Орнаменты ханты и манси раскраски. Орнаменты ханты и манси

Клюшкина Мария

Данная работа посвящена исследованию символики орнамента в одежде народа ханты и манси. В орнаментах записана история народа, раскрывается тайный смысл узоров. Можно узнать о человеке: из какого он селения, о роде его занятий, о достатке. А еще орнаменты выполняют роль оберегов (предметы, обладающие охранительной силой).

Скачать:

Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«Шаг в будущее»

« Что значит орнамент в одежде ханты и манси »

Секция: проблемы человека и общества.

«Волшебные узоры Югры»

Секция: краеведение

Российская Федерация,

Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №29

4 Б класс

Научный руководитель:

Клюшкина Александра Сергеевна,

учитель высшей квалификационной категории

предмет: начальные классы

Аннотация_____________________________________________2

План исследования______________________________________3-4

Основная часть_________________________________________6-10

  1. Происхождение орнамента__________________5
  2. Символическое значение орнамента____________6
  3. Практическая работа___________________________7-8

Заключение ____________________________________________9

Список используемой литературы_________________________10

Приложения___________________________________________

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию символики орнамента в одежде народа ханты и манси. В орнаментах записана история народа, раскрывается тайный смысл узоров. Можно узнать о человеке: из какого он селения, о роде его занятий, о достатке. А еще орнаменты выполняют роль оберегов (предметы, обладающие охранительной силой).

Цель работы:

При написании работы использовались методы анализа, синтеза, обобщение информации.

Данная исследовательская работа показывает, что источником создания орнамента была сама природа. Орнамент на одежде ханты и манси имеет символическое значение и заключает в себе образы священных растений и животных, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа Югры. Найдена взаимосвязь между узорами на одежде ханты и манси и окружающим миром. В ходе исследования было установлено, что орнамент у коренного народа не случаен и может рассказать о художественной культуре ханты и манси.

Данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и во внеклассной работе. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы, приложения.

«Что значит орнамент в одежде ханты и манси»

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29, 4-Б класс

План исследования

«Орнамент, разворачивает на поверхности любой

вещи свою собственную художественную тему».

Юрий Яковлевич Герчук

  • Подбор литературы по теме проекта, посещение музеев.
  • Сбор информации.
    Обработка результатов анкеты и теста для дальнейшего использования в работе.
  • Подведение итога работы.

Однажды мама подарила мне свитер, на котором были необычные узоры. Они как будто оживляли мой свитер, делали его красивым, оригинальным, заметным. Мне стало интересно, что означают узоры, которые изображены у меня на одежде. Из Интернета я узнала, что такие же узоры на одежде народов ханты и манси. Мне захотелось узнать как можно больше об этих узорах, потому что в них было что-то загадочное. Так родилась тема исследовательской работы «Что значит орнамент в одежде ханты и манси».

Актуальность темы заключается в том, что о культуре ханты и манси мы почти ничего не знаем. Орнамент является частью культуры хантыйского народа.

Цель работы: изучить значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Узнать, какое значение имеет орнамент в культуре северного народа.
  2. Провести анкетирование и тест по теме « Что знают современные люди об орнаментах на одежде ханты и манси».
  3. Обобщить полученные материалы.
  4. Подготовить презентацию, фотоколлаж, выпустить буклет, создать собственный орнамент на хантыйскую тему.

Методика исследования. При выполнении работы использовались знания, полученные мною на уроках окружающего мира при изучении темы «Растительный и животный мир Югры», «Северные народы».

Г ипотеза исследования:

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования :

1. Сбор информации.
2. Анкетирование, опрос.
3. Наблюдение, фотографирование.
4. Анализ.

5.Синтез.

Объектом исследования являются орнаменты на одежде ханты и манси .

Предмет изучения: узоры в орнаменте ханты и манси и их смысл.

Новизна работы заключается в том, что орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл.

Результат исследовательской деятельности: презентация, буклет, фотоколлаж, авторский орнамент на хантыйскую тему.

Практическая ценность работы
Результаты работы могут использоваться на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и во внеклассной работе.

