Молодежь в современном мире кратко. Роль молодежи в современном обществе: условия развития, интересы и увлечения

Современная Россия - это достаточно специфическая страна, в которой произошла резкая смена основного вектора развития. Не секрет, что больше всего перемены в политической и социальной областях влияют на тех, кто еще не успел определиться в жизни, в ком еще нет твердого стержня, заложенного воспитанием и образованием, то есть на самых молодых.

Проблемы современной молодежи очень сильно отличаются от тех, которые были в этом же возрасте у их родителей. Причем отличаются во всех аспектах - и в моральном, и в социальном, и в экономическом. Разительные отличия их жизни от жизни предыдущего поколения зачастую сделало невозможным конструктивный диалог и уж тем более обмен опытом между поколениями - слишком уж разный этот опыт.

Моральные проблемы современной молодежи, по мнению психологов, обусловлены двумя основными трудностями: ленью и отсутствием цели. Многие родители, сами пройдя через тяжелые времена безденежья и «первоначального накопления капитала», стремятся сделать так, чтобы их чадо ни в чем не нуждалось. И это у них получается - подрастающее поколение действительно не нуждается ни в чем - ни в деньгах, ни в семье, ни в любви. Уже к окончанию школы у большинства из них есть все, о чем можно мечтать (особенно это касается детей из мегаполисов - в провинции финансового благополучия достичь труднее), и им остается только бездумно Мораль как таковая их мало интересует - у них в голове совсем другие вещи, они попросту о ней не задумываются. А родители, всю жизнь посвятившие тому, чтобы их ребенок был лучше всех, с ужасом понимают, что упустили главное - не научили его любить, уважать и ценить друзей, родителей, близких.

Современной молодежи обусловлены, прежде всего, тем, что общество, которое на сегодняшний день является ставит перед ребятами одну задачу - иметь как можно больше денег. Но при этом все, что происходит вокруг, учит подрастающее поколение исключительно тому, что деньги не нужно зарабатывать - есть масса других способов для их получения, намного более легких и простых. Поэтому в глазах молодежи которые имели значимость для их предков, утрачивают свою ценность. Школа, образование, семья и даже государство - ничего не стоят, ведь смысл жизни вовсе не в них. Такие проблемы молодежи в современном обществе неминуемо ведут к постепенной деградации социальных и утрате связи поколений и примитивному существованию, лишенному духовной составляющей.

Финансовые проблемы современной молодежи обусловлены отсутствием четкой государственной политики в этой области. Уровень стипендий и зарплат для начинающих специалистов на сегодняшний день таков, что говорить о сколь-нибудь достойном существовании не приходится. Одновременно с этим и последующее трудоустройство представляется весьма проблематичным из-за того, что высшее образование уже давно выпускает специалистов с переизбытком, и вакансий для них по специальности нет. При этом одновременно в городах с развитой промышленностью существует явный дефицит профессионалов рабочих специальностей, но желающих занять эти места среди молодежи нет.

Также многие проблемы современной молодежи вызваны и тем информационным полем, в котором они живут. Интернет и телевидение не ставят перед собой нового поколения, главная их цель - развлечение. Причем большая часть этих развлечений бездумны и лишены какого-либо смысла. Это является еще одним фактором, провоцирующим деградацию Иными словами, вся окружающая действительность, под влиянием которой формируется юная личность, направленно воздействует на нее не созидающе, а разрушающе, что и ведет к возникновению целого ряда проблем и трудностей.

Молодежь - основной носитель интеллектуального и физического потенциала общества, она обладает большими способностями к труду, технической и культурно-художественного творчества, производительной деятельности во всех сферах человеческого бытия;

Молодежь имеет большую социальную и профессиональную перспективу, она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Принципиальным вопросом при рассмотрении роли молодежи в обществе является вопрос о молодежи как субъекта и объекта общественных преобразований. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом воздействия социальных условий, семьи, институтов образования, а позже в процессе взросления и перехода в более зрелые фазы развития начинает сам существенно влиять на общество. То есть, молодежь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на нее направлен общественное влияние с целью ее развития. Молодежь выступает объектом и к обществу и к самому себе.

Без сомнения, молодёжь является очень важной частью для Чувашии и для России в целом, так как это наиболее активная составляющая государства. Молодые наиболее лучше приспособлены к внедрению новых технологий, инноваций и реформ. Они мобильны и полны сил, поэтому российское государство заинтересовано в том, что бы подрастающее поколение было вовлечено в экономическую жизнь России и политическую... Совсем недавно наша страна миновала экономический кризис, и сейчас находится на стадии стабилизирования, поэтому молодые специалисты в сфере экономики просто необходимы для Чувашии. Отсюда следует, что государство должно быть заинтересовано в формировании жизнеспособного и здорового нового поколения, ведь молодежь и есть "спасение" для государства в плане создания семьи и устранения демографического кризиса.

Словом, Чувашия в наше время делает все для благополучного развития молодого поколения - остальное зависит уже от нас самих. Целеустремленность и амбиции - главные составляющие счастливой жизни и обеспеченного будущего, поэтому важно правильно выбрать свой путь уже сейчас, ведь Молодость не вечна и уходит с каждым днем... Отказ от вредных привычек, достойное занятия, поиск любимой работы помогут изменить свою жизнь к лучшему. Будущее России в руках молодежи и об этом стоит помнить всегда.

МОЛОДЁЖЬ - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.

Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:

"Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:

"Молодёжь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и социального статуса личности.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются: критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

С древности формированию общества сопутствует процесс социализации новых поколений. Одна из главных проблем социализации молодёжи в том, что она или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. Чаще происходит второе. Молодые люди считают, что социальные ценности, которыми жили "отцы", в любой новой исторической ситуации теряют практическое значение и в силу этого не наследуются детьми.

Сегодня главной задачей выживания белорусского общества является решение проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим. Он всегда предполагал активное участие в нём всех поколений. Необходимо помнить, что именно в молодом возрасте складывается система ценностных ориентаций, активно идёт процесс самовоспитания, самосозидания личности и утверждения в социуме.

В современном быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, молодым людям приходится самостоятельно решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, помогающей адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних моральных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья.

Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.

К базовым ценностям относятся:

1. Человечность;

2. Воспитанность;

3. Образованность;

4. Терпимость;

5. Доброта;

6. Честность;

7. Трудолюбие;

8. Любовь;

Молодёжь приобрела ряд новых качеств как положительных, так и отрицательных.

К положительным можно отнести такие как:

1. Стремление к самоорганизации и самоуправлению;

2. Интерес к политическим событиям в стране и регионе;

3. Неравнодушие к проблемам национального языка и культуры;

4. Участие в организации своего досуга;

5. Ориентация на самообразование;

К отрицательным качествам такие как:

1. Табакокурение, проба наркотиков и подростковый алкоголизм;

2. Ничегонеделание;

3. Сексуальное экспериментирование;

4. Инфантильность и безразличие (нигилизм);

5. Неопределённость и непредсказуемость;

Можно выделить несколько важнейших социокультурных условий успешной личной социализации:

1. Здоровая семейная микросреда;

2. Благоприятная творческая атмосфера в школе, лицее, гимназии;

3. Позитивное воздействие художественной литературы и искусства;

4. Влияние СМИ;

5. Эстетизация ближайшей макросреды (двор, микрорайон, клуб, спортивная площадка и т. д.)

6. Активное вовлечение в общественную деятельность;

Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды; Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

* только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

* только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

* процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

* человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;

Социальная адаптация - процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

Успешная социальная адаптация личности требует максимальных затрат духовной энергии индивида.

Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

Общий вывод: "Каждое последующее поколение молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

Демографическая ситуация осложняется новым в белорусской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.

Во-первых - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.

Во-вторых - в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем в Беларуси лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.

В последнее время среди учащихся чётко обозначился рост численности таких заболеваний, как:

1. психические расстройства;

2. язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта;

3. алкогольная и наркотическая зависимость;

4. венерические заболевания;

Некоторые молодые люди за счёт несбалансированного питания и снижения физической активности набирают излишний вес, мало бывают на воздухе, не включаются в спортивно-оздоровительную деятельность.

В-третьих - в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. ѕ учащейся молодёжи относят себя к малообеспеченным.

В-четвертых - в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.

Перемещаясь в сферу на должности, не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности - профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется, весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых - в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить белорусскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.

Молодёжь и общество

Роль молодёжи в социальной структуре современного человеческого общества увеличивается с каждым годом. Начиная с середины ХХ столетия, на планете быстрыми темпами развивается процесс старения населения, и для старшего поколения всё более важной задачей становится забота о здоровье и правильном воспитании молодых людей.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893-1947) называет молодёжь социальным резервом любого общества, поэтому ясно, что мировоззрение молодых людей и уровень развития их сознания очень важны для государства и общества. По своей природе молодёжь, по мнению Мангейма, ни прогрессивна, ни реакционна, она - потенция, готовая к любому начинанию. В зависимости от того, за каким учителем пойдёт молодой человек, он может стать и героем своей Родины, и предателем собственной семьи (К.Маркс).

Согласно данным ООН, в первом десятилетии ХХ1 века количество юношей и девушек на планете выросло примерно до 1,5 миллиардов человек, что составляет около 20% всего населения земного шара. Причем 85 % этих молодых людей проживает в развивающихся странах. Что касается России, то в нашей стране граждане до 30 лет – это примерно 40 миллионов человек (27-30% населения).

Молодёжь по своей структуре неоднородна. Она чётко делится на несколько слоёв, отличающихся друг от друга своими убеждениями, своей деятельностью и своими интересами. Единой таблицы деления молодёжи на возрастные группы в мире в настоящее время не существует. В зависимости от конкретной страны или региона, демографы относят к молодёжи людей с 13 до 36 лет. В современной России молодыми считаются граждане в возрасте 14 – 30 лет, хотя в отечественной науке уже существует тенденция к увеличению верхней планки этой градации до 35 лет.

Тинейджеры

Значительную группу среди общей массы молодёжи в любом государстве составляют подростки 13 – 19 лет. В европейском сообществе их принято называть тинейджерами (англ. Teenager – «подросток»). В России нет специального термина для обозначения данной группы граждан, хотя в реальности она существует и объединяет, в основном, учащуюся молодёжь.

Тинейджеры, как особая возрастная и социальная группа общества, всегда по-своему воспринимают жизненные и культурные ценности, что порождает возникновение особых форм молодёжной субкультуры.

До середины ХХ века молодёжные сообщества не проявляли себя настолько активно, чтобы вызвать к себе повышенный интерес со стороны журналистов, учёных и политиков, поэтому впервые исследованием этого общественного явления наука занялась только в 1950-е годы. До сих пор мировая культура была относительно единой: независимо от возраста все люди пели одни и те же песни, смотрели одни и те же фильмы, читали одни и те же книги, посещали общие музеи и выставки. С середины ХХ столетия картина меняется. В культурных предпочтениях «отцов» и «детей» начинают формироваться всё более глубокие различия, которые касаются уже не только быта, но и культуры, образования и мировоззрения.

Американский социолог Т.Роззак предложил для обозначения молодёжного движения ХХ века термин – «контркультура». В условиях послевоенного (1945-1950 г.г.) обострения социальных и экономических отношений контркультура представляла собой попытку молодёжи приспособиться к проблемным условиям существования и высказать всему миру своё отношение к деятельности старшего поколения.

Субкультура

Формированию молодёжной контркультуры предшествовало понятие субкультуры, впервые появившееся в середине ХХ века в трудах социологов, антропологов и культурологов. Термином «субкультура» (лат. sub – под+культура) исследователи обозначали обособленную группу людей, отличающихся своим поведением от преобладающего большинства.

Субкультура обычно характеризуется своей собственной системой ценностей, особым сленгом, манерой поведения, одеждой. Примерами субкультур могут служить национальные, географические, профессиональные, диалектные, возрастные объединения людей в каких-либо крупных территориальных регионах страны или мира.

В 1950-х годах американские и британские социологи (Д.Рисмэн, Д.Хэбдидж) в своих исследованиях вывели понятие субкультуры как преднамеренно избираемого объединения со схожими интересами, вкусами и целями. По их мнению, субкультуры формируются людьми, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Тогда же в трудах европейских психологов появился термин «городские племена» для обозначения молодёжных обединений западной цивилизации. В СССР для этой цели использовался термин «неформальные молодёжные объединения» (или просто – «неформалы»). Иногда в советском обществе применялось и другое обозначение молодёжных субкультур – «тусовка».

Субкультуры могли основываться на самых разных интересах – от музыкальных стилей и направлений искусства до политических или сексуальных предпочтений. Такие объединения, как правило, носили замкнутый характер и стремились к полной изоляции от остального общества. На этой почве часть субкультур вступала в конфликт с общегосударственными ценностями и принимала агрессивный и даже экстремистский характер. Но, в основном, для молодёжных субкультур был типичен эскапизм – бегство от реальности и создание своего внутреннего мира, куда взрослые люди не допускались.

Те молодёжные субкультуры, которые проповедовали открытый протест против общепринятых норм морали и права, с лёгкой руки американского социолога Т.Роззака, стали называться контркультурой. Постепенно этот термин начал использоваться для обозначения всех направлений молодёжной субкультуры ХХ столетия.

МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

Контркультура («против» + «культура») – международная молодёжная субкультура ХХ – начала ХХ1 века, объединяющая разнородные по идейно-политическим взглядам группировки тинейджеров, стремящихся противостоять культуре старшего поколения, которое, по мнению подростков, не способно организовать на планете справедливое общество и поддерживать мир и социальное процветание. «Антипотребительский» образ жизни последователей контркультуры часто сочетается с культурным нигилизмом, анархизмом, технофобией и религиозными исканиями. Протест против политики старшего поколения может носить как пассивный, так и экстремистский характер.

Очень быстро первоначально единая контркультура, в зависимости от интересов и целей, разделилась на множество самостоятельных направлений. В процессе развития каждое такое направление вырабатывало общее для всех его последователей мировоззрение, единый стиль одежды (имидж), свой особый язык (жаргон, сленг), свою атрибутику (символы, знаки). Всё это становилось неким маркером, отличающим «своих» от остального мира.

Но со временем отдельные элементы какой-то отдельной контркультуры становились настолько популярными, что вливались в общую культуру общества. Например, высокие ботинки «Dr.Martens», характерные для скинхедов, давно уже общеприняты у многих неформалов и даже рядовых членов европейского и российского общества. А стили одежды «Готическая Лолита» и «Готический аристократ» - уже не только элемент имиджа субкультуры готов, но и стиль японской городской моды.

«Классическое» молодёжное контрдвижение Западного мира охватывало период с конца 1940-х по начало 1980-х годов и включало три главных направления:

битники - «разбитое поколение» (1940-е - 1950-е г.г.);

хиппи – «независимое поколение» (1960-е - начало 1970-х г.г.);

новые левые – «бунтующее поколение» (конец 1960-х – 1970-е г.г.).

С конца 1970-х годов молодёжная субкультура вышла за границы англо-американского мира и приобрела всемирный характер. В Советском Союзе она была представлена немногочисленными группами хиппующих подростков и так называемыми стилягами.

Битники

Появлению субкультуры битников предшествовал период существования так называемого «потерянного поколения» - молодых людей, прошедших через окопы первой мировой войны (1914 – 1918). Призванные на фронт в возрасте 18-ти лет, они рано начали убивать, не понимая, ради чего несут смерть другим и умирают сами. После войны эти люди с искалеченной психикой часто не могли адаптироваться к мирной жизни: многие из них спивались, другие сходили с ума, а кто-то заканчивал жизнь самоубийством.

Тема «потерянного поколения» стала лейтмотивом творчества таких писателей, как Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эзра Паунд, Фрэнсис Скотт Фицджеральд. В своих книгах они описывали жизнь бывших солдат, вернувшихся в 1918 году с фронтов первой мировой войны духовно искалеченными, потерявшими веру в справедливость, милосердие и любовь. В романе «Три товарища» Э.М. Ремарк предсказал «потерянному поколению» печальную судьбу.

С середины 1940-х годов на смену «потерянным» приходят довольно близкие им по духу битники (англ. The Beаt Gtntration), название которых переводится как «разбитое поколение». Многие из битников, как и их предшественники, занимались литературным творчеством. Буржуазная государственная машина не трогала их, так как в политику они не лезли, с самого начала провозгласив своим лозунгом «рюкзачную революцию» (в противовес сенатским дебатам и уличным вооружённым конфликтам с полицией битники пропагандировали уход из «взрослого» мира на природу, туда, где их любят и понимают).

Термин «битник» появился в 1948 году в статьях Дж.Керуака, который этим словом пытался охарактеризовать молодёжное движение Нью-Йорка, сформировавшееся в начале 1940-х годов на основе идеалов уходящего «потерянного поколения». Alma mater битников стал Колумбийский университет, где в то время учились многие из них и где сложились первые кружки «разбитых».

Среди главных представителей битничества были писатели Уильям С.Берроуз, Джек Керуак, поэты Аллен Гинзберг, Грегори Корсо и другие. С 1958 года они начали публиковаться в американской печати и на фоне растущей популярности организовали собственный журнал «Btatitudy», где пропагандировали свои идеалы: асоциальный образ жизни, презрение к «американской мечте» - новым домам, машинам, престижной работе. Современные исследователи считают, что битничество стоит у истоков революции, пошатнувшей пуританские нравы Америки. Битники оказали влияние не только на литературное творчество современников, но и на их внешний вид, поведение и нравы.

Представители «разбитого поколения» торговали чёрными свитерами, тёмными очками и беретами, прославляли лёгкий аполитичный образ жизни, и вскоре городская молодёжь начала организовывать вечеринки «в стиле битников». Звукозаписывающие кампании Нью-Йорка быстро подхватили их идеи, чтобы увеличить продажу виниловых пластинок. Популяризации битничества способствовал также фильм режиссёра Стенли Донена «Забавная мордашка».

Одним из атрибутов битника считался чёрный свитер с высоким горлом и берет, а также белые майки без всяких рисунков. Приветствовалось ношение двух барабанов бонго. Каких-то определённых причёсок у битников не было, однако у девушек и юношей преобладали длинные прямые волосы. В одежде господствовал чёрный свет. Обязательными считались чёрные очки. Использовались также наряды в полоску и сутаны с капюшонами. Среди мужчин была в моде «козлиная бородка». Наиболее распространённой обувью считались обычные кожаные сапоги. Девушки носили чёрные колготки и тёмный макияж, длинные чёрные трико или юбки, а также капри. Интересно, что выработанный битниками стиль одежды позже окажет большое влияние на формирование гардероба готов.

Битников характеризовали - индивидуализм, сексуальный либерализм (многие из них были открытыми гомосексуалистами) и пропаганда наркотиков, защита прав негритянской молодёжи, удивительно сочетавшаяся с политическим конформизмом, и анархия в вопросах государства и права. Не удивительно, что в момент возникновения термин «битник» не нёс положительной окраски и считался словом уничижительным: так называли бородатых парней и довольно распущенных девиц, тунеядцев и любителей джаза, которые слонялись по нью-йоркским барам и демонстрировали свой напыщенный бунт против главных ценностей американской нации.

Но спустя годы термин претерпел значительные изменения и к концу 1950-х годов стал обозначать большую группу американской молодёжи, оставившей определённый и не очень чистый след в истории Запада. Либеральный стиль жизни, который пропагандировали своей поэзией и музыкой члены бит-поколения, пришёлся по душе многим молодым американцам, которые стали активно популяризировать его. С ростом общественного авторитета битников и упрочения их позиций в литературной и богемной среде Сан-Франциско к этому процессу подключились кинорежиссёры, звукозаписывающие компании и даже самые обычные люди.

В музыке и поэзии битники активно экспериментировали, примером чему может служить разработанный ими «творческий метод нарезок». Сочиняя тексты песен и стихотворений, они писали их строки на отдельных полосках бумаги, закладывали эти обрывки в шляпу и, доставая их в случайном порядке, компоновали будущее «произведение».

Такая «поэзия» предполагала быстрое и громкое чтение вслух под аккомпанемент джазового оркестра или бонго. Громкая декламация с постоянными повторами отдельных слов, по отзывам современников, оказывала сильное воздействие на молодёжную аудиторию.

Для тематики стихотворений была характерна проповедь добровольной бедности, эротической свободы, бродяжничества и отказа от участия в политических движениях века. Битническую поэзию называли «джазом печатной машинки»: тексты выглядели отрывистыми и неровными, а в середине слов часто опускались целые слоги.

