Новое правительство: кто уйдет, кто останется. В правительстве сменятся несколько вице-премьеров и министров

Чем западные эксперты отличаются от доморощенных? Тем, что приумолкли. Они, в отличие от наших, понимают манёвры Путина

Александр Халдей

Вообще-то эксперт - это не подобный флюсу узкий специалист, как говорил Козьма Прутков, а человек, который в происходящем понимает куда больше, чем все остальные. Но в отношении назначения нового состава руководства Кабинета Министров России эксперты сошлись на одной общей фразе: "Я не понимаю" - и дальше вариации на эту тему:

"Я не понимаю, зачем Путин назначил Медведева"

"От перемены мест слагаемых сумма не меняется"

"Народ устал от старого состава и надо спустить пар"

"Для новой игры нужны новые ключевые игроки команды"

"Коней на переправе не меняют"

"Нет новых кадров, у Путина кадровый голод"

"Опять на 6 лет те же лица, ждать нечего, Боже, спаси Россию!"

"У популярного президента непопулярные министры. Это ошибка"

И тому подобные высказывания, глубина которых вызывает вопросы - это действительно эксперты говорят? Или это сбор дедушек во дворе, собравшихся постучать в домино? Собрание пикейных жилетов, обсуждающих, голова Гувер или не голова и положил бы он палец в рот Гинденбургу или не положил? Зачем приглашать эксперта на интервью, если он начинает со слова "Я не понимаю..." Я специально не называю фамилии экспертов, но тут есть и публицисты-писатели, и доктора экономических наук, и сторонники Путина, и противники, и нейтралы, и кого тут только нет.

Потрясает даже не наивность экспертов - потрясает степень их инфантильности. Такие вещи могут говорить досужие жители интернета, кочующие с блога на блог и в трёх цензурных словах из десяти написанных выражающих всю свою накопленную жизненную мудрость. Но экспертам нужно видеть немного поглубже и понимать немного побольше. Иначе что же это за эксперты? Это делегаты от партии пенсионеров, а не эксперты.

Путину от них первый упрёк - это назначение Медведева. Дескать, опять двадцать пять. Слабый, оторванный от реальности, непопулярный, самый крупный антирейтинг, надоел и так далее. И вице-премьеры тоже не писк новизны, обменялись креслами - и на этом все перемены закончились. А мы ждём перемен, как пел Цой накануне перестройки, не к ночи будь помянута. Вот и вся экспертная премудрость. Это основной пул популярных "говорящих голов", которые на Ютубе постоянно комментируют происходящее.

Однако все ответы на все недоумённые вопросы давно даны. Экспертам даже думать не надо - достаточно просто промониторить некоторые федеральные аналитические сайты. Можно их не любить, но к сведению принять некоторые материалы просто стоит. Они могут не нравиться, с ними можно не соглашаться, но их нужно знать. Просто если ты назвался экспертом, то полезай на главные сайты и спасай Рим с учётом всех последних новостей.

А там уже не раз говорилось - посмотрите незамутненным взглядом на всё происходящее вокруг. И вы увидите следующее: Путин впервые создал самое политически слабое правительство. И впервые создал самое технически сильное правительство. Там теперь не лоббируют интересы кланов, а выполняют конкретные задания президента. Для этого не пришлось делать далёкий заход "через Дальний Восток" и менять Конституцию. Хватило 77% голосов избирателей, отданных Путину на выборах.

Почему Медведев? Да именно потому, что премьер теперь не политик, тянущий за собой свои кланы, а отделённый от всяких кланов висячий в воздухе персонаж. Не ферзь, а висячая пешка, как говорят в шахматах. Зачем? А затем, что теперь все решения в правительстве принимает президент. Вы хотели этого все годы? Нате, получите. Теперь правительство - это не клуб по интересам, а аппарат чиновников без мнения, которым, образно говоря, скажут "Ляг, умри!" - они лягут и умрут. А не будут выдвигать условия, капризничать и торговаться "Хочу - не хочу". Что было бы, стань премьером кто угодно, вместо Медведева? Немедленно начались бы очереди лоббистов. Элиты стали бы считать, что выгодно - предать Путина и покачать нового премьера или подождать. Это то состояние, с которым в войну страна должна делать неотложные вещи и быть управляемой и единой?

Процесс Магомедовых и устранение Шувалова, Дворковича и Приходько показал, что Медведев теперь не игрок, а фигура на доске. Искать его защиты бесполезно - он теперь не решает такие вопросы. Он теперь "технический премьер". Это правильно? Правильно. Это так сложно понять? Не сложно. Так в чём же дело? Откуда этот поток нытья?

Далее эксперт кроме понимания смысла видимого процесса должен наблюдать и сопоставлять. Путин ослабил правительство как место компромиссов кланов и усилил его, превратив его в рабочий орган - и то рано судить, так как имён министров пока не назвали. Но роль нового правительства в политическом процессе уже видна. Разве это не то действие, которое надо было сделать в преддверии серьёзных перемен? Где ваша экспертность, господа эксперты?

