Первый музыкальный инструмент в мире. Самый древний найденный музыкальный инструмент

Удивительно, но первым музыкальным инструментом считается сам человек, а звук, который он издает, – это его собственный голос. Первобытные люди при помощи своего голоса сообщали своим соплеменникам о своих эмоциях и передавали информацию. При этом, дабы прибавить яркости своему рассказу, они хлопали в ладоши, топали ногами, стучали камнями или палками. Постепенно обычные предметы, окружавшие человека, стали перевоплощаться в музыкальные инструменты.

По способу извлечения звуков музыкальные инструменты можно разделить на ударные, духовые и струнные. Как и когда впервые человек стал использовать предметы для создания музыки, неизвестно. Но историки предполагают следующее развитие событий.

Ударные инструменты изготавливались из тщательно высушенных шкур животных и разнообразных полых предметов: скорлуп крупных плодов, больших деревянных колод. По ним люди били палками, ладонями, пальцами. Извлекаемые мелодии использовались в ритуальных обрядах и военных действиях.

Духовые инструменты изготавливали из рога животных, бамбуковой и камышовой тростины, полых костей животных. Подобные предметы стали музыкальным инструментом, когда человек додумался сделать в них специальные отверстия. На юго-западе Германии были найдены остатки древней флейты, возраст которой превышает 35 тысяч лет! Более того, упоминания о подобных инструментах имеются на древних наскальных рисунках.

Первым струнным инструментом считают охотничий лук. Древний охотник, натягивая тетиву, заметил, что от щипка она начинает «петь». А если провести по натянутой жиле животно пальцами, она «поет» еще лучше. Звук будет долгим, если жилу потереть волосом животного. Так человек придумал смычек и палку с натянутым на нее пучком волоса, которым водили по струне из жил животных.

Самыми древними, с возрастом более 4500 лет, являются лира и арфа, которыми пользовались многие народы того времени. Конечно, точно сказать, как выглядели те старинные инструменты, невозможно. Одно понятно, что музыкальные инструменты, пусть и достаточно примитивные, были частью культуры первобытных людей.

Даже трагическая судьба доктора Роберта Балла, который умер, извлекая звуки из металлического рога эпохи бронзы, не отвратила археологов от попыток озвучить доисторические и древнейшие музыкальные инструменты. И поэтому из некоторых оригинальных инструментов после сотен, тысяч и даже десятков тысяч лет снова полились звуки. Пошли в дело и многочисленные реплики, копии этих инструментов. Но как удостовериться в том, что звуки, извлекаемые сегодня, хотя бы частично сходны с теми, которые слышали люди далекого прошлого? Признаться, нам кажется, что результаты экспериментальной археологии в этой области всегда будут проблематичными. Однако иного пути у нас пока нет. Самыми древними из дошедших до нас музыкальных инструментов являются костяные дудки и флейты. Они обнаружены на многих позднепалеолитических стоянках, разбросанных по всей обитаемой тогда территории. Извлекавшиеся из них звуки отражались от белых известковых массивов Павловских холмов в Южной Моравии, разносились в окрестностях нынешних Петршковиц. Один из таких инструментов, происходящий из пещеры Исталлоскё в Венгрии, изготовлен из бедренной кости пещерного медведя. У него два отверстия на передней и одно на задней стенке. Если на этом инструменте играть, как на поперечной флейте, то он издает тоны «ля», «си бемоль», «си» и «ми».

Самые древние музыкальные инструменты дошедшие до нас это — костяные дудки и флейты. Они обнаружены на многих позднепалеолитических стоянках, разбросанных по всей обитаемой тогда территории. Извлекавшиеся из них звуки отражались от белых известковых массивов Павловских холмов в Южной Моравии, разносились в окрестностях нынешних Петршковиц. Один из таких инструментов, происходящий из пещеры Исталлоскё в Венгрии, изготовлен из бедренной кости пещерного медведя. У него два отверстия на передней и одно на задней стенке. Если на этом инструменте играть, как на поперечной флейте, то он издает тоны «ля», «си бемоль», «си» и «ми».