Организация и база исследования . Исследование проводилось на базе одной из школ города Сургута.

«Что значит орнамент в одежде ханты и манси»

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29, 4-Б класс

Происхождение орнамента

В 1872 году в альбоме знаменитого историка искусств Владимира Васильевича Стасова были замечены статьи об орнаменте народов ханты и манси, в которых писалось о том, что каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка-украшение) - это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

Символическое значение орнамента

В музее на экскурсии я увидела вещи, украшенные необычными орнаментами, смысл которых мне был сначала непонятен. Оказалось, что это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Символ - это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного. Орнаменты ханты и манси имеет символическое значение. Например, «лягушка» и «крест» являлись символами домашнего очага. «Крест» также является оберегом от дурного глаза. На одежде ханты и манси я увидела оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень символизирует победу добра над злом, крест с загнутыми концами обозначает символ счастья, пчела символизирует трудолюбие, зеркало – правду, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение. [ ] Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом.

Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка.

Для изготовления изделий используют несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов. Таким образом, орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Практическая работа

Исследование проводилось на базе одной из школ города Сургута.

Цель исследования: изучить значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Задавшись вопросом раскрыть тайну орнамента на одежде ханты и манси, я познакомилась с культурным наследием коренного населения нашего округа в Центральной Детской Библиотеке, Интернете, музее.

Для того чтобы выяснить, что знают ребята 3-4 классов нашей школы про коренное население нашего округа и орнамент на одежде ханты и манси, я решила провести анкетирование. По итогам первого анкетирования стало ясно, что мало кто из ребят знает про коренное население, что такое орнамент и для чего он нужен. (Приложение №1 анкета №1)

Еще я решила выяснить, что знают ребята о символике орнамента, провела опрос. Задание заключалось в следующем: определить, что изображено на картинках. Предлагались иллюстрации с орнаментом на одежде ханты и манси. Нужно было отгадать, что они обозначают. В результате опроса было выяснено, что ребята почти ничего не знают об орнаментах. (Приложение №2 опрос №1)

Но я поняла, что тема им интересна. Поэтому на школьной конференции «Я исследователь» выступила с темой «Что значит орнамент в одежде ханты и манси». Рассказала ребятам о символике орнамента, и что обозначает каждый узор.

Для привлечения интереса ребят был проведен конкурс рисунков « ». (Приложение №3)

В классе мы с ребятами оформили фотоколлаж «Орнамент в одежде ханты и манси». (Приложение №4 фотоколлаж)

Еще нами был оформлен буклет по теме исследования. (Приложение №5)

Вместе с одноклассниками мы придумали свой орнамент на хантыйскую тему, который я сама вышила. В нем были использованы священные для ханты и манси вещи, обереги и цвета. (Приложение №6 авторский орнамент)

После всех проведенных мероприятий я решила еще раз провести анкетирование и опрос, чтобы посмотреть, как ребята запомнили все, что я рассказала. Произошел рост – ребята уверенно отвечали на вопросы про коренное население, про орнамент. (Приложение №7 анкета №2)

И в опросе тоже уже смогли отличить символы «солнце» от «медведя» и «лягушки». (Приложение №8 опрос №2)

Практическая значимость работы: данную работу можно использовать на уроках литературы, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

Заключение

Таким образом, мы пришли к выводу, что источником создания орнамента была сама природа. Орнамент оживляет вещи. Он рассказывает о богатстве и разнообразии окружающего мира.

Мы изучили символику орнамента народов ханты и манси и пришли к выводу, что орнамент на их одежде - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Орнаменты одежде ханты и манси имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. В орнаментах цвет также имеет символическое значение: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира.

В ходе работы над исследованием была подтверждена гипотеза о том, что орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа, а еще служат оберегами.

Закончив исследование, я познакомила сверстников с итогами моей работы, вместе мы оформили фотоколлаж «Орнамент на одежде ханты и манси» , выставку рисунков « Символика орнамента ханты и манси » , создали орнамент на хантыйскую тему, а также выступила на школьной конференции «Я исследователь» с работой «Что значит орнамент в одежде ханты и манси?».

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты. Мои сверстники узнали много нового и интересного о культуре и обычаях ханты и манси, а значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов Севера! Ведь в орнаменте - история народа.

Список используемой литературы, сайты.

1.Дудырева, Н. Наш край - Югра[Текст] / Наталья Дудырева

// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2012. - № 6. - С. 16-17. - фот.

2. [Электронный ресурс].URL: http://dic.academic.ru

3. Ожегов С.И., «Словарь русского языка», 20-е издание, стереотипное, Москва, «Русский язык», 1989г.

4.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000 г.

5.Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обскихгров», Москва, Издательство ИКАР, 2003г.

6.Узор таежной тишины [Текст] // Югорское детство. - 2012. - № 1. - С. 24, 25. - ил.

7.Шишкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты», Издание второе исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2001.

8. Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире. [Электронный ресурс].URL: http://www.etnic.ru

9. Николай Фомин Серия «Обские угры» [Электронный ресурс].URL: http://www.liveinternet.ru

10. Орнаментальное искусство коренных народов Севера. [Электронный ресурс].URL: http://rudocs.exdat.com

11. Орнаменты ханты и манси [Электронный ресурс].URL: http://ornament-ru

12. Алые паруса. Народы ХМАО. [Электронный ресурс].URL: http://сайт

13.Югорское детство №3(37) май-июнь, первый сургутский журнал для родителей, редактор Л.Андреенко, 2013г.

14.Югорское детство №5(39) май-июнь, первый сургутский журнал для родителей, редактор Л.Андреенко, 2013г.

15.Орнамент "Солнце"[Текст] / Т. Молданова// Югра. - 1993. - № 4. - С. 51. - 3 рис.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Консультация для родителей «Орнаменты ханты и манси»

«Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб».

Каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка-украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

Язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного. Орнаменты ханты и манси имеет символическое значение.


Например, «лягушка» и «крест» являлись символами домашнего очага. «Крест» также является оберегом от дурного глаза. На одежде ханты и манси можно увидеть оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень символизирует победу добра над злом, крест с загнутыми концами обозначает символ счастья, пчела символизирует трудолюбие, зеркало – правду, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение. Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом.

Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка.

Для изготовления изделий используют несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.


Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа, а еще служат оберегами.

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты.

В материале отражено хантыйское народное искусство орнамента. Материал можно использовать и в виде альбома для детей старшего дошкольного возраста, является региональным компонентом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хантыйский орнамент и его символика.

Хантыйское народное искусство орнамента

Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Украшают шубы, суконную одежду, обувь - пимы (бурки). Это зимние сапоги из оленьих шкур, которые снимают с ног оленя. Работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий).

Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег, -
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца. (М. Шульгин)

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души.

Хантыйские мотивы

Хантыйский орнамент.
Выводок утят

Хантыйский орнамент.

Лапа лисы

Хантыйский орнамент. Малая рябь воды

Хантыйский орнамент. Крыло гуся

Хантыйский орнамент. Заячьи уши

Хантыйский орнамент. След бел

Хантыйский орнамент. Изображение медведя

Хантыйский орнамент. Выдра

Хантыйский орнамент. Человек на лошади

Хантыйский орнамент. Кедровая шишка

Хантыйский орнамент. Лягушка

Хантыйский орнамент. Жук

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васыолын «выводок утят», питы лук «глухарь», холхтыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай суматнув «березовая ветка»; явления природы: серхайнюх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэшоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.

Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.

Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.
Интересен геометрический орнамент и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских народов ханты. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха.

Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изогнутых под прямым или тупым углом. Примерно такими же орнаментами украшают и весенне-осеннюю одежду нуйсах. В быту женщины мало применяют священный орнамент. Его мотивы связаны с животным или растительным миром, а также с частями тела человека.

