Научные открытия жюль верна. Все интересное в искусстве и не только

П. Пласенсиа: иллюстрации к Жюль Верну


Не уверена, что вам понравятся эти иллюстрации - в них нет грудастых девушек и ярких пейзажей. Но они на редкость точно попали в атмосферу фантастических романов Жюля Верна, они тонкие, лаконичные и напоминают время, когда стартовала фантастика, брала разгон и попутно предсказывала самые значимые научные открытия.

Питер П. Пласенсиа опубликовал 8 иллюстраций к Жюль Верну (1828 - 1905) для книги Франца Борна 1964 года «Жюль Верн: человек, который изобрел будущее».
Пласенсиа (Plascenia) специализировался на промышленном дизайне в институте Пратта.

«Наука, мой мальчик, состоит из ошибок, но они являются ошибками, которые полезно сделать, потому что они ведут мало-помалу к истине».
- Жюль Верн, «Путешествие в Центр Земли»
Это любопытное, и, безусловно, правильное объяснение, сказанное однажды писателем.

«Я чувствовал, что мое истинное призвание, единственная цель моей жизни, состояла в том, чтобы преследовать этого тревожного монстра и очистить от него мир».
- Жюль Верн, Двадцать тысяч лье под водой

«Я никогда практически не изучал эксперименты в науке. Но в то время как я был совсем маленьким, я любил смотреть на работающие машины. У моего отца был загородный дом в Шантене, в устье Луары, и рядом с ним находится правительственный машиностроительный завод в Индре. Я часами стоял, наблюдая за машинами и их работой».
- Жюль Верн, журнал McClure"s January 1894

«Я могу сказать, что никогда не изучал науку, хотя в ходе моего самообразования взял очень много информации, которая стала полезной.
Я большой читатель, и всегда читаю с карандашом в руке. Я всегда ношу с собой записную книжку, и сразу же записываю, как тот человек из Диккенса, все, что интересует меня, или может оказаться возможным использовать в моих книгах».

"Чтобы дать Вам представление о моем чтении, расскажу: я прихожу сюда каждый день после обеда и сразу же принимаюсь за работу, чтобы прочитать пятнадцать различных статей, всегда пятнадцать, и я могу вам сказать, что очень мало в любой из них ускользает от моего внимания.

Когда я вижу что-нибудь интересное, на углубление в тему уходит бездна времени. Потом я читаю отзывы, такие как "Revue Bleue," в "Revue Rose," The "Ревю де Дё Mondes," "Космос" Тиссандье на "La Nature" Flammraion на «L"Astronomie".
- Жюль Верн, МакКлюра Magazine январь 1894

"В моей голове большое количество научного хлама. Но в один день, сидя в парижском кафе, я прочитал в «Siècle», что когда-нибудь человек сможет путешествовать по всему миру за восемьдесят дней, и это сразу же ударило меня так, что возник сюжет и стала готова моя развязка. История не была написана еще долго. Я несу идеи в моей голове иногда год-десять-пятнадцать лет, прежде чем дать им форму".
- Джулс Верн, МакКлюра Magazine январь 1894

В 19 веке появились самолеты, акваланги, видеофоны и космический корабль, а также полеты в космос и электрический двигатель… Где появились? Конечно в романах, рассказах и повестях Жюля Верна!

Некоторые подозревали, что у этого французского писателя, бывшего пражского адвоката, то ли была тайная комната с машиной времени, то ли (что более вероятно) встроенный в мозг генератор гениальных изобретений. Иначе как объяснить его прозрение в конце 19-го века, когда всего этого еще в помине не было.

В 2013 году любители приключений и научной фантастики, да и вообще все читатели, отмечают юбилей писателя - Великому Жюлю Верну — 185 лет!

А ведь без его гениальных предвидений не было бы сейчас, пожалуй, ни полетов в космос, ни субмарин. Папа римский благодарил Верна за нравственную чистоту его произведений, а венецианцы устраивали в его честь факельные шествия.

«Заглянул как-то парижский адвокат Жюль Верн в магазин букиниста. "Нет ли, — говорит, — у вас такой книги, чтобы и приключения в ней были и научная польза". Он ведь, хотя и был человеком серьезным и уважаемым адвокатом, но приключения любил, как мальчишка. В одиннадцать лет будущий великий писатель чуть было не удрал в Индию — нанялся даже на шхуну юнгой! Так вот, Верн очень любил приключения. И науку любил. А ему отвечают: "Нет, мол, у нас такой книги ". Обидно! Решил Верн исправить дело и взялся за перо — благо фантазии ему было не занимать.

Так из парижского адвоката родился писатель-романист. А вместе с ним появился и новый жанр — научная фантастика. Нет, до того, конечно, Верн что-то писал. Трудно ведь вот так сразу взять и написать целый роман. Было несколько пьесок, водевилей, рассказов, но все это особым спросом у парижской публики не пользовалось. Только написав "Пять недель на воздушном шаре", Верн понял: его настоящее призвание — романы.

И принялся за работу. Вставал каждый день в пять утра и писал до семи вечера. В девятнадцатом веке уж коли писали, так писали. Если же собрать все литературное наследие Жюля Верна, наберется, пожалуй, томов 120. Он ведь пообещал своему издателю писать по два романа в год. И нередко план перевыполнял.

За свою жизнь Жюль Верн проторил дорогу к центру земного шара ("Путешествие к центру Земли"), облетел вокруг Луны ("С Земли на Луну"), совершил кругосветное путешествие по 37-й параллели ("Дети капитана Гранта"), окунулся в тайны подводного мира ("Двадцать тысяч лье под водой"), прожил много лет как Робинзон на "Таинственном острове", обогнул Землю по суше и воде за 80 дней и совершил еще много подвигов, для которых, кажется, не хватило бы и десятка человеческих жизней. Все это, разумеется, в своих книгах.

Вот каков был писатель Жюль Верн. Был он отцом научной фантастики, гениальным предшественником Герберта Уэллса, Рэя Бредбери, Кира Булычева и других наших любимых писателей». Из статьи А.Субботина (журнал «Костер», февраль 2003 года).

Жюль Верн много путешествовал по миру, он был в Англии, Шотландии, Скандинавии, Соединенных Штатах, Алжире, Португалии, Италии, Дании, Голландии, Нидерландах, на Мальте и др.

То, что предсказания научных открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: «Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии...» (из интервью Жюля Верна журналистам ). После его смерти осталась картотека писателя, включающая свыше 20 тыс. толстых тетрадей со сведениями из всех областей человеческих знаний.

Примеры? Пожалуйста! В романе «С Земли на Луну» (1865) местом старта Жюль Верн выбрал Флориду и разместил свой «космодром» недалеко от мыса Канаверал, в романе так же правильно указана начальная скорость, необходимая для отрыва от Земли; в романе «Вокруг Луны» (1869) был описан эффект невесомости, спуск космического корабля, охваченного пламенем в атмосфере Земли и его приводнение в Тихом океане всего в трех милях от того места, где приводнился через сто лет, в 1969 году «Аполлон-11», вернувшийся с Луны.

Вы читали его книги? В каких произведениях Жюль Верн предсказал научные открытия и изобретения?

Если еще не читали – вас ждут увлекательные приключения и путешествия! Поторопитесь! Путешествие начинается!

Над книгой

Снова в печке огонь шевелится,

Кот клубочком свернулся в тепле,

И от лампы зеленой ложится

Ровный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы -

Спит задачник, закрыта тетрадь.

Руки тянутся к книге. Но что ты

Хочешь, в дальние синие страны,

В пенье вьюги, в тропический зной

Поведут нас с тобой капитаны,

На штурвал налегая резной?

Зорок взгляд их, надежны их руки,

И мечтают они лишь о том,

Чтоб пройти им во славу науки

Неизведанным прежде путем.

Сжаты льдом, без огня и компаса,

В полумраке арктических стран

Мы спасем чудака Гаттераса,

Перейдя ледяной океан.

По пещерам, подземным озерам

Совершим в тесноте и пыли,

Сталактитов пленяясь узором,

Путешествие к центру земли.

