Музейное тело. Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры Музей аномалий уродств и мутаций

Анатомические музеи пользуются неизменно повышенным интересом у туристов. Когда музеи истории или искусств не вызывают достаточного интереса, то перед грядущим отпуском следует выбрать экспозицию, которая заденет за живое по-настоящему.

Museum Vrolik

1. Задорный музей Museum Vrolik (Амстердам, Нидерланды) основан отцом и сыном Вроликами. В переводе с англо-голландского слово «вролик» обозначает «задорный», по данной причине музей получил столь странное название.

2. Герардас Вролик, и Вильям Вролик были профессорами медицины и занимались изучением мутаций у человека. Ими собрана огромная коллекция мутаций, которая со временем превратилась в музей. В качестве экспонатов представлены сиамские близнецы, дети циклопы, двухголовые чудовища. Уроды-мутанты различных мастей производят неизгладимое впечатление на посетителей.

The Human Body Exhibition

3. Выставка The Human Body Exhibition, или выставка тела человека, впервые была экспонирована во Флориде в 2005 году и с тех пор прошла во многих городах мира.

География выставки более чем впечатляет: Виннипег, Дублин, Амстердам, Роттердам, Атланта, Вена, Мадрид, Буэнос-Айрес, Монреаль, Ниагара-Фолс (Онтарио), Богота, Кордова, Барселона, Цинциннати, Сантьяго-де-Чили, Сан-Паулу, Прага, Братислава, София, Загреб, Будапешт, Белград, Лиссабон, Атлантик-Сити, Сан-Диего, Лас-Вегас, Нью-Йорк, Сан-Антонио, Вашингтон, Омаха, Гонолулу, Индианаполис, Финикс, Сакраменто, Тусон, Кливленде, Сиэтле, Детройт, Рига, Варшаве, Пуэрто-Рико, Любляна, и Бойсе, Хайфе, а также Хьюстон, Тегусигальпа, Сан-Сальвадор (Сальвадор), Бухарест, Лондон. В качестве экспонатов выставки использованы забальзамированные человеческие тела, препарированные таким образом, чтобы показать с одной стороны всю сложность строения человеческого тела, а с другой стороны, показать его красоту и гармонию. Насколько это красиво выглядит, судите сами.

4. Необходимо отметить, что люди, чьи тела выставлены в качестве экспонатов, еще при жизни дали письменное согласие на использование их тел после смерти в качестве препаратов. Все, кому понравилась выставка, могут на месте составить посмертное завещание и пополнить экспозицию после смерти.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

5. Кунсткамера в Санкт-Петербурге бала основана в 1714 году по приказу Петра 1.

В кунсткамере собрано более миллиона экспонатов. Если ранее экспонаты использовались для научных целей, то в настоящее время – это исключительно музей человеческих мутаций и уродств, где посетители могут воочию увидеть невероятные метаморфозы, которые природа творит с человеческой плотью.

6. Стоит сказать, что кроме так называемой «выставки уродов», данный музей славен многочисленными экспонатами, которые рассказывают историческое прошлое многих народов мира.

Музей человеческого тела в Нидерландах

8. Музей создавался двенадцать лет. На создание коллекции ушло двадцать семь миллионов долларов. Здание находится внутри макета гигантского человека, благодаря чему есть возможность свободно прогуливаться внутри и знакомиться со строением и работой органов и систем человеческого организма. Сотрудники музея в обязательном порядке имеют медицинское образование и доходчиво отвечают на всевозможные вопросы посетителей.

9. Если вы желаете усовершенствовать свои познания в области анатомии человека, то музей человеческого тела в Нидерландах – идеальное место для этого.

Пластинариум (Plastinarium)

10. Музей "Plastinarium" (Губен, Германия) открылся в небольшом городке на границе с Польшей. Музей организовал Гюнтера фон Хагенс по прозвищу "Доктор Смерть". В качестве экспонатов он использует купленные трупы людей, есть среди экспонатов и трупы казненных заключенных. Перед тем как стать экспонатами, тела обрабатываются особым способом, в результате чего из них удаляется жир и вода, их место замещается субстанцией по структуре напоминающей пластик.

11. В музее можно встретить различные скульптурные композиции из мертвых тел. Так вы можете увидеть скульптурную композицию, где трупы играют в карты либо скачут на лошади. Посещение музея рождает двоякие чувства: многие посетители музея не выдерживают увиденного зрелища и теряют сознание, некоторые восхищаются увиденным и считают доктора гением.


