Отто дикс работы. Отто Дикс - выдающийся немецкий художник XX века

Отражают основные тенденции живописи и графики Европы XX века. В них также проявляются особенности авангардистской, эксперессионистской и дадаистской живописи Германии этого периода.

Вехи жизни и творчества: начало

Биография художника Отто Дикса представлена в справочных источниках достаточно скудно. Известно, что родился он 2 декабря 1891 года в Тюрингии - исторической области Германии, самом ее центре, который еще называют "зеленым сердцем" страны. Родиной Дикса считается Унтерхауз возле города Геры, находящегося на самом востоке Тюрингии, неподалеку от Лейпцига. В то время, когда в нем проходило детство Отто, город был столицей княжества Рёйс.

Отто Дикс родился в семье рабочего - отец его служил формовщиком на заводе. Мать работала швеей. Именно интерес матери к искусству и живописи повлиял на формирование увлечения живописью Отто. Он учился сначала на художника-реставратора, в чем весьма преуспел и даже получил грант.

Творческая жизнь художника Отто Дикса продолжилась в Дрездене, в Академии Художеств, где он обучался по направлению декоративной живописи у Рихарда Мюллера. Особенно внимание Отто привлекало изучение творчества голландских и итальянских живописцев эпохи Возрождения. Он много путешествовал по Европе, откуда привозил не только новые впечатления, но где совершенствовался как живописец и график.

Первая мировая война и ее отражение в картинах Отто Дикса

В годы Первой мировой войны Отто Дикс добровольцем ушел в армию и сражался пулеметчиком на передовой. Прошел боевой путь через Бельгию, Польшу, побывал в России. В 1918 году получил тяжелое ранение в шею и окончание войны встретил в госпитале. Но даже в тяжелое фронтовое время он не забывал про творчество: за этот период он создал более 600 рисунков, в которых документально зафиксировал страшные "кадры" военного времени. Все рисунки по технике исполнения напоминали офорты и отражали идею абсурдности и кошмарности происходящих событий. С точки зрения художественного решения они были схожи - везде изображалась ночь, когда из черного фона вырывался образ искалеченной жизни: раненый или умирающий солдат, развалины зданий, горе матери...

В 1919 году Отто Дикс основывает Дрезденский сецессион - творческое объединение немецких художников, в которое вошли еще: Конрад Феликсмюллер, Оскар Кокошка, Отто Шуберт, Вильгельм Хекротт, Гуго Цедер и др. Все они писали в манере экспрессионизма и были объединени единым девизом: "Правда - Братство - Искусство". Творчество художников было пронизано особыми сверхэмоциями и чувствами ужаса, глубокой печали и скорби. Главной целью общества было вскрыть острые социальные проблемы и заставить людей размышлять над ними и делать выводы. Произведения, как правило, изображале горе и смерть на фоне искореженного городского пейзажа. При этом в картинах Дикса была применена двухмерность экспрессионистического письма.

В послевоенные годы Отто Дикс остается верен своему идеалу правды и раскрыват зрителям свое отношение к ужасам жизни групп населения, наиболее пострадавших от последствий войны: инвалидов, проституток, ветеранов, детей, стариков и др.

В 1920-е годы творчество художника Отто Дикса было связано с дадаизмом - художественным течением авангардистсткого направления, возникшим в 1915 году в Цюрихе как протест против традиционных правил, норм, общественных и нравственных ценностей, традиционного уклада жизни и академизма в искусстве. Художники, работавшие в этом стиле, не имели своего художественного стиля, а старались любыми способами поразить людей, в результате чего бросались из крайности в крайность. Именно такая черта дадаизма, как коллажность, нашла свое выражение в творчестве Дикса этого периода. Однако Отто Дикс сохранил верность собственным взглядам на жизнь и искусство и после недолгой моды на дадаизм вернулся к основному направлению в своем творчестве.

Предчувствуя грядущие изменения в жизни Германии, Отто Дикс продолжал писать картины антивоенной тематики. Он предрекал ими лживость и агрессивность новой власти.

Судьба и творчество Отто Дикса в годы Второй мировой войны

После прихода к власти нацистов художник Отто Дикс был лишен профессорского звания. Ему было запрещено участие в любых выставках. Творчество его в нацистском государстве отвергалось и было отнесено к так называемому "дегенеративному" искусству. Все полотна Дикса были конфискованы из собраний музеев и запрещены для просмотра.

А позже гонения настолько усилились, что в годы Второй мировой войны он был вынужден уехать в деревню, где продолжал заниматься живописью - писал пейзажи. Проживал он с семьей в окрестностях озера Констанц - третьего по величине озера Европы, расположенного между Германией, Швейцарией и Австрией. Пейзажи в окрестностностях водоема весьма разнообразны и очень привлекательны взгляду художника.

Именно в это время Дикс отходит от подчеркнуто реалистичной стилистики произведений и пишет в искаженной, изломанной манере экспрессионизма, наполненной чувством боли и сопереживания к трагедии людей в этот период. Однако некоторые источники утверждают, что экспрессионизмом Дикс увлекался еще в 1920-е годы, так что, возможно, это был просто возврат к прошлому.

В 1945 году художник Отто Дикс был призван в армию и воевал в рядах фольксштурма. В конце года попал в плен к французам, а в феврале 1946-го выпущен на свободу. Поселился в Федеративной Республике Германии.

Послевоенное творчество Дикса постепенно приводит нас к восприятию художника как умудренного жизнью и опустошенного войной человека, глубоко переживающего за свою Родину. В последние годы жизни Отто Дикс все больше обращается к христианской тематике. В 1960 году Диксом было издано "Евангелие от Матфея", оформленное его авторскими миниатюрами-литографиями.

Умер художник Отто Дикс в 1969 году в Зингене - древнем германском городе в исторической местности Баден-Вюртемберг.

Личность человека в творчестве художника

Отношение Отто Дикса к проблемам формирования искаженной личности, к коим он прежде всего относил социальную деформацию общества, нашло свое отражение в технике рисования художника. Все фигуры в картинах Дикса диспропорциональны и искажены. Внутрення, психологическая, деформация личности показана через деформацию внешнюю, физиологическую. Для того чтобы образы были наиболее достоверны, Дикс использует особую наглядность и натурализм изображаемых объектов. Автор не пытается своими работами изменить людей - он понимает всю иллюзорность подобной затеи. Но обратить внимание общественности на негативные изменения - вот одна из из важных задач его творчества.

Картины

Первые произведения Дикса следовали основным принципам и идеям постимпрессионизма и в основном представляли пейзажи Саксонии. Затем художник увлекся творчеством Оскара Кокошки, что нашло отражение в его картинах на следующем этапе творческого развития. Нашла в его полотнах отражение и манера письма футуристов. В результате эти тенденции столкнулись в его творчестве с интересом к традициям Возрождения. Именно в этих плоскостях живописи Отто Дикс экспериментировал всю свою жизнь.

Художник писал свои полотна, основываясь на идеях пацифизма. Все его картины остросоциальны, отражают наиболее болезненные тенденции эпохи. В них Отто Дикс как художник осмысливает и предлагает свое видение общечеловеческих ценностей и их роли и места в современный ему исторический период.

Как уже говорилось выше, главной темой его произведений стала тема страшного лика войны. Дикс посвятил этой теме более ста работ. Он ушел от традиции изображать военные события как героическое и патриотическое время, а показал их с правдивой и ужасающей стороны. Самыми известными работами Дикса на эту тему стали гравюры серии "Война".

Многие картины художника Отто Дикса с названиями-характеристиками являются как-будто бы слепками, посмертными масками, снятыми с людей и времени.

Вот только некоторые произведения Дикса: "Портрет журналистки Сильвии фон Харден ", "Пражская улица ", "Игроки в скат", "Семь смертных грехов", "Большой город", "Торговец спичками", "Полевые окопы" (данная картина исчезла во времена правления нацистов).

Портрет доктора Ганса Коха

Художник Отто Дикс был неплохим портретистом. Увлечение портретным жанром началось в связи с его женитьбой на Марте Кук, бывшей жене врача Ганса Коха. В созданной Диксом портретной галерее все образы отличаются выпукло выписанными, преувеличенными до гротеска, личностными характеристиками и зловещим налетом профессиональной деформации. На портретах явно видны темные стороны изображаемых персонажей. Одним из таких портретов является картина Отто Дикса "Портрет Ганса Коха", в которой врач изображен со шприцем в руке и в окружении инструментов, скорее напоминающих орудия пыток, нежели врачебный набор. Да и выражение лица персонажа больше напоминает маньяка-садиста или врача-нациста перед или в процессе пытки заключенных.

Вильгельм Генрих Отто Дикс (1891-1969) — великий немецкий художник-экспрессионист . Родился 2 декабря 1891 года в городе Гера, Германия. Известен своими шокирующими картинами, которые отличаются особой эмоциональностью и смелыми сюжетами.

Не смотря на то, что Отто Дикс до сих пор считается одним из самых прославленных , чьё имя навсегда вошло в историю искусств, многие критики его времени относились к творчеству данного художника не очень доброжелательно. Во времена нацистской Германии, Отто Дикс, как и многие другие представители авангардных течений в живописи, скульптуре, литературе и так далее, был объявлен представителем «дегенеративного искусства», которое представлялось фашистам опасным для всей нации. В результате он был вынужден уехать в деревню, где продолжал писать картины тайно. В последние годы Второй мировой войны Отто Дикса призвали на войну в отряд фольксштурма, где он был взят в плен французами и освобождён из плена в 1946 году.

Отто Дикс — был самым настоящим революционером в авангардном искусстве. Он постоянно находился в поисках новых образов. Он был представителем экспрессионизма и дадаизма. Также стал ярким представителем «новой вещественности» и одним из основателей объединения художников «Дрезденский сецессион», которое появилось в 1919 году, и в которое входили такие художники, как Конрад Феликсмюллер, Лазар Сегал, Оскар Кокошка и многие другие. Его картины и полотна — это социальные мотивы, духовные поиски самого себя и роли общества в этом мире. Взгляд на человека не как на внешность, а как на внутренний мир, полный переживаний, эмоций, желаний. Экспрессионизм этого художника отличается яркой индивидуальностью. При помощи ярких образов, иногда в гротескно гипертрофированном виде, он изображал свои внутренние наблюдения. Сложные моменты истории Германии, а также те ужасы, что он увидел во время войны и после войны, несомненно, повлияли и на его стиль и на его предпочтения в живописи. Потому его картины зачастую мрачные, наполненные болезненными переживаниями и даже шокирующими ужасами.

Автопортрет в меховой шапке

Автопортрет с мольбертом

Беременная женщина

Бог кондитеров

До свидания Гамбург

Меланхолия

Позиционная война

Портрет журналистки Сильвии фон Харден

Ви́льгельм Ге́нрих О́тто Дикс (нем. Wilhelm Heinrich Otto Dix [ˈvɪlhɛlm ˈhaɪnʀiç ˈɔto ˈdɪks]; 2 декабря 1891, Гера, Тюрингия, Германская империя - 25 июля 1969, Зинген, Баден, ФРГ) - немецкий художник и график.

Отто родился в семье рабочего-литейщика. В школьные годы он проявлял незаурядные способности к рисованию. Денег на специальное обучение не было, и он отправился в Геру, а после в Песнек, по окончанию начальной школы в 1905 году. Там он начал обучение на художника-оформителя. Отто был честолюбивым и не по годам серьезным. Он хотел быть индивидуальностью. В 1909 году Дикс стал стипендиатом Школы прикладных искусств в Дрездене. Когда Отто впервые попал в город, он начал разыгрывать из себя денди, но он не забывал и о живописи.

Первыми работами художника стали ландшафты. Его работы уже тогда напоминали постимпрессионизм. Художник также увлекался живописью итальянских мастеров XV – XVI вв. Вскоре разразилась первая мировая война, и Дикс отправился на передовую. Эти четыре года оставили глубокий след в его памяти и сердце. Дикс был пулеметчиком. Ему не раз доводилось бывать в ближнем бою. Отто много раз возвращался к теме войны в своих картинах. Вернувшись с фронта, Дикс со всей очевидностью убеждается в том, что и в мирной жизни люди могут быть не менее скотоподобными, нежели на войне. Художник очень долго старается найти тот стиль, который помог бы ему в полной мере раскрыть волнующую его тему.

В 1919 году Отто завершил обучение в Дрезденской художественной академии. Он получает собственную мастерскую и организует там «Дрезденский Сецессион». В этот период художник создал много необычных работ. Он разрабатывает собственный стиль рисования. Например, чтобы показать обморочное состояние художник рисует персонажу второе лицо и руки, контурами указывая на их дрожание. Поверх одежды на одном из калек пунктиром показаны протезы на шарнирах, зубные протезы . На большинстве картин Дикса можно лицезреть образы изувеченных людей на фронте. Картины «Продавец спичек», «Инвалиды за карточной игрой», написанные в 1920 году, были прелюдией к основной теме творчества художника – изображению бесчеловечности и ужасов войны. Прежде, чем прийти к ней, Отто рисует серию картин о жизни простых рабочих. В них он пытается подчеркнуть проблему несправедливостей в обществе.

В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Через год он сыграл свадьбу с Мартой Кох. У них родилась дочь. В этот период Отто пишет серию чудесных портретов. Он писал портреты и для весьма известных людей. Однако главным достижением художника становится картина «Полевые окопы». Эта картина была написана в 1923 году и считается самой известной. «Полевые окопы» считаются лучшим и наиболее искренним и выстраданным произведением Дикса. В 1929 году художник демонстрирует свою работу на выставке, которая вызывает бурю эмоций у критиков и посетителей. Один из немецких критиков желчно назвал его «комиком грязи». Однако один из художников утверждал, что работе Отто место в Национальной галерее. В 1933 году картина бесследно исчезла после показа ее фашистам в экспозиции «Вырожденное искусство». Однако описание картины все же сохранилось.

Дикс воссоздает во 50-ти листах графической серии «Война». После прихода к власти Гитлера, художник был лишен кафедры в Дрезденской художественной академии. Вместе с семьей Отто был вынужден переехать в замок к шурину в Рандегге. Там художник в основном писал ландшафты. Дикс вел весьма замкнутый образ жизни. Однако, несмотря на это в 1939 году, после неудачного покушения на Гитлера арестовали и художника. К счастью, через неделю Отто отпустили. Всю войну художник и его семью провели в Германии. Незадолго до ее окончания Дикс оказался в плену у французов. В лагере он перерисовывал портреты Шарля де Голля на транспаранты, а также писал икону для капеллы. Как только Отто освободили он начала работать на покраске автомобилей в Кольмаре.

Последние годы жизни художник писал картины на библейские темы. Ему вернули мастерскую в Дрездене. Произведения были высоко оценены в Германии и за ее пределами. В 1969 году Отто Дикс скончался в Зингене от кровоизлияния в мозг.

Отто Дикс родился в 1891 году в Унтермхаус (Тюрингия) в семье кузнеца. Учился на художника по настенной живописи и росписи в Гере и Дрезденской школе декоративно-прикладного искусства. Позже стал преподавать самостоятельно. В начале Первой Мировой войны Дикс записался добровольцем и осенью 1915 года был отправлен на Западный фронт.

После войны учился в академиях Дрездена и Дюссельдорфа. Наравне с Георгом Гроссом был одним из ведущих представителей художественного движения Новой Объективности (Die Neue Sachlichkeit), проявившегося как форма социального реализма - как следствие политического упадка и социального неравенства в послевоенном немецком обществе. С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году Дикс был отстранен от преподавания в Дрезденской академии, а многие работы художника были попросту уничтожены.

В 1930-х Дикс переселился на юг, ближе к озеру Констанс, где ему было все же разрешено преподавать, но только после полного отказа от политического контекста в пользу пейзажной живописи.

Во время Второй Мировой войны был призван в армию, по окончании войны Дикс вернулся в Дрезден.

Умер в 1969 году.

"Штурмовики идут в наступление под газовую атаку"

Серия гравюр Der Krieg ("Война") были опубликованы в 1924 году и явились отражением собственного опыта кровавой резни. Война глубоко подействовала на художника как на личность, но все же, как художник Дикс пользовался любой возможностью документирования личных переживаний. Эти переживания, записанные в полевом дневнике и во множестве зарисовок стали предметом для многих работ Отто Дикса и явились центральной темой цикла Der Krieg.

Der Krieg - это серия из 50 гравюр, сознательно выполненных по образцу Франсиско Гойи, который столетием ранее запечатлел ужасы наполеоновского нашествия и испанской войны за независимость. Дикс применяет техники резцовой гравюры и методы травления пластин, аналогичные тем, которыми пользовался Гойя. В результате получился убедительный цикл работ, высоко, но и неоднозначно оцененных критиками и искусствоведами. Например, Гамильтон описывает "Войну" как "самые мощные и одновременно самые неприятные антивоенные высказывания в современном искусстве… Это по-настоящему несомненная истина, выраженная самым банальным и пошлым способом, с уродливыми реалиями психологического опыта… Такого эффекта не достиг еще ни один современный художник".

"Раненый солдат, осень 1916, Бапауме"

После подобных высказываний в прессе стало нормальным воспринимать диксовский цикл гравюр как предостережение против варварства. В реальности все было совсем не так, а что происходило в действительности на психологическом уровне, вы узнаете в эссе "Истина, уродство и красота в Войне Отто Дикса ".

Всю серию гравюр можно охарактеризовать как кошмарный, галлюцинаторный сон Отто Дикса. В нем, как ни парадоксально, присутствует определенная доля чувственности, почти порочный восторг от документального описания ужасающих подробностей, который может указывать на вероятность гиперсенсорного привыкания к войне. Но с объективной точки зрения, серия гравюр Отто Дикса, посвященная войне, занимает центральное место среди огромного числа работ на эту тему. Der Krieg - наиболее мощный обвинительный акт варварству из когда-либо создававшихся. Он повсеместно рассматривается как один из величайших шедевров 20-го века, повлиявший, впоследствии, на творчество таких известных художников, как Бен Шан и Пабло Пикассо.

Офорты были отпечатаны на полиграфическом предприятии Фельсинга в округе Шарлоттенбург под непосредственным контролем Дикса. Цикл опубликован Карлом Ниерендорфом в Берлине как пять отдельных фолио, состоящих из 10 гравюр, тиражом 70 тысяч экземпляров.

"Ночью встретился с безумцем"

Оригинальное название офорта "Ночью встретился с безумцем" на немецком - Nachtliche Begegnung mit einem Irrsinnigen. Слово Irrsinnig - не переводится буквально как безумец или сумасшедший; это описательное понятие из области психиатрии, связанное с диссоциацией связей с окружающим миром. Применительно к данной гравюре оригинальное название отражает более глубокий смысл: разрыв в человеческом сознании между самовосприятием и очевидной рациональной структурой внешнего мира. Психоз, то есть, нейронные связи, лежащие в основе самоосознания и рациональностью окружающего, разорваны в клочья.

Тэг: Станковая (станковый рисунок, эстамп)

Отто Дикс родился 2 декабря 1891 в местечке Унтерхаус близ города Гера в Саксонии. Он происходил из рабочей семьи, отец его был формовщиком на заводе.

Свое художественное образование Дикс начал с изучения декоративной живописи в Дрездене. Он учился в дрезденской Академии художеств у Рихарда Мюллера. В период учебы он посетил многие города и музеи Европы. Особенно его привлекали итальянские и нидерландские художники раннего Возрождения.

Отто Дикс принадлежит к поколению немецких художников, молодость которых была искалечена войной. В начале первой мировой войны Дикс ушел добровольцем на фронт. Для молодого пулеметчика Отто Дикса участие в войне на передовой линии фронта стало тем ужасным опытом, который оставил в его душе глубокий след, и оказал влияние на все его творчество. С 1914 по 1918 годы, во время участия в военных действиях в Бельгии, Франции и России им было сделано более 600 рисунков. Эти документальные свидетельства войны, мастерски выполненные непосредственно на месте событий, вместе с его личными воспоминаниями об ужасах Первой мировой войны, стали основой его грандиозного графического цикла "Война", опубликованного в Берлине в 1924 году Карлом Ниирендорфом (посмотреть можно ).

Цикл состоит из 50 отдельных рисунков и часто сравнивается с серией Гойи "Бедствия войны" (1810-1820). Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс. В статье были такие слова: "Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны..."

Дикс изображает различные военные эпизоды в детальной манере офорта, точно и наблюдательно передавая многие реальные подробности, но в целом серия передает ощущение абсурдности и кошмарности происходящего. Почти во всех листах серии изображена ночь, пугающий мрак, из которого глаз художника выхватывает то искаженное лицо солдата, то тело погибшего, то развалины жилища.

Цикл дает не только достоверное и шокирующее изображение ужасных битв и сражений Первой мировой войны, но также показывает, что война является Молохом, который требует человеческих жертв.

Для Дикса всегда была важна правда, это характерно и для его работ, посвященных маргинальным социальным группам послевоенной эры: ветеранам и инвалидам войны, проституткам и другим.


Инвалиды войны играют в карты. 1920


Садистки. 1922

Личность человека деформируется от мерзости и пороков социальной жизни, и это выражается в деформации фигур в картинах Дикса. Чтобы убедить зрителя в достоверности своей живописи, Дикс стремится к вещественной наглядности, физиологичности и натуралистичности изображения. Краски в его работах пестры и дисгармоничны. На основе многочисленных рисунков Дикса, созданных во время войны, вырастает его огромный полиптих "Война" (1929-1932), написанный, как многостворчатые алтари средневековья, на дереве. В центральной части полиптиха, размером в четыре квадратных метра, изображено царство смерти. Образы марширующих солдат, обреченных на гибель в огне войны, и уже павших жертв показаны вокруг основной картины. Война уродует людей, и это передано в некрасивых, искаженных лицах персонажей Дикса, в их угловатых, часто нелепо вывернутых фигурах. Люди теряют свой человеческий облик, превращаются в монстров и чудовищ в картине Дикса "Семь смертных грехов" (1938). Здесь можно увидеть отвратительного карлика, носящего маску, - портрет Адольфа Гитлера.


Семь смертных грехов. 1933

Дикс никогда не воображал, что может изменить людей посредством своих произведений. Но этими антивоенными работами - рисунками и гравюрами, он предсказал ярость, ненависть и клевету нацистов, которые, придя к власти в 1933 году, лишили его профессорского звания и запретили участвовать в выставках.

Его работы были конфискованы из музеев страны, несколько его картин было показано на выставке "дегенеративного" искусства, на которой фашисты собрали произведения всех неугодных им живописцев и скульпторов.

В начале Второй мировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс. К этому времени на смену произведениям, созданным в жесткой реалистической стилистике, проникнутым социально-критическим пафосом, приходят яркие экспрессионистические работы с гротескными и изломанными формами. В 1945 он был призван в народное ополчение и попал в плен к французам, откуда вернулся в 1946 году.

После Второй мировой войны Дикс продолжал работать, не изменив своей прежней манере. Если сравнить два его автопортрета - "Канонир" (1914) и "Автопортрет в образе военнопленного" (1947), - можно увидеть, какой отпечаток наложил личный и социальный опыт художника на его мировоззрение и творчество. Вначале, в период первой мировой войны, Дикс находится внутри солдатской среды, он внимательно и пытливо ее наблюдает. Спустя тридцать с лишним лет, он, прошедший через несколько кругов военного ада и фашизма, предстает перед зрителем уже не как наблюдатель, а как человек с опустошенной душой, свидетель горьких событий истории своей страны.

В поздний период творчества художник все чаще обращался к религиозным сюжетам. Умер Дикс в Зингене 25 июля 1969 года.

"Я стану либо известным, либо печально известным", - однажды сказал еще молодой Отто Дикс. Он стал и тем и другим. Сегодня творчество Отто Дикса признается во всем мире.