Что делает Путин, поставив правительство "в коробочку", как говорят в аппарате управления? Он издаёт свой первый Указ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Как передаёт пресс-служба Кремля, документ содержит ряд поручений, которые охватывают социальные, экономические, экологические и другие вопросы развития страны. Там конкретные вещи:

1. Обеспечить прорыв в научном, социальном и экономическом развитии.

2. Обеспечить условия для стабильного роста реальных доходов россиян.

3. Гарантировать повышение уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

4. Обеспечить повышение продолжительности жизни граждан России до 78 лет до 2024 года, к 2030 году - до 80 лет.

5. Снизить в 2 раза уровень бедности в стране.

6. Улучшать жилищные условия для не менее 5 млн. семей ежегодно. За 6 лет для 30-ти миллионов человек.

7. Ввести Россию в число пяти крупнейших экономик мира.

Как и за счёт чего - это другой вопрос для другого разговора. Не найдут решения эти - найдут другие. Неприятности надо решать по мере их поступления. Молиться на этот состав правительства никто не будет. Роль Тимошенко, Будённого и Ворошилова в Ставке Верховного Главнокомандования Сталина тоже изменялась по ходу войны. Нас сейчас интересует не способ действий министров, а характер правительства - новый он или нет. Были такие конкретные задачи раньше? Не были. Были более общие. Потому что правительство не было приведено в полное подчинение президенту. Теперь задачи конкретнее не бывает. Почему? Не потому ли, что впервые со времён Горбачёва и Ельцина правительство подчиняется президенту без влияния извне?

То есть мы видим - объект управления приведён в управляемое состояние. Грубо говоря, все троцкие оттуда выведены, и теперь там сплошные кагановичи и ворошиловы. То есть там теперь не "каждый суслик - агроном", а армия и командир, как положено. Приказы не обсуждаются, а выполняются. Неисполнение приказа - трибунал.

Состав правительства и содержание первого Указа Путина после назначения говорят всякому трезвому человеку, эксперт он или просто погулять вышел, о том, что Путин настроен так серьёзно, как никогда за всё предшествующее время. Он готовится очень серьёзно. Перемены начались, и начались они не с приведения в правительство ярких культовых и харизматичных фигур, а с максимального приглушения всякой яркости состава кабинета министров. Кабмин - это не съезд вундеркиндов и претендентов на лидерство в партии. Кабмин - это рутина и подчинение. Тут как в армии - думать не надо, тут надо исполнять. Думает президент. Он и задачи ставит. И те, кто будет умничать, а не выполнять, будут давать "советы постороннего", как писал Ленин.

Путин выходит из обороны и переходит в наступление. Под эти задачи он перестроил правительство. Его состав - не священная корова. Он так построен, что выход всегда открыт и люди будут меняться. Но тогда, когда для этого наступит нужное время. Для каждого этапа времени свои задачи и свой состав кабинета министров.

Чем западные эксперты отличаются от доморощенных? Тем, что примолкли. Они, в отличие от наших, понимают манёвры Путина. Чувствуют намерения, для которых всё это делается. Иллюзий и радости не испытывают. Захват контроля над армией - это всегда серьёзное усиления перед сражением. Трамп о таком контроле над своим правительством может только мечтать. Путин это делает. Результаты увидим в скором времени.

Имеющий глаза да увидит. А всё, что сверх того, то от лукавого.

25.06.2018, ПН, 15:53, Мск, Текст: Валерия Шмырова

Премьер-министр подписал постановление о ликвидации правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», которую возглавлял Михаил Абызов. Причины неэффективности проекта разнообразны - от неумения выстроить диалог государства с гражданами и бизнесом до непринятия протестов против «закона Яровой».

Постановление правительства

В России прекратила существование правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства». Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым . Текст постановления размещен на портале официального опубликования правовых актов publication.pravo.gov.ru

В мае президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, который упразднил комиссию по «Открытому правительству». Напомним, это тот же указ, которым Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Чем занималась комиссия

Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество госорганов с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Сотрудничество велось по вопросам создания и работы системы «Открытое правительство».

Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов правительства и госорганов. Также она рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы общественных советов и осуществление гражданского контроля.

Власти упразднили комиссию по «Открытому правительству»

Помимо этого, комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства. Также комиссия готовила и рассматривала предложения об основных направлениях деятельности правительства, федеральных целевых программ и госпрограмм.

Председателем правительственной комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» являлся премьер Дмитрий Медведев. Заместителем председателя в статусе федерального министра с 2012 г. был Михаил Абызов .

Открытое правительство в России

Открытое правительство - это формат взаимодействия государства с населением, при котором у граждан есть доступ к документам органов и ведомств, что позволяет осуществлять общественный контроль их деятельности. Достигаемая таким образом прозрачность работы властей должна способствовать снижению уровня коррупции и должностных преступлений.

