Научный проект по литературе. Индивидуальный творческий проект по литературе Проект литературе 2

МКОУ Кучеряевская ООШ

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека?»

(литературное чтение)

2014-2015 учебный год

Цель проекта:

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке

Находить информацию о старинных книгах из учебника.

План работы над проектом:

Узнать что такое библиотека и какие были первые библиотеки.Сбор информации о старинных книгах.Посещение школьной и сельской библиотек.Обмен мнениями о школьной библиотеке.Подготовка выступления о том, что узнали в библиотеке.Оформить и презентовать проект.

Первая библиотека возникла 8 000 (восемь тысяч) лет назад! Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин», а способ их письма назывался клинописью. Дощечки обжигали, а самые ценные помещали в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики.

Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.

Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Там хранилось более 700 000 (семисот тысяч) свитков папирусов.

Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки.

В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: многие библиотеки поддерживались благодаря их усилиям.

Когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также накапливали книги. Некоторые славились своими коллекциями «прикованных» книг. Почему «прикованных»? Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.

Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет.Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг (по версии Google).

Старинные книги

О чём может рассказать школьная библиотека?

В библиотеке можно найти интересные книги. Щуров Кирилл, Гацев Игорь и Полянских Ксения рассматривают книгу.

«Книжкина больница»

Школьники вместе с библиотекарем Крячко Еленой Митрофановной ремонтируют книги

Ребята ищут нужные книги.

Елена Митрофановна объясняет Полянских Ксении, где можно найти учебники для 2 класса.

Полянских Ксения знакомится со словарями.

В библиотеку часто заходит за книгами Шальнев Ярослав.

В сельской библиотеке.

Ребята часто посещают сельскую библиотеку.

Проект на тему: О ЧЁМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ БИБЛИОТЕКА

Выполнили ученики 2 класса

Губарева Мария

Островская Александра

Шинкевич Евгения

Руководитель: Реброва Е. В.


  • Способствовать развитию художественно -творческих и познавательных способностей обучающихся,
  • Прививать интерес к чтению и книге,
  • формировать читательский кругозор,
  • Способствовать приобретению опыта в самостоятельной читательской и творческой деятельности.

Гипотеза.

В библиотеке можно найти нужную информацию и подготовить выступление на заданную тему.


  • Учитель – руководитель проекта (моделирует и задаёт проектный замысел)
  • Обучающиеся 2-го класса – исполнители проекта (совместно со взрослыми)
  • Взрослые – педагоги, родители (активно участвуют в выполнении проекта, но не заменяют детей)

Продукт проекта .

  • устный журнал,
  • стенгазета,
  • альбом,
  • сообщение сопровождением,
  • составление текста экскурсии.

Снаружи смотришь - дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные,

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и князь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?


КАК НАЗЫВАЕТСЯ УЧРЕЖДЕНИЕ, СОБИРАЮЩЕЕ И ХРАНЯЩЕЕ КНИГИ

ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ?

БИБЛИОТЕКА


Библиотека

– учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)


  • Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее популярными изданиями.
  • Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых) или определённой тематики.
  • Научные библиотеки - это библиотеки, обеспечивающие развитие науки.
  • Школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса.






КАК НАЗЫВАЮТ РАБОТНИКА БИБЛИОТЕКИ?

БИБЛИОТЕКАРЬ


Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней.

КНИГА


ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАНЯТ ЧТЕНИЕМ КАКИХ – НИБУДЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

ЧИТАТЕЛЬ


КАК НАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА,КОТОРЫЙ ПИШЕТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?

ПИСАТЕЛЬ


Чтоб скорей ты в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталог .


Для чего нужен алфавитный каталог?

В нём расставлены карточки по

алфавиту. На каждой карточки


Вывод.

Мы научились ориентироваться в пространстве школьной библиотеки, находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
УЧРЕЖДЕНИЕ
г.Благодарный
Ставропольский край
Материалы на школьную научно­практическую
конференцию «Организация учебно­воспитательного
процесса, научно­исследовательской, методической и
инновационно­экспериментальной работы в
МКОУ «СОШ № 9»
Направление – общественно ­ гуманитарное
Проект по литературе "Я – сказочник"
Луценко Т.В., учитель русского
языка и литературы
МАРТ 2017г.