В музеях по всему миру хранится немало удивительных экспонатов. Но среди них есть и такие, которые вызывают не просто изумление, но откровенно шокируют, а то и вовсе вызывают отвращение. В нашем обзоре собраны 10 странных и страшных экспонатов из разных музеев.

1. Ребенок-циклоп (Музей Фролик, Амстердам, Нидерланды)


В девятнадцатом веке анатомы отец и сын Герард и Вилле Вролик увлеклись человеческими мутациями. В 1834 году Виллем написал медицинскую работу, посвященную циклопии, редкому врожденному дефекту, при котором у эмбриона неправильно формируются две отдельные глазницы, в результате чего возникает одна центральная полость в черепе. Шансы того, что у эмбриона возникнет циклопия, 1 к 16 000.Большинство циклопов рождаются мертвыми. Вроликам удалось собрать коллекцию из пяти людей-циклопов и 19 свиней, ягнят и кошек. Их можно увидеть в коллекции музея Вролик при кафедре анатомии и эмбриологии университета Амстердама.

2. Банка кротов (Музей зоологии Гранта, Лондон, Великобритания)


Банка кротов? В Великобритании можно увидеть и такое. Восемнадцать кротов, упакованные в стеклянную банку, может и не настоль ужасное зрелище, но довольно необычное. В этом же музее можно увидеть скелет анаконды, кости додо и обширную коллекцию мозгов.

3. Гигантский человеческий трихобезоар (Национальный музей медицины и здоровья, штат Мэриленд, США)


Кошки иногда страдают от безоаров - скоплений неперевариваемой материи, которые чаще всего являются волосяными клубками. Однако, кошки - не единственные животные, страдающие от этой отвратительной и неприятной болезни. Иногда волосяные шары находят у коров, быков, овец, коз, лам, оленей и антилоп. В Национальном музее здоровья и медицины есть несколько образцов человеческих безоаров. Крупнейший трихобезоар (человеческий волосяной шар) был удален из желудка 12-летней девочки, которая имела навязчивую привычку есть собственные волосы.

4. Голова жертвы огнестрельного ранения (Медицинский музей Сирираж, Бангкок)



Болезнь Гиршпрунга начинается, когда нервные окончания в толстой кишке плода не полностью развиваются в утробе матери. Это приводит к тому, что определенные мышцы не получают сигналы о сокращении и проталкивании отходов через пищеварительную систему (в итоге возникают страшные запоры). В результате, развивается аномально большая толстая кишка, которая в данном конкретном случае доросла до 240 сантиметров в длину и весила 18 кг. Для сравнения рядом положиливосковую модель толстой кишки нормального размера. Разница в размерах просто колоссальна.


В Музее человеческих заболеваний, находящемся в Университете Нового Южного Уэльса, можно найти всевозможные виды больной человеческой плоти, в том числе поврежденные сердца и легкие. Один из наиболее необычных образцов в музее - доброкачественная тератома яичника (рак половых клеток, который вызывает бурный рост клеток яичника). В крайних случаях это может привести к появлению опухоли, которая частично напоминает сформированный плод с волосами и зубами.

7. "Анатомические Машины" (Музей Капеллы Сан-Северо, Неаполь, Италия)


В подземном помещении под часовней Сан-Северо в Неаполе находятся две из самых ужасных находок в Европе. Два скелета, мужчины и беременной женщины, стоят бок о бок под стеклом. Особо поражают идеально сохранившиеся кровеносные системы. "Машины", которые были были созданы врачом 18-го века Джузеппе Салерно, являются двумя самыми хорошо сохранившимися телами в мире. Но их окраска и сохранившаяся кровеносная система стали предметом споров.

Некоторые говорят, что, хотя скелеты, несомненно, подлинные, вены и артерии сделаны из смеси пчелиного воска, железной проволоки и шелка. Другие же придерживаются более жуткой версии: Салерно был темным колдуном, который убивал свои жертвы путем введения в них некоего отвердителя.



В 19 веке в Шотландии орудовали два серийных убийцы - Уильям Хэр и Уильям Берк. Они продавали тела своих жертв (в общем, 16 трупов) д-ру Роберту Ноксу, который вскрывал тела на своих знаменитых лекциях по анатомии. В музее, расположенном в Королевском хирургическом колледже можно найти ужасный артефакт, сохранившийся после тех убийств - книгу с переплетом из кожи Уильяма Берка. Кожу с убийцы содрали после того, как его повесили, а затем расчленили.


Оноре Фрагонар, который жил с 1732 по 1799 годы, был анатомом со множеством странностей. Еще до этого времени существовали экорше - изображения тел без кожи. Но Фрагонар начал делать экорше из настоящих трупов. Всего анатом освежевал около 700 трупов, но до сих пор сохранился только 21. Наиболее известной фигурой является человек верхом на лошади. "Всадника Апокалипсиса" окружают человеческие эмбрионы, сидящие верхом на спинах эмбрионов лошадей и овец.

В продолжение медицинской темы . Современные возможности медицины дарят людям надежду на долгую жизнь.

Чудовища существуют!

Чудовища, мутанты, уроды. Теперь им подобрали еще одно обозначение - «люди Х». Они бывают не только в сказках и воображении - они есть в реальности.

В природе всех живых существ заложен особый механизм - мутация. Это необходимо для создания новых форм, вариативности, улучшения адаптации и выживаемости организмов.

Природа, в точности как люди, действует методом проб и ошибок. Таким образом, ошибки, даже самые отвратительные - являются частью полезной работы Вселенной. Пока природа совершает ошибки, жизнь будет существовать.

Только в данном случае слово «ошибка» не означает снижение балла при выставлении оценки. Не всегда можно сразу определить - к добру или к худу привел тот или иной генетический сбой в клеточных структурах, если временной интервал эксперимента растянут на тысячелетия.

Но человек разумный судит со своей колокольни.

В Древней Спарте уродливых младенцев сбрасывали со скалы за то, что все они, как предполагалось, нежизнеспособны и никогда не принесут пользы своей стране. В Средние века инквизиция сжигала уродцев на кострах, подозревая, что их происхождение - демоническое, от суккубов и инкубов. А то и вовсе сам Дьявол является их папашей - искажает человеческое естество, подобие образа Божьего, дабы изощренно поглумиться над Создателем.

В более гуманные времена уродцам-мутантам приискали хорошее применение, приспособив к развлекательной индустрии. Разве не весело - поглазеть на диковинку: поржать, удивиться, испугаться! А более всего - порадоваться, что не похож на женщину-свинью или на человека-собаку. Пусть даже сам ростом не вышел, нос коротковат, а глазки маленькие - неважно: все равно ЭТИМ не повезло больше. Какая утешительная мысль!

Вот благодаря ей и преуспели предтечи современного развлекательного бизнеса - устроители ярмарочных балаганов, шоу уродов, цирка Барнума, музеев восковых фигур…

Стоп. А вот с этого момента поподробнее. Изменение технологий - это серьезно. Новые технологии меняют мир и самих «технологов».

Восковые копии позволили зафиксировать некоторые уродства, сохранив их для следующих поколений. Сама идея коллекционирования придала исторической глубины случайным единичным отклонениям, позволив отслеживать биологические ошибки в перспективе - не только в пространстве, но и во времени.

А это позволило приступить к вопросу мутаций с более серьезных позиций, положив начало науке тератологии, изучающей уродства.

В 18-19 веке биологические феномены (уроды и мутанты) сделались излюбленной темой ученых и коллекционеров. Они обожали их не меньше, чем нынешние детишки фанатеют по Халку или Росомахе.

Впереди планеты всей

Первые медицинские коллекции и собрания артефактов появились в Московском государстве еще в начале XVII века, при монастырях, в Аптекарском приказе и частных собраниях. Но более энергичный импульс (а по простому - пинок) придал музейному делу царь Петр Алексеевич Романов.

Как гласит легенда, отличавшийся пытливым разумом государь однажды увидел на берегу Невы березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Уродливый ботанический феномен подсказал царю прекрасную идею - о создании музея редкостей (кюнштов), Кунсткамеры именно на этом месте.

Петр, как известно, рубил «окно в Европу». Обычно все успехи России в его царствование приписывают влиянию просвещенного Запада. Но многие факты в эту «обезьянническую» теорию не укладываются. Напротив - свидетельствуют о светлом разуме российского государя, умевшего думать самостоятельно, изобретательно и с размахом. Он сам был безусловным феноменом и потому с интересом относился ко всякого рода природным диковинкам.

К слову, регулярные медицинские части в европейских войсках появились впервые именно в России (в 1706 году), а в передовой и просвещенной Франции - только на 2 года позже. Первый государственный естественнонаучный музей природных феноменов также был создан в России - датой считается 1714 год, когда государев Кабинет редкостей был переведен из Москвы в новую столицу.

Здание Кунсткамеры - старейшее в Европе, специально выстроенное под публичный музей. C самого начала оно задумывалось как научный центр, самый передовой и лучше всех оснащенный для того времени.

В первые годы вход в музей был не только свободным, но публику даже угощали бесплатно кофе и бутербродами, дабы народ не ленился просвещаться.

Первые экспонаты Кунсткамеры были живыми - монстры, карлики и великаны, пребывавшие ранее в Летнем дворце царя Петра, сделались непосредственными обитателями музея.

Наверное, это было забавно: пообщаться с экспонатами. Выпить кофе, съесть бутерброд в компании мутантов. (А потом на выходе случайно обнаружить, что и тебе самому кто-то налепил бирочку с инвентарным номером. Весело!)

Коллекции Кунсткамеры быстро пополнялись - редкости покупали за рубежом, присылали из всех уголков огромной страны, привозили нарочно снаряженные государственные экспедиции - пешие, конные и морские - со всего мира. Стремясь увеличить экспозицию, Петр I придал коллекционированию государственный масштаб, издав специальный указ собирать все: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…».

Именно живой ум Петра и его искренний интерес к науке стали основой дружбы между русским царем и голландским ученым Фредериком Рюйшем. Только России согласился Рюйш продать уникальную анатомическую коллекцию, включавшую 937 различных препаратов, которую создавал полвека. Профессор Рюйш был автором уникального метода сохранения кровеносных сосудов в мертвых телах с помощью особого состава - «бальзамического ликера». Царь Петр приобрел не только коллекцию, но и технологию изготовления препаратов. Уже после, от иностранцев, работавших в России, секретный метод Рюйша распространился и получил развитие в научном мире.

Веселенькие музеи

«Вролик» - означает «задорный», т.е. веселый. И это фамилия голландских медиков, Герардаса и Вильяма Вролика, отца и сына, которые занимались изучением уродств человека.

Вильям Вролик написал большой труд о мутациях, включая циклопию и патогенез врожденной аномалии сиамских близнецов. Он и его отец собрали гигантскую коллекцию экспонатов, которую впоследствии выкупили городские власти Амстердама. В 1869 году при местном университете анатомии и эмбриологии был открыт музей Вролика - Задорный музей.

Надо обладать немалой психической устойчивостью, чтобы повеселиться там, разглядывая представленные экземпляры сиамских близнецов, детей-циклопов, двухголовых чудовищ из мира животных и другие не сильно симпатичные прелести.

Впрочем, музеи уродов могут еще посоревноваться, какой из них веселее.

Существующий в Париже Музей патологической анатомии настолько «весел», что его и по сию пору не рекомендовано посещать детям до 12 лет и впечатлительным людям. Первоначально в музей, расположенный к тому же в мрачном подвале, допускали только мужчин. Представленная внутри экспозиция различных патологий и болезней животных и человека весьма негативно влияет на психику.

Французский музей называют также музеем Дюпютриена, в честь своего основателя, хирурга и профессора медицины Гийома Дюпюитрена. За свою врачебную деятельность этот врач получил миллионы и даже титул барона от короля Людовика XVIII. Музей создавался на средства, которые доктор завещал медицинскому факультету. Но заведение вышло столь мрачное, что парижане невзлюбили его. В 1937 году музей даже закрывали в связи с небольшим интересом публики, но спустя 30 лет снова открыли для посещения. Не к лицу блестящей европейской столице обходиться без уродов!

Сейчас в парижском музее около 6 тысяч образцов, и некоторые из них считаются особо ценными, как, например скелет парижанки Сюпио, умершей от остеомаляции - редкой болезни, при которой размягчается костная ткань.

Все спокойненько, благопристойненько

Колледж врачей, он же медицинский факультет Пенсильванского университета - самое прогрессивное учебное заведение США, открытое когда-то самим Бенджамином Франклином, в 1858 году разместил в своих стенах музей патологий и медицинской истории, основанный доктором Томасом Дентом Мюттером.

Входной билет стоит всего ничего - 14 баксов.

За эту ничтожную сумму посетители смогут насладиться лучшим собранием американских черепов Западного полушария. Глядя на эти стройные ряды под стеклом, как-то забываются жалкие попытки индейцев отвоевывать у белых их скальпы.

Тем не менее, здесь все в высшей степени чинно и пристойно: музей располагается не где-нибудь, а в евангелистском молельном доме, выкупленном попечителями для колледжа в 1750 году. Скорее всего, там даже сохранился девиз на вывеске: «Законы без морали бесполезны», написанный на латыни. Это совсем не то, что на вратах ада, но все-таки внутреннее содержание многих, наверное, заставит содрогнуться.

На выставках представлены восковые модели, законсервированные отдельные органы и целые тела. Среди уникальные экспонатов - тела знаменитых сиамских близнецов Чана и Ена Бункер с объединенной печенью, труп женщины, превратившийся в мыло из-за особенностей почвы, в которой она была похоронена, и человеческий кишечник длиной 12,5 см (с 40 фунтами дерьма внутри)!