Идея открытого правительства начала реализовываться в России в 2011-2012 гг. В июле 2011 г. была принята концепция «Электронный бюджет», которая подразумевает предоставление гражданам возможности ознакомиться с расходами государства. Раскрытие данных госорганами было предусмотрено в президентском указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принятого в мае 2012 г.

В июле 2013 г. правительство обязало госорганы публиковать информацию о своей деятельности в интернете и утвердило перечни такой информации. В январе 2014 г. была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. В марте 2014 г. был запущен портал открытых данных Российской Федерации, созданный по запросу Минэкономразвития.

В процессе формирования открытого правительства в интернете были также запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, электронного бюджета, российской общественной инициативы, государственных программ, правовой статистики, правовой информации, оценки регулирующего воздействия, а также единый реестр проверок и проект «Ваш контроль».

Причины ликвидации комиссии

Блоггер Иван Бегтин , эксперт по открытым данным, оценил по просьбе CNews эффективность работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» и отметил, что ее «задачи менялись, их было немало, но главное - диалог между органами власти и гражданами и бизнесом выстроен не был».

В своем блоге Бегтин отмечает, что за шесть лет своего существования «Открытое правительство» так и не получило от государства прямого финансирования. При этом «до сих пор нет человека, который мог бы ответить, сколько средств было потрачено на «Открытое правительство» хотя бы на федеральном уровне. Эффективность его деятельности с точки зрения затраты-результат не оценивалась».

Кроме того, в этот период прекратилось сотрудничество России с международными объединениями стран, которые лидируют по степени открытости правительства. Также с «Открытым правительством» прервали сотрудничество представители экспертного сообщества, поскольку оно не предлагало материального вознаграждения за их труд.

Полезные для работы «Открытого правительства» некоммерческие организации подпали под закон о нежелательных агентах, также их работе в этом проекте помешала система регулирования Рунета. Наконец, Российская общественная инициатива, по мнению Бегтина, потерпела крах.

«Российская общественная инициатива (roi.ru) заключалась в сборе петиций и голосов за петиции от граждан и рассмотрение их экспертной группой во главе с М. Абызовым. При этом все ключевые петиции, такие как отмена «закона Яровой», эту экспертную группу не прошли», - пишет он.

В новом составе правительства не будет большого количества новых лиц. Скорее всего, кабмин вновь возглавит Дмитрий Медведев.

В правительство могут войти главы госкорпораций, а первым вице-премьером может стать помощник президента Андрей Белоусов.

Возможно возвращение «во власть» Алексея Кудрина.

Вероятно, правительство покинут Игорь Шувалов, Аркадий Дворкович, Дмитрий Рогозин, Владимир Мединский и некоторые другие чиновников.

В понедельник, 7 мая, состоится церемония официального вступления в должность избравшегося на четвертый срок президента Владимира Путина. После инаугурации правительство уйдет в отставку, и, в соответствии с законом, в двухнедельный срок должен быть сформирован новый кабмин.

В пятницу, 4 мая, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что точная дата внесения кандидатуры нового премьера - «это исключительная прерогатива президента России». Достоверной информации о том, каким будет состав и структура нового правительства, нет.

Дмитрий Песков на вопросы «Газеты.Ru» о кандидатах на пост премьера, о возможных «потерях» в составе правительства и назначениях на ключевые посты ответил кратко: «пока равно задавать такие вопросы».

Нет ответа даже на вопрос, что будет обнародовано первым: президентский указ о национальных целях развития до 2024 года (его готовит глава администрации президента Антон Вайно) или фамилия нового премьера.

На фоне полного отсутствия официальной информации «кремлеведы», а также многочисленные источники выдают все новые и новые версии отставок и назначений. По некоторым позициям у политологов сложился консенсус.

Премьер четвертого срока

Дмитрий Медведев, похоже, сохранит за собой пост премьера. В интервью телеканалу «Россия-1» 28 апреля он дал понять, что правительство в целом выполнило поставленные главой государства задачи. То есть хорошо поработало, и зачем тогда уходить?

Во-вторых, Медведев четко заявил: «Безусловно, я пока не собираюсь уходить отдыхать. Я готов работать и буду работать там, где смогу принести максимальную пользу своей стране».

Максимальную пользу - это как раз пост премьера, не считая поста президента. И отдыхать ему сейчас действительно рано. Пенсионную реформу, например, пора проводить. Медведев заявил, что власти находятся на пороге законодательного обсуждения повышения пенсионного возраста.

Наконец, Медведев пригласил экс-президента США Барака Обаму посмотреть на «разорванную в клочья» экономику России в результате введения санкций. Приглашение приехать в Россию говорит о том, что Медведев приглашает не как частное лицо, а в качестве премьера.

Фракции в Госдуме уже готовятся к встрече с Дмитрием Медведевым как кандидатом на пост премьер-министра России, сообщило 4 мая РИА «Новости» со ссылкой на источник в парламенте.

Ранее «Газета.Ru» уже сообщала, что, по мнению большинства источников в правительстве и Кремле, нынешний премьер сохранит свой пост.

