Отгадай пословицу по первому слову язык. Игры с пословицами и поговорками для детей

1 вариант

2 вариант

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Утро вечера... (мудренее)

Что с воза упало, то... (пропало)

Старый друг лучше … (новых двух)

На безрыбье … (и рак - рыба)

Терпение и труд … (все перетрут)

Ученье – свет… (а неученье - тьма)

Век живи… (век учись)

Дело мастера … (боится)

Ученье – путь … (к уменью)

Лодырь мёрзнет за работой, согревается … (за едой)

Ложка дёгтя … (испортит бочку мёда)

Один в поле... (не воин)

Не зная броду, ... (не лезь в воду)

Когда я ем, ... (я глух и нем)

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

    Конкурс «Переводчики»

Заменить иноязычную пословицу близкой по смыслу русской.

Как псу муха (польск.)

Как волка ни корми, всё в лес смотрит.

Как заяц в ананасе (польск.)

Один в поле не воин

Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болг.)

В семье не без урода

И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осет.)

Как корове седло

Лесного петуха хоть из золотого блюдца корми – всё равно в лес улетит. (индонез.)

Как сыр в масле

Если вода спокойна, не думай, что в ней нет крокодилов (индон.)

В тихом омуте черти водятся

Одинокое дерево ветер легко валит. (удмурт.)

После дождичка в четверг

Булочника на хлебе не проведёшь. (испанск.)

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (нем.)

Язык до Киева доведёт.

У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (англ.)

Старого воробья на мякине не проведёшь.

Тот не заблудится, кто спрашивает. (финск.)

Язык – мой враг.

Ошпаренный петух от дождя убегает. (франц.)

Ищи ветра в поле.

    Конкурс "Отгадай пословицу"

Коса – камень.

Лес – дрова.

Шило – мешок.

Язык – дело

Дело – мастер.

Труд – лень.

Нашла коса на камень.

Шила в мешке не утаишь.

Не спеши языком, торопись делом.

Дело мастера боится.

Труд человека кормит, а лень – портит

    Конкурс "Объясни смысл".

    Кашу маслом не испортишь.

    За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

    Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

    Первый блин - комом.

    Кончил дело - гуляй смело.

    Где труд - там и радость.

    Береги честь смолоду.

    Конкурс "Животные".

В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. О каких животных идет речь в словосочетаниях.

голоден, как.........(волк)

работать как (лошадь)

труслив, как.........(заяц)

изворотлив, как.......(уж)

бегать, как (белка в колесе)

нем, как................(рыба)

упрям, как........... (осел)

болтлив, как.........(сорока)

хитер, как........... (лиса)

здоров, как...........(бык)

надут, как............... (индюк)

грязный, как.........(свинья)

мокрый, как........... (курица)

колючий, как........(еж)

6. Конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.

Подборка игр для детей, направленных на знание пословиц и поговорок .

Игра. Блицопрос

Участникам предлагается ответить на вопросы блицтурнира знатоков пословиц и поговорок. Время блица для каждого игрока — одна минута. В случае затруднения можно сэкономить время, переходя к следующему вопросу сигналом «Дальше». Количество итоговых балов равно количеству вопросов, на которые участники успели правильно ответить.

Он красен платежом. (Долг)

Разлетаются при заготовке дров в лесу. (Щепки)

Праздник, не являющийся круглогодичным для кота. (Масленица)

Специалистка по поиску грязи. (Свинья)

Приходит во время еды. (Аппетит)

Не укусишь, несмотря на близость местонахождения. (Локоть)

Без труда из водоема не вытащишь. (Рыбка)

Дорога к обеду. (Ложка)

По нему провожают. (Ум)

Тихое место обитания нечистой силы. (Омут)

Птица, на которую не похоже вылетевшее слово. (Воробей)

Не присмотренное у семи нянек. (Дитя)

Он не приходится товарищем свинье. (Гусь)

Город-долгострой. (Москва)

Если своя, то не тянет. (Ноша)

Какая птица предпочтительнее летающего по небу журавля, если она в руках. (Синица)

Они считаются классической парой. (Сапоги)

Животное, являющееся щенком до старости. (Маленькая собачка)

Всему голова. (Хлеб)

Порядковый номер блина, получившегося комом. (Первый)

У них нет товарищей. (Вкус и цвет)

Он спит, а служба идет. (Солдат)

Путеводитель до Киева. (Язык)

Им нельзя испортить кашу. (Масло)

Головной убор, который указывает на нечестного гражданина. (Шапка)

Единица счета по осени. (Цыпленок)

Чужой, куда бросают камни. (Огород)

Мать ученья среднего рода. (Повторенье)

Знающий свой шесток. (Сверчок)

Друг человека. (Собака)

Любитель кататься в масле. (Сыр)

То, что хвалит каждый кулик, если оно свое. (Болото)

Они падают близко от дерева, на котором росли. (Яблоки)

После ее завершения бесполезно махать руками. (Драка)

Для нее всегда хомут найдется. (Шея)

Время года для приготовления саней. (Лето)

Бегущий на ловца. (Зверь)

Игра «Закончи пословицу или поговорку»

Участникам по очереди предлагаются пословицы или поговорки, которые нужно закончить. Если участники затрудняются, то ход переходит к соперникам.

Терпение и труд... (все перетрут).

Дело мастера... (боится).

С волками жить... (по-волчьи выть).

Яблоко от яблони... (недалеко падает).

Грамоте учиться... (всегда пригодится).

Худой мир... (лучше доброй ссоры).

На безрыбье... (и рак рыба).

Один в поле... (не воин).

Ученье — свет... (а неученье — тьма).

Что посеешь... (то и пожнешь).

Шила в мешке... (не утаишь).

Игра для детей «Замени пословицами»

Игрокам предлагаются перефразированные пословицы или поговорки, смысл которых необходимо восстановить. Ведущий читает выражение, участники на листочках записывают ответы, или отвечают те участники, которые узнали поговорку.

Учись всю жизнь. — Век живи — век учись.

Беречь время. — Делу — время, потехе — час. Разумно жить, минутой дорожить.

Береги здоровье. — Больной и сам не свой.

Не болтай. — Держи язык за зубами.

Будь гостеприимным. — Гостю щей не жалей, а погуще лей. Гостю почет, а хозяину честь.

Не торопись, делай все аккуратно. — Делано наспех, делано на смех. Поспешишь — людей насмешишь.

Держи слово. — Не давши слова, крепись, а давши — держись.

Не завидуй другим. — Завидущи глаза не знают стыда. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

Не ссорься. — Ссора до добра не доведет. Лучше худой мир, чем добрая ссора.

Доводи начатое дело до конца. — Не верь началу, верь концу.

Игра «Ошибки наборщика»

Участники получают карточки (см. игровые карточки) (по 6 пословиц). Ведущий объявляет задание: «По ошибке наборщика первая половина предложения принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая — другой. Верните им первоначальный вид. Кто быстрее?»

Баба с возу, а хомут найдется

Баба с возу — кобыле легче

Беды мучат, а руки делают

Беды мучат, да уму учат

Без труда не накинешь платок

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда

На всякий роток не накинешь платок

Глаза страшатся, да уму учат

Гпаза страшатся, а руки делают

Была бы шея — кобыле легче

Была бы шея, а хомут найдется

Едешь на день, а сам не плошай

Едешь на день — хлеба бери на неделю

Заставь дурака молиться, а все молока от него не добиться

Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет

Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу

Как с быком не биться, он и лоб расшибет

Как с быком не биться, а все молока от него не добиться

На бога надейся, хлеба бери на неделю

На бога надейся, а сам не плошай

Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу

Добрая слава лежит, а худая сама бежит

Где любовь и совет, там и рвется

Где любовь и совет, там и горя нет

Жена приласкает, свинья не съест

Жена приласкает, а мать пожалеет

За двумя зайцами погонишься, бей молотом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Где тонко, там и горя нет

Где тонко, там и рвется

Господь не выдаст, а мать пожалеет

Господь не выдаст, свинья не съест

Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь

Не умеешь шить золотом, бей молотом

Гром не грянет, коли делать нечего

Гром не грянет, мужик не перекрестится

Взял лыко, один раз отрежь

Взял лыко, отдай ремешок

Красна птица пером, да дураку досталась

Красна птица пером, а человек — умом

Умная голова, а человек умом

Умная голова, да дураку досталась

Семь раз отмерь, отдай ремешок

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Скучен день до вечера, мужик не перекрестится

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Игра «ПУТАНИЦЫ»

Участникам (индивидуально или по группам) предлагаются карточки с перепутанными буквами. Необходимо за отведенное время прочесть правильно пословицу или поговорку. Можно предложить несколько карточек. Побеждают участники, разгадавшие большее количество карточек.

Аякадж укриац сойв сатесн хлатив

Каждая курица свой насест хвалит

Молб тынес не шишеропьб

Лбом стены не прошибешь

Явось ашно не ятент

Своя ноша не тянет

Комсав ен сузар листасорь

Москва не сразу строилась

Сестольм огорад брете

Смелость города берет

У смие якенн ядит бзе галуз

У семи нянек дитя без глазу

Чеут шокак, еьч омся алъес

Чует кошка, чье мясо съела

Дебут недь — тудеб щапи

Будет день — будет пища

Зыяк од векиа дедотев

Язык до Киева доведет

Горадо клажо к дубое

Дорога ложка к обеду

Маыд бзе ногя ен тыбеав

Дыма без огня не бывает

Аз дуварп-утакм и ертемьу кладос

За правду-матку и умереть сладко

Кот тезве, огот и ноготяюп

Кто везет, того и погоняют

Яма нотилозк, ад одрог

Мал золотник, да дорог

То обрад рбода ен ущит

От добра добра не ищут

Явос круа — кладавы

Своя рука — владыка

Вырепй нилб момко

Первый блин комом

Крис — дороголабне лоде

Риск — благородное дело

У сахарт залга екилив

У страха глаза велики

Шепсошипь — ейдюл шешимьсан

Поспешишь — людей насмешишь

Игра «Домино пословиц»

Подготовьте наборы карточек по количеству команд; карточки с жирным шрифтом наклейте на цветную бумаг у.

Карточки (первые и вторые половины пословиц) поровну распределяются между командами. Необходимо каждой команде составить свою цепочку фишек-карточек — домино. Порядок выкладывания карточек: белая (начало пословицы) — цветная (конец пословицы) — цветная (начало) — белая (конец) — белая (начало)и т. д.

Дешево покупается —...

Только дураку досталась

В избе драка — ...

А умом тетерев

Кошке игрушки — ...

А в другой ничего

Будь хоть пес —

А рубль плачет

Где прошла свинья — ...

А друг старый

Бедному одеться —...

В чугунке не сваришь

Голова умная, ...

Не долго носится

Видом орел, ...

Народ у ворот

В одной руке пусто, ...

А мышке — слезки

Копейка скачет, ...

Лишь бы яйца нес

Одежда лучше новая, ...

Там и почесалась

Любовь не картошка, ...

Только подпоясаться

Игра «РАСШИФРОВЩИКИ»

Участникам предлагаются карточки с вариантами шифровок:

1. Предложения с произвольными интервалами внутри текста.

3. Фразы читаются справа налево.

Необходимо определить «ключ» к шифру. Учитываются время и количество правильных ответов.

Вариант 1

1. Вс яккули кнас во ембол отеве лик

2. Вти хомом утеч ертив одят ся

3. Неим ейст оруб лейаи мейст одру зей

4. Кт оплат итдень гитот муз ыкуза казы вает

5. Поодежкеп ротяг ивайн ож ки

6. Свя том ест оп усто неб ыва ет

Вариант 2

НВРШПАОИ

АОЕА КГ Р T

КОАОСАТОУОПДЕ

ТРН ВТЕТМБГОАТ

Н X ЗА AT ХЕ

ОД Е Ж Й A HP

В РЙИ А РЕЯ

ЫУН В СЫТЙ

Б Б ОАИВАБ

ЫЫТЛТ СЯО

Л О А А С ЯРТ

А ХЗ ДЯ КАА

Б Е И О О О Т

ЕЛТЛ Н КИ

Вариант 3

УТЕЛОП ОП АЦИТП

ТЕН ЫНЕЦ УГУРД

ЯИНЕЧУ ТЕН

ЯИНЕПРЕТ ЗЕБ

АДЕБО И ТЕДУБ ЕН — АБЕЛХ

ИМАБУЗ A3 КЫЗЯ

ТЕДЕВОД ЕН АРБОД ОД

Игра «ПОДБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

Участникам предлагаются карточки с двумя рядами пословиц. Задача: выбрать из правого ряда пословицы, аналогичные по смыслу пословице левого ряда. Можно изменить задание и предложить выбрать пословицы, противоположные по смыслу.

А теперь сами определите, когда надо использовать эти пословицы и поговорки

Бедность — не порок.

Бодливой корове Бог рогов не даёт.

Большому кораблю — большое плавание.

Бьётся как рыба об лёд.

Будет и на нашей улице праздник.

Видит око, да зуб неймёт.

В одно ухо влетает, в другое вылетает.

Всяк сверчок знай свой шесток.

В тихом омуте черти водятся.

Где тонко, там и рвётся.

Гром не грянет — мужик не перекрестится.

Дыма без огня не бывает.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

За что купил, за то продал.

Иди, куда глаза глядят.

Как Бог на душу положит.

Кабы знал, где упасть, так бы соломки подостлал.

Как волка не корми, всё в лес смотрит.

Как с гуся вода.

Как снег на голову.

Курам насмех.

Лбом стены не прошибёшь.

Лёгок на помине.

Лежачего не бьют.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Мал золотник, да дорог.

Моя хата с краю — ничего не знаю.

Мягко стелет, да жёстко спать.

На безрыбье и рак — рыба.

На ловца и зверь бежит.

На сердитых воду возят.

Насильно мил не будешь.

На чужой роток не накинешь платок.

Наше дело — сторона.

Не в коня корм.

Не в свои сани не садись.

Не всё коту масленица.

Не выноси сору из избы.

Не пеняй на зеркало, коли рожа крива.

Не родись красивый, а родись счастливый.

Никто и ухом не ведёт.

Овчинка выделки не стоит.

Один в поле не воин.

Одна паршивая овца всё стадо портит.

Первый блин комом.

Повинную голову меч не сечёт.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

После меня — хоть потоп!

Рыбак рыбака видит издалека.

Слезами горю не поможешь.

С кем поведёшься — от того и наберёшься.

Собака на сене и сама не ест, и другим не даёт.

У семи нянек дитя без глазу.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Что с воза упало, то пропало.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Я — не я, и хата не моя.

Цель игры:

  1. прививать учащимся любовь к русской культуре;
  2. научить их понимать народную мудрость, заложенную в пословицах и поговорках;
  3. развивать у учащихся потребность обмениваться знаниями и умениями, а также общаться со своими сверстниками в процессе игры.

Ведущий: многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления.

Величайшее богатство народа – это его язык. Веками накапливаются и вечно живут неисчерпаемые сокровища человеческой мысли и опыта. Наверное, ни в одной из форм языкового творчества не проявляется с такой силой и так многогранно народный ум, мудрость, как в пословицах и поговорках.

В пословицах можно найти ответ на все случаи жизни – когда у тебя горе, и когда радость, на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный ответ. Какой бы короткой пословица не была, все-таки это законченное произведение.

Существует различие между пословицей и поговоркой – в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет – они ее получают только в конкретном разговоре.

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

Конкурсы

В игре участвуют две команды (количество игроков от 8 до 15 человек).

«Сходные пословицы».

У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Ведущий называет иностранные пословицы, а учащиеся из каждой команды по очереди называют аналогичные русские. Если одна команда затрудняется ответить – право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская ).
Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская ).

У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская ).
Язык мой – враг мой. (Русская ).

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская ).
Язык до Киева доведет. (Русская ).

Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская ).
Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская ).

После обеда приходится платить. (Английская ).
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская ).

Птицу можно узнать по ее песне. (Английская ).
Птицу видно по полету. (Русская ).

«Угадай пословицу».

Участвуют по 4 человека от каждой команды. Ведущий дает им задание – комически изобразить пословицы. Пословицу угадывает команда противника. За правильный ответ – 1 балл.

  1. «После драки кулаками не машут».
  2. «Один в поле не воин».

«Аукцион пословиц и поговорок».

Участникам конкурса предлагается вспомнить и записать все известные им поговорки и пословицы на тему рыбалки. Побеждает та команда, у которой их будет больше (каждая пословица – 1 балл).

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Рыбак рыбака видит из далека»

«Не пойманная рыбка всегда большей кажется»

«Поймал карася, поймаешь и щуку»

«Рыба портится с головы»

«На безрыбье и рак рыба»

«Нельзя ловить форелей, не замочив штанов»

«Хочешь поймать рыбу, не взбирайся на дерево»

«Нарисуй и узнай пословицу».

В конкурсе участвуют по два человека от каждой команды. Ведущий раздает им тексты пословиц, которые они должны будут нарисовать.

Если команда противника угадает пословицу, то ей зачисляется 1 балл, если не угадает, то балл получает команда, нарисовавшая рисунок.

  1. «Яйца курицу не учат».
  2. «Цыплят по осени считают».

«Сочиним пословицу».

Раздаются карточки. На них написаны половины пословиц. Задача – подобрать часть от другой пословицы так, чтобы составленная пословица приобрела новый смысл (содержание). Составившие наиболее интересные варианты должны объяснить их смысл. Например, «Сколько волка не корми, а он ноги на стол», «Любишь кататься – имей 100 рублей». За каждый вариант пословицы – 1 балл.

Дело на всякого найдется,

коли лень не подкрадется.

Сделал дело –

гуляй смело.

Нечего на зеркало пенять,

коли рожа крива.

Семь раз отмерь,

один раз отрежь.

За одного битого

двух небитых дают.

Не потопаешь –

не полопаешь.

В чужом глазу сучок видим,

в своем и бревна не замечаем.

Встречают по одежке,

провожают по уму.

Не красна изба углами,

а красна пирогами.

Доброе слово дом построит,

горькое слово дом разрушит.

В гостях хорошо,

а дома лучше.

В одно ухо влетает,

в другое вылетает.

Одно гнилое яблоко

может сотню других испортить.

Гора с горою не сойдется,

а человек с человеком сойдется.

Крепкую дружбу

и топором не разрубить.

Человек без Родины,

что соловей без песни.

Глаза страшатся,

а руки делают.

Что на уме,

то на языке.

От ласкового слова

лед растает.

Не имей 100 рублей,

а имей 100 друзей.

Око за око,

зуб за зуб.

Дрова рубят,

щепки летят.

«Кто отгадает?»

Каждой команде раздается текст пословицы с одинаковым количеством слов (3 человека от каждой команды). Игроки распределяют между собой по одному слову из пословицы и придумывают с этим словом предложение. Затем по очереди говорят предложения, а вторая команда должна по этим предложениям угадать пословицу. За правильный ответ – 1 балл.

  1. «Дело мастера боится».
  2. «Хлеб всему голова».

«Составь пословицу».

На листке написаны пары слов из известных пословиц. Нужно составить пословицы, в которых бы встречались эти слова. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. За каждый правильный ответ – 1 балл.

«Ученье свет, а неученье – тьма»

«Делу – время, потехе – час»

«По лежачий камень вода не течет»

«Доброе слово и кошке приятно»

В конце игры подводятся итоги и объявляется победитель.

Интеллектуальная игра

По русскому языку

«Хочу всё знать» для 2-х классов

учитель начальных классов Семеняк С.В.

Цели:

1. Формирование интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

2. Развитие связной речи, внимания, логического мышления, творческого воображения, наблюдательности. Обогащение словарного запаса.

3. Воспитание культуры общения, умения работать коллективно, привитие интереса к русскому языку.

Словарь: буквы, слова, крылатые выражения, пословицы, ребусы.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, принадлежности для игры.

Ход мероприятия:

(звучит музыка)

Друзья! На праздник наш веселый

Вы все сегодня к нам пришли!

Мы ожидали этой встречи

И постарались, как могли!

Интересные заданья

Нам помогут отдохнуть.

Всем желаем мы удачи!

Итак! В бой и в добрый путь!

Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Хочу все знать!» по русскому языку. Язык, на котором мы с вами говорим очень красив и богат. И сегодня мы докажем, что он интересный, увлекательный и занимательный! Вас ждут вопросы, стихи, загадки, ребусы.

Оценивать наши конкурсы будет справедливое жюри.

За каждый конкурс команды будут получать баллы, в конце игры жюри подсчитает количество баллов, и мы узнаем, какая команда выиграет.

Конкурс «Моя команда»

А теперь, команды, просим представиться и поприветствовать друг друга.

Команда

«Радуга»

Мы как радуги цвета

Неразлучны никогда!

Команда

«Поиск»

Все разведать, все узнать,

Легких тропок не искать!

Команда

«Горячие сердца»

Мы дружные ребята,

Надежные друзья!

Скучать вам не позволят

Горячие сердца!

Команда

« Слово»

К бою честному готовы

Ребята из команды СЛОВО!

Команда

«Шпаргалка»

А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила:

  • Работать дружно, все вместе;
  • Уметь выслушать своего товарища;
  • Не обижать товарища, если он сделал ошибку;
  • Не смеяться над командой, которая проигрывает;
  • Не злиться, если ваша команда проиграет.

Итак, начнем!



Посмотрите-ка, ребятки

Здесь слова играют в прятки!

Все слова скорей найдите

Что в них спрятано - прочтите!

Конкурс «Найди слово»

Например, в слове ЩЕЛЬ – спряталось слово ЕЛЬ

1 команда ЗУБР - ЗУБ

2 команда УТОЧКА-ТОЧКА

3 команда КОСА-ОСА

4 команда СТОЛБ-СТОЛ

5 команда КОЧКИ – ОЧКИ

Конкурс «Буквы заблудились»

Внимательно прочитайте строчки и подумайте, какой буквы не хватает в одном слове?

  1. Мы пришли на огород

Смотрим: ?епка там растет.

  1. Нарушая тишину,

Воют?олки на луну.

  1. ? ышка любит грызть зерно

Очень вкусное оно.

  1. Утром бабушка к?убашке

Пришивала мне кармашки.

  1. Гном был тихий, молчаливый

Олпачок носил красивый.

Молодцы! Вы справились с заданием!

Приготовьтесь к следующему испытанию!

4 конкурс «Будь внимателен!»

Отгадайте загадку :

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок)

Из слова КОЛОБОК составьте маленькие слова.

(команды составляют свои слова)

Давайте проверим ваши слова (проверяем каждую команду).

Конкурс «Наоборот»

Кто скажет, что такое антонимы?

Антонимы - это слова, противоположные друг другу по значению.

Тебе скажу я - «далеко»,
А ты ответишь - «близко».
Тебе скажу я - «высоко»,
А ты ответишь - «низко».

А теперь каждая команда должна подобрать антоним.

1. Я антоним к слову ЛЕТО

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я (ЗИМА)

2. Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я ВРАГ ,

А деревьям – (ДРУГ ).

3. Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец (горький)

4. Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки –
Он гоняет их метлой.
Вася – добрый , Жора – (злой !)

5. Я - антоним слову «смех».
Не от счастья и утех,
А бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обид и неудач.
Догадались? Это... (плач) .

Конкурс «Капитаны»

А теперь конкурс для капитанов. В нем вы покажете свою грамотность. Капитанам команд нудно записать предложение, верно используя заглавные и строчные буквы.

(К/к)оля (А/а)рбузов купил пять (А/а)рбузов.

А пока капитаны выполняют задание, к нам в гости зашла Бабушка-Загадушка. Как вы думаете, что она принесла? (загадки).

Эти загадки для болельщиков. Болельщикам каждой команды она загадает загадки. Правильные ответы принесут дополнительный балл своей команде.

1. Черные, кривые, от рожденья все немые.
Станут в ряд - сейчас заговорят.
(буквы)

2. У сосны и елки
Листики - иголки.
А на каких листочках
Растут слова и строчки?
(на тетрадных )

3. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга)

4. Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается.
(карандаш)

5. По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей -
Чиста страница.
(Школьная доска)

Как назвать эти предметы одним словом? (школьные принадлежности).

А сейчас проведем небольшую физминутку «Две сестрицы, две руки»

Итак, работу капитанов проверит жюри.

Конкурс «Эрудит»

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …

Незнайка

Незнайка написал нам письмо. Давайте его прочитаем:

Миня завут низнайка. я хажу вшколу. В маем парфеле есть корондашы, титради, книги и ручьки. яочен люблю учиться.

Ребята, что-то здесь не так? Ваше задание исправить эти ошибки. А жюри проверит.

(команды выполняют задание)

А пока команды выполняют задание, мы поиграем с болельщиками и узнаем. Как хорошо они умеют писать.

По одному из болельщиков от команд выйдите к доске. (глаза завязаны)

Вам надо написать название своей команды. (дети пишут мелом на доске все одновременно с завязанными глазами).

Молодцы. Кто правильно написал, тот принес балл своей команде.

8 конкурс «Подумай!»

Часто мы просто не задумываемся, когда произносим то или иное выражение . А в детстве наверняка каждый задавался вопросом: а почему стул назвали стулом, а не тыквой или апельсином?

И в русском языке есть устойчивые выражения, которые принято называть "крылатыми" , что уже само по себе являетсякрылатым выражением .

А теперь внимательно послушайте и объясните смысл следующих крылатых выражений:

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ (запомнить)

НИ ПУХА НИ ПЕРА (пожелать удачи)

МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ (обманывать)

В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ (медленно)

БИТЬ БАКЛУШИ (ничем не заниматься)

конкурс «Отгадай пословицу»

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность и точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам и объяснить ее смысл.

Свет, тьма

Ученье свет, а неученье – тьма.

Погибай, выручай

Сам погибай, а товарища выручай.

Встречают, провожают

По одёжке встречают, по уму провожают.

Кормит, портит

Труд кормит, а лень портит.

Отмерь, отрежь

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Конкурс «Ребус»

Вы знаете, что ребус – это зашифрованное слово, которое надо разгадать. Будьте внимательны!

Анатолий

Ученик овал

Молодцы, ребята!

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Тема. «Конкурс грамотеев»
Форма проведения: брейн-ринг – интеллектуальная игра.
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку.
Оборудование: листы с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, табло для баллов.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Ведущий. Класс разделен на 4 командыКаждая команда сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники.
Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает 15 очков, команда, ответившая второй, получает 10 очков, третья команда - 5 очков. Очки, полученные командами, будут фиксироваться на табло (на доске). По итогам брейн-ринга выявиться победитель.
Ведущий:
Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

Сейчас попробуем играть.
2. Конкурс « Отгадай пословицу»

1. Игорь проиграл Борису партию в шахматы, вместо того чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут.)

2. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело – гуляй смело. Делу время – потехе час.)

3. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше.)

4. Коля удил рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсёк, тащит, вдруг видит – на другой клюёт. Бросил он первую удочку – и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорчённый мальчик?

3. Конкурс «Дополни пословицу».
В этом конкурсе участвует один игрок от каждой команды. Если игрок самостоятельно отвечает на вопрос, то зарабатывает 10 очков, если игроку помогает команда, то он получает 5 очков.
Задание выполняется устно.

Пословицы для первой команды:

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Век живи … (век учись).

Нет друга – … (ищи, а нашел – береги

Друзья … (познаются в беде).

За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).

Поспешишь … (людей насмешишь).

Семеро … (одного не ждут).

Красна птица пером, а … (человек умом).

Цыплят по … (осени считают).
Результаты конкурса записываются на табло.
4. Конкурс «Отгадай слово».
Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу).

1 команда:
Корень мой из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

(Ответ - РАССКАЗЧИК)

2 команда:
Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА.

(Ответ - ЗАВЯЗКА)

3 команда:
Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).
4к.

Если с З, то ткань из шёлка,

И воздушна, и легка.

З на К заменим только –

Пей продукт из молока. (Зефир – кефир.)

2. С буквой Н я по ночам

В небесах гуляю.

С буквой П частенько вам

Видеть помогаю. (Луна – лупа.)

3. Число и нота рядом с ним,

Да букву припиши согласную,

А в целом – мастер есть один,

Он мебель делает прекрасную. (Столяр.)

4. Мой первый слог короткий – нота,

Её найти – легка забота,

Люблю второй я раннею весной:

Цветущий он особенно хорош!

Его у здания найдёшь. (Фасад.)

Я ласковый домашний зверь,

Обычно крепко сплю с утра.

Добавьте в слово р теперь -

И под землёй моя нора.

(кот - крот)

Я дождь, и молния, и гром.

Но г из слова уберём,

И я цветок неотразимый,

Хоть и с шипами, но любимый.

(гроза - роза)

Я не царь, не фараон,

Но державу возглавляю.

А без первой буквы о

Стиль пловца обозначаю.

(король - кроль)

Могу я быть копчёной и варёной,

Со мною можно сделать бутерброд.

Но превращусь в сосуд лабораторный,

Коль слог последний кто-то уберёт.

(колбаса - колба)

6 задание

XII. Шутки.

Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)

Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон.)

Какую ноту кладут в суп? (Соль.)

Из какого крана не льётся вода? (Подъёмного.)

7 задание

“Слово в слове”
Нужно ответить на вопрос, вставив пропущенные буквы, чтобы получилось новое слово.
Шесть слонов

Этот слон белоголовый на столе живёт в столовой

Враг шофёров этот слон, много бед приносит он

с_ _Л_ _О_ _Н_ _

Этот бдителен всегда, он разводит поезда

с_ _ _ло_н_ _

Этот огненного цвета в час заката и рассвета

С_лон

Этот слон со знаком плюс

сло _ _ н _ _

В этом дружба и союз

с _ ло _ _ н _ _
(Солонка, столкновение, стрелочник, небосклон, сложение. сплочение)
Составление чистоговорок
Ребята, получив задание, в течение 10 минут составляют чистоговорки. По очереди каждый класс проговаривает скороговорку, побеждает тот класс, который последним говорит скороговорку.
ра – ра- ра – (начинается игра, в школу нам пора)

ар – ар – ар - (кипит наш самовар)

ры – ры – ры (у Вадика шары)

арь – арь – арь – (у нашей Танечки букварь)

ир – ир – ир – (мой папа командир)

ку – ку- ку – (сидит ворон на суку)
. Станция “Играем в прятки”
Лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей,
Кто играет с нами в прятки, тот становится умней.
Найдите животное в этих стихотворных строках. Каждый класс получает задание.

Жили в доМЕ ДВЕ Дикие кошки.

Как хорошо после дожДЯ, ТЕЛята рады, рад и я.

Меня пронырой соВЫ ДРАзнят, нырять и плавать плохо разве?

Сбегу скорее под отКОС, УЛЯГУСЬ спать в тени берёз.

НемноГИЕ НАайдут мой след, я здесь, а кажется, что нет.

Этот виД РОЗ Давно разводят в Румынии.

Дон И ВОЛГА соединяются каналом.

Увянут сКОРО ВАсильки. Дышать легКО, ЗАкат пылает, прохладный вечер наступает.

ЗнаКОМА Рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.
Разберитесь в шифре
Однажды я шёл по джунглям с фотоаппаратом. Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее: “Если беспечный фотограф, ты жаждешь знать, что тебя ожидает в пути, вычеркни буквы, которые дважды в этой записке сумеешь найти.
Записка перед вами, что в ней написано?
Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К

Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А

Ж Э Б О И Ф М А И С Ч У Ш Ш П
(Тигры в лесу)
Грамматическая арифметика

череп – п + муха = ?

чистый – ый + о+ тело – о = ?

часть – ь + ушко – о + а =?

чудеса – а + ный = ?

куль + сера= карусель

прок+сеть=крепость

нора+воск=сноровка

сон+рота=сторона

Том+вата= оружие (автомат)
Бар+ соки= фрукт (абрикос)

Липа+нота= животное (антилопа)

Боб + уста = день недели (суббота)

Кипа + сатин = музыкант (пианист)

Иск + том = опасное насекомое (москит)

Гроза + ров = беседа (разговор)

Крот + каша = продукт (картошка)

Тень + суд = блюдо(студень)

Анаграммы
Из букв данного слова путём перестановки нужно составить новое слово, не убирая и не добавляя новых букв.

часок (сачок)

халва (хвала)

чурка (ручка)

хаос (соха)

числа (силач)

пальто (лапоть)

чулок (лучок)

липка (пилка)

Липа- пила
Рамка- марка
Истец- ситец
Уклон- клоун
Насос- сосна
Среда- адрес
Ушат- туша
Гора- рога

Подобрать антонимы1-е войско 2-е войско

Близко – (далеко) легко – (тяжело)

Весёлый – (грустный) полный – (пустой)

Добро – (зло) жара – (холод)

Быстро - (медленно) острый – (тупой)

Ссора – (мир) щедрый – (скупой)

Прибыль – (убыток) ясный – (пасмурный)

Команда, выполнившая задание первой, получает 15 очков, команда, составившая слово второй – 10 очков, третьей – 5 очков.
Данные очки заносятся на табло.

4 задание

Всё плохо, что плохо начинается. (Всё хорошо, что хорошо кончает-ся.)

VII. Угадай название сказки.

«Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днём она играла на столе».

(Х.К. Андерсен «Дюймовочка».)

« - Вези, вези её, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспо-

ришь. Запряг лошадь…»

(«Морозко».)

«Наконец очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт».

(Ш. Перро. «Спящая красавица».)

«Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал. На вторую ночь пошёл средний сын…»

(«Сивка – бурка».)
5. Конкурс капитанов.
Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Если капитан справляется сам, то получает 10 очков, если помогает команда – 5 очков.
Задание проводится устно по очереди с каждым.

Для капитана первой команды:

А) рукой подать;

Б) во весь дух;

В) морочить голову;

Г) путаться под ногами;

Для капитана второй команды:

А) прикусить язык;

Б) водить за нос;

В) прибрать к рукам;

Г) ни в зуб ногой;

Для капитана третьей команды:

А) пропустить мимо ушей;

Б) как снег на голову;

В) падать с ног;

Г) скалить зубы;
Результаты конкурса капитанов записываются на табло.
6. Конкурс «Волшебный круг».
Каждая команда получает листок, на котором изображен круг с буквами. Задание: за 3 минуты составить слова из данных букв. За каждое составленное слово команда получает 5 очков. Слова записываются на отдельном листке, потом зачитываются.
7. Конкурс «ОСЫ».
Для каждой команды предлагается задание: расшифровать слово и записать его. Команда, выполнившая задание первой, зарабатывает 15 очков, второй – 10 очков, третьей – 5 очков.

Для первой команды:

ОС_ _ А На этой осе в октябре позолота.

ОС_ _ А А эта растет на лугу у болота.

Для второй команды.

ОС_А С этой спит в колыбели малыш.

О_С_ _ _ _А А эта по классу крадется, как мышь.

Для третьей команды:

ОС_ _ _А_ _ Эта оса на луну улетает.

ОС_ _ _ _ А А эта на солнышке худеет и тает.
Результаты конкурса заносятся на табло.
8. Итог игры.
Подсчитываются очки каждой команды, занесенные на табло, и объявляется победитель брейн-ринга.

Внеклассное занятие

по русскому языку

Мюллер С.Г.