Один из наиболее интересных экземпляров - скелет Гарии Истлака. Живи он в наши дни, детское воображение поместило бы его в один ряд с мутантами-людьми Х, а его необычное заболевание заслужило бы ему интересное прозвище. Что-нибудь вроде человек-черепашка-ниндзя. На месте каждого ушиба, синяка или раны у него вырастал «панцирь» - костная пластина. Эта болезнь, противоположная той, которой страдала парижанка Сюпио, называется прогрессирующей оссифицирующей фибродисплазией. Истлак умер в возрасте чуть старше сорока, перед смертью завещав свой скелет музею.

А это женщина с необычным искривлением позвоночника. Болезнь поразила ее, когда малышке было два года. К двадцати годам она уже не могла передвигаться без костылей.

Это восковой портрет парижанки, мадам Диманш. К 76 годам у неё на лбу вырос рог. Через 6 лет он достиг 20 см., и был успешно удален светилом французской хирургии Джозефом Субербеиллом.

Собрат Росомахи - патология руки: нарост роговой ткани на запястье.

Варикозное расширение вен на голове. Некоторые экстремальные модники делают себе такие вздутия нарочно, закачивая под кожу силикон.

Трёхногие сиамские близнецы.

Башня дураков

По сравнению с благочестивыми американскими врачами их австрийские коллеги обладают недюжинным чувством юмора. Они разместили свой Федеральный патологоанатомический музей в бывшем сумасшедшем доме Вены.

Среди экспонатов представлены: препарированные черепа, гинекологическое кресло из красного дерева позапрошлого века, мумифицированные головы, заспиртованные человеческие органы, различные мутации, развившиеся вследствие венерических и других болезней и врожденные патологии развития.

Само здание никого не оставит равнодушным: эту круглую пятиэтажную башню выстроили в 1784 по приказу императора Иосифа II под психиатрическую больницу.

Внутри находилось 139 палат-камер для буйных больных. В 1936 году некоторые пациенты этой государственной клиники сделались первыми экспонатами музея. Помимо прочего, в больнице изучали влияние венерических болезней на развитие плода…

Так что, если требуется убедить какого-нибудь оптимиста в преимуществах защищенного секса - венский музей как раз подходящее местечко.

Главное - не переборщить. Потерять разум от страха в Доме сумасшедших - не самая лучшая шутка.

Стоит заметить: австрийские ученые медики обладают не только чувством юмора, но и чувством прекрасного: до войны в музее хранилась скульптура Лаокоона с сыновьями, сделанная из человеческих и звериных костей. Увы, она была утрачена во время военной бомбардировки. Но разве эта мадонна не прекрасна? Для какого-нибудь маньяка - наверняка.

Просто ради справедливости, поскольку это обзорная статья галопом по уродам в музеях, стоит упомянуть Музей патологии в Бангкоке - огромный, состоящий из нескольких отделений, расположенных в трех корпусах клиники-университета Сирирадж. Там во множестве представлены образцы уродства зародышей человека, тела, изувеченные болезнями и катастрофами, а также мумифицированные преступники Таиланда - у азиатских ученых моральные уроды тоже вызывают интерес.

В христианском понимании тело человека - не только подобие образа Божьего, но и храм. Эпоха Просвещения в какой-то степени уравняла человека и животное, сделав и то, и другое предметом изучения. Тело человека, как часть исследуемой природы, для ученого уже не храм, а, по известному выражению тургеневского персонажа - только «мастерская».

Такой подход принес несомненную пользу, избавив многих людей от ужасных страданий. Генетические исследования могут принести еще более впечатляющие результаты - в области трансплантации, регенерации тканей, а может, и вовсе - подарят бессмертие. Наука плотно работает над этой темой: ученые ищут кнопку, способную отключить смерть.

Для этого надо очень хорошо понимать, как внутри человека все работает. Именно в этих целях - научно-образовательных - и был сооружен гигантский монстр

в Нидерландах, в городе Ухстхейст. Этот искусственный и высокотехнологичный урод является образом и подобием… не Бога, конечно. Человеческого тела. Храм науки, мастерская для любопытных - это музей Тела человека, так и называющийся - Corpus.

Если когда-нибудь на Земле переведутся люди, странный обрубок без признаков пола и возраста, вмонтированный в здание, останется символом человечества, которое, зациклившись на материальном, ампутировало дух, как внутреннее содержание . В данном музее человек представлен исключительно тушкой.

Интересно, какие представления о человеке получил бы инопланетянин, если бы и ему, как всем посетителям музея, довелось войти в Тело человека через колено, попутешествовать по гигантскому организму внутри и выйти через головной мозг?

Не самый логичный, казалось бы, маршрут, но именно его выбрали устроители этой научно-познавательной забавы. Наверное, отчитываясь за 27 миллионов долларов, выделенных на постройку 35-метровой фигуры, сросшейся, как сиамский близнец, с 7-этажным зданием из стекла и бетона, они постеснялись отправлять своих спонсоров более естественным, с точки зрения физиологии, путем.

На создание музея ушло 12 лет. Экскурсия внутри великана длится 55 минут - по эскалаторам и подвижным платформам посетители перемещаются сквозь внутренние органы, попутно изучая, наблюдая и трогая мышцы, кости, кишки, желудок, сердце, почки, легкие, язык, зубы, глаза, уши, мозг. И это движение сопровождается еще и звуками, имитирующими естественные звуки организма. (Интересно - какими?)

Тут есть все, что вы хотели, - а может, и не хотели, но это неважно - узнать о внутреннем устройстве человеческого тела.

Для объяснения процессов использованы самые прогрессивные инновации, 3D-и 5D-спецэффекты. В итоге организм человека предстает в максимально разобранном на детальки виде, понятным, доступным, в нем все отлично работает, да к тому же попутно пропагандируется здоровый образ жизни. И вообще все суперски: ecce homo - «се человек»! Издалека заметно, что не хомячок. Но, положа руку на сердце, вы уверены, что это механизированное существо, материя, лишенная души и смысла, каких бы то ни было жизненных устремлений - действительно человек?

Инвесторы планируют поселить такие музейные тела в Швейцарии и России, Испании, Китае и ряде других стран.

Люди Х: кто из ху?

Если наука имела пусть прозаические и рациональные, но все же обоснованные с точки зрения пользы для всех мотивы для десакрализации человеческого тела, то искусство никакой пользы и выгоды вроде бы не искало.

Ну, помимо сугубо материального вознаграждения для самих творцов. Алчность никогда не была хорошим советчиком, но в наши дни почти никакая страсть не считается зазорной. А именно это и раскрывает демоническую природу современного искусства.

Творить, не отягощаясь цивилизационными табу и совестью, стало намного проще. Эстетизировать уродство и воспевать смерть для художников не впервой, но даже тут все еще встречаются крайности, способные шокировать… И приносить доход.

Из статьи Андрея Яхнина («Живые мертвые зайцы»): «Йозеф Бойс позировал с мертвым зайцем. Анатолий Осмоловский - с головой мертвой старухи. Демиен Херст выставил на продажу за астрономическую сумму человеческий череп, обложенный бриллиантами».

А некто Гюнтер фон Хагенс, получивший в СМИ прозвище «Доктор смерть» и называющий себя то анатомистом, то художником-анатомом, то профессором анатомии, выставляет напоказ трупы.

Когда-то в ГДР этот… э-э-э… человек изучал консервацию трупов, и ему удалось запатентовать особый способ сохранения органических тканей, при котором жиры и жидкости, содержащиеся в биологическом материале, заменяют полимерами. Этот метод он назвал пластификацией. Скупая по дешевке невостребованные трупы людей по всему миру, а также тела умерших или убитых животных, Гюнтер фон Хагенс создает очень дорогие музейные экспонаты и с 1996 года развозит по всей планете свои выставки «Миры тел».

Одна такая засветилась в кино про Джеймса Бонда (Казино «Рояль»), в сцене убийства в аэропорту, а другая - «Тайны тела: Вселенная изнутри» совсем недавно - в Москве.

В германском городе Губене Гюнтер фон Хагенс намерен открыть собственный музей - Пластинариум. Власти города всячески приветствуют начинание, рассчитывая на приток туристов, а то безработица замучила.

Хагенса повсюду преследуют скандалы, и не только морального, но и криминального свойства. В 2004 году в Германии его уличили в незаконном использовании профессорского звания. Еще чище тот случай, когда некая женщина из Израиля узнала в одном из препарированных и эстетски расчлененных трупов своего бывшего друга, от которого давно не имела известий.

И почему, глядя на эти экспонаты, люди вспоминают коней Апокалипсиса и конец света? Некоторым делается дурно. Например, рядом с телом беременной женщины, вскрытой так, что в матке виден 7-месячный плод.

Хагенса много раз обвиняли в незаконном приобретении трупов в Казахстане, Украине, в Новосибирске. Но - обидеть художника может каждый, а посадить его - это вряд ли!

Зато «каждый может стать экспонатом», утверждает сам художник. Приобщившись к прекрасному, на выходе с выставки любой может при желании подписать контракт о передаче своего тела после смерти на благо искусства.

Но главным образом, на благо самого Хагенса. Этот деятель заработал чудовищное состояние, разъезжая по миру с выставкой своих препарированных уродов. Или красавцев? Сразу и не поймешь.

Как сказал Клайв Льюис, «крайнее зло выглядит невинным для непосвященных», так что отличить добро от зла и красоту от уродства - в современном мире становится все труднее. Думать, что эта смешанность - просто случайная мутация, по меньшей мере наивно.

В прошлом году ездили в Питер, побывали в знаменитой кунсткамере Петра I, посмотрели на заспиртованных уродцев, хотя на самом деле для них отведен только один из нескольких залов музея. Остальные рассказывают про культуру различных народов мира…

Недавно случайно узнал, что и в Москве тоже открылась кунсткамера. Находится на ВВЦ в павильоне №2. Громкое название фактически подразумевает под собой небольшой зал, где за 300 руб. (цена билета) вы сможете посмотреть на 3D фотографии заспиртованных уродцев, сделанные, видимо, в питерской кунсткамере, а также на восковые фигуры людей с различными физическими отклонениями.

Перейдем к тому, что можно там увидеть. Положа руку на сердце, могу сказать, что некоторые моменты были интересными, но выставка очень маленькая, обойти всё и прочитать все описания можно минут за 10, поэтому и интересного, соответственно, не много. Возможно, чтобы удержать посетителей там крутят ещё и видеосюжет про курение, в котором рассказывается не только о его вреде здоровью, но и о том, что на самом деле находится в продаваемых сигаретах, и как на их продаже компании-производители зарабатывают свои миллионы. Но, эти ролики наверное могут и меняться, и в следующий раз показывать там будут что-нибудь другое.

Машина для казни

Тюрьма на острове Санто-Стефано. Здесь, среди заключенных, в годы фашистского режима побывали будущий президент Италии Алессандро Пертини, писатель Джорджо Амендола, журналист Лелио Бассо, политик Альтиеро Спинелли, коммунист Умберто Террачини. Не совсем ясно только, при чем тут кунсткамера.

Трехногий человек - Георг Липперт. Его третья нога была полностью сформирована, но, тем не менее, была неработоспособна. По словам самого Липперта некогда она могла действовать, как обычная конечность, но из-за перелома пришла в негодность. Липперт выступал в цирке, где получил титул «Единственного Человека с Тремя Ногами на Земле». Но в 1898 г. из Италии приехал Франческо Лентини и титул был утрачен. У Франческо третья нога была вполне рабочей, и он мог даже играть ею в футбол.

Волосатый человек – Федор Махнов. Всё его тело было покрыто густыми волосами, кроме ладоней и ступней. Работал на почтовом дворе в Сибири. В сильные морозы ходил в одной рубахе. Так его видно при созданном в кунсткамере освещении.

А это – его реальный вид.

Женщина свинья. Это единственная зафиксированная подобная аномалия. Родилась обычным ребенком. В 14 лет началось сращивание верхней губы с переносицей. К 25 годам сформировался свиной пятачок. Была дочерью священника, очень набожной. Прожила 94 года, была замужем и родила двоих детей.

Двуликий Янус. 19 век. Немецкий музыкант. На затылке имел подобие второго лица. Тщательно его скрывал до 20 лет. В музыке успехов не имел и решил использовать этот свой недостаток. После этого его карьера пошла вверх, многие хотели увидеть музыканта с двумя лицами. И даже не важно, как он играл.

Двухголовый охотник. Этот человек был взят в плен войсками императора Леопольда I во время войны с Турцией. Был очень метким стрелком из лука. Каждая его голова могла разговаривать отдельно и во время допроса они перешептывались. Долгое время в документах того допроса была путаница, т.к. было непонятно, сколько человек они допрашивали.

Разновидность сиамских близнецов, второе туловище росло из грудной клетки первого. Был мушкетером у Людовика XIII. Но фактически – это был мушкетер-шут. Ни о какой военной службе речи быть не могло. Он носил плащ мушкетера и забавлял придворных.

Четырехглазый. В 1854 г. некий Джонни Стокер из Кливленда имел две пары карих глаз, расположенных друг над другом. По отзывам современников «он мог закрывать любой глаз отдельно друг от других, мог вращать каждым глазом в отдельности, что представляло собой наиболее отталкивающее зрелище». Джонни не только не комплексовал по поводу своего лица, а даже был рад этому. Пользуясь своей способностью вращать и выкатывать глаза, любил пугать людей. При этом он распевал неприличные песни неприятным скрипучим голосом.

Ещё несколько фотографий из кунсткамеры на ВВЦ:

Анатомические музеи пользуются неизменно повышенным интересом у туристов. Когда музеи истории или искусств не вызывают достаточного интереса, то перед грядущим отпуском следует выбрать экспозицию, которая заденет за живое по-настоящему.

Museum Vrolik

Задорный музей Museum Vrolik (Амстердам, Нидерланды) основан отцом и сыном Вроликами. В переводе с англо-голландского слово «вролик» обозначает «задорный», по данной причине музей получил столь странное название. Герардас Вролик, и Вильям Вролик были профессорами медицины и занимались изучением мутаций у человека. Ими собрана огромная коллекция мутаций, которая со временем превратилась в музей. В качестве экспонатов представлены сиамские близнецы, дети циклопы, двухголовые чудовища. Уроды-мутанты различных мастей производят неизгладимое впечатление на посетителей.

The Human Body Exhibition

Выставка The Human Body Exhibition, или выставка тела человека, впервые была экспонирована во Флориде в 2005 году и с тех пор прошла во многих городах мира. География выставки более чем впечатляет: Виннипег, Дублин, Амстердам, Роттердам, Атланта, Вена, Мадрид, Буэнос-Айрес, Монреаль, Ниагара-Фолс (Онтарио), Богота, Кордова, Барселона, Цинциннати, Сантьяго-де-Чили, Сан-Паулу, Прага, Братислава, София, Загреб, Будапешт, Белград, Лиссабон, Атлантик-Сити, Сан-Диего, Лас-Вегас, Нью-Йорк, Сан-Антонио, Вашингтон, Омаха, Гонолулу, Индианаполис, Финикс, Сакраменто, Тусон, Кливленде, Сиэтле, Детройт, Рига, Варшаве, Пуэрто-Рико, Любляна, и Бойсе, Хайфе, а также Хьюстон, Тегусигальпа, Сан-Сальвадор (Сальвадор), Бухарест, Лондон. В качестве экспонатов выставки использованы забальзамированные человеческие тела, препарированные таким образом, чтобы показать с одной стороны всю сложность строения человеческого тела, а с другой стороны, показать его красоту и гармонию. Насколько это красиво выглядит, судите сами. Необходимо отметить, что люди, чьи тела выставлены в качестве экспонатов, еще при жизни дали письменное согласие на использование их тел после смерти в качестве препаратов. Все, кому понравилась выставка, могут на месте составить посмертное завещание и пополнить экспозицию после смерти.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Кунсткамера в Санкт-Петербурге бала основана в 1714 году по приказу Петра 1. В кунсткамере собрано более миллиона экспонатов. Если ранее экспонаты использовались для научных целей, то в настоящее время – это исключительно музей человеческих мутаций и уродств, где посетители могут воочию увидеть невероятные метаморфозы, которые природа творит с человеческой плотью. Стоит сказать, что кроме так называемой «выставки уродов», данный музей славен многочисленными экспонатами, которые рассказывают историческое прошлое многих народов мира.

Музей человеческого тела в Нидерландах

Музей создавался двенадцать лет. На создание коллекции ушло двадцать семь миллионов долларов. Здание находится внутри макета гигантского человека, благодаря чему есть возможность свободно прогуливаться внутри и знакомиться со строением и работой органов и систем человеческого организма. Сотрудники музея в обязательном порядке имеют медицинское образование и доходчиво отвечают на всевозможные вопросы посетителей. Если вы желаете усовершенствовать свои познания в области анатомии человека, то музей человеческого тела в Нидерландах – идеальное место для этого.

Пластинариум (Plastinarium)

Музей "Plastinarium" (Губен, Германия) открылся в небольшом городке на границе с Польшей. Музей организовал Гюнтера фон Хагенс по прозвищу "Доктор Смерть". В качестве экспонатов он использует купленные трупы людей, есть среди экспонатов и трупы казненных заключенных. Перед тем как стать экспонатами, тела обрабатываются особым способом, в результате чего из них удаляется жир и вода, их место замещается субстанцией по структуре напоминающей пластик. В музее можно встретить различные скульптурные композиции из мертвых тел. Так вы можете увидеть скульптурную композицию, где трупы играют в карты либо скачут на лошади. Посещение музея рождает двоякие чувства: многие посетители музея не выдерживают увиденного зрелища и теряют сознание, некоторые восхищаются увиденным и считают доктора гением.