Археологи обнаружили на берегу Десны у Чернигова целый комплект костяных музыкальных инструментов, которые позволяли 20 тысяч лет назад составить весьма приличный оркестр. Шесть музыкантов могли выбирать себе по вкусу свирель или сиринкс (флейту Пана), ксилофон из двух нижних челюстей мамонта или барабан из куска черепа, литавры из лопаточной и тазовой костей с палочкой из клыка мамонта или погремушку из нескольких костяных пластиночек. Вместе с ними в концерте мог бы принять участие исполнитель на ударных из Мезина на Украине, которому набор украшенных резьбой костей позволял, ударяя палочкой, воспроизводить шести тоновую гамму. Наконец, чтобы наше представление о палеолитическом оркестре было полным, вспомним давно известную фреску во французской пещере Трех Братьев (Trois Freres): охотник, облаченный в звериную шкуру, играет на некоем подобии музыкального лука, напоминающего инструменты, которыми до сих пор пользуются некоторые африканские племена.

Флейты Пана (состоящие из нескольких трубок разной длины) существуют уже от позднего палеолита, но сохранились лишь в нескольких экземплярах. Свирели, датируемые V столетием до н. э., имеют от четырех до семи стволов. А насчитывающий три тысячелетия артефакт из Польши, найденный в захоронении пожилого мужчины, состоит из девяти трубок, которые издают звуки «до, ре, ми, соль, ля, до, ре, ми, соль». Это двух октавная пентатоническая гамма, и, если она в качестве музыкальной формации реализована сознательно, ее существование в доисторической Польше производит поразительное впечатление. В Мальхэльм-Тарн в графстве Йоркшир английские археологи обнаружили блокфлейту, датируемую последними столетиями перед сменой летосчисления. Им удалось извлечь из инструмента тоны «до, до диез и фа».

Самая старая окарина, относящаяся еще к классу дудок, родом из Австрии и сработана в конце третьего тысячелетия до н. э. У нее единственное отверстие для вдувания и характерная овальная камера-резонатор. Она воспроизводит «ля, си бемоль, си, до».

У этих и подобных инструментов потенциальный звуковой диапазон, к счастью, ограничен. Поэтому на основе экспериментов мы можем с известной степенью правдоподобия сказать, что именно в эти звуки либо в некоторые из них вслушивался человек в доисторические времена.

Следующую группу духовых инструментов составляют рожки и трубы различных видов. Исследователи в принципе единодушны в том, что прообразом для музыкальных рожков служили рога зверей, а прообразом музыкальных труб — трубчатые кости.

Вероятно, самыми известными из этих инструментов являются луры эпохи поздней бронзы. Они изготовлены из бронзы, длина их от одного до двух метров. Обычно они парные, причем одинакового размера, но изогнуты в противоположные стороны. Оба инструмента настроены в одной и той же тональности, и одновременная игра на двух лурах либо вела к гетерофонии («разнозвучие»), либо вызывала случайную гармонию (созвучие). Первые эксперименты с лурами проводил создатель трехвековой археологической периодизации Кристиан Юргенсен Томсен. Новейшие исследования, проведенные в Дании, показали, что из большинства луров можно извлекать от семи до девяти тонов, и, по всей вероятности, это соответствует возможностям музыкантов бронзового века. Профессиональные трубачи, используя всевозможные трюки, извлекали даже шестнадцать тонов. Мундштуки на лурах бывают самыми различными и мало удобными для музицирования. Равным образом и недостатки в обработке внутренних частей инструментов заставляют высказать мнение об относительном безразличии древних музыкантов к чистоте музыкального выражения — мы судим об этом, разумеется, с современной точки зрения.

Следующим музыкальным инструментом больших размеров является кельтский рог железного века, происходящий из Ардбрина в Ирландии. Его высота почти два с половиной метра. Он приблизительно до середины сужается как колокол, а затем принимает форму цилиндра, резко заканчивающегося без всякого мундштучного закругления. Инструмент озвучили, использовав простейший металлический мундштук, он издавал три тона: си бемоль, фа, си бемоль. Любопытно, что без мундштука экспериментатору удалось извлечь целых семь тонов. Звуки этого рога похожи как две капли воды на звуки, извлеченные из парного датского лура из Брудевельте.

Самое крупное «семейство» металлических рожков сохранилось в Ирландии. Они датируются приблизительно 900-600 годами до н. э. Нам известно почти сто инструментов, из которых двадцать пять могут быть озвучены. Рожки двух типов. В одни воздух вдувается на конце, в другие — сбоку. От инструментов с отверстием сбоку археологи не обнаружили пока ни одного мундштука. Поэтому нет уверенности в том, что мундштуки вообще использовались в данном варианте. Каждый из этих рожков может издавать один-единственный тон, но общий их диапазон простирается от соль до ре диез. Самым низким тоном (его воспроизводит восьмидесятисантиметровый рог) является соль. Затем следует группа рожков, издающих ля и ля диез. Наконец, полуметровые рожки давали до диез, ре, ре диез. Куда «музыкальнее» оказались рожки, в которых воздух вдувается с конца. Экспериментатор смог извлечь из некоторых по четыре тона.

Невысокие качество и стабильность тонов, извлекаемых из ирландских рожков, позволяют предположить, что главным как для слушателей, так и для исполнителей было прежде всего уже само существование этих огромных величественных инструментов, а не конкретные звуки, ими издаваемые.

Джон Коулз отмечает, что суммарный шум, который мог бы возникнуть, если бы одновременно зазвучали все двадцать четыре рожка и вдвое большее количество погремушек на стоянке Даурис в Центральной Ирландии, несомненно, разбудил бы живых и мертвых.

Следующую группу доисторических инструментов составляют глиняные и металлические погремушки.

Как легко их заставить звучать, и как мало привносят они в понимание древней музыки! Глиняные погремушки существуют с неолита. Неолит добавляет также керамические барабаны. Реплики двух из них, изготовленные экспериментаторами по образцу находок в Чехии (головки были обтянуты яловой кожей), издавали столь громкие, пронзительные звуки, что, несомненно, применялись только на открытом пространстве. При этом высота барабанов не превышала соответственно 20 и 26 см.

Иного рода ударные инструменты древние музыканты изготовляли из костей, черепашьих панцирей и раковин, по которым били рукой или палкой. Модель такого инструмента, сделанная по фрескам индейцев майя, воспроизводила три различных тона в зависимости от того, по каким частям раковины наносились удары.

