Медаль будет учитываться если подавать на платное. Золотая медаль


Школьные медали в России впервые были официально введены в 1828 году «Уставом гимназий и училищ уездных и приходских» . До этого вручение различного вида школьных медалей происходило бессистемно и полуофициально.

Медали Росссийской империи

Начиная с 1828 года, золотые медали стали присуждаться выпускникам, показавшим отличные оценки по всем предметам гимназического курса. Их присуждал совет гимназии, чье решение в период до 1835 года подлежало утверждению университетом, а после 1835 года - учебным округом.
В 1835 году императором Николаем I была утверждена единая медаль для мужских гимназий «За успехи в науках». Лицевая сторона медали была украшена государственным гербом (двуглавым орлом). На обороте изображалась покровительница наук Минерва, стоящая с поднятым в левой руке светильником. В ее правой руке был лавровый венок, у ног – сова и атрибуты наук (свитки и глобус) и надпись – «ПРЕУСПЕВАЮЩЕМУ».
«Мужские» гимназические медали чеканились двух видов – большая из серебра, и малая из золота. Они просуществовали без серьёзных изменений до 1917 года.



Золотая медаль мужских гимназий имела диаметр 32-33 мм, вес 25-26 граммов и делалась из чистого золота 990-й пробы. Серебряная медаль изготавливалась из серебра и имела диаметр 43 мм.
Чтобы получить золотую медаль, нужно было иметь примерное поведение, оценки «отлично» по латинскому, древнегреческому языкам и математике и средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам.
В 1870 году, после утверждения положения о женских гимназиях, право быть награжденными золотыми и серебряными медалями наравне с юношами получили и девушки. «Женские медали» были двух видов, так как частью гимназий ведало Министерство народного просвещения, а над остальными шефствовала императрица Мария Александровна. На медалях, которыми ведала императрица, оборотная сторона украшалась венком из лозы и гроздей винограда и надписью «ДОСТОЙНЕЙШИМ ИЗ ОКОНЧИВШИХ КУРС В ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ».
Медали гимназий Министерства просвещения были украшены изображением покровительницы наук Минервы, стоящей со светильником и атрибутами наук у ног, но «в лёгкой тунике» и с надписью «ЗА БЛАГОНРАВИЕ И УСПЕХИ В НАУКАХ». На лицевой стороне обоих видов «женских» медалей единообразно выбивались профильное изображение императрицы и надпись «ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА».



Медали в царской России выдавались всем достойным, независимо от положения в обществе, сословия и социального статуса ученика или его родителей. Известны случаи, причем не единичные, когда медали получали даже дети государственных преступников. Однако, следует отметить, что даже при большом желании не все гимназии имели возможность отмечать успехи своих учеников золотыми и серебряными медалями. Все зависело от того, насколько богат был попечительский совет той или иной гимназии, ведь за медали, изготавливаемые из драгоценных металлов, нужно было платить.
Таким образом, в Российской империи считать школьные медали действительно общегосударственной наградой можно было лишь с большой натяжкой.
Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 года изменила существовавшие ранее порядки. В том числе была отменена и существовавшая ранее система награждения выпускников учебных заведений медалями. После 1917 года некоторые школы самодеятельно выпускали некое подобие школьных медалей - медалевидные жетоны на разнообразных подвесках, которые вручались особо отличившимся за годы учебы и особо одаренным ученикам, но все это было самодеятельно и бессистемно.

Первые медали СССР

Впервые в СССР золотые и серебряные школьные медали были введены, начиная с 1944-1945 учебного года постановлением Совнаркома СССР от 21 июня 1944 года «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Тогда же было принято решение проводить в школах выпускные экзамены для учащихся.
30 мая 1945 года вступило в силу «Положение о золотой и серебряной медалях «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», утвердившее образцы и описание самих медалей, а также образцы бланков аттестатов к ним.
Согласно этому положению, золотой медалью награждались лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи, имеющие примерное поведение и оценку «5» по всем основным предметам средней школы.
Если учащийся показал аналогичные знания при сдаче экзаменов, имел примерное поведение, но оценку «4» не более чем по трем из остальных основных предметов, то он мог награждаться серебряной медалью. При награждении медалями не учитывались оценки по пению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке.
Представление учащегося к медали оформлял педагогический совет школы, но решение о присуждении медали принималось областными и краевыми отделами народного образования.
Награжденные золотыми и серебряными медалями имели право поступления в высшие учебные заведения СССР без вступительных экзаменов, при этом в первую очередь принимались награжденные золотой медалью, а затем – серебряной.
Золотая и серебряная медали «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», вручаемые выпускникам средних школ в период с 1946 по 1954 год, имели один и тот же диаметр – 32 мм, а толщину – соответственно 1,5 мм и 2 мм.
Изготавливались медали из золотого сплава 583-й пробы и серебряного сплава 925-й пробы соответственно. Золотая медаль весила почти 11 граммов и была покрыта слоем чистого золота толщиной 3 микрона. Серебряная награда была чуть-чуть тяжелее и весила 15 граммов.
На лицевой стороне медалей на фоне расходящихся лучей изображена раскрытая книга, окаймленная снизу и справа лавровой ветвью. В верхней части, в центре расходящихся лучей, помещена выпуклая пятиконечная звезда. По окружности - надпись: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», обрамленная ободком из точек и бортиком. На оборотной стороне медалей изображение герба и сокращенная надпись наименования соответствующей союзной республики.



