Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком, страдающим дизартрией. Перспективный план работы детей с дизартрией Перспективное планирование коррекционных логопедических занятий при дизартрии

Индивидуальное перспективное планирование

коррекционно-развивающей работы по устранению

ОНР - III уровня у ребёнка с дизартрией

учащегося 1 класса

I Закрепить диафрагмальный тип дыхания в статических и динамических упражнениях.

    развиваем силу и длительность выдоха, через специальные дыхательные упражнения:

1. Вдох и выдох через нос. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

    развитие силы и способности к модуляции, через специальные голосовые упражнения:

1. Петь на выдохе серию гласных А, О, У, И, Э, Ы (начиная с двух звуков, постепенно прибавляя по одному). Счёт на выдохе до 10, в три приёма. Проговаривание дней недели на выдохе, за два приёма.

II Развитие мелкой моторики руки:

Закреплять навык раскрашивания карандашом;

Пальчиковая гимнастика;

Рисование узоров, фигур по клеточкам, штриховка.

III Развитие артикуляционной моторики:

Для губ: 1.Вытянуть сомкнутые губы вперёд, удерживая под счёт до семи;

    слегка приоткрыть губы (как при звуке У), тянуть вперёд под счёт до семи.

2.Улыбочка, оскал.

3.Вытянуть сомкнутые губы вперёд, производить движения: вверх - вперёд - вниз - вперёд; вправо - вперёд - влево - вперёд.

Для языка. Шипящие и звуки [р] и [л].

Вырабатывать длительную воздушную струю направленную посередине языка через упражнения: "Фокус", "Загнать мяч в ворота";

Тренировать умение переключаться с одного движения на другое, чередуя упражнения: "Заборчик", "Трубочка";

    закрепить умение удерживать язык за верхними зубами с помощью упражнений: «Вкусное варенье», «Беззвучно пощёлкать кончиком языка»;

    укреплять мышцы языка, вырабатывая подъём языка при помощи упражнений «Чьи зубы чище», «Достать языком нос», «Лошадка», «Гармошка», «Барабан».

Для щёк; надуть обе щеки; втянуть обе щеки; имитировать полоскание рта водой.

IVРазвитие навыков фонематического анализа и синтеза:

а) формирование навыка простого анализа и синтеза:

Определение наличия звука в слове;

Анализ и синтез слогов, слов.

б) формирование навыка сложных форм фонематического анализа и синтеза:

Выделение последнего звука в слове;

Определение последовательности звуков в слове и их количество.

V Формирование правильного произношения:

Постановка звуков: [ш], [ж],[л],[р][р"],- по подражанию или механическим способом;

Автоматизация звуков: изолированно, в слогах, словах, предложениях, в чистоговорках и потешках;

Дифференциация звуков от всех оппозиционных.

VI Развитие лексико - грамматического строя:

1. Работа с существительными.

Накопление словаря по темам; «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Обувь», «Транспорт»;

Упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имён существительных во множественном числе;

Подбор антонимов;

Согласование существительных с числительными.

2. Работа с глаголами.

Пополнение глагольного словаря (подбор глаголов к существительным, существительных к данному глаголу)

3. Работа с прилагательными.

Учить подбирать признак к предмету, предмет к признаку;

Образование притяжательных прилагательных.

VII Фразовая речь:

Дополнение предложений по картинке (по сюжетной, по предметной, по схеме с вопросом);

Составление предложения по картинке, схеме, по вопросу;

Обучение составлению сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.

VIII Развитие связной речи:

Составление рассказа по сюжетной картинке и по серии картин;

Составление описательного рассказа по схеме;

Заучивание чистоговорок, небольших стихотворений.

IX Развитие психических процессов:

Зрительное восприятие

Подбор геометрических фигур по форме и цвету;

Узнавание контурных, зашумлённых предметов.

Слуховое восприятие

Различение ритмических последовательностей

Временное восприятие

Перечислить дни недели;

Перечислить месяца времена года;

Словесно - логическое мышление

Классификация предметов; исключение предметов;

Установление последовательности событий (серии сюжетных картинок).


Перспективный план коррекционной работы на 2014-2015 учебный год по преодолению стертой формы дизартрии.
№ п/п Направления
коррекционнойработыСодержание Сроки
1. Развитие общей моторики. - упражнения на повышение уровня активации
- упражнения на регуляцию мышечного тонуса
- упражнение на развитие ощущения границ своего тела и его положения в пространстве
-упражнения на развитие пространственных представлений В течение года
2. Развитие мелкой моторики - работа с использованием Су-Джока- работа с карандашом
-совершенствование кинестетической и кинетической основы движения.
-развитие конструктивного праксисаВ течение года
3. Разработка движений органов артикуляторного аппарата - подготовка
артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения с помощью специальных методов. В течение года
4. Развитие правильного дыхания. - увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
- нормализация ритма дыхания
-работа по дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха В течение года
5. Развитие голоса. - развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции
- развитие силы, тембра и высоты голоса В течение года
6. Развитие фонематического слуха. -обучение опознанию, различению, выделению смешиваемых звков. В течение года
7. Постановка нарушенных звуков. - формирование правильной артикуляции нарушенных звуков (шипящих, свистящих)
- совершенствовать фонематические представления
- повторение слоговых рядов
- совершенствование навыков воспроизведения слов различной слоговой структурой В течение года
8. Автоматизация, дифференциация и введение формируемых звуков в речь. - автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
- дифференциация поставленных звуков
- формирование умений осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков и звуков, включившихся в коррекционный процесс
- введение формируемого звука в речь, путем заучивания чистоговорок, загадок, скороговорок, стихотворений. В течение года
9. Развитие экспрессивной речи - расширение объёма словаря экспрессивной речи
- расширение словарного запаса за счёт введения в речь слов, обозначающих части предметов, обобщения
- уточнение значения слов, обозначающих части предмета, названия признаков, действий. В течении года
10. Развитие импрессивной речи - расширение пассивного словаря
- понимание вопросов по сюжетной картинке
- дифференциация глаголов по числам, родам, времени
- формирование понимания значения приставок, их различия
- развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации сложных предлогов (из - за, из -под) В течение года
11. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации. - развитие способности создавать целое из частей
- развитие способности устанавливать сходство и различие предметов на основе зрительного анализа
- формирование операций обобщения, классификации В течении года


Приложенные файлы

Виктория Сергеевна Полякова
Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком, страдающим дизартрией

1. Обследование речи ребёнка .

1. Сбор общего анамнеза.

2. Исследование импрессивной речи.

3. Исследование слухового внимания.

4. Исследование зрительного восприятия.

5. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса .

6. Исследование артикуляторной моторики.

7. Общее звучание речи.

8. Исследование произношения звуков.

9. Исследование фонематического слуха.

10. Звуковой анализ.

11. Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова.

12. Исследование грамматического строя речи.

13. Исследование словаря.

14. Исследование связной речи.

2. Подготовительный период.

Цели : подготовка артикуляторного аппарата к формированию артикуляторных укладов, коррекция дыхания и голоса, развитие сенсорных функций.

1. Медицинское воздействие (медикаментозное лечение; оздоровительная работа ; физиотерапия; дифференцированный массаж; лечебная физкультура; логопедическая ритмика; психотерапия).

2. Нормализация мышечного тонуса лица (массаж лица, дифференцированный артикуляторный массаж.

3. Развитие артикуляторной моторики :

а) упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений (упражнения по определению положения губ; упражнения по определению положения кончика языка; упражнения по различению узкого и широкого кончика языка);

б) упражнения по развитию статики артикуляторных движений;

в) упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения последовательно организованных движений;

г) упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения одновременно организованных движений.

4. Коррекция и развитие речевого дыхания (формирование правильного типа дыхания; дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм, добиться быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха; тренировка носового выдоха, развитие преимущественно ротового вдоха).

5. Развитие мелкой моторики.

Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение :

а) упражнения по развитию кинестетической основы движений рук;

б) упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений;

в) упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.

Различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Упражнения на активизацию движений мягкого нёба, упражнения в чередовании расслабления и напряжения мышц нёбной занавески. Упражнения на движение челюсти. Выработка произвольного контроля над объёмом и темпом выполнения движений. Упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса.

7. Развитие сенсорных функций.

а) развитие дифференцированного слухового восприятия;

б) развитие всех фонематических процессов :

Упражнения по формированию восприятия устной речи на фонетическом уровне;

Упражнения по формированию восприятия устной речи на фонологическом уровне (уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слога; выделение звука на фоне слова; вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука; определение последовательности и количества звуков в слове; определение места звука в слове по отношению к другим звукам).

8. Развитие просодики :

9. Воспитание потребности в речевом общении. Развитие и уточнение пассивного словаря.

3. Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.

Цели : коррекция артикуляторных нарушений, развитие ощущений артикуляторных движений и артикуляторного праксиса, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие речевого общения и звукового анализа.

1. Постановка звуков.

2. Автоматизация поставленных звуков в связной речи.

а) упражнения по развитию восприятия ритма;

б) упражнения по развитию воспроизведения ритма;

в) задания по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи;

г) задания по формированию представлений об интонационной выразительности в экспрессивной речи :

Подготовительные упражнения (упражнения по развитию силы голоса; упражнения по развитию высоты голоса; упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции);

Упражнения по развитию интонационной выразительности повествовательного предложения (упражнения по освоению ритмики слова; упражнения по отработке интонационной конструкции, выражающей завершённость в повествовательном предложении; упражнения по отработке интонации вопросительного предложения; упражнения по отработке интонации восклицательного предложения; дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи).

4. Формирование коммуникативных умений и навыков.

1. Развитие самоконтроля ребёнка за своим произношением.

2. Тренировка новых произносительных навыков в учебных ситуациях.

3. Формирование произносительных умений в различных ситуациях общения.

5. Предупреждение вторичных нарушений речи.

1. Коррекция нарушений познавательной деятельности (развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений , временных представлений, стереогноза, развитие всех видов памяти и внимания, мыслительных операций, аналитико-синтетической деятельности).

2. Коррекция нарушений лексического развития (формирование ориентировки на семантическую структуру слова; организация лексико-семантических полей; развитие синтаксических связей слова; актуализация словаря).

3. Формирование грамматического строя речи (особенно словообразования и словоизменения) .

4. Развитие связного высказывания.

6. Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма.

1. Формирование сенсомоторных операций.

2. Формирование языковых операций (фонематический, морфологический, синтаксический уровень) .

3. Формирование семантических операций (соотнесение со смыслом) .

Публикации по теме:

План индивидуальной работы по развитию речи в старшей разновозрастной группе Индивидуальная работа по развитию речи в старшей группе. Основная задача - развитие личностных функций, связанных с речевой деятельностью,.

Примерный перспективный план индивидуальной работы с ребенком с проявлениями замкнутости Методическая разработка. ИНдивидуальной работы с Ребёнком типологической группы ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ.

Перспективный план работы работы с родителями в средней группе Сентябрь Родительское собрание «Путешествие в страну знаний» Оформление уголка для родителей (информация о ФГОС ДО) Выставка рисунков «Безопасная.

Перспективный план работы с родителями на 2017-2018 учебный год Сентябрь 1. Вводное общее садовское собрание: «Задачи воспитания и обучения.

Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии.

Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии .

По данным исследований Р.И. Мартыновой дети с легкой формой дизартрии отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети с функциональной дислалией. У детей со стертой формой дизартрии в речевой системе была выявлена неврологическая симптоматика: стертые парезы, гиперкинезы, нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах. Нарушения нервно-психических значительно больше выявлялось при легких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Т.о. работа логопеда с детьми со стертой формой дизартрии не должна ограничиваться постановкой и исправлением дефектных звуков, но должна иметь более широкий диапазон коррекции речи ребенка в целом.

Особенности содержания логопедической работы при стертой форме дизартрии отражены в специфике планирования коррекционной работы: вводится дополнительный подготовительный этап , который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики.

Изучив методики Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Л.А.Даниловой, И.И.Ермаковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, я подобрала и систематизировала практический материал по всем разделам подготовительного этапа, учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии.

1) Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата - дифференцированный логопедический массаж (мет Е.Ф. Архиповой)

Для детей с гипертонусом и гиперкинезами рекомендуется расслабляющий массаж. У таких детей лицо застывшее, мышцы одеревеневшие, мышцы губ растянуты и прижаты к деснам, язык толстый и бесформенный, кончик языка не выражен.

Приемы массажа : похлопывание, поколачивание, легкая вибрация, поглаживание не более 1,5 минут. Все движения идут от периферии к центру: от висков к центру лба, носу, середине губ.

Для детей с гипотонусом - укрепляющий массаж. У таких детей мышцы лица дряблые и рыхлые, рот открыт, губы вялые, язык тоненький лежит на дне полости рта.

Приемы массажа : глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до 3 минут. Все движения от центра лица в стороны: от лба к вискам, от носа к ушам, от середины губ к углам, от середины языка к кончику.

2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата:

упражнения для жевательных мышц (мет. И.И.Ермаковой )

  1. Открыть рот и закрыть.
  2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
  3. Открыть рот и закрыть.
  4. Надуть щеки и расслабить.
  5. Открыть рот и закрыть.
  6. Движения нижней челюсти вбок.
  7. Открыть рот и закрыть.
  8. Втянуть щеки и расслабить.
  9. Открыть рот и закрыть.
  10. Нижними зубами закусить верхнюю губу
  11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.

гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек (мет.Е.Ф. Архиповой)

  1. Надувание обеих щек одновременно.
  2. Надувание щек попеременно.
  3. Втягивание щек в ротовую полость.
  4. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
  5. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
  6. Чередование оскал-хоботок (улыбка-трубочка).
  7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
  8. Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
  9. Оттягивание нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
  10. Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.
  11. Имитация полоскания зубов.
  12. Нижняя губа под верхними зубами.
  13. Верхняя губа под нижними зубами.
  14. Чередование двух предыдущих упражнений.
  15. Вибрация губ (фырканье лошади).
  16. При выдохе удерживать губами карандаш.

пассивная гимнастика для мышц языка - создание положительных кинестезии в мышцах (мет. О.В.Правдиной)

Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия - под нажатием руки взрослого. . Пассивное движение должно проводится в 3 стадии: 1 - вход в позицию (собрать губы), 2 -продержать позицию, 3 - выход из позиции. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение еще один - два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции.

Примерный комплекс пассивной гимнастики:

  • Губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении. Внимание ребенка фиксируется на сомкнутых губах, затем его просят дуть через губы, разрывая их контакт;
  • Указательным пальцем левой руки приподнимают верхнюю губу ребенка, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимают нижнюю губу до уровня верхних резцов и просят ребенка дуть;
  • Язык помещается и удерживается.между зубами;
  • Кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт;
  • Голова ребенка несколько закидывается назад, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенка просят производить кашлевые движения, фиксируя его внимание на ощущениях языка и нёба.

активная артикуляционная гимнастика - улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений;
Важным разделом артикуляционной гимнастики для дизартриков является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти.

Примерный комплекс статических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова

  1. Открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5—7, закрыть.
  2. Приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.
  3. Оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
  4. - растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - растянуть в улыбке только правый (левый) уголок бы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
  5. - поднять поочередно сначала правый, затем левый: уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.
  6. - высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па. После произнесения последнего слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7;
    - высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.
  7. - положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от, 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - поместить кончик языка под верхнюю губу, зафиксировать его в таком положении, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - прижать кончик языка к верхним резцам, удерживать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;
    - движение «слизывания» кончиком языка с верхней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.
  8. - придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5-7, опустить язык.

Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина,Н.В.Серебрякова

  1. Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».
  2. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, a затем высунуть язык.
  3. Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.
  4. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустит на нижнюю (повторить это движение несколько раз).
  5. Поместить кончик языка под верхнюю губу, потом под нижнюю (повторить это движение несколько раз)
  6. Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).
  7. Попеременно сделать язык широким, затем узким.
  8. Поднять язык наверх, поместить его между зубами, оттянуть назад.
  9. Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, образуя с твердым небом щель, задняя пущена, боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам), сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.
  10. Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ.
  11. Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ (повторить это движение несколько раз).

3) Развитие мелкой моторики рук:

  • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  • игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;
  • комплексы пальчиковых гимнастики;
  • формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;
  • занятия с пластилином и ножницами;
  • подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;

Комплекс упражнений самомассажа кистей и пальцев рук.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу ("пунктирное" движение).

Утюг

Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют "пиление" по всем направлениям тыльной стороны кисти руки ("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто

Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
— Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

Мама

По головке мама гладит
Сына-малолеточку,
Так нежна ее ладонь,
Словно вербы веточка.
— Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы.
И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки ("прямолинейно движение).

Терка

Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
— Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу "буравчика" на ладони массируемой руки.

Дрель

Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются столе, дети сидят. "Щипцами", образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев ("прямолинейное" движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу ("спиралевидное" движение).

Барашки

На лугах пасутся "бяшки",
Раскудрявые барашки.
Целый день всё: "Бе да бе",
Носят шубы на себе.
Шубы в кудрях, погляди,
"Бяшки" спали в бигуди,
Утром сняли бигуди,
Попробуй гладкую найди.
Все кудрявы, до одной,
Бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода,
У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко

Заморозил нас Морозко,
Влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно
В наши валенки проник.
У него свои заботы — Знай морозь, да посильней!
Не балуй, Мороз, ну что ты Так не жалуешь людей?!

4) Развитие общей моторики и двигательной координации:

  • пантомима (кн. «Расскажи стихи руками», «Психогимнастика» М.И. Чистякова, «Движение и речь» И.С.Лопухина);
  • подвижные игры на координацию и согласование движений;
  • специальные комплексы физических и ритмических упражнений (ж. «Дефектология» №4, 1999)

5) Нормализация голоса и речевого дыхания:

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.

Упражнения для развития речевого дыхания

Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы ).

Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три... ), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь... ).

- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже - короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

Также для развития правильного речевого дыхания рекомендуются:

  • специальные игры-упражнения: игра на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей и т.д.
  • фонетическая ритмика Мухиной А.Я.;
  • голосовые упражнения Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В.

6) Формирование просодической стороны речи по мет. Лопатиной Л.В.:

  • упражнения по развитию ритма (восприятие и воспроизведение ритма);
  • упражнения по освоению ритмики слова;
  • знакомство с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией;
  • формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

7) Преодоление сенсорных нарушений:

  • развитие пространственно-временных представлений по мет. Даниловой Л.А.
  • упражнения по развитию осязания по мет. Даниловой Л.А.

Система занятий с детьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет )

Развитие пространственных представлений.

  1. Определение основных пространственных (предложных) отношений на конкретных предметах. Ребенок по инструкции переставляет предметы в указанных направлениях.
  2. Название основных пространственных отношений на сюжетной картине.
  3. Развитие конструктивного праксиса.
  4. Развитие пространственных отношений в изобразительной деятельности ребенка.
  5. Тренировка памяти на пространственные отношения. Анализ картины по памяти с учетом пространственных взаимоотношений между предметами. Рассказ по памяти о расположении предметов в пространстве... Тренировка следовых проб конструктивного праксиса.

Управления по развитию осязания.

  1. Тренировка по определению фактуры предмета. Узнавание на ощупь фактуры при предварительном показе.
  2. Определение фактуры и форм реальных предметов без предварительного показа.
  3. Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел:
    а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объемные);
    б) одинаковой формы и толщины, но разной величины (большие и маленькие);
    в) одинаковой величины и толщины, но разной формы... Развитие этой способности формируется поэтапно:
  • I этап — узнавание объемных фигур на ощупь после предварительного зрительного ознакомления с фигурой;
  • // этап — узнавание объемных фигур одинаковой фактуры без предварительного показа;
  • III этап — узнавание плоских фигур одинаковой фактуры после зрительного ознакомления;
  • IV этап — узнавание плоских фигур на ощупь без показа;
  • V этап — узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, но разных по фактуре после предварительного их осмотра;
  • VI этап — узнавание формы и фактуры предмета на ощупь без предварительного осмотра;
  • VII этап — различение предметов одинаковой формы и фактуры по величине на ощупь...

8) Развитие временных представлений.

  1. Определение последовательности времени года, уточнение на картинках и при словесном описании отличительных признаков каждого сезона.
  2. Последовательность периодов суток, разбор на режимных моментах.
  3. Отработка понятий «старше — младше».

Для формирования обобщений проводятся упражнения по развитию обобщения методом исключения (игра «Четвертый лишний»).

  • / этап —- перед ребенком раскладываются 4 предмета, объединенные между собой определенными свойствами.
  • // этап — исключение лишних предметов по картине.

Для развития понимания причинно-следственных отношений

используется игра — отгадывание... В процессе игры формируются самостоятельные наблюдения и определенные понятия о предметах, раскрываются причинно-следственные связи.

Как показали многолетние наблюдения, предложенные методы коррекции позволяют значительно развить несформированные функции и подготовить ребенка к восприятию

9) Развитие фонематического слуха по мет. Т.А. Ткаченко, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой

Логопедическая работа при стертой форме дизартрии на подготовительном этапе обеспечивает эффективность коррекции на всех последующих этапах коррекционной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Волкова Л.С. Логопедия.- М.: ВЛАДОС,1999.
  2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С.-П.: СОЮЗ, 2001.
  3. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.- Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997.
  4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии. - М, 1989.
  5. И.И. Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков.- М: Просвещение, 1996.
  6. Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - С.-П., Образование, 1994
  7. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детейс церебральным параличом - Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997.
  8. В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.- ж. «Дефектология» 1999,№3.

План индивидуальной работы

По коррекции фонетического недоразвития речи

План индивидуальной работы

у ребенка с дизартрией (со стертой формой дизартрии)

1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата

2. Коррекция звукопроизношения

4. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

5. Развитие общей и мелкой моторики

6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления

7. Подготовка к обучению грамоте

8. Воспитание самоконтроля за речью

9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью

по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи

у ребенка с дизартрией (со стертой формой дизартрии)

1. Развитие фонематического слуха

2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата

_________________________________________________

3. Коррекция звукопроизношения

4. Формирование навыков фонематического восприятия

6. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

7. Развитие общей и мелкой моторики

8. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления

9. Подготовка к обучению грамоте

10. Воспитание самоконтроля за речью

11. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕТРАДИ.

1. Обложка тетради должна быть красочно оформлена и подписана (фамилия, имя ребенка, № группы).

2. В нижней части внутренней стороны обложки приклеить конверт для индивидуальных заданий.

3. Переписать в тетрадь упражнения артикуляционной гимнастики, подобрать к ним картинки, оформить.

4. Сделать закладку.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ.

1. Задания переписывать в тетрадь.

2.Тетрадь приносить в понедельник, забирать в пятницу.

3. Заниматься дома ежедневно по 10-15 минут, повторяя задания из тетради.

4. Артикуляционные упражнения выполнять каждый день перед зеркалом по 5-10 раз.

5. Слово, фразу, предложение произносить спокойно, на выдохе. Следить за правильным произношением отрабатываемого звука.

6. Задания выполнять полностью и аккуратно.

Протокол обследования речи детей

Фамилия, имя Звукопроизношение Фонематический слух Слоговая структура Грамматический строй Примечание
Свистящие Шипящие Сонорные Другие
с c’ з з’ ц ш ж щ ч л л‘ р р‘ звуки


Расписание занятий логопеда __________________

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1-й год обучения 2-й год обучения
1. Развитие общей моторики
2. Развитие мелкой моторики
3. Развитие артикуляционной моторики
4. Развитие речевого дыхания, голоса ___________________________________
5. Коррекция звукопроизношения: постановка ______________________ автоматизация ______________________
6. Развитие фонематического слуха ___________________________________
7. Формирование навыков фонематического восприятия.
8. Работа над слоговой структурой слова.
9. Уточнение и обогащение словаря (пассивного и активного) _____________ ___________________________________ ___________________________________
10.Развитие грамматического строя речи ___________________________________
11. Подготовка к обучению грамоте.
12. Формирование интонационно-выразительной стороны речи. Воспитание самоконтроля за речью.
13. Совершенствование психических процессов.
14. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью.