глазах у перепуганной девочки превратил ее вредную соседку Лилю в куклу!
Каково же было удивление Таты, когда выяснилось, что ее игрушечный повар совсем недавно работал в настоящем кафе, а кукла с чайника была ленивой управдомшей из их двора.
О том, смогут ли куклы снова стать людьми, и что им для этого придется сделать и осознать, Вы узнаете, прочитав «Настоящую комедию».

Иванов, А. Д. Загадка старинной куклы: повесть / А. Д. Иванов, А. В. Устинова. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 237 c. - (Детский детектив). -ISBN 5-04-000953-4 (в пер.)

Происходит вооруженное ограбление галереи старинных игрушек. Трое в масках уносят всё! Хозяйка галереи в отчаянии. Пятеро друзей начинают расследование и даже не подозревают, что за ошеломляющее открытие их ждет!


Каменная, Г. А. Приключения старой куклы: сказоч. повесть / Г. А. Каменная; рис. Л. Коммунар. - М. : Махаон, 2003. - 32 с. : цв. ил. - (Малышам о хорошем).

Эта повесть рассказывает о сказочных приключениях куклы, о дружбе и преданности старым друзьям. Книга предназначена для детей дошкольного возраста.


Келли Ф. Тайна тряпичной куклы: [повесть] / Келли Ф. ; [пер. с англ. С. И. Бестужевой]. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 219, с. - (Черный котенок)(Детский детектив).

Ночью в доме, где гостят на каникулах члены Детективного клуба, появляется таинственная незнакомка. Кто она такая? И почему ее так интересует старая тряпичная кукла? "Здесь кроется какая-то тайна!" - решают Холли, Трейси, Белинда и начинают новое расследование…


Кукольный бунт: То самое происшествие, которое записал под диктовку куклы Мими А.А. Федоров-Давыдов: сказки - М. : Профиздат, 1992. - 39 с.

"Вот так штука!.. На елке горели два восковых огарка, которые слабо освещали темную залу. А по полу двигалась целая процессия. Впереди шла кукла Матрешка, за ней Япончик, потом Робинзон, Полишинель, Петрушка, - да всех и не перечислишь...
Любопытнейшие приключения в кукольном мире, свидетелями которых стали маленькие Таня и Боря, наверняка заинтересуют детей, читателей этой занимательной книги.

Курчевский, В. В. Художники и куклы: [рассказы: для детей дошк. возраста] / В. В. Курчевский; худож. В. В. Курчевский. - М. : Малыш, 1989. - с. : цв. ил.

Книга содержит сказки познавательного характера, в которых главный герой - кукла по имени Чуфело Марзуфело знакомит ребят с другими куклами: из мультфильмов, из кукольного театра и из мастерской художника.

Моргунова, Л. Умницы-куклы: [стихи] / Моргунова Л. ; [худож. С. Болотная]. - Ростов н/Д. : Проф-Пресс, 2006. - с. - (Читаем детям).

Стихотворение о куклах для самых маленьких. Книжка с картонными страницами. На каждой странице у каждого героя «появляются» глазки с подвижными зрачками.

Никитина, Н. Вот какие куклы! : [стихи] / Никитина Н. / [худож. Н. Князева]. - Ростов н/Д. : Проф-Пресс, 2006. - с. - (Читаем детям). -ISBN 5-94582-753-3

Еще одно стихотворение о куклах для самых маленьких. Книжка с картонными страницами. На каждой странице у каждого героя «появляются» глазки с подвижными зрачками.

Фарфоровая кукла: [рассказ-страшилка] // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 23.

Девочка по имени Оля очень хотела фарфоровую куклу, но ее мама не могла ей купить эту куклы, потому что он очень дорого стоила.
Однажды странная старушка, хитро улыбаясь, подарила Оле куклу, ту самую, о которой Оля так мечтала!
Какие события последовали в жизни Оли и ее родителей после этого необычного подарка Вы узнаете, прочитав этот рассказ.


Шишкова-Шипунова, С. Генеральша и ее куклы: [роман] / С. Шишкова-Шипунова. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 350, с.

Все смешалось в доме генерала. В его семье все складывалось удачно - карьера неизменно шла в гору, идеальная жена, у которой есть роскошная и дорогостоящая коллекция кукол. И вдруг жена генерала исчезает из роскошного трехэтажного особняка на берегу моря... Похищение? Несчастный случай? Эта история показана глазами жены генерала и почти детективная история оборачивается психологической драмой.


Спрашивайте эти книги и журналы в библиотеках города Пскова!


Мастера-кукольники


Петербургский музей кукол - один из первых негосударственных музеев России, был создан в 1998 году при научно-методическом руководстве Российского Этнографического музея.

Основу музейных фондов составили несколько частных коллекций, которые сегодня пополняются современными авторскими и антикварными куклами.

Петербургский музей кукол - это единственный музей в Санкт-Петербурге, наиболее полно рассказывающий о куклах.

В 9 залах постоянной экспозиции, среди которых залы интерьерной куклы, сказки, русской фольклорной куклы, традиционных обрядов и праздников, залы "Театр и маскарад" и "Лесное царство", а также демонстрационные мастерские по изготовлению сувенирной куклы открывают посетителям мир кукол.

Важную часть экспозиции музея составляют куклы, текстильные коллажи, маски, выполненные студентами постановочного факультета Академии театрального искусства.


В пражском музее представлено более двух с половиной тысяч кукол Барби и три тысячи аксессуаров.

Среди коллекционных кукол можно увидеть куклу Барби в образе популярных звезд музыки и кино, как, например Шер, девушки Джеймса Бонда, Мерилин Монро, Элвиса Пресли, Элизабет Тейлор или Шакиры.

Также имеются Барби в образе знаменитых и популярных детских персонажей - Шрека, Гарри Поттера, Джека Воробья и Анжелики из фильма «Пираты Карибского моря», а также представителей саги «Сумерки».


Памятники куклам – литературным персонажам

В 2013 году в Самаре была открыта бронзовая скульптура Буратино - героя сказки Алексея Толстого "Золотой ключик".

Открытие скульптуры было приурочено к 130-летию со дня рождения писателя Алексея Толстого, который в Самаре провел свои детские годы.

Скульптура находится у ворот самарского литературного музея: бронзовый Буратино стоит, высоко подняв вверх руку с ключиком, у его ног - большая книга.

Памятник создавался на основе образа главного героя советского фильма "Приключения Буратино".

Скульптура литературному персонажу Ханса Кристиана Андерсена Оле-Лукойе является символом детского кукольного театра "Огниво" г. Мытищи (Московская область).
Она была установлена в 2006 году на территории театрального сквера.

Памятник гармонично дополняет здание театра, которое было отреставрировано в 2004 году, и стало своим внешним видом напоминать сказочный замок.

Скульптура представляет собой фигуру Оле-Лукойе, который стоит на одной ноге на шаре и держит в одной руке зонт, а на другую - одета кукла.

Оле Лукойе - литературный персонаж Ханса Кристиана Андерсена, основанный на народных сказках.

Имя Оле Лукойе состоит из двух частей: Оле - датское мужское имя, Лукойе переводится как «Закрой глазки».
Он носит подмышкой два зонтика, которые раскрывает спящим детям.
Для детей, которые вели себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками, который помогает им видеть красивые приятные сны, а непослушным детям Оле Лукойе открывает зонт без картинок и эти дети проводят ночь без сновидений.


Скульптурная группа «Памятник героям сказки Буратино» в Гомеле (Беларусь) расположена у здания Театра Кукол в сквере им. А.А. Громыко и состоит из следующих скульптур: слева от входа в театр – дразнящийся Буратино, справа у входа – Карабас-Барабас на тротуаре – Артемон, который везёт небольшую открытую карету, а в карете сидит Мальвина.

Скульптуры были установлены в 2007 году, автор скульптур – Валерий Кондратенко.


Скульптуры «Пьеро и «Мальвина и Артемон» в Киеве встречают зрителей у входа в Киевский академический театр кукол и появились здесь вместе с новым зданием театра, построенном в 2005 году.

Замечательные бронзовые скульптуры, изображающие героев сказки Алексея Толстого, сразу настраивают гостей на атмосферу чудесной сказки, волшебства и радости.

Фигурки сказочных героев настолько полюбились взрослым и детям, что сразу после их появления возникла традиция – нужно потереть нос Артемону, и все желания сбудутся. Зрители явно не пренебрегают этой забавой – нос пуделя отполирован до золотого блеска.

Скульптура Пьеро выполнена в полный рост персонажа и целиком вылита из бронзы.
Пьеро облачен в костюм с длинными рукавами, его левая рука протянута в сторону входа в театр, он словно приглашает детей внутрь заведения.


Стихотворения о куклах


Загадки про кукольный театр, кукольника и кукол

1. На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Куклы лежат.
2. Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?
3. Можно куклой покрутить,
Потянуть ее за нить.
На спектакле без конфетки
Послушны кто?
4. В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её ...
5. Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене...

6. Он веселый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно!
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный - просто душка -
Крикнет: "Здрасьте! Я... !"

7. Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые...

8. Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.


Народные приметы, связанные с куклами

Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если дети небрежно относятся к своим куклам - быть беде.

Куклы принесут хороший урожай, если с ними играют взрослые девушки.


Пословицы о куклах

Кто в куклы не играл - счастья не видал
С куклами возиться - бытию учиться
Первый ребёнок - последняя кукла
В поле пахать - не в куклы играть


Профессия "Кукольник" в рубрике "Проверено на себе" на телеканале "МИР"


Международный день кукольника: закулисье


Мультфильм "Лунтик. Любимая кукла"


Ответы на загадки: 1. Кукольник. 2. Театр кукол. 3. Марионетки. 4. Петрушка. 5. Кукловод. 6. Петрушка. 7. Матрешки.
8. Барби.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Профессия КУКЛОВОД Презентация к уроку

История возникновения Кукольный театр появился на площадях улиц, а создателями его были актеры-одиночки, которые являлись предшественниками сегодняшних актеров кукольных театров.

К укольные представления в наши дни Современные актеры кукольных театров работают также в шоу-бизнесе, где они ставят концертные номера, различные представления, пародии, снимаются в различных фильмах, организуют праздники. к уклы-гиганты, надувные куклы, куклы на запястье, паркетные куклы.

Разнообразие кукол-актеров Актеры-кукловоды могут исполнять роли как в кино, так и в спектаклях. Помощниками в этом являются куклы, разнообразие которых на сегодняшний день довольно значительное. Присутствие кукол – основное отличие кукловода от актеров остальных сфер. Куклы-марионетки

Куклы-марионетки, Пальчиковые куклы, Плоские куклы.

Особенности профессии Актер-кукловод воспроизводит образ при помощи тона речи, передает эмоции и чувства при помощи движения куклы, передает тем самым зрителю содержание сцены, пьесы и так далее.

Особенности профессии Для кукловода очень важна физическая сила, координация движений, ловкость, поскольку существуют куклы большие, неудобные и тяжелые. Кукловоды должны весь спектакль поднимать, подпрыгивать, бегать с куклам. Одновременно с этим он обязан озвучивать ее.

Особенности профессии Кроме того, актер должен обладать творческими свойствами: чувством юмора, харизмой, обаянием, правильной речью, литературными способностями, художественным вкусом. Помимо этого актер должен иметь отличную память и сообразительное мышление.

Особенности профессии Оказывается, что работа кукловода не так уж и проста, как кажется, когда вы сидите в зале и наблюдаете за великолепным представлением, которое представляет актер-кукловод.

Статья взята с сайта «Театр кукол им. А.К. Брахмана » Фотографии из сети интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Многие из актеров Центрального театра кукол пришли к профессии кукольников, пройдя школу драматического театра (МХАТ, театр Мейерхольда, Ярославский театр имени Ф. Г. Волкова и другие), где они уже были знакомы с «системой» Константина Сергеевича Станиславского. Постижение же «системы» в театре кукол было тем сложнее, чем более изощренные задачи ставил перед театром его постоянный постановщик, его главный режиссер. Многому способствовало личное дарование Образцова и его, казалось, стихийно-естественное приятие системы, органичное ощущение ее законов.

Один из ближайших соратников Образцова, актер и режиссер Е. В. Сперанский, вспоминает именно об этом, поражавшем актеров на первых порах качестве Образцова-актера. «Все было поразительно в его манере исполнения – и глубокая актерская искренность, и невиданные дотоле в театре кукол психологические паузы, и полные жизненных ассоциаций подтексты, точность каждого жеста, оправданность каждой интонации, совершенная слитность голоса актера и поведения куклы – все это производило ошеломляющее впечатление, открывало огромные перспективы в развитии актерского искусства в театре кукол».

Большинство актеров-кукольников сравнительно легко восприняло новый метод. Иной раз им казалось на репетициях, что они изучают только строй, логику слов и поступков персонажа пьесы, на самом же деле в это время происходила и наиболее тонкая, сложная часть работы актера: он привыкал к своему герою, вырабатывая привычку действовать и думать как бы от его имени. И чем фантастичнее были кукольные герои и неожиданнее – предлагаемые обстоятельства, тем увлекательнее оказывалось для актера «влезание в шкуру образа». И тем более привлекали его не столько сами поиски неповторимых повадок невиданных чудищ, сколько отбор из найденного тех крупиц сценического и словесного действия, которые становились доказательно-убедительными на сцене.

Обращение на первых этапах деятельности коллектива к освоению элементов «системы» Станиславского представлялось в ту пору многим деятелям искусства чудачеством, неоправданной претензией. Спустя два-три десятилетия работа по «системе» Станиславского в театре кукол стала аксиомой, вошла в практику советских кукольников как одна из азбучных истин. Недаром, собравшись в январе 1963 году на юбилейное заседание, посвященное памяти Станиславского, деятели театра кукол Г. Крыжицкий, В. Громов, Е. Сперанский и другие единодушно отмечали, какую огромную роль играет учение великого реформатора сцены в работе советского театра кукол. Притом подчеркивалось, что почти каждая из глав книги Станиславского «Работа актера над собой» – будь это «Действие!», «Если бы», «Предлагаемые обстоятельства» или «Воображение», «Сценическое внимание», «Куски и задачи», «Сверхзадача», «Сквозное действие» – имеет такое же прямое отношение к актеру-кукольнику, как к актеру драматического театра. Но однако работа кукольников над постижением образа по «системе» К. С. Станиславского содержала и свои огромные специфические трудности.

«Мы свободны в выборе физических возможностей героя» – это правило, провозглашенное мастерами ГЦТК, казалось, несло громадное облегчение в тех трудностях, какие всегда испытывали актеры драматического театра, связанные определенной «физикой» своего тела, лица, голоса. Мы знаем, с каким поразительным блеском были сыграны в ГЦТК его легендарные герои из лирико-героического репертуара – Аладдин, Труфальдин – и герои комические – персонажи «Необыкновенного концерта», «Чертовой мельницы», «Божественной комедии».

Свобода в выборе внешнего облика играемого персонажа не облегчила, однако, а неизмеримо усложнила работу кукольников. И актеру драматического театра, работающему по «системе» Станиславского, порой бывает весьма трудно подчинить весь свой сложный психофизический аппарат созданию художественного образа. Не менее, если не более сложен творческий процесс по переплавке актерского состояния в действия, поступки находящейся в руках актера театральной куклы. Ширма, с одной стороны, помогает актеру, скрывая всю кухню творчества. С другой – она требует добавочных усилий, чтобы донести до зрителя актерскую эмоцию, переплеснуть ее в зрительный зал. Актер здесь никогда впрямую не встречается со зрителем, в поле его зрения попадают лишь запястья, пальцы актера, вдетые в тело куклы.

Пересекаясь в точке движения куклы, встречные эмоции – актерская и зрительская – и высекают ту искру, которая делает куклу живой, думающей, чувствующей. Но как невероятно сложен этот способ ощущения актером зрителя через куклу! Как близка и слитна с актером должна быть кукла! Сколь естественными должны стать все ее анатомические причуды! И с какой непосредственностью, органичной легкостью должен актер импровизировать с этой куклой, воспринимая на лету и ощущая новые акценты, которые ему подсказывает его второй великий режиссер – зритель.

В театре кукол теперь говорят: актер и зритель общаются между собой через куклу. Добавим к этому, что не только со зрителем, но и с партнером актер общается лишь через куклу. Через куклу свою и куклу партнера ведет путь к сердцу живого человека – товарища по спектаклю. Это необычайно усложненное общение требует от актеров не только специальных профессиональных навыков – умения оживлять свою куклу, передавать через нее эмоцию ее кукольному партнеру и при всем этом ощущать рождение ответной эмоции у партнера-человека.

Актеры ГЦТК открыли для себя истину: как только играющий роль артист прекращает такую сложную, многослойную форму общения и обращается непосредственно к своему партнеру, кукла немедленно умирает в его руках. В том-то и дело, что живет она, театральная кукла, в этом условно-психологическом театре только при условии, если ее мертвое тело пронизывает искрящийся ток актерской человеческой эмоции, если действует вольтова дуга, воспламененная искрами пересекающихся эмоций, контактов играющих за ширмой актеров и смотрящих на кукол зрителей.

Не просто сделать куклу для этого театра. Еще труднее найти формулу бытования этой куклы. И сделать живыми все секунды жизни персонажа: ведь мертвой кукле, если она формальна, пуста, не за что скрыться, спрятаться. У нее нет ни живого человеческого обаяния, ни дыхания, ни мимики. А если кукла в этом театре не живет, не думает, не чувствует, она становится в лучшем случае гальванизированным трупом.

Общение разножанровых, разнофактурных кукол представляет собой особую сложность в этом театре. Помимо того, что ими может быть и не найден верный градус общения, различная условность, на которой строятся кукольные образы, может привести к взаимоуничтожению двух общающихся персонажей. Зритель не только в таком случае не поверит в правду происходящего на сцене – он усомнится в самой достоверности оживления мертвой материи. Он не только не увлечется логикой развития характеров, жизнью «человеческого духа» на сцене, но вообще станет относиться к этим куклам не более, чем к двум роботам – механическим манекенам.