Основные черты китайской живописи. Китайская живопись Художественное своеобразие и жанровые особенности китайской живописи

Введение

Изобразительное искусство зародилось в Китае еще в эпоху неолита (около 6 тыс. лет назад). Об этом свидетельствуют археологические раскопки около г. Сиань, где были найдены изделия с изображением человека, животных и растений того периода.

Обаяние китайской живописи - в глубине поэтического проникновения в жизнь природы. Это искусство повествует о смене времен года, дает зрителю возможность заглянуть в мир лесных чащ, приобщает его к вечным тайнам земли.

Актуальность темы обусловлена тем, что в наше время в людях пробуждается всё больший интерес к азиатской культуре. Китай - не исключение. Китайская живопись отличается большим своеобразием и совершенно различна по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи.

Объект: китайское изобразительное искусство.

Предмет: примеры картин и описание техник письма.

Целью данной работы является выявление особенностей китайской живописи, интерпретация образов и символов, изучение стилистики картин на примере творчества Ци Байши.

Цель работы определяет следующие задачи:

1. На основе изученной литературы, выявить особенность китайской живописи;

2. На основе анализа литературы, рассмотреть понятие образа и символа в китайской литературе;

3. На основе анализа литературы, выделить особенности китайской живописи и отличия от европейского изобразительного искусства;

4. На основе анализа творчества художника Ци Байши выделить отличительные свойства китайского изобразительного искусства.

Поставленные в исследовании цели и задачи определили методы и приемы исследования . В данном исследовании совмещены несколько подходов к изучаемому явлению. В ходе написания первой главы применялись метод сопоставительного анализа, описательный и логико-понятийный методы. Для написания второй главы применялись метод компонентного анализа, а также приемы культурологического анализа.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Базой эмпирического материала послужили картины мастера живописи гохуа художника Ци Байши.

Особенности и разновидности китайской живописи

Основные приемы и отличительные черты китайской живописи

китайский живопись художественный ци байши

Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно различна по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон. Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью 1 .

В Китае издавна говорят о близости живописи и каллиграфии. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Между китайской каллиграфией и живописью столько общего, что они считаются родными сестрами. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства.

В живописи используется особая тушь, совершенно не похожая на употребляемую на Западе. В Китае для письма и рисунков всегда употребляют плитки первосортной, с чёрным лаковым блеском, туши, в приготовлении которой китайцы достигли большого совершенства. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают широкое разнообразие тонов. Благодаря размывам разбавленной туши, живописцы передают наитончайшие оттенки от густого чёрного до прозрачного бледно-серого. В Китае письменные принадлежности: кисть, тушь, бумага и тушница-считались «четырьмя драгоценностями» [вэнь фан сы бао].

Для китайской живописи характерна многоточечная и рассеянная перспектива, лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета с выразительными и ритмичными контурами, а также плоскостная живопись без светотеневой лепки. Китайский художник может на длинном и узком бумажном или шелковом свитке воспроизвести реку, создавая ощущение бесконечности речного простора, увиденного сверху или сбоку, а также множество ландшафтов, казалось бы скрытых от зрителей линией горизонта. Этого нельзя достигнуть с помощью фокусной перспективы. Многоплановая перспектива китайской живописи позволяет художнику дать полный простор своему воображению и создать художественный мир, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства.

Реалистическое начало непосредственного наблюдения действительности сочетается в китайской живописи с рядом условных канонов. Её величавая простота и благородная строгость не исключают тонкости декоративных деталей.

Гуляя по Запретному городу, мы сказали экскурсоводу, что хотели бы познакомиться с китайской живописью. Она отвела нас в павильон с картинами 11-20 веков. Было очень интересно увидеть вживую эти непривычные европейскому глазу полотна. Сказать, что китайская культура полностью отличается от европейской - это всё равно, что ничего не сказать. Европейские художники создавали рисунок, образы с помощью объёма и форм, цвета и светотени, а отличительной чертой китайской живописи является то, что образы создаются посредством линейного рисунка. Живопись и каллиграфия очень близки. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. И художники, и каллиграфы используют одни и те же материалы и инструменты: кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна и тушь. Для работы с цветом используют полихромы, золотое правило, которых - тушь не должна преграждать путь цвету, а цвет не должен преграждать путь туши.

Го Си. "Начало весны в горах" Свиток. Тушь. 11 век.


Му Ци. "Обезьяна с детёнышами". Тушь. 13 век.

Отличительные черты:

Многоточечная и рассеянная перспектива, которая в отличие от фокусной даёт возможность создать художественную картину мира, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства;

Лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета;

Выразительные, ритмичные контуры;

Плоский, линейный рисунок, без светотени;

Основной идейный принцип заключается в стремлении передать в живописи настроение художника, дух всего живого, сущность, а не внешнее натуралистическое сходство.

Вместо подписи китайские художники оставляли на картине пометку личной печатью.

Лу Чжи. 1496-1576.

Коротко расскажу о жанрах, хотя, конечно, каждый из них заслуживает целой статьи.

Пейзаж "горы и воды". Природа рассматривалась как место спасения от гнёта общества и уединения от мирской суеты. Художник старался передать лирическое настроение, призывал к гармонии и единению с ней. Миниатюрность человеческих фигурок на фоне грандиозных ландшафтов должна была вызвать мысли о величии вселенной, в которой человек лишь песчинка, её часть. В этом, кстати, состоит ещё одно отличие китайской живописи от европейской, где человеку уделялось главное внимание.

Живопись "цветов и птиц". Здесь большое значение имеют символы.

Портрет. Этот жанр играет не самую значительную роль. Здесь можно выделить два направления:
1) Конфуцианская традиция социально-этической значимости человека. Художники данного направления изображали мемориальные портреты исторических и государственных деятелей, высоких сановников, членов их семей и придворных красавиц. Они работали в основном в цвете, в детальной, скурпулёзной манере.
2) Второе направление опиралось на даосско-будийскую философию ценности личности человека, и поэтому художники стремились раскрыть неповторимые черты характера. Они создавали образы поэтов, отшельников, святых. Преимущество отдавалось рисованию тушью в свободной эскизной манере.

Анималистический жанр, в котором важно понимать смысл иносказаний.

Излюбленные символы:

Деревья (ива - символ утончённой женской красоты, сосна - сдержанность и стойкость, бамбук - символ человеческого характера, высоких моральных качеств)

Цветы (хризантема - символ возвышенного одиночества, скромности и целомудрия, множество цветов - символ расцвета китайского искусства, лотос - символ внутренней чистоты)

Рыбы, птицы, животные (сорока - символ чистой совести, голубь - символ мира, две рыбки, селезень с уткой, две бабочки - символ супружеского счастья)

Традиции китайской живописи в течение всей истории ее развития крепко связаны с графикой и каллиграфией, именно в этом виде искусства большое значение имеет такое средство художественной выразительности, как линия. Многие картины, написанные в традициях китайской живописи, выполняются в очень сдержанных цветах. Причина этого в том, что в старину мастера пользовались минеральными красками, изначально имеющими нежные тона.

Живопись в Китае, как и каллиграфия, пользовалась большим уважением и почетом среди людей всех классов, многие императоры и высокие сановники были прекрасными художниками. За многовековую историю Китая живописное искусство развивалось, художники различных поколений то отказывались от древних традиций, создавая новые школы изобразительного искусства, то опять возвращались к истокам. Китайская живопись ценится знатоками до сих пор, а современные технологии позволяют приобрести оригинальные произведения китайских художников в стране Восходящего Солнца без посредников.

Жанры китайской живописи

В живописи Китая есть несколько традиционных жанров, которые складывались веками, и до сих пор являются характерными для искусства этой страны. Одним из них является портретная живопись, люди на таких картинах писались в полный рост в окружении природных форм или объединенных какой-то сюжетной линией.

Смотреть на видео жанры и философия китайской живописи

Также в китайской живописи очень популярным до сих пор является жанр «цветы и птицы». На работах, выполненных в этом жанре, художники изображали прекрасных птиц и разнообразные растительные формы. В изображение каждого цветка или птицы мастером вкладывается определенный символический смысл, что делает толкование такого живописного произведения более глубоким и интересным. Еще один популярнейший жанр китайской живописи – анималистический, в нем китайские художники дошли до вершин мастерства при изображении животных в весьма своеобразном стиле. Также к этому жанру можно отнести живописные работы с птицей-фениксом и драконом.

Где можно купить китайскую живопись в интернете

Наиболее простой и удобный вариант приобрести китайские картины – заказать в интернет-магазине, который специализируется на поставке товаров этого вида из Китая. При желании купить китайскую живопись,

Китайскую живопись также называют традиционной китайской живописью. Традиционная китайская живопись восходит к периоду неолита, около восьми тысяч лет назад. Найденная на раскопках цветная керамика с нарисованными животными, рыбой, оленями, и лягушками показывает, что в период неолита китайцы уже начали использовать кисти для рисования.

Живопись Китая – важная часть традиционно й китайской культуры и бесценное сокровище китайской нации, она имеет долгую историю и славные традиции в области мировых искусств.

Китайская живопись и китайская каллиграфия тесно связаны, потому что в обоих видах искусства используются линии. Китайцы превратили простые линии в высоко развитые формы искусства. Линиями рисуют не только контуры, но и для того, чтобы выразить концепцию художника и его чувства. Для различных предметов и целей используются разные линий.

Они могут быть прямыми или изогнутыми, твердыми или мягкими, толстыми или тонкими, бледными или темными, и краска может быть сухим или текущей. Использование линий и штрихов является одним из элементов, которые наделяют китайскую живопись своими уникальными качествами.

Традиционная китайская живопись представляет собой сочетание в одной картине несколько искусств – поэзии, каллиграфии, живописи, гравировки и печати. В древние времена большинство художников были поэтами и мастерами каллиграфии.

Для китайцев “Живопись в поэзии и поэзия в живописи” была одним из критериев прекрасных произведений искусства.

Надписи и оттиски печатей помогали объяснить идеи художника и его настроения, а также добавить декоративной красоты в живопись Китая.

В живописи Древнего Китая художники часто изображали сосны, бамбук и сливы. Когда к таким рисункам были сделаны надписи – “примерное поведение и благородство характера”, то растениям этим приписывались качества людей и они были призваны воплощать их. Все китайские искусства – поэзия, каллиграфия, живопись, гравюра и печать – дополняют и обогащают друг друга.

Стили китайской живописи

По средствам художественной выразительности, традиционную китайскую живопись можно разделить на сложный стиль живописи, либеральный стиль живописи, и сложно-либеральный. Сложный стиль – картина нарисована и окрашена аккуратно и упорядоченно, в сложном стиле живописи используется чрезвычайно изысканная манера письма для написания объектов.
Для сравнения, в либеральном стиле живописи используется свободное написание и краткие штрихи, чтобы описать внешний вид и дух объектов, и выразить ощущения художника. Рисуя в либеральном стиле живописи, художник обязан поставить кисть точно на бумагу, и каждый его удар должен быть искусным, чтобы суметь выразить дух картины. Сложно-либеральный стиль живописи представляет собой сочетание двух предыдущих стилей.

Мастера Китайской Живописи

(1863–1957) является одним из самых известных китайских художников современности. Он был универсальным художником, он писал стихи, занимался резьбой по камню, был каллиграфом, а также занимался живописью.

В течение долгих лет практики, Ци нашел свой особый, личный стиль. Он был в состоянии изобразить одну и ту же тему в любом стиле. Его работы отличаются тем, что на одной картине н мог сочетать несколько стилей и методов написания.