И без помощи карт и секстанта,

С полустертой запиской в руке,

Капитана, несчастного Гранта,

Читателей романа, сочинённого в 1863 году, Ж. Верн силой воображения переносит в Париж 1960 года и подробно описывает такие вещи, об изобретении которых в первой половине XIX века никто и не догадывался: по улицам города движутся автомобили (правда, у Ж. Верна они работают не на бензине, а на водороде для сохранения чистоты окружающей среды), преступников казнят при помощи электрического стула, а кипы документов передаются по средством прибора, очень напоминающего современный факс.

Вероятно, эти предсказания показались издателю Этцелю чересчур фантастическими, а может, он счел роман слишком мрачным – так или иначе, но рукопись была возвращена автору и в итоге затерялась среди его бумаг на полтора столетия.

В 1863 году знаменитый французский писатель Жюль Верн опубликовал в «Журнале для образования и отдыха» первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия» - «Пять недель на воздушном шаре». Успех романа вдохновил писателя; он решил и впредь работать в этом «ключе», сопровождая романтические приключения своих героев все более искусными описаниями невероятных, но тем не менее тщательно продуманных научных чудес, рожденных его воображением. Цикл продолжили романы:

  • «Путешествия к центру Земли» (1864)
  • «С Земли на Луну» (1865)
  • «20 000 лье под водой» (1869)
  • «Таинственный остров» (1874) и т.д.

Всего Жюль Верн написал около 70 романов. В них он предсказал многие научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевиденье и космические полеты. Жюль Верн предвидел практическое применение:

  • Электродвигателей
  • Электронагревательных приборов
  • Электрических ламп
  • Громкоговорителей
  • Передачи изображений на расстояние
  • Электрической защиты зданий

Невероятное сходство вымышленного и реального

Замечательные сочинения французского писателя имели для многих поколений людей важный познавательный и воспитательный эффект. Так, в одной из фраз, высказанной фантастом в романе «Вокруг Луны» относительно падения снаряда на лунную поверхность, была заключена идея реактивного движения в пустоте, идея, впоследствии развитая в теориях К. Э. Циолковского. Неудивительно, что основоположник космонавтики не раз повторял:

«Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюлем Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».

Космический полет в подробностях, весьма близких к реальным, впервые был описан Ж. Верном в сочинениях «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). Эта знаменитая дилогия – выдающейся пример «виденья сквозь время». Она была создана за 100 лет до того, как пилотируемый полет вокруг Луны был реализован на практике.



Но что поражает более всего, так это удивительное сходство между полетом вымышленным (у Ж. Верна – рейс снаряда «Колумбиады») и реальным (имеется в виду лунная одиссея корабля «Аполлон-8», который в 1968 году совершил первый пилотируемый полет вокруг Луны).

Оба космических аппарата – и литературный, и реальный – имели экипаж, состоящий из трех человек. Оба стартовали в декабре с острова Флорида, оба вышли на окололунную орбиту («Аполлон» правда, совершил вокруг Луны восемь полных витков, в то время как его фантастических «предшественник» – всего один).

«Аполлон», облетев Луну, при помощи ракетных двигателей вернулся на обратный курс. Экипаж «Колумбиады» решил эту проблему похожим способом, использовав ракетную силу… сигнальных ракет. Таким образом, оба корабля с помощью ракетных двигателей перешли на траекторию возвращения, чтобы опять-таки в декабре приводнится в одном и том же районе Тихого океана, причем расстояние между точками приводнения составляет всего 4 километра! Размеры и масса двух космических аппаратов так же практически одинаковы: высота снаряда «Колумбиады» - 3,65 м, вес – 5 547 кг; высота капсулы «Аполлона» - 3,60 м, вес – 5 621 кг.

Великий фантаст предугадал все! Даже имена героев французского писателя - Барбикен, Николь и Ардан – созвучны именам американских астронавтов – Борман, Ловелл и Андерс…

Как не фантастично все это звучит, но таков был Жюль Верн, точнее его предсказания.