Многообразные орнаментированные изделия были почти исключительно делом женских рук. Шили покупными металлическими иглами, но прежде пользовались самодельными из косточек ног оленя или белки, рыбьей кости. При шитье надевали на указательный палец наперсток без донышка - самодельный костяной или покупной металлический. Иглы хранили в специальных игольниках из оленьих шкур либо из сукна, хлопчатобумажных тканей. Их делали разной формы, украшали аппликацией, бисером, вышивкой, снабжали приспособлением для хранения наперстка. В сказках игольницам приписывалась волшебная сила: на них летали или переплывали моря. Наш поиск корней этого, казалось бы, малозаметного предмета привел к войлочным коврам южных народов, у которых бытовала идея ковра-самолета. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиныль либо в сумке тутчан, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Подвесок бывало так много, что они почти скрывали орнамент. Тутчан - очень дорогой для женщин предмет, он переходил от матери к дочери, либо мать шила ей новый к свадьбе.

«У нас, женщин, сто узлов, тысяча узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь».

Замечательное искусство вышивания по холсту цветными нитками - шерстяными, бумажными, шелковыми и гарусом - ныне, к сожалению, утрачено. Последние образцы в начале XX в. были собраны для музеев, некоторые из них попали в Венгрию. Этот вид декоративно-прикладного искусства был развит только в южных районах - на Конде, Иртыше, Демьянке, Салыме. Были известны четыре технических приема, и каждый имел особое название: косой стежок - керемханч, односторонняя гладь внутри оконтуренной фигуры - ханты ханч (хантыйский узор), крестиком - севемханч, квадратная вышивка - рутьханч (русский узор). Женщины не жалели времени, собственных рук и глаз, заполняя узорами почти сплошь рубаху или платье. Работа могла длиться до двух лет. Вышивали также косынки и платки, мужские штаны, рукавицы. Орнаментированные чулки и рукавицы вязали также на спицах. Шерсть была покупной, но красили ее ханты сами. В сказках можно встретить и такое описание: «Рукавицы на солнце поблескивают, верх у них вязан из чистого серебра».

Хантыйские узоры

Шея утки

Березовая ветвь

Челюсть лошади

Рога оленя

Мозаичные узоры наносили не только по ровдуге и меху, но и по цветному покупному сукну. При работе с тканями, особенно бумажными, применяли еще один способ художественной обработки - аппликацию, т. е. пришивание накладной узорной полосы на какую-то часть изделия. Покупные ткани использовали при шитье мужских рубах, женских платьев и халатов-сахов, подушек, покрывал для оленей - ездовых и жертвенных, сумок, рукавиц и др.

Если ровдуга и мех направляют фантазию мастериц на поиск новых линий и фигур, то ткани дают еще одну возможность - выразить более полно цветовосприятие мира. В первом случае узор состоит только из темной и светлой частей, т. е. он диахромен. В тканях узор может быть не только черно-белым, а, например, черно-желтым, что уже является расширением цветового спектра. Ткани дают возможность сочетать несколько цветов, делать узор полихромным. Интересно, что некоторыми цветовыми сочетаниями достигается еще больший эффект контрастности, чем в черно-белом варианте.

Например, на сине-красное изображение одного из божеств - небесного всадника Урта - даже трудно смотреть, оно слепит глаза. И мастерицы знали, что делали, - ведь, по их представлениям, на солнце смотреть можно, а на Урта нельзя.

В одной хантыйской песне поется: Дом Урта висит на цепях между небом и землей и качается от ветра по линии юг - север. Урт скачет на пестром коне и видит, кто в чем нуждается. Помогает он только тем, кто его вспоминает время от времени и делает подарки. Но Урт не поможет тому, кто вспоминает о нем только тогда, когда уже попал в беду. Так заканчивалась длинная песнь.

По наблюдениям последних лет, чем дальше на север, тем больше игры красок в хантыйских изделиях из сукна. Пытаешься осмыслить, почему возникают те или иные цветовые сочетания, и какое-то объяснение находишь в природе. Поразишься фиолетово-голубому спектру в женской одежде, а потом видишь его в кустике осенней голубики с фиолетовыми листочками.

Хантыйские орнаменты

Сумка. Ур хир. Олений мех, кожа. (Е.К, Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с-Усть-Войкарык)

Меховая мозаика на женской шубе. Суматнув «березовая ветка». Нёшас «соболь» (М.С. Нензелова, Шурышкарский район, с, Восяхово)

Меховая мозаика на женской шубе. Лук ханши «глухарь». Хоронгат ханши «рога оленя» (Н.Г. Лонгортова, Шурышкарский район, Горковский с/с, стоянка Ай хишпаи)

Аппликация на женской демисезонной одежде. Ай лов унгал ханши «рот маленькой лошади». Ху шуп «полмужика»

Меховая мозаика на детской шубе. Охпушах ханши «голова». Ай лов нял ханши «рот маленькой лошади» (Е.К. Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с. Усть-Войкары)

Аппликация на женской демисезонной одежде. Лов нял ханши «лошадиный нос». (Е.К. Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с. Усть-Войкары)

Орнаментальные системы народа Ханты выработаны и отшлифованы в процессе длительной творческой практики. Поэтому изделия из меха с мозаичным декором, как правило, характеризуются высоким уровнем художественного оформления и ярко выраженным своеобразием

Полихромность шла на смену диахромности благодаря еще одному привозному материалу - разноцветному бисеру. Ханты знали две техники изготовления бисерных украшений: ажурную сетку и нашивание бисера на ткань либо кожу. Так украшали женские халаты, платья, воротники, пояса, обувь и подвязки к ней, рукавицы, головные уборы, сумочки и кисеты. Из бисера создавали нагрудные украшения. В конце XIX в. бисер как будто стал выходить из моды, а сейчас снова переживает расцвет. Больше всего ханты ценили непрозрачный фарфоровый бисер. Сейчас он редок. При нехватке покупного бисера ему находят заменитель: разрезают на мелкие кусочки проволочную изоляцию. Некоторые предметы постепенно перестали украшать, зато появляются бисерные кошельки, браслеты. На одежде полосы нанизанного бисера вытесняют старинные оловянные отливки, которые когда-то изготавливали сами женщины.

Ханты украшали орнаментом не только одежду, но и предмета быта. Особенно любовно украшались колыбели, недаром в хантыйской сказке говорится: «Мать сшила ему колыбель из бересты, украшенную ногастыми зверями, сшила ему колыбель, украшенную крылатыми зверями». Главной фигурой здесь была глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит. Наносили и другие изображения - соболя, рога оленя, медведя, крест.

Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности - к культу воды, огня, различным явлениям природы, человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира. http://rudocs.exdat.com/docs2/index-586826.html


Тема: «Традиционная одежда ханты и манси»

Выполнил: Полтавец Владимир

ученик 4 «Е» класса МБОУ

«Средней школы № 2 – многопрофильная

имени заслуженного строителя

Российской Федерации

Евгения Ивановича Куропаткина»

Руководитель: Корлыханова А.М.

г. Нижневартовск 2017г

Введение……………………………………………………стр.3

Основная часть……………………………………………стр. 4

1.1.Мужская одежда……………………………………….стр. 4

1.2.Женская одежда……………………………………….стр. 6

1.3.Детская одежда……………………………………… .. стр. 6

1.4.Обувь ханты…………………………………………. .стр.7

1.5.Украшения головы…………………………………….стр.7

1.6.Происхождение орнамента……………………….......стр.8

1.7.Орнаментальные узоры………………………………стр.8

Практическая часть………………………………………стр.11

Заключение………………………………………………..стр.1

Литература ………………………………………………. стр.14

Введение

Мы живем в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение. Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа. Ха́нты - коренной малочисленный угорский народ, Само название ханты означает люди. Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры» - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Сохранение традиций и культуры ханты и манси один из главных принципов культурного развития округа.

Культурные традиции этих малых народов постепенно утрачиваются. Поэтому сегодня важно их сохранение. Мне захотелось побольше узнать о коренных жителях нашего округа, научиться понимать язык хантыйского орнамента и узнать, каково его значение в культуре народа ханты.

Мы перед собой поставили цель: Познакомиться с разновидностями одежды народа ханты и манси; изучить узоры - орнаменты часто встречающиеся в одежде коренных жителей.

Задачи:

1. Проанализировать национальный костюм ханты и манси, его составные части;

2. Определить виды материалов для изготовления одежды

3. Изучить орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде,

найти их графическое изображение.

4.Сделать вывод по проделанной работе и представить её в виде презентации.

Обьект исследования:

Предмет исследования:

Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

Основная часть

Мы живём в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского Автономного округа. Коренное население – ханты и манси. Поэтому бережное сохранение традиций - один из главных принципов жизни современных ханты. Мужчины занимаются обработкой дерева, кости, металла. Женщины шьют одежду из меха, сукна, кожи рыб, расшивая её бисером и украшая национальными орнаментами. Орнамент является мощным пластом культуры хантыйского народа. Он богат и многообразен. Орнамент народа ханты имеет свой национальный характер, который проявляется в выборе материала, мотивах орнамента, в цвете, т.е. имеет свои особенности, свой образный язык и нам захотелось научиться понимать язык хантыйского орнамента и узнать, каково его значение в культуре народа ханты.

Рассмотрим, какие национальные костюмы у народов ханты манси. Все они красивые, яркие. Раньше люди так ходили каждый день, а теперь надевают эти костюмы на праздники.

Объект исследования: национальная одежда аборигенов Югры

Предмет исследования:символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты и манси.

Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

1.1.Мужская одежда

У северных оленеводов ханты и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев (малица, гусь). Обычную же верхнюю одежду их составляли шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок: по покрою эти шубы были распашными, прямоспинными; они завязывались с помощью ровдужных ремешков или же запахивались и подпоясывались кожаным ремнем с большим напуском - пазухой. На р. Вах охотники ханты на зимний промысел надевали так называемый колек. Это короткая одежда из оленьей шкуры, сшитая мехом наружу. Колек туго подпоясывали и полы спереди затыкали за пояс, чтобы они не мешали быстрой ходьбе на лыжах. Летняя мужская одежда северных оленеводов ханты по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных ханты - охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

У южной группы ханты и манси мужские рубахи (хант. ернас, манс. суп) прежде шили из домотканого крапивного холста; они были длиной до колен, с отложным воротником, с вышивкой шерстью на груди и подоле; позднее появились рубахи-косоворотки, также вышитые. Рубахи подпоясывали с напуском. В первой четверти XX в. рубахи стали шить из покупных тканей. У северной группы ханты рубахи и раньше шили только из фабричных тканей. Рубаха прикрывала узкие, заходящие немного ниже колен штаны (хант. кась, манс. маньсуп), которые шили из ровдуги, рыбьей кожи, холста и бумажных тканей. Поверх рубахи мужчины надевали ременный или тканый пояс (хант. антып, манс. энтап), к которому в расшитых бисером мешочках привешивались деревянные ножны с ножом, оселок и огниво. Нижняя часть ножен привязывалась к ноге, чтобы нож можно было легко и быстро вытащить. Зимняя обувь оленеводов ханты и манси (ёрн-вай, т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь покупали у северных ханты - оленеводов. Большинство ханты носило короткую обувь - няра, сшитую из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась на толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

1.2. Женская одежда

Женская зимняя одежда северных ханты (сах)) и манси (сахи) - оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. В районах, где было мало оленей, подклад шубы делался из заячьих и беличьих шкурок и из беличьих ланок, из утиных, гагарьих и лебединых шкурок. Женские шубы у восточных ханты шились из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. На такую шубу шло до 800 беличьих лапок. При дальних поездках на оленях женщины, как и мужчины, надевали малицу и гусь. Зимняя женская обувь была ненецкого типа, такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок разноцветного сукна.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, обшлагам и вороту нашивками из бисера, цветной материи и четырехугольных литых из олова бляшек; такие бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Женские пояса были уже мужских и более нарядные.

Женские рубахи южных групп ханты и манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп ханты и манси были русского покроя; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя, с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных ханты широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.

1.3. Детская одежда

Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например, детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т.д.

Коренные народы часто использовали символику Югры

Синий - реки и озера края

Белый - цвет снега

Зеленый - цвет тайги

1.4.Обувь ханты

Зимняя обувь оленеводов ханты и манси (ёрн-вай, т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь покупали у северных ханты - оленеводов. Большинство ханты носило короткую обувь - няра, сшитую из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась на толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

1.5.Украшения головы

Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со свободно свисающими концами, сложенными неровным треугольником по диагонали; малый треугольник женщины спускали на лицо, закрывая его таким образом от мужчин, старших родственников мужа. Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины ханты носили большое количество медных и серебряных колец. У южных ханты были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п. У народов ханты были широко распространены женские бисерные украшения: нагрудные украшения. Основные цвета бисера были: белый, синий, красный, голубой, зелёный, жёлтый. Подбирались цвета по принципу контрастности. Бисер, бисерные украшения являются неотъемлемой частью традиционной культуры ханты.

1.6. Происхождение орнамента

В 1872 году в альбоме знаменитого историка искусств Владимира Васильевича Стасова были замечены статьи об орнаменте народов ханты и манси, в которых писалось о том, что каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка - украшение) - это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется

орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

1.7.Орнаментальные узоры

Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след зверя сакрален. «След» создаёт бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У ханты, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души. Мастерицы очень гордятся своим умением изготовлять красивые вещи. В орнаменте самые отвлечённые геометрические формы мастерица выполняет вполне определённым содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васыолын «выводок утят», питы лук «глухарь», холхтыхл «гнездо чёрного ворона»; растения: ай суматнув «берёзовая ветка», человек: хэщоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого- либо события, например, вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывавшему медведя.

Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закреплённые традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.

Вот некоторые хантыйские орнаменты .

Изображение медведя-оберег души детей от всяких дурных влияний, злых духов.

Олень – символизирующий землю, наполненную оленями

Лягушка – символ здоровья и долголетия новорожденного

Глухарь – птица сна

Змея- защищает от недугов, является покровительница духов

Шишка - символ хантыйского человека

Солнце – даёт жизнь как настоящую, так и будущую

Уши зайца – дух –(охранитель в облике зайца)

Ветка берёзы- священное дерево

Трясогузка – приход весны

Практическая работа

2.1.Анкетирование

В своей школе мы провели анкетирование учащихся 3 и 4 классов Было опрошено 132 человека. Ребятам были заданы вопросы:

4.Что такое орнамент?

Мы получили такие ответы:

1.Знаете ли вы, как называются коренные жители нашего округа?

Ханты и манси – 120человек, русские – 12 человек

2.Из чего изготовляют одежду ханты и манси?

Из меха, шкур животных - 115чел, из шерсти – 12человек, из ткани -5чел.

3. Чем традиционно занимаются ханты и манси?

Охотой и рыбалкой - 114чел, земледелием и скотоводством- 18 чел

4.Что такое орнамент?

Правильно ответили – 108чел, не знают – 12 чел, допустили ошибку- 12 чел.

5. Зачем ханты и манси украшают свою одежду орнаментами?

Красивая одежда – 98чел, орнамент является оберегом – 22чел, связь с природой – 12 человек.

По итогам анкетирования стало ясно, что не все ребята знают про коренное население, что такое орнамент и для чего он нужен. Мы рассказали ребятам о символике орнамента и что обозначает каждый узор.

Заключение:

Проведя исследовательскую работу по выбранной теме, я убедился в актуальности и значимости темы «Национальная одежда ханты и манси », является средством выражения национальных особенностей народа, его мировоззрения.

Отражая историю и культуру ханты и манси, показывая, какой это талантливый и трудолюбивый народ.

Мы подтвердили свою гипотезу о том, что одежда изготавливалась из разных видов шкур животных и коры деревьев. Украшалась одежда разными узорами, орнаментами и вышитым бисером.

Декорированные изделия являются не только украшением, но и оберегом. Есть узоры, почитаемые и в настоящее время, например: «заячьи ушки», «крест», «лягушка», «березовая ветвь».

Раньше все предметы изготавливались для собственных потребностей, теперь многие вещи изготавливаются для оформления музейных экспозиций, в качестве сувенирной продукции.

В процессе исследования мы пришли к выводам:

Заканчивая обзор традиционной одежды восточных манси и южных ханты, необходимо отметить, что уже в конце 19 – начале 20 века у женщин бытовали юбки, фартуки, фуфайки, у мужчин – пиджаки, сапоги, жилетки, т.е. элементы костюма, широко распространенные у ханты и манси.

Хантыйские орнаменты имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных. В орнаментах цвет также имеет символическое значение (белый - божественный; красный – цвет земной жизни, тепло; чёрный – символ подземного мира).

Сегодня мы не можем надеть национальный костюм в повседневной одежде, но можем его показать на фестивалях, форумах, концертах, новогодних представлениях, выставках и т. д.

Литература:

1.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000 г.

2. Банников В.Н., Петрук О.И. Изобразительное искусство в национальной школе.- Ханты-Мансииск: 2005 г.

3. Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. 1993 г.

4. Кайгородова М.В. Декоративно-прикладное искусство ХМАО.

5. Николай Фомин Серия «Обские угры» http://www.liveinternet.ru /users/stephanya/post161403887/

6. Виртуальный музей русского примитива. Митрофан Тебетев. http://www.museum.ru/Primitiv/img/exhibition/139.jpg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Заячьи ушки» («Большие уши») Орнамент связан с зайчихой, образом богини Калтащ, и, следовательно, несет функцию узора, охраняющего женщину, ребенка и саму способность женщины к деторождению. Узором «заячьи ушки» украшают детские вещи, потому, что зайчиха – мать относится к лесным женским духам. А каждая женщина – мать любит своих детей. Этот узор похож на длинные ушки зайцев.

3 слайд

Описание слайда:

«Крыло чайки» Орнамент «крылья чайки» говорит о том, что мастерицы проживают на реке Обь; считается, что чайка – птица духа, управляющего тучами и грозой.

4 слайд

Описание слайда:

«Пасть большого коня» В фольклоре ханты встречаются крылатые кони с раскрытой пастью. Богатыри, умеющие их укрощать - Боги наиболее высокого ранга, - восседают на таких лошадях.

5 слайд

Описание слайда:

«Оленьи рога» Он похож на веточки оленьих рогов. Этому узору ханты отдают предпочтение, потому, что олень – самое главное животное в жизни хантов. Если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды; во-первых, это материальное благополучие (теплая одежда, еда), во-вторых, он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божеств.

6 слайд

Описание слайда:

«Медведь» Узором «медведь» охотники украшают свои вещи и обереги, они верят, что медведь их охраняет и приносит удачу на охоте. Похож этот узор на стоящего во весь рост медведя.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

«Кедровая шишка» Шишка – это символ хантыйского человека или человека вообще. Шишка – это дом для орехов. Орехи – это семена новой жизни. Однако особое состояние ореха, то есть его способность к прорастанию, связано с наличием кедровок, так как именно они закапывают орехи в землю. Не исключено, что первоначально «шишка-человек» мыслилась как беременная женщина.

9 слайд

Описание слайда:

«Лягушка» Орнаменты «лягушка» и «крест» - элементы женского мира. По мифам и «лягушка», и «крест» символизируют женское начало. Их изображения служат оберегами для домашнего очага и непосредственно для самой женщины. Этими орнаментами украшают женские нагрудные и налобные украшения, пояса. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие.

10 слайд

Описание слайда:

«Солнце» Этот узор часто наносят в центр игольницы, также он популярен и на крышках берестяных коробов. Узоры, отходящие от центрального круга, называют «руки солнца», лучи. В верованиях ханты сохраняется отношение к «Солнцу-най-матери» как к дарительнице силы, энергии для воспроизводства земной жизни.

11 слайд

Описание слайда:

«Птица» Узор «птица» хранит сон и здоровье человека, отпугивает от него злых духов. Этот узор похож на птицу, которая повернула голову к хвосту.

13 слайд

Описание слайда:

Березовая ветвь очень часто встречающийся орнамент. Береза в представлении хантов – это святое дерево, священное дерево. О березе, как о священном дереве, поется во многих песнях – молитвах, в песнях – поклонениях богам, в песнях наставлениях, рассказывают о березе легенды, например, как эта: «Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на Землю. Черные мысли людей Землю душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, что это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево».