Ненецкие узоры и их названия. Узорная письменность

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Исследовательский проект «Язык» орнамента северных народов Автор: Самойленко Дарья Дмитриевна, учащаяся 6а класса МБОУ «ООШ№6» Руководитель: Шаймарданова Л.Л. учитель культуры народов Ямала г. Губкинский 2015

2 слайд

Описание слайда:

Цель исследования: познакомиться с образцами орнаментов народов Крайнего Севера и их характерными признаками; воспитывать чувство уважения к коренным жителям Ямала и их культуре; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине Задачи исследования: изучить теоретическую информацию в научно-популярной литературе и интернет –ресурсах; посетить губкинский музей освоения Севера, городскую и школьную библиотеки; рассмотреть орнаментальную отделку одежды ненцев, научиться читать язык орнамента; подготовить текст и иллюстрирующие материалы Методы исследования: поиск, изучение и анализ существующих орнаментов и видов орнаментальной отделки на одежде Объект исследования: орнаменты Предмет исследования: декоративные узоры в национальной одежде народов Севера и различных предметах

3 слайд

Описание слайда:

ОРНАМЕНТ (от лат. оrnamentum – украшение)- это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта Ямал - заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру аборигенного населения российской Арктики, которая так обогащает не только российскую, но и мировую культуру. Знание традиций народов Ямала позволяет лучше понять историю и культуру, а также появление орнамента как одного из национальных ценностей народов Севера.

4 слайд

Описание слайда:

Одним из обязательных правил Нума является украшение ненецкой одежды специальными узорами (отрывок из мифа «Правила старика (бога) Нума» “…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. “Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. - Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов - это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не один; вокруг твоего чума живут и другие…”

5 слайд

Описание слайда:

Орнаментами украшаются сумки, ковры, шубы, сапоги, лодки, куртки, одежда носки, варежки, повязки (на голову), ремни, флаги, покрывало, упряжки оленей и другие предметы. Назначение орнамента – украсить поверхность предмета, изделия, сделать его более красивым и оригинальным, передать через орнамент информацию о мастерице, о месте ее проживания, роду занятий, о ее семье, показать её мастерство и творчество. Назначение орнамента

6 слайд

Описание слайда:

Символическое значение орнамента Орнаменты состоят из геометрических фигур, каждая из которых является не просто украшением, а имеет своё название и символическое значение. Считается, что орнаменты придают вещам свойства оберегов и играют роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментировали прежде всего ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь. В узорах изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни, которые не смогут проникнуть через защитный магический узор.

7 слайд

Описание слайда:

Ненцы в орнаментах воспевают растительный и животный мир, окружающую природу. Учат бережно относиться к ним. Они сильно верят приметам. Приметы для них и запреты, и правила, и предупреждения. Орнамент «Оленьи рога» Орнамент «Локоть лисы» Украшение для оленя Женская шапка не сава

8 слайд

Описание слайда:

Использование орнамента «оленьи рога» в символике ЯНАО Флаг ЯНАО Флаг г. Губкинский Герб ЯНАО Герб г. Губкинский

9 слайд

Описание слайда:

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Накосник, орнаментированный узорами «чум», «оленьи рога»

10 слайд

Описание слайда:

Орнаменты « морошка», «северное сияние» Орнаменты неразрывно связаны и с фольклорным наследием ненцев, сохранившимся до наших времён, оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум.

11 слайд

Описание слайда:

Украшение национальной одежды ненцев орнаментами «чум», «заячьи уши», «морошка» Мужскую меховую одежду ненцы называют малицей, а женскую – ягушкой. Шьют их из меха оленя. Украшают орнаментом из кусочков разноцветного сукна. Малицу часто называют индивидуальным чумом, так как подобно чуму она надёжно защищает человека от холода. Шапку и рукавицы пришивают к малице, чтобы ветер не задувал.

12 слайд

Описание слайда:

Чум -Дети -Морошка -Люлька -Белка -Оленёнок -Мастерица -Мамин узор Галерея орнаментов

Малочисленные народы Крайнего Севера, живущие в Ямало-Ненецком автономном округе, в своём историческом развитии создали оригинальную культуру, максимально приближенную к условиям жизни в Заполярье.

Эта культура проявляется не только в повседневной хозяйственной деятельности, она теснейшим образом связана с ней — это основа, исток духовной жизни северных народов, их отличие друг от друга. Например, по конструкции нарт, покрою одежды, внутреннему убранству чума знающий глаз точно определит национальную и родовую принадлежность хозяина.
С бытовой и производственной культурой аборигенов Ямальского Севера тесно связано искусство украшения и орнаменталистики одежды, утвари ненцев, ханты, селькупов. Занимаясь созданием украшений, мастера добиваются органичного соединения высокой художественности работы и практичности в применении изготовленной вещи.


Одежда ямальских аборигенов разнообразна по своему покрою и декоративному оформлению. Ряд её элементов восходит к глубокой древности народов Севера и содержит в себе одухотворение явлений природы, которой поклонялись предки.

Поэтому у каждой народности свои требования к внешнему убранству одежды, которое также отличает не только народ от Народа, но и род от рода, мужчину от женщины или ребёнка.
Традиционным у народов Севера было украшение орнаментом одежды — летней и зимней, предметов домашнего обихода, различных видов сумок: они служили для хранения женских вещей, для хранения продуктов или перевозки товаров при касланиях.

В орнаменте обычно использовался мех оленя различных оттенков, сукно. Яркие цветовые пятна орнаментированной одежды, убранства хорошо видны на белоснежных просторах тундры.
С развитием цивилизации народы Севера начинают использовать для создания своих орнаментов современные материалы, не утрачивая своей национальной самобытности. Из традиционных материалов с применением современных изготавливаются не только национальные предметы быта тундровиков, но и современные косметички, кошельки, бумажники, многое иное, что несёт на себе печать древнего искусства народов Севера в современном мире.

А ведь, сколько разновидностей орнаментов. Узоры, композию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например:

«локоть песца»;
«боковое приспособление для костра»;
«лошадиный нос»;
«утиные крылья»;
«след медведя»

Из музея девочки Савонэ в г.Надым

Более позднее появился крестообразный орнамент. Связано это с христианизацией (17-18 вв.) Существует множество вариантов, орнамент подвергался переработке.

Нац.орнамент с правой и левой стороны (мелкий шов, сшитый сухожилием)

Фрагмент - меховой шубы, шапки с металическими и бисерными украшениями. Ненцы

Мужской пояс - бисер кость кажа. Ненцы

Фрагмент - женская меховая шуба (ненцы)

Нижний орнамент женской одежды - сукно. Ханты

Женская меховая шуба и бок. орнамент. Ханты

Берястенныем чаши на салфетке из сукна с нац. узором

Женская сумка. Ненцы

Праздничная оленья упряж

Праздничная оленья упряж

Детская одежда. Ненцы

Женская одежда. Ханты

Орнамент на сумке. Ханты

Ненцкая сумка, украшенная узором полосами из сукна, бисера, меха, кожи. Бисерные полосы - пояса

Летняя женская одежда. Ханты

Нагрудное украшение платья. Ханты

Сумка-туцю - мех, кожа, сукно. Лесные ненцы

Игольница - кожа, бисер, сукно. Селькупы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ямальская школа-интернат.

Проект

учащегося 5а класса

МБОУ Ямальская школа-интернат

по теме: «Ненецкие орнаменты».

Руководитель Предеина Любовь Андреевна,

Учитель математики МБОУ Ямальская школа-интернат.

Апрель 2015год.

Пояснительная записка.

Тема проекта «Ненецкие орнаменты» выбрана потому, что орнаменты и узоры на наших одеждах напоминают геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник,. ромб, квадрат и др. Я поставила перед собой цель : собрать из разных источников виды орнаментов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Узнать какие бывают орнаменты;

2.Научиться составлять орнаменты;

3.Познакомить окружающих с видами орнаментов

4.Обобщить полученные знания, сделать выводы, составить памятку о видах орнаментов.

Гипотеза:

предполагаю, что узнаю больше орнаментов, буду использовать их при изготовлении различных вещей, познакомлю окружающих и подруг с видами орнаментов и это будет играть большую роль в сохранении традиций моего народа.

Планируемые результаты: повышение интереса к орнаментам как украшению национальной одежды; умение начертить любой орнамент, перенести его на бумагу и на материал; повышение культуры и традиций народа.

Этапы работы над проектом:

    Подготовительный: определение темы, цели, гипотезы и задач проекта.

    Планирование работы: определение источников и способов получения информации.

    Осуществление проектной деятельности: сбор информации, обработка полученной информации.

    Оформление результатов: подготовка презентации и набор видов орнаментов.

Литература :

    Энциклопедия ЯНАО.

    Ядрихинская Ю.В. Наглядная геометрия. 5 класс. Орнаменты.

    Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М. «Язь»,1992

    Интернет –ресурсы. http :// russiansib . ru / yamal

В ходе выполнении проекта я узнала, что слово « орнамент » происходит от латинского ornamentum , что означает украшение. В орнаменте отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент.

Особенности орнамента состоят в следующем:

1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся узоров.

2. Орнамент не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п.

Флаг и герб ЯНАО украшены орнаментом «оленьи рога».

Орнаменты нашего народа основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».


Орнаменты неразрывно связаны с фольклорным наследием народа, сохранившимся до наших времён.

Оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум.

Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

А вот и изображение этой северной ягоды в виде орнамента.

Узор состоит из строгих геометрических фигур, ритмически чередующихся.

Вот несколько загадок про одного представителя нашей фауны.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Как вы себе его представляете?

Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре.

Про него загадывают загадки:

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

Не остались в стороне от этого вида искусства и явления природы, в том числе и одно из красивейших, наблюдать которое посчастливилось жителям заполярного Севера.

Небо красноватое играет –

будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий...

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя.

(Полярное сияние)


Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние», но он очень точно изображает это природное явление.

Особенности орнамента состоят в следующем.

1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - художественный элемент орнамента. При сочетании мотивов создается художественный образ орнамента.

2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, ечатного издания, текстильного изделия и т.п

Любой орнамент можно вычертить с помощью клетчатой бумаги.

Например, этот орнамент «оленьи рога» можно построить по такой схеме:

1. 4 клетки вправо

2. 2 клетки вверх

3. 1 клетка влево

4. 2 клетки вверх

5. 2 клетки вправо

6. 1 клетка вверх

7. 1 клетка вправо

8. 2 клетки вверх

9. 1 клетка вправо

10. 1 клетка вниз

11. 1 клетка вправо

12. 1 клетка вверх

13. 1 клетка вправо

14. 1 клетка вниз

15. 1 клетка вправо

16. 1 клетка вверх

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тазовская средняя общеобразовательная школа

Районная конференция юных исследователей

«Мой первый доклад»

Секреты ненецкого орнамента

ученик 4 «А» класс МБОУ ТСОШ.

Руководитель: Максаева Ольга Владимировна

учитель начальных классов МБОУ ТСОШ.

Консультант: Тодерика Мария Ачиновна

учитель КНЯ, заведующая музеем МБОУ ТСОШ

п. Тазовский, 2016г.

Секреты ненецкого орнамента

Цель и задачи проекта

    Выяснить какие типы орнаментов существуют.

    Узнать, о чем рассказывают ненецкие орнаменты.

    Изучить, как создаются орнаменты и как их используют ненцы в своей жизни.

4. Научиться рисовать ненецкие орнаменты.

Методы исследования:

1. Изучение литературы по теме.

2. Наблюдение.

4. Беседа.

Гипотеза : существует ли взаимосвязь между образом жизни ненцев и орнаментами, украшающими их одежду, предметы быта.

Планируемый результат : научиться узнавать и рисовать ненецкие орнаменты.

Введение.

Я живу в Ямало-Ненецком автономном округе. Из разных уголков страны приехали люди на эту северную землю. Называют её «суровым краем», «краем Земли», «священной страной, куда не добежать доброму духу и не по силам добраться злому духу… » (из хантыйской песни).

В давние-давние времена в заснеженное тундре, возле холодных рек жили люди. Они ходили на охоту, ловили рыбу, разводили оленей. Все необходимое для жизни у них было: из дерева и оленей шкуры строили жилье, делали орудие труда, посуду, шили одежду. Эти добрые красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ненцы. Они хозяева на этой земле, а мы – гости.

Актуализация.

В прошлом году мы всем классом побывали на экскурсии в настоящем ненецком чуме. Экскурсовод Салиндер Мария Хилидевна нам рассказала, что в ненецкой семье существуют правила в разделении занятий. Мужчина, например, должен охотиться, заботиться об оленях, ловить рыбу. Женщина следит за порядком в чуме, готовит еду, шьет одежду из оленьих шкур и даже ее украшает орнаментом.

Мне стало интересно, как в таких суровых условиях женщинам удается украшать одежду, ведь под рукой нет ни страз, ни других приспособлений?

Прежде всего, мне захотелось узнать, что такое орнамент и легко ли его создать? Обратившись к интернет – источникам, я узнал, что:

Орна́мент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов ; предназначается для украшения различных предметов (утварь , орудия и оружие , текстильные изделия , мебель , книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере ), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка ).

Я очень люблю рисовать и решил научиться создавать ненецкие орнаменты.

Изучив литературу, посетив наш школьный музей, побеседовал с заведующей музея Тодерика Марией Ачиновной, я узнал, что орнамент изготавливают из темного и светлого оленьего меха. Узоры вырезают и сшивают друг с другом, получается двойной зеркальный орнамент.

Я провел исследование-опрос, знают ли мои одноклассники, проживающие на территории Ямало - Ненецкого автономного округа, как коренные жители украшают свою одежду, как называются орнаменты, используемые для украшений, где кроме одежды встречаются орнаменты?

Обратите внимание на диаграммы. (Приложение I).

Оказывается, что 17 ребят из 25 опрошенных, знают, что для украшения одежды ненцы использую орнаменты, и лишь двое из них смогли назвать некоторые орнаменты.

На мой вопрос: где еще можно увидеть орнаменты, ребята не смогли дать ответ.

Я решил узнать сам и рассказать одноклассникам, какие существуют ненецкие орнаменты и где еще их можно встретить.

Совершая прогулку по нашему поселку, мое внимание привлекли флаги Ямало-Ненецкого автономного округа, Тазовского района и поселка Тазовский. Рассмотрев внимательно флаги, я увидел рисунки-орнаменты. Из литературы и интернет - источников я узнал, что на флаге Ямало – Ненецкого автономного округа изображен белый орнамент «Оленьи рога», который символизирует основу жизни (на ненецком «илебць») на территории края белых снегов и северных оленей. На флаге Тазовского района на первой вертикальной полосе изображена орнаментальная полоса, условно объединяющая изобразительные мотивы герба: ягеля, волн и рыб (пластин, чешуи) в виде „головок“ и „чумов“». Орнаментальная полоса символизирует природные богатства района. На флаге поселка Тазовский изображен элемент национального орнамента (рога) образно указывает на коренное население этой территории - ненцев и развитое здесь оленеводство. . (Приложение II).

Я решил собрать материал о ненецких орнаментах. Посетив школьный музей, рассмотрев ненецкую одежду и предметы быта, я сделал для себя открытие, что узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов, но все они образуют определенный символ, который можно «прочесть». Можно выделить несколько видов орнаментов.

Орнаменты, изображающие животных, например, ряды темных симметричных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «заячьи уши», а фигура, напоминающая изображение насторожившегося и присевшего зверя – «соболь».

Существуют узоры, изображающие человека – «головки», «силач» или «борец», «дети».

Даже растения люди тундры изображают в узорах – «сосновая шишка», «морошка», «сухая ветка». (Приложение III).

Из интернет-источника я узнал, что все элементы орнамента являются основой для построения большинства узоров, разнообразных по содержанию рисунков, его построению. Орнамент обычно изготовляли из камуса - шкура с ног оленя. Ненецкие женщины обладают удивительным даром украшать свою одежду и обувь. Особенно хороши мозаичные узоры. Меховую мозаику делают так. Мастерица берёт две узкие полоски оленьего меха, коричневого и белого цвета с коротким ворсом. Обе полоски она накладывает одна на другую и переносит на специальную доску. Острым ножом мастерица вырезает узор. После этого она разбирает полоски. Их стало четыре – две белые и две коричневые. Белую орнаментальную полоску она вставляет в прорезь коричневой и наоборот. С изнанки мелкими стежками и ровным швом она сшивает обе полоски вместе. Между ними вставляет тонкую полоску яркого сукна и прошивает вместе. Получается мозаичный узор: белый - на тёмном фоне, тёмный – на белом фоне.

Орнаментальное искусство составляет важную часть культуры ненцев. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, берёсты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Орнаментом и сегодня украшают ненцы свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Рисунки ненецкого орнамента, как правило, передаются из поколения в поколение. (Приложение IV).

Практический этап

Рассказав одноклассникам о своем открытии, я решил сам научиться рисовать ненецкие орнаменты. Но поначалу работа оказалось слишком сложной. Тогда моя учительница Ольга Владимировна предложила мне начать с задания «Продолжи узор». Я попробовал и у меня получилось. После этого я приступил к рисованию ненецких орнаментов. Я научился рисовать и узнавать некоторые виды орнаментов: «заячьи уши», «чумики», «головки», «след песца», «локоть лисицы», «силач», «след медведя», «дети». (Приложение V).

В классе мы с Ольгой Владимировной устроили мою персональную выставку, где я рассказал одноклассникам о своих достижениях и показал свои рисунки. Ребята заинтересовались моими работами и предложили собрать материал по теме «Ненецкие орнаменты» и передать их в наш школьный музей. (Приложение VI).

Заключение.

Во время выполнения своей работы я узнал о том, что такое орнамент, как его выполняют, где используют. Я научился рисовать и узнавать некоторые виды орнаментов. Выдвинутая мной в начале работы гипотеза подтвердилась, что существует взаимосвязь между образом жизни ненцев и орнаментами, украшающими их одежду, предметы быта. На слайдах представлены фото и мои рисунки, которые подтверждают эту взаимосвязь.

(Приложение VII).

Я считаю, что собранный материал будет полезен и на уроках рисования и краеведения. В дальнейшем я планирую продолжить работу по исследованию орнаментов и хочу узнать, существует ли связь между ненецкими орнаментами и орнаментами других народов, населяющих нашу Родину.

Список литературы:

    ru.wikipedia.org

    Приходько М.С. «Хомани», Санкт-Петербург, 2002.-222с.
    Федорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2003г.- 151с.

    [Электронный ресурс] Режим доступа: sites . google . com

ВикипедиЯ [электронный ресурс] Режим доступа: ru.wikipedia.org

    Рандин В.А. «Орнаменты», М.:«Просвещение», 1992.-56с.

Приложение I.

Опрос одноклассников

    Как коренные жители – ненцы украшают свою одежду?

    Как называются ненецкие орнаменты?

    Где еще, кроме одежды, можно встретить орнаменты?

Приложение II

Флаг Флаг Тазовского района

Ямало - Ненецкого автономного округа

поселка Тазовский

Приложение III.

«Заячьи уши»

«Морошка»

Приложение IV.

Игрушки Украшения


Сумочка Пояс


Обувь и концертная одежда



Приложение V.

«Заячьи уши»

«Медвежий след»

«Рога лося»

Приложение VI.


Приложение VII.

«Заячьи уши»