Намибия. Племя химба (18 фото)


На севере Намибии, в труднодоступных районах плато Каоколэнд, живет уникальный народ — химба. Женщины химба носят только набедренные повязки и покрывают тела краской цвета темной охры. Готовят ее из камня, добываемого на горе, мимо которой идет единственная дорога в страну химба. Химба всегда вели полукочевой образ жизни и даже сегодня не слишком охотно идут на контакт с белыми. Поэтому ни христианским миссионерам, ни колониальной администрации так и не удалось изменить их уклад. Главное отличие химба от других народов Намибии в том, что они все еще сохраняют весь груз своих традиций и верований. Христианство никак не повлияло на быт этого народа. Быт химба, их обычаи почти не изменились. На сегодняшний день их насчитывается не больше 10 тысяч.




Как у всякого народа, есть у химба миф о своем происхождении. Давнее предание, распространенное у некоторых химба, гласит, что первопредок народа Мукуру и его жена вместе с крупным рогатым скотом вышли из священного дерева Омумборомбонго. В других легендах Мукуру отождествляется с богом-творцом, создателем всего сущего, который наделил души умерших предков сверхъестественными способностями. Из шкур антилоп, газелей, но чаще из шкур домашних животных — коз и коров — химба делают мужские и женские набедренники. Наверное, так правильно называется этот предмет национального костюма. Набедренник для мужчин — это прямоугольный кусок выделанной шкуры, закрепляется на теле ремнем.




Приблизительно так же носят свои набедренники и женщины. Краску для тела готовят тоже женщины. Они растирают мягкие камни, добытые на Священной горе, в порошок и смешивают его с животным жиром. Краски приходится запасать много. Утро каждая уважающая себя химба начинает с того, что покрывает ею все тело. Это, во-первых, красиво, во-вторых, спасает кожу от лучей палящего солнца, в-третьих, гигиенично. Краска заменяет аборигенам мыло. Когда ее соскабливают с тела, вместе с ней слезает и грязь. По-моему, очень полезное изобретение в условиях постоянной нехватки воды.









Танец воина.

Язык у них свой, не на каком другом они не говорят, но в качестве переводчиков можно использовать выходцев из этого племени, которые живут в цивилизации - они уже прекрасно говорят по-английски...


У химба заведен такой порядок — если муж убивает жену, случается такое в семейной жизни, то он выплачивает компенсацию семье жены в размере 45 коров. Если жена убивает мужа, такое тоже бывает, то семье мужа ничего не перепадает. Власти виновных в происшествиях не наказывают, в тюрьму не сажают. Считают, что это внутреннее дело химба, и не вмешиваются. Даже когда мужчина и женщина состоят в браке, соблюдать супружескую верность они не обязаны. У химба до сих пор жив обычай — во время праздников меняться женами. Такая свобода нравов беспокоит правительство. После достижения независимости власти Намибии развернули наступление на обычаи химба. Чиновники призывают народ отказаться от древних традиций из-за угрозы СПИДа. Химба же считают, что предки отличались завидным здоровьем, потому что свято соблюдали традиции. И отказываться от традиций негоже, хотя у каждого времени свои веления.




Невеста Химби. Мальчика от девочки можно отличить по прическе. Девочки носят две свисающие на глаза косички. Мальчики — одну, сзади, или вовсе обходятся без нее. Девушка, достигшая 14 лет, считается невестой. В знак этого ей заплетают множество косичек, так, чтобы они почти полностью закрывали лицо. У замужних женщин прическа такая же, но лицо открыто. Волосы поддерживает замысловатый убор, сделанный из кожи.



На самом деле такого образа жизни в современной Африке почти не найти: совершенно первобытный образ жизни остался для этих людей естественным, вовсе не показным. Это вам не восточноафриканские масаи, которые уже многие десятилетия практически живут поборами с проезжающих туристов как основным промыслом, и стремглав бегут переодеваться в "первобытные" одежды, едва завидев на горизонте сладкую пыль из-под колес туристического автобуса. А химба такие на самом деле: ведут полуоседлое-полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды. Не потому, что им "не удалось пробиться к цивилизации", а потому, что и сегодня предпочитают жить именно так и не нуждаются почти ни в чем из того, чего у них нет и никогда не было. Химба живут скотоводством. В сущности, единственное, что у них есть - тощие, но очень неприхотливые и живучие коровы особой породы, готовые, почти как верблюды, неделями обходиться без воды. Продавая в редких и особых случаях этот скот, химба добывают немного денег. Ну, и зачастившие гости все же иногда купят какие-то немудрящие сувениры и поделки. И вот тогда они приходят в город - за кукурузной мукой, сахаром, какими-нибудь лакомствами для детей. Одежда им не нужна - разве что пластмассовые шлепанцы пригодятся в этой каменистой пустыне. Посудой - кроме сосудов из тыквы, иногда заменяемых большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды, - они не пользуются. И вообще, похоже, совершенно не страдают от отсутствия всех этих атрибутов цивилизации. Новых Наоми Кэмпбелл из девушек химба можно было бы делать прямо десятками. И куда только смотрят модельные агентства?..


