Орешников виктор михайлович картины. Тайна исчезновения крупнейшей выставки соцреализма

Cоветский живописец , народный художник СССР (1969 г.), действительный член АХ СССР (1954 г.). Родился 7 января 1904 году в г. . С 1924 г. учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН ) в г. Ленинграде, который с успехом закончил в 1927 г.

Его учителями были К.С. Петров-Водкин и В.В. Беляев. Орешников не следовал стилю своих учителей напрямую, но, вероятно, именно от них он получил любовь к классическому искусству, его простоте и чистоте линий. Именно поэтому Виктора Михайловича Орешникова называют гением чистой красоты .

С 1933 по 1936 г. В.М. Орешников учится в аспирантуре при Академии Художеств под руководством И.И. Бродского.

Орешников всю свою творческую жизнь связал с институтом им. И.Е. Репина . После окончания института, он стал в нём преподавать и отдал этому делу пятьдесят лет своей жизни, а в 1953 году и возглавил его.

Великолепный портретист, Орешников много работал в этом жанре. Несколько сдержанные, несущие на себе печать официальной репрезентации, мужские портреты - рассказ о судьбе, духовном поиске человека. Модель написана так, чтобы у зрителей не осталось сомнений - перед ними выдающаяся личность.

Совсем другое дело его работы над женскими образами. Перед нами всегда олицетворения женственности. В них есть изящество и грация, которые не часто можно встретить в портретах, особенно советских, 20 века. Жемчужными переливами сверкает портрет примы Кировского театра Анны Шелест. Прекрасно одухотворенное лицо художницы Савельевой. И конечно муза , и любимая модель художника - его жена.

В каждой модели Орешников находил черты идеала гармоничной и потому вечной, неподвластной изменениям моды , красоты .

Желанной гармонией мироустройства дышат пейзажи мастера . Их главные герои свет, воздух и небо. Здесь царствуют тишина и покой. Виктор Орешников был художником, не искавшим драматических эффектов.

Его Ленинград похож на светлую, утреннюю грезу. Здесь нет места мрачным легендам, тоске и безысходности Петербурга Достоевского .

Зеленые луга, зимний лес, пышные стога, разнообразие деревьев, синее южное море: он писал разную природу, в разное время года. И каждый раз он влюблялся в изображаемый им объект.

Мир, созданный кистью Орешникова , разнообразен и отличается ясностью и кристальной чистотой горного источника. Художник умел видеть красоту сущего мира, талант редкий, особенно в наше время.

За время его работы в институте им. Репина он воспитал целую плеяду мастеров русского искусства - петербуржцев.

Среди них:

  • Б.С. Угаров - Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР и ее президент, профессор;
  • П.Т. Фомин - Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, профессор;
  • В.И. Рейхет - Народный художник России, профессор;
  • В.В. Пименов - Народный художник России, профессор;
  • А.К. Соколов - Заслуженный художник России, профессор;
  • А.Л. Королев - Заслуженный художник России, профессор.

    - (р. 1904), советский живописец. Народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в ленинградском Вхутеине (1924 27). Преподаёт в ленинградской АХ ИЖСА (с 1930, ректор в 1957 77). Автор картин на историко… … Художественная энциклопедия

    Орешников Виктор Михайлович - (1904—1987), советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в Ленинградском ВХУТЕИНе (1924—27), аспирантуре АХ (1933—36) у И. И. Бродского. Преподавал в ИЖСА (с 1930, в 1953—77… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - [р. 7(20).1.1904, Пермь], советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в Ленинграде во Вхутеине (1924 1927; в аспирантуре АХ 1933 36, у И. И. Бродского) Преподаёт в ленинградской АХ институте… … Большая советская энциклопедия

    - (1904 87) российский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Исторические картины (В штабе обороны Петрограда, 1949), портреты (Б. Б. Пиотровский, 1970 71). Государственная премия СССР (1948, 1950) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1904 1987), советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Учился в Ленинградском ВХУТЕИНе (1924 27), аспирантуре АХ (1933 36) у И. И. Бродского. Преподавал в ИЖСА (с 1930, в 1953 77 ректор). Автор… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1904 1987), живописец, народный художник СССР (1969), действительный член АХ СССР (1954). Исторические картины («В штабе обороны Петрограда», 1949), портреты («Б. Б. Пиотровский», 1970 71). Государственная премия СССР (1948, 1950). * * *… … Энциклопедический словарь

    Род. 1904, ум. 1987. Живописец, автор портретов, исторических полотен и др. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1948, 1950). С 1954 г. действительный член АХ СССР. Народный художник СССР (1969) … Большая биографическая энциклопедия

    Виктор Михайлович Орешников (род. 7(20)января 1904 г, в городе Пермь 1987 г.) советский живописец, народный художник СССР (1969), действительный член Академии Художеств СССР (1954). Жизнь и творчество Преподавал в ленинградском академическом… … Википедия

    Орешников фамилия: Орешников, Алексей Васильевич (1855 1933) русский и советский нумизмат, член корреспондент Академии наук СССР Орешников, Виктор Михайлович (1904 1987) советский живописец Орешников, Роман Александрович (род.… … Википедия

Виктор Орешников (1904-1987) – народный художник СССР, мастер ленинградской школы живописи, классик периода поставангарда.

Виктор Михайлович Орешников родился в Перми, здесь он окончил городское реальное училище, а затем частную художественную школу им. И. И. Туранского. В 1924 году В. Орешников поступил в Ленинградский Высший художественно-технический институт, (в будущем ЛИЖСА им. И. Е. Репина).

Годы учёбы Виктора Орешникова пришлись на времена непрерывных экспериментов во всех областях художественного творчества. Но молодой художник, питающий интерес к реалистическому искусству, не проникся идеями авангардных течений, находя в них лишь своеобразную рутину, «с которой молодёжи приходилось бороться и противопоставлять этим тенденциям здоровое ощущение жизни». При том, что руководителем В. Орешникова в обновлённой Академии художеств был Кузьма Петров-Водкин, свою истинную школу будущий Народный художник нашёл в Эрмитаже. Наиболее сильное влияние на его творчество оказал Эль Греко – в экспрессивном искусстве этого мятежника времён испанского барокко восприимчивый героико-романтическому настроению Виктор Орешников нашёл ближайшую собственным чувствам и настроению манеру. Рассматривая его работы разных лет, можно увидеть мотивы, отсылающие к творчеству и других гениальных романтиков: Веласкеса, Риберы, Жерико, Ж. Л. Давида, Гойи. В 1930 году Орешников начинает преподавательскую деятельность (1930-1987, с 1953-1977 – ректор ЛИЖСА им. Репина), в 1933-м поступает в аспирантуру ЛИЖСА, где его руководителем становится И. И. Бродский. Начиная с 30-х, живопись В. Орешникова заметно меняется, в его работах становится заметным влияние французских импрессионистов и постимпрессионистов. Во время Великой Отечественной войны в эвакуации Орешников продолжает много трудиться, создаёт агитационные и сатирические плакаты, панно, рисунки для газет, портреты, картины, этюды. Первым большим полотном по возвращению в Ленинград становится «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете» (1947, Санкт-Петербургский государственный университет). Впоследствии эта, и следующая масштабная работа художника – картина «В штабе обороны Петрограда (1917 год)» (1949, Третьяковская галерея), были отмечены высшей государственной наградой – Сталинской премией. Помимо историко-революционных картин, Виктор Орешников написал большое количество бытовых этюдов и эскизов, пейзажей и натюрмортов. За всю жизнь художником создано более ста портретов. Галерея лиц, запечатлённых мастером, включает родных и близких ему людей, и что особенно ценно, цвет художественной, творческой и научной интеллигенции 40-80-х годов. В. М. Орешников скончался 15 марта 1987 года. Выставка в «Петербургском художнике», посвящённая 111-й годовщине со дня его рождения, представляет картины, этюды, эскизы, акварели и рисунки, сохранённые семьёй его сына, известного петербургского художника Александра Орешникова.

Гражданство:

СССР СССР

Жанр: Стиль: Награды: Звания: Премии:

Виктор Михайлович Оре́шников ( -) - советский живописец и педагог, мастер портрета, профессор, кандидат искусствоведения.

Биография

В. М. Орешников родился 7 (20) января 1904 года в Перми . В 1927 году окончил ленинградский ВХУТЕИН , мастерская К. С. Петрова-Водкина . В 1930-1987 годах преподавал в . Кандидат искусствоведения (1937). Доктор искусствоведения (1948). С 1953 по 1977 годы был ректором .

Орешников был избран действительным членом АХ СССР (). Персональные выставки художника состоялись в Ленинграде (1954, 1974, 1985) и Москве (1975). В 1989-1992 годах уже после смерти художника его работы с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L" Ecole de Leningrad во Франции .

В Санкт-Петербурге на доме, где в 1967-1987 годах жил Орешников (Петровская наб ., д. 4), установлена мемориальная доска.

Семья

  • Отец - Орешников Михаил Петрович, надворный советник
  • Мать - Орешникова Ольга Николаевна
  • Супруга - Мадина Николаевна Калманова
    • Сын - Александр Орешников (р. 1939), художник
      • Внучка - Ольга Орешникова (р. 1962), художник
      • Внук - Павел

Награды и премии

  • народный художник СССР ()
  • Сталинская премия третьей степени () - за картину «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете» ()
  • Сталинская премия третьей степени () - за картину «В штабе обороны Петрограда» ()
  • орден Ленина ()
  • орден Трудового Красного Знамени ()
  • орден «Знак Почёта» ()
  • орден Дружбы народов ()

Автор картин

Напишите отзыв о статье "Орешников, Виктор Михайлович"

Примечания

Ученики

Источники

  • Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись. Каталог. Л., ЛССХ, 1948.
  • Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников // Ленинградская правда, 1947, 29 ноября.
  • Иванов П. Лицо современника // Искусство. 1965, № 8. С.5-10.
  • Аникушин М. О времени и о себе // Вечерний Ленинград, 1967, 17 октября.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки . - Л: Художник РСФСР, 1976. - с.25,40.
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября . - Л: Художник РСФСР, 1982. - с.18.
  • Левандовский С. Живопись на Ленинградской зональной // Искусство. 1981, № 2. С.63.
  • Виктор Михайлович Орешников. Каталог выставки. Живопись. М., Изобразительное искусство, 1985.
  • - Paris: Drouot Richelieu, 12 Mars 1990. - p. 100-101.
  • L" Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. - Paris: Drouot Richelieu, 11 Juin 1990. - p. 60-61.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа . - Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. - с.9, 15, 19, 356, 358, 359, 362, 367-371, 383-385, 387-392, 396, 398, 399, 402, 406, 441, 443, 444. ISBN 5-901724-21-6 , ISBN 978-5-901724-21-7 .

См. также

Отрывок, характеризующий Орешников, Виктор Михайлович

«Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату.
– Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.
– Велел.
– Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?
– Нет еще. А вы куда?
– Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин.
Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе.
Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.
– Ты видишь ли, дг"уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег"вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог"ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему.
– Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел.
Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал.
– Сквег"но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова.
– Семь новых и три старых.
– Ах,сквег"но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг"а, – крикнул Денисов на Лаврушку.
– Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея.
– Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов.
– А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов.
– Да нет же.
И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек.
– Ты куда положил, Ростов?
– Под нижнюю подушку.
– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г"остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог"това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог"ю. Всех запог"ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог"ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.