Основные художественные системы реализм и модернизм. Чем отличается модернизм от реализма

История XX столетия отмечена глубочайшими социальными потрясениями: две мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, множество других «локальных» войн, революции, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых народов, массовое уничтожение людей в концлагерях и создание атомного и водородного оружия, полоса «холодной войны», политических репрессий и истощающей гонки вооружений; распад колониальных империй, выход на политическую арену новых независимых государств, поражение социалистической системы в противоборстве со «свободным миром», наконец, наметившийся с,1980-х гг. решительный поворот в сторону мирного сосуществования и сотрудничества, начавшееся общее движение многих государств в русле демократии и реформ.

Внутри этого исторического периода отчетливо прочерчивается хронологический рубеж: конец Второй мировой войны. Выделяется два периода: литература 1918-1945 гг. и литература после 1945 г. Социальные конфликты развертывались на фоне величайших открытий в области науки, в частности в медицине, генетике, кибернетике, информатике, что существенно влияло на менталитет, образ жизни, сами условия человеческого существования. Все это получило сложное, неоднозначное отражение в литературе, которая характеризуется исключительным многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей, плодотворными новаторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания. Знаменательно, что к «традиционным» западноевропейским литературам добавилось немало новых (африканских, азиатских, латиноамериканских), представители которых стали всемирно знаменитыми. Среди этих явлений: латиноамериканский роман, созданный в духе так называемого «магического реализма» (Гарсия Маркес, Хорхе Луис, Борхес и др.); японский философский роман (Абэ Кобо, Ясунари Кавабата, Оэ Кэндзабурэ и др.); исландский роман (X. Лакснесс); поэзия Назыма Хикмета (Турция) и Пабло Неруды (Чили); «драма абсурда» Сэмюэла Беккета (Ирландия) и др. Лауреатами Нобелевской премии по литературе стали в нашем столетии представители многих стран, всех континентов. Углубились контакты писателей, взаимосвязи и взаимообогащения различных национальных литератур. Россия занимает первое место в мире по количеству, да и по качеству переводов иностранных писателей.

В многокрасочной панораме литературного процесса в XX в. прочерчивается несколько ведущих течений и тенденций. Прежде всего это модернизм, философско-эстетическое течение как в литературе, так и в искусстве, которое после Первой мировой войны вступило в новую фазу, наследуя и продолжая традиции предшествовавших ему на рубеже веков декадансу и авангардизму. Модернизм, как явствует из названия, объявлял себя современным искусством, использующим новые формы и средства выражения, соответствующие новым реалиям XX столетия в противовес «старомодному» искусству, ориентированному на реализм прошлого века. Модернизм по-своему ярко, впечатляюще отразил кризисные явления в жизни современного общества, процесс его глубокой дегуманизации, передал ощущение бессилия человека перед лицом труднообъяснимых и враждебных ему сил, противостояние человека и среды, выключение индивида, обреченного, одинокого, из общественных связей. Олицетворением подобного тотального бессилия человека, его обреченности стал Грегор Замза из новеллы Кафки «Превращение». Модернисты делали особый акцент на изображении внутреннего мира человека как самодовлеющего. При этом они опирались на достижения современной науки, в частности психологии, на новейшие психолого-философские теории Фрейда, Бергсона, на философию экзистенциализма. Они ввели в обиход целый ряд новых приемов, таких, например, как «поток сознания», широко использовали жанр притчи, аллегорию, философское иносказание. Среди модернистов были крупнейшие, талантливейшие художники, такие, как Франц Кафка, автор романов «Процесс», «Замок», всемирно знаменитых новелл-притч; Марсель Пруст, автор эпопеи «В поисках утраченного времени»; Джеймс Джойс, автор философско-аллегорического романа «Улисс», одного из крупнейших произведений словесного искусства нашего века; поэт Т. С. Элиот и др. В русле модернизма находятся такие интересные явления литературы XX в., в основном второй его половины, как «новый роман» (или «антироман»), получивший развитие во Франции в 1950-1970-х гг. (Натали Саррот и др.), как «драма абсурда» (в творчестве Эжена Ионеско, Сэмюэла Беккета).

Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века

Тематический план

Важно заметить, что для студентов дневной формы обучения

Структура курса

Всего по учебному плану: 150 часов

Аудиторных занятий – 66 часов

Лекций – 40 часов

Семинарских –24 часа

Самостоятельная работа студентов – 3 часа

Время для экзамена – 81 час

Контроль самостоятельной работы – 2 часа

Форма промежуточной аттестации:

4 семестр – экзаме

дисциплины ʼʼРусская литература конца 19 – начала 20 вековʼʼ для студентов 3 курса. Общий объём часов по дисциплинœе. В том числе: лекций-40 часов, практических занятий-24 часов, самостоятельной работы – 3 часа. Итоговая форма контроля – экзамен в 6 семестре.

Наименование темы Лек- ции Практ зан. Самост. раб.
Общественно-литературная ситуация конца XIX – начала XX веков.
Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале XX столетия. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого и А. Чехова.
Писатели реалистических течений 1890-1990-х годов
Творчество И. А. Бунина.
Творчество А. И. Куприна.
Творчество М. Горького.
ʼʼНовокрестьянскаяʼʼ поэзия. Творчество Н. а. Клюева, С. А. Клычкова.
Творчество С. Есенина.
Пролетарская поэзия 1910-х гᴦ. Творчество Д. Бедного.
Авангард. Модернизм. Символизм. Символизм 1890-х гᴦ. и младосимволизм.
ʼʼСтаршиеʼʼ символисты. Д. С. Мережковский. В. Я. Брюсов. К. Д. Бальмонт.
Младосимволизм. Творчество А. Белого.
Творчество А. А. Блока.
Акмеизм. Творчество Н. С. Гумилева, О.Мандельштама.
Творчество А.А. Ахматовой.
Литературный авангард. Футуризм. ʼʼЭгофутуризмʼʼ. ʼʼКубофутуризмʼʼ.
Творчество В.В. Маяковского.
Творчество Л.Н. Андреева.
Итоги русской литературы рубежа веков. Судьбы писателœей ʼʼСеребряного векаʼʼ в эмиграции.
ʼʼМелкий бесʼʼ Ф. Сологуба как символистский роман.
Итого

Введение

Конец XIX - начало XX века как особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России.

Нарастание социального кризиса, ощущение ʼʼчрезвычайностиʼʼ времени.

Крушение народнической идеологии, поиск новых идеологических концепций общественного развития. Распространение идей марксизма.

Кризис позитивизма. Новые течения в русской философской мысли. Противопоставление принципам рационального познания мира и его законов принципов иррационализма. Возникновение религиозно-философских обществ и собраний. Проповедь ʼʼнового религиозного созна­нияʼʼ. Представление о завершенности эпохи и культуры, катастрофизме времени. Возникновение на этой почве апокалипсических мотивов в искусстве и литературе начала века. В то же время - представление об эпохе не только как эпохе кризиса, но как времени ренессанса, духовного и культурного подъема.

Сближение литературы и философии в осмыслении новой роли духовного начала в обществе. Понимание проблемы в различных течениях философской и эстетической мысли (в частности - в народнической, символистской, марксистской, футуристической критике). Л. Толстой, Вл. Соловьев, Г. Плеханов об искусстве.

Новое понимание отношений личности и среды в творчестве писателœей разных художественных течений 1890-1910-х годов. Проблема судеб культуры и ʼʼницшеанствоʼʼ в русской литературе начала века. Вос­приятие этики и эстетических идей Ницше в художественном сознании М Горького, ʼʼзнаньевцевʼʼ, символистов.

Место и значение в литературном процессе эпохи ʼʼживых классиковʼʼ - Л. Толстого и А. Чехова.

Роль традиций творчества Ф. Достоевского в духовной жизни России начала столетия. Достоевский - мыслитель и художник, ʼʼсоучаст­никʼʼ литературной жизни эпохи.

Дискуссии о судьбах реализма в русском искусстве и литературе начала века в критике и литературоведении (от символизма до наших дней).

Периодизация литературного процесса конца XIX - начала XX века.

1890-1910 годы. Завершение творческого пути Л. Толстого и А. Чехо­ва. Новые черты реализма в их творчестве. Писатели-реалисты поколения 1890-х годов как продолжатели их традиций и творческих исканий. Фор­мирование новых социально-исторических идей в творчестве Горького. Дискуссии о судьбах реализма в критике.

Первые модернистские течения в литературе и искусстве. Философ­ские и эстетические обоснования ʼʼновыхʼʼ течений в литературе. Пробле­ма синтеза искусств. Символизм 1890-х и младосимволизм.

Начавшееся творческое взаимодействие в искусстве и литературе художественных принципов реализма и модернизма.

Революция 1905 года. Ее роль в развитии философской и эстетической мысли эпохи. Проблема ʼʼреволюция и интеллигенцияʼʼ. Сборник ʼʼВехиʼʼ. ʼʼРассеяниеʼʼ (И. Бунин) ʼʼзнаньевцевʼʼ. ʼʼНеонатуралистическиеʼʼ тенденции в литературе. Начало кризиса символизма как литературной школы.

1910-1922 годы. Кризис символизма. Появление новых литературных школ. Акмеизм как постсимволистское течение. ʼʼШколаʼʼ и оригинальность творческих индивидуальностей. Литературный авангард. Футуризм в литера­туре и изобразительном искусстве 1910-х гᴦ. Общие тенденции развития.

