Первобытная культура как первый исторический тип культуры. Первобытная культура

Первобытная культура как исторический тип

1 Проблема периодизации первобытной культуры и основные подходы к ее изучению

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

- каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.);

- бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;

- железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

В целом принято делить древнейший период человеческой культуры (каменный век) на эпоху палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.) утвердившего скотоводство и земледелие, усовершенствовавшего технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия. Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующих примитивные орудия труда.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homohabilis (человек умелый). Но ряд археологов датирует первые орудия труда возрастом 5–4 млн. лет назад. Конечно, это были самые примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. 800–300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250–50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homosapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50–30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда, появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное – собака. Усложнялись похоронные обряды.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Антропология является важной составной частью западного обществознания. Содержание данной науки состоит в изучении биологической эволюции и социокультурного развития человека и его рас.

Культурная антропология (культурантропология) - это особая сфера антропологических научных исследований, в которой анализируется человек как творец культуры и как ее творение. Данная область познания сложилась и оформилась в европейской культуре в последней четверти XIX века.

Главными проблемами культурантропологии являются:

Изучение изменений строения человеческого тела в результате взаимодействия с культурной средой;

Исследование поведения человека в процессе его включения в систему социокультурных связей;

Анализ семейно-брачных отношений между людьми, вопросов человеческой любви и дружбы;

Становление мировоззрения и мироощущения человека и пр.

Как было отмечено выше, в развитие антропологии существенный вклад внесли научные школы Запада и, прежде всего:

Британская школа социальной антропологии (Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер, Д. Д. Фрэзер и др.);

Североамериканская школа культурной антропологии (А. Г. Морган, Л. Уайт, Ф. Боас и др.)

Они не только создали теоретические программы исследования человека и культуры, но сформировали целое научное направление - эволюционизм , который стал в культурной антропологии ключевым образцом научного изучения культуры.

2 Мифология как исходная форма бытия культуры

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. В современной обыденной речи мифом называют всякий вымысел. Но в истории культуры миф, был, наоборот, первой формой существования истины, первым типом текста, который объяснял людям устройство мира, их самих и их место в этом мире. Миф понимается не как сказка, вымысел или фантазия, а так, как его понимали в первобытных сообществах, где мифы, как считалось, обозначали подлинные события (причем события сакральные, значительные и служившие примером для подражания).

О сотворении мира;

Об основании древних государств и городов;

О поступках культурных героев;

О месте человека в мире и его назначении;

О происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека возникают на основе его способности верить в определенную структуру, быт. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Для мифологическогосознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют т. н. сакральное (священное) время.

Сакральное время в рамках мифа является превалирующим фактором мировосприятия. Оно противостоит профанному времени и задает некую схему функционирования человеческого сообщества, неизменную в своих базовых принципах. Для мифологического сознания характерен магический (колдовской, волшебный) способ взаимодействия с миром. Английский ученый Дж. Фрэзер выделял т. н. «закон магической симпатии», объединяющий человека и предмет, с которым единожды, по крайней мере, он вступал в контакт. На основании этой магической сопричастности или симпатии можно воздействовать на волю другого человека помощью определенных обрядов и ритуалов. В целом мифологическое сознание крайне статично. Оно не знает идеи движения, прогресса. Изменения, протекающие вокруг, являются лишь проявлениями некоего неизменного и вечного порядка вещей, кажущегося и иллюзорного своей сути.

Мифологическое сознание обладает уникальной способностью. Он регламентирует поступление новых знаний, так как в нем превалирует система обрядов и ритуалов, систематизирующая приток новой информации о мире. И поэтому миф не разлагается в результате накопления знаний, Его взрывает изнутри постепенное осознание человеком своей свободы. Миф не регулирует жизнь свободного человека. Он не способен на это. Поэтому, по мере осознания человеком своей свободы возникает иная картина мира, в основе которой лежит уже не растворение индивида в реальности, в стихии природных процессов, а вычленение себя из нее, становление субъект - объектных отношений.