Один из осведомленных источников, близких к Кремлю, отмечал, что Медведев удачно выстроил работу с правительством для Путина. Кроме того, появление нового премьера привлекло бы к нему внимание как к вероятному преемнику президента на выборах в 2024 году, говорит другой источник, знакомый с ситуацией.

По его словам, логичнее ожидать повторения схемы, обкатанной в конце второго президентского срока Владимира Путина. Тогда де-факто за право стать преемником конкурировали два вице-премьера: Сергей Иванов и Дмитрий Медведев.

Если такой сценарий будет использован и на этот раз, то заместители председателя правительства окажутся под более пристальным вниманием, чем сам премьер-министр.

Куда пошлет президент

Если с премьером более-менее все ясно (хотя на деле президент может легко внести другую кандидатуру), то с вице-премьерами гораздо интереснее. По данным источников, сразу несколько замов покинут правительство.

В частности, речь идет об Игоре Шувалове, который состоит на госслужбе с 1998 года, а первым замом работает почти 10 лет. Источники и эксперты уверены, что в новом правительстве Шувалова не будет.

СМИ называли в качестве одного из возможных мест работы Шувалова МГУ. Впрочем, против этой версии говорят сразу два факта. Срок полномочий нынешнего ректора МГУ Виктора Садовничего истекает только в конце 2019 года. Кроме того у Игоря Шувалова может оказаться недостаточная квалификация для управления научным сообществом - вице-премьер не защищал докторскую диссертацию и имеет научное звание кандидата юридических наук.

Наиболее «популярным» сменщиком Шувалова считается помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов, в прошлом возглавлявший министерство экономического развития.

Весь последний год Белоусов был занят тем, что готовил для Путина шестилетний план социально-экономического развития страны, а весной вместе с Антоном Вайно работал над указом, определяющим «национальные цели развития РФ на период до 2024 года».

Сам Шувалов в ответ на прямой вопрос о своем будущем сказал, что «я хочу работать там, где скажет президент», добавив, что «я любой работе рад, которую даст президент».

План предусматривает увеличение расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру на 10 трлн руб., сообщало агентство Bloomberg. Дмитрий Песков говорил, что эта цифра не соответствует действительности. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова оценивала стоимость плана в 8 трлн руб. Белоусов же признавал, что «бюджетный маневр» прорабатывается.

Увеличить расходы на «человеческий капитал» и инфраструктуру можно за счет сокращения трат на оборону и нацбезопасность, считают эксперты. Этот процесс в России уже начался. Последний доклад Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) зафиксировал снижение ассигнований на оборону на 20% в 2017 году.

«В российской армии проведена широкомасштабная работа по техническому и технологическому обновлению. В основном этот процесс завершен. И поэтому пик расходов на технологическое перевооружение пройден», - объяснил снижение расходов Песков.

Кроме того, Белоусов замахнулся на то, чтобы снизить бедность и создать устойчивый рост реальных доходов населения, которые сокращались в 2014-2017 гг.

«Это рост реальных пенсий, рост пенсий выше инфляции, как сказал президент, и это сокращение в два раза уровня бедности к 2024 году. Это тоже очень напряженные цели, и их предстоит достичь», - говорил помощник главы государства.

Претенденты на управление ВПК

В майские праздники в СМИ появилась информация, что Игорь Сечин, глава «Роснефти», может стать вице-премьером. В компании этот слух оперативно опровергли, сообщив, что по условиям контракта он обязан отработать в компании еще два года.

Возвращение Сечина в чиновники сомнительно еще и потому, что « » - впервые в своей истории - объявила о планах провести обратный выкуп своих акций (buy-back) на $2 млрд. Программа начнется во втором квартале и продлится до конца 2020 года.

Еще одним «вице» называют главу «Ростеха» Сергея Чемезова. Он будет курировать промышленность и ВПК вместо Дмитрия Рогозина. Ему, а также Аркадию Дворковичу, отвечающему за агропром, вероятно, придется покинуть кабинет министров.

Прозрачный намек на уход Дворковича содержится в аресте совладельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, однокашника вице-премьера. Братья Магомедовы (Зиявудин и Магомед) подозреваются в хищениях, растрате и организации преступного сообщества.

Место Рогозина, как обсуждают, может также занять нынешний министр обороны Сергей Шойгу, сохранив пост главы оборонного ведомства.

Миноброны, если Шойгу его покинет, может возглавить губернатор Тульской области Алексей Дюмин или главком Воздушно-космическими силами РФ Сергей Суровикин.

Хорошие перспективы эксперты и СМИ рисуют Денису Мантурову - он может сохранить пост главы Минпромторга и одновременно станет вице-премьером.
Экс-министру прочат возвращение

Зампредом правительства может стать и Алексей Кудрин, ранее занимавший пост главы Минфина и вице-премьера. Кудрину, возглавившему Центр стратегических разработок, было поручено подготовить стратегию развития страны до 2024 года. Документ был ранее представлен президенту, а в апреле этого года размещен на сайте ЦСР.

Вероятно также, что Кудрину могут поручить создать и возглавить Центр эффективности государственного управления, который может подчиняться лично президенту. О том, как модернизировать госаппарат, экс-министр недавно говорил с Дмитрием Медведевым.

В пятницу, 4 мая, ЦСР представил доклад «Государство как платформа», в котором содержатся предложения по переходу правительства «на цифру». Заниматься этим будет все тот же Центр, которым будет руководить вице-премьер или министр.

Для возвращения Кудрина в правительство есть существенное препятствие. У него сложные отношения с Дмитрием Медведевым. Медведев в 2011 году, будучи президентом РФ, уволил Кудрина из правительства после ряда неосторожных высказываний последнего.

Альтернативой должности в кабмине является пост в администрации президента. Британская Financial Times со ссылкой на свои источники сообщила, что «под Кудрина» создадут должность представителя главы государства по международному экономическому сотрудничеств - для восстановления отношений с Западом.

Сам Кудрин так и не определился, готов он возвращаться в правительство или нет. «Я никуда не возвращаюсь и давно уже эту тему не комментирую. На мой взгляд, все эти газетные утки опережают те возможные события, которые могли бы произойти», - говорил он. Представители Кудрина слухи о его «камбеке» не комментируют.

Толстой как зеркало русской культуры

Самые горячие споры в медиапространстве возникают вокруг фигуры Владимира Мединского: переназначат его министром культуры или нет? Претензий много: от якобы скомпилированной Мединским докторской диссертации до коррупционных скандалов и создания неконкурентных условий для кинопрокатчиков.

А если уходит, кто вместо? Не исключено, что это советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой. Или креатура кинорежиссера Никиты Михалкова - депутат Госдумы Елена Ямпольская. На должность главы Минкульта «сватают» и кандидатуру из противоположного идеологического лагеря – пресс-секретаря премьера Наталью Тимакову.

Слухмейкеры «увольняют» министра образования и науки Ольгу Васильеву. Она может вернуться в администрацию президента, став советником по межконфессиональным отношениям. Тема ее докторской диссертации - «РПЦ в политике Советского государства в 1943–1948 годах».

Некоторые эксперты «предлагают» разделить министерство на два – образования, а также на министерство науки и новых технологий. Наука получит нового лоббиста, хотя не факт, что денег из бюджета на инновации будет выделяться больше. На должность министра науки есть «готовый» претендент.

В списке возможных претендентов на пост главы Минобра - депутаты Госдумы Любовь Духанина и Алена Аршинова и другие. Среди «других» сильны позиции Елены Шмелевой, директора сочинского центра «Сириус», сопредседателя избирательного штаба кандидата в президенты Путина.

На должность главного по науке профессиональное сообщество прочит экс-министра образования Дмитрия Ливанова, а также гендиректора агентства стратегических инициатив Светлану Чупшевую.

После трагедии в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» меньше всего шансов сохранить себя в правительстве у главы МЧС Владимира Пучкова. Допинговые скандалы делают мизерными перспективы остаться в правительстве Виталия Мутко. Кризис на рынке авиаперевозок, вызванный банкротством «ВИМ-авиа», будет стоить кресла министра транспорта Максиму Соколову. Его место может занять глава РЖД Олег Белозеров или руководитель «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Соцблок, вероятнее всего, получит нового руководителя. «Вицепремьерское» кресло Ольги Голодец получит кто-то из «сильных женщин-руководителей». Источники говорят о главе Счетной палаты Татьяне Голиковой, спикере Совфеда Валентине Матвиенко. В числе кандидатов есть и неочевидные люди. Например, депутат Госдумы Ольга Баталина.

Относительно прочными в новом кабмине остаются только три позиции: министра финансов Антона Силуанова, набирающего вес, улыбчивого министра экономического развития Максима Орешкина, а также аксакала внешнеполитического ведомства, 68-летнего главы МИД Сергея Лаврова. Последний из них уйдет, если только сам попросится на покой. Вместо него источники прочат Дмитрия Пескова.

Впрочем, всем известно, что Путин редко производит кадровые назначения под давлением общественного мнения и любит преподносить сюрпризы. Старым и новым министрам придется взять на себя «непопулярные» решения – от повышения пенсионного возраста до введения новых налогов. Это делает призрачными перспективы нового кабмина продержаться все шесть лет.

Итак, история в России повторяется: с большой вероятностью пост премьера в новом правительстве сохранит Дмитрий Медведев . 8 мая — на следующий день после инаугурации президента — кандидатуру председателя правительства планирует утвердить Госдума РФ. Кстати, в этот день тандему Владимир Путин — Медведев стукнет 10 лет.

О том, что Кремль принял решение не менять премьера «на переправе», говорит возросшая самоуверенность Дмитрия Анатольевича.

28 апреля он дал обширное интервью в программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым », где подвел итоги работы кабмина за последние шесть лет. Медведев отметил , что деятельность правительства проходила в беспрецедентно трудных условиях. По его словам, последствия кризиса 2008 года, падение мировых цен на энергоносители и введение в 2014-м санкций против РФ «сформировали такой набор шоков, который наша страна не испытывала ни в один период новейшей истории, даже если сравнить с кризисом 1998 года».

