Обычаи и достижения коми народа. Верования и традиции коми


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет

Реферат
по этнопедагогике:

«Традиции и обычаи воспитания
у народа Коми»

Выполнила:
Студентка 3 курса
факультета дошкольной педагогики и психологии
(заочная форма обучения)
Группы 302
Макарова С.Н.

Введение

Респу?блика Ко?ми - входит в состав Российской Федерации. Столица - город Сыктывкар.
Республика расположена на северо-востоке Европейской части Российской Федерации, в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, Среднего и Южного Тимана, западных склонов Уральских гор (Северный, Приполярный и Полярный Урал).
Территория республики простирается от Северных Увалов на юге до Пай-Хоя на северо-востоке, от Пинего-Мезенского междуречья на западе до водораздела бассейнов рек Печоры и Оби, проходящего по Уральскому хребту на востоке.
Государственный язык русский, коми.
Республика Коми – многонациональный регион. По данным последней переписи населения на ее территории проживают представители 130 этнических групп. Коренной народ – коми – составляет четверть населения Коми края, русские – почти 60 %.
Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.

Жилище Коми.

Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых бревен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями, составляла единое целое с хозяйственным двором.
Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал до половины всего комплекса.
Внутренняя планировка жилища: печь (пач) в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В восточных районах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-черному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб.
Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

Одежда.
Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми - также с ненецкой. Женская одежда отличалась значительным разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.
Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами. Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман (суконный кафтан), зимой - шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др.

Пища.
К традиционной пище коми относился широкий ассортимент блюд из растительных, мясных и рыбных продуктов - продукции различных отраслей комплексного хозяйства. Питались коми три раза в день. В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни солидным считался обед из 17-18 блюд, нередко их количество превышало два с половиной десятка. В качестве первого блюда были обще распространены щи и различные супы. Особенно популярны были кислые щи, а летом - холодные похлебки на основе хлебного кваса. Обыденным вторым блюдом у коми была каша из ячневой (реже перловой) крупы. Наиболее распространенным продуктом питания была рыба, ее употребляли в вареном, соленом, сушеном, жареном виде, использовали как начинку для пирогов.
Коми очень гостеприимны. «Лок чай юны» (Приходи чай пить) - такими словами они приглашают вас в гости. Приняв и накормив гостя при прощании, всегда благодарят посетителя за приход в дом. Такая традиция сохраняется до настоящего времени. А в гости так же не принято ходить с пустыми руками. Для гостей на столе всегда стоит хлеб. Хлеб со стола никогда не убирается. Он связан с достатком в доме. В коми традиции только хлеб мог постоянно находиться на столе. В коми языке для обозначения понятия заквасить тесто используется глагол «ловзьцдны» (оживить). До того как выпечь хлеб произносили молитву «Господи, благослови», хлеб крестили. В красный угол ежедневно выставляли горячий хлеб для поминания умерших родственников, а вечером его отдавали детям. Нарезал хлеб хозяин дома. Хлеб никогда не резали на столе. Ковригу хлеба прижимали к себе и разрезали. За столом его раздавали по старшинству. Хлеб полностью съедали, упавшие крошки поднимали, подносили ко лбу или дули на них и съедали – не выбрасывали. Крошки со стола скармливали скоту. Молодых после венчания встречали ковригой хлеба с солью. Молодые откусывали по куску этого хлеба. Считалось, чем больше откусишь, тем богаче будет жизнь. А солью осыпали молодых. Выражением «нянь-сов» желают в Коми счастья и здоровья.
У коми первое горячее блюдо подавалось в общей тарелке. Предложить кому-нибудь поесть из отдельной посуды – это просто оскорбить его. Перед тем, как поесть глава семейства приглашал предков-родителей к столу. Но приглашал только в первой половине дня. Считалось, что во второй половине дня покойников не поминают. Право «первой ложки» принадлежало хозяину дома. Ложку нельзя было класть на край общей тарелки, ее после каждого зачерпывания клали на стол. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Только хозяин дома мог держать ложку в руке постоянно. После того как тарелка с супом оказывалась пустой, на «второе» подавалась каша так же в общей тарелке. За столом не разрешалось громко разговаривать, болтать ногами, класть локти на стол. На столе нельзя было сидеть, стучать по столу, вытирать стол голой рукой, оставлять на столе грязную посуду. Ребенок, нарушивший правила получал от хозяина дома ложкой по лбу. Запивалась еда молоком, простоквашей, квасом или чаем. Была традиция наливать напиток до края сосуда. А кисель ели из тарелки ложками. Чаепитие имело свои особенности. Чай пили горячим. Полным неуважением к гостю считалось подать ему холодный чай. Очень часто пили чай, добавляя к нему молоко. Северные коми подавали к чаю соленую рыбу. Коми не пили крепких напитков. Но на праздничном столе обязательно было домашнее пиво. Необходимо было выпить не менее двух стаканов. Безалкогольное пиво считалось полезным и для детей.
Праздничное застолье было без участия детей, которых кормили отдельно. В праздники все блюда на стол выкладывались одновременно. Хозяйки старались приготовить как можно больше выпечки и разных каш. Под конец праздничного застолья подавались блины. Считалось, что подают блины, пора и честь знать.
Ремесла
Обработка дерева: Коми парма, лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари. Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.

Ткачество.
Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухуточного браного ткачества на большом количестве дощечек, одноуточного браного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи.
Специальным полотенцем обтирали новорожденного, хлебом-солью на узорном полотенце благословляли первые шаги человека всамостоятельной семейной жизни, полотенцем был освящен и последний путь человека на земле. Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса. Они являлись обязательной принадлежностью мужской и женской одежды. Ткали пояса из домашней льняной и шерстяной пряжи или покупали гарусные и хлопчатобумажные нитки, отдавая предпочтение ярким, сочным цветам.

Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.

Семейный быт и традиции Коми.
В старину коми предпочитали жить большой семьей, которая состояла, как правило, из не менее четырех, поколений – родителей, женатых сыновей, внуков с их женами, правнуков. Большая семья часто занимала две соседние избы, стоящие рядом друг с другом на одном общем дворе. Все в такой семье находилось в общем семейном пользовании, а в личном – лишь одежда, обувь, украшения и мелкие женские безделушки. Главой семьи был мужчина, хозяин. За глаза его называли «большак» или «старшой», а в глаза – батюшка. Хозяйку называли за глаза – «большуха », а в глаза – матушка. Она руководила всеми домашними работами. Каждая семья имела свой знак собственности, тамгу – пас. Пока дети жили с родителями одной семьей, знак собственности у всех был общий. Как только сыновья отделялись, они обзаводились собственным «пасом»: за основу брали отцовский знак и добавляли к нему две-три дополнительных черточки или узора. До массового распространения грамотности такой знак на документе заменял подпись.
У К. Жакова можно найти много верных наблюдений о мировосприятии коми. Ученый, например, считал, что коми человек чувствует себя дома везде и всюду, что и 200 км ему не расстояние. На праздниках ходили на лыжах в гости за 100-200 км. Коми чувствует себя богатым: водой, тайгой, тундрой, пространством. Коми никогда не скажет «мой лес», «моя земля», а скажет « наш лес», «наша земля». Этнолог В.Налимов, говоря о честности народа, в частности писал, что в коми кони месяцами живут на свободе, без пастухов, и здесь не бывает пропаж. На дверях крестьянских домов никогда не висели замки, двери не запирались. Профессор рассказывал: «Здесь дурные поступки не совершаются не из-за боязни прогневать Бога, а по верованиям зырян, дурные поступки мысли мешают сознанию радости жизни, счастья. Коми считали, что все проходит – и хорошее, и плохое, и радость, и горе, счастье и беда. Поэтому коми человек не считает нужным впадать в тоску и уныние по разным печальным поводам. Умрет ли у него сын, сгорит ли дом, падет ли скот – он потоскует немного, но никогда не впадет в отчаяние, с большим рвением возьмется за какое-нибудь дело.
В народной культуре коми мистическая загадочность встречи мужчины и женщины, которым судьбой предназначено стать парой, продлить род и приумножить духовный опыт своего народа, выражалась, как правило, в обрядовых играх и развлечениях молодёжи. В прошлом в жизни деревни им отводилось особое место и время. Парни и девушки знакомились друг с другом на зимних посиделках и во время летних гуляний, которые устраивались в дни праздников. Для гуляний обычно выбирали самый красивый луг на берегу реки или озера поблизости от деревни. Смена пар в хороводе, игра в нападение разбойников и множество других шуточных забав по сути подготавливали молодых людей к серьёзному выбору своей «половины», внутреннему узнаванию суженой или суженого. В деревнях на берегу Сысолы в Ильин день по завершении сенокоса можно было увидеть парней и девушек, с увлечением играющих в «Кыйом-вийом» - «Охоту». Кроме открытых выражений симпатий в среде коми крестьян применялись тайные приёмы привораживания.
Качели («Гычан», «гытсан»). На Пасху сооружались огромные качели на открытом воздухе. По традиции пасхальные качели воздвигались неженатыми парнями накануне Светлого Воскресенья до рассвета, чтобы никто не видел. Место для качелей выбирали в центре села – около церкви, либо за селом – на лугу. Часто в одном селе устанавливали до десяти качелей. Ставили качели даже в тундре. На больших пасхальных качелях разрешалось качаться только неженатой молодежи старше 16 лет, причем только с полудня и до наступления сумерек.
Дети качались на веревочных качелях, которые вешались в домах еще на Масленицу. На больших качелях молодежь качалась по очереди. У летских коми качающимся давали пару лаптей, которые выбрасывались в толпу, кто ловил лапти тот и качался следующим. На одной доске размещалось до десяти человек одновременно: девушки рассаживались на доске, а два парня становились по краям доски. Девушки, сойдя с качелей, должны были поблагодарить парней поцелуем словами: «Христос Воскрес!». У вымских и печорских коми девушек не отпускали с качелей до тех пор, пока она не назовет окружающим имя своего возлюбленного. Если девушка не хотела называть своего будущего супруга, ее раскачивали сильнее. У ижемских и интинских коми качались парами - парень с девушкой, которые должны были поцеловаться поднявшись на качелях как можно выше над землей. У летских коми качели устанавливались возле стога сена, куда и прыгали с качелей. У вычегодских коми качели ставили к началу ледохода, когда на берегу устраивались поминки по всем умершим в течение года. Вечером Светлого Воскресения качели разбирались. А разбиравшим качели приносили в дар крашеные пасхальные яйца.
«Чеччалом».
С масленичной недели и до третьего дня Троицы излюбленной забавой девушек было скакание на доске «Чеччалом». Поперек чурбана, лежащего на земле, укладывали длинную гибкую доску, на оба конца которой становились две девушки и, поочередно подпрыгивая, подбрасывали друг друга вверх. В момент приземления очень трудно было обеими ногами попасть на край доски и при этом не соскользнуть с нее. Если у девушки одна нога соскальзывала на землю, то она уступала место другой попрыгунье.
Свадьба у Коми.
Когда только сыну исполнялось 18-20 лет, его родители начинали подыскивать невесту. Бывало, коми свадьба длилась 2-3 недели и включала в себя сватовство, рукобитье, девичник, венчанье в церкви, пир в доме невесты и в доме жениха в день венчанья, укладывание молодых спать, послесвадебное испытание молодых, посещение молодыми родителей невесты. Но сначала подыскав невесту, засылали сватов. Сват приходил в семью невесты чаще всего под вечер, когда вся семья в сборе, и произносил фразу: «Телицу я высматриваю и покупать пришел». Отец невесты отвечал на это «У меня есть телица, давай посмотрим». С этих слов начиналось сватовство.

Сваты, получив согласие родителей жениха, через несколько дней приезжали на рукобитье – обряд согласия на брак, скрепленный рукопожатием отца жениха и отца невесты. Сторона жениха привозила рыбный пирог и вино. Родня невесты варила брагу, стряпала пельмени. В тот же день договаривались о дне свадьбы и приданном.

Свадьбу назначали через дней пять-шесть. Все оставшееся до свадьбы время подруги невесты жили у нее в доме и вместе с ее родственниками готовили приданное. Накануне свадьбы устраивался девичник – прощание невесты с подругами и со своей девичьей жизнью. Символом уходившей в прошлое жизни была девичья коса, которую в этот день расплетали, и мытье в бане перед предстоящей свадьбой. В этот день невеста и ее подружки исполняли свадебные причитания.

На другой день за невестой приезжал свадебный поезд. В семьях побогаче он состоял из девяти-одиннадцати подвод или саней, у тех, кто победнее – из трех, а в самых бедных семьях это была только одна подвода. Старались, чтобы число подвод было нечетным, это якобы содействовало благополучию новой семьи.Упряжки лошадей украшали лентами, полотенцами, красивыми тканными поясами, подвешивали колокольчики. Дружки жениха, обвязанные полотенцами, ехали верхом впереди свадебного поезда. У коми-зырян р. Вашка и у коми-пермяков место дружки занимал колдун (видзысь; вежливец), в обязанности которого входило не только руководство церемониями, но и охрана брачующихся от воздействия злых сил.В некоторых местах поезд замыкал особый персонаж пон бцж кералысь "отрубающих хвост собаке".
Подъехав к дому невесты, ворота которого, как правило, закрыты, жених и его друзья поднимали стрельбу, кидали через забор во двор деньги – только после этого их пускали в дом. Главными действующими лицами свадьбы были жених верoс пу и невеста гoтыр пу, вокруг которых и разворачивалась "свадебная игра" (свадьба ворсoм, кoлысь). Наиболее сложной являлась роль невесты, требовавшая основательной, а главное длительной подготовки. Прежде всего это касалось свадебных нарядов, подарков, которые девушка, как правило, изготавливала сама, причем задолго до свадьбы. Кроме того, невеста должна была знать причитания и уметь их исполнить, поскольку само причитывание (лыддьцдцм) требовало определенного актерского мастерства. Жених и невеста совместно или порознь участвовали в многочисленных обрядовых церемониях, однако активные действия по развитию сценария свадьбы были закреплены за другими свадебными чинами. В начале свадьбы наиболее активными были роли сватов, родителей жениха и невесты, затем - крестных родителей жениха и невесты, подруг невесты и дружек жениха. Со стороны невесты за соблюдение всех обязательных церемоний и руководство ими отвечала ее крестная мать. Она представляла невесту во время церемоний, за столом ее место было по правую руку невесты, помогала переодеваться, причитала вместе с ней, мыла невесту в бане, выводила ее к венцу. Центральным событием свадьбы был переезд невесты в дом жениха. Везли ее на разукрашенных санях, сопровождали ее родственники и подруги. Незадолго до отъезда крестная мать или сваха делали невесте прическу замужней женщины: волосы заплетали в две косы (девичья коса была одна), укладывали вокруг головы, поверх надевали повойник, а затем кокошник или самшуру. Носить такой убор могла только замужняя женщина.
Пир второго дня назывался «большой стол». В этот день уже гуляла не молодежь, сколько солидные, степенные, замужние и женатые люди – родственники, соседи, просто знакомые. В этот день продолжаются свадебные игры: молодых обливают водой, валяют в снегу, молодого мужа обливают сметаной, а молодая жена должна проявить свою сноровку и быстро его обтереть полотенцем. Молодожены и гости взаимно одаривают друг друга подарками.
Пир третьего дня называется «пирожный стол». В этот день молодая должна была продемонстрировать свое умение печь пироги. Но не только это: в присутствии гостей она начинала топить печь, подметать пол, мыть посуду. Все старались ей мешать, но она упорно делала свое дело. За это ей кидали деньги и дарили разные подарки.
Наконец, гости разъезжались. Последними отбывали родители невесты. Свекровь тут же давала задание молодой снохе: прясть, шить, доить корову, чистить хлев, носить дрова, убирать в избе. Так молодая жена начинала свою жизнь в семье мужа.
После свадьбы начиналась самостоятельная жизнь молодой семьи. Муж – охотник зачастую до полугода находился в лесах вдали от дома, а забота о семье ложилась на плечи жены. Многие путешественники в 19 веке отмечали независимый и сильный характер коми женщин. Радость приходила в молодую семью с рождением детей. Чистота и беззащитность ребенка приносили новое познание любви. В старину в семьях обычно было 5-8 детей. Прерывание беременности в православии считалось тягчайшим прегрешением. Родители хотели видеть своих детей здоровыми и счастливыми, поэтому молодую мать перед родами оберегали не столько от тяжелой работы, сколько от «порчи» и «сглаза», которые мог напустить какой-нибудь колдун – «еретник».
Отец делал для ребёнка колыбель, которую подвешивал в избе на гибком шесте. Если ребёнок умирал, колыбель сжигали. Когда ребёнок вырастал здоровым и крепким, то считалось, что в этой колыбели будут хорошо расти и другие дети.
Рождение человека тесно связано в традиционной культуре коми с представлениями об ином мире, и вся родильная обрядность, в ее практическом и символическом аспектах, направлена на обеспечение благополучного появления новорожденного на этот свет и присоединение его к социуму. Архаичные взгляды на потустороннюю природу ребенка сохранились в традиционном объяснении появления новорожденных. Коми объясняли детям: "Ребенок появляется из дупла дерева", "Ребенка находят между дров в поленице", что в контексте представлений о дереве как связующем звене между мифологическими мирами сопоставимо с представлениями о его появлении из иного мира. На вопрос ребенка о пути его появления на свет матери также отвечали: "Ты появился из моей подмышки", что тоже связано с символикой чудесного рождения (Конаков 1996, С.16). Термин чурка, обозначающй не законнорожденного ребенка и на языковом уровне восходящий к славянскому обозначению предков "чур", "пращур", указывает на веру в происхождение ребенка, не имеющего отца, из мира предков (Семенов 1992, С.99). Об этом же свидетельствует и выражение, констатирующее смерть младенца: "Муысь петiс, муo мунiс" (Из земли вышел, в землю и вернулся).
Обряд рождения ребенка начинался задолго до родов. Уже в ритуале, отмечавшем наступление физиологической зрелости девушки, мать формулировала дочери благопожелания относительно будущего деторождения. При появлении у девочки первых месячных мать вечером сама расчесывала ей гребнем волосы, и, заплетая косу, желала дочери расти здоровой женщиной, легко рожать желанных и здоровых детей, иметь молока как в полноводной реке, а затем вставляла гребень дочери в волосы (Слепчина 1998, С.19). Символикой плодородия насыщен свадебный обряд: невесте и жениху стелили овчинную шубу, чтобы детей много было; перед выходом к венцу на колени невесте сажали ребёнка; большое значение придавалось пище, связанной с плодородием, плодовитостью, рождением (куриные яйца, утиные гузки, зерно и т.д.). С этого же времени проявлялась забота о здоровье будущего ребенка. Еще при выборе супруга обе стороны интересовались наличием в роду невесты или жениха хронических больных, умственно отсталых, "припадочных" и при установлении такого факта от брака старались воздержаться, поскольку, по народным воззрениям, подобные заболевания могли передаться по наследству. Браки между родственниками допускались не ранее четвертого-пятого поколений.
С наступлением беременности изменялся статус женщины. С одной стороны, будущая мать и ребёнок считались особенно подверженными сглазу, порче, поэтому строго соблюдались меры, призванные защитить их от вредоносных сил. Старались как можно дольше скрывать сам факт беременности. Чтобы не привлекать чужого внимания и тем более не вызывать зависти, беременная не должна была одевать новую красивую одежду, говорить о своем хорошем самочувствии. Ей следовало избегать встреч с людьми, слывшими среди населения колдунами, и ни в коем случае не вступать с ними в конфликты. Обязательным для женщины было ношение оберега (вуджoр) - иголки без ушка в вороте, крестика, нитки с ягодой пиона или бус вокруг шеи, платка на голове, и особенно оберега-пояса, как бы ограждающего тело беременной и плод - рыболовной сетки, шерстяной нитки, пояса мужа на талии. Некоторые женщины обвязывали веревочкой правую ногу под коленом. Считалось, что при отсутствии оберега, нечистая сила может вытащить плод "из-под рёбер" и подменить. Беременным запрещалось принимать участие в похоронах, и особенно, во избежание появления на свет мёртвого ребёнка, смотреть на покойника. В период беременности нельзя было стричь волосы, а перед родами запрещалось что-либо брать у чужих или отдавать, чтобы не принять порчу или не отдать вместе с вещью шуд (счастье). В то же время, окружающие не должны были ни в чем отказывать беременной, и особенно, в удовлетворении пищевых прихотей. С другой стороны, по народным представлениям, сама беременная представляла опасность для окружающих. Она могла передать магическую нечистоту, и потому ей запрещалось кормить грудью, нянчиться с детьми, прикасаться к мужским вещам, орудиям лова, инструментам и т.д.
Известны приметы, предсказывающие пол будущего ребенка. Во время свадьбы при заплетании невесте волос двумя подружками примечали: если правая коса была готова раньше левой, то первым должен родиться сын, а если наоборот - то дочь. Согласно коми поверьям, пол ребенка определяет светило, под знаком которого произошло зачатие: после вечерней зари, при лунном свете зачинают девочек, поскольку их любит и дает луна, а при утренней заре, предвестнице солнца - мальчиков. По другой примете, если беременная первой увидит лягушку - родится мальчик, если ящерицу - девочка. Пол будущего ребенка пытались определить и по форме живота: острый живот - мальчик, круглый живот - девочка. Считалось также, если у беременной меж глаз, на лбу набухает вена, родится сын, если женщина много и подолгу спит, то ждали девочку.
С приближением родов к беременной приглашали повитуху - гoгинь, гoг баба (пуповая женщина), бабитчысь баба (повивальная бабака). Согласно традиционным представлениям, каждая женщина хотя бы раз в жизни должна была стать повитухой, иначе она или не сможет попасть на тот свет или на том свете будет принимать роды у собаки. По коми легенде женщина, которую никто не приглашал в качестве повивальной бабки, воскликнула: "Я согласна принимать роды даже у лесных духов", и лесные духи, пожалев бедную женщину, разрешили ей прийти помочь при родах. После родов повитуха считалась нечистой и должна была подвергнуться церемонии очищения. Получив от отца или матери новорожденного платок или полотенце, она делала вид, что вытирает (сушит) руки. Если повитуха не получала такого платка, новорожденный в этом случае мог заболеть и для его выздоровления повитухе необходимо было очиститься. В последующем женщина считалась духовно связанной с ребенком, которому отрезала пуповину, и на том свете обязана была дать отчет о его здоровье. Здоровье ребенка, по представлениям коми, зависело от поведения повивальной бабки: она должна была вести целомудренный образ жизни, быть сдержанной в общении (повитухе, крестным и матери ребенка запрещалось не только ругаться, но и говорить друг другу неприятные слова), категорически исключались половые отношения с отцом и крестным ребенка. Не случайно для помощи при родах чаще всего приглашались пожилые, вдовствующие женщины, которые в итоге становились профессиональными повитухами. В традиционном обществе повитуха почиталась больше, чем отец, а иногда и мать. Строго порицалось не только незначительное оскорбление ее, но и всякое несогласие с ней в бытовых вопросах. Со временем, значение, придаваемое повитухе, приобрела и крестная мать вежань (Налимов 1991, С. 14-18). Существовал обычай в качестве повивальной бабки приглашать к роженице, у которой не выживали дети, многодетную мать или бабушку. Считалось, что младенец, принятый такой женщиной, будет жизнеспособен и здоров. При отсутствии бабки необходимую помощь могла оказать любая взрослая женщина, присутствовавшая ранее при родах и умеющая обращаться с новорожденными, а также муж. Уверенность в том, что роженицу в этот период могут легко "сглазить" не только чужие, но и родственники, особенно незамужние девушки, бездетные женщины, заставляла соблюдать требование "чем меньше людей знает о родах, тем легче и быстрее они пройдут". Именно боязнью "сглаза", "порчи", а не стремлением соблюсти определенные этические нормы объясняют пожилые женщины обычай сохранять роды в тайне и прятаться во время родов.
Традиционно наиболее подходящим местом для родов считались хлев и, особенно, баня, которую для благополучного разрешения от бремени роженица должна была протопить сама, самостоятельно наносив дров и воды. Баня по поверьям коми находилась на границе мира живых и мира предков, и в силу этого служила своего рода домашним святилищем. Полки и пол устилались соломой, которая служила постелью и в первые дни после родов. В баню роженица должна была идти босой. Если роды происходили в доме, то обычно женщина рожала на пороге жилого помещения. На Удоре зафиксирован обычай рожать в подполье или на крышке люка в голбец. Рожали чаще всего стоя на коленях или сидя на корточках, держась руками за скамью или брусья. Такое положение, по мнению опытных повитух, способствовало более легкому и быстрому течению родов. Между схватками бабка заставляла роженицу двигаться по комнате, массировала круговыми движениями живот, обезболивала схватки, растирая поясницу маслом. При слабой родовой деятельности женщине не разрешали сидеть или лежать, а тем более засыпать. При неправильном положении ребенка повитуха могла поправить его положение, в крайнем случае - извлечь руками. Наряду с рациональными, выработанными повитухами в течение многолетней практики приемами и методами для облегчения родов использовали магические способы. Женщине давали выпить мыльной воды, развязывали все узлы на одежде, расстегивали ворот рубашки, расплетали косы (Белицер, 1958, С. 292). Затяжные трудные роды объясняли "порчей" и роженицу поили и обливали заговорной водой, заставляли перешагивать через красный пояс, в доме отпирали все замки, а в особо тяжелых случаях в церкви открывали царские врата.
У прилузских коми-зырян и коми-пермяков зафиксированы рудименты кувады - отцу ребенка давали круто посоленный хлеб с горчицей или песком, который он должен был съесть (Налимов 1991, С. 18). Родившегося ребенка повитуха подхватывала на руки со словами "Бласнэ, Христос, кузь нэм да бур шуд, ловзяс мэд. (Благослови, Христос, долголетия и счастья, выживет пусть)", и осуществляла первичный уход за ним: перевязывала пуповину льняной ниткой (часто выдернутой из подола рубашки матери) или волосами роженицы, перерезала ее ножом или ножницами на расстоянии 3-4 пальцев, обмывала и заворачивала новорожденного, чтобы "отец сильнее любил", в старую отцовскую рубаху. Для быстрейшего заживления пупок присыпали золой, обрабатывали слюной и, по некоторым сообщениям, смазывали для предупреждения грыжи мышиной кровью. Послед и пуповина наделялись способностью влиять на судьбу ребенка. У прилузских коми-зырян и коми-пермяков существовал обычай перерезать или привязывать пуповину к предмету, относящемуся к желаемой для ребенка профессии: пуповину девочки перезали на прялке, веретене, отпавшую прятали в ящичек швейной машинки, в кудель, чтобы новорожденная стала хорошей швеей, пряхой, пуповину мальчика перезали на прикладе ружья, на топоре, привязывали к плугу, чтобы имел удовольствие к труду. Если родители мечтали видеть своего ребенка ученым человеком, то пуповину привязывали к книге, если духовным лицом - то к церковному колоколу. Настоянную на пуповине водку, давали выпить отцу, чтобы закрепить его привязанность к младенцу. Послед зарывали в землю во дворе, голбце или хлеву под навоз, делая его недоступным для уничтожения и колдовства. Если ребенок рождался в последе, то послед высушивали и сохраняли, считая, что от него зависит здоровье и благополучие ребенка. Для предупреждения сглаза и порчи коми-пермяки родившемуся ребенку на лбу сажей проводили продольную полосу или рисовали крест, а чтобы ребенок был силен и здоров, на голову клали краюшку хлеба, трижды приговаривая: "Будь здоров, будь здоров!"
Сразу после родов коми-зыряне окуривали женщину и ребенка дымом от можжевельника (Старцев 1929, С. 46), а коми-пермяки опрыскивали или омывали их водой, набранной по специальным правилам: в берестяной сосуд набирали три-девять горстей воды, ведя счет с отрицанием (не одна, не две, не три и т.д.), воду черпали пригоршней по течению, сливали в сосуд по локтю, приговаривая: "Как вода на локте не задержится, так на рабе Божией (имя родильницы) ни уроки, ни призоры не держитесь" (Янович С. 71). Кроме того в первый же день роженицу и ребенка парили в бане. С особой осторожностью мыли и парили ребенка: воду лили горстью так, чтобы она стекала по локтю повитухи на спинку ребенка, лежащего на ее коленях; веник делали из веточек карликовой березки, принесенной с болота. Затем повитуха правила новорожденного: для придания головке "правильной формы" слегка обжимала ее со всех сторон руками; уложив младенца себе на колени, соединяла за его спинкой указательный палец левой руки и правой ноги и то же самое проделывала с правой рукой и левой ногой. Если это не удавалось, то она массировала и растягивала руки и ноги ребенка, добиваясь достаточной гибкости. Вся эта процедура повторялась в течение недели ежедневно, а по некоторым сообщениям - дважды в день.
Сведения о послеродовой помощи женщине незначительны. Обычно повитуха тщательно растирала ей живот, поясницу, ноги; в целях предупреждения появления грыжи, опущения органов брюшной полости накладывала на живот тугую повязку сроком на 2-3 недели. Послеродовые кровотечения пытались остановить, сажая роженицу в холодную воду, отвары можжевельника, тысячелистника, ромашки, зверобоя. Зимой накладывали на живот компрессы из снега. В качестве противовоспалительных и кровоостанавливающих средств давали пить отвары подмаренника цепкого, зверобоя, венерина башмачка, корня горца большого. При мастите женщину ограничивали в питье и прикладывали к груди компрессы из распаренного льняного семени, подорожника, заячьей или оленьей шкуры. Но в серьезных случаях повитухи не могли оказать действенной медицинской помощи, и графа "замучилась родами" в рубрике причин смертности среди женского населения занимала одно из первых мест.
В течение трех-семи дней, видимо, до отпадения пуповины, символизировавшей особую связь младенца с иным миром, роженица и ребенок считались "нечистыми" и жили в бане. Подчёркивая нечеловеческую природу, ребёнка называли чудин (чудь - мифологические первопредки), коктoм сёкур (безногий мерин). Табуировалось обращение к нему андел (ангел). До процедуры крещения ребенок лежал голым, укрытым лишь старой пеленкой. У коми старообрядцев бытовал запрет на кормление некрещеного ребенка
и т.д.................

Любовь Козлова
Конспект занятия в старшей группе «Жизнь и быт коми народа»

Цель : содействовать развитию познавательного интереса к жизни , традициям, обычаям народов Коми .

Программное содержание :

Познакомить детей с жизнью коми народа , особенностями быта.

Учить видеть сходство и различия в быте людей, побуждать к рассуждениям, выводам, анализу, наблюдаемых объектов.

Развивать умение находить и называть различия по использованию предметов быта в прошлом и настоящем.

Воспитывать уважение к народу Коми .

Материал :

мультимедиа, презентация, карточки с заданиями.

Видзаоланныд дона челядь! Вы поняли дети что я сказала?.

Это приветствие на коми языке . - здравствуйте дорогие ребята! Ребята, где мы с вами живьем? (Отв. детей)

Народ Коми (устаревшее название - зыряне ) - коренное население Республики Коми .

А какие главные занятия были у коми народа ,коми зырян (Ответы детей) .Правильно Коми народ занимался рыболовством, земледелием, скотоводством, охотой, вышивкой и. т. д.

Предварительная работа. Слушание мелодии о родном Коми крае .

Ребята, посмотрите, как мы необычно расселись сегодня в зале, как будто мы очутились в тундре, и костёр горит перед нами. Вот так и в старину собирались коми люди на берегу реки Сысолы, раскладывали костёр, пели песни, водили хороводы, играли, слушали сказки.

И мы с вами сегодня познакомимся с жизнью и с бытом Коми народа .

1. Жилища коми народа .

Как вы думаете какие строились раньше дома (прочные, из толстых бревен) Из каких деревьев строились дома? (Отв. детей)

Да правильно, дома строились из толстых сосновых или лиственничных бревен (чаще из лиственницы, устойчивой против гниения, клали только нижние венцы, в наибольшей степени подвергавшиеся воздействию воды).

Дома строили высокими который способствовал сохранению тепла в холодное зимнее время. Полы для сохранения тепла всегда делались двойными.

У коми крестьян большой деревянный дом был с двумя, а то и тремя жилыми избами и хозяйственным двором под одной крышей. При всей своей простоте и безыскусности крестьянские избы были, красивы и гармоничны.

По христианской традиции каждый дом строился с Божьего благословения, и перед заселением хозяин приглашал священника, чтобы наполнить пространство благодатью.

А теперь скажите как называлось главное место в избе? (отв. детей)

Главным местом в избе был «красный угол» , где находились иконы, Псалтырь, молитвослов, зажигались лампады и свечи. «Красный угол» - это домашний алтарь, место встречи и соединения семьи и Бога.

2. Быт коми народа .

Основное хозяйство коми .

Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. Хозяйство было комплексным : охота, рыболовство, скотоводство и земледелие.

Массовое распространение у коми имела охота .

Пушнина издавна представляла собой основной товарный продукт, поступающий из Коми края . Мясная охота имела большое значение в традиционном рационе питания и к постоянным церковным праздникам.

Отличительной особенностью у коми было широкое применение различных самоловных орудий. С помощью самоловов добывалось абсолютное большинство боровой и водоплавающей дичи, зайцев, горностаев, песцов.

Мясная охота имела большое значение в традиционном рационе питания. Промысловый сезон у охотников подразделялся на два периода (осенний и весенне-зимний) . В осенний период охота велась в одиночку в ближних охотничьих угодьях, на дальний зимний промысел охотники отправлялись в составе артелей. На весенне-зимнюю охоту промысловики отправлялись в январе и возвращались лишь в конце марта. Зимний промысел велся артелями в дальних охотничьих угодьях, находившихся в общинной собственности.

Как вы думаете каких животных и птиц ловили охотники (Отв. детей)

Основными объектами добычи были боровая дичь : рябчик, тетерев, глухарь, куропатка; из водоплавающих : утка, гусь; из пушных зверей : белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка.

В основном добывались пушные звери, реже дикие копытные и боровая дичь.

В тундровой зоне охотились на песца и белой куропатки.

Летом, в выводковый период, охота не производилась, исключение составляла добыча линной птицы (гусей) . В течение года большая часть охотников затрачивала на промысел от трех до шести месяцев.

Каждое угодье было оснащено промысловым жилищем и хозяйственными постройками для хранения инвентаря и добычи.

Физминутка :

Ребята, а вы знаете, что коми дети так же , как и любые дети, любят играть в разные игры. Давайте поиграем в коми – игру .

П/и «Стой, олень» (игра, народа коми )

Водящий («пастух» , «охотник» , который определяется по жребию или считалке, должен поймать за игру нескольких «оленей» . Игра начинается, когда водящий закричит : «Беги, олень!» Все игроки кидаются по площадке врассыпную, а «пастух» пытается догнать любого «оленя» , коснувшись его небольшой палочкой и произнеся : «Стой, олень!» Игра продолжается до тех пор, пока «пастух» не поймает пять оленей.

Давние традиции у коми имело рыболовство , оно было распространено повсеместно и занимало важнейшее место среди промысловых занятий .

Рыба наиболее ценных пород предназначалась в основном для рынка. Особенно большое товарное значение имело промысловое рыболовство у северных коми . Промысловый быт коми рыбаков имел большое сходство с охотничьим. Значительная часть рыбы для собственного потребления добывалась в ближних охотничьих угодьях.

Особенно распространен был лов рыбы неводами, бреднями, ставными и батальными сетями. Почти всю пойманную рыбу заготавливали впрок засолом. Очень популярна у коми вплоть до настоящего времени малосольная рыба со специфическим вкусом. Часто запасали для себя также сушеную и вяленую рыбу.

Существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство. Каждая крестьянская семья запасала на зиму различные ягоды. Их употребляли в пищу в сыром виде, как начинку в пирогах, делали варенье, кисели, собирали для продажи. У печорских коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом количестве весной запасали березовый сок. Собирали грибы, на зиму засаливали и сушили грибы. Производился массовый сбор различной зелени. Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень. Второе место по значению занимала рожь Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук. К началу ХХ в. повсеместно распространился картофель.

Питались коми три раза в день . В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни солидным считался обед из 17-18 блюд. В качестве первого блюда были щи и различные супы. Особенно популярны были кислые щи, а летом - холодные похлебки на основе хлебного кваса. Обыденным вторым блюдом у коми была каша из ячневой и перловой крупы.

Из овощей в питании использовались брюква, репа, редька, лук, капуста, со второй половины XIX в. - картофель. Значительное место в пищевом рационе занимала выпечка : хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, были распространены отвары трав и ягод, хлебный квас, березовый сок. Из пареной репы или брюквы варили компот. Домашнее пиво обязательно присутствовало на праздничном столе.

3. Ремёсла народа коми .

Коми парма , лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари.

Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда.

Наиболее массовое распространение у коми издавна имели деревообрабатывающее ремесло, художественная обработка дерева, резьба и роспись по дереву, плетение из ивовых и черемуховых веток, бересты.

Распространённым видом женского рукоделия было ткачество. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, белоснежный холст для рубах, узорные браные полотенца. Материалом для тканья были лён и конопля. Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву,

Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.

Вышивка. Мастерицы края владели несколькими видами вышивки, которые использовали для украшения изделий. Вышивка золотыми и серебряными нитями.

Вязание. Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление , он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. Весьма разнообразны пояса у коми , как по материалу, так и по технике исполнения : тканые, плетеные на дощечках, на пальцах, спице. Большого совершенства мастерицы коми достигли в узорчатом вязании. Чулки, варежки, перчатки обычно вязались из шерсти, с употреблением нескольких разноцветных нитей.

В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми .

Орнамент. Красочен и глубоко символичен коми орнамент . Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми , набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства . Украшались орнаментом и многие утилитарные предметы : берестяные и гончарные сосуды, одежда и обувь, прялки, солонки и др. Традиции народного искусства широко используют в своем творчестве современные народные мастера прикладники , коми художники и графики .

Этническая специфика находила отражение в традиционном геометрическом орнаменте, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильном орнаменте, оригинальные зооморфных сюжетах росписей по дереву и меховой мозаики у северных коми .

Музыкальные инструменты. Традиционный музыкальный инструментарий народа коми представлен всеми типами народных музыкальных инструментов. Многие из них, такие, как чипсаны, поляны и другие - оригинальны, отличаются своеобразной манерой игры, наличием своей терминологии и своеобразным строем.

Обработка меха, кожи. Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство. Из шкур оленей шили одежду, обувь, сумки, постельные принадлежности. Обрабатывали шкуру, шили и украшали одежду женщины. Особенно нарядно шились пимы : мужские – из черного меха с белой отделкой, женские – из белого меха с черной отделкой. Они считаются очень модными и в наши дни.

Девочки учились этому ремеслу с 6 – 8лет. Будущая хозяйка должна быть мастерицей, умеющей хорошо шить и подбирать красивые сочетания меха.

Многие виды народного искусства развиваются в наши дни и служат неиссякаемым источником радости и вдохновения.

Анализ. А сейчас вы, ребята, расскажите о вещах, которые вам понравились. (Рассказы детей) .

Большую часть территории традиционного проживания коми занимают леса. Этот географический факт оказал существенное влияние на промыслы, поспособствовав как развитию деревянного зодчества и технологий обработки этого материала, так и совершенствованию разнообразных ремесел: немногие купцы доезжали до северных земель, а значит, обеспечивать собственный быт приходилось самостоятельно.

Народ коми включает в себя различные субэтносы: ижемцев, кольских ижемцев, зюздинцев, язьвинцев, зырян и др . Все они принадлежат к одной культуре, а их быт и традиции отличаются друг от друга лишь некоторыми мелочами. Основные занятия коми – охота, рыболовство, оленеводство.

Ткачество и национальный костюм коми

Из-за северных холодов, к которым пришлось учиться приспосабливаться, коми искусны в валянии валенков, выделке кожи и замши.

Гончарное ремесло, которым коми владели испокон веков, считалось женской нишей. Интересная деталь: коми не пользовались гончарным кругом, как было принято у других народов, им был ближе более старый ленточно-жгутовый метод. После лепки посуду обжигали в русской печи.

Кстати, в наше время способ этот активно возрождают энтузиасты: в окрестностях Сыктывкара проходят мастер-классы и курсы по старинному гончарному искусству. И по-прежнему большая часть желающих учиться – представительницы прекрасного пола.

Готовая одежда и ткани стали доступны коми только во второй половине XIX века, до этого приходилось "выкручиваться" самим, поэтому были распространены ткачество и прядение. И по сей день коми сохранили собственные определения для описания техники производства и самобытные способы прядения и ткачества. Практически все женщины коми владели узорным ткачеством: изготавливали удивительно красивые скатерти, рубахи и полотенца, которые в будущем становились частью приданного невест.

Будничный наряд типичного крестьянина коми состоял из рубахи и штанов, надетых поверх нательного белья. Всё это шилось из самых простых и дешёвых тканей. Для торжественных случаев надевали рубаху из шёлка или сатина, штаны и кафтан из сукна. Обязательным элементом наряда были кожаные сапоги. Женская одежда была куда более радующей глаз и разнообразной: формой головных уборов и расцветкой платья различались костюмы юных девушек, замужних дам, вдов и старух.

Обработка дерева: от изб и посуды, то музыкальных инструментов

Учитывая климат и условия проживания коми, исторически их основным способом заработка стал деревообрабатывающий промысел. Также дерево активно использовалось в быту: из него делалась почти вся утварь, начиная с посуды и заканчивая декоративными мелочами. Все дома в деревнях и сёлах были деревянными. Использовались практически любые породы дерева и все части ствола. Деревянную посуду или вырезали из цельных бревен, или "собирали на клепку".

Коми – прекрасные музыканты. Набор традиционных музыкальных инструментов коми крайне богат и включает в себя такие самобытные творения народной мысли, как чипсан (духовой коми инструмент, разновидность флейты Пана) и полян (дудка из зонтичного тростника). Они примечательны необычной манерой игры, особенной терминологией и отличным от других инструментов строем. Считается, что музыкальное творчество коми внесло значительную лепту в подъем инструментальной культуры народов России.

Обрядовая культура коми: свадьба

Коми – православный народ, поэтому основной элемент брачного торжества у них – венчание. Тем не менее, в комплексе свадебных церемоний, ориентированном на получение социального и религиозного разрешения на заключения союза, были и элементы, отличные от русской традиции и характерные только для коми народа. Привязки к конкретному сезону не было, не венчались только во время поста, но всё же в брак предпочитали вступать зимой: это время было свободным от полевых работ, а значит, способствовало продолжительному веселью. Перед бракосочетанием жениху и невесте стоило изучить свою родословную: в условиях тесной общины они вполне могли оказаться родственниками, а кровосмесительные браки были табуированы при родстве до шестого колена. Несмотря на то, что браки по расчёту в прошлые времена считались повсеместной практикой, союзы по большой любви также не были редкостью.

Единого образца коми свадьбы не было: каждая отдельная община привносила в обряд что-то своё. Однако основные элементы соблюдались обязательно: подготовка к свадьбе, собственно, само торжество и следующие за ним обряды. В ходе подготовки родители жениха приходили свататься к родственникам невесты, затем совершалось рукобитье, после которого девушка прощалась с родителями перед уходом из родного дома. В ночь накануне свадьбы невеста ходила в баню и напоследок устраивали последний семейный ужин с игрищами.

При сватовстве не принято было прямо говорить о своей цели: заходили издалека, а изъяснялись через метафоры.

Чем красноречивее и иносказательнее сваты, тем лучше: традиционным "у вас товар, у нас купец" не ограничивались, могли, например, провести параллель между хорошей девушкой и молочной коровой. И обидным подобные сравнения не считались.

В случае, если сватовство проходило удачно, в день сговора семьи "били по рукам", после чего нарушить данную клятву уже было нельзя. Невеста непременно должна была оплакать своё девичество, даже если выходила замуж по любви, ведь иначе могла излишним весельем накликать на себя беду, потом обходила или объезжала всех своих родственников. В день перед венчанием проходила основная составляющая свадебного цикла. Называли обряд по-разному: "обручение", "вечер с блинами" и т.д.

Свадьбу отмечали с размахом: в среднем празднования продолжались три дня, хоть основная часть церемонии и приходилась на первый день. Основные элементы непосредственно свадьбы – приезд жениха в дом невесты, передача девушки жениху, совместная трапеза новоиспеченной пары и гостей, венчание, пир в доме жениха, реже – невесты, укладывание молодых спать, а затем обряды после первой брачной ночи, обряды второго и третьего дня свадьбы. По прошествии необходимых ритуалов молодожены вместе с близкой родней ходили к родителям жены "на блины".

Плохая новость для поклонников минимализма, мечтающим при этом о традиционной свадьбе. "Сэкономить" на угощении не получалось даже у самых скупых: без застолья пара не считалась молодожёнами "официально".