Мадонна химба



Это типичный пейзаж мест обитания племени Химба.








Самая страшная беда химба: спид. В Намибии спидом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял. Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься - живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100.








Химба живут небольшими кланами или вообще семьями обособленно друг от друга, т.к. они скотоводы и скоту нужно много места, чтобы пастись в условиях жесточайшего дефицита воды и как следствие, травы. Здесь собралось человек 150, т.к. мы с коллегами привезли им быка, которого они съели и две тонны муки, которую раздали всем. На организацию этого действа ушло почти 7 месяцев...



Благодарю за прекрасные фотографии и интересный рассказ автора artamonoff2009

Женщины химба считаются эталоном красоты на Африканском континенте.

В наш век становится все сложнее найти уголок земного шара, не тронутый цивилизацией. Конечно, кое-где так называемый национальный колорит все еще остается главной приманкой для туристов. Но все это по большей части экзотика напускная, искусственная. Взять, к примеру, грозных масаев – визитную карточку Кении. Заслышав звук мотора приближающегося автобуса, представители этого племени прячут подальше телевизоры, телефоны и джинсы и срочно придают себе первобытный вид. Совсем другое дело химба – небольшое племя на севере Намибии. Они сохранили в своем быту традиции каменного века не ради туристов, а потому, что не желают жить иначе, пишут со ссылкой на Рекорды и факты.

Климат провинции Кунене, по которой кочуют химба, мягким не назовешь. Днем столбик термометра неумолимо стремится к отметке +60°, ночью иной раз выпадает иней. Сказывается дыхание самой старой пустыни на планете – Намиба.

Химба переселились на север Намибии около нескольких сот лет назад из Восточной Африки. Когда-то это было большое племя, но в середине XIX века оно разделилось. Большая его часть перекочевала южнее, в область более богатую водой. Отколовшиеся от химба люди стали называться гереро. Они вступили в контакт с европейцами, что их, в конечном счете, и погубило.


Несколько десятков лет назад в Намибии спохватились: коренного населения, сохранившего быт и верования предков, оставалось немного. В общем, химба решили оставить в покое и позволили им жить так, как они хотят. Любые законы Намибии на их территории вступают в силу только после одобрения племенным вождем, которого называют королем.

Как и сотни лет назад, племя ведет полукочевую жизнь. Основное занятие – разведение коров, коз и овец. Количество коров определяет социальный статус, буренки же служат и платежным средством. Деньги химба практически не интересуют, потому что никакие промышленные товары в быту они не используют. Исключение составляют пластиковые канистры для хранения и переноски воды и различные мелочи, случайно попавшие в руки.

Живут химба в краалях, имеющих круговую планировку. В середине расположен скотный двор, окруженный плетеным забором. Вокруг – круглые или квадратные хижины. Их строят из жердей, вкопанных в землю и скрепленных кожаными ремешками. Каркас обмазывают глиной, а крышу покрывают соломой или тростником. Пол в хижинах земляной, мебели нет. Спят химба на матрасах, набитых соломой. У входа в хижину располагается очаг, который топят по-черному.

По мере истощения пастбищ они разбирают хижины и перекочевывают. Воду химба раньше добывали, выкапывая в песке глубокие ямки, а подходящие для этого места находили одним им ведомым способом. Крааль они никогда не ставят близко от источника, чтобы посторонние не могли подглядеть, где берется вода. Не так давно по распоряжению правительства на кочевых маршрутах вырыли артезианские скважины. Но аборигены эту воду не пьют, разве что поят ею стада.

Дедовским способом живительную влагу можно добыть только для собственного употребления, да и то в обрез. О том, чтобы помыться, и речи быть не может. Помогает волшебная мазь, которой химба обязаны красным оттенком кожи. Это смесь масла, взбитого из молока коров, разнообразных растительных эликсиров и истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы. Добывают ее в одном-единственном месте – на горе на границе плато, которое занимают химба. Гора, естественно, считается священной, а рецепт мази они не раскрывают никому.

Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы несколько раз в день. Мазь защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых. Кроме того, когда вечером мазь соскабливают, с ней сходит и грязь, что является хоть и странным, но эффективным средством личной гигиены. Удивительно, но кожа у женщин химба идеальная. При помощи той же мази делают традиционную прическу: чужие волосы − обычно мужские, чаще всего от отца семейства – вплетают в свои, создавая на голове «дреды».

Как правило, один крааль занимает одна семья, но бывают поселения и крупнее. Почти все химба умеют читать, считать, писать свое имя и знают несколько фраз по-английски. В этом заслуга мобильных школ, которые посещают почти все дети племени. Но больше двух-трех классов оканчивают единицы – для продолжения обучения нужно ехать в город.

Работают в краалях только женщины. Они носят воду, ухаживают за скотиной, взбивают масло, шьют и чинят нехитрую одежду. Кроме того, слабый пол занимается собирательством, чтобы рацион племени состоял не только из молочных продуктов. Разумеется, воспитанием детей занимаются тоже женщины. Кстати, малышей на своих и чужих не делят.

Скот пасут старики и подростки. Мужчины химба не перетруждаются. Собрать и разобрать крааль – вот, по большому счету, и все их дела. Охота не входит в число постоянных занятий племени, это, скорее, хобби мужчин химба. Постоянная обязанность представителей сильного пола – добыча той самой красноватой породы, которая идет на приготовление краски для тела. Впрочем, изготавливают состав тоже женщины.

Слабый пол является и своего рода двигателем прогресса. Если туристы хотят приобрести у племени какой-нибудь сувенир, то торговаться приходится только с женщинами. В последние годы у людей племени стали пользоваться небывалой популярностью яркие полиэтиленовые пакетики. За них химба готовы отдать последнее. Ведь в этих пакетиках так удобно хранить свои небогатые пожитки, украшения и, конечно же, гребешки. С помощью последних очень удобно сооружать фантастические прически, которыми славятся женщины химба. Они, между прочим, считаются эталоном красоты на Африканском континенте.

К 12-14 годам у каждого химба недостает четырех нижних зубов. Это следствие обряда инициации. Зубы выбивают камнем. Хочешь быть взрослым – терпи. К 14 годам химба разрешается вступать в брак, но свадьбы случаются нечасто, так как за невесту надо платить большой выкуп.

Свадебный обряд весьма оригинален. Новобрачные ночуют в хижине семьи невесты. Утром они в сопровождении подруг будущей жены покидают родительский дом, выбираясь на улицу непременно на четвереньках. Затем все поднимаются на ноги и, взяв друг друга за набедренные повязки, направляются в сторону «священного огня», где для совершения церемонии молодых уже ожидает вождь. Если кто-то из процессии оступится, обряд придется повторить, но не ранее чем через несколько недель.

Участники церемонии усаживаются вокруг огня, а вождю подносят три сосуда с молоком − по одному из хижин жениха, невесты и самого вождя. Он снимает пробу, после чего к сосудам по очереди прикладываются остальные члены племени. После этого все присутствующие направляются к хижине вождя, где молодоженам предстоит провести три дня. Чтобы первая брачная ночь прошла успешно, перед хижиной жених и невеста снова опускаются на четвереньки и так обходят дом против часовой стрелки.

Даже если мужчина и женщина химба состоят в браке, соблюдать супружескую верность они не обязаны. Каждый химба может иметь столько жен, сколько в состоянии прокормить. Женами можно меняться, а если мужчина отправляется в дальнее путешествие, то пристраивает свою супругу жить с кем-то из знакомых.

Такая свобода нравов беспокоит местные власти. Более 20% населения Намибии больны СПИДом, так что химба – своего рода группа риска. Однако в племени к медицинским проблемам относятся философски. Боги дают жизнь, они же ее могут и забрать, говорят химба. А вообще они долгожители: почти все доживают до 70 лет, а некоторые и до ста.