Но правительство, дал понять премьер, эти шоковые удары героически парировало. Он напомнил, что по итогам 2015 года инфляция составила почти 13%, а в конце 2017-начале 2018 года стала небывало низкой — 2,5%. Рекордно низким для страны стал и уровень безработицы: чуть менее 5%.

По Медведеву, кабмин действовал взвешенно и мудро. Например, не поддался соблазну увеличить налоги в кризисные годы. Что касается введения системы «Платон», которая де-факто стала налогом, Медведев заявил, что доходы от нее за три года оцениваются «всего» в 45 млрд. рублей. Как бы подчеркивая, что он в кресле премьера надолго, Медведев анонсировал разработку законопроекта о повышении пенсионного возраста. По его словам, проведена «серьезная экспертиза» и правительство «стоит на пороге» законодательных изменений. В концовке премьер признался, что не собирается «уходить отдыхать"​​​.

Медведев в программе Брилева, резко контрастирует с Медведевым сразу после выборов 18 марта. Тогда он вел себя тише воды, ниже травы. Наблюдатели отмечали, что он не сопровождал Путина во время его визита в избирательный штаб, хотя в ночь выборов 2012 года они вышли к сторонникам вдвоем, демонстрируя прочность тандема. На этот раз на вопрос журналистов о судьбе Дмитрия Медведева Путин сказал , что «предметно» начинает думать на эту тему с сегодняшнего дня (с вечера 18 марта, — «СП»), но все решения будут приняты уже после инаугурации.

А вскоре разразился скандал с братьями Магомедовыми — «королями госзаказа», который очков правительству точно не прибавил.

Однако уже 11 апреля, во время отчета Медведева перед Госдумой, появились признаки, что Кремль определился с кандидатурой. В своем выступлении премьер уверенно назвал последние шесть лет «годами испытаний, испытаний на прочность нашей экономики». На что спикер Госдумы Вячеслав Володин , который выступил от «Единой России», назвал отчет премьера «очень основательным и фундаментальным». Критики премьера не звучало, у депутатов были вопросы только по ситуации в отдельных отраслях и по работе отдельных министров.

Чуда не случилось – новый кабинет министров возглавил Дмитрий Медведев, а так как экономический блок доверили либералу Антону Силуанову, курс, по всей видимости, пока останется прежним. Заодно власти перетасовали колоду приснопамятных функционеров, перебросив их на новые должности в составе правительства – Виталия Мутко, Ольгу Голодец и др.

Эксперты расходятся в оценках состава кабинета, при этом отмечая – пока цены на нефть на подъёме, резкая смена курса, может, и нецелесообразна. Зато, если изменится конъюнктура и станет хуже, непопулярное правительство можно будет легко и просто «снести».

Накануне переназначения Дмитрия Медведева произошло событие, на котором Кремль как бы исподволь акцентировал особое внимание: президент Владимир Путин обсудил перспективы развития страны с руководителем Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светланой Чупшевой. Именно АСИ осуществляет стратегическое планирование деятельности правительства в экономической и социальной сфере, при этом курирует данную структуру непосредственно президент России. По сути, тот курс, которым пойдёт правительство, доверено прочертить Чупшевой – под чутким присмотром Путина, – а вовсе не Медведеву. В свою очередь, технический присмотр за тем, как правительство станет воплощать идеи АСИ, похоже, доверят Константину Чуйченко – начальнику контрольного управления администрации президента, которому прочат пост главы аппарата правительства. Вот они, два новых «центра силы» исполнительной власти, идеологический и силовой. Две «пристяжные», которые и повлекут новый старый кабинет за собой.

Почему же всё-таки президент решил оставить во главе правительства Дмитрия Медведева? Всё проще пареной репы: новому кабинету предстоит запустить ряд непопулярных реформ – в частности, повысить пенсионный возраст и отказаться от ряда социальных гарантий

Алексея Кудрина «определили в счетоводы»

А ведь ещё несколько дней назад казалось, что всё будет иначе: стратегическое планирование работы правительства доверят Центру стратегических разработок, шефа которого, Алексея Кудрина, влиятельные Bloomberg и Financial Times даже прочили в новые премьеры. Вот и сам Кудрин, похоже, этого назначения ждал. Да только, выходит, напрасно – в качестве утешительного приза ему предложили возглавить Счётную палату. И Кудрин сказал, что подумает. Что, в общем-то, дальновидно: опыт Татьяны Голиковой, приглашённой в вице-премьеры нового кабинета, показывает, что СП может стать неплохим карьерным трамплином. Только не факт, что Кудрин примет предложение «Единой России» возглавить СП. Дело в том, что СП – орган парламентского контроля, в том числе и за деятельностью правительства. Осуществлять которую, по сути, поручено Антону Силуанову. Верному кудринцу. Чупшева строит планы, Чуйченко следит за их исполнением, а Силуанов, собственно, воплощает и исполняет. С него, по большому счёту, и спросят. А контролировать Силуанова поручили Кудрину! Воистину, тот, кто всё это придумал, не лишён чувства юмора. О новом назначении Кудрина хорошо пошутил политолог Михаил Виноградов: «Планировалось возвращение премьером-реформатором, а оказалось – определили в счетоводы». «Кудрин, возможно, зашёл слишком далеко, разместив в Financial Times статью о своём будущем назначении, – предположил американский экономист Пол Крейг Робертс, бывший сотрудник администрации Рональда Рейгана. – Долгое время ему удавалось пользоваться лояльностью президента России, но теперь это в прошлом».

Но почему же всё-таки президент решил оставить во главе правительства Дмитрия Медведева? Всё проще пареной репы: новому кабинету предстоит запустить ряд непопулярных реформ – в частности, повысить пенсионный возраст и отказаться от ряда социальных гарантий. «Популярность» Медведева в народе такова, что это слово можно ставить только в кавычки, – разъясняет профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов. – Даже наши сервильные социологические службы не могут накрутить ему более или менее приличного рейтинга. А по антирейтингу Медведев впереди всех своих ближайших конкурентов». И остался он во главе кабинета лишь по одной причине, полагает эксперт: «Медведев – не более чем инструмент. Чтобы резать, чтобы пускать кровь». Проверенный инструмент для грязной работы. Что премьер, в общем-то, немедленно и подтвердил первым же делом после своего переназначения: «Нужно принимать решение, прежние рамки пенсионного возраста принимались очень давно».

Есть, правда, и другое объяснение того, что Медведева оставили. «Мы не знаем, какое давление оказывал Запад с точки зрения необходимости сохранить действующего премьера, – размышляет экономист Михаил Хазин. – Но я убеждён, что такое давление было оказано. Медведева не любят в Пекине, и, значит, с точки зрения Запада его было очень желательно сохранить».

Андрей Илларионов, экономист, бывший советник президента России:

– Правительство будет работать столько, сколько решит президент России. Имеет место, условно говоря, подмена задач правительства, кабинету ставят заведомо легкодостижимые цели, и так было всегда. В 2007 году ставили задачу войти в пять ведущих экономик мира к 2017 году – задачу выполнили уже через год. То ли имели место грубые просчёты в прогнозах, то ли задача изначально была слишком простой. Затем аналогичную цель, войти в пятёрку экономик мира, ставили в 2008 и 2011–2013 годах. Теперь в качестве особого достижения на будущее формулируется цель, неоднократно достигнутая в прошлом. По сути, к правительству нет больших претензий – зачем же его менять? Другое дело, если бы Кремль ставил перед кабинетом реальные задачи – тогда и спрос был бы другой.

Смотрите, кто ушёл

Несколько слов о тех, кого из правительства «попросили». В первую очередь привлекает внимание отставка руководителя аппарата правительства Сергея Приходько, фигурировавшего в скандальной истории с дамой полусвета Настей Рыбкой. Приходько считался одной из наиболее влиятельных фигур в прежнем правительстве, и потому даже громкий скандал не стал поводом для его мгновенной отставки. А не удержал свой портфель он по другой причине – слишком отвлекался на внешнеполитические вопросы, в которых считался неплохим специалистом. Тогда как время потребовало на этом посту более цельную фигуру, полностью сконцентрированную на контроле за исполнением правительством того, что ему поручено сделать. К слову, именно Приходько контролировал исполнение майских указов президента, но делал он это, скажем так, не слишком самозабвенно.

О том, что в новом правительстве вряд ли найдётся место для вице-премьера Игоря Шувалова, наше издание уже сообщало, и мы не ошиблись. Другому вице-премьеру, Аркадию Дворковичу, тоже подыскивают новое место работы – судя по всему, это будет фонд «Сколково» (Дворкович – член попечительского совета этого фонда). Вот только не вполне понятно, награда это или расплата. Пока же фонд возглавляет миллиардер Виктор Вексельберг, к которому у власти с каждым днём появляется всё больше вопросов.

Смотрите, кто пришёл

Вице-премьер Дмитрий Козак работал и в прежнем правительстве, вот только его роль была существенно менее важной: курировал он большей частью вопросы, связанные с Крымом, а до этого – с олимпийским строительством, отвлекаясь время от времени на разнообразные авралы, с коими прекрасно справлялся. Теперь Козаку доверили курировать промышленность и энергетику – раньше этим занимались Дворкович с Шуваловым. Их кураторство дало возможность окрепнуть главе Минпромторга Денису Мантурову – даже многочисленные скандалы, в которые он влипал за шесть лет своей министерской деятельности, не сказывались на его карьере. Теперь будет по-другому: Козак отличается крутым нравом и наверняка спросит с Мантурова по полной программе и за низкий экономический рост, и, возможно, за скандальные истории, связанные с «Ростехом» и «Вертолётами России». В двух этих структурах новому назначению Козака, мягко говоря, не рады.