Семейные традиции коми: родИны

С древности рождение было связано для коми с иным миром, откуда все приходят и куда все однажды возвращаются. К обрядам, связанным с появлением ребенка, отношение было очень серьёзным: очень важно было "присоединить" дитя к остальному миру, не дать ему потеряться.

Во время беременности все советы и указания будущая мать получала от "знающих": немолодых, опытных женщин и повивальных бабок. Они объясняли ей, что стоит, а что не стоит делать, чтобы не навредить будущему ребёнку: не рекомендовалось поднимать тяжелое, работать на лошади, долго находиться у печи, по возможности нужно было избегать простуды. Вроде бы элементарные вещи, понятные любой современной роженице. Однако, в крестьянских реалиях осуществить эти советы на практике было практически невозможно, так что женщины, на свой страх и риск, продолжали до самых родов работать в том же режиме, что и всегда. Зачастую крестьянкам приходилось рожать в поле и в лесу, прямо во время исполнения своих повседневных обязанностей.

Ближе к родам к женщине звали повитуху. "Правильными" местами для рождения считались хлев и баня. Причем предполагалось, что для того, чтобы роды прошли хорошо, беременная должна самостоятельно затопить баню, натаскав туда дров и воды. Повитуха выполняла роль акушерки, перевязывала новорожденному пуповину и обмывала его. Затем окуривала мать и дитя можжевеловым дымом и парила в бане. Она же "правила" ребенка, слегка придавливая ему головку со всех сторон и тем самым придавая ей "правильную" форму.

Думаете, что гипер- и гиппотонус и назначаемые в этих случаях гимнастика и массаж для новорожденных – изобретение последнего столетия? Повитухи коми уже несколько веков назад следили за тем, чтобы младенец был достаточно гибким, и его руки и ноги дотягивались до спины, а в случае, если это не получалось, ежедневно всю следующую неделю делали ему массаж и растяжку.

До того, как у новорожденного отпадала пуповина, бывшая символом его связи с другим миром, мать и ребенка считали "нечистыми", поэтому они жили в бане. Младенца старались не оставлять в одиночестве, боясь, что его может подменить нечистая сила.

А заодно возникала и та самая связь с матерью, которую современные педиатры и психологи советуют взращивать, не оставляя первые дни малыша без мамы.

В традициях народов России существуют обряды, которые не следует терять, они содержат всё то, что психотерапевты могут взять на вооружение, и активно использовать в своей практике. Западная психотерапия обогатилась существенным образом, впитав традиции и опыт разных народов Востока, например – традиции народа коми.

КАК ПРАВИЛЬНО ОПЛАКАТЬ УМЕРШЕГО

В ситуации, когда никто не может Вам помочь справиться с утратой, опорой могут стать народные обычаи. Например, у коми некоторые элементы традиционных похоронных обрядов выглядят как методы популярной у западных народов психотерапии.

Коми верят, что покойника обязательно нужно достойно оплакать. Умерший не обретет места в мире ином, если по нему недостаточно сильно убиваются живые. Скорбные речи, которые произносят родственники, называются причитывания - это обязательная часть обряда.

Слова, сказанные в скорбный день на особом ритуальном языке, произносятся искренне, они идут от самого сердца. Жена рассказывает о том, каким заботливым семьянином был ее муж, и сокрушается, как теперь жить без кормильца. Дети громко горюют о родителях. В результате плакальщикам становится легче.

Первый опыт оплакивания девушки обретают не по траурному, а по счастливому поводу, в день собственной свадьбы. Замужество – новый этап жизни. Молодая жена уходит в другой дом, к чужим людям, начинает новую жизнь. С прошлой жизнью приходится попрощаться. И оплакать все хорошее, оставшееся в родительском доме. Учить девочек свадебным причитываниям коми обычно начинают в 8–10 лет.

КАК ПОГОВОРИТЬ С УШЕДШИМ

Часто, потеряв родного человека, люди жалеют о том, что не успели сказать ему что-то важное, а его уже нет на этом свете. Традиция коми позволяет наверстать упущенное.

В соответствии с христианскими представлениями, душа покидает землю на сороковой день после смерти. Коми уже почти шесть веков исповедуют православие и разделяют эту точку зрения. Однако они полагают, что душе необходимо устроить достойные проводы, помогая ей покинуть наш мир.

В прошлом существовало несколько вариантов обряда проводов души. До современности дожил некий собирательный обряд. На сороковой день после смерти проводится большая поминальная трапеза. Во главе стола становится «заместитель покойного» - это человек, который исполняет роль души умершего. Раньше эту функцию выполняли обмывальщик или обмывальщица, те, кто обмывали покойного перед погребением.

Все присутствующие на поминках прощаются с этим человеком, обнимают, говорят ему напутственные слова. Что-то есть от техник гештальт-терапии, не правда ли? Тем самым у близких появляется еще одна – последняя – возможность пообщаться с lорогим им человеком. В конце трапезы заместитель покойного получает узелок с вещами, которые пригодятся именно его душе в ином мире. Человеку, который при жизни плохо видел, кладут очки. Но существует универсальный набор предметов, которые уносит с собой каждая «душа»: еда, ложка, кружка, тарелка, полотенце.

Заместитель покойного уходит, не оборачиваясь. Траурную поклажу он отдаёт первому прохожему, встреченному на улице. Момент передачи в чужие руки и считается окончанием церемонии. Проводы души завершены.

СВЯЗЬ С УМЕРШИМИ РОДСТВЕННИКАМИ

Говорят, время лечит. Так происходит не всегда. Потеря близкого может стать кровоточащей раной на долгие годы. Пролонгированное лекарство от горечи утраты – вера коми в то, что и после смерти между умершим и его родными сохраняется прочная связь.

Душа усопшего – помощник, который помогает живым преодолевать трудности. Контакт с ней поддерживается постоянно. Чаще всего это происходит во время так называемых вещих снов.

Коми поддерживают связь не только с недавно ушедшими родными, но и с первопредками. Согласно их верованиям, у каждого рода был свой собственный прародитель: лось, медведь, волк, то есть, тотемное животное. До сих пор на фасадах деревенских домов и дверях городских квартир можно увидеть лосиные рога или медвежьи когти. Священные животные защищают своих прапраправнуков от всех напастей.

Многие народы России приняли христианство, не утратив своих собственных духовных практик.

Новость отредактировал VENDETTA - 8-12-2011, 09:04

Коми-пермяков отличает своя система традиций, обычаев и религиозные верований, в которая сформировалась в результате смешения язычества и христианства. Наши предки жили в гармонии с природой и, в первую очередь, почитали материальное: растения, животных, стихии воды и огня, умерших предков. Позже появляется вера в мифических существ, богов и верховного бога Ена.

У древних пермяков не было понятия о злых духах, которые бы враждебно относились к человеку или подталкивали бы его к совершению плохих поступков. Даже Куль, появившийся в качестве антипода положительному Ену, не считался злодеем, а был почитаем как хозяин своих стихий.

Первоначальные верования народа были тотемные — это поклонение растениям и животным, которые давали людям пищу, одежду, обувь, орудия труда и охоты, средства для лечения — словом, самое необходимое для выживания в условиях суровой природы.

В особом почете были деревья, в первую очередь берёза и ель, а из животных — медведь. Им поклонялись все. Кроме того, у каждого рода (семьи) были ещё и свои тотемные животные (заяц, лиса, кошка, бобр, соболь, лебедь, дятел, глухарь, ворона, трясогузка, лещ, щука, пчела) или растения (сосна, хмель, хвощ, сныть). По одним преданиям, от них происходит род, а по другим — род имеет начало от человека с таким именем. В сохранившихся фамилиях и родовых прозвищах прослеживаются остатки тотемизма: Дозморов, Мошегов, Мошев, Ошев, Пыстогов, Сизёв, Сырчиков, Ябуров; Ош Коля, Рака Миш.

Тотемический характер носят костюмы, головные уборы, украшения. Звериные и птичьи мотивы используются в мозаике украшения костюма, в узорах вышивания и вязания. Нередки воспроизведения голов животных и птиц на предметах домашней утвари, наличниках, ткацких станках, охлупенях домов.

С целью обозначения родовой, семейной или личной собственности, семейного положения коми-пермяки пользовались «пасами» - особыми знаками, метками, тамгами. Главный смысл паса - охранительный. Его изображение на доме означало оберег счастья; на лодке или на ружье — защита удачи; на одежде, обуви, головных уборах, кушаке — защита здоровья; на домашних животных - оберег от болезней. Некоторые пасы-знаки почитались наравне с духами: пас на межевом столбе считался духом земли, на ловушках — духом зверей.

Вера в предков

У коми-пермяков очень сильна вера в умерших предков. В сказании о Кудым-Оше говорится о том, что следует посещать «заветные места», то есть захоронения предков, поминать «старых» обрядовой пищей и питьём, а после веселиться, играть и петь. Обряды культа поминовения всегда сопровождаются угощениями душ предков и чтением молитв. По сей день наблюдаются остатки этой обрядности, когда люди идут на могилы «древних» с полными корзинами поминальной пищи, разными подарками (платки, пояса, деньги). Такие поминки совершают в особых местах, издревле считавшихся священными: Еныб (поле Ена), Вежагорт (святой дом), Вежа ты (священное озеро), Вежашор (священный ручей), Шойнаыб (поле могил). До сих пор существуют священные сосны (Шапка-пожум) и ели (Сырчик коз).

Коми-пермяки поминают умерших родственников и «старых» в Семик — в четверг на седьмой неделе после Пасхи. В этом ещё раз проявляется переплетение и даже слияние языческих и православных традиций.

Вера в предков поддерживается ещё и мифами о лове (душе) и орте (призраке-двойнике). Лов считается живой энергетической частью, которая после смерти человека уходит к Ену в небо, а орт — это лишь призрак живого, его двойник. Он после смерти человека уходит вместе с ним в мир подземный. И не лов приходит к людям во сне или воочию, а орт — именно он помнит и печётся о живых родственниках. По поверьям, орт может и навредить людям, при жизни ему навредившим.

Сила огня и воды

Стихии огня и воды являются особыми объектами верований. Огонь, очаг — это могучая сила в доме и в роду. Это и тепло, и свет, и пища. Его обязаны уважать: нельзя плевать в огонь, нельзя говорить про него плохое. К печи обращаются со словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «гориньöй» — «печенька». При битье печи совершается жертвоприношение духу огня.

Огонь — это ещё и защита от болезней. Дзурт-би (скрипучий огонь) — огонь, который добыт древним способом, — очищал от заразы жилища, помещения для содержания скота. Таким огнём или дымом от него кадили могилы предков, а в наши дни огнём и дымом от свечей кадят поминальную пищу на столе или на могиле. В надежде на благополучие огонь или угли из очага старого дома переносят в очаг нового. А небесный огонь - молния - очищает землю, поэтому и отношение к ней было не как к разрушительной силе.

Вода у пермяков считалась и считается некой сущностью, которая имеет высшие чудодейственные силы. Вода очищает тело и душу, она является оберегом, лечит физические болезни и избавляет от порчи, сглаза, бессилия. Воду, так же, как и огонь, не ругают, в неё не плюют, не бросают мусор, ночью её не тревожат. Весной, после вхождения рек в своё русло, береговые родники очищались и одарялись крошками еды, цветными нитками. Молодожёны приносили реке в третий свадебный день свои дары: жених — монеты, невеста - монеты и цветные нитки или венки.

Рыбак перед своим промыслом приносит воде жертву, чаще - хлеб. После утоления жажды из родника или реки, умывания или купания на реке, после полоскания белья пермяки воду благодарят — бросают нитку, цветок, травинку, редко — мелочь, прося прощения или проговаривая слова с просьбой не сердиться.

Долго плачущего ребёнка, желая избавить от возможного сглаза, и сегодня опрыскивают водой или умывают ему лицо, при наличии, святой водой, либо делают «шома ва» — воду, настоянную на углях или на золе (шом — печной уголь, ва - вода).

Вода, которой мыли иконы или кресты, считается святой, её не выливают на улицу. Такой водой опрыскивают дом, животных, моют больные места, умываются.

Есть на Урале коми-пермяцкие гидронимы с частью «вежа» - «священный»: Вежаю (священная река), Вежашор (священный ручей), Вежайка (от Вежаю), Ве-жаты (священное озеро). Корень «вежа» очень древний, он является общим для пермских языков.

Очевидно, почитание воды сохранилось в народе издревле. Чудодейственной силой, по поверьям, обладают родник Таркэв и речка Вежаю в Кочёвском районе, родники Мироник и Проня-ключ в Кудымкарском районе, ещё несколько водных источников в других районах округа. Массовое посещение родников наблюдается в крещение и в праздник Святой Троицы.

Поклонение божествам и богам

Со временем у предков коми-пермяков стало появляться поклонение мифическим, сверхъестественным существам — богам, божествам. У них было осознание, что у каждой материальной стихии есть некий «хозяин», который управляет ими: у леса — «вдрись», у воды — «ваись». И у каждого объекта (поля, родника, луга, дома, овина, конюшни) были свои «хозяева». Этим «пантеоном» управляет верховное божество Ен — (бог, творец) обозначавший саму природу или весь мир, о чём говорят сохранившиеся до сих пор слова и устойчивые сочетания: енвевт (небо), еныс югдö (светает), еныс зэрö (идёт дождь).

Любая мифология творцу противопоставляла иную силу, коей у коми-пермяков оказался Куль. Как правило, тому, что создаёт Ен, Куль создаёт противное. И ныне в ходу слова, обозначающие нечистую силу и содержащие в себе компонент «куль»: вакуль (ва — вода), вöркуль (вор — лес), кульпиян (пиян — детёныш). Куля и его помощников принято было задабривать среди рыбаков, охотников, собирателей природных даров.

Одним из мифологических образов является суседку — домовой, по-иному - бо-боль. Хотя он и причисляется к нечистой силе, его задача - охранять дом и домочадцев от самых разных бед. Поэтому к нему отношение уважительное. При переходе в новое жилище его зовут с собой. Живо поверье, что перед каким-либо важным событием — чаще плохим — суседку производит на спящего человека сдавливающее, удушающее действие, предупреждая его о будущей беде. И если при этом человек сможет у него спросить, что совершится вскоре с ним, то иногда суседку отвечает.

Многие слова со значением нечистой силы содержат в себе компонент «чуд»: вöчуд (чуд леса), банячуд (чуд бани), кар-тачуд (чуд скотного двора), ыбчуд (чуд поля), öшмöсчуд (чуд колодца, родника). По преданиям, чуды — это мифические существа, злые силы, нечисть, нечто бесовское. Они могли напутать человека или навредить ему чем-либо, например — подменить ребёнка.

В середине XV века в Парму проникает христианство, но коми-пермяки, приняв новую веру, не отказались от своей старой веры до конца и удивительным образом сочетают их в своей повседневной жизни. Они верят, что старые боги и мифические существа не могли пропасть, а всё материальное на земле коми-пермяками одухотворяется. И слово «ен» не пропало, им стали называть ещё и православного бога, и все иконы с изображением святых.