Сегодня ребята мы окунёмся в мир музыки и музыкальных инструментов. Знаете ли вы, что такое музыкальные инструменты?
Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может извлекать различные звуки. Спектр музыкальных инструментов очень велик: это всем известные пианино, рояль, духовые инструменты, орган, гитара, баян, аккордеон гармошка, и даже ложки и более современные электронные синтезаторы.
Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек. Да, да, не удивляйтесь, все правильно, у человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притопывал. Хлопки в ладоши, притопывания - чем не ударные звуки?
Для древнего танца большое значение имел ритм, поэтому танцы сопровождались хлопанием в ладоши, постукиванием о различные предметы, притопыванием. Поэтому древнейшими музыкальными инструментами стали трещотки и барабаны, с помощью которых очень четко можно передать ритм танца.
Изначально музыка была только церковная и исполнялась в храмах. Несмотря на запреты церкви, наряду с церковными обрядами, церковной музыкой, пением существовали обрядовые народные действа, сопровождаемые песнями, плясками, игрой на народных музыкальных инструментах.
Первыми профессиональными актерами на Руси были скоморохи. Они выступали и как певцы, музыканты, сказители, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты ещё в XI. Представители духовенства и власти всячески изгоняли скоморохов, так в 1648 году, в год свадьбы царя Алексея Михайловича, выходит запретительная грамота, о том, чтобы скоморохов с домрами, с гуслями и с волынками в дом к себе не призывали. А в 1649 году вышел указ Алексея Михайловича верхотурскому воеводе, в котором предписывалось подвергать скоморохов наказанию, а их инструменты уничтожать.
В Древней Руси, есть упоминания не только о скоморохах, но и о музыкальных инструментах, таких как труба и гусли. Во время многочисленных войн труба и бубны использовались русскими войсками как сигнальные инструменты.
Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных - в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан).
Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд.
При раскопках на Украине ученым удалось обнаружить две костяные колотушки и шумящий наборный браслет из пяти костяных пластин, которые представлялись, как музыкальные инструменты того времени.
Духовые музыкальные инструменты использовали извлечение звуков путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже - дерево и металл. Такие народные духовые музыкальные инструменты как свистулька и свирель стали прообразами современных флейт.
Считается, что первобытные люди изобрели все разновидности музыкальных инструментов: ударные делали из дерева или кости, которые потом обтягивали кожей, струнные из натянутой тетивы лука, духовые из полого дерева, трубчатой кости и даже из толстых птичьих перьев.
Позже человек изобрел духовые инструменты, сделанные из рогов животных. Из этих примитивных духовых инструментов развились современные медные духовые инструменты. По мере того, как человек развивал свое музыкальное чувство, он стал использовать тростник и таким образом производил более естественные и нежные звуки
Первым клавишным инструментом был клавикорд, который является древним прародителем фортепьяно.
Первое изображение гитары было изображено еще в древних временах на камнях египетских пирамид, древние египтяне называли этот инструмент набла. Гитара струнный щипковый музыкальный инструмент испанского происхождения, представляющий собой плоский корпус с глубокими вырезами по бокам и деками, из которых верхняя имеет резонаторное отверстие, шейки с грифом, снабженным металлическими ладами, а также головки с колками, которыми регулируется натяжение струн, чаще всего металлических или нейлоновых гитары. Гитары бывают шести и семи струнные. Бас-гитара - электрогитара, имеющая вместо акустического корпуса доску и гриф с тонкой шейкой, на котором расположено 20 ладов.Эта модель была разработана вначале пятидесятых годов, наиболее распространенная - четырехструнная, однако бывают пяти-, шести- и восьмиструнные.
Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Славяне играли на гуслях ещё в XI веке. Гусли бывают: звончатые, щипковые и клавишные.
Домра - прообраз русской балалайки. В семейство домр входят: домра пикколо, домра малая 3-х струнная, домра малая 4-х струнная, домра альт, домра бас и домра контрабас (встречается крайне редко).
Первые упоминания о балалайке относятся к концу XVII века. Современную балалайку, а вернее все семейство балалаек, изготовили Андреев совместно с Пасербским и Налимовым.. Балалайка является истинным символом русского народа.
Скрипка - струнный смычковый музыкальный инструмент. История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии. В XVI веке явно выделились два основных вида смычковых инструментов: виола и скрипка.
Самыми первыми итальянскими мастерами скрипичного дела были Гаспаро Бертолотти (или "да Сало" (1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (1580-1632), оба из Брешии, что на севере Италии. Но очень скоро мировым центром скрипичного производства стала Кремона. И, конечно же, самыми выдающимися и непревзойденными мастерами скрипичного дела считаются члены семейства Амати (Андреа Амати – основатель кремонской школы) и Антонио Страдивари (ученик Николо Амати, который усовершенствовал вид и звучание скрипки). А семья Гварнери (Джузеппе дель Джезу – самый знаменитый из семейства; лучшие его скрипки превосходят инструменты Страдивари своей теплотой и звучностью тона) завершает этот великий триумвират. Первые скрипки в своём вполне завершенном виде появились в Москве, по-видимому, лишь в начале XVIII века.
Простейшую гармонь отделяют от современного баяна лишь несколько десятилейтий. Название произошло от имени легендарного древнерусского певца, первое упоминание о котором было обнаружено в «Слове о полку Игореве». Баян относится к большой группе инструментов - гармоник. Хроматическая гармоника была изготовлена на рубеже XVIII-XIX веков, которую и назвали баяном.
Аккордеон - это одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа. Во многих странах особую популярность аккордеон завоевал среди исполнителей народной музыки. В некоторых странах аккордеонами принято называть все ручные гармоники - и с клавишами, и с кнопками язычковый музыкальный инструмент. Имеет две клавиатуры: правую - фортепианную и левую - кнопочную (с системой басов и аккордов) для аккомпанемента.
Первые упоминания игры на рожках относятся к XVII веку. Рожок имеет разные названия: пастушеский, русский, песенный.
Первое упоминание о жалейке относится к концу XVIII века. Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная.
Свирель - русский инструмент рода двуствольной продольной флейты. Летописцы употребляют три названия инструментов такого типа: свирель, сопель и цевница. Упоминание о свирели датируется концом XI века.
Кларнет- деревянный духовой музыкальный инструмент.
Кувиклы (кугиклы, кувички) - русская разновидность многоствольчатой флейты (флейты Пана). В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название: гудень, подгудень, средняя, и самая маленькая - пятушка. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется парой.
Окарина - род свистковой сосудообразной флейты, преимущественно керамические свистульки.
Бамбула - ударный музыкальный инструмент музыкальный инструмент афро-американского происхождения, широко распространен у чернокожих жителей Нового Орлеана в первой половине XIX века, представляет собой барабан, в виде бамбукового бочонка, с натянутой на нем воловьей кожей, из семейства мембранофонов.
Банджо - струнный щипковый музыкальный инструмент, вывезенный в конце XVI в. из Западной Африки в южные штаты США, представляет собой небольшой плоский барабан с прикрепленным к нему удлиненным грифом, на который натянуты струны.
Количество струн может быть от 4 до 9.
Барабан - ударный музыкальный, имеет вид цилиндра, обтянутого с одной или двух сторон кожей или пластиковой пленкой при помощи металлических обручей, на которых находятся винты, регулирующие высоту звука. Бас-саксофoн - впервые применен в двадцатые годы Адрианом Роллини. Бич-хлопушка - ударный деревянный музыкальный инструмент, состоит из двух узких дощечек, одна из которых имеет рукоятку, а вторая, прижатая с помощью пружины к первой, нижним концом закреплена над рукояткой на шарнире. Бонги - ударный музыкальный инструмент латиноамериканского происхождения,
состоит из двух плотно соединенных между собой деревянной колодкой односторонних маленьких барабанчиков различного диаметра, но одинаковых по высоте, что определяет разную высоту их звучания.
Бубенцы - ударный металлический музыкальный инструмент, представляет собой полые круглые металлические колокольчики из тонкой латуни до 8 см в окружности, прикрепленные к проволочному кольцу или рукоятке.
Внутри каждого колокольчика находится какой-либо свободно перекатывающийся там предмет (горошинка, свинцовая дробинка, круглый камешек). При встряхивании бубенцы издают высокое, светлое позвякивание. Валторна - медный духовой музыкальный инструмент.
Вибрафон - ударный металлический музыкальный инструмент состоит из двух рядов металлических пластин, смонтированных на специальном высоком столе по принципу фортепианной клавиатуры с хроматическим звукорядом.
