Метод архетипические стадии большого круга мандалы. Применение мандалы в психологическом консультировании

В настоящее время в психотерапии всё большую популярность обретает один из самых древних методов индивидуальной терапии — рисование сакральных кругов — мандал. Данный метод получил название мандалотерапия, совмещая арт-терапию с магическими свойствами мандал.

В переводе с санскрита слово "мандала" означает круг и представляет рисунок в круге. В своём более глубоком значении слово "мандала" — извлечение сущности. Это глубинная работа с нашим бессознательным, которая помогает обретению целостности, восстанавливает гармонию нашей души. Наиболее известны мандалы в буддизме, индуизме, где медитация с ними имеет ритуальное значение и одновременно с этим происходит процесс самоинтеграции.

К. Юнг был первым из психологов, кто рассмотрел в мандалах возможность мощного терапевтического лечения пациентов, которые ищут свою индивидуальность, Дезинтеграция — одна из основных проблем современного общества, которую Юнг предвидел. Мандалотерапия — одно из самых сильных и эффективных средств, которое даёт человеку жизненные силы, помогает стать тем, кем человек есть на самом деле. Позднее его идеи получили развитие в трудах американской исследовательницы Дж. Келлог, создавшей "Архетипические стадии Большого круга мандалы" . Руководствуясь данными архетипами, можно определить состоянии психики человека, а также определить причину затруднений, а значит и избавиться от неё.

К этой практике обращаются каждый раз тогда, когда нужно решить какую-то конкретную задачу:

  • Разрешение конфликтов;
  • Улучшение общего состояния;
  • Упадок сил;
  • Излечение болезни;
  • Изменение жизненной ситуации;
  • Обретение внутренней гармонии и целостности и многое другое.

Сама техника очень проста в использовании . Для этого достаточно нарисовать круг, обозначить точку в центре круга и начать рисовать красками или карандашами, сконцентрировавшись на том вопросе, который необходимо решить. Рисунки могут быть самыми разнообразными: от рисования простых символов, до изображения картин. Важна сама медитация во время рисования , так как происходит обращение к нашему подсознанию, в котором заложены ответы на все наши вопросы. А поскольку мы все разные, то двух одинаковых мандал не бывает. Поэтому наибольший эффект приносит та мандала, которая нарисована самостоятельно.

Если человек использует эту технику самостоятельно, то форма и цвета не имеют значения. Человек сначала извлекает из своего подсознания всё, что у него есть в отношении той или иной проблемы. И лишь по окончании работы он изучает рисунок и может скорректировать его, что-то дорисовав или добавив другие цвета с тем, чтобы рисунок принёс ощущение удовлетворения. Таким образом, человек корректирует ситуацию и посылает её в исправленном виде обратно в подсознание через медитацию с мандалой.

Специалисты же во время работы с мандалами обращают внимание на фигуры, линии, цвета, которые изобразил пациент в рисунке. Это показывает им общую картину состояния человека и позволяет дать профессиональные рекомендации.

Мандалотерапия — эффективная и при этом увлекательная терапия посредством рисунка, которая помогает человеку испытывать радость в познании себя, расти духовно и личностно, обрести физическое здоровье.

Я начинаю излагать стадии Большого Круга Мандалы, которые отражает сиюминутный рисунок, по порядку Джоан Келлогг. Прошу обратить внимание на то, что любой символ или цвет в мандале - амбивалентен, двояк. Он может означать как «хорошее», так и «плохое». Интерпретация в ту или иную сторону зависит от окружающего спорный символ контекста, опыта, интуиции и... здравого смысла интерпретатора.

Теперь, когда у вас есть на руках рисунок вашей первой мандалы, мы начинаем её «читать». Далее вы будете создавать мандалы, отталкиваясь не от данного описания (которое вы всё равно забудете), а от внутренней потребности – рисовать так, а не иначе, чтобы «стало легче и понятнее».

Кроме прочего, вы можете намеренно «входить» в один из 13 архетипов. Тогда вы будете пытаться создать «осознанную» мандалу, опираясь на её архетип.

Нулевая стадия «Чистый свет»

Как выглядит:

Мандалы как таковой – нет. Вместо рисунка мандалы – кольцо, обруч, окружность. Огненное кольцо. Впрочем, любого цвета, на любом фоне. У рисунка отсутствует «тело круга», повторю, видна только окружность.

Расшифровка:

В данный момент вам очень необходим покой, опыт и состояние «предшествующие рождению», имитация пребывания в небытии, в полной темноте и тишине. Состояние зерна, посаженного в чёрнозём. Зерна, которое очень скоро «взорвётся» зелёным ростком. Накапливание энергии, необходимой для прорыва. Сильные религиозные переживания.

Первая стадия «Пустота»

Как выглядит:

Появляется «тело круга», но больше практически ничего, за одним исключением. Все рисунки типа «японский флаг». Цветной круг на цветном фоне. Белый круг на чёрном фоне. Чёрный круг на белом фоне.

Исключение: к первой стадии «Пустота» относятся также мандалы, изображающие паутину или похожие на паутину.

Расшифровка:

Возвращение «на землю», ощущение единения с материей, с землёй, с матерью. Состояние «мы достигли суши». Почва под ногами, способность контактировать с окружающим «земным». Также чувство тяжести, ригидности, неподвижности, приземлённости. Состояние «некуда бежать, мы на острове».

Вторая стадия «Блаженство»

Как выглядит:

Любые рисунки типа «американский флаг», то есть – обилие мелких звёздочек на фоне. Поле, усеянное цветочками, принт «горошек», герб, усыпанный геральдическими линиями, снежинки, небо в мелких кудрявых облачках, рыбки в воде, веснушки. Рисунок рябит, пестрит, представляет собой – россыпь чего-либо, искры, фейерверк, салют, блёстки.

В то же время, главное ощущение от такой мандалы – текучесть или лёгкость, мерцание и переливы.

Расшифровка:

Ощущение удовольствия, блаженства, пассивности, регресс в детство. (Регресс может быть как «хорошим», так и «плохим»).

Вы готовы к полному принятию мира, вы готовы доверять. Мироощущение: «Всё связано со всем и отражается во всём». Тяга к мифологическому мышлению, отказ от рациональности, бытие в противоположность «деянию».

Третья Стадия «Лабиринт, спираль, вихрь»

Как выглядит:

Очень простая мандала. Выглядит как лабиринт, спираль, пружина, вихрь, торнадо, винтовая нарезка, винтовая лестница. Пуповина.

Расшифровка:

Лабиринт имеет два выхода. Один ведёт вглубь, в чрево лабиринта - к смерти. Второй выход ведёт к свету, к Пробуждённости.

Амбивалентное состояние. Движение, продвижение, поиск пути, цели, интуиция, неизвестность, медленное продвижение по тоннелю, в конце которого ещё не видно света.

Четвёртая стадия «Начало»

Как выглядит:

Любой рисунок с чётким символом, расположенным строго по центру. Любая геометрическая фигура, вписанная в круг; любой символ в центре, треугольник, точка, «запятая», «человечек», глаз, сердце, цветок. Эмбрион в чреве. Готическая «розетка», роза.

Расшифровка:

Картина, отражающая видение: «Я и мир», самоозабоченность, нарциссизм, пробуждение «Я», потребность в самоутверждении, борьба за свои права, попытка заявить о себе, однако – в сочетании с пассивностью, зависимостью от окружающих и их оценки. Хорошо для тех, кто «никогда не имел своего Я».

Пятая Стадия «Мишень»

Как выглядит:

Мандала выглядит как мишень, воронка, в отличие от спирали – мандала часто выглядит «объёмной».

Серии концентрических кругов.

Расшифровка:

Высокое чувство беспомощности, тревожности, уязвимости. Попытка в связи с этим - чёткими ритуальными действиями оградить себя от случайности, беды, ошибки. Попытка побороть хаос, искусственно упорядоченной структурой. Поиск сильного покровителя.

«Магическое мышление», невроз навязчивых состояний, попытка вести упорядоченный образ жизни, закрытость. Внешний мир воспринимается как угроза. Стремление «всё объяснять», сводить к простым формулам.

Шестая стадия «Расщепление, единоборство с Драконом»

Как выглядит:

Круг мандалы разделён пополам – вертикально или горизонтально. Чёткая линия делит рисунок на две половины. Небо и земля, разделённые линией горизонта, разделённые морем.

Расшифровка: Настало время открыто заявить о своих правах, время объявить войну, открытая конфронтация. «Верхи не хотят, низы не могут».

Активная жизненная позиция. Вера в свои силы. Усиление противоречий, предшествующее позитивным изменениям. В отличие от стадии «Начало», Я заявляет о себе, но при этом уже не полагается на окружение и не зависит от него.

Седьмая стадия «Оквадрачивание круга»

Как выглядит:

Рисунки, на которых изображён:

  • либо вертикально стоящий крест,
  • либо квадрат, вписанный в круг.

В мандале присутствуют практически одни только прямые линии.

Расшифровка:

Мандалы с крестами: Ощущение, что энергия распирает тебя изнутри и её «некуда девать». Ощущение свободы, «оковы пали», самооценка - высокая и не завышенная.

Поза «раскинув руки, стою на вершине горы».

Начало нового позитивного этапа в жизни. Смена социальной роли, повышение статуса.

Мандалы с квадратом, вписанным в круг: архетип закрытого от посторонних глаз зачарованного сада или внутреннего двора -патио, где растут чудесные плоды и бьют струи волшебного фонтана.

Успешное отстаивание собственных территориальных прав, построение границ своей личности, даже - своего дома, даже - покупка «клочка земли», «заземление» вообще, иногда желание и отличная возможность переселиться жить в деревню, в свою комнату, в свою квартиру. Ощущение себя «Хозяином», землевладельцем, позитивное домоседство.

Восьмая стадия «Функционирующее Эго»

Как выглядит:

Пятиконечная звезда в круге, стоящая «на ногах» (символ человека и его нормальной телесности - прямостояние). Человек Леонардо.

Любые изображения свастики и цветов с лепестками, похожих на свастику.

Молнии внутри круга, иногда выходящие за пределы круга.

Расшифровка:

«Открытие тела». Человек с удивлением узнаёт, что у него есть... тело. Период «телесности». Радость от обладания телом, радость от способности двигаться, ходить, давать телу физическую нагрузку - даже колоть дрова. Пребывание в динамичном периоде жизни. Выход из состояния покоя, сна. Наслаждение Действием и любой двигательной активностью. Показано начать учиться танцевать, бегать, рискнуть отправиться в турпоход.

Девятая стадия «Кристаллизация»

Как выглядит:

Красивые, симметричные рисунки (или явно стремящиеся к симметрии и красоте – не все умеют рисовать). Напоминают снежинки Кая под увеличительным стеклом, Солнце, многоугольники, плоды, фрукты в разрезе, многолучевые звёзды, многолепестковые цветы, «правильные» буддийские мандалы.

Расшифровка:

Вы находитесь в данный момент – в состоянии гармонии с собой и окружающим миром. Социальное положение - устойчиво.

Однако, стереотипное «зацикливание» на такой мандале – нехорошо. Если эта «супер»-мандала явно не кажется «позитивной», то она может означать следующее.

Эта мандала вообще-то открывает тему «Я и Мир», «Я и социум», как вы ощущаете это в данный момент.

Вы пытаетесь сохранить «всё как есть», заморозить. Не желаете ничего менять. Либо вы находитесь в динамично изменяющейся непредсказуемой среде (или абсолютно новой, чуждой среде) и отчаянно пытаетесь к ней адаптироваться, понравиться ей.

Десятая стадия «Ворота Смерти»

Как выглядит:

  • «поверженныйй» Икс-образный (или - диагональный) крест,
  • перекрёсток дорог,
  • круг, разделённый на четыре (не связанных воедино центром) фрагмента,
  • треугольник вершиной вниз.

Расшифровка:

Необходимое одиночество, ощущение беспомощности, мазохистские тенденции, желание принести себя в жертву, готовность «претерпеть муки ради...», наслаждение от переживаемого страдания или умение черпать в нём силы для нового роста, возрастной кризис, драматичная утрата прежних идеалов, переоценка ценностей, яркая потребность в обновлении, гибель старых масок-Персон, погружение в бессознательное и отказ от сотрудничества с прежней Логикой жизни.

Одиннадцатая стадия «Фрагментация»

Как выглядит:

  • Месиво, отсутствует ощущение «целостности рисунка». (Дисгармоничная мандала, у которой почти всегда отсутствует центр. Фрагменты никак не связаны между собой. Хаос деталей, линий, штрихов).
  • Капкан, зубастая пасть, vagina dentata, яма с острыми краями – в качестве центра (такой центр - исключение).

Расшифровка:

Сейчас вы позволяете себе делать и говорить всё то, что не могут делать и говорить другие – накипело. Вы – шут, юродивый, служитель культа Шивы, обмазанный человеческим пеплом. Так юродствуйте.

Воспользуйтесь этим ресурсным состоянием как шансом к росту и самоактуализации.

Разрушение старого Эго. Состояние «Кто я такой?» «Какой я мельник? Я - ворон!..»

Имеет место внутрипсихический разрушительный процесс, который вы, возможно, даже не осознаёте. Фрустрация подлинных потребностей.

Двенадцатая стадия «Трансцендентный Экстаз»

Как выглядит:

  • Струи воды, фонтаны, фейерверки, взрывы, салюты;
  • зелёные ростки, стебельки и побеги, «вырывающиеся» из-под земли к свету.

Очень часто изображение выплёскивается за границы круга.

В отличие от «звёздочек» и «блёсток» стадии «Блаженство», стадия «Экстаз» имеет четко направленный, активный, динамичный «мужской» характер.

Расшифровка:

Вы в лучшей форме и полны энергии. Состояние влюблённости, влюблённости в жизнь. Стремление к «естественной красоте», неприятие всего «искусственного», «цивилизованного», «ограничивающего», обретение своего Пути, стиля, разрешение загадки-коана, «ага-эффект», понимание и обретение смысла жизни, торжество.

В заключение нашего разговора (в следующем материале) мы поговорим о кое-каких «оставшихся мелочах», необходимых для чтения спонтанной мандалы или конструирования мандалы целенаправленного вхождения в архетип.

До встречи!

Елена Назаренко
© www.live-and-learn.ru

Автор Сальцына А.М

Введение

Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита озна­чает «священный круг». Круг издревле существовал во всех религиях человечества. Изображение мандал можно встретить на протяжении всей истории развития человечества у разных народов в разных культурах. Круг — это Архетипический символ, который является наиболее естественной формой, используемой в арт-терапии, так как этот образ проходит через всю челове­ческую историю. Круг — это базовый символ, который обозначает целостность, защищенность и все что с этим связано, это знак Абсолюта и совершенства. Круг несет в себе разные метафоры:

«в кругу семьи», «обручальное кольцо», «в кругу друзей», «венок», «нимб», «яйцеклетка», «эмбрион в матке», «капля». В сказках очень много связано с кругом: «тарелочка с голубой каёмочкой», «зеркальце», «яйцо».

Мандала с давних пор несет в себе духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь, накопить новые силы и энергию.

Мандалы в психотерапию ввел Карл Густав Юнг. Он с большим интересом изучал мандалы и обратил внимание западных исследователей-психоаналитиков на этот метод. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг вспоминает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Исследования своих рисунков и рисунков своих пациентов привели Юнга к заключению, что каждый рисунок отражает внутреннюю жизнь человека на данный момент, и с помощью мандал он стал фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Юнг говорил, что “мандалы… обычно появляются в ситуациях замешательства или беспомощности. Следовательно, архетип являет собой матрицу порядка, которая… обозначена кругом, поделенным на четыре части (кватерность). Эта матрица наложена на психический хаос таким образом, что любое содержание находит свое место, а беспорядочная сумятица удерживается охраняющим кругом”.

Глава 1. Применение метод мандалы в психотерапевтической работе

Мандалы – это эффективный, безопасный и одновременно глубокий метод диагностики и интеграции личности в психотерапевтической и психокоррекционной работе с разными клиентами. Диапазон применения данного метода в психотерапии очень широк. От тяжелых кризисных состояний, как способ экстренной помощи, до самостоятельной работы клиента дома. Юнг считал манадлы «единственным способом аутопсихотерапии». Этот метод не имеет противопоказаний, поэтому его активно используют в психиатрии, при психокоррекции, в семейном консультировании, различного рода тренингах саморазвития и самосовершенствования, в бизнес-консультировании. Мандалы не имеют ограничений по возрасту, поэтому хороши как для детей, так и для взрослых.

Мандала несет в себе диагностическую и терапевтическую функции.

В диагностике мандала обеспечивает доступ к глубинному бессознательному клиенту, что помогает определить ситуацию клиента на настоящий момент времени, определить на каком отрезке своего жизненного пути он сейчас находится, выяснить истинные потребности человека. Ведь создавая мандалу, человек открывает для себя, в первую очередь, свой внутренний мир в настоящий момент времени, свой Я — образ вне социума, свою самость.

В терапии мандала помогает человеку обрести свою целостность, уникальность, защищенность, структуру и границы, что способствует быстрой интеграции личности.

Взаимодействуя с мандалами в терапевтическом процессе, человек восстанавливает и укрепляет связь между сознательным и бессознательным «Я», это и способствует исцелению и гармонизации личности.

Мандала может использоваться как в индивидуальном консультировании, так и в группе.

При создании мандал, можно использовать различные материалы и разные способы.

Можно использовать в работе уже готовые мандалы: тибетские мандалы, большой круг Келлог, их можно описывать, созерцать, на них можно медитировать, сочинять разные истории. Можно раскрашивать готовые мандалы – раскраски. Манадалы можно рисовать, используя разные виды красок, карандашей, пастель, восковые мелки. Мандалы можно создавать и из других, иногда даже подручных, материалов:

— насыпать из песка и разного вида круп,

— выкладывать из камней, ракушек, различных тканей, ниток, платков и даже предметов, которые могут быть у человека под рукой,

— выкладывать из человеческих тел в групповой работе.

Глава 2. Клиентский случай из практики

Описание клинического случая.

Возраст – 52

Работает в налоговой инспекции последние 15 лет. Запрос на психотерапию касался коррекции веса. На момент обращения за помощью вес женщины достиг отметки 119 кг, размер одежды 58. Марина не замужем, и в официальном браке никогда не состояла. Проживает вдвоем с сыном 18 лет. Есть отношения с женатым мужчиной. Снизить вес ей рекомендовал врач эндокринолог, у Марины в анамнезе сахарный диабет, который диагностировали два года назад. Метод мандала был использован в начале психотерапевтической работы во время третьей встречи, на этапе определения желаемого результата, с целью повышения мотивации и наполнения клиентки ресурсами для предстоящей психотерапевтической работы. Опираясь на знания структуры личности зависимого человека, учитывая инфантильное (детское) эмоционально-образное мышление, магическое мышление, клиентке была предложена техника мандалы с кристаллом.

Описание проведения техники мандала с кристаллом.

Кристаллизация – это появление и зарождение чего-то нового, если это новое приходит в жизнь осознанно, то эти изменения становятся необратимыми.

На сессии клиентке была предоставлена основа мандалы на формате А3, гуашь и кисти. С собой на встречу Марина принесла небольшой кристалл.

Этапы работы.

  1. Определение текущего состояния.

В начале сессии, клиентка отметила некоторое волнение по поводу предстоящей работы, сомнения, которые возникают у нее периодически и связаны с вопросом «сможет ли она стать более стройной», тревогу, и при этом демонстрировала свою готовность и интерес к работе.

  1. Определение своего заветного желания.

На первом этапе клиентка сформулировала свое желание так:

«Я хочу похудеть».

В ходе анализа и разбора слова «похудеть» по составу, клиентка переформулировала свое желание «Я хочу быть стройной!»

Клиентка положила свой кристалл в центр основы манадлы, после чего она была введена в состояние небольшого транса с целью прислушаться к себе, увидеть образ желаемого состояния и ощутить соотносится ли образ желания с кристаллом, который лежит в центре мандалы.

  1. Проверка желания на экологичность и безопасность для самой клиентки и окружающих ее людей по СМАРРТ.

Цель клиентки по СМАРРТ:

Конкретна – стройность, легкость, жизнерадостность.

Измерима – результаты можно измерить с помощью весов и сантиметровой ленты.

Достижима – критерии, по которым можно отследить достижения – вес и объёмы, эмоциональный фон.

Реальна – результаты работы зависят от клиентки и находятся в зоне ее контроля.

Актуальна – основной мотив связан с желанием улучшить свое состояние здоровья, что было настоятельно рекомендовано врачом и желанием выглядеть привлекательно.

Время – Марина для работы над снижением веса определила для себя срок в течении года.

  1. Формулирование желания.

Клиентке было предложено поработать над формулировкой желания, с целью сделать его понятным, конкретным, с учетом всех модальностей.

После проведенной работы, желание обрело следующую формулировку:

«Я жизнерадостная привлекательная легкая на подъём женщина с оптимальным весом и размером одежды 50.»

  1. Концентрация желания в кристалле.
  2. Рисование мандалы. Клиентке было рекомендовано рисовать мандалу быстро, следить за внутренним импульсом.
  3. Рекомендации для самостоятельной работы с мандалой.

Марине было рекомендовано повесить мандалу в том месте, где ее не будут видеть чужие люди. Она выбрала место на дверце шкафа в своей спальне, по крайней мере два раза в день – утром и вечером, открывая дверцу шкафа, чтобы взять одежду, она будет смотреть на мандалу и вспоминать про свое желание.

Кристалл Марина положила себе в косметичку, которая всегда находится при ней в ее дамской сумочки, где лежит губная помада, которой она достаточно часто пользуется в течении дня, кристалл будет выполнять туже функцию своеобразного якоря.

Когда Марина обретет желаемый вес, мандалу было рекомендовано сжечь на открытом огне.

  1. Подведение итогов работы.

В заключительной части сессии клиентка отметила, что работа с мандалой желания принесла ей удовольствие, уверенность в себе и своих силах, ушли сомнение и вместе с ними тревога, вместо этого клиентка почувствовала себя наполненной энергией и запланировала для себя три первых шага, которые она сделает на предстоящей недели до следующей сессии:

Шаг 1 – ежедневные прогулки в течении 30 минут.

Шаг 2 – ведение дневника питания ежедневно.

Шаг 3 – введение режима дня.

За неделю, после данный работы, вес Марины снизился на 2 кг, объёмы ушли на 9 см. Эти результаты клиентку порадовали и воодушевили на дальнейшую работу. Психотерапия с клиенткой продолжается до сих пор. В течении полугода в результате работы по коррекции веса, Марина снизила вес на 19 кг.

Заключение

Мандалы, созданные индивидуально или группой людей с помощью разных материалов, являются способом соединения в единое целое того, что было разрозненно. Для человека исцеляющим является сам процесс созидания, поскольку мандала способствует структурированию себя.

Именно творческое взаимодействие с мандалой наполняет внутренний мир человека нужной энергией для исцеления, восстанавливает душевное равновесие и спокойствие, в результате чего, человек обретает свою целостность и уникальность, а также получает доступ к своим внутренним ресурсам для возможных и желаемых изменений и трансформации личности.

Исходя из того, что данный арт-терапевтический метод является одним из самых экологичных, его достаточно широко и активно применяют в своей психокоррекционной и психотерапевтической работе психологи – практики.

Список литературы

  1. Колошина Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации.
  2. Копытин А.И. Диагностика в арттерапии. Метод «мандала». СПб., 2002.
  3. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию. Учебное пособие. М., 2007.
  4. Шевченко М.А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей. М., 2015.

Диагностические мандалы,
используемые в консультативной практике
(индивидуальный и групповой варианты)

1. Мандала «Цветочная поляна»

Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

Материалы и оборудование:

Инструкция

1. Ребенку предлагается мандала: «Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые)? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?»

2. Ребенку предлагается закрасить контуры (рамку): «Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?»

Цвет.

Выход за границы.

Расположение цветов относительно друг друга.

Сочетаемость цветов.

Включенность ребенка в работу.

Цвет рамки.

Центр мандалы (см. рис. вверху).

2. Групповая мандала

Цель: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности, активизация работы бессознательного, актуализация чувств, определение половой идентичности, изучение социальной ситуации развития (социометрия).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

1. «Заполни круг, начиная с середины. Что получилось? На что это похоже?»

2. «Сейчас посмотри на волшебный круг: тут мальчики и девочки. Кто ты? Найди и разукрась себя. Нарисуй свое настроение (лицо)».

3. «Посмотри, кто находится рядом. Кто это? Покажи, где находятся твои друзья. Расскажи о них. Разукрась своих друзей».

4. «Возле человечков нарисованы домики. Выбери дом, в котором ты живешь. Расскажи об этом доме. Какой этот дом? Что в нем есть хорошего, что плохого?» (Далее обсуждается образ дома, как в проективных методиках.)

5. «Выбери дома, в которых живут твои друзья, расскажи об этих домах. Какие они?»

Информация, которую необходимо
учитывать при интерпретации рисунка

1) Центральный круг. Какой он по цвету, можно ли четко выделить «крест», или это целостное изображение?

2) Выбор цвета (интерпретация по Люшеру, Кандинскому).

3) Расположение выбранной фигуры «образ Я» (верх, низ).

4) Кто находится рядом с фигурой, расстояние между членами семьи, друзьями.

5) Прорисовка мимики.

6) Анализ протокола высказываний ребенка.

3. Геометрическая мандала

Показания: может использоваться в работе с двумя–четырьмя испытуемыми при изучении детско-родительских отношений, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Цель: изучение комфортности пребывания в группе, изучение детско-родительских, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

«Сейчас вы будете делать совместный рисунок. Посмотрите, какой волшебный круг. На что он похож? (вопрос к каждому ). Сейчас ты начиная с середины будешь заполнять этот круг волшебными карандашами. Покажи, какой кусочек круга ты будешь заполнять?»

Примечание: для детей младшего возраста психолог при помощи считалки выбирает кусочек круга, а более старшие испытуемые осуществляют выбор свободно.

Интерпретация

Обращается внимание на крестообразные границы, на центральный квадрат, цвет, которым заполняются два центральных треугольника в этом квадрате, соподчинение или согласованность в действиях с другим испытуемым. Отслеживается выход за границы. Уточняется и анализируется, где расположен центр. Обсуждаются чувства. Осуществляется анализ вербальных реакций испытуемого.

Коррекционно-развивающее занятия
к набору мандал

Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

А.Цайри

К аждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека. Дж. Келлог дала названия каждой стадии, изображаемой мандалой. Условно выделяют 13 стадий.

Цель работы при разукрашивании мандалы:

Развитие творчества;

Развитие произвольности поведения;

Снятие внутреннего напряжения, релаксация;

Развитие мелкой моторики рук;

Воспитание аккуратности;

Активизация бессознательного.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

Использование мандалы как средства
для релаксации и расслабления

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

Самое важное - соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

Создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

Достаточное время для работы;

Соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;

Разнообразие изобразительных материалов;

Использование релаксационной и медитативной музыки;

Хорошее освещение.

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

8. В конце работы по желанию ребенка можно:

Придумать ей название,

Подобрать для нее фон,

Вырезать мандалу и повесить ее на стену.

9. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

Технологическая карта «Выбор и роспись мандалы»

Индивидуальное или групповое
диагностико-коррекционное занятие для детей и подростков

Используемая технология: арт-терапия, альбомы А. Цайри, модификация Э.И. Осипук.

Техники: разукрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами. Метод «Мандала», автор А.И. Копытин.

Цели: диагностика; гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности.

№ п/п

Основные этапы занятия

Диагнастико-
коррекционные задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в индивидуальную или групповую работу

Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования

Набор готовых мандал Александра Цайри, краски, карандаши, вода, кисти

Основной

Основной

Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного

Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка

Психолог раскладывает перед ребенком готовые мандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования психолог предлагает назвать мандалу. Задает следующие вопросы:

1. Почему ты выбрал этот «волшебный круг»?

2. Расскажи, что ты здесь видишь? (психолог отмечает высказывания ребенка).

3. Что для тебя значат эти цвета?

4. Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга».

5. Что тебе было сложно делать, а что легко?

6. Что ты сейчас чувствуешь?

7. Ты доволен результатом?

8. Хотел ли ты что-нибудь изменить?

Завершающий

Наблюдение за ребенком

Медитативный момент

После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место (прижать к себе, повесить на стену). Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать)

Звучание тихой, релаксационной музыки

Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас»

Выключается музыка, психолог благодарит за работу

Технологическая карта «Создание песочной мандалы»

Групповое или индивидуальное
коррекционно-развивающее занятие для детей

Используемые технологии: арт-терапия, песочная терапия, работа с катативными предметами.

Техники: песочная терапия, арт-терапия (автор А.И. Копытин).

Цели: гармонизация внутреннего состояния; развитие коммуникативных навыков; снятие внутреннего напряжения; нахождение внутреннего ресурса.

№ п/п

Основные этапы занятия

Психолого-
коррекционные
задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в групповую работу. Формирование психологического климата в группе. Умение слышать и видеть другого, соотносить свои желания с желаниями сверстника

Психолог предлагает построить в песочнице большой песочный круг. Если дети маленькие, это делает сам психолог. Как вариант: круг в песочнице можно выложить при помощи нити (цвет контура круга выбирают сами дети)

Ящик с песком, миниатюрные игрушки, стеклянные шарики, каштаны, нити и т.п.

Основной
1-й вариант

Работа с символами (катативные предметы). Активизация работы бессознательного (диагностика межличностных отношений). Отмечаются высказывания детей. Формирование социальных связей

Психолог говорит: «Мы попали в волшебную страну. Она находится в середине круга. Кем бы ты хотел быть в этой стране? Выбери игрушку, похожую на тебя. Определи место в волшебном круге. Где ты хотел бы жить? Нравятся ли тебе соседи?» (Ребенок ставит свою игрушку и отвечает на вопросы психолога.)

Миниатюрные игрушки

Завершающий

Как называется твоя страна?
Что любят ее жители?

2-й вариант
«Мандала на песке»

Развитие творчества. Снятие внутреннего напряжения, осознание чувств. Развитие общения

Психолог предлагает детям украсить «волшебный круг» различными предметами, затем придумать ему название. В процессе работы создается мотивация детей к групповому сплочению, бережному отношению к труду и чувствам других детей

В процессе работы звучит релаксационная музыка

3-й вариант «Мандала из окрашенного песка»

Развитие творчества, целенаправленности. Активизация бессознательного. Актуализация внутреннего состояния

Диагностический аспект

Медитативный момент

Психолог предлагает детям создать красивый песочный круг. Для этого:

Ads by OffersWizard×1. Дети намазывают клеем ПВА круг.

Мандалотерапия

В настоящее время в психотерапии всё большую популярность обретает один из самых древних методов индивидуальной терапии - рисование сакральных кругов - мандал. Данный метод получил название мандалотерапия, совмещая арт-терапию с магическими свойствами мандал.

В переводе с санскрита слово "мандала" означает круг и представляет рисунок в круге. В своём более глубоком значении слово "мандала" - извлечение сущности. Это глубинная работа с нашим бессознательным, которая помогает обретению целостности, восстанавливает гармонию нашей души. Наиболее известны мандалы в буддизме, индуизме, где медитация с ними имеет ритуальное значение и одновременно с этим происходит процесс самоинтеграции.

Рисование против стресса

Уровень 1. Простое раскрашивание.

Возьмите раскраску вашего ребенка, выбирайте понравившийся рисунок и раскрашивайте! Все очень просто! Но даже такое простое действие в течение получаса принесет свои плоды. Уйдут раздраженность, злость и уныние (если они были, конечно).

Уровень 2. Рисование.

Возьмите большой лист бумаги и оцените свою внутреннее состояние. Если вы раздражены или злитесь, можно взять маркеры и вылить на бумагу всю свою злость и гнев. Если, наоборот, вам хочется созидать, возьмите краски и рисуйте все, что захочет рука. Попробуйте не думать. Слушайте музыку и расслабляйтесь.

Уровень 3. Рисование пальцами.

Вам понадобится лист бумаги формата не менее А3. Потрясающего эффекта можно достичь, если надеть наушники, включить любимую музыку и отойти от шаблонных образов. Не нужно ничего рисовать, просто наносите краску на лист ватмана пальцами. Смачивайте иногда пальцы в баночке с водой и выплескивайте наружу все, что скопилось, все, с чем хочется расстаться, все, что рвется наружу.

Уровень 4. Раскрашивание мандалы

Мандала – это рисунок в круге. Мандала – это зеркало, отпечаток вашей жизни здесь и сейчас. Раскрашивать ее может каждый. Однажды, когда мое эмоциональное состояние было сложным, я начала раскрашивать мандалы. Эти шаблоны можно найти повсюду в интернете и распечатать на принтере. Например, в Альбоме мандал для раскрашивания..

Уровень 5. Рисование мандалы.

Нет ничего проще! Обведите круглую тарелку и рисуйте в круге все, что душе угодно. Не думайте о красках и концепции. Просто рисуйте. Не подбирайте цвета, не выдумывайте сюжет. Дайте волю своей фантазии, отпустите на волю свою интуицию и, в конечном итоге, получите ШЕДЕВР! А что такое шедевр? Это произведение, от которого у вас мурашки… У вас получится шедевр, если вы сможете полностью отпустить себя в полете своей души.

Уровень 6. Мандала своими руками.

Любые творческие техники, с которыми вы знакомы, могут быть использованы при создании мандалы. Флористика, декупаж, вышивка, лепка, бисероплетение, вязание, мозаика… пригодится все! Главное, чтобы это был заполненный вашим творчеством круг. Несколько рекомендаций:

После окончания работы найдите в вашей квартире место на стене, достойное вашего рисунка. Пусть он украшает ваш дом, пока вам приятно будет смотреть на него. Затем снимите со стены, поблагодарите свой рисунок или мандалу и сделайте с ними все, что хотите.

Попробуйте услышать ваше подсознание. Все цвета, которые вы использовали при раскрашивании или рисовании мандалы, обозначьте на обратной ее стороне. Попробуйте каждому цвету дать название, определить чувство или сферу чувств, не глядя на рисунок. Например, синий – ожидание, серый – отношения, красный – любовь… Затем вновь рассмотрите мандалу и вспомните, в каком месте вы испытывали напряжение, где было рисовать легко и свободно, может быть, где-то было страшно. Сопоставьте ваши названия цветов с вашими чувствами в процессе рисования – вы можете увидеть то, чего не замечали раньше. Возможно, вы боитесь свободы или раздражены отношениями, или ждете любви.

Если вы раскрашиваете или рисуете мандалу, обратите особое внимание на рисунок и цвет в центре круга – это то, что больше всего вас заботит в вашей жизни на данный момент.

Упражнение «Рисуем круги...»


Время проведения: 35-45 мин.

Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы. Художник, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак...», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой самодостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание.

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.
Вопросы для обсуждения:
«Как вы себя чувствуете?»
«Как ваше настроение сейчас?».
«Расскажите о своем рисунке?»
«Дополняли ли вы работы других участников?»
«Какие трудности возникали по ходу работы?» и др.