«Огонёк», 11/1902

Оглянувшись на истекшее столетие, нетрудно, конечно, предсказать, что наступающий век будет чреват великими усовершенствованиями. В самом деле, еще пятьдесят лет назад люди восторгались применением пара как гениальной новинкой, и верили в его бессмертие. Теперь мы жалуемся на неудовлетворительность пара и нашли ему несравненно лучших заместителей. Пароходу и локомотиву едва исполнилось сто лет от роду; спичкам нет еще и семидесяти. Но есть такие пророки, слова которых заслуживают серьезного внимания и доверия. Таков, прежде всего, Жюль Верн, родоначальник натуралистического романа. Этому талантливому писателю исполнилось ныне семьдесят три года; он потерял в последнее время зрение; но с не слабеющей энергией отдается он литературным занятиям, диктует жене новый роман, чуть ли не сотый. В своих пророчествах Жюль Верн, как известно, предсказал за десятки лет то, к чему искусство и наука пришли только теперь. «Паровой дом» является прообразом автомобиля; «Наутилус» капитана Немо («20 000 верст под водой») - подводной лодки; «80 дней вокруг света» предопределило быстрое развитие способов сообщения; «Миллионы Бегумы» - рост металлургии, тресты и некоторые филантропические идеи; а «Пять недель на аэростате» может быть поставлено в связь с проектируемым полетом на воздушном шаре через Сахару. Ближайшим образом вот что думает Жюль Верн о прогрессе ХХ века.

«Наступающее столетие, – сказал маститый писатель интервьюеру, – превзойдет самые смелые предположения в области, так называемого «научного волшебства». Таким термином я обозначаю приложение механических сил; но не в этом еще одном задача грядущего: остается еще множество целей. Не могу я спокойно слышать только о тех успехах, которыми якобы ознаменовались последние пятьдесят или шестьдесят лет. Понятно, мы имеем железные дороги, телеграф, телефон, богатое фабричное производство, антисептику в хирургии, дешевый комфорт и пр. Но характерная черта нашего поколения – это боязливость в применении того, что дает нам наука.

История учит нас тому, что человечество неохотно покидает проторенную дорожку и боится всего того, что раньше не существовало. Есть у нас, например, телефон и подъемная машина. Но до сих пор один квартирный телефон приходится чуть ли не на 10 000 городских жителей. Трудно понять также, почему телефон составляет предмет роскоши. Но надо надеяться, что нарастающие поколения будут чужды наших предрассудков. Двадцатый век проявит себя смелым, и создаст эру в теории и ее осуществлении. Еще немного времени, и наши телефоны и телеграфы покажутся смешными, а железные дороги – слишком шумными и отчаянно медленными. Конечно, автомобилю не заменить рельсовых путей; их сферы совершенно различны. Но по рельсам будут ездить с несравненно большей быстротой до 300 – 500 верст в час. Железные дороги послужат в качестве главных артерий, а автомобильные линии капиллярным сосудом, посредством которого культура проникнет в самые глухие деревенские углы. Мы и теперь переживаем чрезвычайное развитие железнодорожного сообщения. Никто не хотел верить в осуществление моей идеи проведения сибирской дороги. Сегодня этот путь уже готов, а через пятнадцать лет, быть может, будут готовы и другие великие стратегические пути. Линию Капштадт – Каир надо считать осуществленной. Александрия соединяется, с одной стороны, с Иерусалимом, Бейрутом, Смирной, а с другой – с Константинополем. От Марокко до Гибралтара дорога пройдет по туннелю; а туннель Каллэ-Дуэ в 32 мили длиной, через два десятка лет уступит другим сооружениям, при помощи которых Англия войдет в подводное сообщение с Бельгией и Ирландией. Ведь и теперь уже прожектеры мечтают о туннеле под Атлантическим океаном, между Брестом и Нью-Йорком. И это не безумие. Стоит только собрать нужные миллионы, и, спустя тридцать лет, все будет готово. Но когда что-нибудь действительно необходимо, за деньгами остановки не бывает. В Азии интересы двух великих держав требуют проведения путей: от Бомбея до Константинополя, через Белуджистан и Персию, и от Пешавера (Индия) до Бухары через Кабул. В Америке, конечно, будет построена великая северная и южная линия по Мексике и Истму, с разветвлениями Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Перу – Эквадор и Венесуэла»


Иллюстрация к книге «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут» / Public Domain

Жюль Верн красиво рисует грядущей формации путешественника; не выходя из спального вагона, можно будет объездить весь свет. «Как ни тесна наша земная келья, мы не в силах хоть раз нащупать ее стены. Жалкое, ограниченное существование!» Романист представляет себе дорогу ХХ века в таком виде: ни закруглений, ни капризных подъемов не будет. Два американца ведь проектируют уже линию Чикаго – Сент-Луис, прямую, как стрела: эту задачу облегчат туннели и мосты. Только на очень больших протяжениях сохранятся, пожалуй, анахронизмы. Большое значение придает Жюль Верн применению водяной энергии: за последние пять лет оно достигло широких размеров в Америке, Франции и Германии; отчасти эксплуатируется уже сила Ниагарского водопада; Франция пользуется энергией в 1½ миллиона лошадиных сил, Германия – в миллион. Река Рона дала Женеве возможность обзавестись дешевым электричеством. Но водопады, существующие на нашей планете, могут дать вшестеро больше того количества двигательной энергии, которое люди имеют сейчас в своем распоряжении. А издержки по применению этой энергии составили бы одну двенадцатую расходов, вызываемых употреблением угля.


Локомотив образца 1901 года / Public Domain

Жюль Верн предсказывал, что все станут двигаться на шинах, туристы беспрепятственно проникнут в глубь недоступных ныне стран, и у каждого будет своя летательная машина, подобно нынешнему велосипеду.

Еще раз заговорил Жюль Верн со своим собеседником об автомобилях. Уличное движение должно все больше утрачивать свой шумный, базарный характер. Все и всё станут двигаться на шинах. Подобно героям «Парового дома», туристы беспрепятственно проникнут в глубь недоступных ныне стран. Одновременно разрешаются задачи воздухоплавания. Опыты Сантос-Дюмона, как ни далеки они от совершенства, являются, однако, благоприятным показанием в этом вопросе. Но центр задачи в моторе, который бы не обусловливал увеличения самого шара. Нужен мотор, питаемый динамитом или иным взрывчатым веществом. Но никогда воздушный шар не вытеснит надежного сухопутного сообщения, так как для больших переездов воздушное путешествие и дорого, и рискованно. Напротив, для домашнего, так сказать, обихода летательная машина весьма ценные услуги, и настанет время, когда каждый заведет свою машину, подобно нынешнему велосипеду.


Пионер авиации Сантос-Дюмон тестирует свой летательный аппарат / Public Domain

Наконец, осуществление «Наутилуса» – устройство подводных лодок – обещает человеку новое царство, быть может еще более богатое, нежели земное. Откроют новую флору и фауну, новые материки; народится новый спорт; откроют доселе неведомые перспективы и создадутся новые науки. Дно океана станет предметом широкого изучения и целью путешествий; оно будет иметь своих мучеников, свои собственные трагедии. Богатая француженка сумела уже устроиться в подводном царстве при помощи специально построенной для нее яхты. Трое русских моряков, работавших в водолазных костюмах над поднятием затонувшего судна, подверглись нападению стаи акул. «Разве охота на тигров может сравняться с охотой на акул? – восклицает Жюль Верн. – Вместо того, чтобы гоняться за дичью в Африке и Индии, грядущее поколение займется животным населением морских зарослей. Настанет день, когда люди сумеют эксплуатировать недра океана так же, как теперь золотые россыпи. Законодатель создаст земельное право на дно океана, и под прикрытием надежных мин раскинутся подводные колонии.

– Моя жизнь, – закончил Жюль Верн свою беседу, – была полным-полна действительными и воображаемыми событиями. Я видел много замечательных вещей, но еще более удивительные создавались моей фантазией. И все же я чувствую, что слишком рано пришлось мне совершать свой земной путь; и сердце мое полно грусти, что нужно проститься с жизнью на пороге эпохи, которая обещает столько чудес!

Сегодня, 8 февраля, прошло ровно 190 лет со дня рождения знаменитого французского писателя, основателя жанра научной фантастики Жюля Верна.

На его книгах выросло уже не одно поколение, а многие произведения хочется перечитывать, так как каждый раз открываешь для себя что-то новое: ребенком ты видишь в рассказе борьбу добра и зла, в подростковом возрасте - замечаешь романтические и авантюрные приключения героев, а читая эти же рассказы уже своим детям, тебе открывается мир настоящей научной фантастики, который, возможно, ты не замечал в детстве.

У Жюля Верна потрясающе получалось на страницах книг создавать антураж будущего: немыслимые изобретения, открытия, исследования, которые писатель создавал в своем воображении. Кстати, многие изобретения, о который писатель рассказывал еще в конце 19 века, действительно претворились в жизнь.

Из Москвы в 北京

Например, в 1893 Жюль Верн написал приключенческий роман «Клодиус Бомбарнак», названный в честь главного героя - журналиста газеты XX век, который по заданию редакции отправляется описать путешествие по большой Трансазиатской магистрали или железной дороге, начинающейся в Узун-Ада , проходящей через российский и китайский Туркестан и заканчивающейся в Пекине .

Клодиус Бомбарнак должен оставить все дела и 15 числа текущего месяца находиться в порту Узун-Ада на Каспийском море. Там он сядет в прямой Трансазиатский поезд, соединяющий Европейскую границу со столицей Поднебесной Империи. Поручается передавать впечатления в форме хроникальных заметок, интервьюировать в пути достойных внимания лиц, сообщать о любых происшествиях в письмах или телеграммах, в зависимости от срочности. «XX век» рассчитывает на усердие, сообразительность, ловкость своего корреспондента и предоставляет ему неограниченный кредит, говорится в записке, которую получил журналист.


С точки зрения приключений, роман получился очень интересным: главный герой на протяжении дороги знакомится с интересными людьми, например, среди попутчиков Бомбарнака оказался немецкий барон, который собирался побить мировой рекорд скорости путешествия вокруг света за 39 дней. Журналист постоянно попадает в разные передряги, что затягивает читателя, полностью погружая в картину происходящего.

Но главная научная фишка, которую Жюль Верн предсказал - это сама магистраль, связывающая Россию и Китай. Тогда многие отнеслись с настороженностью к такой фантазии писателя, но, «научная фантастика - ничего не поделаешь». Кто бы мог подумать, что всего через 61 год после написания романа, в 1954 году будет построена железная дорога между Москвой и Пекином, которая функционирует до сих пор: вы стартуете с Ярославского вокзала и всего через шесть дней оказываетесь в Пекине.

В 2015 году был предложен проект по строительству скоростной магистрали, которая доставит вас до Пекина всего за двое суток, а маршрут поезда пройдет через территорию Казахстана. Реализовать такой проект планируют к 2025 году. Кстати, в романе путь героев составил 13 суток.

Вокруг света

Воображению Жюля Верна можно только позавидовать: 66 романов, около 20 повестей и рассказов, более 30 пьес - и все представляют собой уникальные произведения научной фантастики. Излюбленная тема писателя - это путешествия, без которых не обходится ни один рассказ, причем даже в этом направлении Верн смог заглянуть в будущее.

В одном из самых популярных романов «Вокруг света в восемьдесят дней» Жюль Верн поведал об англичанине Филеасе Фогге, который, заключив пари на двадцать тысяч фунтов стерлингов, отправляется в кругосветное путешествие, которое планирует совершить всего за 80 дней. Конечно, не обходится без приключений, любви и неприятностей - в этом весь писатель-фантаст, но самое интересное, что в романе автор высказал предположение, что через пару лет человек научится огибать Землю всего за восемьдесят часов.


И здесь Жюль Верн оказался близок к истине. Сейчас минимальное время кругосветного путешествия составляет 72 часа, и поставил этот рекорд советский летчик Лев Васильевич Козлов, попавший в 1990 году в Книгу рекордов Гиннеса.

Это было кругосветное самолётное путешествие, в рамках которого Козлов и его команда облетели весь земной шар за 72 часа и 16 минут. Самолет стартовал из Мельбурна (Австралия), затем пролетел через Южный полюс, совершил дозаправку в бразильском Рио-де-Жанейро, пересёк экватор, пролетел над столицей Марокко и дозаправился в Касабланке, пролетел над Камчаткой и возвратился в Мельбурн с опозданием к намеченному времени прибытия всего на 19 минут.

А в марте 2010 года швейцарский летчик поставил рекорд, преодолев это расстояние за 58 часов на пассажирском самолете бизнес-класса.

И до Луны

В своих путешествиях не забывал Жюль Верн и о космосе. Стоит вспомнить его рассказы «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870), в которых автор довольно подробно описывал процесс полета в космос, хотя настоящий полет произошел почти через 100 лет.

Если вы не читали эти рассказы, то напомним, что действие романов происходит в середине 19 века, и «Вокруг Луны» является продолжением книги 1865 года. В романе «С Земли на Луну» основатель Пушечного клуба решает построить пушку, снаряд которой мог бы после выстрела достигнуть Луны. Изначально шарообразную капсулу (снаряд) планировали сделать из алюминия, однако позже было решено сделать в качестве снаряда пушки полый металлический цилиндр , заостренный с одной стороны. На Луну отправилась команда из трех человек - Капитан Николь, Импи Барбикен и Мишель Ардан.

Само описание полета «Колумбиады» удивительно точно совпало с будущим настоящим полетом корабля «Аполлон-8» 1968 года.

Оба космических аппарата - и литературный, и реальный - имели экипаж, состоящий из трех человек, причем их имена немного перекликаются в вымышленными героями: Борман, Ловелл и Андерс - имена американских космонавтов. Размеры и масса двух космических аппаратов так же практически одинаковы: высота снаряда «Колумбиады» - 3,65 м, вес - 5 547 кг; высота капсулы «Аполлона» - 3,60 м, вес - 5 621 кг.

В качестве старта лунной экспедиции выбрана местность Стоунз-Хилл во Флориде , что близко по расположению к современному космодрому на мысе Канаверал , откуда стартовал «Аполлон». Выше мы писали, что Жюль Верн сначала хотел сделать аппарат из алюминия, что для конца 19 века было нонсенсом, ведь металл далеко не из дешевых.

Кто бы мог подумать, что всего через 100 лет алюминий будет широко применяться для нужд аэрокосмической индустрии.

Не такая уж и антиутопия


Еще один популярный роман Жюля Верна - «Париж в XX веке», написанный в редком для писателя стиле антиутопии. Писатель пофантазировал, как будет выглядеть общество через 100 лет, в частности Париж. Если не вдаваться в «жюльверновскую романтику», и не учитывать, тот факт, что по мнению писателя, в 1963 году не будет ни искусства, ни литературы, то многие технические вещи он предсказал верно.

Например, в романе подробно описано устройство города: в каких квартирах и домах живут парижане, что их заботит, в какие магазины ходят на досуге. Особое внимание автор уделил транспорту, описывая машины-дирижабли, метро, корабли.

Читателя 21 века может позабавить размышления о телевидение или компьютерах, зачатки которых как раз начали появляться в эпоху Жюля Верна. В романе автор описал прообраз телевидения, а также возможность общаться, видя собеседника на мониторе. При этом, вычислительные операции в банках выполняли специальные машины, похожие на громоздкие ЭВМ второй половины XX века.

Гуляя по страницам романа мы встречаем «электрические канделябры» на Елисейских полях, освещающие огромные рекламные надписи, где над городом парит ажурная башня, которую построят лишь в 1889-м. Возможно, некое подобие Эйфелевой башни и представлял себе Жюль Верн.

«Машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам». «Фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в 5 тысяч лье», «Чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды».

Сегодня для нас принтер, факс, интернет и мобильная связь - привычные вещи, без которых трудно представить современную жизни, но почти 150 лет назад, когда Верн сочинял свои романы до таких изобретений было еще далеко.

Спуститься с небес под воду

Напоследок мы оставили, наверное, одно из самых интересных и неоднозначных предсказаний Жюля Верна - это быстроходные подводные лодки, про которых рассказывалось в романе «20 000 лье под водой».

Конечно, история подводного кораблестроения началась еще в XVII веке, задолго до появления французского писателя, поэтому на момент написания романа у Жюля Верна было достаточно материала, чтобы придумать фантастическую историю про подводное судно Наутилус и капитана Немо.

Корабль капитана Немо погружался на многие километры, развивал скорость до 50 узлов, позволяя проводить исследования морского дна и эффективно воевать. По правде сказать, многие из показателей «Наутилуса» и сейчас выглядят крайне фантастически, но кто знает, может еще через десяток лет с развитием науки мы приблизимся к прогнозу Жюля Верна.

Самолеты, машины, подводные лодки, интернет, телевидение - это лишь малая часть того, что предсказал Жюль Верн. Но сам писатель не любил, когда его называли предсказателем:

Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются, писал знаменитый автор.