Островский горячее сердце. Александр островский - горячее сердце

Александр Николаевич Островский

Горячее сердце

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЛИЦА:

Павлин Павлиныч Курослепов , именитый купец .

Матрена Харитоновна , жена его .

Параша , дочь его от первой жены .

Наркис , приказчик Курослепова (по дому) .

Гаврило , приказчик (по лавке) .

Вася Шустрый , сын недавно разорившегося купца .

Девушка.

Силан , дальний родственник Курослепова, живет в дворниках .

Двор: направо от зрителей крыльцо хозяйского дома, рядом дверь в комнату, где живут приказчики; налево флигелек, перед ним звено забора, перед флигелем кусты, большое дерево, стол и скамья, на заднем плане ворота.

Летний вечер, восьмой час.

Действие происходит лет 30 назад в уездном городе Калинове.


ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Гаврило (сидит на скамье с гитарой) , Силан (с метлой стоит подле) .

Силан. Слышал ты, пропажа-то у нас?

Гаврило. Слышал.

Силан. Вот она где у меня сидит, пропажа эта. По этому случаю, теперь, братцы мои – господа приказчики, У меня чтоб аккуратно: в девятом часу чтоб дома, и ворота на запор. А уж это, чтоб по ночам через забор лазить, – уж это заведение надо вам бросить; а то сейчас за ворот, да к хозяину.

Гаврило. Чудак ты человек, да коли нужно.

Силан. Мое дело: было б сказано, а там, как знаете! Я теперь необнаковенно зол, вот как зол, беда!

Гаврило бренчит на гитаре. Силан молча смотрит ему на руки. Доходишь?

Гаврило. Дохожу помаленьку. (Поет и аккомпанирует себе) :

Ни папаши, ни мамаши,
Дома нету никого,
Дома нету никого,
Полезай, милый, в окно.

Силан. Песня важная.

Гаврило. Песня расчудесная, в какой хочешь компании пой; только вот перебор… смотри хорошенько! Видишь? не выходит, да и на поди!

Силан. Я так полагаю, друг любезный, тебе это самое занятие лучше бросить.

Гаврило. Зачем же мне его бросать, дядюшка Силантий? Что я труда положил, ты то подумай!

Силан. Много тебе муки мученицкой за него.

Гаврило. Мука-то ничего, а убытку много, это верно; потому гитара струмент ломкий.

Силан. Ежели ее с маху да об печку, тут ей и конец.

Гаврило. Конец, братец ты мой, конец, плакали денежки.

Силан. Об печку? А? Придумал же хозяин экую штуку; как увидит эту самую гитару и сейчас ее об печку! Чудно!

Гаврило (со вздохом) . Не все об печку, дядюшка Силантий, две об голову мою расшиб.

Силан. И довольно это, должно быть, смешно; потому гул по всему дому.

Гаврило. Кому смешно, а мне…

Силан. Больно? Само собой, если краем…

Гаврило. Ну, хоть и не краем… Да уж я за этим не гонюсь, голова-то у меня своя, не купленая; а за гитары-то я деньги плачу.

Силам. И то правда. Голова-то поболит, поболит, да и заживет; а гитару-то уж не вылечишь.

Гаврило. А что, не убираться ли мне! Как бы хозяин не увидал.

Силан. Нет! Где! Он спит по обнаковению. Ночь спит, день спит; заспался совсем, уж никакого понятия нету, ни к чему; под носом у себя не видит. Спросонков-то, что наяву с ним было, что во сне видит, все это вместе путает; и разговор станет у него не явственный, только мычит; ну, а потом обойдется, ничего.

Гаврило (громко поет) :

Ни папаши, ни мамаши,
Дома нету никого,

Курослепов выходит на крыльцо.

Силан. Постой-ка! Никак вышел! И то! Уходи от греха! Или стой! Притулись тут; он дальше крыльца не пойдет, потому ленив.

Гаврило прячется.


ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Курослепов и Силан.

Курослепов (садится на крыльцо и несколько времени зевает) . И с чего это небо валилось? Так вот и валится, так вот и валится. Или это мне во сне, что ль? Вот угадай поди, что такое теперь на свете, утро или вечер? И никого, прах их… Матрена! Ни дома, ни на дворе, чтоб им!… Матрена! Вот как оно страшно, когда не знаешь, что на свете… Жутко как-то. И сон это я видел али что? Дров будто много наготовлено и мурины. Для чего, говорю, дрова? Говорят: грешников поджаривать. Неужто ж это я в аде? Да куда ж это все провалились? И какой это на меня страх сегодня! А ведь небо-то никак опять валится? И то валится… Батюшки! А теперь вот искры. И что, ежели вдруг теперь светопреставление! Ничего мудреного нет! Оченно это все может случиться, потому… вот смолой откуда-то запахло и пел кто-то диким голосом и звук струнный или трубный, что ли… Не поймешь.

Бьют часы городские.

Раз, два, три, четыре, пять (считает, не слушая) , шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать.

Часы, пробив восемь, перестают.

Только? Пятнадцать!… Боже мой, боже мой! Дожили! Пятнадцать! До чего дожили! Пятнадцать. Да еще мало по грехам нашим! Еще то ли будет! Ежели пойти выпить для всякого случаю? Да, говорят, в таком разе хуже, а надо чтобы человек с чистой совестью… (Кричит.) Силантий, эй!…

Силан. Не кричи, слышу.

Курослепов. Где ты пропадаешь? Этакое дело начинается…

Силан. Нигде не пропадаю, тут стою, тут, тебя берегу.

Курослепов. Слышал часы?

Силан. Ну, так что ж?

Курослепов. То-то, мол! Живы еще все покудова?

Силан. Кто?

Курослепов. Домочадцы и все православные христиане?

Силан. Ты очувствуйся! Умойся поди!

Курослепов. Источники водные еще не иссяклись?

Силан. Нет. С чего им?

Курослепов. А где же теперь жена?

Силан. В гости ушла.

Курослепов. Вот этакий теперь случай; она должна при муже.

Силан. Ну, уж это ее дело.

Курослепов. Какие гости! Нашла время! Страх этакий.

Силан. Какой?

Курослепов. Всем в услышание пятнадцать-то часов било.

Силан. Ну, пятнадцать, не пятнадцать, а девятый час это точно… ужинать теперь бы самое время, да опять спать.

Курослепов. Ты говоришь, ужинать?

Комедия “Горячее сердце” показывает изнутри мещанский быт тех времен. Одним из главных героев выступает Тарас Тарасыч Хлыпов. Самодовольный, абсолютно убежденный в своей возвышенности над остальными, он возводит себя в ранг полного властвования над жизнью. Благодаря имеющимся миллионам, он держит в кулаке весь Калинов.

Островский высмеивает персонажа, и, несмотря на его власть, показывает его никчемность и глупость, зрителю он противен. Герою неведомы принципы морали и устои общества. Он следует своим пьяным прихотям и безобразному озорству. Еще одним представителем старозаветного самодура, является “именитый” Курослепов. Он инерционно еще показывает свой нрав, но уже не в силах разобраться в происходящем. Островский в создании этих деградирующих образов, использовал космическую гиперболичность. Курослепов теряет ощущение сна и реальности, отупевший, он почти перешел грань между человеческим и животным существованием. Жизнь его примитивна и не имеет смысла. Автор хочет показать Хлыпова и Курослепова как обобщенные образы всего российского быта. Показаны реальные лица представителей торговли, их скотская природа, примитивность и отсталость. Это яркие представители отечественной буржуазии, распустившихся приверженцев капитализма. Это некое “темное царство” города Калинов.

Противостоит ему простая девушка по имени Параша. Это дочь Курослепова, родившаяся от первого брака. То самое “горячее сердце” принадлежит Параше, которое поможет преодолеть все препятствия, встречающиеся девушке в ее стремлениях. Характер девушки формировался в процессе жизни в деспотичной семье и в неудачных отношениях с непутевым Васей Шустровым. Последний, боясь жестокой расправы, идет скоморохом к Хлыпову. Сила характера Параши проявилась, главным образом, в ее осознанном уходе от семейной тирании. В привычную жизнь калиновцев, девушка вносит коррективы, в виде самостоятельности. Эта девушка воплощает волю к жизни, самостоятельность и оптимизм.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Горячее сердце Островский А. Н

Другие сочинения:

  1. Холодное сердце Бедный угольщик из Шварцвальда, Петер Мунк, “малый неглупый”, стал тяготиться малодоходным и, кажется, совсем не почетным ремеслом, унаследованным от отца. Однако из всех идей как вдруг заполучить много денег, ему не нравилась ни одна. Вспомнив старое предание о Read More ......
  2. Гроза Первая половина XIX в. Вымышленный приволжский городок Калинов. Общественный сад на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми – Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным – о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Read More ......
  3. Снегурочка Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме – леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди – свита Весны. Холодом Read More ......
  4. Не так живи, как хочется Наведываясь по своим купеческим делам, в небольшой уездный городок, Петр Ильич полюбил бедную девушку Дашу. Позже увез ее к себе в столицу, и, будучи честным человеком, женился на ней. Но так же скоро и остыл Read More ......
  5. Бедность не порок Действие первое Уездный город. Святки. День. Небольшая приказчичья комната в доме купца Торцова. Митя ходит по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает “Бову Королевича”, затем останавливается и рассказывает Мите, что все домашние уехали кататься. Остался только Read More ......
  6. Доходное место Действие комедии происходит в Москве, в первые годы царствования Александра II. Старый важный чиновник Аристарх Владимирович Вышневский, выходящий в большую “богато меблированную залу” вместе со своей молодой женой Анной Павловной (оба в утреннем неглиже) из ее комнат, упрекает Read More ......
  7. Волки и овцы С утра у дома Меропии Давыдовны Мурзавецкой, “девицы лет шестидесяти, имеющей большую силу в губернии”, собрались мастеровые – она им задолжала. Подходит Чугунов, бывший член уездного суда. Мурзавецкая ханжа и кляузница, Чугунов ведет ее дела и управляет Read More ......
  8. Бешеные деньги Комедия “Бешеные деньги” высмеивает людишек, готовых на любые поступки ради денег. Первым со зрителем знакомится Телятев, типичный представитель “барства”, он всегда процветает, не без помощи десятка своих тетушек из Москвы. Сладкоежка-балетоман богат долгами, их у него на целых Read More ......
Краткое содержание Горячее сердце Островский А. Н

Павлин Павлиныч Курослепов , именитый купец .

Матрена Харитоновна , жена его .

Параша , дочь его от первой жены .

Наркис , приказчик Курослепова (по дому) .

Гаврило , приказчик (по лавке) .

Вася Шустрый , сын недавно разорившегося купца .

Девушка.

Силан , дальний родственник Курослепова, живет в дворниках .

Двор: направо от зрителей крыльцо хозяйского дома, рядом дверь в комнату, где живут приказчики; налево флигелек, перед ним звено забора, перед флигелем кусты, большое дерево, стол и скамья, на заднем плане ворота.

Летний вечер, восьмой час.

Действие происходит лет 30 назад в уездном городе Калинове.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Гаврило (сидит на скамье с гитарой) , Силан (с метлой стоит подле) .

Силан. Слышал ты, пропажа-то у нас?

Гаврило. Слышал.

Силан. Вот она где у меня сидит, пропажа эта. По этому случаю, теперь, братцы мои – господа приказчики, У меня чтоб аккуратно: в девятом часу чтоб дома, и ворота на запор. А уж это, чтоб по ночам через забор лазить, – уж это заведение надо вам бросить; а то сейчас за ворот, да к хозяину.

Гаврило. Чудак ты человек, да коли нужно.

Силан. Мое дело: было б сказано, а там, как знаете! Я теперь необнаковенно зол, вот как зол, беда!

Гаврило бренчит на гитаре. Силан молча смотрит ему на руки. Доходишь?

Гаврило. Дохожу помаленьку. (Поет и аккомпанирует себе) :

Ни папаши, ни мамаши,

Дома нету никого,

Дома нету никого,

Полезай, милый, в окно.

Силан. Песня важная.

Гаврило. Песня расчудесная, в какой хочешь компании пой; только вот перебор… смотри хорошенько! Видишь? не выходит, да и на поди!

Силан. Я так полагаю, друг любезный, тебе это самое занятие лучше бросить.

Гаврило. Зачем же мне его бросать, дядюшка Силантий? Что я труда положил, ты то подумай!

Силан. Много тебе муки мученицкой за него.

Гаврило. Мука-то ничего, а убытку много, это верно; потому гитара струмент ломкий.

Силан. Ежели ее с маху да об печку, тут ей и конец.

Гаврило. Конец, братец ты мой, конец, плакали денежки.

Силан. Об печку? А? Придумал же хозяин экую штуку; как увидит эту самую гитару и сейчас ее об печку! Чудно!

Гаврило (со вздохом) . Не все об печку, дядюшка Силантий, две об голову мою расшиб.

Силан. И довольно это, должно быть, смешно; потому гул по всему дому.

Гаврило. Кому смешно, а мне…

Силан. Больно? Само собой, если краем…

Гаврило. Ну, хоть и не краем… Да уж я за этим не гонюсь, голова-то у меня своя, не купленая; а за гитары-то я деньги плачу.

Силам. И то правда. Голова-то поболит, поболит, да и заживет; а гитару-то уж не вылечишь.

Гаврило. А что, не убираться ли мне! Как бы хозяин не увидал.

Силан. Нет! Где! Он спит по обнаковению. Ночь спит, день спит; заспался совсем, уж никакого понятия нету, ни к чему; под носом у себя не видит. Спросонков-то, что наяву с ним было, что во сне видит, все это вместе путает; и разговор станет у него не явственный, только мычит; ну, а потом обойдется, ничего.

Гаврило (громко поет) :

Ни папаши, ни мамаши,

Дома нету никого,

Курослепов выходит на крыльцо.

Силан. Постой-ка! Никак вышел! И то! Уходи от греха! Или стой! Притулись тут; он дальше крыльца не пойдет, потому ленив.

Гаврило прячется.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Курослепов и Силан.

Курослепов (садится на крыльцо и несколько времени зевает) . И с чего это небо валилось? Так вот и валится, так вот и валится. Или это мне во сне, что ль? Вот угадай поди, что такое теперь на свете, утро или вечер? И никого, прах их… Матрена! Ни дома, ни на дворе, чтоб им!… Матрена! Вот как оно страшно, когда не знаешь, что на свете… Жутко как-то. И сон это я видел али что? Дров будто много наготовлено и мурины. Для чего, говорю, дрова? Говорят: грешников поджаривать. Неужто ж это я в аде? Да куда ж это все провалились? И какой это на меня страх сегодня! А ведь небо-то никак опять валится? И то валится… Батюшки! А теперь вот искры. И что, ежели вдруг теперь светопреставление! Ничего мудреного нет! Оченно это все может случиться, потому… вот смолой откуда-то запахло и пел кто-то диким голосом и звук струнный или трубный, что ли… Не поймешь.

Бьют часы городские.

Раз, два, три, четыре, пять (считает, не слушая) , шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать.

Часы, пробив восемь, перестают.

Только? Пятнадцать!… Боже мой, боже мой! Дожили! Пятнадцать! До чего дожили! Пятнадцать. Да еще мало по грехам нашим! Еще то ли будет! Ежели пойти выпить для всякого случаю? Да, говорят, в таком разе хуже, а надо чтобы человек с чистой совестью… (Кричит.) Силантий, эй!…

Силан. Не кричи, слышу.

Курослепов. Где ты пропадаешь? Этакое дело начинается…

Силан. Нигде не пропадаю, тут стою, тут, тебя берегу.

Курослепов. Слышал часы?

Силан. Ну, так что ж?

Курослепов. То-то, мол! Живы еще все покудова?

Силан. Кто?

Курослепов. Домочадцы и все православные христиане?

Силан. Ты очувствуйся! Умойся поди!

Курослепов. Источники водные еще не иссяклись?

Силан. Нет. С чего им?

Курослепов. А где же теперь жена?

Силан. В гости ушла.

Курослепов. Вот этакий теперь случай; она должна при муже.

Силан. Ну, уж это ее дело.

Курослепов. Какие гости! Нашла время! Страх этакий.

Силан. Какой?

Курослепов. Всем в услышание пятнадцать-то часов било.

Силан. Ну, пятнадцать, не пятнадцать, а девятый час это точно… ужинать теперь бы самое время, да опять спать.

Курослепов. Ты говоришь, ужинать?

Силан. Да, уж это беспременно. Уж ежели что положение, без того нельзя.

Курослепов. Так это, значит, мы вечером?

Силан. Вечером.

Курослепов. И все, как бывает завсегда? Ничего такого?

Силан. Да чему же?

Курослепов. А я было как испугался! Мало ли я тут, сидя, чего передумал. Представилось мне, что последний конец начинается. Да ведь и то сказать, долго ли.

Силан. Что толковать.

Курослепов. В соборе отошли?

Силан. Сейчас только.

Курослепов (запевает) . Но, яко… Ты ворота запер?

Силан. Запер.

Курослепов. Пойти посмотреть за тобой.

Силан. Пройдись малость, лучше тебе…

Курослепов. Да, «пройдись малость!» Все твое несмотрение. Везде свой глаз нужен. У меня две тысячи рублей пропало. Шутка! Наживи поди!

Силан. А ты спи больше, так и всего обворуют.

Курослепов. Вам разве хозяйского жаль! Еще я с тобой… погоди.

Кэт Мартин

Горячее сердце

Детям всей земли.

Пусть все они найдут любовь, радость и мир

Англия, Лондон

Январь 1844 года

В воздухе над погостом висела туманная изморозь. Даже надписи на могильных камнях в тени каменной стены церкви Святого Михаила невозможно было прочесть. Корали Уитмор в платье из тяжелого черного крепа и широкополой черной шляпе с вуалью стояла рядом со своими родителями, виконтом и виконтессой Селкерк, слушая монотонный голос епископа, но не вникая в смысл молитвы.

В гробу, возле кучки мокрой земли, находилось тело ее сестры, которое несколько дней назад обнаружили в водах реки Эйвон. Лорел, по данным экспертизы, совершила самоубийство. Не выдержав позора, она решила покончить с собой и бросилась в реку.

Ты вся дрожишь, - заметил отец. Ветер растрепал его медно-рыжие волосы того же оттенка, что и у Корали. Он был невысокого роста и отнюдь не богатырского телосложения, но так важно держался, что казался гораздо крупнее. - Епископ закончил. Пора домой.

Корали взглянула на гроб, потом на белую розу на длинном стебле, которую держала в руке, обтянутой черной перчаткой. Она подошла ближе, хотя ноги ее не слушались, и положила розу на гроб, изготовленный из розового дерева.

Я не верю этому, - прошептала она. - Прощай, милая сестричка. Мне будет очень тебя не хватать. - Она повернулась и подошла к родителям. У нее с сестрой был общий отец, а мать была родной только для Корри.

Мать Лорел умерла при родах. Виконт женился второй paз, и вскоре родилась Корри. Они росли вместе и всегда были очень близки, за исключением последних нескольких лет, когда Корри стала работать в редакции лондонского дамского журнала под названием «От сердца к сердцу», где вела колонку светской хроники. Эта работа имела свою специфику, и она была постоянно занята.

Лорел, которая всегда предпочитала жить в деревне, поселилась со своей тетушкой Агнес в Уилтшире - фамильном поместье в Селкерк-Холле. Сначала девушки часто писали друг другу, потом письма стали приходить все реже и реже.

«Если бы можно было повернуть время вспять, - думала Корри, у которой от горя ком в горле стоял. - Если бы только я была здесь, когда ты во мне нуждалась…» Но она была слишком занята собой и своей жизнью, постоянно посещала балы и вечеринки, о которых потом писала статьи для своей колонки светской хроники. Она была слишком поглощена работой, чтобы заметить, что Лорел попала в беду.

И вот теперь ее сестры нет.


С тобой все в порядке, Корали? - Находясь в Голубой гостиной резиденции Уитморов на Гросвенор-сквер, услышала Корри голос своей лучшей подруги. Криста Харт Драугр подошла к ней с другой стороны гостиной, где нежно-голубые дамасковые шторы и обитые парчой диван и кресла были затянуты черным крепом.

Корри, сунув руку под вуаль, смахнула со щеки слезинку.

Со мной будет все в порядке. Но я очень по ней скучаю и все время чувствую себя… виноватой.

Большинство из тех, кто присутствовал на похоронах - а их, принимая во внимание обстоятельства смерти Лорел, было не так много, - собрались в Желтой гостиной. Это был роскошный салон в золотистых и янтарных тонах, с двумя мраморными каминами, расположенными в разных концах. Там же накрыли стол для гостей, но Корри совсем не хотелось есть.

Не вини себя, Корри. Откуда ты могла знать, что сестра попала в беду? - сказала подруга, пытаясь хоть как-то ее успокоить.

Криста была белокурой красавицей. Ростом ее природа не обидела, и она была выше многих мужчин, не считая ее мужа Лейфа, очень высокого блондина, рядом с которым она казалась миниатюрной и хрупкой.

Лейф был одним из самых красивых мужчин, которых когда-либо доводилось встречать Корри. Сейчас он в другом конце гостиной разговаривал со своим братом Тором, который в отличие от него был брюнетом, но не уступал ему в росте и был тоже очень интересным.

Мне следовало насторожиться, когда она почти совсем перестала писать, - сказала Корри. - Я должна была понять, что случилось что-то неладное.

Ей было двадцать три года, Корали. Она была всего на два года старше тебя и очень независимая. К тому же, если мне не изменяет память, она писала тебе из Норфолка.

Прошлым летом Лорел переехала в Норфолк и поселилась у другой своей тетушки, Глэдис. Кроме двух тетушек да еще кузины Эллисон, примерно одного возраста с Корри, у Лорел родственников по материнской линии не было. С мачехой, матерью Корри, у нее отношения так и не сложились, но тетушки, обе старые девы, любили ее как свою дочь, и Лорел отвечала им тем же.

На форзаце: знамя - награда Полевскому городскому отделению ОГПУ от трудящихся криолитового завода (1932).


70-летию органов ВЧК-КГБ посвящается


...

Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться.

...
ИЗ ПРОТОКОЛА СНК № 21 О СОЗДАНИИ ВЧК

Слушали: Доклад Дзержинского об организации и составе комиссии по борьбе с саботажем.

Постановили: Назвать комиссию Всероссийской чрезвычайной комиссией при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем и утвердить ее.

Состав комиссии (еще не полный): Ксенофонтов, Жидилев, Аверин, Петерсон, Петерс, Евсеев, Трифонов В., Дзержинский, Серго, Василевский.

Задачи комиссии:

1. Пресекать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они ни исходили.

2. Предание суду революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними.

3. Комиссия ведет только предварительное расследование, поскольку это нужно для пресечения.

4. Комиссия разделяется на отделы:

Информационный

Организационный

Отдел борьбы

...

Чекистом может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками.

...
ИЗ ПАМЯТКИ СОТРУДНИКАМ ЧК 1918 ГОДА

Что должен помнить каждый комиссар, следователь, разведчик, работая по розыску:

Быть всегда корректным, вежливым, скромным, находчивым.

Не кричать, быть мягким, но, однако, нужно знать, где проявлять твердость.

Прежде чем говорить, нужно подумать.

На обысках быть предусмотрительным, умело предостерегать несчастья.

Каждый сотрудник должен помнить, что он призван охранять советский революционный порядок и не допускать нарушения его; если он сам это делает, то он никуда не годный человек и должен быть исторгнут из рядов комиссии.

Быть чистым и неподкупным, потому что корыстные влечения есть измена рабоче-крестьянскому государству и вообще народу.

Быть выдержанным, стойким, уметь быстро ориентироваться, принять мудрые меры.

Храни, как зеницу ока, данные тебе поручения.

Ю. И. Корнилов,
начальник управления КГБ СССР по Свердловской области
Г. К. Наумов,
сотрудник управления
На защите революции
Исторический очерк

Победа Октябрьской социалистической революции в России привела в остервенение эксплуататорские классы как внутри страны, так и за ее пределами. Военная интервенция и белогвардейско-кулацкие восстания, шпионаж и диверсии, террор, спекуляция и саботаж - ничем не брезговали враги молодого Советского государства в своих попытках задушить диктатуру пролетариата, помешать рабочим и крестьянам строить новую жизнь.

...

«Буржуазия, помещики и все богатые классы, - писал в декабрьские дни 1917 года В. И. Ленин, - напрягают отчаянные усилия для подрыва революции, которая должна обеспечить интересы рабочих, трудящихся и эксплуатируемых масс».

Советскому государству в целях самозащиты пришлось прибегнуть к решительным мерам для отражения натиска контрреволюции. Такой вынужденной ответной мерой явилось создание 7(20) декабря 1917 года Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Ее возглавил Феликс Эдмундович Дзержинский, Железный Феликс, один из ближайших соратников В. И. Ленина.

Для успешной борьбы с контрреволюцией в масштабе всей страны необходима была сеть местных чрезвычайных комиссий. ВЧК приступила к их организации.

Основными задачами комиссий были, с одной стороны, выявление и пресечение тайной подрывной деятельности врагов, с другой - непосредственная борьба с открытыми контрреволюционными и бандитскими выступлениями.

Первая чрезвычайная комиссия на Урале была создана 24 февраля 1918 года в Екатеринбурге. В мае 1918 года постановлением областного Совета она получила наименование Уральской областной чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией.

Почти одновременно чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией возникают во всех губернских центрах Урала. 7 марта 1918 года Оренбургский военно-революционный комитет создал отдел по борьбе с контрреволюцией. В июне отдел был реорганизован в губернскую чрезвычайную комиссию. 15 марта 1918 года организован Пермский окружной чрезвычайный комитет по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем, переименованный в июне 1918 года в Пермскую губернскую чрезвычайную комиссию. 17 марта 1918 года Уфимский губернский ревком, переименованный в губернский совет народных комиссаров, образовал чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и хищничеством. В постановлении было записано, что комиссии предоставляется право «в случае необходимости объявлять военное или осадное положение и принимать самые решительные меры по борьбе с контрреволюцией и хищничеством».

В течение лета и осени 1918 года органы защиты революции были созданы во всех крупных городах Урала (Нижнем Тагиле, Верхотурье, Невьянске, Красноуфимске, Ижевске, Воткинске, Камышлове и др.), а также в большинстве уездных центров. Осенью 1918 года только в Пермской губернии насчитывалось 30 чрезвычайных комиссий.

Как и повсюду в стране, уральские чрезвычайные комиссии в полном соответствии с постановлениями Советского правительства и распоряжениями ВЧК имели широкие права на применение решительных мер против контрреволюционеров. Так, в удостоверении на имя исполняющего обязанности председателя Уральской областной чрезвычайной комиссии Н. А. Бобылева, подписанном в мае 1918 года, говорилось, что Бобылев по должности имеет право производить обыски, аресты, выемки, конфискации и реквизиции, выносить решения о заключении под стражу, производить дознания для передачи в следственную комиссию трибунала.

Во главе чрезвычайных комиссий партийные комитеты ставили активных, стойких коммунистов, имеющих стаж подпольной работы в условиях царского самодержавия.

Первым председателем Екатеринбургской ЧК был назначен член партии большевиков с 1905 года М. И. Ефремов (партийная кличка Финн), который в годы царизма за подпольную партийную деятельность был приговорен к высшей мере наказания, замененной пожизненной каторгой, делегат VI съезда РСДРП. Заместителем председателя Екатеринбургской чрезвычайной комиссии стал Павел Хохряков.