Вот и для министра сельского хозяйства Александра Ткачёва назначение вице-премьером Алексея Гордеева – то же самое, что возвышение Козака для Мантурова. Начало конца. Гордеев не просто бывший министр сельского хозяйства – он на нём не одну собаку съел. Именно при Гордееве была создана вся действующая система господдержки АПК. При Гордееве Россия вновь начала экспортировать, а не импортировать зерно – впервые со сталинских времён. При Гордееве ввели первые квоты на импорт мяса – это было 15 лет назад, и тогда же в России впервые услышали о защите отечественного сельхозпроизводителя и об импортозамещении. С подачи Гордеева были приняты Земельный кодекс и федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» – ключевые документы, предвосхитившие дальнейшее успешное развитие отрасли. За 10 лет, пока сельским хозяйством управлял Гордеев, государственное финансирование отрасли выросло в пятикратном размере – оцените лоббистские способности этого управленца! И теперь Александру Ткачёву придётся непросто – спрос с него будет самый высокий. Впрочем, Ткачёв всегда может ретироваться на родную Кубань – что он скорее всего и предпримет.

Если Дмитрия Козака в рамках вице-премьерской должности как бы повысили, то его коллегу Ольгу Голодец – напротив. По сути, у Голодец отобрали всю социальную сферу, кроме культуры, зато навьючили на неё крайне запущенный спорт и физкультуру. Финансирование последних решено к тому же сократить чуть ли не втрое – едва ли при таких исходных можно ожидать существенных прорывов. Заодно на Голодец свалили и ответственность за проведение чемпионата мира по футболу – 2018, а тот, кто должен был эту ответственность понести – вице-премьер по вопросам спорта Виталий Мутко, – удачно сменил направление деятельности, возглавив строительство и региональную политику. Это назначение вызвало более чем неоднозначную реакцию. «О том, что натворит Мутко в региональной политике, страшно даже подумать, – полагает экономист Михаил Делягин, – а о поставленной президентом задаче увеличить ввод жилья до 120 млн квадратных метров в год можно, по всей вероятности, просто забыть».

Для министра сельского хозяйства Александра Ткачёва назначение вице-премьером Алексея Гордеева – то же самое, что возвышение Козака для Мантурова. Начало конца

Андрей Бунич, экономист, глава Союза предпринимателей и арендаторов России:

– Двойственность ситуации в следующем: правительство намерено продолжать прежнюю экономическую политику и в макроэкономике, и в налогово-бюджетной сфере, но именно продолжение текущего курса и есть главный риск. Невозможен рост экономики в рамках этой политики. А Медведев уже объявил, что для исполнения новых майских указов потребуется изыскать дополнительно 8 трлн рублей. В такой ситуации куда более вероятен не рост, а просадка экономики, если, конечно, пойдут вниз цены на нефть. Кремлю придётся жертвовать внешней политикой, а это может вызвать эффект домино, расшатать ситуацию внутри страны. В свою очередь, Запад уступки примет, но взамен ничего не даст, мы это уже проходили в начале 90-х. А пока вся экономическая стратегия сводится к тому, чтобы социальные обязательства подрезать, налоги поднять и где-нибудь перехватить денег.

Отставка нового правительства не за горами?

Сколько же протянет новое старое правительство Дмитрия Медведева? Мнения экспертов на сей счёт существенно расходятся. «Сейчас, когда цены на нефть подросли, тупиковый курс правительства не так очевиден, – разъясняет экономист Андрей Бунич. – Но как только чёрное золото подешевеет, тайное станет явным, и Медведева, возможно, всё-таки отправят в отставку». При этом работать правительство Медведева может и год, и два. И даже более, полагает оппозиционный политик Юрий Болдырев: «Все, кто всерьёз рассчитывал на какое-либо обновление, могут свои надежды отложить ещё лет на шесть как минимум. Никакого «левого поворота», никакого поворота политики в сторону большей социальной и национальной ответственности не предвидится». Впрочем, заменить правительство президент сможет тогда, когда посчитает нужным, полагает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин: «Всё будет зависеть от внешней конъюнктуры – цен на нефть и политики Запада в отношении нашей страны. Если президент решит, что нужно скорректировать экономический курс, правительство отправят в отставку. Но если всё будет идти как в предыдущие годы, то это правительство сменится не скоро. Полагаю, это правительство не на шесть лет, а на три-четыре года». Впрочем, этого времени хватит, чтобы провести все непопулярные решения.

Большинство экспертов оценивают пролонгацию премь­ерского срока Медведева либо иронически, либо негативно: прорыва почти никто не ожидает. На этом фоне парадоксальной представляется оценка, данная экономистом Михаилом Хазиным: «Я не считаю, что изменения в правительстве – это плохой сигнал. Как человек, немножко разбирающийся в аппаратных играх и государственном управлении, не могу не признать, что либеральной команде нанесён очень серьёзный удар. Объясню: экономический спад будет продолжаться, президентские указы выполняться не будут, и президенту едва ли это понравится. И уже нынешней осенью всё это неминуемо приведёт к отставке правительства».