А. Гинзберг. В Дхарма-центре у Скалистых гор.

Хвостом к багровому закату на можжевеловом кусте трещит сорока.

Злился во время ориоки в алтарном зале – Артишок цвёл после полудня.

Надел рубашку и снял её, когда шёл на ланч.

Семечко одуванчика летит над влажной травой вместе с комарами.

В четыре утра двое мужчин средних лет спят вместе, держась за руки.

В полусвете ранней зари стайка птиц щебечет под Плеядами.

Небо рдеет за елями, жаворонки поют, воробьи: чик-чирик, чик-чирик.

Попался на воровстве, выбежал из магазина и проснулся.

В своих стихах и песнях битники искали новые средства выразительности, с помощью которых можно было бы передать настроение отрешённости, неприятия реальной действительности, тоски по ушедшим временам:

Где твои туфли на манной каше,

И куда ты засунул свой двубортный пиджак.

Ты ведь раньше не дал бы за них и пятак.

Когда-то ты был битником,

Ты был когда-то битником..

Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл,

Извлеченный из снимка чужой диафрагмы.

А теперь телевизор, газета, футбол;

И довольна тобой твоя старая мама.

Когда-то ты был битником…

Ты был когда-то битником...

Рок-н-рольное время ушло безвозвратно,

Охладили седины твоей юности пыл.

Но я верю, и верить мне в это приятно,

Что в душе ты остался таким же, как был.

Когда-то ты был битником…

Ты был когда-то битником...

К концу 1960-х годов битничество постепенно исчезает, и на смену ему в западном обществе начинает формироваться новая молодёжная субкультура – движение хиппи.

Хиппи

Впервые термин «хиппи» был зафиксирован в одной из нью-йоркских телепередач 1965-го года, где этим словом были названы группы молодых длинноволосых людей, шумно протестовавших против вьетнамской войны. Происхождение термина обычно связывают с английскими словами hip или hep, имеющими значение «понимающий, знающий».

Субкультура хиппи появилась в США (Сан-Франциско) и была тесно связана с предшествующим ей движением битников. В 1940–1950-е годы среди битников существовали немногочисленные группы хипстеров – джазовых музыкантов и их поклонников. Возможно, здесь и нужно искать истоки хип-движения, которое формировалось параллельно с развитием рок-н-ролла из джаза. Одним из первых и наиболее известных сообществ хиппи в США была группа «Весёлые проказники», в которой сложились основные признаки этой субкультуры.

Главной проповедью хиппи была пропаганда ненасилия (ахимса). Они свято верили в право человека на свободу, которой можно достичь, лишь изменив в лучшую сторону свой внутренний мир. «Духовность – вот чего не хватает человеку», - пели хиппи в своих песнях. Они призывали создавать духовные общины, где можно было бы спрятаться от «чёрной» цивилизации.

В повседневной жизни хиппи носили длинные волосы, увлекались восточными религиями (дзен-буддизм, даосизм, индуизм), слушали рок-н-ролл и путешествовали по всему миру автостопом. Многие из них были вегетарианцами. Наиболее крупные колонии хиппи в Америке находились вблизи Сан-Франциско. Позже хип-движение распространилось по Европе, и здесь крупнейшей колонией хиппи считался Свободный город Христиания в Дании.

Игнорируя законы буржуазного государства, хиппи не посещали учебные заведения и не работали. Средства к существованию они добывали с помощью попрошайничества, которое в английском языке было связано со словом «ask» (просить, спрашивать); отсюда произошёл термин «аскеры»- уличные попрошайки. Название сохранилось до наших дней, правда, смысл его несколько изменился: сейчас аскерами именуют уличных музыкантов, играющих перед прохожими с целью заработка.

Субкультура хиппи создала свою символику, и одним из наиболее популярных символов стал разукрашенный надписями старый микроавтобус «Фольксваген». На таких микроавтобусах «длинноволосые» ездили по Америке, шокируя американских фермеров своими лозунгами: «Занимайся любовью, а не войной!»; «Выключи свинью!» («Свиньёй» хиппи называли американский пулемёт); «Дайте миру шанс!»; «Ни черта мы не уйдём!»; «Всё, что тебе нужно, - это любовь!».

К символике хиппи относились и так называемые «фенечки» - браслеты, дополнявшие одежду тинейджеров, украшенную этническими элементами - бусами, плетениями из бисера и ниток и пр. «Фенечки» имели довольно сложную символику. Так, чёрно-жёлтая полосатая «фенечка» означала пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая – признание в любви.

Известным символом хиппи считался и «хайратник» - однотонная головная или нарукавная повязка, определявшая статус и принадлежность хиппи к тому или иному сообществу. Хайратники использовались тинейджерами в ролевых играх. Белая повязка, например, обозначала «мёртвого» или невидимого персонажа игры.

Фирменной одеждой «длинноволосых» очень быстро стали джинсы, а для более полного самовыражения хиппи использовали татуировку. Наиболее распространены были текстовые тату, содержание которых сводилось к лозунгам: «Нет – войне!», «Миру – мир!» и подобным. Были и рисованные татуировки - с символикой хип-движения. Поскольку «длинноволосые» часто вплетали в волосы цветы, раздавали их прохожим и вставляли полевые ромашки в оружейные дула полицейских и солдат, всех хиппи стали называть «детьми цветов».

Помимо внешней атрибутики, к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги» - забавные истории из жизни хиппи.

Волосатый, грязный небритый пипл сидит у фонтана.

Рядом садится ветеран:

Сынок, ты что ж грязный такой?

Помыться негде.

А что такой рваный?

Так надеть нечего.

А худой почему?

Есть не на что.

А ты работать не пробовал?

Щас! Всё брошу и побегу всякой ерундой заниматься!

Все хиппи были изначально аполитичны. Вслед за битниками они провозглашали уход из общества на природу, где создавали удалённые от цивилизации колонии – так называемые «свободные города». Колонии обычно возникали на окраинах крупных мегаполисов, в заброшенных домах и сараях. Здесь хиппи устраивали красочные фестивали, здесь же заключали между собой «свободные браки» и воспитывали своих детей.

Призывы хиппи к «возвращению на природу» иногда сопровождались маршами обнаженных подростков (с движением хиппи связано распространение культуры нудистов). В связи с этим можно упомянуть «Марш Любви», организованный в эти годы немногочисленными советскими хиппи, подростками-москвичами, которые вышли голыми на московские улицы, были задержаны милицией и доставлены в психиатрическую клинику. Их главным лозунгом был отказ от политики, хотя некоторые из русских хиппи уже тогда требовали отмены «коммунистического режима».

Стремясь полностью отгородиться от идеологии и культуры старшего поколения, хиппи создавали свои музыкальные ансамбли, исполнявшие их собственные песни в стиле рок-н-ролл, которые пресса окрестила «психоделической музыкой». Под «психоделией» тогда понималось «изменение», или «расширение», сознания, что достигалось с помощью холотропного дыхания, специальных медитаций, а также путём приёма наркотиков.

По Америке в это время прокатилась волна увлечения психотропными веществами, и хиппи не прошли мимо этого явления. Они активно использовали психоделик ЛСД, предназначенный для лечения тяжёлых психических болезней, например, шизофрении. Приём ЛСД вызывал ненормальные отклонения в психическом состоянии человека: он переставал отдавать себе отчёт в происходящих событиях, ощущал себя неуязвимым и всемогущим. В таком состоянии подросток мог выйти на скоростную трассу перед движущимся транспортом или выпрыгнуть из окна многоэтажного дома, полагая, что умеет летать. Кроме того, бесконтрольное использование ЛСД часто вызывало активное проявление у человека до этого скрытых психических болезней – эпилепсии, шизофрении др.

Характерным жанром хип-музыки очень быстро стали так называемые «рок-оперы», среди которых наибольшей известностью пользовался мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» (1970). Это была рок-опера, написанная Эндрю Уэббером и Тимом Райсом и в 1973 году экранизированная американским режиссёром Норманом Джуисоном. Фильм снимался в Израиле, в местах, где когда-то происходили известные исторические события с участием Иисуса Христа, и вызвал неоднозначную критику.

Западноевропейские СМИ приняли картину с восторгом, тогда как церковь предала её анафеме. Осудив авторов оперы, Ватикан заявил: «Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианин должен держаться подальше от этого антихристианского произведения». В Советском Союзе исполнение рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» не приветствовалось.

Сюжет мюзикла основывается на библейском повествовании и описывает заключительный этап ареста и казни Спасителя. Главными действующими персонажами оперы являются Иисус и Иуда, которые ведут спор о необходимости принесения жертвы во имя спасения человечества. Текст оперы пронизан атеистическими идеями и принижает образ Христа, оправдывая при этом предательство Иуды. Уже тогда, в середине ХХ столетия, западная мораль вступила в полосу тяжелого нравственного и духовного кризиса, который в наши дни завершился моральным падением католического духовенства, принятием и оправданием однополых браков и прочими «прелестями» современной европейской культуры.

Вскоре после постановки фильма, он был переведён на разные языки и принят к постановке в оперных театрах. Один из первых русских переводов сделал Александр Бутузов. В России исполнение этой рок-оперы было разрешено с 1990 года и осуществлялось в Санкт-Петербурге, Москве, Ярославле, Иркутске и других городах.

Пик популярности хип-движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены музыкальные диски с неофициальными гимнами «длинноволосых», исполнявшимися певцом Скоттом Маккензи. К этому времени субкультура хиппи получила распространение не только в Америке и Европе, но и в Азии.

Так, в Японии, под влиянием международного хип-движения, стало появляться много молодежных группировок, наиболее популярной среди которых считалось «новое течение – Босозоку». Дословно это название можно перевести как «агрессивная банда, ездящая на мотоциклах». По городским улицам японских мегаполисов носились размалёванные всеми цветами радуги мотоциклы с японской символикой и длинными выхлопными трубами. Их хозяева, японские тинейджеры, терроризировали автомобилистов и пешеходов, нарушали покой спящих граждан. Однако, очень быстро эти неудавшиеся «байкеры» пересели на автомобили, разукрашенные еще более экстравагантно, чем мотоциклы. Капоты машин «Босозоку» выпирали вперёд на 15-20 сантиметров, а на багажниках красовались спойлеры самой необычной формы. Выхлопные трубы автомобилей выводились вверх и часто торчали выше крыши, а сами машины были настолько занижены, что почти касались асфальта.

Что касается России, то первые хиппи появились у нас в дни «Горбачёвской перестройки» (1985-1990) и существуют до сих пор. В Советском Союзе этих «длинноволосых» именовали то «хиппарями», то «хиппанами», а то и «хиппанутыми». Они обитали, как правило, в крупных городах, где создавали свои «тусовки» («Психодром №2» в Москве на Знаменке; «Сайгон» в Ленинграде на Невском проспекте; «Андреевский спуск» в Киеве). Иногородние «пиплы», приезжающие на эти тусовки, всегда получали у местных «хипстеров» помощь и поддержку.

Советские хиппи быстро создали свой сленг, малопонятный постороннему человеку. Некоторые слова из этого сленга пережили время и остаются в употреблении до сих пор: «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил» и др.

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи: арт-группа московских художников «Фризия; творческая мастерская «Антилир»; ассоциация музыкантов «Время Ч»; московская «Коммуна на Пражской» (она же – fnb-группа «Magik Hat). Существуют также небольшие хип-коммуны в Челябинске, Владивостоке, Санкт-Петербурге. Все они уже давно «разбавлены» членами других молодёжных субкультур – готами, эмо, байкерами и пр. В последние годы всё более популярными становятся Интернет-сообщества хиппи, в связи с чем в Сети появился термин «киберхиппи».

Cимволика и культура хиппи сейчас активно используются представителями многих других отечественных молодёжных субкультур. Так, сленг готов и реперов с некоторыми искажениями заимствован у хиппи. Ролевики носят фенечки и называют себя пиплами и хайрастами. Очевидно, что идеология хиппи не исчезла с завершением их активной деятельности, она продолжает существовать в среде молодёжи, хотя её внешние атрибуты и сленг претерпели заметные изменения.

В память о поколении длинноволосых их почитатели воздвигли в Арколе (штат Иллинойс, США) мемориальный Знак Мира с надписью: «Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь».

Новые левые

В середине ХХ века английские критические марксисты П.Андерсон, С.Холл и Э. Томпсон начали издавать в Лондоне общественно-политический журнал «Новое левое обозрение». Американский социолог Ч.Миллс использовал часть названия журнала в своём «Письме к новым левым», что и способствовало распространению этого словосочетания среди молодёжи.

Движение новых левых развивалось в 1960-е годы параллельно с субкультурой хиппи, и местом его распространения стали Западная Европа, Япония и США. Сильное влияние на новых левых оказали анархисты и неомарксисты, а также американский философ Герберт Маркузе. В своей знаменитой книге «Одномерный человек» Маркузе описал западное общество зомбированных массовой культурой людей, единственным средством протеста которых оказывается тотальное неприятия Системы.

Вслед за Маркузе новые левые выражали протест против «общества потребления», бездуховности буржуазной культуры и унификации человеческой личности. Они выступали за «прямую демократию», при которой государством руководят непосредственно его граждане, а также за свободу самовыражения и нонконформизм – возможность отстаивать свои взгляды независимо от общественного мнения.

В отличие от коммунистов, которые считали своей социальной базой промышленный пролетариат, новые левые искали опору среди работников нового постиндустриального общества. Они участвовали во всех массовых движениях молодёжи за университетские свободы, в демонстрациях за гражданские права черных и других меньшинств Запада. Особенно массовый характер их антимилитаристское движение приняло в годы войны во Вьетнаме.

В 1960-е годы новые левые осуществляли ненасильственные методы борьбы, но к концу десятилетия часть из них перешла к экстремистской деятельности. Только с октября 1968 года по май 1969 студенческие волнения охватили около 200 университетов США. Свыше 750 тысяч человек участвовали тогда в «новом левом» движении, а три миллиона американцев им симпатизировали.

С новыми левыми были тесно связаны субкультуры хиппи, сексуальных меньшинств, феминистов. Их идеологию быстро усваивали маоисты, троцкисты и анархисты, участвовавшие в антивоенном движении. К началу 1970-х годов движение новых левых вступило в полосу идейного кризиса, а с окончанием Вьетнамской войны оно окончательно сошло на нет, успев, однако, оказать сильное влияние на международные леворадикальные группировки – «Фракцию Красной Армии» в ФРГ, «Красные бригады» в Италии, «Симбионтскую Армию Освобождения» и «Уэзерменов» в США, «Красную Армию Японии». Новые левые также оказали заметное влияние на формирование международного движения зелёных.

Под влиянием новых левых в США в 1967 году оформилось движение Йиппи (от англ. аббревиатуры VIP – «Международная Молодёжная Партия»). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых. Они сотрудничали с «Чёрными пантерами», устраивали многотысячные марши и демонстрации. Бурный общественный резонанс вызвало выдвижение Пигасус (Свинтус).

Продолжение следует.

Если рассматривать проблемы самореализации молодежи не только со стороны индивидуума как сложности реализации отдельной личности, а взглянуть на них в общем, как на проблемы всего социума, то можно увидеть, что решение этих проблем может усовершенствовать социальную систему, поднять производительность, а также избежать множества социальных конфликтов. Социально-демографическая группа, попадающая под определение «молодежь», обладает более высоким уровнем восприятия и принятия модернизации общества.

Молодежи легче адаптироваться к современным условиям существования, проще осваивать нововведения в различных областях. Культура, политика, общественно-хозяйственная деятельности и многое другое не стоят на месте, руководствуясь лишь культурным наследием и опытом предков. Все социальные отрасли видоизменяются, обретают новые современные очертания. Людям, перешагнувшим рубеж молодости, принять такие изменения бывает крайне сложно из-за плотно укоренившихся консервативных взглядов. Со временем бразды правления социумом передаются в руки юного поколения. Именно поэтому так важно создавать благоприятные условия для самореализации молодежи, помогая молодым людям стать гармоничными всесторонне развитыми личностями.

Путь в будущее

Период молодости – это своеобразная дорога в будущее. Именно на этом тернистом пути человек предопределяет свое дальнейшее существование, делает выбор в сторону той или иной профессии, решает, в какой социальной сфере его потенциал будет всецело раскрыт и более полезен обществу, какое занятие принесет душевный комфорт. Сознание молодых людей, как губка, способно впитывать, фильтровать и перерабатывать большой поток информации. В исследованиях возрастной психологии говорится, что именно в процессе взросления у человека формируется самосознание и устойчивая система ценностей, а также предопределяется социальный статус личности. Для периода молодости характерны проявления критичности мышления, человек учится оценивать и анализировать. Параллельно с этим в сознании молодых людей уже заложен фундамент из стереотипов прошлого времени, задачей молодежи является правильно отфильтровать опыт минувших лет, выделить для себя главную и полезную информацию.

Отцы и дети

Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства. Зигмунд Фрейд

Проблемы самореализации молодежи включают в себя и вечное противоборство старого и юного поколений. В основном, старики всегда недовольны поведением молодежи, стараются дать совет со стороны прожитых лет, а молодые люди со всей своей юношеской амбициозностью не хотят прислушиваться и делать выводы. На самом деле противостоянии этих двух социальных групп может, как и послужить определенную пользу, так и причинить немалый вред в дальнейшей реализации молодежного потенциала. Однозначно, опыт прошлого может быть полезен, чтоб, например, не совершать таких же ошибок или, как говорится, заново не изобретать велосипед. Вот тут-то как раз и молодым людям и пригодиться умение фильтровать информацию и давать собственную оценку тем или иным суждениям.

Что же касается негативных последствий, то слишком настойчивое навязывание консервативных взглядов воспрепятствует желанию молодежи развиваться в современном мире, идти в ногу со временем, адаптироваться к стремительно развивающимся особенностям окружающей среды. Молодые люди, задавленные авторитетностью старшего поколения, теряют интерес к познанию всего нового, развивается пассивность, порой граничащая с инфантилизмом, а эти качества никак не способствуют самореализации и достижению успеха. Поэтому в процессе воспитания крайне важно найти ту самую пресловутую «золотую середину». Как говорил К. С. Станиславский: «Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость».

Проблемы молодежи в современном мире

Современный мир уже не так строго относится к соблюдению правил нравственности, как в давние века, в этом тоже есть немалая составляющая сути проблемы самореализации молодежи. Именно поэтому у большинства современных молодых людей крайне размытые нормы морали. У большинства преобладают гедонистические наклонности, эгоизм, что рано или поздно приводит к саморазрушению личности. Проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь, мешают самореализации индивида или же делают ее практически невозможной. Духовное опустошение, бесперспективность дальнейшей жизни, раскол ценностных ориентаций, распространяющийся нигилизм и ломка нравственных идеалов – вот основные причины, которые подводят современных молодых людей к таким социальным проблемам, как:

  • Алкоголизм
  • Наркомания
  • Аморальность
  • Преступность
  • Склонность к суициду
  • Подмена жизненных ценностей

Попадая в одно из вышеперечисленных течений, индивид вступает на путь деградации и саморазрушения. И лишь путем долгой и сложной социальной, физической и психологической реабилитации можно вернуть человека к нормальному существованию, а также мотивировать его личность к дальнейшему саморазвитию.

Что мешает саомреализации молодежи

Вот некоторые самые основные проблемы самореализации молодежи

Несоответствие социальным требования

Вряд ли кто-то в детстве мечтает стать успешным сантехником или грузчиком. Все хотят быть космонавтами и стюардессами, летчиками и балеринами. Но со временем человек осознает, что не всегда мечты возможно осуществить. Социуму не нужны миллионы танцоров и актрис, предпочтение отдается профессиям в сфере науки, физического или инженерного труда. Первой проблемой самореализации личности является несоответствие между желаемым и действительным. Приходится делать выбор между мечтой детства и профессией, которая является более престижной и прибыльной. Но часто молодые люди не понимают, что реализовать себя можно не только в карьере. Самореализация – это совокупность всех сфер жизни, таких, как творчество, хобби, семья, окружение и тому подобное. Получается, что сейчас современная молодежь в большинстве предпочитает выбор профессии более прибыльной, но к которой совершенно не лежит душа. Конечно, поэтому возможность реализоваться на трудовом поприще в таком случае крайне невелика.

Отсутствие социальным требованиям

Молодежь современного мира в подавляющем большинстве нацелена на получение хорошего дохода. Но осваивание профессии и упорный труд не входят в планы молодых людей. Отсутствие трудового стимула прежде всего возникает из-за бесперспективности дальнейшей жизни, индивид не видит смысла прилагать усилия. Начинают преобладать такие качества, как лень, пассивность, безынициативность, возникает чувство безысходности, которое может привести к стрессу и личностным конфликтам индивидуума.

Отсутствие социальных ориентиров

Молодое поколение порой не успевает адаптироваться к столь быстро меняющемуся обществу. Опыт прошлого и модернизация социума порой настолько различны между собой, причем изменения эти происходят за короткий срок, что вносят в неокрепшее сознание молодого поколения определенный диссонанс. У юных людей отсутствуют социальные ориентиры, ведь то, что было важно для предыдущего поколения, стремительно теряет свою ценность в рамках урбанизации и модернизации современного мира. Поэтому дальнейший выбор цели и пути молодежи начинает определяться обстоятельствами и требованиями общества, а не способностями и желаниями самого индивида. Поэтому крайне важно сформировать способность адаптировать свои профессиональные и личностные цели к тенденциям развития современного общества, уметь адаптироваться, не нарушая при этом душевный баланс.

Сокращение социальных программ

Проблемы самореализации молодежинапрямую зависят от общественной деятельности. Чтобы в полной мере проявить свой потенциал, определить склонность к той, или иной отрасли деятельности, молодежи необходимо предоставить фундамент, так сказать арену для реализации. Сокращение различных молодежных программ, невозможность найти условия для активной самодеятельности, сложности в праве на непосредственное участие в образовательной, политической, трудовой деятельности. Молодому поколению абсолютно негде проявлять свой потенциал, так как социум не способен предоставить доступные досуговые площадки для реализации.

Социальная незащищенность

Для успешной самореализации молодое поколение должно чувствовать опору и поддержку со стороны окружающих. Речь идет не только о семье и общеобразовательной системе. Государство в полной мере должно создавать благоприятные условия для жизнеобеспечения юного поколения и формирования гармоничной личности. Если молодежь не чувствует гарантий, определенного залога в успешности своего будущего, то это способствует появлению чувства страха, неуверенности в завтрашнем дне. Что, как всякие негативные мысли и эмоции, создает препятствия для самореализации молодежи.

Нравственно-духовный хаос

Последний период развития современного общества замечает тенденцию к дегуманизации культуры, смысл искусства деморализован, образ человека становится приниженным, духовные и моральные ценности отходят на второй план. Эмпатия и альтруизм уступают место алчности и потребительству. Духовные ценности коллективизма заменены корыстно-индивидуальными целями. Все эти факторы, а также отсутствие у молодежи четкой национальной идеи тоже являются одними составляющими сути проблемы самореализации молодежи. Свое пагубное влияние на неокрепшую юную психику оказывают СМИ и социальные сети. Не стоит преуменьшать ценность интернета и всех его благ (которые в условиях современного мира занимают не последнее место в самореализации личности), но тут опять-таки необходимо развивать у молодых людей способность к правильной фильтрации информации.

Решение проблемы самореализации молодежи

Так какие условия для самореализации молодежи необходимы? Прежде всего не стоит забывать о том, что самореализация личности прежде всего зависит от самого человека, его стремлений и готовности к упорному труду. Задача окружающих – помочь молодежи сформироваться, создав все необходимые благоприятные условия для развития и реализации потенциала.

Со стороны семьи и близкого окружения это может быть передача ценного опыта, формирование нравственных ценностей. Достичь этого можно, например, своим личным примером – ребенок, который растет в гармонии и видит перед собой благоприятную модель семьи, уже на шаг ближе к успешному будущему. Система образования тоже, обычно, вносит немалый вклад в формирование личности. Педагогические тенденции не должны стоять на месте, необходим постоянный рост, развитие, поиск новых продуктивных методик воспитания и образования. Государство также должно внедрять различные социальные программ для развития молодежи, давать возможность реализовать свои творческие и креативные наклонности, создавать так называемые досуговые и культурные площадки для возможности молодых людей выплеснуть свою самодеятельную активность. Так же не стоит забывать про социальные гарантии – молодые люди не должны чувствовать себя незащищенными в рамках социальной политики. Каждый человек должен быть уверен, что настойчивый, честный и упорный труд – это возможность достичь успеха, и государство будет содействовать в этом, так как механизм управления страной должен быть заинтересован в получении достойных кадров и воспитании достойного молодого поколения.

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения. Конфуций

Проблемы самореализации молодежи – это не только индивидуально-личностные сложности молодых людей. Это глобальная проблема всего общества в целом. Вполне возможно, что милый малыш, которого вы видите в песочнице, в дальнейшем станет главой государства и вершителем судьбы всего социума. Поэтому одной из важнейших целей современного мира является решение проблемы самореализации молодежи и создание качественных условий для самореализации молодых людей.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек - существо социальное, но, рождаясь в социуме, он должен пройти длительный процесс включения в него, чтобы стать полноценным и полноправным членом общества. Для этого обществом созданы воспитательные институты для подрастающего поколения - детские сады, школы, высшие учебные заведения, армия. Сущность социализации молодежи состоит в интеграции в общество путем усвоения общепринятых норм и правил, а также установление собственных, межличностных связей и отношений посредством активной деятельности. Главная задача человека в этом процессе - стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью.

Актуальность данной темы, на наш взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и учителей, родителей и самих подростков.

Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых направлений и радикальное изменение традиционных тенденций социализации подрастающего поколения в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный и аморальный образ жизни.

Наш интерес к данной проблематике объясняется тем, что мы являемся одними из представителей современного поколения молодых людей, которые переживают новые процессы изменения общества. А так как кардинальные преобразования в мире оказывают огромное и не всегда положительное влияние на развитие молодежи, мы хотим детально раскрыть данную проблему, чтобы точно знать что может встать на нашем жизненном пути и пути наших сверстников.

Целью нашей работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.

Нами были поставлены следующие задачи :

    Дать определение социализации.

    Рассмотреть факторы, влияющие на социализацию.

    Проанализировать процесс становления личности.

    Показать влияние экономических и социально-политических факторов на социализацию молодежи.

    Определить роль социализации молодежи для будущего России.

И использованы следующие методы исследования :

    Теоретический анализ литературы

    Наблюдения

Молодежь как объект изучения

Считается, что человек достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени.

Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою семью. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 25 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 25 лет — между детством и взрослым состоянием.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением втрудовую жизнь .

Рассмотрим это непростое понятие с точек зрения различных наук:

    С точки зренияпсихологии молодость — это периодобретения своего «Я», утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья.

    С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.

    С общефилософской точки зрения молодость может рассматриваться каквремя возможностей, время устремленности в будущее. Молодость — это время, когда еще ничего не свершилось, когда все можно успеть и сделать.

Исходя из всех этих характеристик, можно сказать, что молодость — это то время нашего жизненного пути, когда человек познает себя, и характер которого определен совокупностью (1) возрастных характеристик, (2) особенностей социального положения и (3) особым психологическим складом.

Социализация молодежи

Как мы уже сказали, молодость - это, прежде всего, формирование идеалов, освоение социальных норм и установок, приобретение навыков, которые помогают существовать и успешно функционировать в социуме. Рассмотрим подробнее этот процесс. В современном мире этот процесс принято называть социализацией.

В разных словарях социализация определяется как:

    «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»

    «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»

    как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»

    как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности»

Основные факторы влияния на социализацию

В современном мире существует немало факторов и проблем, влияющих на процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Рассмотрим эти основные факторы влияния:

    Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально , не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы.

    Духовные факторы не менее важны. В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров , размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру , стадность.

    Важнейшей проблемой остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

Отношения между поколениями

На наш взгляд, самым главным фактором в процессе становления личности являются межпоколенческие отношения. Именно отношения «отцов и детей» заслуживают отдельного внимания в нашей работе.

Сейчас выделяют три типа межпоколенческих отношений:

    постфигуративные - давно устоялись, приобрели четкие контуры, оформились в виде привычных, устойчивых фигур мышления и поведения и предполагают ориентацию на прошлое, традиционные ценности. Молодежь учится на опыте старшего поколения. Развитие постфигуративных культур замедленно, инновации с трудом пробивают себе дорогу;

    конфигуративные — находятся в процессе оформления, ориентированы на настоящее: и молодежь, и взрослые соотносят свои действия с изменяющейся современностью. Социализация происходит в основном в процессе общения со сверстниками. Рождается молодежная контркультура;

    префигуративные — еще не определены, направлены на будущее. Происходит отказ от старых ценностей и стереотипов, поскольку прошлый опыт оказывается бесполезным или вредным. Старшее поколение все чаще учится у молодежи.

Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, не имеет точно ответа. Но все же мы должны сказать, что в стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения, но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, соответствующих изменившимся условиям жизни.

Тенденции в развитии молодежной культуры

Молодежь как особую демографическую группу характеризуют следующие основные черты:

    высокий уровень социальной мобильности;

    активный поиск своего места в социальной структуре, удовлетворительного образа жизни;

    освоение профессий и перспективы карьерного роста;

    усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей, стандартов поведения;

    территориальная подвижность;

    неустойчивость и внутренняя противоречивость психики;

    радикализм социальных, политических, культурных взглядов;

    стремление выделяться, отличаться от остальных;

    объединение в нефор-мальные, неофициальные группы по интересам и увлечениям;

    существование специфической молодежной субкультуры.

Потому можно выделить следующие тенденции в развитии молодёжной культуры:

1. Кризисное состояние общества привело к расслоению, поляризации молодёжных социальных групп и слоёв по уровню материального благосостояния, качеству жизни, а, следовательно, и по уровню освоения культурных благ. Существовавшая ранее система массово-доступных форм культуры разрушилась. Распределение благ в сфере молодёжной культуры происходит по принципу платёжеспособности .

2. Приватизация культурных объектов привела к тому, что основным местом проведения свободного времени молодыми людьми всё более становится улица, подъезд и квартира человека, что обусловлено и усилившейся потребностью в расслаблении, отдыхе, и меньшими материальными затратами на домашний досуг.

3. Одним из результатов кризиса является нарастание социально-психической напряжённости, которая выражается в усилении с одной стороны девиантного поведения молодёжи, а с другой - в нарушениях здоровья. Стремление к снятию этих состояний приводит молодых людей к попыткам уйти от жизненных проблем с помощью мистики, религии, наркомании, суицида . Изнутри усиливается потребность молодёжи подавить сильные стрессовые эмоции, и здесь очень важен поиск путей и механизмов «миротворения».

Таким образом, современная действительность поставила молодого человека перед большим количеством проблем. Они обусловлены как макротенденциями (общецивилизационными изменениями, характером политического и экономического развития России и т.д.), так и просчётами государственной молодёжной политике.

Чем интересуется современная молодежь?

По результатам опроса первое место среди интересов занимает интернет. Почему? Сейчас молодое поколение не может представить себе жизнь без социальных сетей и других Интернет-ресурсов. Интернет используется во всех жизненных сферах (учеба, работа, общение). Безусловно, интернет нужная и полезная вещь, но ни в коем случае нельзя забывать о реальном мире. Кроме интернета, клубы и кинотеатры — самые популярные развлечения среди молодежи.

Второе место отдается общению. Общение самой молодежи заметно отличается от общения со старшим поколением. У них свои интересы, жизненные взгляды, свое собственное мнение, которое бывает очень сложно оспорить. Популярные темы для разговора: музыка, фильмы, увлечения, автомобили, мода.

Деньги являются еще одной неотъемлемой частью нашей жизни. Неудивительно, что современная молодежь задумывается о своем будущем доходе уже сейчас.

Отдельно поговорим о популярности спорта в молодежной среде. Сейчас он приобрел еще большее значение, чем когда-либо. Нашему поколению это действительно интересно. Футбол, хоккей, волейбол, баскетбол являются самыми популярными видами спорта среди молодежи.

Чем же еще интересуется молодежь? Несомненно, стоит отметить образование, современное искусство, модные тенденции. Но, к сожалению, многие употребляют спиртные и энергетические напитки, курят.

Молодое поколение старается устроить себе красивую беззаботную жизнь. Но чтобы всего этого достичь, нужно приложить немалые усилия. Мы — будущее нашей страны и должны соответствовать этому определению, добиваться новых высот, совершенствоваться и прокладывать свою собственную дорогу в счастливое завтра!

Девиантное поведение

К сожалению, поведение подростков не всегда соответствует нормам. Это проявляется в употреблении наркотической и алкогольной продукции, в жестком обращении к окружающему миру, в вандализме. Всё это можно отнести к одному понятию - к понятию «девиантное поведение».

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.

Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Причины девиантного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения.

Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями. Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении подростков.

Таким образом, развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим.

Заключение

Работая над данным исследованием, мы изучили процесс социализации, его характеристику и фазы. И сделали вывод о том, что термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Нами были изучены особенности процесса социализации молодежи и проблемы, с которыми сталкивается молодое поколение в ход социализации.

Мы пришли к выводу о том, что в ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования.

Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи.

Список литературы

    Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи// Педагогика. - 2005. - №1, С. 27-32.

    Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993.

    Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.

    Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества Информ. бюл. мониторинга ВЦИОМ. - 1996. - №1. - С. 7-15.

    Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. №3. С. 124-128.

    Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы - М.: Социум,1999. - 325 с.

    Современная молодежь: проблемы и перспективы развития [текст]// Материалы международной межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной году молодежи в РФ. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, - 2012. - 240 с.