Интересна и система правосудия химба. Если, к примеру, муж убивает жену или кого-то из ее родственников, то должен выплатить компенсацию в 45 коров. Если жена или кто-то из ее родственников убивает мужа, то никакой выкуп не предусмотрен. Власти Намибии химба никак не наказывают, считая все это их внутренним делом.

Химба считают, что их племя произошло от прародителя Мукуру, который вместе со своей женой вышел из священного дерева Омумборомбонго. Мукуру создал все сущее и наделил души умерших предков химба сверхъестественными способностями. Но потом враги выгнали племя с его исконных земель и захватили дерево. Когда-нибудь химба вернутся туда. Между прочим, не имея никакого представления о географии, любой глава рода покажет рукой направление, где стоит искать Омумборомбонго.

В середине XIX века химба чуть было не исчезли с лица земли. На них напало самое крупное и могущественное племя Намибии – нама. В результате жестоких набегов химба потеряли все свои стада и бежали в горы. Там им пришлось заниматься охотой, однако такая жизнь была им не по нраву, и они ушли на север, в Анголу.

Некоторое время считалось, что химба вымерли или смешались с другими племенами, как они вдруг снова появились на старом месте. Произошло это в 1903 году, когда нама подняли восстание против немецких колонизаторов. Европейские войска быстро разбили нама и союзных им гереро, после чего устроили самый настоящий геноцид. В результате оба племени практически прекратили свое существование. Не обошли «вниманием» немцы и химба. Почти все химба были убиты либо схвачены и отправлены в лагеря для чернокожих. К счастью, после Первой мировой войны колонии у Германии забрали. И если гереро с нама так и не оправились от удара, то химба «восстали», словно птица феникс из пепла.

В третий раз их посчитали вымершими в середине 1980-х годов. Ужасная многолетняя засуха уничтожила 90% поголовья скота, и в 1988 году погас последний очаг в последнем краале химба. Оставшиеся люди племени были переселены в город Опуво как беженцы. Но в начале 1990-х химба вернулись. Теперь их насчитывают чуть меньше 50 тысяч, и население растет. При этом живут они точно так же, как их предки сотни лет назад.














На севере Намибии обитает удивительное племя, о котором мало кто знал. Его жители, не контактировавшие с белыми людьми, долгое время не допускали к себе журналистов, а после нескольких репортажей интерес к ним невероятно возрос. Появилось множество желающих побывать в племени и рассказать миру о кочевниках, живущих по своим законам.

Племя скотоводов

Племя химба, численность которого не превышает 50 тысяч человек, с 16-го столетия живет в разрозненных поселениях и ведет полуоседлое-полукочевое существование в пустыне, где отсутствует вода. Сейчас оно занимается скотоводством: жители разводят коров особой породы, неприхотливых и готовых обходиться без воды долгое время. Домашние животные - это основное богатство и наследство, которое не рассматривается в качестве пищи.

Народ, не знакомый с благами цивилизации

Продавая животных, они выручают немного денег, а зачастившие гости покупают сувениры и поделки. Заработок химба тратит на покупку сахара, кукурузной муки, лакомств для детишек. Одежда жителям не нужна, они делают из шкур животных и закрепляют их на теле ремнем. Все, что им требуется, - шлепанцы, чтобы идти по обжигающей ноги пустыне. Никто из них не пользуется техникой, почти не знает письменности, посуду членам племени заменяют сосуды, выдолбленные в тыкве, но они совершенно не страдают от отсутствия атрибутов цивилизации.

Племя химба, фото которого стали часто печатать в различных изданиях, соблюдает древние обычаи, поклоняется душам мертвых и богу Мукуру, разводит скот и не проливает чужую кровь. Они ведут мирное существование в безжизненной пустыне, в условиях жесткого дефицита воды.

Внимание к внешнему виду

Для членов племени внешний вид играет важную роль в традиционной культуре. Он указывает на положение в обществе и определенные фазы жизни. Например, замужние женщины носят на голове некое подобие короны, которую изготавливают из шкур козы, а женатые мужчины - тюрбан.

Девочки заплетают длинные волосы в косы надо лбом, с возрастом они делают прически, которые состоят из огромного количества косичек, а мальчики стягивают волосы в конский хвост, завязанный в пучок.

Женщины, признанные самыми красивыми

Представители химба не упускают ни одной мелочи и тщательно следят за своим обликом, ухаживая за кожей и прической. Отсутствие одежды они компенсируют многочисленными украшениями, смастеренными из меди, ракушек и жемчуга. Это важная часть многовековых традиций, а женщины племени химба признаны самыми красивыми. Их тонкими чертами лица и глазами миндалевидной формы любуются путешественники, утверждающие, что каждая девушка могла бы работать моделью на подиуме.

Это высокие и стройные женщины, выделяющиеся на фоне остальных Они ловко носят на голове емкости с драгоценной водой, благодаря чему у них сформировалась великолепная осанка. Украшения, которые представительницы прекрасного пола носят на шее, ногах, руках, служат не только для красоты - таким образом местные девушки защищают себя от укусов змей.

Волшебная смесь для лица и тела

Каждая капля воды на вес золота, и то, что удается добыть, выпивается, поэтому члены племени не моются, а выживать им помогает специальная смесь красно-оранжевого цвета, которой химба обязаны особым оттенком кожи. Женщины растирают камни вулканической породы в пудру и смешивают ее с взбитым из молока коров маслом, пеплом, растительными эликсирами. Каждое утро начинается с того, что аборигены наносят охровую краску, поддерживающую необходимый уровень гигиены и защищающую от укусов насекомых и палящих солнечных лучей, на все тело и лицо.

Невероятно мягкая кожа женщин прекрасно выглядит и приятно пахнет ароматической смолой, которую часто добавляют в смесь, служащую и основой для сложных причесок, которыми отличается племя химба.

У каждого жителя есть второе, «европейское» имя. Дети его получают, когда учатся в передвижных школах. Каждый ребенок умеет считать и знает несколько фраз на английском языке, но после первых классов обучения его мало кто продолжает.

Племя химба в Намибии строит хижины конусообразной формы из молодых деревьев и пальмовых листьев, которые переплетаются кожаными ремешками, а позже покрывает их навозом и илом. Внутри такого жилища отсутствуют удобства, кроме матраса на полу.

Племя живет в клане, которым руководит старейшина - дедушка, отвечающий за жилье, религиозные аспекты, соблюдение законов и традиций, экономические вопросы, управление собственностью. Его полномочия подтверждаются специальным браслетом на руке erenge. Староста заключает браки, проводит различные церемонии и ритуалы у священного огня, привлекая духов предков к решению насущных вопросов.

Браки заключаются таким образом, чтобы богатство распределялось поровну. После свадьбы жена переезжают к мужу и принимает правила нового клана.

Женщины встают очень рано, с рассветом, доят коров, которых мужчины отводят на пастбища. Как только угодья скудеют, племя химба снимается с места и перебирается в другое место. Мужья кочуют со стадами, оставляя в деревне своих жен и детей.

Из современных вещей у племени прижились пластиковые бутылки, в которых хранятся украшения.

В деревню лучше всего ехать вместе с гидом, который подробно расскажет о быте племени и сможет договориться с вождем о посещении жилища.

Удивительное племя химба - это гостеприимные и улыбчивые люди, не ищущие выгоды от зачастивших путешественников. Самобытный народ, существующий изолированно от внешнего мира, равнодушен к благам цивилизации, и каждый случай сохранения традиционных укладов представляет огромный интерес для ученых и туристов.

У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно.

Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра". Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день.

Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых.

Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная. И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом...

Тот же суперкрем служит основой для традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.

Между прочим, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя.

Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз (прежде всего, пригодятся английские цифры - особенно когда приходит время поторговаться).

После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Но иногда это случается.

Оттуда же, из города, приходит и самая страшная беда химба: спид. В Намибии спидом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял.

Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься - живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100. Впрочем, стариков в деревне не видно: либо на дальних пастбищах, со скотом, либо в хижинах, куда туристов не пускают.

Идеальная отправная точка для путешествия к поселениям химба – городок Опуво (Opuwo). Уже здесь, к слову, вы можете повстречать представительниц химба. Не удивляйтесь, если увидите одну из этих шикарных дам в супермаркете.

Непосредственно в деревню химба лучше ехать с местным гидом. Он сможет провести переговоры с вождем племени о посещении «крааля» (традиционного жилища химба) и он расскажет о быте и культуре химба.

Африканское племя Химба проживает в области Кунене, что располагается в северной части Намибии. Это одно из самых сложных мест для существования человека.

