Омонимия в русском языке. Что такое омонимы в русском языке? Примеры

) и не связанные ассоциативно. Возникновение в языке омонимов вызвано разными причинами. В результате исторических звуковых изменений может произойти совпадение ранее различных по звучанию слов, например «лук» (растение) и «лук» (для стрельбы; где у < ǫ), flaw ‘трещина’ и flaw ‘порыв ветра’, pêche ‘персик’ и pêche ‘рыболовство, улов’. К появлению омонимов может привести иноязычного слова: например, заимствованное из (через ) слово «брак» (‘изъян’) совпало с исконно «брак» (‘женитьба’; этимологически связано с глаголом «брать»); иногда совпадают по звучанию слова, заимствованные в данный язык из различных источников: ср. «рейд» (‘место стоянки кораблей’; из ) и «рейд» (‘военный набег в тыл противника’; из ). Источником омонимии в данном языке может быть происхождение одного из омонимов: например, «шип» (от «шипеть») и «шип» (розы) и т. п. Наиболее продуктивным и исторически наиболее сложным фактором появления омонимии является разрыв первоначально единой многозначного слова: рус. «свет» (‘лучистая энергия’) и «свет» (‘мир, вселенная’), нем. Zug ‘течение, тяга’ и Zug ‘поезд’, франц. train ‘ход’ и train ‘поезд’ и т. п. Сложность этого фактора заключается в том, что разрыв, расхождение значений, т. е. утрата ими общих семантических элементов, обычно осуществляется постепенно; нередки случаи, по-разному трактуемые в разных : то как значения одного слова, то как омонимы (ср. рус. «журавль» - ‘птица’ и ‘шест у колодца’; jeřáb - ‘журавль’ и ‘подъёмный кран’ и т. д.). В «Словаре омонимов русского языка» О. С. Ахмановой приведено много омонимов, появившихся в русском языке вследствие распада , причём автор отмечает, что в значительном числе случаев омонимия находится в состоянии процесса, и стремится разграничить при помощи специальных обозначений «завершившиеся» и «незавершившиеся» процессы расхождения значений; к последним отнесены такие случаи, как, например, «гладить» (бельё и ребенка), «волочиться» (‘волочиться по земле’ и ‘волочиться за девицами’) и т. п.

Трудность разграничения полисемии и омонимии приводит некоторых учёных к утверждению, что омонимами целесообразно считать только слова, различные по происхождению (В. И. Абаев). Однако, во-первых, не во всех случаях удаётся установить происхождение слова, а во-вторых, - и это главное - следование такой установке отодвинуло бы понятие омонимии в область исторической лексикологии, в то время как именно для современных языков приходится разграничивать значения, связанные одно с другим, и значения, которые, хотя и выражены одинаковой звуковой формой, в семантическом плане не имеют ничего общего. Это вопрос не только лингвистической теории, но и практики.

Некоторые исследователи в качестве объективных критериев разграничения омонимии и полисемии выдвигали и характеристики; однако их значение нельзя признать решающим, поскольку расхождение словообразовательных рядов не непременно связано с разрывом соответствующих значений (часто производные вообще «специализируют» значение производящего), а реализация разных значений слова в различных синтаксических конструкциях далеко не всегда связана с их семантическим разрывом: ср. «писать» (кому, что, о чём) и «писать» в абсолютивном употреблении (ср. заголовок фельетона И. Ильфа и Е. Петрова: «Писатель должен писать», а также производные от этого глагола: «писатель», «писание», «письмо» и т. д.). Большую группу омонимов в русском языке составляют слова, звуковое совпадение которых обусловлено независимым (иногда - в разное время) образованием от одной и той же при помощи одних и тех же , но каждое в специализированном значении: «ветрянка» (мельница) и «ветрянка» (оспа), «приёмник» (учреждение) и «приёмник» (устройство для приёма чего-либо) и т. д.

Различаются полная и частичная омонимия, при которой совпадают только отдельные формы слов, называемые омоформами , например рус. «стих» () и «стих» (), англ. saw ‘пила’ и saw (форма глагола to see ‘видеть’) и т. п. Наряду с омонимами выделяют также омографы - слова, имеющие одинаковое написание, но различное (в русском языке: «мука́» - «му́ка», «труси́ть» - «тру́сить» и т. п.) или вообще (в английском языке: lead ‘свинец’ и lead ‘вести’, tear ‘рвать’ и tear ‘слеза’), и омофоны - слова, которые произносятся одинаково, но различаются в написании: «косный» - «костный»; в русском языке чаще это слова, совпадающие по звучанию лишь в отдельных формах: «пруд» - «прут», «лук» - «луг» и т. п. В языках с более традиционной орфографией, как, например, английский и французский языки, омофонов значительно больше: франц. boulot и bouleau, pot и peau , англ. write и right, week и weak и т. д. Особое место занимают словообразовательные конверсивы (см. в словообразовании), особенно характерные для английского языка.

Омонимичными могут быть также грамматические формы слов - грамматические омонимы : например, формы «большой», «молодой» и т. п. представляют собой формы именительного единственного мужского («большой дом», «молодой человек»), родительного падежа единственного числа женского рода («большой дороги», «молодой поросли»), дательного падежа единственного числа женского рода («большой дороге», «молодой поросли»). Основанием для признания этих форм разными, хотя и совпадающими по звучанию, служит то, что они с существительными, выступающими в различных падежах.

  • См. литературу при статьях , .

Д. Н. Шмелёв.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Омонимия" в других словарях:

    Омонимия - свойство двух или более знаков, заключающееся в том, что они имеют одну и ту же материальную форму, но независимые значения. По английски: Homonymy См. также: Знаки Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ОМОНИМИЯ - [ гр. homonymia одноименность] лингв. одинаковость звучания и написания слов при различии значений (напр., «банка сосуд» и «банка мель»). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. омонимия (гр. homonymia) одинаковость звучания, сходство… … Словарь иностранных слов русского языка

    омонимия - (неправильно омонимия) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ОМОНИМИЯ - ОМОНИМИЯ, омонимии, мн. нет, жен. (линг.). Одинаковость слов с звуковой стороны при различии значений (см. омоним). Слово град в двух разных смыслах один из случаев омонимии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ОМОНИМИЯ - ОМОНИМИЯ, и, жен. В языкознании: совокупность омонимов какого н. языка, а также отношения, существующие между омонимами. | прил. омонимический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ОМОНИМИЯ - (греч. ὁμωνυμία, от ὁμός – одинаковый и ὄνυμα – имя) – выражение семантически не связанных друг с другом значений одним и тем же языковым знаком – словом или к. л. др. лингвистич. образованием (напр., лук как растение и как оружие). От О. следует … Философская энциклопедия

    омонимия - сущ., кол во синонимов: 1 звуковое совпадение слов (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ОМОНИМИЯ - (от греч. homos такой же и опута имя) англ. ho monimy; нем. Omonymie. 1. Логическая ошибка, возникающая вследствие тождественного употребления двух различных значений одного и того же слова и приводящая к нарушению закона тождества. 2.… … Энциклопедия социологии

В русском языке есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные смысловые значения. Омонимы - это слова одинаково звучащие, но различные по значению.(от греч. homos - одинаковый + onyma, onomа - имя).

Например: ключ1 - "родник" (студеный ключ) и ключ2 - "металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка" (стальной ключ); лук1 - "растение" (зеленый лук) и лук2 - "оружие для метания стрел" (тугой лук);

Полная и частичная омонимия

Различают полную и частичную омонимию слова.

1.Полная омонимия, или абсолютная - это совпадение слов во всех формах. Примером полных омонимов могут быть слова наряд1 (одежда) и наряд2 (распоряжение), горн1 (кузнечный) -- горн2 (духовой инструмент); они не различаются в произношении и написании и совпадают во всех падежных формах единственного и множественного числа.

2.При неполной, или частичной, омонимии совпадение в звучании и написании наблюдается у слов, принадлежащих к одной части речи, не во всех грамматических формах. Например: завод1 (промышленное предприятие с механической обработкой сырья) и завод 2 (у часов) - действие по глаголу завести. У второго слова нет форм множественного числа, а у первого есть. У омонимичных глаголов закапывать1 (яму) и закапывать2 (лекарство) совпадают все формы несовершенного вида (закапываю, закапывал, буду закапывать); формы действительных причастий настоящего и прошедшего времени (закапывающий, закапывавший). Но нет совпадения в формах совершенного вида (закопаю - закапаю и т. д.).

Различия в отражении омонимов и многозначных слов в словарях

Следует отличать омонимию от многозначности. Омонимы -- это такие одинаковые по звучанию и написанию слова, значения которых совершенно не связаны между собой (лев -- животное и лев -- болгарская денежная единица), в то время как многозначные слова связаны между собой по значениям, при этом одно из них является исходным, прямым, другое (другие) -- вторичным, переносным. Ср.: лев (животное) -- светский лев; смотреть на улицу -- смотреть за детьми.

Омонимы, как правило, приводятся в отдельных словарных статьях, а многозначные слова - в одной, с последующим выделением нескольких значений слова, которые даются под номерами.

ВКУС, - а (-у), м.1. Одно из внешних чувств человека и животных, органом которого служит слизистая оболочка языка и полости рта.2. Ощущение на языке, во рту или свойство пищи, являющееся источником этого ощущения. Плоды, приятные на в. Горький в. во рту. Кислый в. лимона.

ВКУС2, - а, м.1. Чувство, понимание изящного, красивого. Тонкий в.

Одеваться со вкусом. На чей-н. в., в чьем-н. вкусе (с точки зрения чьих-н.

мнений об изящном, красивом).2. Склонность, пристрастие к чему-н. Иметь в. к чему-н. Входить во в.

Однако в разных словарях порой одни и те же слова представляются по-разному.

Так, в "Словаре русского языка" С. И. Ожегова слова положить - "поместить что-либо, где-либо, куда-либо" и положить - "решить, постановить" даются как омонимы, а в "Словаре современного русского языка" (MAC) - как многозначные. Таково же расхождение и в толковании других слов: долг - "обязанность" и долг - "взятое взаймы"; лад - "согласие, мир" и лад "строй музыкального произведения"; славный - "пользующийся славой" и славный - "очень хороший, симпатичный".

Это происходит при распаде многозначного слова на омонимы при утрате смысловых отношений между разными значениями одного слова. В некоторых случаях распад произошел окончательно, и в словарях не возникает расхождений в толковании слов. Но если распад еще не закончился, то слова понимаются по-разному. Рассмотрим подобные случаи в словарях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова (в таблице отражены только основные формы слов):

БАБА1, - ы, ж.1. Замужняя крестьянка, а также вообще женщина из простонародья (прост).2. Вообще о женщине (иногда с пренебр. или шутл. оттенком) (прост).3. То же, что жена (в 1 знач) (прост, и обл).4. То же, что бабушка (во 2 знач) (прост. и обл); в детской речи - то же, что бабушка (в 1 знач). Жили-были дед и б.5. перен. О робком слабохарактерном мужчине (разг).6. Теплая покрышка на чайник для сохранения тепла, распаривания, заварки. Вязаная б.

БАБА2, - ы, ж. (спец). Ударная часть молота (во 2 знач), копра, ковочного и штамповочного устройства. Ручная б. Пневматическая б.

БАБА (1) бабы, ж.

1. В устах "господ" (прежде) и в крестьянском быту - замужняя крестьянка; противоп. девка. Долго он не мог распознать, какого пола была фигура - баба или мужик.

2. Жена (простореч). Без бабы остался, сам хозяйничает.

3. Вообще женщина (разг. вульг). Вздорная баба. Здоровенная баба. У меня есть ум, и меня ценят бабы.М. Горький.

4. перен. Мужчина робкого нрава, слабый, нерешительный (разг. презрит). Он такая баба, всякому в обиду дается.

5. Подвесной молот, тяжелая чугунная гиря для забивания свай, ср. копер (тех).

Возникновение омонимов

В отличие от многозначных слов, у омонимов лексические значения никак не связаны между собой, у них нет общих признаков, по которым можно было бы их отнести к разным значениям одного и того же слова. В толковых словарях омонимы даются как разные слова. Основными причинами возникновения омонимов являются следующие:

  • совпадение звучания заимствованного и исконно русского слова, например: брак 1 (русск.) -- супружество и брак2 (нем.) -- недоброкачественное изделие, дефект в нём; лава1 (русск.) -- забой и лава2 (итал.) -- расплавленная вулканическая масса.
  • совпадение разных по значению слов, пришедших в русский язык из других языков, например: бак1 (гол.) -- ; носовая часть верхней палубы судна и бак2 (фр.) -- большой сосуд для жидкости; рейд1 (англ.) -- набег подвижных военных сил и рейд2 (голланд.) -- водное пространство; фокус1 (лат.) -- точка пересечения преломлённых или отражённых лучей и фокус2 (нем.) -- трюк;
  • смысловое обособление одного из значений многозначного слова, например: слог1 -- часть слова и слог2 стиль; вид1 -- облик, внешность и вид2 -- тип, разновидность; свет1 -- земля, мир, вселенная и свет2 -- .чистая энергия;
  • совпадение слов в результате словообразовательных изменений, например: бескровный1 -- лишённый крови и бескровный2 -- не имеющий крова, бездомный.
  • совпадения вновь образованной аббревиатуры с давно известным полнозначным словом. Например, аист - "перелетная птица" и АИСТ - "автоматическая информационная станция"; Амур - "река" и АМУ Р - "автоматическая машина управления и регулирования"; Марс - "планета" и МАРС - "машина автоматической регистрации и сигнализации".

Полные и неполные омонимы принадлежат всегда к одной части речи. Вместе с омонимией (Звуковое совпадение двух или нескольких языковых единиц, различных по значению) обычно рассматриваются смежные с ней явления, относящиеся к грамматической, звуковой и графической сторонам речи.

а) Омофоны или фонетические омонимы одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение, двусмысленность.

Примеры в русском языке: порог -- порок -- парок, луг -- лук, плод -- плот, туш -- тушь, падёж -- падёшь, бал -- балл, косный -- костный, предать -- придать, эмитировать -- имитировать.

В русском языке два основных источника омофонии суть явление оглушения

Также, часто одинаково произносятся инфинитив и форма 3-го лица одного глагола (на письме различающиеся наличием или отсутствием буквы ь): (надо) решиться -- (он) решится, (хочу) строиться -- (дом) строится, (металл может) гнуться -- (деревья) гнутся, (должен) вернуться -- (они) вернутся.

К омофонии относят также случаи фонетического совпадения слова и словосочетания или двух словосочетаний. Используемые буквы могут полностью совпадать и различие в написании заключается только в расстановке пробелов: в месте -- вместе, во все -- вовсе, из мяты -- измяты, из люка -- и злюка, не мой -- немой. Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима; Лет до ста расти нам без старости (М.) Омофония составляет предмет изучения не лексикологии, а фонетики, так как проявляется на ином языковом уровне - фонетическом.

б) Омоформы - слова, которые совпадают в написании и звучании только в какой - нибудь одной грамматической форме (реже - в нескольких).

Например, три1 - числительное в именительном падеже (три друга) и три2 - глагол в повелительном наклонении единственного числа 2-го лица (три морковь на терке); печь1(неопределенная форма глагола) и печь2 (имя существительное).

Омонимичными могут быть и грамматические формы слов одной части речи.

Например, формы прилагательных большой, молодой могут указывать 1) на именительный падеж единственного числа мужского рода (большой 1 успех, молодой1 специалист); 2) на родительный падеж единственного числа женского рода (большой 2 карьеры, молодой 2 женщины); 3) на дательный падеж единственного числа женского рода (к большой 3 карьере, к молодой 3 женщине); 4) на творительный падеж единственного числа женского рода (с большой 4 карьерой, с молодой 4 женщиной). Эти формы согласуются с существительными, выступающими в различных падежах.

Омоформы по своей природе выходят за рамки лексики, так как принадлежат иному уровню языка и должны изучаться в разделе морфологии.

в) Лексические омонимы - (греч. homos - одинаковый, onoma - имя) - это слова одной и той же части речи, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

г) Омографы - слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному (гр. homos - одинаковый + grapho - пишу). Обычно они имеют ударение на разных слогах. Например: а́тлас - атла́с, бе́лки - белки́, за́мок - замо́к, у́чите - учи́те, хва́лите - хвали́те. В современном русском языке больше тысячи пар омографов. Омография имеет прямое отношение к графической системе языка.

В современном русском языке зафиксировано значительное количество слов-омонимов, причем с развитием языка их становится все больше. Возникает вопрос не препятствует ли омонимия правильному пониманию речи? Ведь омонимы иногда называют "больными" словами, поскольку омонимия снижает информативную функцию слова: разные значения получают одинаковую форму выражения. В поддержку негативной оценки явления омонимии высказывается и мысль о том, что само развитие языка нередко приводит к ее устранению. Например, в начале XIX в. в лингвистике использовался термин "диалектический", обозначающий "относящийся к диалекту" (местному говору). Но с распространением понятия "диалектический материализм" слово диалектический чаще стало употребляться в ином значении - "относящийся к диалектике". И тогда лингвистический термин вышел из употребления, уступив место другому - "диалектный" - "связанный с диалектом, относящийся к диалекту". Можно привести немало примеров подобного противодействия самого языка явлению омонимии. Так, исчезли из словаря прилагательные вечный (от веко ), винный (от вина ); последнее вытеснено родственным словом - виновный .

Однако процесс этот далеко не активный и не последовательный в лексической системе современного русского языка. Наряду с фактами устранения омонимии наблюдается появление новых омонимов, омофонов и омографов, что имеет определенную языковую ценность и не может поэтому рассматриваться как явление отрицательное, которому язык сам "чинит препятствия".

Прежде всего контекст уточняет смысловую структуру таких слов, исключая неуместное толкование. К тому же омонимы, принадлежащие к разным сферам употребления и обладающие неоднозначной экспрессивной окраской, различной функциональной отнесенностью, как правило, не сталкиваются в речи. Например, "не перекрещиваются пути" таких омонимов, как бар 1 - "вид ресторана" и бар 2 - "единица атмосферного давления"; лев 1 - "зверь" и лев 2 - "денежная единица в Болгарии"; брань 1 - "ругань" и брань 2 - "война" (устар.) и под.

В то же время намеренное столкновение омонимов всегда было незаменимым средством остроумной игры слов. Еще Козьма Прутков писал: Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот . Подобные же омофоны обыгрываются в народных шутках: Я в лес , и он влез , я за вяз , а он завяз (Даль); Не под дождем - постоим да подождем .

Поэты используют омонимические рифмы, которые нередко придают стихотворению особую занимательность.

Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу, Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу! (П.). Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей (Козл.).

Использование омонимических рифм тем более оправдано в юмористических и сатирических жанрах, например в эпиграммах: Не щеголяй, приятель, тем , что у тебя избыток тем . Произведенья знаем те мы , где лучшие погибли темы (Мин.). Удачное сопоставление созвучных форм, их обыгрывание в речи вызывает живой интерес.

Однако необходимо быть осторожным в словоупотреблении, так как в некоторых случаях омонимия (и смежные с ней явления) может привести к искажению смысла высказывания, неуместному комизму. Например, при комментировании футбольного матча: "Сегодня футболисты покинули поле без голов "; "На экране телевизора вы видите Гаврилова в красивой комбинации ". От подобных речевых погрешностей не застрахованы даже профессиональные литераторы и большие писатели: Слыхали ль вы ... (П.); С свинцом в груди лежал недвижим я (Л.); Можно ли быть равнодушным ко злу ? (совр. перевод с казахского). Причиной каламбуров чаще всего бывает омофония.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.
М.: Айрис-Пресс, 2002

Освоив материал этой темы, Вы узнаете:

    что такое семантическое варьирование;

    как связаны между собой основное и неосновное значения многозначного слова;

    что такое семантическая структура слова;

    связаны ли между собой полисемия и лексическая сочетаемость;

    о стилистических функциях многозначных слов и слов-омонимов.

Вы научитесь:

    различать многозначные слова и омонимы;

    квалифицировать случаи неудачного использования омонимов;

    устранять погрешности слога, связанные с указанными явлениями.

План занятия

    Понятие полисемии.

    Соотношение многозначных слов с лексической сочетаемостью.

    Внутрисловная антонимия.

    Омонимия и смежные с ней явления.

    Стилистические функции омонимов:

    Стилистические ошибки, связанные в употреблением многозначных слов и слов, имеющих омонимы.

ТЕОРИЯ

Понятие полисемии. Полисемия– (от греч. poly – много, sema - знак) означает способность слова иметь одновременно несколько значений. Изучение полисемии позволяет выделить в многозначных словах основные и неосновные значения, а также прямое и переносное значения.

Соотношение многозначных слов с лексической сочетаемостью . Полисемичное слово может иметь разную лексическую сочетаемость. Например, слово «низкий» в своем основном значении «малый по высоте», имеет широкие границы лексической сочетаемости (низкий человек, рост, гора, дом), но, выступая в значениях «плохой» или «подлый», сочетается не со всеми словами (нельзя сказать: «низкое здоровье», «низкие знания»).

Внутрисловная антонимия (энантиосемия) – развитие противоположных, взаимоисключающих значений у одного слова. Например, отходить может означать «приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше», но это же слово может означать «умирать» (отойти в вечность).

Многозначные слова наиболее употребительны, они имеют достаточно обобщенные значения; однозначные сова отличаются либо предельной конкретностью семантики (как имена собственные), либо узко предметным значением (бинт, бинокль). Однако однозначное слово со временем может проявить заложенную в нем способность к полисемии.

Омонимия и смежные с ней явления. Омонимия (от греч. homos - одинаковый, бпота - имя), т. е, совпадение в звучании и написании слов, различных по значению, внешне напоминает многозначность. Однако употребление слова в разных значениях не дает основания говорить о появлении каждый раз новых слов, в то время как при омонимии сталкиваются совершенно различные слова, совпавшие в звучании и написании, но не имеющие ничего общего в семантике. Например: брак в значении «супружество» и брак - «испорчен­ная продукция» - первое образовано от глагола браги с помощью суффикса (ср. брать замуж), омонимичное ему существительное брак заимствовано в конце XVII в. из немецкого языка (нем. Brack - «недостаток» восходит к глаголу brechen - «ломать»).

Вместе с омонимией обычно рассматриваются смеж­ные с ней явления, относящиеся к звуковой и графиче­ской сторонам речи, - омофония и омография. Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (луг - лук) называются омофонами (из греч. homos - оди­наковый, phone - голос, звук). Слова, которые совпада­ют только на письме, но отличаются произношением, на­зываются омографами (из греч. homos - одинако­вый, grapho - пишу). Омографы обычно имеют ударение

Стилистические функции омонимов:

    используются для создания каламбуров (преимущественно в стихотворных произведениях);

    придают «музыкальность» и «певучесть» стихотворным произведениям;

    омонимы делают высказывание более выразительным;

Стилистические ошибки, связанные с употреблением многозначных слов и слов, имеющих омонимы.

Не замеченное автором столкновение в тексте многозначных слов, используемых в различных значениях, или омонимов нередко придает речи неуместный комизм (Во допроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы). Неправильное употребление многозначных слов и омонимов может стать причиной двусмысленности высказывания. Например: Люди увидели в нем доброго руководителя - слово добрый может иметь и значение «хороший», и значение «делающий добро другим, отзывчивый». Двусмысленно и такое предложение: В кустах Можайского района про шли профсоюзные собрания - используя слово куст, автор имел в виду, конечно, групповое объединение предприятий, однако получился каламбур.

Причиной неясности высказывания при употреблении многозначных слов и слов, имеющих омонимы, может быть речевая недостаточность. Например: В автотранс портном предприятии есть такие производственники, ко торые постоянно заняты поиском (возникает вопрос: чего?); «Освобожден за беспринципность» (надо: освобож ден от занимаемой должности...).

Невнимательное отношение к слову особенно характерно для разговорной речи (так, у кассы магазина можно услышать: Выбейте мне мозги). Случайные каламбуры нередко становятся причиной абсурдности высказывания. Они встречаются и в письменной речи [Мастерская заказы на пояса не принимает: заболела поясница («Кр.»); Летом количество пассажиров на электропоез дах увеличивается из-за огородников и садистов («Кр.»)].

Комизм и двусмысленность высказыванию могут придать аббревиатуры, имеющие лексические омонимы. Например: ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь), ГНИ (Грозненский нефтяной институт), МНИ, МУХИН (названия институтов) и др.

Очень часто причиной стилистических ошибок оказываются омографы, так как в русской графике не принято обозначать ударение [По движению поэтического чув ства мы безошибочно узнаем Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока (узнаем или узнаём?) В частности, омография обязывает быть внимательным к некоторым особенностям графического изображения слова.

В устной речи может быть искажен смысл высказывания из-за неверного деления текста на речевые единицы. Так, когда-то гимназисты, заучивая элегию К.Н. Батюшкова «Пленный», не вникая в смысл, читали строку Шуми, шуми волнами, Рона так, что слышалось «волна Мирона».

ЛИТЕРАТУРА

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическое использование в речи многозначных слов и омонимов – С. 41-50

Упражнение 1

Подберите антонимы к данным словам. При этом учитывайте, что многозначные слова могут иметь несколько антонимов.

Весело, веселый, веселиться; ветреный; встреча, встречать, встречаться; глубокий, глубина; легкий, легкомысленно; полнота, полный, полнеть; толстый; тихий; смелый, смелость; твердый, твердо, твердость; хвалить; хитрый, хитрость.

Голенкова К.

Какие профессиональные качества актуализируют данные задания?

    Следует быть внимательным при употреблении многозначных слов, так как они имеют высокую выразительную возможность, что часто приводит к созданию неуместных каламбуров.

    Употребление многозначных слов может вызвать двусмысленность. Например, врач решил это лекарство оставить («отменить» или «рекомендовать принимать» ).

    Не стоит забывать о лексической сочетаемости полисемичного слова. Например, слово низкий в своем основном значении «малый по высоте», имеет широкие границы лексической сочетаемости (низкий человек, рост, гора, дом ), но, выступая в значениях «плохой» или «подлый», сочетается не со всеми словами (нельзя сказать: «низкое здоровье», «низкие знания»).

    Употребление многозначных слов ограничено в стилях. Внутрисловная антонимия не допустима в официально-деловой речи.

    Многозначность иногда можно спутать с омонимией.

На почве омонимии и смежных с нею явлений иногда возникает нежелательная двусмысленность: Побывать на дне науки. (день науки? дно науки?)

ПРОДОЛЖИТЕ…

Упражнение 2

Найдите в тексте омонимы. Определите стилистические функции омонимов.

1.Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. 2.Горя в пламени любви, я понял, что еще недавно не знал ни какого горя. 3.Шьет иглой портниха в строчку, взял коньки точильщик в точку. Я, заканчивая строчку, ставлю маленькую точку. 4.Ты белых лебедей кормила, откинув тяжесть черных кос… Я рядом плыл; сошлись кормила; закатный луч был странно кос. 5.Я свято помню эту встречу: пруд, берег, неба яркий плат…Миг тот же если вновь я встречу, - и жизнь ничтожная из плат. 6. Я - под синим пологом на холме пологом. 7. Но изжита, минута страшная минута!

    необходимо помнить, что омонимы используются в таких стилистических приемах как игра слов, поэтому надо следить за их уместным употреблением;

    при использовании омонимов следует указывать ударение в словах для более точной передачи информации;

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ

    Что такое антонимы? омонимы?

    Какие стилистические функции антонимов и омонимов Вы можете назвать?

    В основе каких стилистических фигур лежит явление антонимии?

    Что такое оксюморон? антифразис? каламбур?

    Какие стилистические недочеты могут возникнуть в результате неоправданного употребления антонимов?

    Что необходимо учитывать при употреблении антонимов, омонимов?

    Что такое семантическое варьирование?

    Что такое полисемия и энантиосемия?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Укажите антонимы в отрывках из художественных произведений. Найдите примеры антитезы и оксюморона.

1.Французская поговорка гласит: «Сухой рыбак и мокрый охотник являют вид печальный». Не имев никогда пристрастия к рыбной ловле, я не могу судить о том, что испытывает рыбак в хорошую, ясную погоду и насколько в ненастное время удовольствие, доставляемое ему обильной добычей, перевешивает неприятность быть мокрым. Но для охотника дождь – сущее бедствие (Т.). 2. Тогда эта игра светов и теней – комического, трагического, трогательного, прекрасного, ужасного в жизни – потешала меня (Л. Т.).). 3. Расставанья и встречи – две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.). 4. В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, светила нам только зловещая тьма (Ахм.). 5. Не веселая, не печальная, словно с темного неба сошедшая, ты и песнь моя обручальная, и звезда моя сумасшедшая (Заб.).

2. Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимов.

1.Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

(А. Шибаев)

    Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

Где вы были? – У лисички!

Что вы ели там? – Лисички!

(А. Шибаев)

    Поэт издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

(М. Цветаева)

    Защитник вольности и прав

В сем случае совсем не прав.

(А. Пушкин)

    Вы, щенки, за мной ступайте!

Будет вам по калачу.

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

(А. Пушкин)

    Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку.

Вдруг на мишку – вот напасть! –

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть, жалили куда попало,

Им за это и попало.

(Я. Козловский)

3.Выпишите по группам омонимы, омоформы и омофоны. Сравните их лексическое и грамматическое значения.

омоним многозначность литературный речь слово

В современном русском языке зафиксировано значительное количество слов-омонимов, причем с развитием языка их становится все больше.

Возникает вопрос: не препятствует ли омонимия правильному пониманию речи? Ведь омонимы иногда называют «больными» словами, поскольку омонимия снижает информативную функцию слова: разные значения получают одинаковую форму выражения; В поддержку негативной оценки явления омонимии высказывается и мысль о том, что само развитие языка нередко приводит к ее устранению. Например, в начале XIX в. в лингвистике использовался термин «диалектический», обозначающий "относящийся к диалекту" (местному говору). Но с распространением понятия «диалектический материализм» слово диалектический чаше стало употребляться в ином значении - "относящийся к диалектике". И тогда лингвистический термин вышел из употребления, уступив место другому - «диалектный» - "связанный с диалектом; относящийся к диалекту". Можно привести немало примеров подобного противодействия самого языка явлению омонимии. Однако процесс этот далеко не активный и не последовательный в лексической системе современного русского языка. Наряду с фактами устранения омонимии наблюдается появление новых омонимов, омофонов и омографов, что имеет определенную языковую ценность и не может поэтому рассматриваться как явление отрицательное, которому язык сам «чинит препятствия».

Прежде всего контекст уточняет смысловую структуру таких слов, исключая неуместное толкование. К тому же омонимы, принадлежащие к разным сферам употребления и обладающие неоднозначной экспрессии- ной окраской, различной функциональной отнесенностью, как правило, не сталкиваются в речи. Например, «не перекрещиваются пути» таких омонимов, как бар " - "вид ресторана" и бар " - "единица атмосферного давления"; лев " - "зверь" и лев " - "денежная единица в Болгарии"; брань " - "ругань" и брань " - "война" (устар.) и под.

В то же время намеренное столкновение омонимов всегда было незаменимым средством остроумной игры слов. Еще Козьма Прутков писал: Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. Подобные же омофоны обыгрываются в народных шутках: Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз (Даль); Не под дождем - постоим да подождем.

Поэты используют омонимические рифмы, которые нередко придают стихотворению особую занимательность: Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу! (П.).

Снег сказал:

Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей (Козл.).

Использование омонимических рифм тем более оправдано в юмористических и сатирических жанрах, например в эпиграммах: Не щеголяй, приятель, тещ что д тебя избыток тем. Произведенья знаем те мы, где лучшие погибли темы (Мин.). Удачное сопоставление созвучных форм, их обыгрывание в речи вызывает живой интерес.

Однако необходимо быть осторожным в словоупотреблении, так как в некоторых случаях омонимия (и смежные с ней явления) может привести к искажению смысла высказывания, неуместному комизму. Например, при комментировании футбольного матча: «Сегодня футболисты покинули поле без голов»; «На экране телевизора вы видите Гаврилова в красивой комбинации». От подобных речевых погрешностей не застрахованы даже профессиональные литераторы и большие писатели: Слыхали ль вы... (П.); С свинцом в груди лежал недвижим я (Л.); Можно ли быть равнодушным ко злую (совр. перевод с казахского). Причиной каламбуров чаще всего бывает омофония.