Памятник александру 3 кто скульптор. История создания памятника императору Александру III

… на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижимо, сжав узду, стоит
- писал В.Брюсов

Надо сказать, что монумент Александру III , творение скульптора Паоло Трубецкого, вызывал и продолжает вызывать противоречивые оценки . Одно то, что в противовес поэтическому высказыванию великого поэта В.Брюсова почти сразу после открытия памятника появилось народное: «на земле стоит комод, на комоде - бегемот» говорит о непростой «судьбе»этого монумента. Чего стоят слова самого автора об этой своей работе, говорившего, что ему неинтересно «копировать» свою модель, ему важно передать идею конкретного человека и в итоге - в памятнике Александру III «я изобразил одно животное на другом».

Говорят, что Николая II не привел в восторг получившийся вариант, и он собирался отправить монумент «в ссылку» , подальше от «оскорбленных сыновьих глаз». Император даже не пригласил скульптора на открытие - 23 мая 1909 года.

Огромный 3-х метровый гранитный монумент с грузно сидящим на большой лошади царем сильно отличался от своих «вздыбленных» конных предшественников. Считается, что скульптор вообще был склонен к гротесковому решению , и что Трубецкой сознательно «обыграл» в этом памятнике тему народных былин - Александр III изображен здесь то ли очередным богатырем на тяжелой лошади, то ли тучным мешковатым фельдфебелем-солдафоном , то ли мужицкого вида городовым.

Как бы там ни было, но монумент передает главное - это фигура не воина, но охранника. Ведь за время царствования Александра III у России был перерыв в войнах, за что император был назван «Миротворцем» . Так что образ получился «правдивый», правда, с некоторым декадентским уклоном, но так времена такие наступили в России.

Начинался Серебряный век русской культуры - время экспериментов, творческих поисков и новых подходов в искусстве. Паоло Трубецкой, родившийся в Италии, заслуживший мировую известность и получивший вместе с Роденом главный приз на Всемирной выставке в 1900году в Париже был приглашен в Россию для преподавания, где стал одним из участников известнейшего творческого объединения «Мир искусства» .

К слову сказать, что и вариантов этого памятника Трубецкой предложил два - во втором пьедесталом царю должна была выступать дикая скала , что придавало бы совсем другую эстетику всему монументу. Но Николай II выбирает «комод» с «говорящей» надписью: ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ. Покорение Сибири как знаковое событие эпохи Александра III должно было также присутствовать на барельефах пьедестала.

В 1919 году «великий пролетарский поэт» Д.Бедный на месте сбитой надписи пишет издевательское четверостишие в духе нового времени:

«мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

Предпоследний самодержец всероссийский
Александр III.
»

Судьба монумента в молодой советской стране незавидна. К 10-летнему юбилею октябрьского переворота монумент «одевают» в клетку, пристраивают башню с колесом и мачтами , всю конструкцию увенчивают серпом и молотом и транспарантом «СССР» . А в 1937 Александра III и вовсе «репрессируют» , сослав в хранилища Русского музея до 1953 года. Говорят, что этот монумент чуть было не был разрушен во время войны, и лишь 1990 появился для доступного обозрения во дворе корпуса Бенуа. А с 1994года «горемычное» творение П.Трубецкого установлено во дворе Мраморного дворца. Поговаривают, что скоро «царь-миротворец» переедет на свое первоначальное место - Знаменскую площадь в прошлом, площадь Восстания теперь.

Комод, бегемот, обормот neznaiko wrote in January 21st, 2014

В комментариях к посту про from_nordwest подкинул такое народное творчество начала XX века:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте идиот.

Есть разные версии, например:
На площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка,
На шапке - крест,
Кто угадает - того под арест.

Догадались, о чём идёт речь? Конечно, о памятнике Александру III.


Памятник Александру III, Знаменская площадь, ? год

Санкт-Петербург готовился к торжественному открытию памятника несколько месяцев. Столица была роскошно убрана. Дома и балконы были украшены флагами национальных цветов, в окнах были выставлены бюсты императорских особ. Особенно величественно были украшены Невский проспект и Знаменская площадь. Еще до открытия памятника многие недоброжелательно отзывались о работе, называли её карикатурой на императора. Сам Николай II признавался в своем желании "сослать памятник в Сибирь". Но скульптура очень понравилась Государыне Императрице Марии Федоровне, жене императора Александра III, поэтому проект в итоге был принят. Открытие памятника состоялось в 1909 году.


Передвижная модель памятника Александра III, при помощи которой определили точное место для монумента на Знаменской площади, 1905-1909 гг


Забивка свай для памятника Александра III, 1909 год


Открытие памятника Александру III на Знаменской площади, 23 мая 1909 года

Такого радостного возбуждения петербургская общественность не испытывала давно. Жесточайшие уроки русско-японской войны. Поражение революции 1905 года. И вдруг в центре столицы - тяжелая фигура царя, пригвождённого к гробовидному пьедесталу и приговорённого ко всеобщему остракизму убийственным реализмом искусства.

Скандал разразился почти сразу. Общество раскололось. Негодовала реакция. Демократически настроенная часть населения приветствовала появление монументального произведения такой обличительной силы. Городской Думе пришлось решать вопрос о праве статуи на существование. И только автор памятника, Паоло Трубецкой, итальянский подданный, отшучивался: "Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом".


Памятник Александру III, ? год

В 1919 году с постамента была сбита оригинальная надпись, а вместо неё выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало", отражавшее советскую идеологию:
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья".


Памятник Александру III, 1919 год

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись "СССР".


Памятник Александру III, 1927 год

В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и, учитывая его высокую художественную ценность, передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время блокады едва не погиб. В начале войны сотрудники Русского музея вырыли глубокую яму для захоронения памятника Александру III, но не смогли опустить в неё тяжёлую бронзовую скульптуру. Тогда они стали вёдрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть брёвнами.
Памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда. Но укрытие выдержало.



Памятник Александру III, между 2008 и 2011 гг

Так что, как ни странно, сносу памятника императору помешала революция.

Санкт-Петербург Знаменская площадь ,
с 1994 г. у входа в Мраморный дворец Строительство - годы Александру III на Викискладе

Координаты : 59°56′43.4″ с. ш. 30°19′38.8″ в. д.  /  59.945389° с. ш. 30.327444° в. д. (G) (O) (Я) 59.945389 , 30.327444

Памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге , у входа в Мраморный дворец . Первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала . Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали , начинавшейся от Николаевского вокзала, - строительство магистрали было начато при Александре III .

Заказчиками памятника являлись император Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого , работавшего в России в 1897-1906 годах. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. Бронзовую статую итальянский литейщик Э. Сперати отливал по частям: фигуру Александра III - в мастерской литейщика К. А. Робекки, коня - на Обуховском сталелитейном заводе . Постамент из валаамского красного гранита, более трех метров высотой, был сделан по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля . На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ».

Работа над памятником

В 1899-1909 годах П. Трубецкой работал над монументальным памятником Александру III (архитектор постамента - Ф. О. Шехтель). Для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте , неподалёку от Александро-Невской лавры . В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Отзывы о памятнике

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.

Посреди площади лежал огромный, красного порфира параллелепипед, нечто вроде титанического сундука. И на нём, мрачно проступая сквозь осенний питерский дождь, сквозь такой же питерский знобкий туман, сквозь морозную дымку зимы или её густой, то влажный, то сухой и колючий, снег, упершись рукой в грузную ляжку, пригнув чуть ли не к самым бабкам огромную голову коня-тяжеловоза туго натянутыми поводьями, сидел тучный человек в одежде, похожей на форменную одежду конных городовых; в такой, как у них, круглой барашковой шапке; с такой, как у многих из них, недлинной, мужицкого вида, бородой - «царь-миротворец» Александр Третий.

Судьба памятника

После Октябрьской революции, в 1919 году с постамента была сбита надпись, а вместо неё выбито глумливое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало», отражавшее советскую идеологию:

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку , а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».

В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).

Примечания

Литература

  • Витте С.Ю. 1849-1894: Детство. Царствования Александра II и Александра III, глава Приложение // Воспоминания . - М .: Соцэкгиз, 1960. - Т. 1. - С. 455-463. - 75 000 экз.
  • Сокол К. Г. Монументальные памятники Российской империи: Каталог. М.: Вагриус Плюс, 2006.

В июле 1918-го, пьедестал памятника ликвидирован в 1931 году .

Памятник
Памятник императору Александру III

Дореволюционная открытка с изображением памятника Александру III, 1912-1917 годы
55°44′44″ с. ш. 37°36′24″ в. д. H G Я O L
Страна Российская империя
Город Москва , Пречистенская набережная
Скульптор Александр Опекушин , Артемий Обер
Архитектор Александр Померанцев
Строительство - годы
Высота 16 метров
Материал Бронза
Состояние Демонтирован в 1918 году
Медиафайлы на Викискладе

История

Создание

Установить памятник Александру III в Москве было решено вскоре после смерти самодержца в октябре 1894 года. По указанию императора Николая II в декабре того же года был организован комитет по сооружению скульптуры, его главой царь назначил великого князя Сергея Александровича . По всей стране объявили конкурс на лучший проект монумента, на сбор средств для его установки также открыли подписку , по итогам которой было собрано около 2,5 миллиона рублей . Первое место в конкурсе заняла работа скульптора Александра Опекушина - автора памятника Пушкину в Москве. Главным архитектором был назначен московский зодчий Александр Померанцев, главным инженером - архитектор Карл Грейнерт. В работе над монументом также приняли участие архитекторы Франц Когновицкий и Фома Богданович-Дворжецкий . По предложению историка Ивана Цветаева местом для установки памятника выбрали площадку перед храмом Христа Спасителя на Пречистенской набережной, на которой раньше стояла церковь Всех Святых в Чертолье .

Строительство монумента продолжалось с 1900 по 1912 год. Как вспоминал Александр Опекушин, работа над скульптурой была осложнена тем, что голову Александра III ему пришлось лепить дважды:

Открытие

Торжественное открытие монумента в присутствии представителей всех сословий и членов императорской семьи состоялось 30 мая 1912 года. В 8 часов утра с Тайницкой башни прозвучали пять пушечных выстрелов. В 10 часов у входа в храм Христа Спасителя начался крестный ход во главе с московским митрополитом Владимиром , императором Николаем II, его матерью Марией Фёдоровной и женой Александрой Фёдоровной . После 360 праздничных выстрелов и исполнения Преображенского марша со скульптуры сняли покрывало, митрополит Владимир окропил монумент святой водой и провозгласил многолетие российскому войску и верноподданным. К монументу было возложено 86 венков, включая венки от 80 российских и зарубежных депутаций. После осмотра памятника членами императорской фамилии товарищ председателя комитета по сооружению памятника гофмейстер Александр Булыгин прочитал текст акта о передаче монумента в ведение московского городского управления. Вечером город и скульптура были иллюминированы . У скульптуры выставили круглосуточный почётный караул из воинов-ветеранов .

Ликвидация

Демонтаж монумента начался 17 июля 1918 года. Работами руководил помощник народного комиссара имуществ республики, член комиссии по охране памятников искусства и старины Моссовета архитектор Николай Виноградов . За уничтожением памятника также следил первый председатель СНК РСФСР Владимир Ленин . Барон Карл фон Ботмер писал в своих мемуарах :

1 мая 1920 года на месте монумента в присутствии Ленина заложили памятник «Освобождённый труд». На уцелевшем пьедестале монумента Александру III установили металлический картуш работы скульптора Веры Мухиной со словами «Здесь будет сооружён памятник „Освобожденный труд“». Скульптура не была возведена, сохранившийся постамент памятника Александру III снесли вместе с храмом Христа Спасителя в 1931-м. На их месте планировалось построить Дворец Советов , однако позже от этой идеи отказались .

  • Демонтаж памятника, 1918 год

Художественные особенности

Выполненная в стиле монументального реализма бронзовая статуя стояла на ступенчатом гранитном пьедестале красного цвета и была обращена лицом к Москве-реке . Опекушин изобразил царя сидящим на троне в мантии с императорской короной на голове. В руках у Александра III лежали скипетр и держава . На постаменте была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу Всея России. 1881-1894». По его углам стояли бронзовые двуглавые орлы с распростёртыми крыльями работы скульптора Артемия Обера . У памятника располагалась невысокая гранитная балюстрада , спроектированная Александром Померанцевым, к реке от монумента спускалась лестница .

Современники критиковали памятник за излишнюю монументальность . В путеводителе по Москве издания 1917 года монумент описывался как «слишком громадный и тяжеловесный, [отличающийся] необычайным количеством и богатством материала, затраченного на его сооружение» .

Нумизматика

Примечания

Литература

  • Аглинцева Т. А. Прошлое в монетах: памятные монеты 1832-1991 гг.. - М. : Финансы и статистика, 1994. - 286 с. -

В ходе обзорной экскурсии монумент Александру III если и показывают, то мельком. Между тем, это один из самых противоречивых петербургских памятников. Что это вообще такое? Памятник-насмешка? Памятник-аллегория? Или реальный образ «царя-миротворца», переданный скульптором? Давайте присмотримся к нему повнимательнее…

Установить памятник предполагалось на Знаменской площади (это сейчас он переехал во дворик красивейшего Мраморного дворца, в котором, кстати, было совершено несколько громких преступлений — о них читайте здесь), перед зданием Николаевского вокзала, в напоминание об одной из важнейших заслуг царствования Александра II – основании Транссибирской железнодорожной магистрали. С.Ю. Витте в своих мемуарах приписывает себе инициативу создания памятника («По смерти Императора Александра III, в виду моего чувства поклонения его памяти, я сейчас же возбудил вопрос о сооружении ему памятника, зная, что если это не будет сделано покуда я нахожусь у власти, то это затем не будет сделано в течение многих десятков лет»). Был объявлен конкурс проектов, в котором роль жюри играла императорская семья. Августейшие заказчики остановили свой выбор на проекте Павла Трубецкого (незаконный сын кн. Петра Трубецкого, на итальянский манер его называли Паоло, т.к. родился и вырос в Италии). Причем Витте счел модель несколько странной – но ни он, ни члены комиссии по сооружению памятника (в которой, в числе прочих, был А.Н. Бенуа) не имели никакого влияния; Трубецкой руководствовался только мнением императора, а вернее сказать – вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая была вполне довольна проектом.

В 1909 г. памятник Александру 3 в Санкт-Петербурге был торжественно открыт; и первая эмоция, которую он вызвал у большинства современников – недоумение. Грузный человек крестьянской наружности в мешковатой одежде неуклюже сидит на толстой упирающейся лошади – в монументе российскому самодержцу поразительно мало величия и торжественности; сразу же возникает вопрос – а не карикатура ли это?

Вот что я сделаю с вашими корпусами!

Как на самом деле выглядел император? Александр III был высокого роста (193 см) и крепкого телосложения, а с возрастом его богатырская фигура стала громоздкой и тучной. Внешность его была напрочь лишена аристократизма – об этом свидетельствуют и воспоминания современников, и фотографии, которые в отсутствие современных фильтров представляют императора без прикрас.

Любимой резиденцией Александра в молодости был , позднее — Гатчина.

Про невероятную физическую силу императора ходило множество рассказов. Великий князь Александр Михайлович описывает знаменитый эпизод: «Австро-венгерский посол в С. Петербурге угрожал нам войною. На большом обеде в Зимнем Дворце, сидя за столом напротив Царя, посол начал обсуждать докучливый балканский вопрос. Царь делал вид, что не замечает его раздраженного тона. Посол разгорячился и даже намекнул на возможность, что Австрия мобилизует два или три корпуса. Не изменяя своего полунасмешливого выражения, Император Александр III взял вилку, согнул ее петлей и бросил по направлению к прибору австрийского дипломата: «Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя мобилизованными корпусами, – спокойно сказал Царь». (Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний)

Вспоминает племянник Александра, великий князь Кирилл Владимирович: «Дядя Саша обладал недюжинной силой. Когда мы играли в игру собственного изобретения на площадке Аничкова дворца, заключавшуюся в том, что мы били палками по черным резиновым мячам, а затем бежали за ними, он часто выходил к нам на каток в своей серой тужурке и толстой палкой с набалдашником на конце посылал мячи прямо через крышу высокого дворца» (Великий князь Кирилл Владимирович. Моя жизнь на службе России)

Из воспоминаний С.Ю. Витте о крушении императорского поезда под Харьковом: «Во время крушения Государь со своей семьей находился в столовом вагоне; вся крыша столового вагона упала на Императора, и он, только благодаря своей гигантской силе, удержал эту крышу на своей спине и она никого не задавила». Даже если этот эпизод является выдумкой Витте (крыша вагона весит несколько тонн, и удержать ее на спине вряд ли под силу даже такому богатырю, как Александр), он отражает восприятие императора современниками.

Бескозырка и конь без хвоста

Бросается в глаза одежда императора – он одет в какой-то очень условно изображенный мундир, который издалека более напоминает простую тужурку, и штаны, заправленные в сапоги. По-видимому, это вполне соответствует исторической реальности – по воспоминаниям многих современников, Александр III был крайне непритязателен в одежде, в неофициальной обстановке носил простые штаны и рубаху, еще и занашивая их до дыр. Может быть, отчасти это было демонстрацией – будучи еще цесаревичем, а затем и императором, Александр всячески подчеркивал свою «русскость» (кстати, он был первым бородатым русским императором и вообще ввел моду на ношение бород). В памятнике отражена даже такая странность императора, как пристрастие к шапкам без козырька. «Государь Александр III не любил и не признавал мод, особенно иностранных <…> Дома он обычно ходил в генеральской «тужурке» (так называвшееся «укороченное пальто»), на охоту он выезжал в удобной и очень простой блузе из английской материи, на голове носил шотландскую шапочку, а зимой — форменную офицерскую барашковую шапку, только без орла и галунов. Это пристрастие Государя к головным уборам без козырька было его оригинальностью, поэтому в его царствование и были введены в армии «бескозырки» и круглые барашковые шапки. Вред от отсутствия защиты глаз козырьком и затруднение стрелять в таком головном уборе, особенно против солнца, он почему-то упорно отрицал». (Вельяминов Н.А. Воспоминания об императоре Александре III)

Можно обратить внимание на еще одну деталь, бросающуюся в глаза, если смотреть на памятник сзади, или в профиль.

Почему конь без хвоста? Дело в том, что скульптор выбрал коня под стать императору – французского тяжеловоза-першерона, эта порода отличается массивностью и невероятной силой. Эти лошади использовались в основном для перевозки экипажей и грузов, и существовала традиция купировать першеронам хвосты, чтобы они не запутывались в упряжи (кстати, эта негуманная традиция существовала до конца XX века!!) Вообще, практика купирования хвостов у лошадей существовала давно и не была экзотичной – достаточно вспомнить, например, шпалеру начала XVIII в. «Петр I в Полтавской баталии».

Итак, можно сделать вывод, что скульптор к воссозданию облика покойного императора подошел весьма основательно. Может быть, недаром императрица Мария Федоровна при выборе проекта обратила внимание на то, что скульптура имеет много сходства с оригиналом и не усмотрела в памятнике никакой насмешки?

Царь-комод

Современники, воспринимавшие Александра III как консерватора и ретрограда, стремящегося повернуть вспять реформы и затормозить ход исторического развития, увидели в памятнике смелую метафору (Василий Розанов: «Конь уперся… Голова упрямая и глупая… «Дайте реформу, без этого не шевельнусь» – «Будет тебе реформа!»… Хвоста нет – хвост отъеден у этой умницы… Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет… Конь, очевидно, не понимает Всадника… С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно»). Кто-то (как великий князь Владимир Александрович) увидел «злую карикатуру» на императора. Кто-то увидел силу, мощь, основательность и «твердую руку». Вывод: все зависит от точки зрения смотрящего на Александра III)))

Памятник Александру 3 в СПб сразу же отразился в фольклоре. Одна из эпиграмм широко известна до сих пор:

Стоит на площади комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка.

Еще более хлесткая эпиграмма принадлежит поэту Александру Рославлеву:

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.

По иронии судьбы, во время событий Февральской революции на Знаменской площади, постамент памятника царю неоднократно служил трибуной во врем митингов.

Памятник оказался настолько символичным, что после Октябрьской революции его не уничтожили, как можно было бы предположить, а использовали в пропагандистских целях. В 1919 г. на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало»:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

Неприкаянный памятник

В 1927г. памятник поучаствовал в отмечании десятилетия Октябьской революции: его заключили в металлическую клетку, а рядом была пристроена башня, колесо и две мачты, на которых были подвешены серп, молот и надпись «СССР».

Наконец, в 1930-е гг. издевательства над памятником прекратились: его убрали с постамента и спрятали в запасники Русского музея. Но с тех пор монумент несколько раз переезжал. Несколько лет он стоял в Михайловском саду, где пережил блокаду и прямое попадание артиллерийского снаряда; но уцелел благодаря тому, что работники музея обложили его мешками с песком. Затем он находился во внутреннем дворе Русского музея, а в 1990-е гг. его установили перед входом в , на то место, где ранее стоял броневик «Враг капитала» – тот самый, с которого В.И. Ленин произносил речь в апреле 1917 г.

Правда, несколько лет назад министр культуры Владимир Мединский предложил вернуть памятник Александру III на историческое место – на площадь Восстания. В Законодательном собрании Петербурга эту идею отвергли. Но возможно, и эта инициатива в отношении памятника не последняя. Никто не знает – найдет ли наконец неприкаянный император свое место?

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!