Здесь господствует жаркий африканский климат, распространена малярия и огромное количество ядовитых змей. Однако, несмотря на такие сложные условия Химба очень мирный и дружелюбный народ.

Его численность по разным данным составляет от 20 до 50 тысяч человек. История Химба начинается на востоке Африки, откуда они, пару сотен лет назад, совместно с племенем Гереро и переселились в Намибию.

Традиционный образ жизни Химба похож на образ жизни других африканских племен (например,

), т.е. кочевой. Основным занятием этого племени является скотоводство - разводят крупный и мелкий рогатый скот, а также овец. Женщины-химба имеют большой перечень обязанностей.

Кроме того, что на их плечи ложиться дойка коров. Так они еще и выполняют более тяжелую работу: обеспечивают поселения водой и даже строят жилища. Кроме того, они обязаны осуществлять уход за детьми. Причем, зачастую одна женщина смотрит не только своих, но и чужих отпрысков. Пока их мама работает.

Традиции племени Химба

Поселения Химба строят по кругу. В центре располагают загоны для скота, который окружают своими жилыми постройками. Их дома очень похожи на юрты.

В качестве строительных материалов используют молодую древесину, из нее формируют каркас будущего дома, который затем облепляют грязью и навозом, вся это конструкция великолепно засыхает и закрепляется под лучами жаркого африканского солнца.

До наших дней у племени Химба существует культ предков. Также они проводят ритуалы, в которых используют окорува (священное пламя), т.к. оно является символом неразрывной связи мира живых с миром мертвых.

Окорува горит постоянно, пока жив старейшина. Когда же он покидает мир живых, его жилище подлежит уничтожению, а само пламя тушиться. Члены семьи старейшины обязаны всю ночь совершать танцевальный ритуал.

Говоря о племени Химба необходимо отдельно остановиться на их внешнем виде. Это племя, как и представители племени Ватуси огромное внимание уделяют своей внешности и уходу за ней.

Химба не упускают ни единой мелочи: прическа, разнообразные украшения, одежда - за всем этим тщательно следят, ведь это часть многовековых традиций Химба. Даже только, что появившемуся на свет младенцу одеваются украшения из жемчуга.

Представительницы прекрасной половину Химба ярко выделяются на фоне остальных племен, проживающих на территории Намибии. Это высокие стройные женщины, имеющие красноватый оттенок кожи и особо не обремененные одеждой.

Отсутствие нарядов компенсируется многочисленными украшениями из меди, ракушек, жемчуга и т.д. Украшения носят на руках, ногах, шее, в общем, всюду, где их можно приспособить.

Стоит отметить, что таким образом они не только декорируют себя, но и защищают. Например, браслетами на ногах, от змей, которых в избытке в области Кунене. Также у женщин этого племени великолепная осанка, которая формируется в результате постоянного ношения на голове емкостей с водой.

Вообще женщины Химба весьма привлекательны: стройные фигуры, тонкие черты лица и миндалевидный разрез глаз.

Традиционно Химба покрывают все свое тело, а также лицо и голову своеобразной мазью, в состав которой входит жир, охра и пепел. Поэтому их кожа и имеет красный оттенок.

Также, таким образом, они предохраняют свою кожу от палящего африканского солнца. Кроме того эта смесь обладает своеобразным косметическим эффектом и придает коже эластичность и блеск.

Женщины Химба не имеют привычки мыться, все гигиенические процедуры связаны с этой смесью.

Традиционными женскими прическами народа Химба являются различные косички, в зависимости, от вида которых можно понять замужем ли девушка. Мужские и детские прически также весьма разнообразны. Кроме того мужчины, состоящие в браке, носят головной убор - тюрбан.

Из-за сложных климатических условий Химба редко контактируют с цивилизованным миром. Поэтому все, что взяло это племя от современных благ цивилизации - это полиэтиленовые пакетики и бутылки из пластика. В них они хранят свои многочисленные украшения и бытовые предметы.

Химба, как и многие другие африканские племена, в частности серьезно пострадали в период колониального освоения Африки. Этот маленький народ подвергся беспощадному геноциду (массовому уничтожению) в 1904 году.

Его осуществлял представитель немецкой колониальной машины Лотар фон Трот, он же руководил массовыми убийствами и других племен населяющих территорию Намибии, некоторые из них были полностью стерты с лица земли (например, Гереро).

К счастью, Химба удалось избежать подобной участи, однако численность этого племени резко сократилась.