Визитная карточка
Каким пунктам тематического плана школьного предмета
соответствует разрабатываемый проект (учебное занятие)
УНТ, сказки
Проблемные места, возникающие при изучении этой темы
1.
2.
3.
4.
Однотипность анализа литературного текста в 5­м
классе
Нелогичность в оформления письменной речи
Высокая степень осведомленности детей по данной теме
Низкий уровень заинтересованности в прочтении
художественной литературы
Прожектные идеи, с помощью которых можно решить одну из
выбранных проблем.
1.
2.
3.
4.
спектакль
создание презентация
создание сайта
сочинение
Обоснование выбора одной из прожектных идей через анализ
реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать
разработанный проект (учебное занятие).
Для реализации данного проекта выбрана идея создания сайта,
т.к. данная форма представления позволяет более полно и
широко рассказать о проделанной работе. Предполагается, что
сайт будет содержать в себе презентации детей с собранной
необходимой информацией, сборник собственных сказок с
иллюстрациями, 2 буклета о знаменитых писателей

сказочниках.
Тема проекта (учебного занятия)
Я ­ сказочник
Цели проекта (учебного занятия) и задачи, позволяющие достичь
поставленные цели
1.
2.
Ознакомившись с дидактическим материалом, написать
сказки согласно предложенным схемам.
Формировать положительную Я­концепцию у учащихся
посредством групповой творческой деятельности
Задачи:
a.
b.
c.
d.
e.
Описать особенности жанра сказки
Научить работать не только с художественной, но
и литературоведческой литературой
Развивать умение кратко и логично излагать свои
мысли письменно и устно
Научить пользоваться Microsoft PowerPoint,
Microsoft Publisher для оформления результатов
Развивать умение представлять и оформлять
продукт деятельности
Планируемый конечный результат
повышение интереса к учебному предмету, работа с программами
Microsoft
Перечень критериев проверки достижения планируемых
результатов
Тест, соответствие сборника требованиям
Время реализации проекта (учебного занятия)

2 недели
Требуемые ресурсы (человеческие и технические)
Техническое обеспечение: компьютер, доступ к Интернету,
проектор, экран, принтер, сканер
Программное обеспечение: Microsoft Word, Adobe Photoshop
Image, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Конструктор
сайтов

Исполнители
учитель, 4 группы учеников по 5 человек
Триада вопросов, которую Вы ставите перед учащимися
Основополагающий вопрос – Если б не было сказок?
Проблемные вопросы учебной темы:
1.
2.
3.
4.
Почему сюжеты одних и тех же сказок встречаются у
разных писателей и народов?
Чем объяснить, что есть любимые и нелюбимые сказки?
Каждый ли может сочинить сказку?
Что дает ребенку многократное прочтение сказки?
Частные вопросы:
1.
2.
3.
4.
5.
Что вам известно о жанре сказка?
Перечислите знаменитых писателей­сказочников
Сюжет какой сказки встречается у разных авторов?
Есть ли у вас любимые и нелюбимые сказки?
Когда­нибудь вы сочиняли сказку?
Какие самостоятельные исследования учащихся имеют место в
предлагаемом проекте (учебном занятии)

“Сказки как строительный материал”
“ Сказки на новый лад”
“ За что я люблю сказки? (анкетирование)”
“Знаменитые писатели­сказочники”
Перечень прилагаемых к проекту (учебному занятию)
дидактических материалов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
тест
опросник
подборка материала
схемы
памятка “Как оформить сборник”
копилка иллюстраций
Описание проекта
Тема: Я ­ сказочник
Цель:
1.ознакомившись с дидактическим материалом, написать сказки согласно
предложенным схемам;
2.формировать положительную Я ­ концепцию у учащихся посредством
групповой творческой деятельности
Задачи:
А)Описать особенности жанра сказки
Б)Научить работать не только с художественной, но и литературоведческой
литературой

В)Развивать умение кратко и логично излагать свои мысли письменно и устно
Г)Научить пользоваться Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher для
оформления результатов
Д)Развивать умение представлять и оформлять продукт деятельности
Класс: 5
Сроки проведения: 2 недели
Техническое обеспечение: компьютер, доступ к Интернету, проектор, экран, принтер,
сканер
Программное обеспечение: Microsoft Word, Adobe Photoshop Image, Microsoft
PowerPoint, Microsoft Publisher, Конструктор сайтов
Другие ресурсы: книги сказок, словари, кинофильмы
Краткая аннотация проекта (учебные темы, охватывающие проект, описание
основные изучаемых теоретических положений, краткое объяснение того, как
практические занятия и самостоятельные исследование помогут учащимся 5
класса ответить на проблемные вопросы и вопросы учебной темы):
Данный проект разработан в рамках учебной темы “Устное народное творчество.
Сказки”. В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о
жанре сказка, узнают интересные факты из жизни знаменитых писателей –
сказочников, выяснят у учеников своей школы, за что они любят сказку, проявят
себя как писатели – сказочники. Проект предназначен для развития творческих
способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления
при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную
исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно­
сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения.
Оформление результатов проекта: сайт (учитель), презентация, буклеты
(ученики)
Этапы проекта:
Стадии
1. Разработка
проектного задания
Деятельность
учащихся

Деятельность
учителя
Учитель формулирует
тему проекта, формирует
группы, готовит конверты
с заданиями, создает сайт,
разрабатывает
поощрительную
рейтинговую систему
оценивания работы на
уроке

1.1. Выбор темы
проекта
Учитель предлагает
учащимся тему проекта
1.2. Выделение
подтем в теме
проекта
Учитель предварительно
вычленяет подтемы и
предлагает учащимся для
выбора 5 конвертов с
заданиями

1.3. Формирование
творческих групп
1.4. Подготовка
материалов к
исследовательской
работе:
формулировка
вопросов, на которые
нужно ответить,
задание для команд,
отбор литературы
1.5. Определение
форм выражения
итогов проектной
деятельности
Учитель принимает
участие в обсуждении с
учащимися о выполнении
подтем проекта
Учитель проводит
организационную работу
по объединению
школьников
предварительно, 4 групп
по 5 человек
Учитель представляет
сайт проекта, в котором
описаны цели, проблемы,
вопросы проекта, а также
темы исследований
учащихся. По окончании
работы все наработки
учеников будут
размещены на сайте
Учитель в конвертах с
заданиями заранее
предложил формы
представления проектной
деятельности
(презентация, буклет)
Учащиеся обсуждают и
принимают общее
решение по теме.
Координатор группы
выбирает конверт с
заданиями
Учащиеся активно
обсуждают и предлагают
варианты поиска и сбора
информации, также
возможные формы
представления. Каждый
ученик выбирает одну из
подтем для себя (т.е.
выбирает себе роль).
К началу проекта
учащиеся уже
сгруппировались, а на
первом этапе определили
свои роли
Вопросы для поиска
ответа вырабатываются в
командах, определяются
основные источники,
записывают план
деятельности
Учащиеся в группах, а
затем в классе обсуждают
формы представления
результата
исследовательской
деятельности, выявляют
недостающие знания для
представления
результата.
2. Разработка проекта Учитель консультирует Учащиеся осуществляют

по вопросам работы в
Microsoft Publisher,
Microsoft PowerPoint
координирует работу
учащихся, стимулирует
их деятельность
посредством
рейтингового оценивания
урока.
Учитель консультирует,
координирует работу
учащихся, стимулирует
их деятельность
Учитель приглашает в
качестве экспертов
администрацию школы,
представляет сайт
проекта
Оценивает свою
деятельность по
педагогическому
руководству
деятельностью детей,
учитывает их оценки
поисковую деятельность
Учащиеся по группам
оформляют результаты в
соответствии с
принятыми правилами.
Докладывают о
результатах своей
работы: показ
презентаций, раздача
буклетов
Для осуществления
рефлексии каждая группа
заполняет предложенные
листы для групповой и
индивидуальной
рефлексии
3. Оформление
результатов
4. Презентация
5. Рефлексия
Изученные модули: Создание работ в программы Microsoft Publisher, создание
образовательного сайта на основе Конструктора школьных сайтов, создание
образовательного фильма, монтаж образовательного фильма из готовых
фрагментов, создание кроссвордов и тестов в Microsoft Excel.

Класс: 2

Презентация к уроку









































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель :

  • повторить и обобщить пройденный материал, расширить знания обучающихся о жизни и творчестве изученных писателей;
  • учить составлять вопросы к прочитанным произведениям, анализировать, высказывать своё мнение;
  • развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;
  • воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование : портреты писателей А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, карточки с названиями произведений, предметные картинки, маски, куклы, рисунки для инсценировок стихотворений, выставка книг изученных писателей, показ слайдов по произведениям писателей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!

Пожелайте друг другу удачи, я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.

Итак, урок литературного чтения.

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Сегодня мы вспомним изученные произведения наших любимых писателей.

Я вам показываю портрет писателя, а вы говорите полное его имя и фамилию. (показ портретов) С книгами К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто вы уже были знакомы с детского сада. Вы проделали большую работу по группам: создали богатую выставку книг, приготовили интересные задания, подготовили инсценировки стихотворений, проиллюстрировали наиболее понравившиеся отрывки. И все свои труды собрали в единую папку по отдельному автору. Каждая группа придумала себе название, представьте свою группу: «Мяч», «Находка», «Верёвочка», «Радость».

Начнём наш урок с биографии писателей.

3. Рассказ о писателях.

(Заранее детей разделили на 4 группы, сильноподготовленным обучающимся было предложено собрать материал о писателях и создать папку по своему автору, остальные обучающиеся получили творческие задания в группах: инсценирование стихотворения, телепередача, диафильм и кукольный спектакль, наиболее понравившиеся отрывки из произведений дети проиллюстрировали и поместили в свою папку)

От каждой группы выступает один ученик. Показывает папку и рассказывает биографию писателя.

Группа «Находка» рассказывает о С.В. Михалкове.

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 28 февраля, в Москве. Стихи влекли его к себе уже в самом раннем детстве. В 10 лет он написал свою первую басню. Сергей Михалков писал для детей и для взрослых.

Известность С.В. Михалкову как детскому поэту принесла поэма «Дядя Стёпа» и её продолжение «Дядя Стёпа-милиционер», «Дядя Стёпа и Егор», «Дядя Стёпа-ветеран». Очень популярны сатирические стихи поэта.

Знакомство, а потом и творческая дружба с С.Я. Маршаком и К. И. Чуковским помогли Михалкову окончательно определить его творческий путь – путь в литературу для детей. Так Михалков стал одним из любимых поэтов для детей.

Группа «Радость» расскажет о К.И.Чуковском

Миллионы читателей - от двух лет и до глубокой старости – знают Корнея Ивановича Чуковского как весёлого, озорного, мудрого сказочника. Годы жизни 1882 – 1969. «Прежде чем написать первую сказку, – пишет Чуковский, – я лет 15 изучал малышей». Читая истории о весёлых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – всё, что нас окружает. Стихи Корнея Ивановича приносят всем нам радость. Они великолепно звучат, развивают нашу речь. Сегодня мы послушаем некоторые из них.

Группа «Верёвочка» расскажет о А.Л. Барто

Агния Львовна Барто родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию.

Агния Львовна Барто начала свой путь в литературе в 20-е годы. В своих произведениях Барто рассказывает нам о детях, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои особенности. А. Л. Барто убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в характере появились отрицательные качества, то это грозит проблемами в будущем. Поэтому она по-серьёзному, а не в шутку разговаривает с детьми, поэтому в самых весёлых стихах учит она их честности и чести.

Группа «Мяч» расскажет о С.Я.Маршаке

Творчество С. Маршака очень разнообразно. Он и поэт, и переводчик, и редактор. Маршак писал стихи и для малышей, и для детей постарше, и для взрослых. Он писал и сказки, и сатирические произведения, и юмористические. Его юмористические стихи «Вот какой рассеянный», «Усатый – полосатый» помнят наизусть и дети, и взрослые.

Он был одарён от природы. С 4 лет сочинял стихи, в гимназические годы начал печататься в столичных журналах.

Первой книгой Маршака для детей был сборник пьес сказок «Театр для детей». Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребёнком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, берёзке в весеннем уборе. Самуил Яковлевич прожил 76 лет. Более пятидесяти из них посвятил литературе.

4. Чтение наизусть учащимися одного стихотворения каждого автора.

Стихотворение « Радость» К.И.Чуковского.

Стихотворение «Мы не заметили жука» А.Л. Барто.

Отрывок из стихотворения «Мой секрет» С.В.Михалкова.

Отрывок из стихотворения «Мяч» С.Я.Маршака.

5. Творческая работа учащихся

Стихи наших замечательных писателей можно не только читать наизусть или выразительно, но и ещё создавать мини-спектакли, диафильмы, телепередачи и кукольные спектакли.

  • а) Группа «Радость» покажет для вас сценку (отрывок) по стихотворению К. Чуковского «Путаница». (дети выходят в масках и рассказывают наизусть отрывок)
  • б) Группа «Верёвочка» покажет телепередачу по стихотворениям А. Барто

Телепередача

(на парте стоит старый экран телевизора, ведущий садится и начинает передачу)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В эфире передача «Бибигоша». Сегодня к нам в гости пришла девочка, а зовут её Машенька.

– А что это ты принесла с собой?

Машенька: – Игрушки мои любимые, я часто их беру с собой, вот лошадка, слоник, зайчик (показывает игрушки)

Ведущий: – А вот есть такая писательница Агния Барто, которая написала стихи о твоих любимых игрушках. Хочешь послушать?

Машенька: – Да (показывает игрушку, дети читают стихи)

«Лошадка»
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком поглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

«Зайка»
Зайку бросила хозяйка.
Под кустом остался зайка
Со скамейки слезть не мог
Весь до ниточки промок.

«Слон»
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Ведущий: Тебе понравились стихи? Это были стихи А.Барто из сборника «Игрушки». А в следующей передаче мы почитаем другие стихи. Наше время закончилось. До свидания, до новых встреч!

  • в) Группа «Находка» по стихотворению С. Михалкова «Мой щенок» покажет диафильм (наизусть рассказывают и показывают рисунок к своему отрывку)
  • г) Группа «Мяч» по стихотворению С. Маршака «Кот и лодыри» покажет кукольный спектакль.

Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на каток.
Толстый ранец с книжками на спине,
А коньки под мышками на ремне.
Видят, видят лодыри: из ворот
Хмурый и ободранный кот идёт.
Спрашивают лодыри у него:
- Ты чего нахмурился, отчего?
Замяукал жалобно серый кот:
-Мне, коту усатому, скоро год.
И красив, я, лодыри и умён,
А письму и грамоте не учён.
Школа не построена для котят.
Научить нас грамоте не хотят.
А теперь без грамоты пропадёшь,


На воротах номера не прочесть!
Отвечают лодыри: - Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый скоро год.
Учат нас и грамоте, и письму,
А не могут выучить ничему.
Нам учиться, лодырям, что-то лень.
На коньках катаемся целый день.
Мы не пишем грифелем на доске,
А коньками пишем мы на катке!
Отвечает лодырям серый кот:
- Мне, коту усатому, скоро год.
Много знал я лодырей вроде вас,
А с такими встретился в первый раз!

Физминутка

Мы дружно трудились,
Немного устали,
А теперь все тихонечко встали.
«Хомка, хомка, хомячок».

6. «Узнай по голосу: «Кто так сказал?» (включить аудио запись)

-«Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять».
Федора (К.И.Чуковский)

-«А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Ни попить без грамоты, ни поесть,
На воротах номера не прочесть!»
Кот (С.Я.Маршак)

-«Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь-
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!».
Мальчик (С.В.Михалков)

-« Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
И с разбега, и на месте,
И двумя ногами вместе…
Доскакала до угла.
-Я б не так ещё могла!»
Лида (А.Л. Барто)

7. «Задай вопрос!»

Каждая группа задает вопросы по прочитанным произведениям.

С. Маршак

Назовите произведения С.Я.Маршака. Как выглядел кот в стихотворении «Кот и лодыри»?

В каком произведении есть герои – цифры?

Какое время года описано в произведении «Верёвочка».Что делал герой Вовка? Почему Петя просыпался 10 раз?

К. Чуковский

Назовите полное имя Федоры. Кто из героев стихотворения «Путаница» был паинькой? Что вырастает от радости на берёзах?

С. Михалков

Почему Михалков назвал стихотворение «Мой секрет» именно так? Как мальчик преодолел свой страх в стихотворении «Сила воли»? Вспомни, какие добрые и смешные стихи написал Михалков.

8. «Работа с пословицами»

Каждая группа вытягивает карточку с пословицей и соотносит её с подходящим произведением.

  • «Порядок – душа всякого дела» Федорино горе
  • «Учись смолоду – пригодится в старости» Кот и лодыри
  • «У страха глаза велики» Сила воли
  • «Нет друга – ищи, а нашёл – береги» Вовка – добрая душа

9. «Соотнеси название стихотворения с портретом поэта».

На доске портреты писателей и карточки – названия стихотворений «Дядя Стёпа», «Мой секрет»,»Телефон», «Путаница», «Верёвочка», «В школу», «Радость», «Кот и лодыри», «Почта», «Багаж», «Сила воли», «Мы не заметили жука». Надо прикрепить название стихотворения под портретом автора. (выходят 4 ученика)

10. Подведение итога урока.

Произведения каких писателей мы изучали? Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? (интересно пишут, весело, иногда ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; подшучивают над невоспитанными детьми, учат добру).

Назовите наиболее понравившееся стихотворение. Почему оно вам нравится? Чему учит это стихотворение? И в дальнейшем на уроках литературного чтения мы будем продолжать изучение произведений этих замечательных детских писателей.

Всем спасибо, вы очень хорошо поработали!

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

Тема : «Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Школа: МБОУ «СОШ с. Красноармейское

Калининского района Саратовской области»

2015/2016 учебный год

    Введение

    Методический паспорт проекта

    Описание проекта

    Заключение

    Приложения

    Введение

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, бытовые, про животных- они могут быть веселыми, страшными, смешными, но всегда интересными. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»- писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Вечные сказки- сказки народные, в них спрятана волшебная сила.

    Методический паспорт проекта

    Название проекта - «Русская народная сказка «Журавль и цапля»

    Разработчик проекта –Тупикова Татьяна Владимировна

Название образовательного учреждения – Школа: МБОУ «СОШ с. Красноармейское»

    Год разработки учебного проекта –2015/2016 учебный год

    Опыт использования – предполагается использовать в учебной деятельности на уроке литературного чтения

    Проблемная ситуация – учить отличать авторскую сказку от народной и познать литературное наследие русского фольклора.

    Проблема проекта – в основе проекта лежит желание учащихся

    • углубить свои знания при знакомстве с народными сказками

      познакомиться с различными способами познания нового

      овладеть первичными навыками поисково - исследовательской деятельности

    Цель – представить свои исследования в разнообразной форме (модель сказки, модель обложки, инсценировка), позволяющей использовать эти результаты в учебной деятельности

    Задачи-этапы-способы решения

    Изучить литературный материал с позиции поставленной цели

    Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся

    Провести анализ набранного материала, систематизировать его

    Представить результаты работы в виде презентации, инсценирования, моделей сказки и обложки для книги.

    Презентовать оформленный материал перед классом, на уроке литературного чтения

    Форма организации детей – индивидуальна и групповая работа

    Ведущая деятельность – поисково – исследовательская

    Сфера применения результатов –изучение русского фольклора

    Используемые технологии – создание печатной и электронной версии работы

    Форма представления проектной деятельности – мультимедийная презентация, групповой отчет проектантов, инсценировка.

    Способ объединения результатов на презентации –отчет

    Виды презентации – компьютеро-демонстрирующий

    Класс и возраст детей – 2 класс (8 лет)

    Количество участников – 4 ученика

    Предметная область – литература

    Состав участников – одноклассный

    Характер координации – явный

21. Темы учебно-тематического плана – Устное народное творчество

22Время работы –2 урока

23Цель обучения, развития, воспитания :

    Привитие навыков поисковой работы

    Получение новых знаний по особенностям литературных сказок

    Применение информационных технологий для презентации полученных результатов

    Развитие речи учащихся, наблюдательности

    Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в группах

    Воспитание любви к культуре русского народа

    1. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений

    Знание теоретического материала об особенностях фольклорных сказок

    Навык чтения и первичного анализа литературного произведения

25.Приращение в ЗУН и специфических умений

    Расширить кругозор учащихся

    Обобщить знания учащихся об устном народном творчестве

    Развивать речь учащихся, интерес к чтению

    Развивать критическое мышление, творческое воображение

    Развивать умение работать в группах

    Развивать умения точного ответа на поставленные вопросы

    Формировать высокие нравственные принципы: честность, порядочность, сострадание, трудолюбие.

    Расширить словарный запас учащихся

    Привить любовь и уважительное отношение к культурному наследию нашего народа.

26Режим работы – урочный

27.Техническое оснащение

    Компьютер для обработки материала

    Видеокамера, фотоаппарат для фиксации этапов работы

28.Учебно-методическое оснащение

    Учебные и справочные пособия

29.Кадровое оснащение – классный руководитель

    Описание проекта.

1.За основу проекта взята русская народная сказка «журавль и цапля»

Работа над проектом строилась по следующему плану:

    Постановка проблемы

    Распределение работы над сказкой

    Обозначение целей, задач для каждого

    Первичный сбор информации по темам

    Обработка собранного материала, систематизация

    Отчет о проделанной работе

    Проведение защиты проекта

    Оформление печатных работ, компьютерной презентации

    Защита проекта

Каждый из ребят выбирал тему для своей работы, исходя из интересов, возможностей. Перед каждым ставилась цель, определялись исследовательские задачи.

1 уч– Дрогаченко Саша

Тема работы : Иллюстрация на модели обложки для сказки

Цель : Передать рисунком на обложке о чем эта сказка

Задачи-этапы-способы решения :

    Рассмотреть представленные иллюстрации

    Проиллюстрировать

2 уч- Цикаева Седа

Тема работы: « Модель обложки сказки»

Цель : Создать модель сказки

Задачи-этапы-способы решения :

    Какой геометрической фигурой обозначаем сказки

    Каким цветом закрашиваем.

    Где записывается название.

5 Конечный результат –модель сказки

3 уч-ки – Нурманова Динара, Рябоконенко Влада

Тема работы: «Инсценировка Сказки»

Цель : Показать знание сказки, передать голосом и интонацией героев сказки.

Задачи-этапы-способы решения :

    Выписать те слова и словосочетания, которые необходимы при инсценировании

    Систематизировать отобранный материал.

    Инсценировка

4.Заключение.

Деятельность учащихся в ходе работы над проектом:

    Прочитали сказку, сделали вывод.

2. Учились защищать проект

5. Приложения

1. работы учащихся

Критерии оценки проекта (оценочный лист) Дрогаченко Саши

Критерии

Оценка

Выполнили ли вы, что задумали?

Достаточными ли знаниями и умениями вы обладали или пришлось чему-то научиться?

достаточными

По каким этапам выполнялся проект?

постановка проблемы,

распределение работы, отчет о проделанной работе, защита проекта.

Что было выполнить легко, а в чём вы испытывали трудности?

при рисовании птиц

Какие комментарии получили относительно выполненного проекта?

Работали все очень активно и плодотворно

Как можно улучшить проект?