Московский монетный двор выпускал золотые и серебряные медали для каждой из существовавших в тот момент союзных республик. Надпись «За отличные успехи и примерное поведение» исполнялась на национальных языках союзных республик.
Аттестат зрелости и золотая медаль «номер 1» в РСФСР были вручены ученику одной из старейших школ города Москвы (№ 110, основана 27 ноября 1795 года), победителю Общемосковской математической олимпиады Евгению Щукину. После окончания школы Евгений продолжил свое обучение на физическом факультете МГУ, который окончил с красным дипломом. В 1967 году Евгений Дмитриевич Щукин стал профессором МГУ. В 1984 году его избрали в Национальную инженерную академию США, а в 1988 году - в Королевскую Шведскую Академию инженерных наук.

Медали образца 1953 года

С 14 декабря 1953 года в связи с изменением технологических условий изготовления медалей произошли некоторые изменения их параметров, прежде всего, изменился состав применяемых сплавов металлов.
Золотую медаль стали изготавливать из сплава 375-й пробы и дополнительно покрывать более высокопробным золотом методом гальванозолочения. Толщина этого слоя составляла 3 микрона, золота в медали осталось лишь 6 граммов.
Серебряная медаль по-прежнему чеканилась из серебра 925-й пробы. При сохранившемся диаметре 32 мм толщина медалей увеличилась до 3 мм. Дизайн медалей остался прежним.

Медали образца 1960 года

Начиная с 1959 года, в связи с переходом на новую систему школьного образования, золотыми и серебряными медалями стали награждать не только выпускников средних десятилетних школ, но и выпускников школ рабочей молодежи. Такой порядок существовал до 18 декабря 1968 года и был отменен в связи с произошедшей реорганизацией школ рабочей молодежи в средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением и в вечерние средние общеобразовательные школы.
С 15 марта 1960 года были введены новые образцы медалей. Рисунки на лицевой и оборотной сторонах золотой и серебряной медалей образца 1960 года были такими же, как на медалях образца 1945 года, а в надписи появилось уточняющие слова «в учении и труде» и она стала такой: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ, ТРУДЕ И ЗА ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ».
Обе медали увеличились в диаметре до 40 мм и стали изготавливаться из не драгоценных металлов: золотая - из томпака Л90, а серебряная - из мельхиора МН19. Поверхность медалей покрывалась тончайшими слоями драгоценных металлов в 5 микрон. Применялся метод гальванозолочения или гальваносеребрения (на медаль расходовалось: золота в количестве 0,307 г., серебра – 0,167 г.).
После принятия 18 декабря 1968 года Постановления «Об изменении порядка награждения золотой медалью оканчивающих средние общеобразовательные школы и установлении похвальной грамоты для оканчивающих эти школы» награждение серебряными медалями было временно прекращено.
Теперь для награждения золотой медалью требовалось иметь годовые оценки «5» по всем предметам за время обучения в 9-10 классах, сдать выпускные экзамены с оценкой «5», примерно вести себя и активно участвовать в общественной жизни школы.

Медали образца 1977 года

После принятия новой Конституции СССР 7 октября 1977 года в герб РСФСР были внесены изменения - добавлена красная пятиконечная звезда с золотым кантом в верхней части венка. Некоторые изменения произошли и в гербах других союзных республик. В связи с этим на гербовой стороне школьных медалей появились новшества, касающиеся государственных символов. Каких-либо других изменений на медалях данного образца не было.
В 1985 году Совет Министров СССР постановлением от 6 августа реабилитировал серебряную медаль, которую стали вручать выпускникам по итогам 1985-1986 учебного года. Монетный двор стал чеканить серебряные медали по образцу золотых 1977 года, но с надписью: «ЗА УСПЕХИ В УЧЕНИИ, ТРУДЕ И ЗА ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ». Кроме изъятия слова «отличные», изменений в размерах и дизайне по сравнению с образцом 1977 года не было.
Изменился и состав сплава, из которого изготавливались серебряные медали. Вместо мельхиора стал использоваться томпак. Толщина серебрения увеличилась до 6 микрон.
Данные образцы медалей вручались учащимся вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991 году.

Медали Российской Федерации образца 1993 и 1999 годов.


