Пастель художественная рисунки поэтапно для новичков. Маки - рисуем пастелью

Пастель - чудесное «орудие» изобразительного искусства, позволяющее создавать удивительно искренние и живые картины. Существует великое множество техник работы пастелью, каждая из них может благополучно использоваться и отдельно, и в сочетании с прочими. Комбинируя разные техники рисования, удается добиваться новых изобразительных способов - выразительных и неординарных.

Выбирая технику работы пастелью, не стоит думать, что существуют какие-либо каноны рисования - «вот так рисовать правильно, а вот так - нет». Живопись - вещь свободная, творческая, она любит полет фантазии и требует вдохновения. Главное, в рисовании пастелью - делать то, что нравится. И делать - с удовольствием.

1. Рисование кончиком пастели. Учтите, что пробуя разные техники работы пастелью, нужно работать брусками разной мягкости. Каждая пастель - твердая, мягкая, полумягкая, дает разный результат. То же относится и к разным маркам этого изобразительного материала. Рисование кончиком пастельного мелка - самый простой способ создания рисунка. Брусок держат в руках подобно карандашу. Создаваемая линия точно повторяет каждый жест художника. Меняя давление на мелок, можно изменять толщину создаваемых линий. Жмете сильнее - больше пастели остается на бумаге. Чтобы линия была тонкой, старайтесь максимально смягчить нажим. Рисуя, работайте всей рукой, а не одним запястьем - рисунок получится более свободным.

2. Рисование краем пастели. Эта техника работы пастелью хороша для быстрой работы, когда нужно закрасить большие участки. Чтобы работалось удобнее, разломите брусок посередине. Но будьте бережливы, помните - самый маленький мелок пригодится для рисования. Регулируя нажим, удается создавать участки разной структуры. Пастель со стершимися сторонами можно использовать для рисования тонких линий - ее острые края как раз подойдут для нанесения тонкой штриховки. Эта техника рекомендована при работе с мягкими и полумягкими пастелями.

3. Штриховка: простая и пересекающаяся. Если вам доводилось рисовать обычными карандашами, вы уже знакомы с этой техникой. Работа пастелью сводится к созданию близко расположенных, параллельных линий. Такой способ рисования больше подходит для твердых пастельных палочек и пастельных карандашей. Рисуя второй слой линий - обычно, его наносят под углом 90 градусов по отношению к предыдущему, получают пересекающуюся штриховку. Применяя штриховку, можно вволю поэкспериментировать над цветом и тоном рисунков. Меняя направление линий, удается добиваться ощущения объемности изображаемых предметов.


4. Растушевка (смешивание). Пастель нельзя смешать заранее - до нанесения на бумагу. Чтобы смешивать цвета, применяется растушевка. Техника работы пастелью, предполагающая создание плавных переходов от цвета к цвету, может быть реализована двумя способами. Можно просто размещать цвета в непосредственной близости, а можно смешивать пастель прямо на бумаге. Растушевку можно делать с помощью каких-либо подручных инструментов или просто пальцем. Можно одеть перчатку, чтобы защитить руки от краски. Большие участки можно растушевывать стороной ладони, мелкие - ватой, куском бумаги, ластиком и прочими подходящими предметами. Чтобы не навредить рисунку, растушевывая пастель, старайтесь придерживаться следующих правил:
. Используя для смешивания цветов палец или всю руку, обязательно очищайте ее время от времени. Иначе вы неосторожно загрязните работу. Самый простой и удобный вариант - иметь под рукой упаковку влажных салфеток.
. Бруски пастели после использования можно вымыть, а загрязненный слой на конце убрать при помощи точилки.

5. Сграффито (от итальянского sgraffito — царапать). Данный метод включает процарапывание одного цвета для того, чтобы показать нижний цвет, лежащий под верхним. Он чем-то напоминает процарапывание через слой чернил, однако там можно проводить лишь линии белого цвета на черном фоне, а масляная пастель дает возможность получать более разнообразные цветовые эффекты.

Эта методика является одной из многих, которые были позаимствованы из живописи с использованием масляных красок. Сам Рембрандт зачастую процарапывал основанием кисти влажный слой масляных красок, чтобы передать фактуру деталей кружева, расположенного на воротнике, или волосков на лице.

Хотя техника может также использоваться для иных изобразительных средств, в особенности цветных карандашей. Она почти идеально подходит для использования с масляной пастелью, поскольку ее можно положить относительно толстым слоем, который будет оставаться достаточно сырым, чтобы его было легко удалить острым орудием.

Выполненные в технике сграффито рисунки должны быть заранее продуманы. Данный метод не сочетается с импровизацией — необходимо постоянно держать в памяти конечный образ рисунка, тщательно планируя последовательность наложения слоев, каждый свой шаг.

Первый этап — покрытие бумаги достаточно плотным слоем цвета, сильно вдавливая его в полотно (при желании, для первого слоя можно использовать акварель, акриловые краски либо чернила).

Второй слой ложится более свободно, таким образом, чтобы его можно легко удалить каким-то острым инструментом, к примеру, ремесленным ножом. Чтобы рисовать более толстые линии можно попробовать ручку кисти.

Полезный совет процарапывание выйдет более удачным, если Вы будете работать темным по светлому, так как масляная пастель отличается ограниченной покрывающей способностью, а значит находящийся сверху бледный цвет «утонет» в более темном цвете основы. Добиться разнообразия можно путем применения нескольких цветов для одного из слоев рисунка.

Процарапывание — это превосходный метод, так как работая масляной пастелью невозможно добиться настолько тонких линий.

6. Украшение. Эта техника работы пастелью, по сути, является разновидностью штриховки, выполняющейся путем кратких, точечных ударов. Получается своеобразная живописная вибрация, похожая на scumbling (лессировка, покрытие полупрозрачными красками). Благодаря подобному украшению, цвета смешиваются оптически - глазами, а не на бумаге. Методика наконечника весьма часто используют для передачи переливчатости тканей, перьев, атмосферных эффектов, использующих игру света.













Сложность:

низкая

Время работы:

2 часа



К чему только не приводят мечты об экзотическом острове))... Вот такой получился натюрморт, из зимних фруктов и ягод, напоминающий о пальмах, море и теплых странах. Рисуется он совсем просто!


На понадобится:


1. Сухая пастель, у меня Sennelier. Вы можете взять любую, Вашу любимую, обязательно сухую.


Примерные цвета:




2. Пастельные карандаши, нужны примерно теже цвета. в принципе в этом натюрморте не так много детальной проработки, поэтому можно обойтись острыми обломками пастели, если у Вас нет карандашей.




3. Бумага для пастели формата А3. Обратите внимание, что фоном в данном рисунке выступает бумага. Поэтому нужно подобрать цвет бумаги такого цвета, кокого Вы хотите сделать фон! Ну и мелочек на тени нужно подобрать соответствующий. Т.е. если бумага, как у меня коричневая, то тень берем темно коричневую, если бумага серая, то тень темно-серая. В данном случае мы не следуем законам светотени в прямом ее смысле, у нас должен быть акцент на сам объект, декоративный такой уклом, тень должна быть эффектной, но не выделяющейся, поэтому мы делаем ее в том фону.


4. Планшет или кусочек фанеры, что бы рисовать под наклоном.


Приступаем!


1. Наносим контуры нашего рисунка любым удобным для Вас способом.




2. Начинаем с бутылки и зеленых листочков. Наносим несколькими оттенками зелени яркие пятна.




3. Растушевываем пальцем




4. Затем наносим красные, розовые и белые участки на гранат. Зернышки не выделяем, работаем пятнами.