Писатели-реалисты 1910-х гᴦ. Понятие о ʼʼнеореализмеʼʼ.

Война и революции 1917 года. Раскол в писательской среде на почве отношения к Октябрьской революции и Советской власти.

С 1922 ᴦ. - третий период развития творчества писателœей ʼʼсере­бряного векаʼʼ.

Высылка из России писателœей, философов, ученых, отказавшихся со­трудничать с Советской властью.

Проблема ʼʼдвух потоковʼʼ русской литературы. Единство националь­ной литературы и различие литературных процессов XX века в России и в зарубежье.

Писатели ʼʼсеребряного векаʼʼ в эмиграции и их место в литературной жизни русского зарубежья и России.

Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале XX столетия.

Кризис или этапы обновления?

1. ʼʼЖивые классикиʼʼ. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого и А. Чехова. Толстой и Чехов - выразители общественного и духовного мира России начала века, этических и эстетических исканий времени.

Роман Толстого ʼʼВоскресениеʼʼ как итог общественной и литературной деятельности писателя. Воплощение в романе базовых проблем эпохи. Обличение живущих вопреки ʼʼдуховной истинœеʼʼ, отрицание государственного устройства России.

Изменения реалистических принципов письма Толстого в начале века. Усиление авторского вмешательства в действие. Новые принципы создания характера героя. Понимание конфликта человека со средой как внутреннего конфликта в духовной и нравственной природе человека. Появление публицистической тенденции в реализме писателя. Усиление субъективного авторского начала. Характерное выражение этой тенден­ции в пьесе ʼʼЖивой трупʼʼ.

Толстой в полемике об искусстве (ʼʼЧто такое искусство?ʼʼ, 1897-1898). Этический критерий для Толстого - высший критерий искусства. Толстой против искусства вне нравственной идеи - ʼʼложного реализмаʼʼ - ʼʼнатуралистического копирования действительностиʼʼ, декаданса. Значение искусства по Толстому - в утверждении деятельной жизни во всœех ее нравственных проявлениях (ʼʼХаджи-Муратʼʼ, ʼʼОтец Сергийʼʼ, ʼʼЖивой трупʼʼ).

Л. Толстой и революция 1905 ᴦ. Неприятие насилия. Активное участие Толстого в общественной жизни и одновременное усиление в его творчестве интереса к ʼʼвечнымʼʼ проблемам бытия.

Влияние философских и творческих исканий Толстого на литературу XX века (от ʼʼзнаньевцевʼʼ до позднего И. Бунина).

Творчество А. П. Чехова как выражение настроения ʼʼпереходного времениʼʼ - явление ʼʼпереходаʼʼ от литературной классики к литературе новой эпохи (Чехов как ʼʼпоэт концаʼʼ и ʼʼпоэт началаʼʼ). Идея духовной свободы и свободы духовного творчества - основа миропонимания писателя. Творчество Чехова как выражение нового нравственного состоя­ния общества в эпоху духовного и общественного подъема.

Новые черты реализма в позднем творчестве писателя. Возникновение рассказа романного типа и нового типа драмы. Импрессионистские тенден­ции, широкая распространенность символики. Принцип ʼʼкосвенногоʼʼ выра­жения духовных движений героев (ʼʼТри сестрыʼʼ и др.). Изображение характера и внутреннего мира личности ʼʼв новых формах сплетения, слияния, противопоставления и взаимодействия элементов авторского и субъективно-экспрессивного, идущего от персонажа...ʼʼ (В. В. Виноградов).

Общая формула реализма Чехова, воспринятая его современниками и последователями, - ʼʼнужно смотреть в корень и искать в каждом явле­нии причину всœех причинʼʼ.

Новые черты реализма в творчестве В. Короленко. Теория реализма Короленко как синтеза реализма и романтизма. Короленко о героическом в реализме.

Теория реализма Короленко как отражение общего интереса к романти­ческой традиции писателœей начала века всœех творческих направлений (М. Горького, ʼʼзнаньевцевʼʼ, символистов).

2.Писатели реалистических течений 1890-1990-х гᴦ. как ʼʼнаслед­никиʼʼ традиций Л. Толстого и А. Чехова. Новые тенденции развития их реализма. Писатели круга ʼʼСредыʼʼ и ʼʼЗнанияʼʼ (Я. Телœешов, И, Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелœев и др.); Значение издатель­ского товарищества ʼʼЗнаниеʼʼ в художественной жизни России рубежа веков и начала XX века. Сборники ʼʼЗнанияʼʼ. Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателœей. Традиции демократи­ческой беллетристики 1860-1870-х гᴦ., их трансформация в творчестве ʼʼзнаньевцевʼʼ. Новое понимание отношений личности и среды, характе­ров и обстоятельств. Усиление внимания к духовной жизни человека из народа. Разное восприятие художественных принципов Л. Толстого и А. Чехова ʼʼзнаньевцамиʼʼ (А. Куприным, И. Буниным) на разных этапах их творческого пути

Проявление импрессионистской тенденции в реализме Б. Зайцева, раннего И. Бунина, экспрессионистской - в прозе и драматургии Л. Ан­дреева, в драматургии Д. Айзмана, С. Юшкевича.

Общественный подъем и революция 1905 года. Новые социально-исторические идеи в творчестве ʼʼзнаньевцевʼʼ. Проблема революции, ее судеб и исторических путей России. Тема пробуждения в человеке чувства лично­сти, освобождения личности от социального и духовного гнета. Драматургия Е. Н. Чирикова, С. А. Найденова (ʼʼДети Ванюшинаʼʼ, ʼʼСтеныʼʼ).

Социалистические тенденции в творчестве М. Горького. Идея актив­ного действенного отношения человека к жизни. Идеализация жизненно-активной личности. Радостное ощущение человеком бытия как основание романтики в творчестве молодого Горького и одновременно - как обост­ренное ощущение драматического характера и катастрофизма времени.

Два типа героя в творчестве Горького: человек ʼʼпестрой душиʼʼ и цельная, жизненно-активная творческая личность. Традиции Достоев­ского-художника в изображении ʼʼпестротыʼʼ русского национального характера (ʼʼТроеʼʼ, повести окуровского цикла).

Горький о поисках человеком из народа социальной и духовной ис­тины жизни (ʼʼМатьʼʼ, ʼʼИсповедьʼʼ, автобиографические повести ʼʼДетст­воʼʼ, ʼʼВ людяхʼʼ). Горький и религия. Место темы религиозно-нравственных исканий человека в творчестве писателя.

Эволюция ʼʼзнаньевцевʼʼ после поражения революции 1905 года. Кризис издательства ʼʼЗнаниеʼʼ. ʼʼЗнаньевцыʼʼ в журналах и альманахах разных художественных течений. Появление ʼʼнеонатуралистическойʼʼ тенденции в творчестве писателœей (М. Арцыбашев и др.). Изменение характера русской журналистики. Возвращение от сатирической журналистики эпохи революции к традициям журналов 1880-х гᴦ. Восстановле­ние цензурных ограничений.

И. А. Бунин (1870-1953)

Поэзия И. Бунина. Сборники ʼʼПод открытым небомʼʼ, ʼʼЛистопадʼʼ. Тема родины, русской природы. Осмысление традиций А. Фета͵ Я. Полонского, А. К. Толстого. Разрыв Бунина с символистами после издания ʼʼЛистопадаʼʼ. ʼʼКонтрсимволизмʼʼ Бунина. Речь Бунина на юбилее ʼʼРус­ских ведомостейʼʼ (1913); Бунин о писателях ʼʼнового типаʼʼ и состоянии современного русского языка.

Бунин-переводчик. ʼʼПеснь о Гайаватеʼʼ.

Проза 1890-1900-х гᴦ. ʼʼАнтоновские яблокиʼʼ, ʼʼСосныʼʼ, ʼʼНовая дорогаʼʼ. Мотивы распада патриархальной усадьбы, устоев. Бунин в ʼʼЗнанииʼʼ.

Творчество Бунина предоктябрьского десятилетия. Христианское мироощущение (рассказы ʼʼТретьи петухиʼʼ, ʼʼПостʼʼ). Идеи земной жизни как Божьего дара (дневники Бунина, ʼʼГосподин из Сан-Францискоʼʼ). Мотивы бессмертия души (ʼʼСны Чангаʼʼ, ʼʼЛегкое дыханиеʼʼ). Концепция любви как ʼʼсвятого свойства душиʼʼ (ʼʼСвятыеʼʼ). Философская проблематика рассказа ʼʼБратьяʼʼ. Тема дворянских гнезд и крестьянских устоев (ʼʼСуходолʼʼ, ʼʼДеревняʼʼ). Восприятие национального характера.

Стиль Бунина (живописность, внешняя изобразительность, ритмическая организация). Новое в соотношении субъективного и объективного начал. Толстовский психологический реализм и психологический рисунок в прозе Бунина.

Неприятие Октября. ʼʼОкаянные дниʼʼ. Эмиграция.

В. В. Вересаев (1867-1945)

В. Вересаев - художник-летописец общественных исканий русской демократической интеллигенции начала века. Повести ʼʼБез дорогиʼʼ, ʼʼПоветриеʼʼ, ʼʼНа поворотеʼʼ. Книга ʼʼЗаписки врачаʼʼ. Вересаев в ʼʼСредеʼʼ и ʼʼЗнанииʼʼ.

Творчество Вересаева 1900-1910-х гᴦ. Концепция ʼʼживой жизниʼʼ в повести ʼʼК жизниʼʼ. Вересаев против ʼʼлитературного распадаʼʼ. Книга Вересаева ʼʼЖивая жизньʼʼ. Полемика с трактовкой Д. Мережковским творчества и этических теорий Л. Толстого и Достоевского. Спор с ʼʼфи­лософией жизниʼʼ Ф. Ницше. Противоречия в философских взглядах Ве­ресаева. Влияние на писателя философии интуитивизма А. Бергсона. Особенности реализма Вересаева. Ориентация на традиции эстетики Н. Чернышевского, Д. Писарева. Публицистичность прозы Вересаева.

А. И. Куприн (1870-1938)

Куприн и традиции русского реализма XIX века. Традиции Л. Толстого, влияние принципов чеховского творчества. Характер их осмысления.

Раннее поэтическое творчество Куприна. Проза 1890-х гᴦ. ʼʼПсихология страстейʼʼ (ʼʼВпотьмахʼʼ, ʼʼЛунной ночьюʼʼ, ʼʼБезумиеʼʼ и др.). Странствия по России. Работа в прессе. Куприн-очеркист (Очерки ʼʼКиевские типыʼʼ).

Социально-психологическая повесть ʼʼМолохʼʼ. Особенности художест­венного конфликта. Проблема ʼʼестественного человекаʼʼ в творчестве писателя 90-х годов (повесть ʼʼОлесяʼʼ). Влияние И. Тургенева на ʼʼпей­зажную живописьʼʼ Куприна.

Творчество Куприна 900-х гᴦ. Новеллистика. Жанровые и стилевые особенности купринской новеллы. ʼʼПроблемнаяʼʼ новелла и традиции позднего чеховского рассказа. Этический характер конфликта. Раскрытие внутренней жизни героя, осознающего неправоту окружающей социаль­ной реальности. От ʼʼпроблемнойʼʼ новеллы такого типа - к психологиче­скому реализму ʼʼПоединкаʼʼ.

ʼʼПоединокʼʼ. Тема пробуждения общественного сознания человека. Утопические иллюзии автора о путях переустройства мира. Романтиче­ские тенденции реализма в творчестве Куприна.

Творчество Куприна 1910-х гᴦ. Утверждение высоких нравственных идеалов (ʼʼГранатовый браслетʼʼ и др.). Повесть ʼʼЯмаʼʼ. Гуманистические идеалы писателя.

Философские темы: утекания жизни (ʼʼСныʼʼ), вечной души и ʼʼне­земного блаженства („Светлый конец", „В медвежьем углу")ʼʼ. Право­славные истины в рассказах-притчах ʼʼСад Пречистой Девыʼʼ, ʼʼДва свя­тителяʼʼ, ʼʼПегие лошадиʼʼ.

Художественный мир Р. Киплинга и Д. Лондона и творчество А. Купри­на (характер фабулы, особенности трактовки человеческой натуры и др.). Эмиграция.

И. С. Шмелœев (1873-1950)

Первые литературные шаги. Очерки ʼʼНа скалах Валаамаʼʼ. Творче­ство 900-х гᴦ. Нравственные и социальные искания героев Шмелœева. Шмелœев - художник ʼʼобездоленныхʼʼ с обостренным чутьем к человеческо­му страданию. Повесть ʼʼЧеловек из ресторанаʼʼ. Влияние на Шмелœева идей Толстого и Достоевского. Сказ и его функция в повести.

Восторженное отношение Шмелœева к Февральской и отрицательное - к Октябрьской революции. Эмиграция.

Максим Горький (1868-1936)

Начало творческого пути. Связь с традициями русского реализма. Горький и Толстой. Горький и Чехов.

Идейные и творческие искания молодого Горького. Горький-поэт.

Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гᴦ.: концепция личности, принцип двоемирия, авторское начало.

Горький и Ницше. Н. Михайловский, М. Меньшиков и другие критики о культе силы и индивидуализма в героях Горького. Духовная журналистика о ницшеанской морали в ранних рассказах Горького (журналы ʼʼВера и Церковьʼʼ, ʼʼВера и Разумʼʼ, ʼʼСтранникʼʼ). Марксистская критика о Горьком.

Д. Мережковский и М. Горький. Д. Мережковский о ʼʼрусских босякахʼʼ и ʼʼнемце Ницшеʼʼ в статье ʼʼГрядущий Хамʼʼ. Полемика 1913 года в ʼʼРусском словеʼʼ: ʼʼО ʼʼкарамазовщинœеʼʼ, ʼʼЕще о ʼʼкарамазовщинœеʼʼ М.Горького и ʼʼГорький и Достоевскийʼʼ Д. Мережковского. Статья Д. Мережковского 1916 ᴦ. ʼʼНе Святая Русь. Религия Горькогоʼʼ. Взгляд Г. Адамовича на творчество Горького в контексте традиций Ф. Достоевского (ʼʼОдиночество и свободаʼʼ).

Романы ʼʼФома Гордеевʼʼ и ʼʼТроеʼʼ. Особенности конфликта. Новые герои прозы Горького. Историческая концепция Горького. Романы Горького и традиции русского романа. Традиции Достоевского-художника в изображении ʼʼпестротыʼʼ русского национального характера.

Драматургия. ʼʼМещанеʼʼ. Драматургический метод Горького. Горький и Чехов-драматурᴦ. ʼʼНа днеʼʼ и тема ʼʼднаʼʼ в русской и западной литературе. Концепция ʼʼбывшегоʼʼ человека. Правда и религия. Философия пассивного сознания и авторская позиция, художественные средства ее выражения. Философский характер драматургического конфликта. Драматургическое новаторство Горького. Особенности композиции. Жанр.
Размещено на реф.рф
Сценическая история пьесы.

Пьесы об интеллигенции (ʼʼДачникиʼʼ, ʼʼДети солнцаʼʼ, ʼʼВарварыʼʼ). Ре­волюция и культура, народ и интеллигенция. Горький о роли народных масс в истории. Полемика М. Горького с Л. Андреевым. ʼʼДети солнцаʼʼ Горького и ʼʼК звездамʼʼ Андреева. Единство замысла и различие его художественного решения.

Роман ʼʼМатьʼʼ, пьеса ʼʼВрагиʼʼ: черты социалистического реализма. Христианская мораль и этика революционера в романе. Концепция ʼʼмаленького человекаʼʼ в контексте русской и западной литературы (Диккенс, Золя, Достоевский, Шмелœев). Концепция гордого человека. Тема отцов и детей в романе. Мать и сын: духовная и книжная культуры. Культ матери в творчестве Горького (ʼʼВасса Желœезноваʼʼ, ʼʼЖизнь Матвея Коже­мякинаʼʼ, ʼʼИсповедьʼʼ, ʼʼПо Русиʼʼ и т. д.). Андрей Находка: идея и личность. ʼʼМатьʼʼ и ʼʼИсповедьʼʼ: поиск человеком из народа социальной и духовной истины.

Восприятие Горьким идей богостроительства А. Богданова и А. Лу­начарского. Лекции Горького об истории русской литературы в ʼʼКаприйской школеʼʼ.

Драматургия конца 1900-1910-х годов. ʼʼВасса Желœезноваʼʼ, ʼʼСта­рикʼʼ, ʼʼЗыковыʼʼ. Этическая и философская проблематика пьес. Новое в поэтике пьес. Характер драматургического конфликта.

Народ и революция, мещанство и революция в ʼʼокуровском циклеʼʼ (ʼʼГородок Окуровʼʼ, ʼʼЖизнь Матвея Кожемякинаʼʼ).

ʼʼРусские сказкиʼʼ, ʼʼПо Русиʼʼ, ʼʼСказки об Италииʼʼ. Образ родины и народа. Стилевое разнообразие и внутреннее единство циклов. Новый характер горьковской романтики и сатиры.

Автобиографические повести ʼʼДетствоʼʼ, ʼʼВ людяхʼʼ. Эстетические и нравственные искания человека из народа. Автобиографический жанр в русской литературе XIX века и повести Горького. Повести Горького и автобиографические произведения его современников (В. Короленко, Н. Гарина-Михайловского).

Многообразие стилевых форм реализма М. Горького 1910-х гᴦ. Роль романтического пафоса в реализме прозы Горького.

Горький в годы Февральской и Октябрьской революций. Работа в газете ʼʼНовая жизньʼʼ.

ʼʼНесвоевременные мыслиʼʼ: неприятие насилия в революции; нрав­ственность и политика; культура и революция; свобода слова, историче­ская и информационная правда. Несогласие с ʼʼанархо-коммунистами и фантазерами из Смольногоʼʼ, неприятие ʼʼопытаʼʼ над русским народом. ʼʼНесвоевременные мыслиʼʼ - опыт национальной самокритики. ʼʼНе­своевременные мыслиʼʼ и статья 1915 ᴦ. ʼʼДве душиʼʼ: Восток и Запад в русской психике.

Творчество Горького советской эпохи. Традиции Горького в совет­ской литературе, его роль в русском и мировом литературном процессе.

3. Литература 1910-х годов.

Приход в литературу писателœей-реалистов нового поколения - А. Толстого, М. Пришвина, К. Тренева, С. Сергеева-Ценского. Обличение в их творчестве ʼʼвсяческого крепост­ничестваʼʼ в общественной и духовной жизни. Тяготение к естественной ʼʼживойʼʼ жизни. Неприятие упадочных настроений в жизни и в искусстве.

Интерес к ʼʼвещному мируʼʼ и одновременно - устремленность к философским обобщениям, своеобразный ʼʼфилософский лиризмʼʼ.

Споры в критике о неореализме. Дискуссии о художественном на­следстве, об отношениях классического реализма и искусства нового времени, об отношениях эпического и лирического начал в художественном произведении, о роли авторской субъективности.

А. Н. ТОЛСТОЙ (1883-1945)

Начало творческого пути. Ранние стихи. Влияние идей и поэтики символистов. Книга ʼʼЗа синими рекамиʼʼ. Мотивы русской и славянской мифологии. Ориентация на традицию устной народной и классической русской поэзии. Проза Толстого. Книга ʼʼСорочьи сказкиʼʼ. Стремление понять ʼʼпервоосновы жизниʼʼ. Характер поэтической условности Толстого. Цикл рассказов ʼʼЗаволжьеʼʼ, романы ʼʼЧудакиʼʼ, ʼʼХромой баринʼʼ - об эпигонах дворянского мира, ʼʼчудаках красочных и нелœепыхʼʼ. Изображение Толстым их жизни как комедии завершающейся истории русского дворянства. Черты реалистического стиля писателя: историческая достоверность персонажей, их неотделимость от ʼʼвещного бытаʼʼ окружающей среды. Освоение сатирических гоголевских традиций в описании характеров героев. Идея искупительного страдания в творчестве А. Толстого и традиции Достоевского. Первые пьесы (ʼʼКасаткаʼʼ, ʼʼНечистая силаʼʼ), их проблематика, художественное своеобразие.

Негативное восприятие Октябрьской революции (ʼʼураган крови и ужасаʼʼ). Исторические аналогии и исторические темы в творчестве писателя. Пьеса ʼʼСмерть Дантонаʼʼ (1918). Проблема революционного террора. Утверждение ненужности кровопролития и отрицание всякого насилия над человеком. Тема исторического прошлого России и современности. Проблема отношений русской истории и русского национального характера (ʼʼНаваждениеʼʼ, ʼʼДень Петраʼʼ, ʼʼПовесть смутного времениʼʼ). Эмиграция.

4. ʼʼНовокрестьянскаяʼʼ поэзия 1910-х годов.

Творчество С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина. Поэзия крестьянских поэтов и символизм (С. Клычков, С. Есенин). Н. Клюев и ʼʼЦех поэтовʼʼ.

Китежское мироощущение. Философская концепция земного рая. Православие, хлыстовство и язычество в ранней лирике крестьянских поэтов. С. Есенин и Н. Клюев в ʼʼскифствеʼʼ.

Крестьянство в философских и политических воззрениях русских символистов. Философские искания ʼʼсеребряного векаʼʼ и русское сектантство. Ницше и крестьянство. Карлейль и крестьянство. Эсеры и крестьянство. Мифологическая школа и крестьянская культура.

Традиции святоотеческой литературы и фольклора в поэтике крестьянских поэтов.

С. А. Есенин (1895-1925)

Философские воззрения молодого Есенина, еретическое восприятие Христа͵ концепция ʼʼодной душиʼʼ (письма к Г. Панфилову).

Поэзия периода ʼʼРадуницыʼʼ. Христианское и крестьянское начала в ранней лирике Есенина. Пейзаж в контексте православной образности. Образ крестьянского рая. Россия как избранная святыми страна.

Раздвоенность лирического героя Есенина - кроткого пастуха и мятежника.

Метафоричность стиля. Романсный стих. Цвет в пейзажной лирике. Проблема датировок ранней лирики.

Роль Н. Клюева и Иванова-Разумника в мировоззренческих исканиях поэта. Метафизическое восприятие русских революций, религиозно-революционная утопия Есенина.

Н. А. Клюев (1884-1937)

Книги стихов ʼʼСосœен перезвонʼʼ и ʼʼБратские песниʼʼ. Православные мотивы в лирике Клюева. Клюев и голгофское христианство. Мироощу­щение Клюева в контексте старообрядчества и хлыстовства. Письма Клюева к Блоку; их мотивы, цитаты из писем в блоковских текстах (ста­тьи, ʼʼПесня Судьбыʼʼ и др.). Брюсов и Клюев. Гумилев о Клюеве. Клюев и ʼʼскифствоʼʼ.

Мифотворчество Клюева. Метафора в его поэзии.

Различия в поэтике Н. Клюева и С. Есенина, Н. Клюева и С. Клычкова. А. Белый о поэтике Н. Клюева (ʼʼЖезл Ааронаʼʼ). Метафизическое восприятие Октябрьской революции и скорое разочарование в ней (ʼʼПеснословʼʼ, ʼʼМедный Китʼʼ, ʼʼЧетвертый Римʼʼ, ʼʼЛьвиный хлебʼʼ, ʼʼМать Суб­ботаʼʼ). Родовая культура в стихах Клюева, тема противостояния Комму­ны и Матери Руси. Мифологический образ Ленина-Льва. Мотив крови. Клюев как выразитель ʼʼизбыточногоʼʼ, ʼʼэгоистичногоʼʼ мужика в оценках Л. Троцкого.

С. А. Клычков (1889-1937)

Символистское мироощущение и образность в поэзии периода ʼʼПе­сенʼʼ и ʼʼПотаенного садаʼʼ. Крестьянская культура в темах и поэтике ран­него С. Клычкова. Христианство и язычество. Мифотворчество Клычкова и фольклорная традиция. Славянский образ России в творчестве Клычко­ва и Россия как Белая Индия в трактовке Клюева, отношение Н. Гумилева к этим взглядам.

Драматизм в интимной лирике периода ʼʼДомашних песенʼʼ. Философские темы в поэзии 1920-х гᴦ. Дуализм. Эсхатологическое мироощущение поэта.

5. Развитие пролетарской поэзии в 1910 годы.

Книги рабочих поэтов ʼʼНаши песниʼʼ (1913-1914). Стихи Демьяна Бедного, В. Александров­ского, А. Поморского, А. Гастева, И. Садофьева и др.
Размещено на реф.рф
Появление в рабочей поэзии 10-х гᴦ. собирательного образа народа и героической личности протестанта͵ борца. Сочетание политической сатиры и романтического пафоса - характерный стилевой признак стихов поэтов. Жанры рабочей поэзии: басня, сатирический фельетон, пародия, эпиграмма, пейзажная и любовная лирика. Традиции лирической поэзии XIX века.

Творчество Демьяна Бедного (Е. А. Придворова - 1883-1945). Д. Бедный - сатирик. Басни Бедного. Повесть ʼʼПро землю, про волю, про рабочую долюʼʼ - итоговое произведение дореволюционного творчества поэта.

6. Формирование в 1910 годы новых черт русской сатирической журналистики.

Журналы ʼʼСатириконʼʼ и ʼʼНовый Сатириконʼʼ - как новое направление в развитии русской сатирической литературы начала века. Новые тенденции и традиции русской демократической сатиры XIX века. ʼʼСатириконцыʼʼ и европейская сатирическая журналистика.

Писатели - ʼʼсатириконцыʼʼ: Саша Черный, Тэффи, А. Аверченко.

А. Т. Аверченко (1881-1925)

Аверченко в ʼʼСатириконеʼʼ и ʼʼНовом Сатириконеʼʼ. Сборники рассказов ʼʼВеселые устрицыʼʼ, ʼʼКруги по водеʼʼ, ʼʼСорные травыʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Темы сатир Аверченко (городской быт, жизнь российского обывателя, ʼʼновыеʼʼ течения в русском искусстве и литературе). Установка на ʼʼсозерцатель­ностьʼʼ сатиры. Положительный идеал сатир писателя - ʼʼцелительный смехʼʼ. Падение социальной остроты сатир Аверченко в годы войны.

Восторженное отношение к Февральской революции. Неприятие Октябрьской революции. Эмиграция.

Тэффи (Н. А. Бучинская - 1872-1952)

Творчество 1900-х гᴦ. Сборник стихов ʼʼСемь огнейʼʼ. Влияние символистской поэзии. Ранняя проза. Сборники 10-х гᴦ. ʼʼЮмористические рассказыʼʼ, ʼʼНеживой зверьʼʼ. Рассказы о русской жизни эпохи реакции. Тема маленького человека. Восприятие жизни как карусели, закрученной некими злыми силами.

Традиции Чехова в ее творчестве. Тэффи и революция. Неприятие ʼʼправдыʼʼ ни одной из борющихся сил. Эмиграция.

Саша Черный (А. М. Гликберг - 1880-1932)

Работа в сатирических журналах времени первой революции. Сатириконские стихи. Сборники ʼʼСатирыʼʼ и ʼʼСатиры и лирикаʼʼ. Критика идеалов русского обывателя, ренегатствующей интеллигенции, отрекшей­ся от ʼʼзаветовʼʼ, упадочных настроений в современной литературе и ис­кусстве. Переводческая работа Черного (переводы Гейне, Гамсуна и др.).

Богатство ритма. Своеобразная разговорная лексика, ʼʼразработан­ный стихʼʼ (Гумилев) как особенности поэзии Саши Черного. Саша Чер­ный на фронте в годы войны. Эмиграция.

1. Формирование первых модернистских течений в литературе и в изобразительном искусстве. Утверждение новой концепции художест­венного произведения. Перенесение акцента с изображаемого предмета на способ его истолкования. Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности, проникновения через внешнюю оболочку в истинную суть явлений. Попытки возрождения в искусстве мифологического мышления.

Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гᴦ. и младосимволизм (символисты 1900-х гᴦ.).

Роль философии и поэзии Вл.Соловьева в формировании философ­ских и эстетических воззрений символистов. Влияние русской и западной идеалистической философии. Понимание искусства как интуитивного пости­жения мира. Понятие о символе в теоретических и историко-литературных работах символистов. Две концепции искусства символистов 90-х гᴦ. Д. Мережковский о символизме как категории мировоззренческой, В. Брюсов - как литературной школе. Религиозно-философские ʼʼСобра­нияʼʼ и их роль в формировании ʼʼнового религиозного сознанияʼʼ. Роль Мережковского в ʼʼСобранияхʼʼ.

Журнал ʼʼМир Искусстваʼʼ (1899-1904) как первое объединœение худож­ников и писателœей ʼʼновыхʼʼ направлений. Проблема художественного инди­видуализма, автономии искусства, красоты как вечной и главной проблемы художественного творчества. Писатели и философы в журнале (Д. Филосо­фов, Д. Мережковский, В. Розанов, Л. Шестов).

Программное оформление символизма как художественного течения в 1900 гᴦ. Роль в данном журнала ʼʼВесыʼʼ и его редактора В. Брюсова.

Традиции Ф. Тютчева, А. Фета͵ русской предсимволистской поэзии (К. Фофанова, К. Случевского) в формировании поэтической системы русских символистов.

Символизм и И.Анненский. Творчество И.Анненского. Книги стихов ʼʼТихие песниʼʼ и ʼʼКипарисовый ларецʼʼ. И.Анненский-драматурᴦ. Роль античной мифологии в его драматургии. Анненский - литературный критик.

ʼʼКниги отраженийʼʼ - образцы русской импрессионистической критики.

И. Анненский и А. Блок. И. Анненский и А. Ахматова. И. Анненский

и Б. Пастернак.

Русский символизм в контексте мирового литературного развития. Русский символизм и творчество французских и немецких поэтов - символистов.

2. ʼʼСтаршиеʼʼ символисты

Д. С. Мережковский (1865-1941)

Поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Лирика Мережковского 1880-х гᴦ., мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни. Неоднозначность образа лирического героя мрачного романтика, отчаявшегося скептика и мечтателя. Влияние поэзии С. Надсона. Мотивы гражданской поэзии 1880-х гᴦ.

Обоснование Мережковским нового символистского искусства в книге ʼʼО причинах упадка и о новых течениях современной русской литературыʼʼ. Символ и слово. Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности) и русская классическая литература.

Мережковский в ʼʼСеверном вестникеʼʼ и ʼʼМире искусстваʼʼ. Религиозные воззрения Мережковского в работе ʼʼЛев Толстой и Достоевскийʼʼ. Неохристианство Мережковского, идея Третьего Завета.

Религиозно-философские собрания. Мережковский и ʼʼНовый Путьʼʼ. Идея единой и всœелœенской Церкви в мировоззрениях В. Соловьева и Д. Мережковского. Мережковский и Розанов; Мережковский о своих разногласиях с Розановым в открытом письме Н. Бердяеву ʼʼО новом религиозном действииʼʼ. Разногласия между Д. Мережковским и группой С. Булгакова.

Трилогия ʼʼХристос и Антихристʼʼ. Философия истории Мережковского, ее метафизическое содержание. Решение вопроса о соотношении правды Христа и правды дьявола: Юлиан Отступник, Леонардо, Петр.
Размещено на реф.рф
Мотив царской крови (ʼʼАнтихрист. Петр и Алексейʼʼ).

Метафизическое восприятие первой русской революции. ʼʼГрядущий Хамʼʼ. Три лика Хама. Спор Мережковского с покойным К. Леонтьевым (ʼʼСтрашное дитяʼʼ). Расцвет философской публицистики в России, книги Мережковского ʼʼНе мир, но меч. К будущей критике христианстваʼʼ, ʼʼВ тихом омутеʼʼ, ʼʼБольная Россияʼʼ. Д. Мережковский и Г. Плеханов.

Участие Мережковского в религиозно-философском обществе Н. Бердяева. Их религиозные разногласия.

Драматургия Мережковского (ʼʼПавел Iʼʼ, ʼʼБудет радостьʼʼ).

Трилогия ʼʼЗверь из Бездныʼʼ: ʼʼПавел Iʼʼ, ʼʼАлександр Iʼʼ, ʼʼ14 декабряʼʼ. Антихрист и власть. Зверь, правящий именем Бога. Мотив напрасной крови в ʼʼ14 декабряʼʼ. Мотив единœения Христа и вольности.

Литературно-критические работы Мережковского-неохристианина. Мережковский и Горький.

Отрицание ʼʼОктябряʼʼ как пришествия Антихриста. Эмиграция.

В. Я. Брюсов (1873-1924)

Творчество Брюсова 1890-х гᴦ. Декадентские мотивы в сборниках ʼʼРусские символистыʼʼ. Программный характер сборников. Книги стихов ʼʼChefs d oeuvreʼʼ (ʼʼШедеврыʼʼ), ʼʼMe eum esseʼʼ (ʼʼЭто - яʼʼ). Романтиче­ский субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние на Брюсова западной символистской поэзии (Рембо, Маллармэ, Вердена). Эстетические взгляды раннего Брюсова. Первые попытки об­новления метрики русского стиха.

Новый этап творческого развития Брюсова в 1900 годы. Брюсов - органи­затор символистского движения в России и редактор центрального органа символистов ʼʼВесыʼʼ (1904-1909). Книги стихов ʼʼTertia Vigiliaʼʼ (ʼʼТретья стражаʼʼ), ʼʼUrbi et orbiʼʼ (ʼʼГороду и мируʼʼ), ʼʼStephanosʼʼ (ʼʼВенокʼʼ). Поиски объективно значимых тем и характеров. Образы мифологии, истории, совре­менности. Универсализм брюсовских исторических образов. Социальные предвидения и раздумья над судьбами истории. Фантастика Брюсова. Урба­нистическая поэзия. Брюсов и Э. Верхарн. Жанры и стиль урбанистической поэзии Брюсова. Брюсов и городская лирика А. Блока.

Брюсов и революция 1905 года. Представление о крушении культуры в революции. Противоречия эстетических взглядов Брюсова.

Нормативность брюсовской поэтики 1910-х годов. Ориентация на классические традиции.

Брюсов - прозаик. Жанры его малой прозы. Влияние на нее новелл Э.По, С. Пшибышевского. Попытка Брюсова совместить декадентски заостренное содержание новелл и формы классической русской новелли­стики XIX в. Исторические романы Брюсова. Брюсовская концепция исторического развития человеческой цивилизации. История и стилиза­ция истории. Романы Брюсова и Мережковского из эпохи раннего христи­анства. Различие исторической концепции. Роман ʼʼОгненный ангелʼʼ. Совмещение современного и исторического содержания. Полемика с теургической концепцией младосимволистов. Брюсов - критик и переводчик.

Послеоктябрьское творчество Брюсова. Вклад Брюсова в русскую культуру.

3. Н. Гиппиус (1869-1945)

Ранняя лирика Гиппиус. Поиски ʼʼнездешней красотыʼʼ. Мотивы романтической поэзии (одиночество, узничество, воля). Жанр баллады. Тема Божьего завета. Идеи неохристианства Мережковского в поэзии Гиппиус (ʼʼХристуʼʼ, ʼʼЗа Дьявола Тебя молю...ʼʼ, ʼʼПредсмертная исповедь христианинаʼʼ и др.). Жанр молитвы. Религиозные сомнения Гиппиус. Проблема любящего Бога и человеческих страданий в поэзии Гиппиус.

Сборники рассказов, романы ʼʼЧертова куклаʼʼ, ʼʼРоман-царевичʼʼ. Традиции Достоевского. Драматургия. Критические работы Гиппиус (А. Крайнего).

В. Злобин (ʼʼТяжелая душаʼʼ) о еретизме 3. Гиппиус. Хлыстовские мотивы в рассказе ʼʼСокатилʼʼ.

Мотивы оправдания антихриста. Стихотворение 3. Гиппиус ʼʼГризельдаʼʼ и ʼʼОгненный Ангелʼʼ В. Брюсова. С. Маковский (ʼʼНа Парнасе Серебряного векаʼʼ) о трактовке сатаны в прозе Гиппиус (ʼʼΟʜᴎ похожиʼʼ, ʼʼОн-белыйʼʼ).

Интерпретация любви в прозе Гиппиус в контексте философии любви символистов. Тема святой плоти. С. Маковский об

Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия XX века" 2017, 2018.

В этой статье мы рассмотрим, что отличает модернизм от реализма. Чтобы отметить различия, ознакомимся с двумя направлениями отдельно.

Модернизм. Его характеристика

Модернизм - это направление, появившееся в искусстве в конце XIX - начале XX века. Оно характеризуется новыми, нетрадиционными началами, изменением художественных форм, схематичностью и отвлеченностью стиля. Это направление лидировало в первой половине XX века.

В разных сферах проявил себя по-разному. В изобразительном он был похож на раннюю ступень авангардизма. Художники-модернисты создавали оригинальные произведения, которые отражали особый взгляд, внутреннюю свободу авторов, вносили в работы новые средства и даже эпатировали публику.

В русской литературе это направление заменило классический роман. Основными течениями были символизм, акмеизм, футуризм. Они имели свои особенности и отличались друг от друга. Все это можно заметить при ознакомлении с поэзией первой половины XX века.

Реализм. Его характеристика

Что отличает модернизм от реализма, так это объективность второго. В нем отображаются правдивая действительность, типичные, важные стороны жизни, конкретизируются приметы и особенности. Затрагиваются темы личности и общества. В литературе для этого могут использоваться различные мифы, символы, притчи.

Направление появилось в эпоху Просвещения, в XVIII веке. Оно имеет несколько разновидностей. Бывает просветительским, критическим и социалистическим.

В изобразительном искусстве картины, созданные в этом направлении, изображают повседневную жизнь людей. Среди русских художников-реалистов можно выделить И. Репина, В. Сурикова и В. Серова.

Что отличает модернизм от реализма?

Каждое направление имеет свои особенности, порой некоторые имеют общие черты и свойства. Однако это не касается рассматриваемых нами течений: они абсолютно противоположны.

Что отличает модернизм от реализма? В первую очередь, затрагивание разных тем. В модернизме авторы передают свои чувства, личный взгляд на жизнь. В реализме художники затрагивают важные жизненные темы. На первом месте у них не собственные чувства, а передача типичных ситуаций. Личность неразрывно связана с обществом. В модернизме же художник способен менять мир так, как ему вздумается. Независимо от того, какие общественные явления происходят вокруг.

Если рассматривать изобразительное искусство, то сравнение реализма и модернизма показывает, насколько они отличаются друг от друга. В более раннем направлении художники показывают жизнь, как она есть. В модернизме же не описывается виденное, а выражается взгляд автора. Действительность не копируется, словно фотография. Художники используют новые методы для рисования картин: различные фигуры, символы и прочее.

Уже давно я вынашиваю идею значительного углубления тем и вопросов, рассматриваемых в рамках этого блога. За три года здесь скопилось множество советов, относящихся, главным образом, к развлекательной прозе (прозе, существующей по своим специфичным законам, крепко завязанным на методах управления человеческим вниманием), но наивно считать, что мир литературы ограничивается только легким и ненапряжным чтивом. В предпоследней статье мы уже обсуждали . Так вот та область беллетристики, называемая «интеллектуальной», «элитарной» и бог знает какой еще, для многих неискушенных читателей и даже авторов – непролазные дебри, область мрачного и непознанного, где за каждым кустом поджидает опасность. И про опасность я здесь не для красного словца. Современная интеллектуальная проза зачастую не обещает нам приятных ощущений (еще бы, этим обдолбанным графоманам-извращенцам только и надо, что вытолкнуть читателя из зоны комфорта). Но разве кто-то сказал, что будет легко? Разве кто-то сказал, что жизнь – это мед с сахаром, а литература будет доставлять только положительные переживания? Вроде и не было такого.

Так что задраить люки, готовимся к погружению!

Но прежде я предлагаю освежить в памяти (или узнать, omg) некоторые нюансы истории литературы последних двух сотен лет. Внимательно проследить этапы эволюции прозы и убедиться, что она не стояла на месте. Уверяю, это будет полезно не только для понимания будущих статей, но и для осознания тех проблем, перед которыми стоит современный начинающий автор в нашей стране. А проблемы действительно есть.

Разумеется, я не имею возможности и должной квалификации, чтобы раскрыть вопрос с академической точностью. Вполне допускаю, что в ходе моего вольного рассказа могут быть допущены некоторые неточности. Поправьте меня в комментариях, а лучше забейте. Цель данного ликбеза не столько научить кого-то уму-разуму, сколько подтолкнуть начинающих авторов к знакомству с литературой, которую они не знали.

Реализм

Свой рассказ я решил начать с первой половины XIX века. Не только потому, что рассматривать более ранние периоды не имеет сейчас особого смысла, но и по причине огромного влияния данного периода на всю последующую литературу. Что мы наблюдаем в этот момент? Российская империя благополучно закончила войну с Наполеоном и находится в ряду мощнейший мировых держав. Расцвет военный, политический и экономический имеет продолжение и в других областях. В частности, в литературе наступает время таких величин, которых не видывали ни до, ни после, и которое впоследствии будет названо не иначе как Золотым веком. Главное направление, господствующее в литературе того времени – это реализм . Пришедши на смену романтизму, реализм надолго завладел умами русских писателей, так что его представителей мы будем видеть даже в прогрессивном ХХ веке.

Для простоты понимания, реализм – это вся та великая литература, которую нам на протяжении 11 классов преподавали в школе, и которую мы привыкли считать эталоном художественного слова. Пофамильный список выглядит как могучая dream team: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, А.И. Куприн и т.д. В ХХ веке это А.Т. Твардовский, В.М. Шукшин, М.А. Шолохов.

Нужно понимать, что литература тесно связана с другими видами искусства, поэтому мы не говорим о реализме как о явлении сугубо литературном, нет, реализм – это направление в искусстве в целом. Основная цель реализма – это достоверное воспроизведение действительности .

Среди множества черт, присущих направлению реализма, я постараюсь выделить основные:

  • Типические, хорошо понятные читателю ситуации и конфликты . В произведениях реалистов вы никогда не увидите, как герой спасает мир от надвигающейся катастрофы или срывает покушение на царя. Конфликты и темы максимально приближены к реальности, хорошо ощутимой повседневности. Именно поэтому мы часто видим т.н. конфликт лишнего человека или противостояние маленькогочеловека и социума. В этих произведениях нет эпичности, но есть хорошо узнаваемая правда жизни. И даже если сам читатель никогда не попадал в подобную ситуацию, он запросто может представить, с кем и когда она могла бы произойти.
  • Внимание к психологической достоверности характеров . К сожалению, реальность не всегда настолько ярка и интересна, как хотелось бы читателю, поэтому одним из основных средств развития сюжета являются яркие и сильные характеры. Не случайно многие имена героев того времени становятся нарицательными, настолько объемными и запоминающимися они получились. Однако отметим, что сила характера никогда не отрицает его реалистичности.
  • Описания обыденной и повседневной жизни героев . Не столь важный элемент для движения сюжета, сколь важное звено в цепочке создания реалистичной картинки.
  • Отсутствие деления на положительных и отрицательных персонажей . Еще один важнейший элемент, приближающий художественный текст к реальности. Ведь в настоящей жизни никогда не бывает исключительно злых и полностью добрых людей. У каждого своя правда.
  • Важность социальных проблем. Ну тут, я думаю, no comments.

Этот список можно продолжить, но суть, надеюсь, вы уловили. Писатель-реалист стремится отобразить жизнь во всех ее подробностях и деталях, прочертить характеры персонажей с академической точностью, чтобы читатель буквально почувствовал себя в той самой обстановке, с теми самыми людьми, о которых идет речь. Литературный герой – это не какой-то выдуманный полубог, а обычный человек, такой же, как и мы с вами, который живет тем же бытом, сталкивается с теми же проблемами и несправедливостями.

Теперь, когда мы обозначили суть направления, я хотел бы поговорить о влиянии реализма на современных молодых авторов. Как я уже упоминал выше, почти вся школьная программа (если мы говорим о прозе) состоит из произведений реалистов. Да, это великие вещи, вышедшие из-под пера великих людей. Высот Золотого века уже никогда не достичь, но что это значит применительно к современной молодежи? Гипертрофированное внимание школьного образования к литературе эпохи реализма приводит к тому, что молодые люди лишь смутно представляют себе (а фактически не знают вовсе), из чего состоит литература ХХ века. Проза ХХ века для школьника – это «Тихий дон» Шолохова, короткие рассказы Шукшина да «Мастер и Маргарита». Не мало ли для целого-то столетия? Выпускники просто не знают, как развивалась литература в ХХ веке; мозгами они застряли в эпохе реализма. Мол, там была настоящая литература, а после – только фэнтези и киберпанк. И это серьезная проблема, вы не находите? Колоссальный пробел в образовании молодых людей рождает непонимание и отторжение литературы эпохи модернизма и постмодернизма. Вчерашние выпускники, а ныне молодые авторы мечутся между гениями ХIX века и современной развлекательной беллетристикой и не знают, куда себя применить. Они пытаются подражать светилам позапрошлого столетия, не понимая, что уже сейчас пишут антиквариат – за прошедший век литература проделала такой огромный путь, успев отречься от великих и вновь их признать, что наш новоявленный автор выглядит в лучшем случае неандертальцем, заявившимся в шкурах на светский прием. И если бы не эти обстоятельства, я молчал бы сейчас в тряпочку и не рассказывал о том, что каждый образованный и начитанный человек должен знать априори.

Модернизм

Кто бы мог подумать, но эпоха реализма не продолжалась вечно. И хоть в русской прозе он по-прежнему остается главенствующим направлением вплоть до середины ХХ века, за рубежом ветер перемен уже выносит на поверхность нечто новое и прогрессивное.

Модернизм - это направление в литературе конца XIX - начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм.

Модернизм набирает свою силу уже в начале ХХ века. Наиболее известными представителями направления являются: Уильям Фолкнер, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй, Джеймс Джойс, Франц Кафка, Томас Манн, Марсель Пруст, Вирджиния Вулф. В России же первым значительным модернистским направлением становится символизм . Одновременно с его зарождением начинается Серебряный век русской литературы. Но говоря о Серебряном веке, мы имеем в виду исключительно поэзию, проза же здесь остается буквально за рамками истории. У несведущего обывателя может даже создаться впечатление, что модернизм – это какое-то баловство и чепуха, которой развлекались на Западе, пока наши писатели-соцреалисты продолжали, пусть и с некоторой долей идейности, славное дело русских классиков.

Сейчас сложно выделить какое-то главное отличие нового стиля от старого – модернизм в разных своих проявлениях стремится отличаться буквально во всем. Но есть определенные, особенно яркие моменты, отличающие направление модернизма:

  • Эксперименты с литературной формой . Авторы нового поколения пытаются отойти от привычной формы романа. На смену линейному построению сюжета приходит построение обрывочное, фрагментарное. Мы можем увидеть повествование от лица нескольких героев, имеющих зачастую противоположные точки зрения.
  • Поток сознания . Это, наверное, самый грандиозный прием, который дал писателям модернизм. Поток сознания переворачивает все представления о литературе, о способах подачи информации. Он позволяет уловить само движение мысли, выразить сложные нюансы внутреннего состояния, которые были доселе недоступны. И в этом мы видим еще одно устремление модернизма – максимально раскрыть внутренний мир героя.
  • Тема войны и потерянного поколения . Начало ХХ века с Первой мировой войной и Великой депрессией не могло не оставить отпечатка на темах, поднимаемых в произведениях модернистов. Конечно, в центре внимания всегда человек, но проблемы его уже совершенно иные, нежели чем в романах ХIХ столетия. Темы литературы нового века становятся более глобальными.

Еще один важный момент, о котором обязательно нужно упомянуть, говоря о модернизме, это значительное повышение требований к читателю. Если литература реализма зачастую не подразумевала никакой читательской подготовки, раскрывала темы нарочито житейские, понятные всем и каждому, то модернизм все более тяготеет к элитарности. И на примере самого заметного романа этого периода – «Улисса» Джеймса Джойса – мы видим, что эта книга рассчитана исключительно на подготовленного читателя. Что это значит на практике? А то, что когда мы видим «Улисса» во главе списка самых значительных книг ХХ века, то возмущаемся, хоть и не читали: «Какой к чертям «Улисс»?! Ведь есть же «Мастер и Маргарита»: с дьяволом, голой бабой и брутальным котом! Что может быть интереснее?!» Dispute.

Постмодернизм

На самом деле, дать четкое определение понятию постмодернизма не так уж и просто. Виной тому феноменальная обширность и многогранность этого явления, направления которого приобретают нередко прямо противоположные черты. Поэтому в конечном итоге мы приходим к простейшему: постмодернизм – это то, что было после модернизма, выросло и переосмыслило его.

Постмодернизм – это культурное явление второй половины ХХ века, отвергающее основные принципы модернизма и использующее элементы различных стилей и направлений прошлого, нередко с ироническим эффектом.

Наиболее известными представителями направления постмодернизма (в нашей стране) являются: У.С. Берроуз, Х.С. Томпсон, Ф. Дик, Г.Г. Маркес, В. Набоков, К. Воннегут, Х. Кортасар, Х. Мураками, В. Пелевин, В. Сорокин, Э. Лимонов.

Важное отличие литературы постмодернизма заключается в том, что если модернизм тяготел к элитарности, постмодерн находится в тесной связи с массовой культурой, более того, оказывает на нее огромное влияние. Это стало возможным не только из-за простоты изложения и широкой доступности книг, но и из-за многочисленных экранизаций. И эта связь с массовой культурой хоть и может показаться на первый взгляд чем-то порочным, на самом деле, очень важна: написанное однажды, произведение не пропадает где-то на пыльных библиотечных полках, оно продолжается жить и развиваться – в виде фильмов и сериалов, компьютерных игр и многочисленных отсылок в других книгах, фильмах, играх и даже интернет-мемах. Правила изменились, и никогда, наверное, они не были настолько либеральными.

Поговорим немного об отличительных особенностях постмодернизма:

  • Ирония, игра, черный юмор . Первое, что бросается в глаза в литературе постмодернизма – это изменение отношения авторов к рассказываемым историям, смена тональности повествования. В чем это выражается? Если раньше писатели-реалисты поднимали серьезные социальные темы, помещали героев в центр острейших конфликтов (личных или социальных), которые нередко заканчивались трагически, то теперь писатели часто иронизируют над проблемами современного общества. Многие идут еще дальше, и трагедии становятся почвой для черного юмора. Вообще, ирония является мощнейшим инструментом в руках современного автора. И отнюдь не случайно. Ирония, по моему скромному мнению, есть бегство мыслящего индивида от безмерного пафоса массовой культуры. И хотя пафос и ирония – две стороны одной медали, многие читатели категорически не хотят отождествлять себя с массовой культурой. И умный автор просто знает, как на этом сыграть.
  • Интертекстуальность . Зарождение этого понятия происходит еще в эпоху модернизма, но настоящий расцвет интертекстуальность приобретает только сейчас. С точки зрения литературы это означает, что заимствования теперь – не дурной тон, а показатель начитанности, высокого культурного уровня. И чем одиозней объекты заимствований, тем круче сам автор. Говоря о Пелевине, я уже писал, что заимствования напоминают мне игру с читателем, когда автор тешит его самолюбие, подсовывая элементы, которые умный читатель обязательно узнает, а вот узнают ли остальные – не факт. В целом же, мы пришли к состоянию, когда в медийном пространстве кочуют многократно повторяемые образы, архетипы и ситуации, которые все мы видели по сотне раз и увидим еще столько же. И уже нет никакой возможности выдавать старое за новое, и мы кормим других и едим сами один и тот же пирог, миллион раз переваренный и уже лишенный всякого вкуса. Вот тут-то и приходит время иронии – как хорошей мины при плохой игре.
  • Эксперименты с формой, смешение жанров . В эпоху постмодернизма авторы не отказались от экспериментов с формой: это и метод нарезок Берроуза, и нелинейные сюжеты всех мастей, и временные искажения. Все чаще мы наблюдаем смешение жанров, особенно интенсивно в бытовые сюжеты привносятся элементы фантастики. И подчас это получается настолько удачно, что рождает целые направления, например, магический реализм.
  • Магический реализм . Его я выделил отдельно, как самобытное и очень интересное направление, и как пример воздействия идей постмодернизма на хорошо знакомые нам мотивы.

Конечно, этим коротким списком описать все многообразие проявлений постмодернизма просто невозможно, да я и не имею сейчас такой цели. Но думаю, вскоре мы разберем их подробнее и уже на конкретных примерах.

Итак, какие выводы мы можем сделать из всего этого?

Перво-наперво молодому автору необходимо осознать, что он живет в эпоху постмодернизма. Не в ХIХ веке среди гениев словесности и безграмотных крепостных, а в информационном пространстве целой планеты, где сюжеты и мотивы эволюционируют из формы в форму и ни одна из них не является конечной. А раз так, то он имеет полное право пользоваться всем тем багажом, что был наработан писателями до него. Поэтому первостепенная задача молодого автора – познакомиться с достижениями литературы ХХ века. Самостоятельно ликвидировать тот пробел, который оставило на его карте школьное образование.

Но чтобы понять, осознать весь этот багаж, потребуется немалое время и немалая мудрость. За скучными, непонятными и нередко тошнотворными страницами писатель должен разглядеть, как модернизм сметал все устои и лекала классической литературы, пытаясь выстроить на их месте свои, и как уже постмодерн сваливал все эти правила в кучу и злостно над всем этим стебался и продолжает стебаться до сих пор. Да, эта литература далека от тех легких замечательных книжек, которые мы с удовольствием листаем на ночь. «Но кто сказал…» и далее по тексту.

Да, мы живем в эпоху постмодерна, где литература тесно сплетается с массовой культурой, и требования к читателю не сильно-то отличаются от требований XIX столетия (уметь читать хотя бы по слогам). Но подумайте, стали ли в эту «лайтовую» эпоху мягче требования к самому писателю? Имеет ли право современный автор не знать ничего об экспериментах и достижениях литературы прошлого века? Или достаточно багажа по списку: «Гаррисон, Толкиен, Стругацкие»?

Ну и главный вопрос: если писатель ничем не отличается от рядового читателя, то что такой писатель способен дать своей аудитории?

На этом все на сегодня. Оставляйте комментарии, буду рад конструктивному диалогу. До скорой встречи!

В статье будет рассмотрено такое неоднозначное культурное явление, как модернизм. Основное внимание уделено различным стилям модернизма, в частности, его проявлению в русской культуре и особенно - литературе, а также тем характерным чертам, которые объединяют все эти многочисленные стили.

Что такое модернизм?

Давайте разберемся. Прежде чем дать ответ на вопрос, что сближает разные течения модернизма, стоит дать определение этому явлению. Модернизм - это весьма общее обозначение, применяемое для культуры рубежа 19-20 веков. Впрочем, на хронологические рамки этого явления существуют разные точки зрения, некоторые исследователи считают, что модернизм - явление исключительно 20 века. Этот термин происходит от итальянского слова modernismo, что переводится как «современное течение», или, если смотреть глубже - от латинского modernus - «современный».

Характерные черты модернизма

Период модернизма не только в искусстве (хотя в этой области он проявлялся, пожалуй, ярче всего), но и в философии, и науке, определяется резким разрывом с предыдущими концепциями и опытом, характеризуется желанием опровергнуть устаревшие начала и установить актуальные, появлением новых выразительных художественных форм, которые отличались общностью и схематичностью. Иногда поиск форм выражения субъективного взгляда на реальность был самоцелью в ущерб идейной ценности и эстетики произведения. Все эти особенности модернизма вызывали его негативное восприятие в буржуазном обществе. Ценности его эти течения ставили под сомнение. Буржуазные настроения находили свои отражения в первую очередь в реализме, а модернизм и реализм - прямо противоположные течения. Отрицание традиций культуры, начиная с античности, заканчивая реализмом, принято обозначать как авангардизм (от французского «передовой отряд»), но это понятие относится уже к 20 веку. Впрочем, соотношение понятий модернизма и авангардизма до сих пор нечетко, они воспринимаются то как взаимозаменяемые, то как полностью противоположные.

Культура модернизма

Модернизм, в сущности, был выражением всех внутренних несостыковок и противоречий, существующих в буржуазном обществе. Это произошло как под влиянием развития науки и техники, так и под влиянием мировых социально-политических катастроф. Конфликты и разлад в обществе, безусловно, оказали влияние на изменение психологии людей начала 20 века, так же, как и появление технических новинок и коммуникативных средств.

Культурное и социальное расслоение повлекло за собой возникновение двух субкультур - элитарной и массовой, разделение на которые присутствует в обществе и до сих пор. В этот же период возникло понятие китча, тесно связанное с массовой культурой.

Не касаясь пока что искусства и литературы, можно сказать о модернизме в философии, где он соприкасается главным образом с так называемой философией жизни, а также экзистенциализмом.

В культуре модернизма нашел свое отражение так называемый закат Европы, но суть этого течения не только в изображении культурного и духовного кризиса, но и в непрестанном поиске путей выхода из него. И если говорить о том, что сближает разные течения модернизма, то это в первую очередь то, что все они дают многочисленные разнообразные варианты выхода.

Модернизм в искусстве

Для обозначения модернизма в искусстве обычно используют термин «модерн». Оно начинает изменяться качественно: если раньше авторы изображали в основном скопированную реальность, то с конца девятнадцатого века на полотнах они передают собственный взгляд на эту реальность, свои эмоции и чувства по отношению к ней, стремясь тем самым изобразить настоящую реальность, скрывающуюся за внешней оболочкой.

С конца 19 века возникает огромное количество разнообразных стилей, для общего обозначения которых используется термин «модернизм». Такое резкое появление новых стилевых течений может быть связано с тем, что жизнь в этот период начинает меняться крайне быстро, все постоянно изменяется, и вместе с развитием науки, общественных взаимоотношений, политики возникают, исчезают и видоизменяются различные стили в искусстве и архитектуре. Возникают идеи "искусства для искусства", "искусства для себя", и одновременно с этим искусство становится средством для препарирования окружающей реальности и преодоления ее противоречий.

Среди наиболее значительных и заметных можно назвать импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм и абстрактное искусство. Для всех этих жанров характерен разрыв с изображением объективной реальности, крайне субъективный взгляд, элитарность и отказ от художественного наследия предыдущих эпох - классицизма и реализма. Последнее не всегда означает только полный разрыв с ранним художественным опытом, но также и стремление выразить эстетические идеалы в более качественном виде.

Новые стили возникали в разные временные отрезки и в разных странах, зачастую у художников, работающих в модернистских стилях. Что сближает разные течения модернизма, если они были настолько отличны друг от друга? В сущности, часто их не объединяло ничего, кроме следования антиреалистическим тенденциям и стремления выразить свое видение мира.

В качестве нижней планки времени появления модернизма часто называют год возникновения так называемого Салона отверженных - 1863 год. Там выставлялись работы художников, которые не одобрили члены жюри парижского салона - а он был основным средоточием европейского искусства того времени. Появление этого салона связано с именами известных импрессионистов, следовательно, этот стиль условно считается первых проявлением модернизма в живописи. Исчезать же модернизм стал ближе к середине двадцатого века, когда начал появляться постмодернизм.

Модернизм в литературе

Как направление в литературе модернизм складывается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в 20-е годы XX века. Так же, как и в искусстве, модернизм представляет собой интернациональное течение, представленное различными школами - экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др.

Основателями модернистского течения в литературе, разработавшими новые приемы работы со словом, считают трех писателей - Д. Джойса, Ф. Кафку и М. Пруста. Сильное влияние на литературу модернизма оказали философ Ф. Ницше, концепции З. Фрейда и К. Юнга.

Литература модернизма состоит из многочисленных разнообразных группировок, объединенных между собой стремлением не описать окружающую реальность, но самовыразиться, что в конечном счете помогло направить фокус общественного внимание на индивидуальность каждого человека и оказало значительное влияние на изменение психологии общества.

Русский модернизм

Интересным явлением предстает модернизм в России. Здесь он был представлен в первую очередь в литературе и имеет ряд особенностей. В частности, как и все модернистские течения, имел интерес к древним мифологическим образам, но в русском варианте модернизма это отразилось особенно ярко, в нем появился четкий ориентир на мифологию и фольклор. Русский модернизм был присущ той части интеллигенции, которая была наиболее европеизирована. Точно так же, как и западный, модернизм в России был в определенной степени пронизан настроениями декаданса, что в особенности касается одного из наиболее крупных течений - символизма. И модернизм во всем мире был представлен приверженцами грядущей духовной революции.

Модернизм в русской литературе

Пожалуй, ярче всего представлен русский модернизм в литературе 20 века. Среди основных течений стоит вспомнить акмеизм, футуризм и символизм. Все эти течения носят в себе характерные особенности модернизма - поиск новых способов изображения реальности и отрицание традиционного искусства.

Символизм

Как направление в литературе символизм появился в конце 19 века во Франции. Поэзия становится индивидуальной, она закрепляет мгновенные впечатления, стремится стать максимально чувственной и выразительной.

По мнению символистов, внешняя и внутренняя действительность не может быть познана рациональным путем, поэтому художник-творец при помощи использования символики способен познать тайные смыслы мира. Символизм в России возник достаточно внезапно, и в качестве его начальной точки обычно отмечают «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» - статью поэта Д. Мережковского. Он, З. Гиппиус, В. Брюсов и другие были одним из представителей старших символистов, в творчестве которых в основном поднимались темы уникальности пути творца, несовершенства мира. Следующее поколение символистов - младосимволисты - использует темы преобразования мира при помощи красоты, соединения жизни и искусства, среди представителей были Блок, Андрей Белый, В. Иванов, это поколение поэтов можно назвать утопистами. Благодаря представителям символизма слово в поэзии получило множество дополнительных смысловых оттенков, язык стал более образным и гибким.

Акмеизм

Это явление возникло как противовес символизму, основываясь на идеях о четкости и ясности взгляда на действительность и соответствующем ее изображении. Слово, по их мнению, не должно быть многозначным, ему следует носить изначальный смысл, стиль должен быть лаконичным, сдержанным и выразительным, структура произведения - строгая и отточенная. Начало существования акмеизма связывают с возникновением «Цеха поэтов», руководителями которого были поэты Гумилев и Городецкий. В этом течении возникает перекличка с литературными традициями Золотого века русской поэзии. Среди других представителей модернизма можно назвать А. Ахматову, О. Мандельштама, М. Кузмина.

Футуризм

Представители этого наиболее авангардного из течений стремились создать искусство, которое коренным образом изменило бы окружающую действительность. Они отличались не только использованием экспериментальных форм творчества, смелого поэтического строя и языка, но зачастую и тем, что совершали эпатажные поступки и вели необычный образ жизни. Футуризм разделялся на несколько подгрупп: эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифугу» и включал в себя таких знаменитых поэтов, как В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк и многих других. Временем появления этого модернистского (и даже больше, авангардистского) течения считают 1910 год, когда был напечатан первый сборник футуристической поэзии «Садок судей».

Модернизм в русской живописи

Модернизм значительно проявил себя не только в русский литературе, но и в живописи. Среди представителей модернизма в этом виде искусства стоит вспомнить в первую очередь М. Врубеля, И. Билибина, А. Бенуа, В. Васнецова - список можно продолжать бесконечно, особенно если вспомнить других художников, которые так или иначе обращались к модерну в разные временные периоды. Их творчество одновременно обнаруживало в себе сходство с теми поисками, которые примерно в это же время происходили в Европе, но и заметно отличалось от них. Для них свойственна определенная условная декоративность, четкие и скульптурные лица и фигуры персонажей на первом плане, орнаментальность и масштабных плоскостей цветов. Все эти характерные черты придавали живописным полотнам большую выразительность и трагичность. Основными темами, к которым обращались художники, были темы смерти, скорби, сна, легенды, эротики. Кроме того, в живописи появилась определенная ценность символики цветов и линий.

Общее в модернистских направлениях

Итак, в финале можно сказать, что разные течения модернизма сближает то, что все они противопоставляют себя реализму и ценностям, которые реализм отражал. Модернистские произведения вне зависимости от направления в искусстве были своеобразными экспериментами, действительно новым, неожиданным и необычным явлением в культуре конца девятнадцатого века, постоянно находящимся в поиске. Модернизм и его стилевые течения стремились стать стилем в отличие от других стилей, возникавших естественным и органичным образом в мировой культуре, в сущности, независимо от желания творцов. Возможно, причиной столь недолгого существования этого течения было то, что в нем ставился слишком сильный акцент на индивидуализм.