После того, как СССР прекратил свое существование, в большинстве вновь образованных государств были введены свои школьные медали.
Учащимся школ Российской Федерации некоторое время вручались золотые и серебряные медали «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ», которые представляли собой правильный круг диаметром 40 мм, толщиной 3 мм.
На лицевой стороне был изображен развернутый свиток, поверх которого расположена печать с оттиском Российского герба. В верхней части медали - надпись «POCCИЯ», под оттиском печати - текст в две строки: «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ / В УЧЕНИИ». На оборотной стороне - под лучами солнца изображение женщины с раскинутыми руками, в нижней части - растительный орнамент.
Золотая и серебряная медали данного вида изготавливались из сплавов соответственно золотистого и серебристого цветов.
С 3 марта 1999 года вступил в силу приказ Министерства образования РФ «Об утверждении Положения о золотой и серебряной медалях «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ».
Золотая медаль «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ» изготовлена из сплава золотистого цвета и представляет собой правильный круг диаметром 40 мм, толщиной 3 мм. На лицевой стороне в верхней части - раскрытая книга, в центре надпись в три строки: «ЗА / ОСОБЫЕ УСПЕХИ / В УЧЕНИИ». Ниже - № и горизонтальная черта.
Над чертой гравируется порядковый номер медали, соответствующий номеру на специальном бланке аттестата зрелости (в аттестате, помимо отметок, указано - медалью какого достоинства награжден учащийся). Внизу помещены расходящиеся (влево и вправо) ветви пальмы, под ними знак Московского монетного двора. На оборотной стороне в центре - герб Российской Федерации. По окружности надпись: «РОССИЙСКАЯ» (в верхней части) «ФЕДЕРАЦИЯ» (в нижней).
Серебряная медаль изготовлена из сплава серебристого цвета и по всем параметрам аналогична вышеописанной.

Медали Российской Федерации образца 2007 года.



Приказом № 1 от 09 января 2007 года Минобрнауки России утвердило «Положение о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ».
Золотая и серебряная медали «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ» представляют собой диск диаметром 40 мм с выступающим кантом с обеих сторон.
На лицевой стороне медали посередине - рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации, под ним - декоративная лента, расположенная по нижней окружности, выполненная в технике эмали и представляющая собой цвета государственного флага России (белого, синего и красного цветов). Над гербом по верхней окружности расположена выпуклая надпись «Российская Федерация».
На оборотной стороне медали посередине расположена выпуклая надпись «За особые успехи в учении». По окружности размещены две пальмовые ветви, перевязанные внизу декоративной лентой.
Диаметр обоих видов медалей 40 мм, толщина 3 мм. Толщина слоя покрытия золотой медали золотом 2,0 мкм, подложка серебром 3,0 мкм. Толщина слоя покрытия серебряной медали серебром 6,0 мкм.
На оборотной стороне медали методом штамповки наносится товарный знак предприятия-изготовителя.
Каждая медаль упаковывается в пластиковый или бархатный футляр.
С 2009 года были отменены льготы, предоставляемые «золотым медалистам» при поступлении в высшее учебное заведение.
Если раньше медали эксклюзивно производили на Московском монетном дворе (ММД), то с 2003 года, когда в соответствии с приказом Минобразования «Об изготовлении ученических медалей» управления образования субъектов РФ получили право самостоятельно выбирать изготовителя и размещать заказ, их начали штамповать еще два предприятия: ООО «Завод «Мосштамп» и ООО «Экспериментальные художественные мастерские».

Медали «За особые успехи в учении» с 2014 года.

С начала 2013-2014 учебного года вступил в силу новый закон об образовании, который отменяет награждение выпускников школ золотыми и серебряными медалями и устанавливает новые образцы аттестатов о среднем общем образовании с отличием, похожие на аттестаты обладателей золотых медалей.
Теперь решение вопроса «вручать или не вручать медали?» полностью зависит от региональных властей.

Нужно ли раз и навсегда отменить школьную золотую медаль? Если нет - то как встроить эту престижную награду в систему единого государственного экзамена (ЕГЭ)? Эта тема обсуждается последние полгода - от выступлений представителей высшего образования на VII съезде Российского союза ректоров до парламентских слушаний, посвященных итогам ЕГЭ за 2002 год, где свои аргументы против золотой медали высказывали руководители регионального образования.

Золотой дождь

Новый этап в истории золотой медали наступил в 1995 году: в это время, впервые за несколько десятилетий, на российские школы хлынул золотой дождь. Менее всего его ожидали руководители образования. "Этот взрыв для нас неожиданность, - прокомментировали тогда в Министерстве образования. - Но мы бы остереглись говорить об абсолютном повышении уровня знаний учащихся. Это вообще трудно определить".

Неожиданная волна пылкой любви к учебе, захлестнувшая Россию, привела к тому, что в выпускных классах нестоличных школ (чаще всего это были школы с углубленным изучением предмета) с 1995 года ежегодно оказывалось по три-четыре золотых медалиста. Некоторые московские школы насчитывали в каждом выпуске по восемь медалистов.

Учителя нашли объяснение феномену. В начале 90-х было создано множество школ с углубленным преподаванием предмета. Как только первые гимназисты и лицеисты стали сдавать выпускные экзамены, по всей стране - от Калининграда до Магадана - прокатился девятый вал, состоящий из золотых и серебряных медалей. Выпускники гимназий, лицеев и спецшкол показывали блестящие результаты потому, что выпускные экзамены у них принимали по общешкольным экзаменационным материалам. А эти материалы были рассчитаны на более скромный уровень знаний.

"Перепроизводство" золотых медалистов имело и другие, гораздо более далеко идущие последствия. Оно сделало невыносимой работу приемных комиссий вузов. Медалистам, как известно, положена льгота - зачисление по результату первого, сданного на "отлично" экзамена. После 1995 года во всех престижных вузах стал традицией такой расклад: на 10 свободных мест претендовали около 60 золотых медалистов.

Погрузившись в "золотой" поток, руководители приемных комиссий вузов определили: только треть медалистов на вступительных экзаменах подтверждают свой высокий уровень. Такова общероссийская статистика.

Неудивительно, что в высших учебных заведениях школьную награду "За успехи в учебе" рассматривают как знак отличия местного значения. Сегодня золотая медаль вызывает доверие только в том регионе, в котором была выдана школьнику. Да и то не всегда.

Особенности национальных традиций

В остальном высшая школьная награда - это золотой плод, падающий счастливчику в руки в результате негласного соглашения между школой, учеником и его родителями.

Еще в начале девятнадцатого века классики обронили замечание, что экзамен на чин коллежского асессора следует сдавать на Кавказе. Там что-то помогает экзаменуемому: вероятно, климат. Заметим, что климат этот остается благодатным и по сей день.

В России численность золотых медалистов на душу учащегося населения привлекательно увеличивается, если двигаться с севера на юг.

По статистике последних лет, на Сахалине получить золотую медаль может каждый 596-й школьник, в Московской области - каждый 253-й, в Саратовской - каждый 158-й, в Ростовской - каждый 55-й, в Республике Ингушетии - каждый 39-й, в Краснодарском крае - каждый 38-й, в Ставропольском крае - каждый 29-й, в Республике Кабардино-Балкария -

каждый 18-й.

Кабардино-балкарский рекорд по числу золотых медалей на душу населения побить в России не удастся, по всей видимости, никогда и никому. На все вопросы Министерства образования кабардинцы отвечали, чтобы им не мешали блюсти национальные традиции.

По одной в руки!

Но не только национальные традиции увеличили число золотых медалистов. С каждым годом в стране становится все больше школьников, которые медаль "За успехи в учебе" (точнее, сопровождающие ее документы) купили сами.

Откуда берутся "свободные" золотые медали, которые можно продать и купить? Дело в том, что медаль доходит до своего владельца долгим путем. И на этом пути есть немало закоулков.

Гознак начинает собирать заявки на золотые медали ровно задолго до того, как потенциальный медалист закончит школу. Как правило, перечень счастливчиков, которые получат золотую медаль в будущем году, определяется школой и руно ровно за год. Год ведомственной переписки необходим, чтобы вовремя (на выпускном вечере) выдать школьнику его "серебро" или "золото". Бюрократическими проволочками объясняется и тот факт, что "непотенциальный" медалист заслуженной золотой медали не получит никогда и ни при каких обстоятельствах, как бы блестяще он ни сдал экзамены. Ему просто скажут: "Нет, Вася, ты медали недостоин".

А ведь система проста: нет заранее оформленного документа на медаль - не будет и медалиста.

Только в последние годы, чтобы восстановить справедливость, "внеочередным" медалистам все-таки стали выдавать их заслуженные награды. Иногда их заказывают вдогонку и выдают их, увы, полгода или год спустя...

Проследим дальше путь золотой медали. С Гознака нужное количество школьных наград отправляют по всей России фельдъегерской связью с приложением накладных. Заказ попадает сначала в региональный орган управления образованием, где все накладные записываются в книгу учета бланков аттестатов, золотых и серебряных медалей и похвальных листов, с указанием номера и серии поступивших документов, а затем аттестаты и медали распределяются по школам. В школе только что прибывшие аттестаты записываются в такой же школьный кондуит.

Медали получаются по накладной и кладутся в школьный сейф.

В XVIII веке первая российская гимназия последовала традициям своих французских коллег, выдав своему лучшему выпускнику золотую медаль. Настроенный на благодушный европейский лад директор гимназии и не подозревал, что основывает традицию, которой на Руси суждена долгая и странная жизнь. А между тем случилось именно так. Уже в Европе XVI века руководители школ иезуитов, дававшие детям самое престижное для своего времени образование, отмечали медалями лучших школьников. Тот же обычай был перенят на рубеже XVIII и XIX веков в школах для девочек, основанных монахиней-педагогом Магдаленой-Софией Бара и конгрегацией Святейшего Сердца Иисуса (Сакре Кер). Эти школы, дававшие девушкам превосходное образование (включая древние языки и логику), вызывали любопытство и зависть у образованных россиян пушкинской поры. Так что невинный обычай награждать медалями лучших мальчиков и девочек имел в Европе долгую историю. Но, угодив на российскую почву, благостная образовательная традиция приобрела в России окраску не менее экзотическую, чем сарафаны национальной игрушки - куклы-матрешки.

Украсть аттестат!

Кражи школьных золотых медалей - случай редкий. Несмотря на огромный престиж в российском обществе, этот желанный предмет, по сути дела, не более чем жестянка. До

40-х годов прошедшего столетия желанный школьный трофей покрывал слой позолоты. После Великой Отечественной войны руководители страны решили, что позолота - это слишком. В 50-е годы школьная золотая медаль стоила 40 копеек, затем - 90. В 70-е годы ее цена поднялась до рубля сорока копеек. До кризиса 1998 года школьная золотая медаль оценивалась на Монетном дворе приблизительно в 60 рублей. Она представляет собой кругляшок из томпака (монетной бронзы). Серебряная медаль "За успехи в учебе" делается из посеребренного нейзильбера (сплав мельхиора) и прозаически напоминает о столовых ложках. Как сообщили мне в Московском обществе фалеристов, повышенным вниманием коллекционеров золотые и серебряные медали "За успехи в учебе" не пользуются.

А вот за "золотыми" аттестатами идет охота...

Сама по себе медаль привилегий не дает. Зато некоторые возможности можно извлечь из сопровождающего ее аттестата. Каждую золотую или серебряную медаль должен сопровождать особый "золотой" или "серебряный" атттестат. Внутри этих аттестатов еще на Гознаке пишется особыми буквами, что школьник (имярек) получил золотую (серебряную) медаль.

Произвольно заказывать аттестаты нельзя: их число должно соотноситься с медалями приблизительно как 1:2. Если на Монетном дворе представителями образования российской территории заказывается тысяча золотых медалей, то к ней на Гознаке прибавляется заказ на полторы тысячи специальных, тисненных золотом аттестатов. Заказывать пятьсот лишних аттестатов только для золотых медалистов обходится в немалые деньги. Но территории на это идут. Школьные аттестаты, которые по сей день заполняются только вручную, легко испортить. Поступивший из региона заказ в тысячу золотых и три тысячи серебряных медалей (сам по себе он ненаказуем, потому что считается, что местные власти заказывают медалей на год-два вперед) дает возможность легально заказать на Гознаке огромное количество лишних аттестатов самых престижных форм - для золотых и серебряных медалистов.

Нередко случается, что именно эти аттестаты становятся предметом купли, продажи и кражи.

Органами внутренних дел по всей России возбуждено немало дел по факту кражи из руно или школ бланков школьных аттестатов. Одна из самых феерических краж этого рода была обнаружена в апреле 1998 года в Московской области, когда злоумышленники увели четыре тысячи сто три аттестата для девятиклассников и семьсот аттестатов для выпускников школ!

Зачем красть аттестаты? Затем, что именно "золотой" аттестат, а вовсе не медаль предъявляется абитуриентом в приемной комиссии в доказательство своего права сдавать экзамены на льготных основаниях.

Ни одного дела о предъявлении в приемных комиссиях вузов фальшивых "золотых" аттестатов органами МВД заведено не было. Предьявителей липовых школьных аттестатов (большинство из которых имеют номера, числящиеся за школьными аттестатами, направленными в конце 90-х в Чеченскую Республику) сотрудники приемных комиссий вычисляют по внешнему виду. И, как правило, заворачивают.

Подозрительную ситуацию регулируют сами вузы. И не ловлей "фальшивомонетчиков" в приемных комиссиях, а ужесточением вступительных экзаменов.

Горе медалисту

На парламентских слушаниях, посвященных результатам ЕГЭ 2002 года, руководитель образования Оренбургской области Исаак Калина (ныне заместитель генерального директора издательства "Просвещение") в своем выступлении подчеркнул: блестящие баллы на ЕГЭ продемонстрировали победители предметных школьных олимпиад, а вовсе не кандидаты на золотую медаль. "На вступительных экзаменах в наш университет только 31 процент золотых медалистов подтверждают свои знания", - согласился с ним ректор Новгородского университета им. Ярослава Мудрого Анатолий Гавриков.

У руководителей образования из разных регионов России нет сомнений: золотая медаль больше говорит о весе родительского кошелька и о предприимчивости ученика, чем о его знаниях.

Поэтому они разрабатывают другие льготы для поступления в вузы. С 2004 года в России будет запущена система школьных предметных олимпиад. Их победители получат право поступления в вузы без конкурса.

Жестко высказался на съезде Российского союза ректоров ректор МГУ Виктор Садовничий. Он настаивает на праве Московского государственного университета проводить вступительные экзамены, корректирующие результаты ЕГЭ (а заодно отсеивающие липовых золотых медалистов).

Уже известно, что МГУ станет первым в обсуждаемом ныне списке ведущих вузов страны. Эти высшие учебные заведения (ориентировочно числом пятнадцать) смогут устанавливать дополнительные вступительные испытания по своему вкусу.

Куплю медаль, повешу на стену!

Не так сурово относится к школьному "золоту" министр образования Владимир Филиппов.

"Золотая медаль останется, - заверил министр на одной из пресс-конференций. - Она не должна играть роли на ЕГЭ. Но при прочих равных условиях наличие золотой медали должно перевешивать при зачислении в вузы. Нужно такую систему разрабатывать. Например, в Российском государственном университете дружбы народов, ректором которого я был, на восемь мест по лингвистике ежегодно претендовали 65 золотых медалистов. Приходилось располагать медалистов в порядковом рейтинге. Понятно, что будет с медалистом, если на ЕГЭ он не подтвердил свои знания. А как распределить позиции этого рейтинга, если

"Дело в нестыковке шкал. Когда мы придем к другой шкале оценок, тогда и статус медалиста станет иным", - оптимистично высказался ректор Новгородского университета Анатолий Гавриков.

Иными словами: когда введение ЕГЭ лишит золотую медаль ее поступательной силы, образовательные чиновники наконец перестанут раздавать школьное "золото" направо и налево. И тогда, быть может, присуждать медаль станут и впрямь за успехи в учебе.

Даже если эксперимент с ЕГЭ покажется правительству неудачным, через несколько лет демографический спад приведет к тому, что двери большинства российских вузов будут открыты для всех желающих. Положенные для медалистов льготы при зачислении больше не понадобятся. Куда же деть золотые медали, позволяющие стольким людям чувствовать себя при деле (да еще и зарабатывать деньги)?

"Почему бы нам не сделать золотую медаль настенной - как грамоту?" - недавно предложил Владимир Филиппов.

Все-таки министру образования жаль расставаться со старой подругой.

До 1917 года золотая медаль не была в России общенациональной: выпускники гимназий получали эту почетную награду, если таково было решение совета гимназии. До 1835 года это решение утверждалось местным университетом, а с 1835-го - учебным округом. В некоторых трудных случаях присуждение золотой медали было делом политическим: когда директор гимназии Ф.Керенский (отец будущего главы российского Временного правительства) отдал распоряжение выдать золотую медаль выпускнику В.Ульянову (брату известного террориста), это событие вызвало пересуды. Для того чтобы получить медаль, гимназисту прошлых лет надо было иметь оценки "отлично" по латинскому и древнегреческому языкам и математике, средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам и правильное поведение. В СССР решение награждать школьников золотой медалью было утверждено постановлением СНК в 1945 году. В 1968 году были отменены серебряные медали и введены грамоты "За особые успехи в изучении отдельных предметов". По итогам 1985/86 учебного года школьникам вновь стали присуждать серебряные медали.

Светлана КИРИЛЛОВА

Первое сентября (Москва) , N036

С 2009 года упразднены льготы на поступление в вузы выпускникам, получившим в школе золотую медаль за отличную учебу. Событие вызвало бурю негодований и массу вопросов общественности, которые не утихают до сих пор. Попробуем разобраться, зачем нужна золотая медаль в школе, как ее получить и какие преимущества она дает будущему студенту?

За окончание школы вручается ученикам, чьи итоговые оценки за два выпускных года были исключительно отличными. Заработать средний балл в размере 5,0 не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы получить высшую оценку, ученику необходимо не только решать все контрольные и самостоятельные работы на «отлично», но и выполнять домашние задания, усиленно заниматься дополнительно. Хорошие отношения с преподавателями также могут повлиять на итоговый результат. С некоторых пор, а именно со времен введения ЕГЭ, жизнь простого школьника существенно осложнилась. Чтобы хорошо подготовиться к итоговой аттестации, необходимо посещать различные факультативы и элективы. Многие ученики пользуются услугами индивидуальных репетиторов, которые и натаскивают их на решение тестов, дают советы по написанию эссе и сочинений. С репетиторами занимаются как ученики «слабые», так и те, кто претендует на медали. Как ни странно, но услугами индивидуальных преподавателей пользуются и олимпиадники, и отличники. В наше время конкуренция существенно возросла, поэтому золотая медаль в школе - еще не повод расслабляться и забросить учебу. Если троечники и хорошисты с помощью репетиторов изучают новый материал, зубрят теорию, то отличникам нужна практика и опыт решения ЕГЭ.

Несмотря на то, что с некоторых пор золотая медаль в школе при поступлении в вуз по закону ничего не значит, ректоры университетов вправе самостоятельно решать, учитывать информацию о получении медали абитуриентом или нет. Возможно, приемной комиссией будут отдельно рассматриваться выпускники, получившие медаль, но особых прав на поступление это не дает. Если раньше золотая медаль в школе гарантировала облегченную задачу вступительных экзаменов, льготное попадание в престижный вуз, то сейчас подобные привилегии окончательно потеряли силу. Тем не менее, сохранились льготы для олимпиадников. Победители и лауреаты всероссийских и всемирных соревнований в области науки и спорта имеют право поступать в вуз на особых основаниях. Как стало известно, в будущем планируется и то, что победители региональных и республиканских олимпиад будут иметь возможность поступить в вуз своей области на льготных основаниях.

Несмотря на все факты, говорящие против ее получения, школьная медаль остается особым знаком отличия, который выделяет ученика со способностями, интеллектуала от обычного среднестатистического выпускника. Медаль - гордость для родителей преподавателей и родственников будущего студента. Также медалистов приглашают на особый бал, где собираются государственные деятели, министры образования и элита города (республики). На балу выпускникам вручаются серебряные и золотые трофеи, дипломы и подарки. По классической схеме заканчивается торжество фуршетом в честь лучших выпускников.

Наверняка каждый из нас задумывался или даже мечтал о том, что было бы здорово получить золотую медаль за успешное окончание школы… Но, к сожалению, далеко не многим это удалось. А теперь представьте, какую ответственность на себя взяли выпускники, чьи имена теперь значатся в списках лучших, чьи фотографии висят на досках почета. Их отличные знания в той или иной области будут помнить долгие годы в стенах школы преподаватели и дирекция. Их фамилии часто будут на устах классных руководителей. Об этих учениках говорил весь класс, их восхваляли и ругали, ими восторгались и обижали, но они выдержали и, несмотря ни на что, получили свою заслуженную медаль!

Лишние баллы при поступлении в университет, но при этом бессонные ночи в одиннадцатом классе в надежде выучить материал для урока и получить очередную пятерку. Для чего вообще нужна золотая медаль, да и нужна ли? Может, лучше спокойно готовиться к ЕГЭ по выбранным предметам, чем пытаться успеть все? Узнали, что об этом думают обладатели трофея.

Екатерина Лапицкая:

НАСЛАДИТЕСЬ ПОСЛЕДНИМИ ГОДАМИ В ШКОЛЕ

В первую очередь, золотая медаль – это повод гордится собой. К тому же, это радость для себя, родителей и близких людей, потому что в моей семье, например, никогда прежде не было медалистов.

Я стала отличницей только в девятом классе. После успешного получения первого диплома, мне не хотелось сдавать позиции, и я решила дойти до конца с положительными оценками. Однозначно, это было не просто. Десятый и одиннадцатый класс оказались для меня самыми сложными. Когда ты отличник, у тебя есть некоторая ответственность – нужно всегда быть готовым к уроку. Если на занятиях проводится опрос, то вероятность, что тебя спросят, если никто другой не знает ответа, увеличивается в несколько раз. Это было для меня сильным стрессом. На контрольных или самостоятельных самым страшным было услышать результат. Я вроде бы и уверена, что сдала хорошо, но все равно боялась, что не будет пятерки.

На самом деле, в этот период я очень сильно зацикливалась на оценках. На домашнюю работу у меня уходило довольно много времени, в то время как некоторые одноклассники развлекались и не волновались насчет своей успеваемости, в отличие от меня. Иногда я жалела, что решила добиться медали.

На данный момент я не считаю, что эти старания оправданы. Дело в том, что при поступлении в университет дополнительные баллы дают при дипломе с отличием, но при этом у тебя может не быть медали. По сути, медаль принесла мне лишь временное удовлетворение и осознание, что у меня получилось добиться поставленной цели. Для диплома с отличием можно было бы стараться чуть меньше, чем для медали. Те периоды, когда я училась, не приносили мне много радости. Я могла бы заниматься какими-то другими интересными делами, но была сфокусирована только на учебе. Не скажу, что это было очень-то здорово.

По моему мнению, если школьнику очень нравится учится, и это не приносит никаких трудностей, можно идти на золотую медаль, почему нет. В принципе она просто дополнение к диплому с отличием.

Я бы лучше посоветовала выпускникам насладится этими последними годами в школе и уделить внимание экзаменам. Ну и еще стремление к получению медали и диплома с отличием порождает перфекционизм. По себе знаю, что после высоких оценок понижать планку не хочется, и тем самым ты стараешься выполнить все на 100%, но идеального результата так и нет.

Анастасия Белая:

НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО НАДО ИДТИ НА ЗОЛОТУЮ МЕДАЛЬ

В первую очередь, золотая медаль дала мне внутренних сил, новый толчок к достижению целей. Что касается поступления в вуз, благодаря красному диплому меня взяли на бесплатное обучение в институт.

На самом деле, я сначала и не надеялась получить медаль. Я даже не рассчитывала на такой поворот событий. Я просто, как и всегда, серьезно относилась к учебе на протяжении десятого и одиннадцатого классов, выполняла все домашние задания, участвовала в олимпиадах, выступала с докладами и старалась получать только положительные оценки. Два года промчались незаметно, и вот мне уже сообщают о том, что я – отличница, я – медалистка!

Переживания и сильные эмоции были всегда. Я очень волновалась за учебу: за самостоятельные, контрольные, лабораторные работы и просто за уроки. Часто засиживалась допоздна ради подготовки. Проблемы, безусловно, тоже были. Многие темы и даже сами предметы было тяжело понять, но усердием и трудом все постигалось.

На самом деле, я не могу сказать, что медаль – это признак ума, для меня – это скорее показатель труда, упорства. Вспоминая сейчас школьные годы, я с уверенностью могу заявить, что выкладывалась по полной, прилагала все усилия, поэтому золотая медаль – заслуженная награда.

Я не считаю обязательным идти на золотую медаль, без нее возможно прожить. По моим наблюдениям, нет особой разницы между медалистами и теми, у кого ее нет.

Мария Стаина:

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ МЕДАЛИ Я ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЛА

Золотая медаль дала мне два балла при поступлении и, как следствие, прохождение в первой волне. Без нее я бы прошла по второй и просто поволновалась бы на несколько дней больше. Но все равно бы поступила на бюджет туда, куда и хотела.

Для получения медали я практически ничего не делала. Мне очень легко давалась учеба в школе. Контрольные работы всегда сдавала раньше всех без подготовки, достаточно было побывать на уроке. Домашнее задание практически не делала, из-за этого часто и возникали проблемы, но школе нужна была медаль, и ее наличие – заслуга, скорее, учителей и директора с завучем, чем моя.

Стараний не было, я в лицо директору говорила, что мне не нужна медаль, просила отстать от меня.

Если школьникам нужно прилагать усилия, чтобы учиться на одни пятерки, то это хорошо, потому что медаль – цель, к которой можно и нужно стремиться. Но нервов, которые она отнимает за последние два школьных года, это не стоит. Если бы она давала больше привилегий, тогда – да. А так без медали можно спокойно прожить, как и живет большинство. У меня в группе на первом курсе из 32 человек, если не ошибаюсь, 24 медалиста было. Все очень разные. Моя медаль, по сути, ничего не значит, учусь я плохо. А некоторые и без медали гораздо успешнее и ЕГЭ сдали, и учатся сейчас. Так что опять же, медаль, на мой взгляд, устарела.

Нужна ли золотая медаль современному школьнику? Какие преимущества она дает? Как заполучить эту престижную награду? Давайте разбираться вместе.

Золотую медаль вручают в торжественной обстановке

Немного об истории награды

Первую золотую медаль выдали ученику в 1828 году, еще в Российской империи. С тех пор ее несколько раз отменяли, затем снова возвращали. Последняя отмена состоялась в конце 2013 года. Причина -- медали выдавали в огромном количестве, при этом не всегда обоснованно. Кроме того, тогда они не давали никаких преимуществ при поступлении. Такое решение Минобрнауки вызвало негативную реакцию у общества, поэтому было пересмотрено Госдумой. В мае 2014 года президент подписал указ, согласно которому школы стали вновь выдавать ученикам золотые медали «За особые успехи в учении».

Как получить золотую медаль?

Решение о выдаче золотой медали принимает педсовет школы и согласовывает его с местным отделом Минобразования. Для получения награды нужно выполнить определенные условия:

  • Иметь итоговые оценки «отлично» по всем предметам обязательной школьной программы за 10-й и 11-й классы.
  • Успешно пройти итоговую аттестацию - набрать баллы по ЕГЭ выше минимальных.

Кроме того, педсовет учитывает:

  • Поведение ученика - оно должно быть примерным.
  • Активное участие в общественной и спортивной жизни школы.
  • Достижения на районных, городских или областных олимпиадах.

Золотая медаль - престижная награда за особые успехи в учебе

Какие преимущества дает золотая медаль

Конечно, медаль не откроет вам двери во все , но некоторыми бонусами все же обеспечит. При поступлении она дает:

  • дополнительные баллы, которые суммируют с результатами ЕГЭ;
  • преимущество на зачисление, если вы и другой абитуриент без медали наберете одинаковое количество баллов.

Для подтверждения наличия у вас золотой медали необходимо предоставить приемной комиссии аттестат.

Какое количество баллов начисляют вузы за золотую медаль

При поступлении в 2018 году вы сможете получить до 10 дополнительных баллов включительно. Какие цифры установить, решает каждый вуз самостоятельно. Информацию о дополнительных баллах можно получить на официальном сайте конкретного вуза. Для этого нужно найти в правилах приема раздел «Индивидуальные достижения». Вот какие дополнительные баллы в 2018 году установили некоторые известные учебные заведения страны:

Каждый год могут устанавливаться разные баллы.

Количество дополнительных баллов за золотую медаль каждый вуз устанавливает самостоятельн

Законодательство не стоит на месте - условия получения медали ужесточаются, а ее обладатели получают дополнительные льготы. Главный упор делается на то, чтобы медали выдавали заслуженно и объективно. Все в ваших руках, дерзайте!

Комментарии

Т.е если за 6 или 8 класс есть 4ки или 3ки, можно получить золотую медаль?

Muxa Ckomapob, можно. Роль играют только оценки за 10-11 класс. И там не обязательно иметь все 5, главное чтобы среднее арифметическое по предмету было 5. Наример, в 1 полугодии 10 класса у меня была 4 по химии и по биологии, за остальные полуголия везде были 5 и у меня есть золотая медаль. (Выпустилась в 2018, думаю ничего не изменилось)

Muxa Ckomapob, если вы уже закончили 9 классов, то вы получили аттестат о неполном среднем общем образовании. В 10-11 классе отсчет начинается заново.

Получается ни какого смысла нет тянуть лямку 11 лет, ради 2х баллов при поступлении...
Раньше я слышал, что при наличии золотой медали, сдавали только один экзамен в ВУЗ?

Muxa Ckomapob, добрый день! Золотая медаль не дает никаких преимуществ при поступлении, кроме баллов. Будет ли конкретный вуз давать за нее баллы и сколько баллов, определяется внутри вуза. Иногда дополнительные 2-3 балла могут помочь выпускнику поступить на бюджет. Но если медаль дается очень трудно, то лучше сосредоточиться на подготовке к ЕГЭ. Поскольку от нее зависит основной результат.