5. Растушевываем, но не смешиваем цвета, каждый цвет отдельно, смешиваем лишь границы. Наносим тени на стену, от бутылки, от веточки, под разбросанными ягодками. тоже немного растушевываем.




6. Берем оранжевые оттенки и телесный мелок, наносим цвет на ягодки облепихи.




7. Теперь дорабатываем наш рисунок карандашами. Делаем мелкие детали, веточки. подчеркиваем тени. Все! Наш рисунок готов!




Рисование масляной пастелью - достаточно интересное занятие, которое сочетает в себе характеристики работы с восковыми карандашами и сухой пастелью. Несмотря на то, что итоговый результат может быть очень красивым, использовать и смешивать на листе масляную пастель несколько труднее, чем обычную сухую. Тем не менее, с правильно подобранными материалами, знанием надлежащей техники рисования и некоторыми усилиями можно научиться создавать собственные шедевры с помощью масляной пастели.

Шаги

Подготовка необходимых материалов

  1. Выберите себе бумагу для пастели или акварели, картон или холст. Все перечисленные типы основы достаточно шершавые для того, чтобы к ним хорошо прилипала пастель. Для воздушных рисунков наподобие набросков выберите бумагу плотностью 90 г/м². Если же вы собираетесь рисовать нечто более насыщенное, возьмите бумагу плотностью 160 г/м². Заметьте, что бумага должна быть матовой, пастель не будет хорошо держаться на глянцевой бумаге. Также всегда выбирайте бумагу подходящего вам размера, чтобы на рисунке не оставалось слишком много или слишком мало свободного пространства.

    • Не используйте бумагу с содержанием кислот, так как они приводят к изменению цвета пастели и ее растрескиванию.
    • Используйте бумагу в тон вашему рисунку, чтобы добиться гармоничного сочетания цветов. Например, для природного пейзажа с большим количеством зеленых оттенков возьмите светло-зеленую бумагу.
    • Чтобы поэкспериментировать с созданием различного настроения и атмосферы рисунков, попробуйте взять бумагу контрастного цвета по отношению к тонам используемой пастели. Например, если вы рисуете синее озеро с черным ночным небом, возьмите фиолетовую бумагу для создания эффекта меланхолии.
  2. Приобретите набор масляной пастели проверенного производителя в необходимой вам цветовой гамме. В отличие от других видов пастели, масляную пастель выпускает не так много производителей. И всего несколько марок предлагают пастель профессионального художественного качества. Новичкам можно посоветовать наборы масляной пастели от Van Gogh. Эта компания позиционирует себя как производителя художественных материалов для учебы, но качество товаров позволяет им успешно конкурировать и с производителями пастели профессионального качества. Если вы решили приобрести профессиональную масляную пастель, остановите свой выбор на одном из более дешевых наборов пастели профессионального художественного качества либо соберите необходимую вам палитру путем поштучного приобретения мелков.

    • Подумайте о том, какие именно изображения вы будете рисовать, и выберите такие цвета пастели, которые соответствуют вашим задумкам. Приобретайте пастель поштучно и соберите подходящую палитру.
    • Масляную пастель можно приобрести через интернет-магазины, специализированные магазины художественных товаров, магазины товаров для рукоделия и канцелярских товаров.
  3. Выберите и твердую, и мягкую масляную пастель для большей вариативности. Более твердая пастель хороша для прорисовки мелких деталей наброска и первых слоев рисунка, тогда как мягкая пастель хороша для рисования поверх плотных и насыщенных слоев твердой пастели. Например, масляную пастель профессионального художественного качества в порядке убывания твердости от самой твердой до самой мягкой можно представить следующим списком: Cray-Pas Specialist, Cretacolor Aqua Stic, Erengi Art Aspirer, Caran d’Ache Neopastel and Holbein и Sennelier Oil Pastels.

    • По мере накопления опыта старайтесь обращать внимание на то, с какими именно марками пастели вам комфортнее всего работать.
  4. Купите такие аксессуары, как кисти, ластики и растушевки. Кисти и губки идеально подходят для растирания масляной пастели. Чтобы исправлять недочеты рисунка, лучше приобрести клячку, которая представляет собой ластик из пластичной резины. Также полезно будет приобрести бумажные растушевки различного типа, включая заостренные и тупые, чтобы смешивать и размазывать тона пастели.

    • Скребки для пастели легко можно заменить зубочистками (деревянными или пластиковыми) либо кюреткой для ногтей.

    Базовая техника работы с масляной пастелью

    1. Выберите объект для рисования и решите, насколько крупным он должен быть на вашем рисунке. Начните с чего-нибудь легкого, например с собаки, дома, озера или простейшего яблока. Но если вы готовы к трудностям, можно выбрать себе и более сложный объект рисования, например человека или пейзаж.

      • Выбирая объект для рисования, учитывайте имеющиеся у вас в наличии тона пастели, чтобы у вас были все цвета, которые вам понадобятся для работы. Если цветов не хватает, посмотрите, не получится ли у вас немного поимпровизировать с тем, что у вас есть.
      • Начинайте с изображений, содержащих в себе лишь 1–3 цвета. Даже с таким количеством цветов можно экспериментировать, создавая различные оттенки, поэтому работы будет предостаточно.
    2. Создайте обобщенный набросок на отдельном листе бумаги, чтобы распланировать свой рисунок. На отдельном листе (идентичном тому, который вы будете использовать в работе с пастелью) нарисуйте пастелью что-нибудь маленькое и простое. Работайте с легким нажимом на мелок. Не рисуйте слишком много деталей, сконцентрируйтесь на обобщенном наброске и ощущениях от работы с данной бумагой. Продолжайте работать, пока не будете довольны своим наброском.

      • Наметьте конкретные цвета, которые вы собираетесь использовать для отдельных зон рисунка. Например, обозначьте землю темно-зелеными штрихами, а лужи - темно-синими.
    3. Выполните легкий набросок рисунка на основном листе бумаги с помощью твердой цветной пастели. Выберите более светлые тона для наброска и нарисуйте контуры изображаемых объектов с легким нажимом на мелки. Если совершите ошибку, сотрите недочеты и попробуйте снова. Пока не переживайте о мелких деталях, оставьте их на потом.

      • Не используйте черный цвет пастели для создания наброска, чтобы избежать искажения и загрязнения других цветов.
      • Обозначайте на наброске вертикальные и горизонтальные линии симметрии, чтобы разбить на части более крупные объекты и формы. Это поможет вам надлежащим образом распределить и смешать цвета рисунка.
      • Для большей точности наброска используйте твердую пастель.
    4. Работайте от заднего плана к переднему. При работе с пастелью лучше последовательно рисовать предметы от заднего плана до самого близко расположенного объекта на переднем плане. С таким подходом вы всегда будете изображать контуры объекта поверх фона, что обеспечит вам большую точность рисунка. После заполнения заднего и переднего фона основными штрихами перейдите к растушевке тонов пальцами, специальным инструментом или бумажной салфеткой.

      • Задний фон оформляйте толстым слоем пастели, работая с умеренным нажимом на мелки. Но если вы планируете рисовать что-либо поверх заднего фона, рисуйте его с меньшим нажимом на мелки.
      • Используйте твердую пастель для заднего фона и нижнего слоя рисунка. Для переднего плана и дополнительных слоев пользуйтесь более мягкой пастелью.
    5. Нарисуйте общие очертания основных объектов, используя их базовый цвет. Важная часть рисования пастелью - создание базовых слоев. Например, если вы рисуете грушу, нарисуйте ее контуры средним тоном зеленого цвета. Затем начните закрашивать ее тем же тоном. Создавая базовый слой объекта, достаточно сильно давите на мелок.

      • Приберегите крайние тона (в данном случае светло-зеленый и темно-зеленый) на потом.
      • Растушуйте базовый цвет предмета с его контурами, чтобы сделать линии наброска незаметными.
    6. Введите дополнительные тона в рисунок в качестве второго слоя. Начните дополнять объект все большим количеством деталей и цветов. Если вы рисуете грушу и уже закрасили ее базовым зеленым цветом, можно перейти к использованию темно-зеленого цвета с одной стороны груши и светло-зеленого - с другой ее стороны. Работайте со вторым слоем с меньшим нажимом на мелки.

      • Растушевывайте цвета пальцем, растушевкой или бумажной салфеткой.
      • Используйте линии симметрии, чтобы разделить цвета по зонам и смешать их в точке соприкосновения.
    7. Смешивайте разные цвета между собой, чтобы создать эффект плавного перехода тонов на вашем рисунке. При смешивании цветов всегда приступайте к работе с более темного тона. Начните с сильного нажима на мелок и проведите линию в нужном направлении, постепенно уменьшая нажим. После нанесения первого цвета возьмите второй более светлый цвет пастели и рядом с первой линией аналогичным образом начертите вторую линию в направлении от более светлого участка первой линии к более темному. Затем растушевкой или пальцем осторожно перемешайте тона. Это позволит убрать разделяющую их границу и создать эффект плавного перехода цвета.

      • Смочите ватную палочку детским маслом и проведите ею по штрихам рисунка, чтобы смешать тона без использования пальцев.
      • Для большей точности и лучшего контроля над своими действиями пользуйтесь специальными растушевками. Они идеально подходят для растушевки небольших участков.
      • При смешивании тонов работайте круговыми движениями, чтобы получить варьирующиеся оттенки цвета.
    8. Продолжайте закрашивать объекты и наносить последующие слои пастели. Используйте базовую технику закрашивания объектов слоями пастели везде, где только можно найти ей применение в вашем рисунке. Например, при изображении лужи нанесите темно-синий слой поверх светло-синего. Затем соскребите отдельные участки темного верхнего слоя, обнажая светлый слой, чтобы получить уникальный эффект водных бликов.

      • Не используйте сразу слишком много цветов, от этого они могут загрязниться. Проявляйте сдержанность. Если что-то уже выглядит хорошо, больше ничего не добавляйте!
      • Добавляя слои, работайте мягкой пастелью, чтобы упростить смешивание и растушевку тонов.
      • Прорисовывая мелкие детали, например черенок груши или листья на дереве, используйте твердую пастель.
    9. Больше практикуйтесь, но не перегружайтесь! У вас не получится сразу же создать идеальную картину. Не торопитесь, экспериментируйте с различными формами, изображениями, цветами и приемами. Помните о том, что это ваша первая попытка и что всем необходима практика для того, чтобы научиться что-то хорошо делать.

      • Попробуйте рисовать различные типы сцен и объектов, чтобы развить свои навыки.
      • Купите разнообразные цвета пастели и экспериментируйте с их уникальными сочетаниями.
    10. Зафиксируйте свой рисунок специальным лаком-фиксатором для масляной пастели. Обязательно распыляйте лак тонким слоем на свою работу в хорошо проветриваемом помещении. Когда закрепитель подсохнет (примерно через 10 минут), рисунок можно оставить как есть или заключить в рамку. Обязательно используйте по периметру рисунка толстую подложку, чтобы ваша работа располагалась на расстоянии около 5 мм от стекла в рамке и не могла размазаться.

      • Для максимальной защиты закрепите рисунок на деревянной панели, прежде чем вставлять его в рамку.

    Продвинутые приемы рисования

    1. Накладывайте друг на друга несколько цветов пастели, чтобы создавать динамичные изображения. Начните с нанесения на бумагу базового цвета уверенным нажимом на мелок. Далее создайте слой второго цвета, работая широкой боковой частью мелка. Например, если вы рисуете солнце, нанесите слой желтого цвета в качестве базы. Затем закрасьте примерно половину желтой области слоем красной пастели, чтобы создать уникальный оранжево-красный микс тонов.

      • Экспериментируйте с различным нажимом на мелки в момент создания слоев. Например, для изображения солнца нанесите умеренно желтый базовый слой легким нажимом на мелок. Затем дополните его легкими слоями оранжевого и красного, чтобы получить различные оттенки.
    2. Снимайте скребком отдельные участки варьирующихся и слоеных цветов для получения уникальных эффектов. После создания двух толстых слоев различного цвета процарапайте скребком для пастели, расческой или иглой узоры на верхнем слое, чтобы обнажить нижний слой. Данный прием наиболее эффективен, когда верхний слой рисунка более темный, чем нижний, например серый или черный.

      • Используйте данный прием, чтобы дополнить окончательный рисунок линиями определенного цвета. Например, если вы нарисовали грушу и нанесли последним слоем темно-зеленый цвет, можно процарапать линии, обнажив более светлый зеленый тон снизу.
      • Экспериментируйте с различными инструментами, например, используйте скрепку или зубочистку, чтобы получить различные варианты линий.
      • Используйте 3–4 слоя пастели, чтобы можно было добиться разнообразных результатов процарапыванием линий.
    3. Вырежьте трафарет, чтобы создать различные варианты оформления контуров изображений. На отдельном листе бумаги нарисуйте контуры определенного изображения, например, цветка. Вырежьте контуры изображения и приложите полученный трафарет к рабочему листу бумаги для пастели. Затем закрасьте выбранным вами цветом участки вдоль внутренних контуров трафарета, чтобы получить четкие внешние линии изображения. В качестве альтернативы к бумаге для пастели можно приложить вырезанный из трафарета участок и закрасить область вокруг его внешних контуров, чтобы получить изображение с размытыми внешними и четкими внутренними контурами.

      • Работая с трафаретом, растушевывайте пастель пальцами в направлении от контуров трафарета, чтобы добиться плавного перехода цвета.
    4. Для удобства предварительно рисуйте контуры предметов карандашом или светлым цветом пастели. Как только освоите базовые приемы смешивания и наслоения тонов пастели, начните рисовать какие-нибудь изображения. Сначала рисуйте что-нибудь простое и предварительно создавайте обобщенный набросок. Попытайтесь нарисовать такие простые объекты, как солнце, дерево или яблоко. Попробуйте выполнять первые наброски простым карандашом. Когда уже освоитесь, перейдите к созданию набросков непосредственно масляной пастелью. Помните, что рисовать набросок пастелью следует с легким нажимом на мелок и пользоваться при этом самым его кончиком, а не широкой боковой частью.

      • Разбивайте сложные объекты на простые формы, такие как круги, квадраты и треугольники.
      • Не пользуйтесь черной пастелью для создания наброска, так как она испортит все цвета, нанесенные сверху на нее.

    Что вам понадобится

    • Масляная пастель
    • Бумага
    • Карандаш
    • Растушевка (необязательно)
    • Щетинная кисть для масляной живописи (необязательно)
    • Регулярно очищайте мелки масляной пастели небольшим количеством детского масла и бумажным полотенцем. Это позволит защитить ваши работы от случайных мазков не того цвета.
    • После растушевывания каждого цвета пальцами мойте руки или держите под рукой влажные салфетки, чтобы очищать руки. Либо попробуйте проводить растушевку пастели не пальцами, а бумагой (в виде покупной бумажной растушевки или самостоятельно скрученной бумаги), чтобы руки оставались чистыми.
    • Проявляйте творческий подход! Не бойтесь нарушать "правила" рисования, чтобы найти себя.
    • Регулярно практикуйтесь, так как рисовать масляной пастелью нелегко!
    • Лучше всего рисовать в тихом месте, где нет отвлекающих факторов и присутствует хорошее освещение.

Среди множества техник и инструментов, которые применяют современные художники, пастель выделяется необычной фактурой и яркостью цвета. Портрет пастелью нарисовать непросто, но увлекшись этим направлением, совершенствуя собственные навыки и прилагая усилия для получения нужного результата, можно добиться желаемого. Тем более что сам по себе процесс приносит удовольствие и увлекает в работу с головой.

Прежде чем начинать рисование пастелью, важно понять особенности этой техники, а также приобрести необходимые материалы для творческого процесса. Для новичков и профессионалов не подходит один и тот же набор инструментов, поэтому и подготовка к творческому процессу будет разной. Только после этого можно начинать разбираться в том, как нарисовать портрет пастелью.

Преимущества рисования пастелью

Многие художники разного уровня профессионализма предпочитают всем другим техникам именно живопись пастелью. Портрет в такой технике смотрится необычно и позволяет передать малейшие особенности настроения художника. Среди других преимуществ пастели можно назвать:

  • простоту процесса - пастель легко ложится, особенно если грамотно подобрать все материалы и инструменты;
  • разнообразие цветов - пастель известна своими мягкими переходами и сочетанием разных оттенков;
  • светостойкость - в отличие от многих других красок она не выгорает на солнце;
  • бархатистость поверхности.

Эти плюсы способствуют той популярности и любви среди художников, которые с удовольствием используют пастель: техника портрета этим инструментом позволяет сделать красивое и необычное изображение человека. Хотя это и не так просто, как хотелось бы начинающим художникам.

Инструменты для рисования новичкам

Рисование пастелью нужно начинать с подготовки материалов и места для будущего творчества. Этот инструмент художника бывает нескольких видов: сухая, масляная и восковая пастель. Сухая, в свою очередь, может быть мягкой и твердой.

Кроме того, потребуются:

  • специальная бумага;
  • кисти;
  • чертежная доска или любая другая ровная поверхность, на которой можно будет закрепить лист для рисования;
  • ластик, которым можно будет аккуратно удалить лишние линии;
  • обычная наждачная бумага, с помощью которой можно будет заточить мелок при необходимости.

Эти инструменты необходимы, чтобы рисовать портреты пастелью для начинающих. Чтобы научиться и постичь премудрости этой техники, такого набора будет достаточно. А в дальнейшем придется расширять свой арсенал материалов и инструментов.

Инструменты для работы профессионалов

Простые и доступные материалы применяются новичками, но по ходу обучения и наработки профессионализма ассортимент их будет расти и расширяться. В дальнейшем можно использовать также:

  • фиксативы - вещества, которые распыляются на лист бумаги перед началом работы, чтобы закрепить будущий рисунок;
  • терпентин или другой разбавитель пастели, который позволит выровнять и обобщить слои красок;
  • маска для работы, чтобы минимизировать попадание меловой пыли в дыхательные пути;
  • холст - используется вместо бумаги.


Тщательная подготовка и выбор всех материалов позволят сделать процесс более комфортным и легким. В процессе работы каждый художник сможет оценить полезность и целесообразность каждого инструмента.

Особенности выбора пастели

Для начинающих художников лучше всего подходит сухая пастель в виде мелков. Она может быть мягкой или твердой, нужно приобрести оба вида и попробовать рисовать тем и другим. Выбирая краски, необходимо изначально понимать, что будет нарисовано, и какая цветовая гамма для этого понадобится.


Приобретая пастель, нужно обращать внимание на качество красок и фирму-производителя. Лучше изначально заплатить чуть дороже, но купить подходящие материалы, которыми будет комфортно рисовать. Постигая тонкости и нюансы рисования пастелью, оттачивая навык, можно будет попробовать рисовать масляной и восковой пастелью. Они отличаются по технике нанесения, но при определенных усилиях не представляют особой сложности.

Какая нужна бумага для пастели

На обычной бумаге рисовать такими красками нельзя, потому что портрет пастелью будет расплываться, пропитывать тонкий лист и смазываться. Поэтому лучше взять специальную бумагу. Для пастели подойдут такие разновидности:

  • бумага с крупнозернистой поверхностью, которая бывает различных цветов;
  • акварельная бумага холодной прессовки;
  • бумага для угольного карандаша - выдерживает пастель, но больше подходит для черновых набросков и кратковременных этюдов;
  • бумага с «наждачным» покрытием - имеет мелкое абразивное покрытие, поэтому отлично удерживает пастель.

Выбор бумаги - важный этап подготовки к рисованию, поскольку от этого будет зависеть не только комфорт процесса, но и конечный результат.

Правила рисования пастелью

Чтобы портрет пастелью получился красивым и достоверным, важно соблюдать некоторые правила его изображения. И даже если с первого раза результат получится не таким, как хотелось бы, по мере приобретения навыка и профессионализма он выйдет реалистичным.


Создавая портрет при помощи пастели, нужно помнить следующие рекомендации:

  1. Для начала важно представить общий образ предстоящего рисунка и выделить основные черты, которые будут отличать этого человека от всех других. В лице каждого человека есть что-то уникальное, не похожее на другие.
  2. Перед началом рисования нужно определить цветовую гамму предстоящего изображения. Какие оттенки преобладают в лице и образе человека, как они сочетаются между собой?
  3. Начиная рисовать, нужно сначала сделать слабые наброски и контур, на которые потом ляжет весь портрет.
  4. Несмотря на то что человеческое лицо, как правило, представляется теплым и требует соответствующих красок, в нем будут присутствовать и холодные оттенки.
  5. Для послойного рисунка лучше выбирать мягкую пастель, тогда слои будут легко ложиться друг на друга.

Правил рисования пастелью гораздо больше, но с этих простых рекомендаций можно начать обучение, а остальные нюансы понять и применить в процессе практики.

Последовательность рисования портрета

Чтобы нарисовать красивый и правдоподобный портрет, нужно соблюсти определенную последовательность нанесения линий и слоев пастели.


К этапам изображения относятся:

  1. Представление общего образа лица, отделение светлых и темных участков.
  2. Слабое нанесение линий, набросок общей концепции рисунка.
  3. Деталировка контура, прорисовка глаз, носа, губ согласно пропорциям человеческого лица.
  4. Нанесение слоев телесной пастели с сочетанием теплых и холодных оттенков.
  5. Наведение основных частей лица, детализация.
  6. Окончательные штрихи, придание лицу естественного выражения, прорисовка мелких элементов.

Рисование портрета - непростой процесс, и с первого раза художнику может показаться, что ошибок и огрехов слишком много. Но усердие и желание научиться рисовать пастелью стоят того результата, который получится в конечном итоге. Важно получать удовольствие от процесса рисования и не отчаиваться после первой неудачной попытки.

Пастель нечто среднее между цветными карандашами и цветными мелками. Состоит она из цветных пигментов с мелом и связующими элементами. Техника рисования пастелью зародилась из рисунка мягкими материалами, типа угольных карандашей, угля, сепии. Пастельные карандаши имеют множество оттенков, в большей степени они нежные, словно молочные, придающие особое изящество рисункам.

Если Вы хотите научиться технике рисования пастелью, стоит знать, что такая техника больше подходит для рисунков, где атмосфера, цветовое настроение, фон играют основную роль, так как рисовать пастелью мелкие детали неудобно, эти карандаши и не предназначены для прорисовки деталей.

Рисование пастелью: подготовка

Прежде чем рассказать, как рисовать пастелью (для начинающий особенно важно), мы рассмотрим, что вообще необходимо для рисования, ведь пастель - не самый обычный материал.

Выбор пастели

Можно выделить три типа пастели: сухая, восковая, масляная.

Сухая в свою очередь делится на твердую и мягкую.

У каждого вида пастели свои особенности, свои возможности работы с рисунком. Выбирайте на свое усмотрение. Мы же будем говорить, как рисовать сухой пастелью (ниже).

Бумага для рисования пастелью

Да, это должна быть специальная бумага с фактурной поверхностью, ведь необходимо, чтобы пигмент удерживался. Чаще всего пастелью рисуют на цветной бумаги, она позволяет передать насыщенность цветов в полной мере. Выбор цвета индивидуален, зависит от характера рисунка.

Типы бумаги для пастели:

  1. наждачная бумага (обычно большого формата; для художественных целей);
  2. бархатная бумага;
  3. пастельная доска (из крохотных частиц пробки).

Другое

Кроме того могут пригодиться: лезвие, щетинистые кисти, тряпочки, ластик, ватный диск - для коррекции рисунка; лак для волос или специальное средство для фиксации.

Как рисовать сухой пастелью

  1. Предварительный рисунок наносится мелком пастели, чуть-чуть отличным от тона бумаги. Линии тонкие, наносятся легонечко, чтобы только видеть контуры. Используйте материалы для корректировки (см. выше), если необходимо. Не используйте графитный карандаш, так как рисовать пастелью сверху будет плохо.
  2. Далее фон. Основные тона наносим, расположив мелок плашмя. Если длина мелка большая, не бойтесь, отломите нужный размер (удобно, 2-3 см). Если бумага цветная, наносите основные тона, только там, где необходимо. На белой бумаге не должно быть пробелов (используйте белый мелок , где необходимо).
  3. Наметьте основные предметы, переходите к уточнению рисунка. Используйте линии, точки, штрихи. Хорошо делать пастелью тени и переход цветов. Используйте растушевку (тряпочку, вату, кисть или собственный палец) и растирайте нужные места рисунка. В пастели можно накладывать цвета друг на друга, экспериментируйте.
  4. Что еще надо знать о том, как рисовать пастелью. Для начинающих часто бывает сложно соблюсти тональность. Определитесь заранее, что в рисунке будет самым светлым, что чуть темнее, а что самое темное. Помните - у каждого предмета свой тон.
  5. Некоторый недостаток сухой пастели в том, что сложно передать насыщенность теней. Но это можно доработать добавлением цвета. Рисуйте тень серым или черным мелком, а поверх введите цвет (того предмета или области, где тень). Растушуйте.
  6. Просмотрите рисунок со стороны. Выделите главные детали более четкими линиями, растушуйте второстепенные или слишком контрастные области.
  7. Закрепление рисуна. Используйте наждачную или бархатную бумагу, это дольше сохранит рисунок. Можно использовать специальные аэрозоли для закрепления пастели. Лак для волос тоже подойдет, но помните, что рисунок потемнеет. Также можно поместить рисунок под стекло.

Масляная пастель

И пару слов о том, как рисовать масляной пастелью.

  1. Использовать лучше светлую бумагу.
  2. В качестве растушевки применяется разбавитель для масляных красок (например, пинен).
  3. Предварительный рисунок наносится масляным мелком или угольком. При этом уголек смахивается перед нанесением пастели, чтобы остались едва заметные штрихи.
  4. Нанеся рисунок штриховкой, плашмя, переходим к работе с кистью. Смоченной в разбавителе кистью, словно размываем рисунок.
  5. Прорисовываем детали, уточняем формы, фактуру. Завершаем рисунок.

Масляная пастель очень отличается от сухой. По сути это знакомые многим восковые мелки - связующим веществом для пигмента выступает льняное масло. Люди, не знающие про пастель вообще часто и приходят в магазин и покупают именно масляную пастель, из-за ее ярких цветов и красивых мелков.
Я сама купила себе коробку для экспериментов. Выяснилось что есть куча способов использовать эти красивые разноцветные мелки. У меня пастель Mungyo 36 цветов, отличные оттенки от кислотных до натуральных. Вот как выглядят. Для проб подходит хорошо, если хочется что-то еще получше, можно посмотреть Van Gogh и Sennelier.

Рисование на обычной пастельной бумаге
Лучше брать бумагу светлых тонов, потому что скорее всего она будет просвечивать через штрихи и придавать оттенок всему рисунку. Я взяла темно серый лист и пожалела, потому что темные оттенки теряются, да и светлых почти не видно. Масляную пастель сложно растереть пальцем, мелки смешиваются прямо на бумаге, давая плавный переход цвета. Кое-где можно процарапать острым отдельные штрихи. Если после рисования остаются катышки, я просто потом их аккуратно смахиваю.


Рисование на наждачной бумаге
Райский рай, потому что цвета становятся насыщенными и получается фейерверк оттенков. Шершавая основа хорошо держит пигмент и иногда получается даже светлыми мелками сделать акценты, хотя лучше соблюдать последовательность от светлого к темному. Предполагается что рисунок закрывает всю поверхность листа. При выборе наждачки (продается листами А4 в строительных магазинах) смотрите на номер. Чем он меньше, тем лучше. От 800 подходит лучше для сухой пастели, по ней удобнее растирать, не стирая пальцы. Я рисовала на 280 и мне понравилось, в принципе до 400 можно спокойно брать.


Рисование с растворителем
Некоторые превращают масляную пастель в живописный материал используя растворитель. В основном подходят терпентин, пинен и уайт спирит. По написанному проводят кистью с растворителем благодаря чему пастель становится жидкой похожей на краску. В итоге получаем своеобразный подмалёвок, похожий на тёмную живопись акварелью. В тенях стараемся, чтобы тон соответствовал конечному результату, а в светах и полутонах лучше, если подмалёвок будет чуть темнее. В дальнейшем подмалёвок в тенях останется, и тени получатся прозрачными. Размывать можно кистью, пальцем, обмотанным тряпочкой. Можно обмакивать сам мелок в растворитель и проводить им по бумаге. Еще в качестве основы можно использовать холст.
Сама я еще эту технику не попробовала, поэтому покажу пример из интернета, как может выглядеть размытая растворителем пастель.


Сграфитто
Волшебная техника, похожая на гравюру. Сначала светлым тоном покрывается вся поверхность листа, потом заштриховывается черным мелком и потом острым инструментом процарапывается рисунок. На контрасте светлого и темного получается изображение. Мне нравится тем, что похожа на линогравюру и позволяет делать очень тонкие линии. Опять же показать свои работы не могу, потому что рисовала таким способом давно, еще в художке. Поэтому пример из интернета, что в итоге может получиться


Энкаустика
Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.
Сегодня картины в технике энкаустике рисуют с помощью утюга. Вот видео, на котором понятен процесс работы. Таким способом можно рисовать даже высокодетализованные работы.

Напоследок несколько особенностей масляной пастели.
Со временем масло впитывается в основу и рисунок становится чуть темнее. Если в основе рисунка была белая бумага, на ней могут появиться желтоватые разводы от масла, поэтому лучше использовать цветную или покрывать всю поверхность рисунка. Еще бывают случаи, когда со временем масло выступает капельками по картинке, нужно просто аккуратно снять их растворителем.
Масляная пастель, в отличие от сухой, не требует закрепления. Иногда масляную пастель покрывают лаком, но я считаю это излишним. Хранить в папке пастель следует аккуратно, чтобы она ни к чему не прилипла. Лучше всего рисунок держать под стеклом. Стекло не должно касаться работы.

В целом же масляная пастель мне кажется очень ярким и живым материалом. Она подходит для «небрежных», обобщенных по стилю, живописных работ. Для тех, кто любит ковыряться с деталями и плавными полутонами скорее всего масляная пастель не подойдет.

Да, доделала!! И теперь могу представить этот курс вашему вниманию! Ура:) Итак, обо всем попорядку!

Итак, это обучающий курс рисования пастелью, который состоит из 10 уроков, каждый из которых имеет формат PDF, то есть фактичеки состоит из текста и фотографий, которых будет очень много! Более того, в каждом уроке мы будем рисовать поэтапно, что упрощает задачу в целом!

Темы я выстроила так, что они идут таким образом, что в последующих уроках используются знания из предыдущих.

Курс рассчитан на то, чтобы научить вас основным правилам передачи убедительного рисунка, а также набить и натренировать руку, научиться видеть больше цветов и просто получить вдохновение и удовольствие от самого процесса рисования, в связи с чем я постаралась сделать его очень ярким и жизнерадостным, что кстати, в середине осени совсем не лишне!

Весь курс содержит более 400 фотографий!

Курс рассчитан на ваше самостоятельное обучение. Цена курса 3500р. Оплатить его можно здесь

После оплаты вы получите ссылку для скачивания, его нужно будет скачать и распаковать: поставьте курсор на пришедший файл (zip-архив), нажмите на правую кнопку мыши и в появившемся окне нажмите на "Извлечь в Курс рисования пастелью, 10 уроков".

Более подробная инструкция по оплате находится здесь.

По всем вопросам пишите на почту

Да, материалы для рисования лучше подготовить заранее. Чтобы не перегрузить этот пост, про материалы, которые вам понадобятся для рисования, я написала отдельный пост

В конце курса у вас будет не только больше опыта в рисовании, но и 10 пастельных рисунков, которыми можно украсить свой дом и дарить близким.


Немного о структуре каждого урока. В зависимости от темы урока вначале будет немного теории, а потом основная часть - рисование какого-либо сюжета с подробными фото этапов рисования, моими объяснениями, что, как и для чего мы рисуем. Во всех уроках я особое внимание уделила подбору цветов, чтобы вам было проще разобраться с цветами, в уроках много цветовых линеечек, по которым просто подбирать мелки. В некоторых уроках есть схемки и наброски:) К каждому уроку прилагается дополнительный пример, который вам не обязательно рисовать (если очень хочется, то конечно можно:), этот пример тоже достаточно подробный и тоже содержит много фото этапов рисования. Он нужен для того, чтобы лучше усвоить тему:)

А вот сами темы:

1).Общие вопросы рисования пастелью. Рисуем рыб.

Это один из самых простых уроков, что логично, так как он первый:)

Он будет касаться основных вопросов, возникающих при рисовании пастелью: как наносить и как растушевывать. А также мы с вами начнем изучать основные принципы рисования и для того, чтобы "разрисоваться", нарисуем несложную картинку с рыбками.


2 ).Учимся передавать объем. Рисуем пастелью ягоду шиповника.

Этот урок сложный, с большим количеством информации! Но не бойтесь:) Во-первых, в уроке много объяснений и фото этапов, так что все будем делать постепенно. А,во-вторых, рисование детальных и достаточно сложных рисунков дает вам сразу много опыта, даже если будет казаться, что ничего не получается. Вобщем, ничего не боимся, а садимся и рисуем!:) Да, и еще - здесь потребуется ваша внимательность, хотя она везде нужна:)

На этом уроке мы будем учиться рисовать объемный предмет, который является частью сложного фона. Фактически урок содержит три рисунка, но из них вам нужно будет нарисовать ягоду шиповника:




3).Рисуем пастелью цветущий шиповник.

Основная цель этого урока - научиться передавать объем неровных плоскостей (лепестки). Научимся использовать красивую серо-розово-зеленую гамму цветов, а также применим знания их урока №2.




4).Рисуем пастелью пейзаж .

Этот урок посвящен очень приятной теме - пейзажу. Будем рассматривать основные правила его построения и нанесения цвета, а также научимся составлять из нескольких фотографий свой собственный, "выгодный" пейзаж. А также будем учиться быстро рисовать большое количество однотипных деталей (например, таких, как елочки на горных склонах), передавать их общимим линиями и пятнами.


5).Рисуем пастелью гроздь ягод.

На этом уроке будем рисовать сочную гроздь ягод. Цель этого урока - показать вам, как рисовать несколько однотипных объемных предметов, а также как нарисовать пастелью сложный пестрый фон. Ну и знания по объему предмета из урока №2 снова пригодятся.


6).Рисуем пастелью натюрморт.

Натюрморт будет с кастрюлей, помидорами и перцами. Мы затронем основные вопросы построения натюрморта, разберемся с линией горизонта и поэтапно нарисуем глянцевую блестящую кастрюлю с овощами и красивым фоном.

Этот рисунок вы сможете повесить у себя на кухне, так как он очень кухонный.


7).Зарисовка цветов на крафт-бумаге.

Этот урок я считаю несложным. Но очень важно его прорисовать как задумано, а задумано очень быстрое рисование на крафт-бумаге большого формата - а2. Крафт-бумагу можно заменить пастельной, но формат должен быть большим. Этот урок рассчитан на отработку скорости вашего рисования и отработку четких и уверенных штрихов. Я знаю, что многим этого не хватает:) Рисовать будем незабудки в траве.




8).Рисуем пастелью фламинго в воде.

На этом уроке я буду показывать, как нарисовать рябь на воде, какие цвета использовать. Но основная часть урока посвящена фламинго. Многие воспринимают цвета и предметы упрощенно. Например, на первый взгляд, фламинго - бело-розовый. Но если мы будем рисовать его только белым и розовым, он получится плоским. На этом уроке будем учиться рисовать объем сложных фигур и искать их истинные цвета.




9).Рисуем пастелью корову.

Здесь снова будем решать вопросы объема, складок, цветов, перспективы.

На черно-белом наброске определим тональность. Пастельная бумага оранжевого цвета отлично подойдет для этого сюжета.


В этом посте показываю кусочек коровы - это еще не до конца закрашенный нос:)


10).Рисуем пастелью ночной городской пейзаж с отражениями.

Это один из самых сложных уроков хотя бы потому, что он содержит большое количество мелких деталей. Поэтому на этом примере хорошо учиться абстрагироваться от деталей и видеть главное, объединять детали в общие области . Будем учиться делать правильное построение предметов, а также работать с тонами. Отдельная приятная тема - тема отражений в воде. Вот набросок картинки, которую мы будем рисовать.

Тональность рисунка будет вот такая:




На этом все. Кому что непонятно, пишите, спрашивайте!

Рассмотрим наглядный пример техники рисунка пастелью с фотографии. Используем для этого фото Таосских гор ранним вечером из Эль Прадо, предместья северной части Таоса, Нью Мехико.

Создавая эту пастель, я работал прямо на белой зернистой бумаге. Я прорисовывал угольным карандашом основные очертания свободно, но точно, создавая наиболее важные формы, основные линии и взаимоотношения света и тени.


Как всегда, в самом начале работы я определил центр композиции и далее действовал так, чтобы каждый элемент картины поддерживал его. Например, с того момента, как белая глинобитная постройка была определена как центр композиции, я стал прорисовывать ее на темном фоне, и на фоне яркого массива деревьев, тем самым я усилил контраст и объединил два противоположных начала пейзажа. Этот этап работы занял примерно 30 мин.
Когда я рисую или преподаю, то придаю большое значение систематизации процесса работы над картиной. Я считаю, что в первую очередь должен быть правильно определен порядок очередности этапов работы над картиной. Следуя этим правилам, я могу быть уверен в успехе картины в самом начале работы и действительно достичь остроты восприятия к концу написания картины. В своей художественной мастерской я помогаю студентам преодолеть обескураженность и разочарование на начальных этапах написания картины, обучая их как планировать и как последовательно делать шаг за шагом в процессе написания картины. Я подхожу к каждому ученику индивидуально, в соответствии с уровнем его художественного мастерства. Начинающие и молодые неопытные художники могут избежать многих неудач, если будут строить свою работу поэтапно.
Когда я пишу пастелью или маслом, то обычно я работаю на поверхности, которая имеет ровно 50% нейтрального серого цвета.
Итак, я быстро покрываю поверхность рисунка красками, близкими по тону к конечному цветовому решению картины, но все же несколько более темными. С точки зрения рисунка, композиции и цветового решения – это законченная пастель, но она еще грубоватая, резкая, несколько неприятная для глаза.


Затем поверх работы проходим кисточкой, смоченной растворителем (без запаха скипидара). Интересно, что для многих именно эта часть работы наиболее приятна, а результат доставляет удовольствие. Начиная размывать пастель с более светлых тонов, используя широкие свободные мазки, я создаю верную по тону рабочую поверхность, достаточно нейтральную, с вполне сложившимися образами.


Нужно отметить, что в зависимости от сюжета картины и от впечатления, которое хочет произвести художник на зрителя, некоторые из картин на данном этапе работы могут быть выставлены как готовые произведения. Описанный способ дает возможность использовать одну из особенностей и преимуществ пастели – удивительное многообразие используемых в ней техник. На этой стадии живопись имеет вид и производит впечатление акварели, но это не должно смущатьхудожника, потому что на следующем этапе работы непрозрачная пастель покроет все наилучшим образом. Мы оставим незаписанным «промытый» живописный слойтолько в тех местах картины, где требуется эффект «прозрачности». Этот этап занимает приблизительно 20 или 30 мин.
С завершением этого этапа происходит удивительная вещь: отступя назад от картины на несколько шагов, я могу получить представление о том, как будет выглядеть готовая картина. В дальнейшей работе я должен буду строго следовать уже имеющемуся на этой стадии рисунку, хотя я еще буду накладывать дополнительные слои пастели. По завершении этого слоя «подживописи» также имеется уже устоявшееся полное цветовое решение и соотношение света и тени в работе.
Теперь я могу обратиться к центру композиции и довести его до действительного завершения. Это очень важно. Центр композиции должен работать. Если центр композиции неудачен, то независимо от того, насколько хорошо выполнены остальные ее части, картина не будет иметь успех. Работая в концентрических кругах вокруг центра композиции и при этом все дальше удаляясь от него, я довожу картину до полного завершения.


Несмотря на то, что, когда я работаю, то двигаюсь взад и вперед по всей поверхности, я все время слежу, чтобы поверхность закрашивалась равномерно, без больших скачков. Край картины, дающий определенный образ, должен быть связан по цвету и сочетанию света и тени стой частью, которая уже создана правильно. Это помогает сохранять свето – теневые и цветовые соотношения согласованными. Это можно сравнить со строительством моста, которое начинается на одной стороне реки и продолжается шаг за шагом (поперек) к другой стороне. Этот мост с большей долей вероятности будет прочно держаться, чем если бы он был построен, начиная с обеих сторон реки и строился бы до встречи строителей предположительно посередине. Завершающая стадия этой картины занимает около 1,5 час.

Вы слышали о волшебной технике рисования пастелью? Для начинающих и опытных художников - это настоящее удовольствие. Не нужно тратить годы на обучение. Всего за несколько уроков можно освоить поэтапно рисование масляной пастелью для начинающих. Простейшие приемы помогут создавать пейзажи, натюрморты и портреты. Предлагаем несколько секретов, которые значительно ускорят обучение начинающих рисованию пастелью. Ведь это не только просто, но и необычайно интересно.

Нюансы рисования пастелью для начинающих (сухой, масляной, восковой)

Часто начинающий художник долго не может определить, какую основу использовать для работы, масло или акварель? Есть еще одна категория художественных материалов, относящуюся к "мягким". Это простая и приятная в работе пастель. Представлена она в виде обыкновенных мелков. Во время работы происходит очень тесный контакт рук с бумагой.

Рисование сухой пастелью для начинающих поэтапно мы рассмотрим чуть позже. Но вы должны понимать, что нужного оттенка и фактуры можно добиться путем штрихов и растушевки. Это позволяет художнику почувствовать свою работу. В технике рисования пастелью есть волшебное свойство превращения простоты и примитивности в достойный рисунок.

Мягкие пастельные палочки нуждаются в шероховатом ворсистом основании. Оно удерживает порошок краски. Ранее художники использовали даже замшу для рисования. Сегодня выпускается специальная бумага в виде шероховатого картона или наклеенного на картон холста. Пастелью можно не только рисовать, но и писать. Некоторые художники основание готовят самостоятельно. Передача формы производится линиями, штрихами, контурами. Позже производится подкраска различными тонами.

Пастель - это спрессованная краска с мелом. Она имеет большую цветовую плотность и дает возможность делать бархатистые штрихи, мягкие и рыхлые края. Работа с пастелью - это что-то среднее между живописью и рисунком.

Чем же привлекательны пастельные палочки? Они делают живопись благородной, чистой и свежей. Художники создают с их помощью мир, завораживающий непосредственностью творчества. Часто растушевку производят кончиками пальцев. Это еще больше сближает художника с его картиной.

Для пастельных картин необходимо хорошее освещение. Оно служит отличной базой для проявления всех оттенков, игры многослойности. Лучше всего их рассматривать при дневном освещении, падающем по касательной.

Из истории материала

Еще в 15-м веке люди использовали пастель. Теоретические труды Леонардо да Винчи содержат упоминания об этом материале. Слово "пастель" сначала распространилось во Франции. У него латинские корни, со значением "паста".

Темный пигмент перетирается с мелом и получается более светлый оттенок. Вы, наверное, слышали слово "пастельный". Гамма этих тонов может варьироваться от полупрозрачных до предельно насыщенных. Пастельным оттенком называется тот, который получен путем разбавления какого-то тона белым цветом. Он хорошо сочетается с родственными соседними тонами в цветовой палитре. Пастель довольно естественна и нейтральна.

Многие художники эпохи Возрождения использовали именно этот материал. В искусстве нового времени пастелью предпочитали такие мастера, как Джон Рассел, Морис де Ла Тур, Энгр, Жан Этьен Лиотар. Классический портретный жанр не обошелся без использования пастели. Ее применяли в чистом виде, а также комбинировали с гуашью. Знаменитый Джеймс Уистлер применял эту технику в атмосферных пейзажах. Многие художники 19 - 20-го веков применяли пастель. Она была популярна у художников-импрессионистов из группы "Наби". С пастелью работал Альфред Сислей, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Эдгар Дега, Эдуард Мане.

В одном из переулков Парижа до сих пор работает магазинчик La Maison du Pastel, где продаются мелки, которыми в свое время пользовался Дега. Ими он писал свою знаменитую серию с балеринами. Использовал их в своих работах и Сислей.

Технология производства принадлежит Анри Рошу. Его дело продолжили наследники. Пастель до сих пор изготавливается вручную, даже старинные инструменты сохранились. Полная цветовая гамма включает 567 цветов. Один такой мелок стоит 12 - 17 евро.

Четыре вида пастели для рисования

Современные специалисты разработали четыре вида мелков:

  1. Сухие. Их чаще всего используют новички, они легко растушевываются, стираются ластиком, перекрываются другим тоном.
  2. Масляные. Для рисования нужны определенные навыки. Они сложно выводятся, штрихи не подлежат исправлению.
  3. Восковые. Они не растушевываются. Ложатся очень красиво, в виде глянцевого слоя. Эти мелки хороши в работе, годятся для рисования на вощеной бумаге.
  4. Акварельные.

В одном рисунке используется только один вид пастели. Рисование пастелью для начинающих подразумевает применение сухих мелков.

Бережное обращение с работами из пастели

Нежная и хрупкая пастель нуждается в бережном обращении. Оберегать нужно не только работы, но и сами мелки. Быстрые наброски и этюды лучше делать сухими мелками. Также они дают возможность довести работу до фотографического вида. Часто пастель используется для рисования с натуры. Ее применяют любители экспрессии, сторонники кропотливого вырисовывания деталей.

Пастелью удобно рисовать на природе. Многие берут ее на прогулку в парк или в путешествие. Она годится для передачи игры света, передачи фактуры облаков и ритма волн. Этот материал позволяет делать все просто и быстро.

Единственным недостатком пастельных карандашей является соблюдение определенных условий их хранения:

  1. Обязательно пользуйтесь фиксатором в конце работы, чтобы рисунок не осыпался.
  2. Картины с пастелью помещайте под пластик или стекло, берегите от попадания прямых солнечных лучей.
  3. Заведите папку для хранения картин. Каждый рисунок в ней перекладывайте листами кальки. Можете приобрести специальный альбом для пастели.

Работать с пастелью художнику нужно очень аккуратно, иначе исчезнут все ее достоинства. Эти мелки требуют точности, особого чутья цвета. Лучшая пастельная работа - это много красочных слоев, чистых, но слегка просвечивающих. Она притягивает своей бархатистостью и глубиной.

Приобретите планшет или мольберт

Для работы с пастельными палочками нужно вертикальное расположение бумаги или под небольшим наклоном. Так легче оценивается общая картина и легче переносятся линии натюрмортов или портретов на бумагу. Для удобства приобретите мольберт или планшет. Эти приспособления можно опирать о спинку стула или стол.

Правильное использование мелков

Качественные пастельные палочки - не дешевый материал. Рациональное использование одного набора позволит пользоваться ими долго. Если вы начинающий художник, для начала приобретите 10 - 15 основных оттенков. Выбирая мелки в магазине, попросите испробовать их. Качественные палочки создают бархатистый слой, без крошек. Пастель должна хорошо растушевываться.

Специальная рифленая бумага

Кроме пастельных карандашей, купите тонированную рифленую бумагу. На ней максимально проявляются все возможности прессованных палочек. В продаже есть готовые альбомы для таких карандашей с листами разных оттенков. Чаще всего предлагают серые, светло-коричневые, терракотовые листы. Они перекладываются специальной калькой. Иногда цвет бумаги может совпадать с одним из изображаемых оттенков объекта.

Растушевка работ

Растягивать рисунок можно при помощи плоских кисточек или кусочков губки. Начальный этап работы предполагает растушевку кончиками пальцев. Так вы лучше почувствуете материал. Растушевкой вы сможете добиться мягких и перистых эффектов.

В продаже предлагаются бумажные растушевки. Они бывают разных размеров и сделаны из мягкой намотанной бумаги. Также вы можете пользоваться микропористыми губками-аппликаторами. Они бывают разных форм. Для растушевки также подходят мягкие кисточки из натуральных волос пони. Некоторые пользуются ватными палочками, дисками, спонжиками для макияжа. Также важно приобрести ластик для пастели.

Вскрытие лаком

Требуют обязательного вскрытия специальным лаком. Делайте это с помощью пульверизатора. Вполне возможен вариант закрепления лаком для волос. Распыляйте средство на расстоянии 30 см от рисунка. В художественных магазинах продаются специальные баллончики для закрепления.

Поэтапная работа для начинающих

Иногда пастельные работы относят к графике, но они могут быть и живописью. Перед тем, как вы выполнять рисунок пастелью, научитесь определять оттенки. Здесь очень важно плавно переходить от одного тона к другому, а также видеть тени.

Начинающему художнику лучше взять сухую пастель. Работу начинайте с предварительного рисунка. Делайте это светлым мелком, совсем чуть-чуть темнее бумаги. Его потом можно легко смести тряпочкой. Известный художник Левитан использовал для этого уголек. Только не используйте графитные карандаши, они не подходят.

После предварительного рисунка приступайте к нанесению пастелью основного тона. Это удобнее делать небольшим кусочком мелка, отломив его от основного карандаша. Затем начинайте прорабатывать объем предметов. Делайте это штрихами, точками, линиями, мазками. После этого проведите растушевку.

В конце используйте специальный лак-спрей для закрепления рисунка.

Книга Маргарет Эванс "Техника рисования пастелью для начинающих"

Поэтапно разобраться в секретах использования пастельных карандашей полезно не только новичкам, но и опытным художникам. Работа Маргарет Эванс поможет многим освоить этот вид материала. Ведь кто-то считает пастель легкомысленными, разноцветными мелками.

Маргарет Эванс является не только художницей, но и преподавателем живописи в Дании. В своей книге она раскрывает все тонкости работы с пастельными палочками. Работа с этим материалом непростая, зато очень увлекательная. Автор подробно характеризует все виды пастели, объясняет для чего они нужны, как ими пользоваться. Из книги можно узнать, как правильно накладывать цветовые слои. В помощь начинающим художникам даны различные пояснения, пошаговые инструкции с фото для работы. Маргарет предлагает несколько мастер-классов по изображению пейзажей. На них нарисованы различные уголки земного шара. Книга состоит из следующих разделов:

  • Выбор цвета.
  • Тонкости композиции и перспективы.
  • Рисунки с натуры.
  • Беглые зарисовки и использование фото.
  • Изображение растений в горшках.
  • Рисуем сад.
  • Изображение букетов.

Опора в книге Эванс делается на прорисовку пастелью различных цветов и букетов.

Особенности работы с масляными пастельными карандашами

Масляные мелки отличаются от сухих. Они чем-то напоминают восковые палочки, ведь в их состав входит льняное масло. Начинающим художникам советуют использовать сухую пастель. Но если вы приобрели масляную, то полезно узнать некоторые моменты ее поэтапного использования.

Масляная пастель имеет более яркий окрас, поэтому многим хочется купить именно ее. Для рисования масляными мелками подойдет не только специальная бумага, но и наждачная, дерево, металл, стекло, оргалит, холщовая ткань.

Можно выделить четыре основных этапа в работе с масляной пастелью:

  1. Сначала делается подмалевка, выделяется свободная зона и зона локальных тонов.
  2. Для создания глубины и яркости наносятся многоуровневые слои.
  3. Медленно добавляются итоговые мазки.
  4. Очищаются края фона, изображаемых предметов, заднего плана.

Масляная пастель не осыпается, а со временем затвердевает.