Непрерывное экологическое образование. Непрерывное экологическое образование учащихся в условиях сельской школы Некоторые формы проведения внеурочных занятий

Исходя из многочисленных нормативных правовых актов, составляющих определенную подсистему российского административного законодательства (по мнению ряда специалистов, составляющую самостоятельную "образовательную" отрасль российского законодательства), под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде. Требуемая правом определенность и категоричность предполагает градацию этого процесса и классификацию его отдельных стадий и частей, увязку их с регулируемыми правом природоохранными действиями.

Экологическое образование включает экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования нравственного, гуманного и бережного отношения к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. По-видимому, как и во многих других случаях, правовые нормы, обеспечивающие надлежащее экологическое образование, представляют собой элемент формирования экологической культуры. Они, не покидая материка законодательства об образовании, становятся частью суперотрасли российского права – комплексного экологического права, нуждающегося в подпорках требований из других отраслей права, не вырывающего их оттуда, но использующих для решения проблемы охраны окружающей среды мирового масштаба.

Система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование; среднее профессиональное и высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, подвергаемые как многосторонняя и распространенная образовательная деятельность соответствующему подробному правовому регулированию. Проблема заключается в том, является ли набор специфических экологических аспектов этой деятельности необходимым и достаточным для создания самостоятельных правовых требований, норм и содержащих их нормативных актов; при всей значимости этой темы нами не усматривается необходимого количества материала для них.

Немаловажное значение имеет семейное экологическое образование и воспитание, можно полагать, что при надлежащей его постановке и осуществлении оно может играть решающую роль в формировании экологической культуры. Праву принадлежит немного места в регулировании семейного экологического образования; его включение в общую систему экологического образования в большей степени зависит от нравственного климата и демографической обстановки в обществе, просвещения и экологического воспитания родителей, их взаимодействия со школой, с экологическими просветительскими организациями.

Главный акцент экологического образования должен быть сделан на общеобразовательной школе – обязательном социальном институте, через который проходит все население России, и не только дети, но и их родители, бабушки, дедушки. В ряде регионов работает узаконенная модель непрерывного экологического образования с I по 11 класс, в некоторых образовательных учреждениях экология излагается факультативно либо дополнительно. В семи субъектах РФ в школе введена экология в качестве обязательного регионального предмета. В школах Москвы изучается "Экология Москвы и устойчивое развитие", Татарстана – "Хартия Земли".

Отсутствие экологии в обязательном стандарте позволяет обеспечивать вариативность предмета, приспособление его к местным природным условиям, включение основ экологической культуры в биологию, географию, химию, основы безопасности жизнедеятельности. Экологическое образование в средней школе, не имея своего непосредственного базисного учебного предмета, обладает подвижностью и гибкостью, возможностью реагирования на изменения окружающей природной среды, носит междисциплинарный и комплексный характер, включает социальный и экономический компоненты.

В 11 субъектах РФ приняты законы об экологическом образовании, многочисленны региональные законы и нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти о целевых программах развития экологического образования. В соответствующих законах Ульяновской области, Республики Саха (Якутия), Республики Башкортостан вводится понятие "экологический образовательный минимум" как способ обеспечить государственные гарантии качества и содержания образования. В Законе Камчатской области от 15.10.2002 "Об экологическом образовании в Камчатской области" он определяется как обязательный минимум содержания основных образовательных программ по экологии, установленный в качестве компонентов государственных образовательных стандартов, включающий минимально необходимые для общества и человека знания об экосистемной организации окружающей среды и использовании ее ресурсов, взаимодействии природы, человека и общества, экологических проблемах, своевременности и устойчивом развитии сообщества людей на региональном, национальном и глобальном уровнях, опасности потери качества окружающей среды, пригодной для жизни человека, а также о природоохранном законодательстве.

Важны в этих законах не столько достаточно дискуссионные и не всегда полные определения понятий и терминов, отражающих закрепление в актах итогов научных споров, сколько установление новых правоотношений, включающих обязанности граждан по овладению экологическим минимумом, функции учреждений образования, государственных и муниципальных органов по его преподаванию .

Преподавание основ экологических знаний осуществляется, согласно ч. 1 ст. 72 ФЗ об охране окружающей среды, в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм. Всеобщность и комплексность экологического образования, постоянное изменение экологической ситуации и средств научно-технического прогресса предполагают непрерывность преподавания экологических знаний.

Это законодательное положение не подкрепляется, как это требуется теорией права об обязательном делении каждой нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию, правовыми отрицательными последствиями в случаях его неисполнения либо поощрительными мерами при надлежащей реализации законодательных предписаний, не предусматривает соответствующего механизма контроля и лишения образовательного учреждения аккредитации, лицензии при отсутствии преподавания основ экологических знаний.

При обсуждении указанного федерального законопроекта нами предлагалось усилить эту норму более категорическими предписаниями, в чем согласия не было достигнуто ввиду отсутствия подобных санкций относительно ряда аналогичных норм в законодательстве об образовании РФ. В самом экологическом праве, развивающемся в продолжение полувека, "мягком" по определению, по назначению

(что является его как положительной, так и отрицательной стороной), зачастую не совмещаются требуемые части каждой нормы права.

Нормативно-правовую базу преподавания основ экологических знаний наряду с указанными выше документами составляют Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены Верховным Советом РФ от 09.10.1992 № 3612-1) , Закон "О средствах массовой информации", ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 "О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" . Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения (утверждена Госкомэкологии и Рослесхозом в 1998 г.), Федеральная целевая программа "Экологическое образование и просвещение населения России в 1997–2010 годах".

Проблемы современного преподавания основ экологических знаний как элемента формирования экологической культуры по-разному проявляются в различных социально-возрастных группах людей, что не может не отражаться на разном правовом, пусть и недостаточном, регулировании этого преподавания. Выделение отдельных фокусных (целевых) групп населения предполагает использование различных организационных, экономических и правовых механизмов, обусловленных психофизическими особенностями, условиями жизни, объемом предыдущего опыта и знаний. Принято видеть и определять специфику преподавания основ экологических знаний для политиков и управленцев, местного населения охраняемых территорий, предпринимателей и студентов, педагогов и ученых.

Социально-экономическое противоречие между местным населением и ООПТ заключается в традиции и желании первого жить по-прежнему, во многом архаично и стремлением администрации, сотрудников вторых к ограничениям привычного природопользования и к организации экологического туризма. Здесь важны воспитание патриотизма и ответственности, реализация программ занятости и экономического развития, сохранение биоразнообразия и редких видов животных и растений, модернизация жизни.

Состоятельные люди недооценивают перспективность природоохранного направления своей благотворительности, а внебюджетное финансирование экологии представляется достаточно актуальным, но не осуществляемым. Здесь важны показы авторитетными артистами, политиками, деятелями культуры своего положительного опыта в этой области и пропаганда зарубежных примеров экологического альтруизма, целенаправленной эколого-художественной деятельности. Право здесь мало чем может помочь, но должно как регулятор (главный, но не единственный – мораль!) общественных отношений.

Молодежь, студенчество обладают задором, решительностью, поиском приложения своих сил, и в природоохранных целях этому служат добровольные студенческие дружины по охране природы, по борьбе с браконьерством, особенно в отношении новогодних елок, экологические экспедиции, помощь зоопаркам, краеведческим музеям и ботаническим садам, студенческие и школьные лесничества, клубы по экологическим интересам. Молодые неиспорченные люди, воспитанные российской школой, не подвергнутые правовому нигилизму и беззаконию социальной практикой, склонны больше доверять официальным установлениям, и поэтому стремятся выполнять правовые требования в указанных областях.

Низкая социальная активность педагогов, ученых, служащих могут преодолеваться путем их обучения методам ведения занятий, снабжения доходчивой, талантливой и понятной литературой, повышения экологопедагогической квалификации при дополнительном профессиональном образовании на курсах, семинарах, в творческих мастерских, взаимных визитах по обмену опытом. Свой путь формирования экологической культуры проходят социально незащищенные дети – учащиеся корреляционных школ, инвалиды, сироты, которые понимают, что могут "как все" и даже лучше вносить свой вклад в сбережение природы

Экологическое образование связано с национальными, мировоззренческими, религиозными традициями, отражающимися в массовых изданиях. В Республике Мордовия разработаны свои учебники по экологии, в Ханты-Мансийске ежегодно проводятся экологические месячники на базе учебных заведений, промышленных предприятий, в скверах, жилых кварталах, на площадях; при этом учитываются местные особенности, вливающиеся в общероссийскую экологическую и правовую культуру.

Со времени начала преобразования страны заполнение пустоты в воспитательной работе классных руководителей может быть осуществлено с помощью экологического образования. Список классных и внеклассных мероприятий может включать массу разнообразных природоохранных практических и агитационных акций, за которые учителям и их подопечным никогда не будет стыдно. Экологически ориентированное преподавание таких предметов, как философия, культурология, этика, социология, педагогика, этнография непосредственно влияет на мировоззрение молодого поколения.

Проблемами экологического образования и преподавания основ экологических знаний являются экологические стереотипы о бесконечной неисчерпаемости и постоянном самовосстановлении природных ресурсов ("на наш век хватит"), безразличие к состоянию природной среды и судьбе последующих поколений ("после нас – хоть потоп"), правовой нигилизм ("все так делают"), переоценка возможности человека влиять на происходящие в окружающей среде явления ("человек – царь природы"), вызванные непониманием глубины собственной некомпетентности.

Трудности экологического образования как необходимого элемента формирования экологической культуры и разработка путей их преодоления выходят за рамки непосредственно экологического права, но требуют дальнейшего осмысления с целью поиска правовых средств воздействия на активизацию этих необходимых для охраны окружающей среды процессов.

  • На пути к устойчивому развитию России. 2007. № 38; Яблоков, А. Россия: здоровье природы и людей. М.: Яблоко, 2007.
  • Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.
  • Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 6. Ст. 436.

Система непрерывного экологического образования включает семь уровней: домашнее (семейное) экологическое воспитание, общее экологическое образование (период детства, школа), профессиональное образование (начальное, среднее, высшее), послевузовское, дополнительное экологическое образование на всех уровнях, профессионально-экологическая переподготовка, повышение квалификации руководителей всех типов учреждений, предприятий и организаций, специалистов и служащих, чья профессиональная деятельность связана с использованием природных ресурсов, прямым или косвенным влиянием на состояние городской природной среды и воспитанием личности. Уровневую структуру экологического образования дополняет организационноуправленческая структура, направленная на экологическое просвещение населения. Она охватывает все слои населения и позволяет реализовать информационные и практические интересы жителей в области экологии, экологической безопасности и качества окружающей природной среды мегаполиса.[ ...]

Ведущим направлением экологической политики должно стать формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающей все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферы образования и воспитания детей. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности.[ ...]

Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис. д-ра пед. наук. - М., 1994.[ ...]

В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образования Должен стать принцип его непрерывности. Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.[ ...]

Таким образом, преподавание экологического права осуществляется на стабильной основе и даже имеет тенденцию к расширению. Этого нельзя сказать о преподавании общего курса, экологии. В резолюции парламентских слушаний «Об экологической культуре» (ноябрь 2000 г.) подчеркивалось, что система непрерывного экологического образования в стране деформируется и фактически срывается. Из базисного учебного плана общеобразовательной школы исключен курс «Экология», не вошел данный курс в программу 12-летнего образования, а педагогические вузы прекращают подготовку преподавателей-экологов. Наконец, в Федеральном экспертном совете Министерства образования РФ упразднена секция по экологии1.[ ...]

Принятые подходы к развитию системы непрерывного экологического образования в условиях мегаполиса позволили более отчетливо структурировать содержание и уровни образования, формировать преемственность, горизонтальное и вертикальное взаимодействие учреждений образования, культуры, науки, общественных организаций и их некоммерческое сотрудничество с администрацией в области развития экологической культуры городского сообщества.[ ...]

Система обеспечивает всем студентам получение непрерывного экологического образования: на первом этапе - общего, формирующего мировоззрение; на втором этапе - общеинженерного, развивающего понимание экологических проблем различных отраслей промышленности; на третьем этапе - специального, формирующего у студентов способности и умения принимать рациональные, инженерные решения и анализировать последствия этих решений для состояния окружающей среды. При выполнении квалификационных работ студенты решают задачи по обоснованию и обеспечению экологической безопасности и эффективности проводимых исследований и разрабатываемых проектов.[ ...]

В. М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерывного экологического образования требует новой парадигмы: экологическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики.[ ...]

Наиболее ответственная роль в этом процессе принадлежит науке и образованию, на основе которых в рамках Стратегического плана строится муниципальная система непрерывного экологического образования и просвещения. Для создания такой системы были проанализированы научно-образовательные ресурсы города, нор-мативно-правовая база, материально-технические возможности, информационные потоки, международный и местный опыт; проведены конкретные социологические исследования. Вопросы по развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования решались на нескольких научно-практических конференциях.[ ...]

В Уральском государственном техническом университете (УГТУ) система непрерывного экологического образования и воспитания включает обучение студентов и аспирантов, подготовку и повышение квалификации специалистов промышленности, государственных служащих и преподавателей по проблемам экологии и природопользования.[ ...]

Действующим законодательством провоза, „на всеобщность, комплексность и непрерывность экологического образования и воспитания. Принцип комплексности экологического образования и воспитания означает, что эти два процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться совместно. Принцип непрерывности экологического образования обусловлен необходимостью постоянного овладения новыми сведениями по мере быстрого развития человеческой цивилизации.[ ...]

Анализ итогов реализации первой программы по развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования и просвещения показывает, что научно-педагогический потенциал мегаполиса позволил на принятых концептуальных основаниях приступить к формированию многоуровневой муниципальной системы непрерывного экологического образования и просвещения. Об этом свидетельствуют показатели успешности: призовые места екатеринбургских школьников и студентов на республиканских и международных олимпиадах и конкурсах в области экологии; престижные национальные премии; рост числа специальностей экологического профиля в вузах; появление на телевидении экологической передачи; более 500 (за последние три года) изданий учебной и методической литературы.[ ...]

Значительно увеличился объем научных исследований в области теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учебники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. В итоге, наверное, можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом.[ ...]

Исходя из вышесказанного, в Нижегородской государственной медицинской академии разработана система непрерывного экологического образования, которая действует на трех этапах подготовки специалистов медицинского профиля: на уровне медицинского лицея и медицинского колледжа, в процессе обучения в вузе и на этапе последипломного образовательного процесса.[ ...]

В 1995 г. завершился период формирования научно обоснованных понятий и положений, определяющих место и роль экологического образования в системе мер по обеспечению национальной безопасности России. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» в стране устанавливается система всеобщего непрерывного экологического образования населения. Так, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1997 г. Госкомэкология и Минобразования России завершили доработку федеральной целевой программы «Экологическое образование населения России». Программа рассчитана на период до 2010 г.[ ...]

Чтобы быть настоящими реалистами, необходимо думать уже теперь о школе будущего. Интересные мысли о школе и образовании в XXI в. высказывает профессор Г.А. Ягодин в статье «Школа будущего - школа развития личности. Рекомендации по созданию непрерывного экологического образования»2.[ ...]

Немаловажное значение в формировании кадрового потенциала, реализующего все вышеуказанные функции и методы, составляет всеобщее непрерывное экологическое образование.[ ...]

Мы благодарим всех авторов за участие в подготовке материалов пособия и надеемся на дальнейшее сотрудничество по внедрению системы непрерывного экологического образования в вузе.[ ...]

Даже аргументированное изложение статьи Г.А. Ягодина дает представление о школе будущего как школе развития личности. Речь идет о создании системы непрерывного экологического образования и экологическом воспитании от младенчества до взрослого человека. Существо авторского кредо сводится к следующему.[ ...]

НЕОФИТЫ [от гр. neos новый и phyton растение] - растения-новички в местной флоре. Появление Н. в ряде случаев требует принятия мер по предупреждению их распространения (напр., новых видов сорняков в агроценозах). Неофитом [гр. neophyíos] называют также нового сторонника к.-л. учения, религии. НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Образование экологическое непрерывное. НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ - экономически малоэффективное и экологически необоснованное использование земельных ресурсов, приводящее к снижению плодородия почв и ухудшению состояния окружающей среды.[ ...]

Для осуществления координационных функций Г. РФ: согласовывает нормы, нормативы и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты и квоты на их изъятие; разрабатывает и утверждает перечень работ и услуг природоохранного назначения; аннулирует лицензии (разрешения) или дает представления об их аннулировании; организует работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере экологии; разрабатывает, согласовывает или утверждает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению сертификации экологической и паспортизации производств, хоз. и иных объектов и территорий; участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания; публикует либо передает для публикации информацию, имеющую отношение к экологической безопасности населения.

14 Высшее образование в России № 7, 2005

В. ПОПОВ, профессор, проректор В. ТОМАКОВ, доцент Курский государственный технический университет

Экологическая подготовка в вузе должна быть непрерывной. Требование непрерывности обусловлено сложностью современных экологических проблем. Поэтому необходимо вести как общую экологическую подготовку студентов, так и специально-ориентированную. Только тогда можно привить студентам - будущим специалистам - навык принимать соответствующие технические, управленческие, экономические решения не от случая к случаю, а постоянно.

Система общей подготовки, определенная ГОС, подразумевает, нарядус усилением в программах дисциплин гуманитарносоциально-экономического цикла, изучение методических, философскихи экономических аспектов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Однако, соблюдая принцип непрерывности экологического образования, нельзя ограничиваться одной теорией, т.е. дисциплиной «Экология» в том виде, в каком она предложена ГОС инженерных специальностей.

Необходимо соединение этой дисциплины с техническими, профессиональными предметами, т.е. следует вводить специально-ориентированную экологическую дисциплину.

Для достижения поставленной цели необходимо:

■ дать студентам цельное и прочное представление об окружающей среде, но не о мире в целом, а о той его части, которая связана с избранной специальностью;

■ научить студентов проектировать, создавать и применять щадящие природу (окружающую среду) технологии.

Выдвигались и продолжают выдвигаться идеи и мысли - распределить часть проблем специально-ориентированной экологической подготовки по профессиональным

Непрерывное

экологическое

образование

дисциплинам. Однако, если равномерно распределить материал по тем или иным учебным планам специальностей, может создаться впечатление второстепенности проблемы, и разделы сами собой исчезнут из рассмотрения. Задача непрерывности достигнута не будет.

Но главное заключается в том, что ны-нешнеевидениедисциплины «Экология» со стороны консервативного преподавательского корпуса выпускающих кафедр создало впечатление, что экологическая подготовка инженеров обеспечена. Это опасная иллюзия, осложняющаяся смешением экологических и природоохранных понятий и представлений: «Экология» и «Охрана окружающей среды» (или «Промышленная экология») отнюдь не синонимы. «Экология» - классическая естественная наука на биологической базе, а «Охрана окружающей среды» - инженерная дисциплина, определяющая решение экологических проблем путем внедрения в производство инженерных методов и средств защиты окружающей среды.

Суть состоит в том, что, преподавая экологические дисциплины, нельзя ограничиваться одной теорией. Их содержание должно быть увязано с реальными производственными, жизненными ситуациями.

Исходя из этой формулировки, роль высшей технической школы в вопросах охраны окружающей среды будет зависеть от того, насколько эффективно - с учетом интересов населения региона - решаются внутренние экологические проблемы, вытекающие из глобальных проблем и специфики их проявления в конкретных условиях. Стратегия экологизации технического образования в региональных технических вузах должна строиться на научных и образовательных программах местного

Обсуждаем проблему

уровня с практической реализацией результатов.

В КурскГТУ ведется как общая экологическая подготовка студентов, так и специально-ориентированная.

С 1995 года по 2002 год в рамках инженерных специальностей была введена модель образовательной программы, построенная на принципах непрерывности и ориентации. Задача программы - подготовить специалиста, способного реализовать приоритеты безопасности и ориентироваться в своей производственной деятельности на принятие правильных технических и организационных решений.

Непрерывность в этой модели обеспечивалась тем, что базовые знания по общим вопросам закладывались в курсах «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», а развивались и углублялись в курсах «Промышленная экология», «Защита в чрезвычайных ситуациях»,ориентированных на каждую конкретную группу инженерных специальностей (строительство, машиностроение, транспорт и пр.). Они были введены в 8 и 9 семестрах параллельно с основными профилирующими дисциплинами, т.е. когда у студента сформировалось представление о технике и технологиях.

Нами было предложено строить преподавание экологии, базируясь на системноориентированном подходе. Это позволило уйти от описательного характера изложения основ экологии и поставить задачу формирования непротиворечивого мировоззрения относительно как глобальных, так и региональных проблем, а также процессов формирования условий жизнедеятельности человека как одного из участников жизни биосферы. Биологические аспекты при этом сохранились и широко используются в учебном процессе с учетом специфики специальности.

На кафедре «Охрана труда и окружающей среды» разработаны и реализованы различные варианты преподавания экологии, например, в инженерном аспекте дифференцированно по инженерным специаль-

ностям. Другой пример: для будущих менеджеров прежде всего интересен управленческий аспект применительно к решению проблем экологии. Поэтому разработан курс экологии, который дает будущему менеджеру представление о конкурентоспособности продукции предприятия, осуществляющего экологические мероприятия. Такой подход полностью согласуется с сертификационной системой продукции, которая в настоящее время разрабатывается рядом общеевропейских программ и организаций, например, в рамках Совета Европы.

В настоящее время нами реализуется вторая модель. Каким образом она появилась и в чем ее существенной отличие?

В результате наших социологических исследований выявлено: состояние окружающей среды в условиях проживания - лучший пример и средство формирования у студентов понимания существа экологических проблем и положительного отношения к окружающей среде.

Поэтому решением ученого совета была введена дисциплина «Экология Курского края». Задачи - рассмотреть состояние окружающей среды, источники негативного воздействия на нее и затем, на этой практической, жизненной базе определить существующие природоохранные мероприятия и те, которые могут быть использованы в тех или иных отраслях экономики. К примеру, основы «Промышленной экологии» преподаются через представление реальной картины экологического состояния среды жизнедеятельности нашей области.

Такой подход стал возможен благодаря тому, что нами был накоплен опыт преподавания экологии как прагматической науки, позволяющей привить определённые умения и навыки будущим специалистам, что требует от учебного процесса выделения тех типовых профессиональных задач, которые должен решать специалист в своей будущей деятельности.

В результате освоения материала курса «Экология Курского края» студенты раз-

16 Высшее образование в России № 7, 2005

ных специальностей должны в будущем обрести такие профессиональные умения:

■ проводить экспертную оценку жизнедеятельности экосистемы и оценивать экологический потенциал объекта исследования - как в ретроспективе, так и в перспективе, устанавливать моменты изменения в тенденциях развития и последствия этих изменений;

■ строить оптимальную модель объекта исследования техногенной экосистемы с выделением значимых связей, свойств и признаков;

■ оценивать варианты жизнедеятельности экосистемы в зависимости от различных факторов негативного воздействия;

■ разрабатывать экологический паспорт технической системы (в том числе технологического процесса), фирмы (предприятия), региона;

■ подбирать экобиозащитные технологии, назначать методы и средства защиты по видам воздействий.

Нами разработаны и апробированы рабочие программы дисциплины для всех специальностей университета, ориентированные на региональные и местные особенности промышленной и социальной инфраструктуры, особенности природной среды.

Однако этим не исчерпывается принцип ориентации. В дипломных проектах технических и технологических специальностей разрабатывается самостоятельный раздел -«Экологичность и безопасность производственного процесса». Экспертизе подвергается по существу весь проект, начиная с обоснования выбора того или иного вида технологии, техники, места строительства объекта, уязвимости окружающей среды и населения и пр. и заканчивая анализом безопасности процессов. После этого прорабатываются экобиозащитные решения, ориентированные на региональные и местные особенности промышленной и социальной инфраструктуры, особенности природной среды.

Например, кафедрой «Промышленное и гражданское строительство» с 2004 г. су-

щественно увеличился объем требований в дипломном проектировании к вопросам защиты окружающей среды. Так, начиная уже с первого раздела «Архитектурно-строительная часть», студенту необходимо обосновать выбор места строительства того или иного объекта с позиций защиты окружающей среды и функционирования объекта в будущем. В этом же разделе должны быть решены мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций техногенного характера, могущих оказать негативное влияние на людей, здания, сооружения и окружающую среду. Помимо того, в дипломных проектах этой специальности выпускающая кафедра предлагает выпускникам разработать вопросы охраны окружающей среды на период строительных работ. Для этой цели выделяется самостоятельный раздел проекта.

Вполне очевидно, что экологизация образования не позволит решить стоящих экологических проблем. Нужны специалисты, имеющие базовое инженерно-техническое образование в сфере защиты окружающей среды.

Начиная с 1995 года в КурскГТУ ведется подготовка инженеров-экологов по специальности «Инженерная защита окружающей среды». Первый выпуск состоялся в 1999 году. Ежегодно выпускается до двадцати профессионалов, спрос на которых на предприятиях области возрос. Они разрабатывают, проектируют, осуществляют наладку, эксплуатацию и совершенствование экобиозащитной техники и технологии, осуществляют организацию и управление природоохранной деятельностью предприятий, выполняют экспертизу проектов, технологий, производств, проводят сертификацию продукции с целью достижения максимальной экологической безопасности региона.

Качественная подготовка специалистов по защите окружающей среды обязательно предусматривает участие студентов в научных исследованиях вуза. По их результатам в 2002 году были подготовлены и за-

Обсуждаем проблему

щищены такие работы практического плана, как «Проект оборотного водоснабжения гальванического цеха АО “Счетмаш” » (Громова О.В.), «Геоинформационная система для анализа выбросов в атмосферу от одиночных источников» (Некрасова И.С.). Два студенческих проекта участвовали в конкурсе природоохранных работ, проводимом Государственной академией нефти и газа (г. Москва). Из работ 2003 года можно отметить проект Тепляковой А.В. «Рациональное природопользование на кожевенном заводе на примере создания оборотной системы сточных вод после промывки кожсырья» и работу Ураева С.Е. «Разработка проекта нормативов ПДВ для ОАО «Курская подшипниковая компания». В 2004 году дипломная работа Ка-тельниковой В.А. «Внедрение системы управления окружающей среды на ОАО «Электроагрегат» рекомендована к внедрению.

Преподавателями кафедры были подготовлены и изданы учебные пособия: «Бе-

зопасное взаимодействие человека с техническими системами», «Радиационная безопасность в жизнедеятельности человека», «Надежность технических систем и техногенный риск», «Основы экологических знаний инженера», «Надежность технических систем и управление риском», «Экологические проблемы устойчивого развития общества», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Малоотходные системы водоотведения в машиностроении» др. Ряд учебных пособий рекомендован Министерством образования РФ для технических вузов.

Таким образом, в КурскГТУ успешно реализуется образовательная программа, построенная на принципах непрерывности, задача которой - подготовить специалиста, способного реализовать приоритеты экологической безопасности и ориентироваться в своей производственной деятельности на принятие правильных технических и организационных решений.

ю. трофименко, профессор Экологическая

Н. ЕВСТИГНЕЕВА, доцент

Московский автомобильно- к°Мп°ненТа инЖенерн°г°

дорожный институт (ГТУ) образования

Необходимым элементом подготовки специалистов является экологическое образование. В ведущих технических вузах страны для студентов всех специальностей читается курс общей экологии. Однако для профессиональной деятельности инженеров этого недостаточно. В учебных программах необходимо предусмотреть занятия, где бы вырабатывались умения и закреплялись практические навыки по оценке негативного воздействия конкретного производства на окружающую среду.

Определенная работа в этом направлении проводится в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете). Экологическое образование студентов обеспечивается обязательным изучением дисциплин «Экология»и «Безопасность жизнедеятельности»,составлен-ных с учетом особенностей воздействия автотранспортного комплекса (АТК) на окружающую среду и выполнения требований закона РФ «Об охране окружа-

ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Вербицкий

Под экологическим образованием (далее ЭО) можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием (далее НЭО) - обогащение его экологической культуры на протяжении всей жизни. Сущность НЭО можно понять через характеристику его основных целей: развитие экологического сознания и мышления; экологической культуры личности и общества; ответственного отношения каждого человека к природе; формирование практического опыта природопользования и компетентного принятия решений (каждым на своем уровне), что будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социальноэкономическому развитию и экологической безопасности страны и мира.

Экологическая культура выступает при этом как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека и выраженная в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций. Экологическое сознание - как адекватное отражение человеком этого опыта, включающее его нравственно-ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое мышление - как процесс предвосхищения на понятийном уровне практической реализации экологически целесообразной деятельности. Экологическое образование становится подлинно непрерывным при условии органического сочетания собственно педагогических методов обучения и воспитания с политическими, экономическими, нравственными и практическими (через технологии производства и повседневный образ жизни) средствами и способами воздействия на экологическое сознание и поведение людей.

Эффективность НЭО зависит не только от наличия достаточного числа и доступности соответствующих образовательных программ и стандартов, разнообразия и качества образовательных услуг, толковой системы управления образованием. Многое определяется развитым психологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, созданием стимулов, мотивирующих человека быть экологически грамотным с учетом его возраста, культурного, жизненного и профессионального опыта, условий проживания.

Принципы создания системы непрерывного экологического образования. В непрерывном экологическом образовании может быть реализована следующая система принципов, которыми нужно руководствоваться при проектировании и реализации целостного учебно-воспитательного процесса. Принцип демократизма и всеобщности означает доступность и многообразие содержания, видов и форм предоставления человеку любого возраста, должностного и социального статуса эколого-образовательных услуг любого вида, в любом месте, в любое время, любого уровня в соответствии с по-

требностями, интересами и возможностями этого человека и в то же время обязательность экологической подготовки для всех, особенно для руководителей и работников экологически вредных производств. Принцип гуманизации экологического образования предполагает создание такого уклада жизни образовательного учреждения, в котором осуществляются совместная творческая деятельность, взаимообучение, взаимообогащение и диалогическое общение субъектов образовательного процесса, создаются возможности для проявления и развития творческой индивидуальности каждого. Принцип вертикальной интеграции уровней экологического образования, реализация которого обеспечит непрерывный рост экологической культуры личности. Принцип горизонтальной координации деятельности основных, дополнительных, государственных, негосударственных и общественных образовательных учреждений создает предпосылки согласованной образовательной политики в системе НЭО, снимает проблемные вопросы на «стыках» различных образовательных программ и педагогических технологий. Принцип связи экологического образования с потребностями практически-преобразо-вательной деятельности человека и общества предполагает отказ от абстрактного просветительства в области экологии и охраны окружающей среды и переход к деятельностной модели учебно-воспитательного процесса контекстного типа, в котором используются реальные экологические данные, моделируются условия применения экологической информации в контексте проблем и задач реальной жизни и профессиональной деятельности людей. Этот принцип означает, по сути, требование педагогически обоснованной интеграции экологического образования, науки, производства и самой жизни человека. Принцип гибкости, вариативности, проблемности, системности и междисциплинарности содержания экологического образования. Гибкость требует периодического пересмотра содержания в соответствии с изменяющимися потребностями человека и общества в экологическом образовании; разнообразия образовательных программ, разрабатываемых «под потребителя». Проблемность является необходимым условием развития экологического мышления и познавательной мотивации в процессе обучения и воспитания; системность и междисциплинарность отражают уникальность экологии как науки, ее способность интегрировать различные области теоретического знания и практической деятельности человека, олицетворять единство экосистемы. Принцип преемственности образовательных программ и педагогических технологий обеспечивает непрерывность развития экологической культуры, легкость перехода человека на последующие ступени экологического образования. Преемственность основывается на фундаментальном содержании экологического образования, определенном в государственных образовательных стандартах. Владея «ядром» содержания, человек может самостоятельно выбирать виды, темпы и сроки обучения, собственную программу получения экологического образования. Принцип учета в экологическом образовании национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей касается как отбора содержания обучения и воспитания, так и предоставления для учебных заведений необходимой экологической информации, реальной для данного региона, города, села, а также организации

образовательного процесса, органически сочетающего лучшие традиции общечеловеческой и национальной культуры. Принцип единства общего, профессионального и экологического образования предполагает как содержательную экологизацию всех существующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования, так и использование специальных экологических программ. В совокупности это обеспечит формирование экологического мировоззрения личности как органичной составной части ее общего миропонимания. Самостоятельной задачей является расширение образовательных программ подготовки и повышения квалификации специалистов-экологов и педагогов-экологов. Реализация последнего принципа означает, что речь идет не о введении автономных образовательно-экологических программ и создании особой сети специализированных учебных заведений (хотя в необходимых случаях и это должно иметь место), а о содержательной интеграции экологического, общего и профессионального образования в систему НЭО. Переход к непрерывному экологическому образованию предполагает системную реализацию совокупности приведенных принципов, каждый из которых конкретизируется применительно к тем или иным уровням и направленности экологического образования.

Цели непрерывного экологического образования. Цель дошкольного образования - воспитание в начальных формах экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе и особенностей взаимодействия человека с ней, самоценности живого, выработка первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоциональночувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Цель экологического образования в общеобразовательной школе -формирование ответственного отношения учащейся молодежи к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе. Основная цель экологического образования в профессиональной начальной школе - формирование профессионализма, обеспечивающего рациональное и экологически безопасное природопользование в соответствии с предметом его труда. Основная цель экологического образования в высшей школе - расширение и углубление экологической культуры в процессе профессиональной подготовки специалистов (бакалавров, магистров); усвоение общих и специальных знаний о сущности природных явлений, взаимозависимости и взаимодействии общества, человека и природы. Основная цель экологического образования в аспирантуре, докторантуре - профессиональное образование экологов и экологизации содержания других видов профессионального послевузовского образования, развитие проектной экологической культуры исследователя. Основная цель дополнительного экологического образования детей и взрослых - всестороннее удовлетворение потребностей людей в экологических знаниях и опыте, их углубление и расширение. Основная задача состоит в непрерывном повышении экологической культуры и экологической компетентности обучающихся; переподготовка кадров специалистов-экологов, учителей и преподавателей. Основная цель деятельности структур неформального экологического образования, просвещения и самообразова-

ния всех слоев населения (средства массовой информации, лектории, музеи, учреждения культуры, физической культуры и спорта, заповедники, зоопарки, национальные парки, зоны отдыха и туризма и т. п.) - реализация прав граждан на получение достоверной экологической информации, включение каждого человека в обеспечение экологической безопасности страны. Достижение этой цели связано с предоставлением населению достоверной экологической информации; созданием условий для непрерывного повышения уровня экологической грамотности; экологический всеобуч населения. Основная цель деятельности структур производственно-экологического образования - обеспечение необходимого минимума экологической грамотности работников предприятий, учреждений и организаций, органов представительской и исполнительной власти, работников управления любого уровня. Основные задачи состоят в создании условий получения без отрыва от производства экологических знаний и практических навыков природопользования и охраны окружающей среды всеми работниками; предотвращении на этой основе или сведении к минимуму ее загрязнения, стимулировании создания экологически чистых производств и технологий.

В число условий реализации целей непрерывного экологического образования входят; кадровое обеспечение всех уровней и направлений экологического образования; подготовка научно-методической базы; экологизация содержания всех учебных дисциплин; организация активной обучающей среды, внедрение современных педагогических технологий, развитие психологопедагогического обеспечения образовательного процесса; финансовое и материально-техническое обеспечение создания, функционирования и развития системы непрерывного экологического образования; организация экологического всеобуча с помощью средств массовой информации, объектов культуры, физической культуры, спорта и отдыха.

3.1. Непрерывное экологическое образование

Сущность понятия «экологическое образование». В последние годы в России и во всем мире образование рассматривается как фундаментальная категория, выполняющая функцию воспроизводства общественного интеллекта - науки и культуры в целом.

Образование может быть рассмотрено и как процесс, и как результат, и как система. Оно отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений.

Концепция модернизации российского образования и Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяют направленность образования на сохранение, распространение и развитие национальной культуры, на воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Кроме этого, в этих документах четко обозначена ориентация образования на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В России, как и в других государствах, в соответствии с решением Конференции ООН по устойчивому развитию (1992 г.) началась разработка стратегии устойчивого развития страны. Среди основных направлений перехода России к устойчивому развитию наряду с созданием его правовой основы, разработкой системы стимулирования хозяйственной деятельности и установлением пределов ответственности за ее экологические результаты указано на формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст. 73) указано: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации».

В постановлении Министерства образования Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994 г.) четко обозначены его приоритеты:

Создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования;


Преобразование всех учебных курсов с точки зрения экологически безопасного устойчивого развития;

Наполнение реальным содержанием понятия «гражданин планеты»;

Обращение к экологическим глобально значимым проблемам;

Создание системы практической деятельности учащихся по улучшению окружающей среды;

Координация школьной и внешкольной систем образования; начального, среднего и высшего профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций;

Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.

Уникальность экологического образования состоит в том, что оно по-новому ставит цели образования. Важнейшей целью экологического образования выступает формирование экологической культуры личности и общества.

В настоящее время экологическая культура становится не чем- то желательным, а строго обязательным требованием жизни в мировом сообществе. Приобщение к экологической культуре сугубо обязательно не только для граждан каждой страны, но и для человечества в целом. Экологическая культура - это часть культуры, которая обусловливает соответствие социальной деятельности требованиям жизненной пригодности природной среды.

Развитая экологическая культура предполагает умение по достоинству оценить каждый компонент природы и становится необходимым условием сохранения и развития современной цивилизации. Она проявляется как совокупность идейных и морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и правил, обеспечивающих устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное природопользование.

В экологическом образовании по-новому происходит отбор учебного содержания, так как ему присущ принцип «нового синтеза», имеющий особое методологическое значение (т.е. синтез всех знаний человечества о природе, знаний по сохранению и оптимизации окружающей среды).

Экологическое образование должно быть прогностически направленным, связанным с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому оценивает эффективность образовательных систем. Кроме знаний, умений, навыков, в оценку результатов экологического образования необходимо включать действия по сохранению и улучшению качества окружающей среды, а также ценностное отношение учащихся к природе.

Экологическое образование как система представляет собой совокупность образовательных программ, государственных образовательных стандартов и реализующих их образовательных учреждений.

Структура процесса экологического образования. Внастоящее время в структуре процесса экологического образования условно вычленяют:

Экологическое обучение - целенаправленный процесс, включающий формирование системы общих экологических, социально-экологических и прикладных знаний, а также развитие способов и видов экологической деятельности и умений применять эти знания на практике;

Экологическое воспитание - формирование у учащихся отношений, взглядов, убеждений и норм поведения, характеризующихся эмоционально-нравственным, бережным и ответственным отношением к природе;

Экологическое просвещение - непрерывный процесс формирования общественного сознания экологического типа на основе активизации, расширения и поддержания в обществе интереса к проблемам окружающей среды. Это процесс распространения экологических знаний и экологической информации, повышение экологической грамотности населения в вопросах экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Непрерывное экологическое образование. Следует отметить, что в современном понимании образование должно сопровождать бытие каждого человека в течение всей его жизни. Поэтому в научный обиход вошло понятие «непрерывное образование», в том числе «непрерывное экологическое образование», направленное на усвоение системных экологических знаний, умений и навыков природоохранной деятельности и формирование экологической культуры.

В настоящее время экологическое образование осуществляется во многих учебных заведениях путем введения разнообразных форм и видов обучения. Все большее значение приобретает деятельность экологических клубов, учебных центров и кружков в системе дополнительного образования школьников.

Непрерывное экологическое образование предполагает не только обучение и воспитание личности в учебных заведениях в системе дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования, но и повышение квалификации специалистов.