В целом же для мифологического сознания характерно:

Растворение человека в мире;

Полное отождествление человека с природой, ее обожествление;

Фетишизм, т. е. поклонение неодушевленным предметам;

Анимизм, т. е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.

Расцвет мифа относится к периоду первобытно - общинной формации. В эту эпоху миф являлся:

Организатором поведения членов первобытного коллектива;

Аккумулятором его волевых устремлений;

Стержнем, осью всей общественной жизни.

В мифах объективировались коллективные переживания, впечатления, страсти, чувства, настроения, вызываемые определенными явлениями действительности. Несмотря на свои, порой фантастические очертания, мифологические образы вовсе не являются чистой иллюзией, нелепой выдумкой, произвольным искажением мира. Миф включает в себя и многие элементы верного отражения действительности, правильных оценок тех или иных явлений. Без этого было бы невозможно относительно стабильное существование первобытного коллектива, преемственность в воспроизводстве человеческих отношений и сознания.

1. Генезис культуры. Значение докультурного этапа становления человечества.

2. Зачатки предрелигиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, ритуал.

3. Мифология как универсальная форма духовной жизни первобытного общества.

Определить время, которое можно было бы назвать началом появления культуры, с точностью невозможно. Однако началом культурного бытия человека можно считать момент, когда человек выделил себя из окружающего мира, осознал другого человека таким же, как он сам, и попытался урегулировать свои взаимоотношения с окружающим миром и людьми.

Вопросы исторического происхождения культуры рассматривались многими историками, философами, культурологами; первыми систематическими исследованиями данной проблемы были работы представителей эволюционного направления в изучении истории и культуры: Г. Спенсера, Л. Моргана, Э.Б. Тайлора, Ф. Энгельса.

Трудно выделить одну какую-либо причину появления культуры, поскольку речь должна идти о комплексе причин, действующих в совокупности. В связи с этим существуют различные концепции культурогенеза, среди которых можно выделить орудийно-трудовую, социальную, биологическую, магическую, игровую, символическую, космологические и др.

История становления человеческого общества, формирования его культуры охватывает самый протяженный по времени период. Кроме того, культура первобытной эпохи лежит в основе развития всей последующей культуры, поскольку многие явления жизни современного общества зародились именно в этот период. И сегодня первобытная культура продолжает жить в отдельных местах земного шара.

Изучая первобытную культуру, необходимо рассмотреть археологическую периодизацию, основную на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (каменный век, бронзовый век, железный век). Особое внимание следует уделить рассмотрению неолитической революции (около 10 тысяч лет назад).

В человеческом сообществе культура постепенно становится регулятором всей общественной жизни и деятельности, при этом регулирование может принимать разнообразные формы (религиозные запреты, нормы морали, юридические установки). Так, табу является одним из важнейших понятий первобытной культуры, связанным с необходимостью социальной жизни человека и осознанием определенных ограничений на свободу своих действий в рамках сообщества (например, запрет на кровосмешение). Тем не менее, первобытные люди еще не отделяли материального от идеального, подобное восприятие мира, мощное присутствие натурализма в его понимании стали естественной основой для формирования магических представлений. В связи с этим следует охарактеризовать некоторые понятия, означающие наиболее значимые и характерные явления для первобытной культуры: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Кроме того, необходимо рассмотреть роль мифологии в первобытном обществе, где она представляла собой основной способ понимания мира, выступала как наиболее ранняя форма мировосприятия, понимания мира и места человека в нем, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

На данном этапе развития культуры новым явлением стало первобытное искусство, которое способствовало закреплению и передаче знаний, умений, навыков, служило средством общения между людьми, регулировало и направляло социальные процессы в обществе, выступало средством формирования духовного мира человека. При этом первобытное искусство не составляло автономной области в сфере деятельности человека, творчество было неразрывно связано со всеми существовавшими формами культуры, что образовывало синкретизм. Рассматривая первобытное искусство, необходимо показать не только его синкретичность, но и жанры первобытного искусства (каменная скульптура, наскальная живопись и др.).

Вопросы для самоконтроля

Чем вызвано появление культуры? В чем её предназначение?

Назовите и дайте характеристику концепциям культурогенеза.

Дайте периодизацию первобытной культуры.

В чем значение неолитической революции?

Перечислите и охарактеризуйте ранние формы религиозных верований.

В чем проявляется синкретизм первобытной культуры?

Какие достижения первобытного искусства вам известны?

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999.

История первобытного общества. М., 1982.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 20-е изд. Т.20.

Первобытная культура

Образование команды для реализации стратегических изменений

Важно заметить, что для стратегического управления важное значение имеет команда образования.

  1. Закрытая модель управления – руководители этого типа ориентированы на стабильность и порядок, устанавливают с персоналом официальные отношения, ценят в подчинœенных трудолюбие, исполнительность, дисциплину. Больше склонны критиковать подчинœенных, чем вознаграждать.
  2. Открытая модель – руководители ориентированы на людей, обладают талантом убеждать и вдохновлять, склонны принимать решения, основанные на личных симпатиях и могут закрывать глаза на проблемы в надежде, что всœе уладиться само собой.
  3. Модель управления типа (идея) – руководители обладают талантом стратега, системного мыслителя, проявляют энтузиазм идеям подчинœенных, с воодушевлением берутся за новые проекты, но чаще всœего не способны довести их до конца.
  4. Модель случайного управления – ориентированы на действия по решению реально возникающих проблем. Талантливо проводит переговоры, с подчинœенными отношения сотрудничества, много времени уделяется устранению неполадок в работе организации.

последний неправильно

по своту сильных для возможностей

1. Понятие и характерные черты первобытной культуры

2. Культурные эпохи первобытности

3. Миф, ритуал и магия – как формы духовной жизни

4. Первобытное искусство: истоки, особенности, эволюция

1.Понятие первобытная культура обозначает исторически первый тип социальности. Во-вторых, культуру современных, до государственных народов и в-третьих, архаичную часть современной культуры.

Первобытная культура выявляет жизнь до цивилизованных, до государственных, дописьменных сообществ, которые живут в рамках природных циклов, при отсутствии идеи развития и представлений о историческом времени. Главным назначением этой культуры стало формирование человека как социального существа.

Характерные черты:

· Синкретизм – изначальное единство, сменность, и не расчленённость всœех элементов форм

· Крайний консерватизм – он обеспечивался священностью традиций

· Господство мифологического мировидения, в котором границы между мышлением и интуицией и эмоциями различны

· Использование запретов в качестве важнейших регуляторов социальных взаимодействий

· Применение магии во всœех сферах жизнедеятельности

· Отсутствие представления о личности отдельно взятого человека

2. В истории культуры ключевое значение имеет верхний палеолит, для которого характерно резкое увеличение, количество её видов каменных орудий труда, запрет на кровосмешение и появление на этой базе семьи и рода, как первых форм и элементов социальности (палеолитическая революция). Эти родовые сообщества решали задачу выживания на ландшафте потому следы их материальной жизни маловыразительны. Но в данный же период проходило активное развитие психики, становление языка, образного и абстрактного мышления, мифопоэтического сознания и навыков изобразительного искусства. По этой причине памятники духовно-символической жизни очень интересны.

В европейском палеолите выделяют 2 эпохи:

· Период (35-20 тыс. до н. э.)

· Ориньян (30-19 тыс. до н. э.)

· Селитре (20-15 тыс. до н.э.)

· Мадлен (20-10 тыс. до н.э.)

Анализ этих культур показывает, что первоосновой духовной жизни – охотничья мания, осознание единство рода обеспечивал тотемизм.

Мезолит (10-6 тыс. до н.э.)

В культурном плане представлен процесс совершенствования уже накопленных элементов, развитие новой материальной культуры и изменение социальной структуры, утверждение родно-племенных сообществ, которые не были чисто охотничьими. Человек замечает себя и получает право на имя.

Неолит (6-4 тыс. до н.э.)

Характерен переходом к производящему хозяйству, кардинально изменяющему культурное развитие. Изменяется картина мира, в рамках которой изменяется астрономические, агрономические, медицинские знания. Усложняются религиозные знания, в которых доминирует анализм.

Данные культуры получили название варварских и на их базе сформировались земледельческие культуры и цивилизации бронзы и желœеза.

3. Миф употреблялось для обозначения сказаний о богах, героях и первопредках, которые участвовали в сотворении мира.

Современное сознание воспринимает миф как сказку или вымысел. Для древнего человека миф был истинный о мире и о нём самом, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он свято верил. Главной функцией мифа было устранение непредсказуемости и чуждости предстоящей реальности, превращения хаоса в упорядоченный космос. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, миф обеспечивал гармонию человека общества и природы. И закладывал программу устойчивого поведения.

Ритуал

Человек чувствовал в установлении порядка и в его постоян. обновленной телœесно, т. е. с помощью ритуала в базе которого лежал принцип подражания природе. В ритуале учувствовали всœе члены коллектива. Были задействованы всœе органы восприятия мира, в связи с этим он был средством интуитивного постижения закономерности природы. Ритуалы впоследствии получили развитие другой формы культурной деятельности, сформировавшие основы нравственности. Именно ритуалы погребения впервые выявили человеческое в человеке и исследователи считают, что отсчет культуры начинается именно с этого момента.

Магия не влияла на объективные свойства вещей, она воздействовала на человека, на его бессознательность и полностью овладевала психикой, внушая чувства уверенности, она испытывала успех, помогала сплотиться, в связи с этим оставила глубокий след в истории культуры и присутствует в культуре.

4.Изобразительное искусство это начало видимой жизни человека.

Среди теории об истоках искусства выделяются:

· Трудовая

· Религиозная

· Агаровая

Главные особенности первобытного искусства:

· Его схожесть мифом, магией, ритуалом

· Условный характер изобр.

· Символичность форм

· Отсутствие эстетических обобщений

В палеолитические эпохи ариньян-селитре-доминировало мобильное искусство с животным изображением, а так же появился первый символ.Искусство в эпоху неолита͵ живопись становится красочной. В неолите появляется силуэтная живопись, которая выступает как рассказ о событии. В эту же эпоху развив искусство архитектуры и появляется неолитические, культовые сооружения.

Культура(лк 4)

Первобытная культура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Первобытная культура" 2017, 2018.

1. Первобытная культура как исторический первый тип культуры
2. Практический духовный характер жизнедеятельности первобытного общества
3. Синкретическая целостность первобытной культуры
4. Основные этапы развития художественной культуры первобытности
5. Человек и природа: зооморфные и антропоморфные в первобытном искусстве

1. Первобытная культура как исторический первый типкультуры
Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функцииврожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.
Первобытная культура явилась исторически первымтипом традиционной культуры, для которой характерно:
- медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;
- ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
- приверженность существующим образцам поведения;
- господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;
- отсутствие письменности.
Главнойчертой первобытной культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и егорелигиозно-мистического истолкования. Корни синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой слитность разных аспектов деятельности была реализована практически. Таким образом, в одно целое были соединены:
- охота и собирательство - унаследованные человеком от животных способы потребления природы;
- изготовление орудий труда - феномен созидательной деятельности человека,отсутствующий в природе.
Существенным проявлением синкретизма первобытной культуры стала и нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней - превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму.
Сложился ряд схем классификацииосновных этапов развития первобытной культуры. Ее разделяют по социальному устройству на:
- эпоху родового стада;
- эпоху родового строя (матриархат, патриархат);
- эпоху военной демократии.
Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:
- каменный век (40 - 4 тыс. до н. э.), который, всвою очередь, подразделяется на: древний - палеолит (40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописныепроизведения; новый - неолит (8 - 4 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия;
- бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;
- железный век (1 тыс. до...


Форма социализации в первобытном обществе.

Синкретизм первобытной культуры и основные схемы ее

классификации. Язык - как начало культурного процесса.

Формы первобытной религии: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

Способы существования веры: миф, ритуал, обряд, табу.

Первобытное искусство.

Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.

Первобытная культура явилась исторически первым типом традиционной культуры, для которой характерно:

Медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;

Ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;

Приверженность существующим образцам поведения;

Господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;

Отсутствие письменности.

Главной чертой первобытной культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и его религиозно-мистического истолкования. Корни синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой слитность разных аспектов деятельности была реализована практически. Таким образом, в одно целое были соединены:

Охота и собирательство - унаследованные человеком от животных способы потребления природы;

Изготовление орудий труда - феномен созидательной деятельности человека, отсутствующий в природе.

Существенным проявлением синкретизма первобытной культуры стала и нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней - превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму.

Сложился ряд схем классификации основных этапов развития первобытной культуры. Ее разделяют по социальному устройству на:

Эпоху родового стада;

Эпоху родового строя (матриархат, патриархат);

Эпоху военной демократии.

Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

Каменный век (40 - 4 тыс. до н. э.), который, в свою очередь, подразделяется на: древний - палеолит (40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; новый - неолит (8 - 4 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия;

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;

Железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

Духовная культура первобытных собирателей и охотников включала в себя:

Первоэлементы морали;

Мифологическое мировосприятие;

Ранние формы религии;

Ритуальное обрядовое действо и начальное пластическое изобразительное творчество.

Главным условием начала культурного процесса явился язык. Именно язык и речь открывают путь не только к самоопределению и самовыражению древнего человека. Они формируют важнейший межчеловеческий информационный канал -устное вербальное общение. Это позволяет индивиду перестать опираться только на коллективные представления и дологический строй мысли. У древнего человека (правда, пока в весьма ограниченной форме) начинают появляться собственные мнения и размышления по поводу определенных событий, действий и их последствий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям, которые становятся их символами. Постепенно любой жизненный феномен (предмет, растение, животное, да и сам человек) получают свое, обозначенное словом, место в действительности, формируя тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первоструктурой морального сознания древних людей выступает культура табу, т. е. запрета половых связей и убийства членов своей группы, осознающихся как сообщество кровных родственников. Помимо этого, с помощью табу происходит регулирование распределения пищи, охраняется неприкосновенность вождя. Обычай табуирования возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровно - родственную связь между родом и священным растением или животным, признанием зависимости от них и поклонением им.

В первобытной культуре сферу «идеального» образовывало мифологическое мировосприятие, которое обусловливалось отношением человека к природе. Наш предок был слаб перед лицом могущественной и властвующей над ним силой природы. Это рождало у человека страх и поклонение ей. Мифологическое мировосприятие, в силу своего предназначения увековечить неизменные представления о бытии, было консервативно и догматично. Оно навязывало всем членам родовой общины из поколения в поколение единые представления, традиции и навыки.

Как было отмечено выше, первоначальными формами религии являлись:

Тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») - поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

Анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

Магия - вера в действенность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Особо выделяются магические представления о мире древнего человека. Согласно этим представлениям, успех любой деятельности был обусловлен не столько умениями и знаниями человека, сколько соблюдением им определенных правил и выполнением специальных ритуалов. К таким магическим ритуальным действиям относятся, например, танцы и обрядовые действия, предварявшие охоту и военные походы. В них отрабатывались технологии всех значимых трудовых процессов древности. Никакой разницы между трудовыми и магическими действиями для человека первобытной культуры не было.

Следует заметить, что ритуал актуализировал глубинные смыслы человеческого существования в древности. Он стал главным воплощением человеческой способности ко всем сферам деятельности. В ритуале тесно переплетались молитва, песнопение и танец. В ритуале наш предок подражал различным явлениям природы, пытался соединиться с божеством и усилить чувство солидарности всех членов своего племени.

Начальное пластическое художественное творчество, состоящее из росписей и рисунков в пещерах, древней керамики, ритуальных статуэток, амулетов и пр. обнаруживает одинаковую степень условности, сходство в деталях и технике изготовления. Древнейшие художественные образы эволюционируют очень медленно. Они во всех своих проявлениях коллективно - анонимны, а наиболее сложные создаются усилиями нескольких поколений. Соответственно, ценился не талант отдельного человека, а действия родоплеменного коллектива, способного создать то, что не могут другие.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen