Нахимовское военно морское училище архитектор. Завершилось строительство нового здания нахимовского училища на пеньковой

В годы Великой Отечественной войны, когда советские войска практически полностью освободили территорию СССР от фашистских оккупантов, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища по типу кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории советской армии и флота.

Первоначально в училища, как правило, брали «детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны». В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении, им была установлена военно-морская форма одежды.

Страна в условиях жестокой борьбы с фашизмом нашла возможность и окружила детей войны заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, создана соответствующая материальная база.

Нахимовские военно-морские училища, как средние учебные заведения закрытого типа, были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ от 21 августа 1943 года и были предназначены для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. Наименование «Нахимовские» они получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, героя Крымской войны 1853-1856 гг. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени, от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С. Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков.

«Из трех способов, — говорил П.С. Нахимов, — действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером — последнее есть вернейший».

Училища создавались с 1943 г. в Тбилиси, в 1944 г. - в Ленинграде и в 1945 г. - в Риге.

Первым, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Из первых воспитателей и преподавателей можно назвать Брусникина Евгения Васильевича, Ченчика Николая Филипповича, Мишина, Панина, Шайхетова Бориса Владимировича, Потапова Леонида Николаевича, Делюкину Татьяну Валентиновну, Грицак Ольгу Федоровну, Кельс и многих, и многих других, чьи имена в каждом сердце их воспитанников. А первыми, кого им пришлось воспитывать и учить, были юные фронтовики, сыновья полков и юнги флота, имевшие боевые награды. Это участник героической обороны Севастополя Борис Кулешин и партизан Василий Чертенко, на груди которых сияли орден «Красной Звезды» и многие медали, у Василия Осадчего - три боевых медали, Борис Кривцов был награжден медалью «Адмирал Нахимов», Константин Гавришин медалью «Адмирал Ушаков», Петр Паровов орденами «Красной Звезды», «Славы» 3-й степени и медалью «За отвагу», юнга с торпедного катера Валерий Лялин, за проявленное мужество, награжден орденом «Красной Звезды». Им было в ту пору по двенадцать — пятнадцать лет.

Условия жизни, быта, процесса обучения и воспитания совершенствовались постоянно, улучшалась материально-техническая база училища. Распорядок был военным, который предусматривал подъем, физзарядку, занятия, обед, отдых, ужин, самоподготовку, свободное время, вечернюю прогулку и отбой. Культурный досуг украшался концертами, подготовленными своими силами и приглашенными артистами, культпоходами в театры, музеи и кино. Выход училища в тот или иной театр, был всегда событием. В торжественном строю, под оркестр, нахимовцы шли по городу с песнями.

Знания получали сначала в слабо оборудованных помещениях, а затем в новых учебных классах и кабинетах по военно-морской подготовке, физике, химии, биологии, истории и географии, рисования и черчения, литературы и математике. Трудовые знания и опыт нахимовцы получали в столярных, радиотехнических и других мастерских. Была и трудовая практика. Нахимовцы ремонтировали дороги, занимались всевозможными хозяйственными работами, разгружали баржи с дровами, вагоны с углем и т.п. С каждым годом уроки становились все живее, интереснее и нагляднее. В классах и кабинетах постепенно стало появляться современное оборудование, разнообразные учебные пособия, кинопроекторы, магнитофоны и другая современная аппаратура. Обучали бальным и классическим танцам.

В училищах была создана такая обстановка для занятий, которая позволяла изучая теорию, развивать у нахимовцев морские качества, прививать любовь к романтике флотской службы, давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание уделялось строевой подготовке, которая способствовала высокой слаженности и воинской выправке, воспитывала чувство флотского товарищества, коллективизма, другие качества и навыки, необходимые будущим офицерам. Особую роль, безусловно, отводилось учебной практике, включавшей в себя военно-морскую, общевойсковую и физическую подготовку.

Практический опыт, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого нахимовца.

Затем, на основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 года № 745, приказом Народного Комиссара ВМФ СССР от 23 июня1944 года № 280 было создано Ленинградское, а в 1945 г. Рижское Нахимовские военно-морское училища.

Как вспоминал первый начальник Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, тогда капитан 1 ранга, а впоследствии контр-адмирал Изачик Н.Г., он получил распоряжение от командования согласовать все организационные вопросы с руководством Ленинграда, подобрать удобное здание и необходимый персонал. Городские власти поддержали предложение военных моряков и обратились в правительство с предложением открыть самостоятельное училище, хотя сначала шла речь об открытии только филиала существовавшего уже Тбилисского Нахимовского военно-морского училища. Непросто было подобрать здание для размещения училища. Из нескольких вариантов Николай Георгиевич Изачик выбрал здание на берегу Невы и Большой Невки. Оно было построено в память основателя Российской империи и Российского флота как училищный дом имени Петра Великого. Его шпиль украшала фигура кораблика-галеры. Налицо были все флотские атрибуты. Этот выбор оказался удачным и все последующие годы нахимовцы глубоко благодарны первому начальнику за столь удачный выбор здания по размещению училища.

18 сентября 1944 г. состоялось первое зачисление в Ленинградское Нахимовское училище. Кандидаты переходили в ранг воспитанников. Их первым делом стригли наголо, переодевали в матросскую форму и отправляли в лагерь. Организация была армейской: класс назывался взводом, два взвода (позднее — три, а потом и четыре) составляли роту; роты нумеровались от старшей — первой, куда входили семиклассники, до младшей — пятой, соответствовавшей третьему классу. Классы (или взводы) нумеровались двойной цифрой. Первая — номер роты, вторая — номер взвода в роте (вместо буквы в гражданской нумерации). Получалось непривычно и сложно, например: «воспитанник 13-го класса» означало, что он учился в 7-в классе, а «воспитанник 51-го класса» — соответственно в 3-а. В Тбилиси, к слову сказать, нумерация была трехзначной: номер роты, потом номер взвода, а третья цифра обозначала класс в общепринятом значении (десятый обозначался нулем). В классы (с третьего по седьмой) или, говоря военным языком, «по ротам» ребята определялись не с учетом возраста, а с учетом полученной ранее подготовки и имеющегося у них уровня знаний, поэтому одноклассники, как правило, отличались по возрасту, и разница доходила до четырех лет. Это были как раз годы, отнятые войной…

Воспитанник — первое официальное воинское звание, хотя в народе ребят сразу стали называть нахимовцами. Из числа наиболее опытных и активных назначались младшие командиры, им присваивалось очередное звание «вице-старшина».

У этих ребят были особые отличия на погонах, но дисциплинарной властью они не обладали, а исполняли, скорее, роль звеньевых и старост класса, как в обычных школах. Так как нахимовцы по малости лет не принимали воинскую присягу, то и власть взрослых не была такой, как в действующем флоте.

Состав воспитанников был весьма пестрым. В их среде существовали неписаные законы детского сообщества. На первых порах они держались группами — боялись, не обидел бы кто; и объединялись по-своему — сначала фронтовики, однополчане, земляки, товарищи, потом уже — взводы и роты. Были и свои авторитеты, то есть те, кто фактически определял ход и течение училищной жизни. Быстро появились клички и прозвища. И, в конце концов, образовалось своего рода «тотемное» самоназвание нахимовцев. Они стали называть себя «питонами». Впервые сочетание слов «воспитанники — воспитоны — питоны» зафиксировано в стихотворении А. Генкина (2-я рота), написанном в 1947 г. Но, по мнению его друга В. Солуянова, это прозвище появилось гораздо раньше. Его, по созвучию со своей фамилией, получил Валентин Воспитанный, зачисленный в старшую (1-ю) роту в 1944 г. Звание «питон» — очень почетное. Позже Нахимовское училище, в параллель «системе» (так назывались на морском жаргоне высшие военно-морские училища) получило неофициальное, почти географическое, вызывающее уважение название — «Питония». Оно, несмотря на все запреты, пережило десятилетия.

В первый учебный год за парты сели 408 воспитанников в возрасте от 10 до 14 лет. Многие из них, такие как Николай Сенчугов, Петр Паровов и многие другие, пришли в училище прямо с фронта, имели боевые награды. Конечно, снова сесть за парту было для них нелегким делом, но большинство преодолели трудности учебы и успешно окончили училище.

В 1948 г. состоялся первый выпуск, который проходил торжественно на борту крейсера «Аврора». Этот исторический корабль, участник русско-японской, русско-германской и Великой Отечественной войн, был по предложению адмирала И.С. Исакова установлен рядом с училищем на вечную стоянку как живое напоминание нахимовцам о традициях и героических подвигах моряков Российского и Советского флотов, а также как учебная база для изучения военно-морского дела.

Начальники, педагоги, воспитатели тех давних лет — их вклад в становление Нахимовского училища огромен. И конечно, главным результатом их труда являются выпускники.

За прошедшие десятилетия более 14000 выпускников получили путевку в жизнь. Большинство выбрало нелегкую флотскую службу, многие командовали кораблями и соединениями, да и сейчас практически на каждом боевом корабле Военно-Морского Флота России служат выпускники училища.

Звезды Героя Российской Федерации удостоены пятеро выпускников Ленинградского Нахимовского военно-морского училища:

Адмиральские погоны носят нахимовцы первого набора Радий Зубков, Юрий Ефимов, Анатолий Шлемов, Владлен Наумов и Александр Богатырев, Владлен Лободенко их более молодые соученики Владимир Высоцкий, Николай Максимов, Олег Бурцев, Владимир Захаров, Андрей Воложинский, Михаил Ильиных, Александр Шуванов и многие другие. Всего же около 60 выпускников Нахимовских военно-морских училищ дослужили до адмиральских званий и 14 стали генералами.

Во время Карибского кризиса выпускник 1949 г. Борис Кузнецов находился на подводной лодке у берегов Америки (награжден орденом «Красной Звезды»). Были нахимовцы и на полигонах, где испытывались мощные ядерные бомбы, и в Чернобыле, и в Афганистане, и в других горячих точках планеты.

На первой советской атомной подводной лодке «К-3», которая в июне 1962 г. достигла Северного полюса, служил с первых дней ее драматической истории до аварии 1967 г. штурман Олег Певцов, выпускник 1952 г., награжденный орденом Ленина. Восьмым командиром этой лодки, уже носившей имя «Ленинский комсомол», в 1984-1986 гг. был Олег Бурцев, выпускник 1970 г. Со времени появления первых атомных подлодок, возможно, на той же «К-3», начинал в 1956 г. свою службу Эрик Ковалев, а в 1969 г. он командовал лодкой, впервые в истории нашего флота погрузившейся на глубину 400 метров.

Выходы в море происходили в обстановке острого противоборства с американским подводным флотом. 21 июля 1970 г. атомная подводная лодка К-108 под командованием капитана 2 ранга Бориса Багдасарьяна, которого начальник училища капитан 1 ранга Н.Г. Изачик чуть было не исключил из училища, на боевой службе столкнулась с осуществлявшей слежение подводной лодкой США. Корпус советской субмарины оказался прочнее американской, у командира в качестве «сувенира» остался на память кусок обшивки «американца». А командиром стратегического атомохода К-219 во время аварии 1986 г., случившейся в Саргассовом море, у берегов Америки, был также нахимовец выпуска 1968 г. капитан 2 ранга Игорь Британов. На его лодке произошел взрыв в ракетной шахте и пожар. Лодка затонула, но благодаря мужеству и грамотным действиям экипажа была предотвращена экологическая катастрофа.

Из простых и честных поступков нахимовцев, их высоких боевых и морально-нравственных качеств вырастает неизменная готовность к подвигу, пожертвовать собой во имя гражданского, воинского долга и Отечества.

Так, 10 августа 1956 г. в поселке, где проводил летний отпуск нахимовец 2 роты С. Денисов, загорелся дом. Станислав проявил мужество в борьбе с пожаром, а в адрес начальника училище пришло благодарственное письмо от председателя поселкового совета.

13 августа 1966 г. курсант 1-го курса ВВМУРЭ им. А. С. Попова Константин Несмиян погиб при задержании преступника, за что был удостоен государственной награды - медали «За отвагу» (посмертно).

В октябре 1981 г., выполняя интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан, погиб выпускник училища (1966 г.) капитан 3 ранга Федор Гладков, награжденный орденами «Красной Звезды» и «Красного Знамени» (посмертно).

В сентябре 1992 г. за честь флота вступился Дмитрий Петровский, получил удар ножом в сердце и чудом выжил, спасенный военными врачами. Через полгода адмирал И. В. Касатонов вручил ему орден «За личное мужество».

Во время аварии на атомной подлодке «Комсомолец» 7 апреля 1989 г. погиб штурман капитан-лейтенант Михаил Смирнов. Проявили мужество во время аварии офицеры Андрей Махота и Константин Федотко (выпуск 1982 г.), награждены орденом «Красного Знамени».

В обследовании места аварии лодки участвовал ветеран флота, специалист по глубоководным погружениям Леонид Лей, выпускник училища 1951 г.

На подводной лодке «Курск», гибель которой 12 августа 2000 г. потрясла весь мир, нахимовцев было семеро. Это офицеры Вадим Бубнив, Сергей Логинов, Андрей Милютин, Дмитрий Репников, Максим Сафонов, Алексей Станкевич, Илья Щавинский.

17 июля 2001 г. во время демонстрационного полета, выполнив все фигуры высшего пилотажа и пытаясь спасти неуправляемый самолет, погиб Герой Российской Федерации генерал-майор Тимур Апакидзе (выпуск 1971 г.)

С 1955 г. действует одно Нахимовское военно-морское училище, в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербурге).

За последние десятилетия система комплектования воспитанниками претерпела ряд преобразований и в настоящее время в училище обучаются юноши с 5 по 11 класс.

Сегодня Нахимовское ВМУ представляет собой среднее специализированное учебное заведение закрытого типа, с военно-морской направленностью обучения, которое дает общее среднее образование и готовит воспитанников к поступлению в высшие военные, военно-морские, учебные заведения страны.

Училище располагает прекрасной учебно-материальной базой, высококвалифицированными кадрами персонала, педагогов, воспитателей и находится в историческом центре Санкт-Петербурга, у легендарного крейсера «Аврора», где воспитанники не только познают «азы» флотской жизни, но и приобщаются к славной истории и традициям отечественного флота.

За годы существования нахимовских училищ не одно поколение юношей прошло школу флотской дружбы и настоящего братства. Все они воспитаны в духе верности воинскому долгу, отечеству, славным боевым традициям Российского военно-морского флота. И есть уверенность в том, что как бы ни сложилась в дальнейшем жизнь выпускников-нахимовцев, они останутся до конца своих дней верными флотскому, нахимовскому братству.

Начиная с 1991 г. нахимовцы участвовали в дальних морских и заграничных походах. За эти годы они побывали в Финляндии и Голландии, Англии и Франции, Бельгии и Дании, Греции и Болгарии и других странах. Нахимовцами под руководством опытных офицеров училища капитана 1 ранга А.А. Попкова, капитанов 2 ранга В.Г. Демкина, В.И. Строгова совершены походы в Атлантику и вокруг Европы с посещением морей, где славно сражались и выполняли свой долг перед Родиной русские моряки. На груди у многих нахимовцев засияли знаки «За дальний поход», и это окрыляло их в учебе и дальнейшей службе.

Училище многие годы представляло Военно-Морской Флот на военных парадах в Москве и Санкт-Петербурге. Неизменная оценка командованием их участия в парадах — «отлично». В 1996 г. за образцовое прохождение по Красной площади парадный полк училища получил личную благодарность Верховного главнокомандующего — Президента России. Высокие строевая выучка и военная выправка — отличительные качества воспитанников Нахимовского военно-морского училища. Эти же качества они показали и на Главном морском параде в честь 300-летия Флота России в Санкт-Петербурге в июле 1996 г.

Традиция участия нахимовцев в военных парадах на Красной площади, посвященных Великой Победе, возрождена в 2013 г. Каждый участник парада награждается медалью Министерства обороны России «За участие в параде», что является у нахимовцев основанием для гордости.

Выпускники училища служат на передовых рубежах защиты Отечества. Они свято чтят завет адмирала Павла Степановича Нахимова.

В 1899 году в Городской Думе была образована юбилейная комиссия, где разрабатывались различные проекты по празднованию 200-летия Санкт-Петербурга. Предложено было множество проектов, среди них такие как строительство Беломорского канала или возведение здания Городской Думы на Петровской набережной. Но победила другая идея, принадлежащая Комиссии по образованию - построить Училищный дом имени Петра Великого. В те времена в России повсюду строились школы, открывались пансионы, идея просветительства, новых Училищных домов была в начале XX века крайне популярна.

Участок для строительства был вскоре намечен - участок на территории Пенькового буяна, у домика Петра I . Новое здание должно было стоять к нему фасадом. 19 марта вопрос был решён, под строительство было выделено 1800 кв. саженей. Здесь планировалось построить целый комплекс учебных домов. Так как до юбилея города оставалось совсем мало времени, к празднику успевали только ограничиться торжественной закладной первого здания.

16 апреля 1903 года Городская Дума вдруг отказывает комиссии в отведённом месте. Причина проста - высокая стоимость участка. В том месте где располагался Пеньковый буян кв. сажень стоила 220 рублей, это была большая сумма для того времени. К 29 апреля было предложено выделить место на углу Пеньковой улицы и Малой Дворянской, там земля стоила всего 120 рублей за кв. сажень. 12 мая Городская Дума всё же согласилась предоставить для строительства этот участок, и то не единогласно (38 - "за" и 21 - "против"). "В дни юбилейных торжеств на этом месте должно быть произведено освещение" - так решила Дума. До праздника оставалось всего три дня.

На юго-восточной стрелке Петроградской стороны, там, где от Невы берёт начало Большая Невка, расположен бывший Училищный дом имени Петра Великого (ныне Нахимовское военно-морское училище). Крупное здание, обращённое к Петроградской и Петровской набережным, входит сильным акцентом в панораму невских берегов.

Живописный силуэт с лёгким шпилем-мачтой, пластичные белоснежные детали на голубом и сером фоне стен вызывают ясные ассоциации с петербургской архитектурой эпохи барокко. Это впечатление довершают бронзовый бюст Петра Первого и скульптурное убранство фасадов. Образ здания, занимающего столь приметное место в старейшей части города, отчётливо напоминает о начальной поре Петербурга.

Вместе с тем композиция Училищного дома полностью принадлежит своему времени - началу прошлого столетия. Созданный по проекту архитектора А. И. Дмитриева при участии художника и искусствоведа А. Н. Бенуа, а также группы мастеров, близких к творческому объединению «Мир искусства», он явился программным произведением. В нём воплощены идеи ретроспективизма, возрождавшего традиции петербургской старины. Черты сознательно избранного исторического стиля определили и архитектурный характер здания, и весь его художественный ансамбль, включавший скульптуру и живопись, ковку и резьбу, изразцы и предметы обстановки.

Мысль о создании народного школьного дома возникла в 1902 году, когда велась подготовка к празднованию двухвекового юбилея столицы. Комиссия по образованию Городской думы задумывала эту постройку как памятник державному основателю Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа», и полагала, что сооружение послужит «не только украшением города», но и его насущной пользе. Учебное здание намечалось возвести вблизи Домика Петра Первого. Освящение места под постройку состоялось в юбилейные дни в мае 1903 года.

Далее события развивались неспешно. Конкурс проектов (ограниченный и малочисленный) провели только весной 1905 года. Лучшим был признан проект молодого Александра Дмитриева. Спустя более полувека архитектор вспоминал: «Имя человека, в честь которого я должен был спроектировать городской училищный дом, и весь берег, на котором зарождался город, и участок, отведённый для строительства №…Ё определили характер будущего здания. Я пришёл к выводу, что оно каким-то образом должно было перекликаться с архитектурой петровского времени. №…Ё Я внимательно изучил дожившие до нас памятники петровской архитектуры. Конечно, условия, поставленные заказчиком, осложняли мою работу. В петровские времена не строили очень высоких зданий».

Уже в конкурсном проекте Дмитриев нашёл то объёмно-пространственное решение Училищного дома, которое и было впоследствии осуществлено с некоторыми коррективами. Но интерпретация мотивов барокко была ещё суховатой и несколько скованной. Некий критик, скрывшийся под псевдонимом «петербургский житель эпохи Петра Первого», даже назвал проект примером «фабрично-заводской архитектуры» и «злою карикатурой на стиль эпохи Петра Первого».

В дальнейшем предполагалось «дать более богатый и законченный фасад в стиле Петра Первого, для чего, конечно, потребуется время, между тем как на составление эскизных проектов было дано лишь 1,5 месяца». Доработка проекта растянулась на несколько лет, так как начало строительства откладывалось по разным причинам, главной из которых газеты называли «халатность наших отцов города». Участок строительства перенесли ближе к Большой Невке, что повысило градостроительную роль здания.

À PROPOS

Борис Михайлович Кириков - лауреат Анциферовской премии, первый обладатель Знака соответствия Всемирного клуба петербуржцев, один из наиболее значимых авторитетов Журнала Учёта Вечных Ценностей «Адреса Петербурга»

Для сооружения Училищного дома и отделки его интерьеров потребовалось не так уж много времени - примерно два с половиной года. Торжественную закладку произвели 26 июня 1909 года, приурочив её к ещё одному юбилею петровской эпохи - 200-летию Полтавской баталии. Здание возвели к осени 1910 года, и в ноябре начались занятия в школьных классах основного корпуса. Ещё год потребовался на отделочные работы. 30 мая 1912 года, к 240-летию со дня рождения Петра Первого, Училищный дом был освящён.

Дмитриев пытался реализовать идею синтетически целостного произведения. В совместной работе с живописцами, скульпторами, мастерами декоративного искусства ему принадлежала ведущая роль. Но не исключено, что к разработке программы был причастен идейный лидер мирискусников Александр Бенуа. В результате их сотрудничества пластическая характеристика фасадов стала более цельной и выразительной. Бенуа мог подсказать архитектору и план ретроспективно-тематического оформления парадных интерьеров. К его воплощению были привлечены Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, Д. Н. Кардовский, а также С. В. Чехонин - мастера, имевшие опыт решения декоративных задач и соприкоснувшиеся ранее с петровской тематикой. Скульптурное убранство фасадов поручили В. В. Кузнецову и А. А. Кудинову.

Оформление входа в Училищный дом из сквера на Петровской набережной. Фотография Юрия Молодковца

Сложная многоплановая структура сооружения прочитывается с каждой стороны по-новому. Создаётся впечатление редкого визуального разнообразия, непредсказуемого развития архитектурного сюжета. Асимметрия общей композиции, обусловленная разным назначением частей здания, выражает рационалистические принципы модерна.

Только южный фасад ремесленного училища имеет строго симметричную двухмерную композицию. На основном продольном фасаде, обращённом к Большой Невке, плоскостность сменяется рельефностью, симметрия - контрапостом. Трёхчетвертные колонны усиливают пластику фасада. С этой стороны яснее прочитывается планировочный модуль - помещение класса, имеющее обычно три окна. Однако повторность ритма резко перебивается укрупнённым ударным звеном, сдвинутым к правому краю и завершённым высокой кровлей с переломами, фонариком и лёгким шпилем. Здесь - кульминация всей композиции Училищного дома.

Совсем по-другому воспринимается здание с северной стороны. Сюда, на тихую Пеньковую улицу, раскрыт малый служебный двор, который обступают высокая лестничная башня, служительский флигель и объём актового зала с огромными проёмами. В свободной группировке объёмов, разномасштабности частей, меняющемся скачкообразном ритме окон отчётливо проявляется новаторский принцип формообразования «изнутри - наружу».

Если объёмное и планировочное решение Училищного дома показательно для периода модерна, то в оформлении фасадов и интерьеров последовательно воссозданы черты петербургского барокко. Дмитриев ориентировался прежде всего на архитектуру петровской эпохи. Однако он обращался и к более поздней стадии этого стиля. Типичными элементами зрелого, елизаветинского барокко являются, например, трёхчетвертные колонны на высоких рустованных пилонах. Архитектор создавал обобщённый образ исторического стиля.


Училищный дом имени Петра Великого. Часы на фасаде, выходящем на Петроградскую набережную. Фотография Юрия Молодковца

Благодаря синтезу искусств учебное здание удалось превратить в уникальный памятник. Смысловым центром главного фасада служит бронзовый бюст Петра Первого. Над ним - огромный горельеф: картуш с монограммой Петра Первого и фигуры юношей-атлетов, удерживающих тяжёлую львиную шкуру с циферблатом часов. Художник А. Н. Бенуа и скульптор В. В. Кузнецов выполнили эти композиции по мотивам барокко.

Актовый зал составлял центральное ядро, средоточие всего ансамбля. Театрализованный образ парадного интерьера сочетал черты раннего барокко со своеобразной исторической экспозицией, посвящённой петровской эпохе, прославлению Петра Первого - полководца, создателя Российского флота и основателя города на Неве. В восприятии публики это были мемориальные «петровские залы», которые «являются единственными в своём роде и представляют из себя целый музей».

Крупный портрет Петра Первого на поле Полтавской битвы работы Б. М. Кустодиева составлял оптический фокус. Художник опирался на иконографическую традицию начала XVIII века, однако перевёл традиционный тип репрезентативного портрета-картины на язык новых живописно-пластических форм. По сторонам от кустодиевской картины помещались два больших полотна - «Пётр I в Голландии» и «Полтавская баталия». К потолку были подвешены бронзовые люстры и деревянные модели старинных парусников. От этого художественного комплекса на месте осталось только оригинальное изразцовое убранство, выполненное на предприятии П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна.

Училищный дом - один из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства Серебряного века. В творчестве самого Дмитриева он остался наиболее яркой и значительной главой. Мечты мирискусников о включении живописи и пластики в реальную архитектурную среду обрели здесь плодотворную почву.

После революции в здании размещалась 176-я единая трудовая школа, а также детский дом (позднее школы меняли названия и номера). В тот период были переданы в музейные собрания или бесследно исчезли живописные полотна, модели кораблей, предметы обстановки. В 1944 году здание передали Нахимовскому военно-морскому училищу. По устным сведениям, Дмитриев сам предложил наркому ВМФ СССР Н. Г. Кузнецову выбрать для нового учебного заведения своё «любимое детище». Архитектор был вполне удовлетворён новой ролью здания, созвучной его изначальной функции и архитектурно-художественному образу. «И игла шпиля, устремлённая к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», - говорил Дмитриев. И с этими словами можно полностью согласиться.

Обложка публикации: Общий вид Училищного дома имени Петра Великого с Петроградской набережной.

Борис Кириков.

Фотография Юрия Молодковца

По случаю 200-летия Петербурга, в городе была создана специальная юбилейная комиссия, где разрабатывались различные проекты. Рассматривая различные идеи, комиссия остановила свой выбор на строительстве Училищного дома имени Петра Великого. Для постройки был выбран участок на территории Пенькового буяна, у домика Петра I. На территории в 1800 кв. саженей планировалось возведение целого комплекса учебных домов.

Однако 16 апреля 1903 года Городская дума отказывает комиссии в отведенном месте из-за слишком высокой стоимости участка (220 рублей за кв. сажень – очень большая сумма для того времени). Было предложено другое место для училищного дома – на углу Пеньковой улицы и Малой Дворянской. Тем не менее, 12 мая Дума все же согласилась предоставить участок на территории Пенькового буяна. По решению городской Думы в дни юбилейных торжеств должно было быть произведено освещение на этом месте. В день 200-летия Санкт-Петербурга были торжественно открыты Троицкий мост и одетая в гранит Петровская набережная. На следующий день состоялась торжественная закладка Училищного дома, на которой присутствовало множество важных гостей, например, мэры французский городов, бургомистры Берлина, Мюнхена, Данцига и Кенигсберга, глава Софии, мэр Бухареста и др.

После празднований 200-летия города был проведен конкурс на строительство Училищного дома. По плану в главном здании должны были располагаться двенадцать классов начального училища, мужское и женское четырехклассные училища и городская бесплатная читальня.

Кроме того, предусматривалось отдельное здание для мужского и женского ремесленного училища по 150 человек. Крупный учебный комплекс должен был стать и училищем и памятником одновременно. В конкурсе проектов, который состоялся в 1905 году, участвовало всего три архитектора: А.И. Дмитриев, А.Л. Лишневский и Н.А. Виташевский. Жюри был выбран проект Александра Ивановича Дмитриева. Под строительство Училищного дома был отдан участок на берегу Большой Невки.

Окончательный проект дома был утвержден Городской Думой только 10 октября 1908 года. Вторую торжественную закладку здания «привязали» уже к другой дате – к 200-летию победы в Полтавской битве. Строительство училищного дома было закончено осенью 1910 года. В работе над проектом Дмитриеву помогал архитектор А.Е. Белогруд, известный по постройке «дома с башнями» на площади Льва Толстого. Занятия в Училищном доме начались уже в ноябре 1910 года. В 1912 году здесь также открылись ремесленные училища. В классах Учебного дома учился будущий известный политический деятель Советского союза А.Н. Косыгин. В 1944 году здание Училищного дома было передано Нахимовскому училищу. Его воспитанники проходят практику на находящемся рядом крейсере-памятнике «Аврора».