Под каждой пластиной находится металлический цилиндр-резонатор, внутри которого помещается крыльчатка, приводимая в движение электромотором. Звук извлекается ударом камышовых палочек длиной 35- 40 сантиметров с резиновыми, фильцевыми или войлочными головками. Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент. Гобой - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Гонг - ударный металлический музыкальный инструмент из семейства азиатского происхождения, представляет собой выпуклый, большого диаметра диск из специального сплава с отогнутыми под прямым углом краями, свободно подвешенный на шнурке к стойке или раме. Играют на гобое специальной колотушкой с войлочным наконечником.
Горн - общее название медных духовых инструментов. Губная гармоника - духовой язычковый музыкальный инструмент, сконструированный в 1821 году берлинским мастером музыкальных инструментов Францем Бушманом. Гуйро -ударный деревянный музыкальный инструмент латиноамериканского происхождения, представляет собой высушенный плод продолговатой тыквы с нарезанными сверху поперечными насечками и отверстием снизу для звукового резонанса, также изготавливается из рога животных, плотных сортов дерева или другого твердого материала. Звук извлекается при помощи тоненькой граненой деревянной палочки. Деревянная коробочка - ударный деревянный музыкальный инструмент китайского происхождения, представляет собой небольшой прямоугольный брусок из звонких сортов хорошо высушенного дерева с выемкой в виде продольной щели на длинной боковой стенке. Играют на деревянной коробочке палочкой от малого барабана. Джаг - примитивный негритянский музыкальный инструмент, представляет собой глиняный кувшин с узким горлом, который используют в качестве резонатора при пении, держа в руках и приставляя ко рту. Кабаца - ударный деревянный музыкальный инструмент афро-бразильского происхождения, он вдвое больше маракаса и представляет собой высушенный плод тыквы или полый шар, обвитый сеткой с нанизанными на нее бусами.
Играют лишь на одном инструменте, держа его за рукоятку в левой руке и ударяя по нему полуоткрытой правой ладонью, или же прокручивают касательным движением ладони сетку с бусами. В Бразилии используется вместо маракасов. Кастаньеты - ударный деревянный музыкальный инструмент мавро-андалузского происхождения, состоит из двух раковинообразных пластинок, из твердой породы дерева, неплотно соединенных шнурком,.. пропущенным через дырочки в верхней части.
Из этого же шнурка делается петля, в которую просовывается большой палец руки, а остальными пальцами исполнитель поочередно постукивает по одной из деревяшек, заставляя ее щелкать о другую. Ков Белл - ударный металлический музыкальный инструмент из семейства латиноамериканского происхождения, представляет собой обычный коровий колокольчик, имеет вид продолговатого, немного приплюснутого колокольчика без язычка длиной 10-15 сантиметров, изготовленного из латуни или листовой меди.
Колокольчики - ударный металлический музыкальный инструмент азиатского происхождения, представляет собой двухрядный набор дюралюминиевых или стальных пластинок разной длины, настроенных по принципу фортепианной клавиатуры и свободно закрепленных на деревянной раме, которая помещена в небольшой плоский ящик, чаще всего трапециевидной формы. Играют на колокольчиках двумя деревянными, металлическими или пластмассовыми молоточками. Конга - ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука семейства мембранофонов африканского происхождения, имеет форму либо удлиненной бочки, немного суженной книзу, либо постепенно суживающегося книзу цилиндра с натянутой сверху кожей.
Высота конга - 70-80 сантиметров, диаметр-22-26 сантиметров. Играют на этом инструменте пальцами или ладонями, подвесив через плечо при помощи ремня. Контрабас - струнный смычковый музыкальный инструмент, является аккомпанирующим инструментом, выполняет функцию басового голоса.
Ксилофон - ударный деревянный музыкальный инструмент, представляет собой набор палисандровых пластинок различной длины, расположенных по контуру трапеции и настроенных по принципу фортепианной клавиатуры. Пластинки соединены между собой жилкой или шелковым шнуром и при игре размещаются на специальном столе.
Играют на ксилофоне, ударяя по пластинкам специальными легкими палочками. Литавры- ударный музыкальный инструмент определенной высоты звука из семейства мембранофонов, представляет собой алюминиевый, латунный или медный корпус в форме котла, на который при помощи обруча натянута кожа. Настройка инструмента осуществляется 6 винтами, находящимися на обруче. Играют на литаврах легкими палочками, которые заканчиваются головками из ваты, губки или пробки.
Маракасы - ударный парный музыкальный инструмент латиноамериканского происхождения, представляет собой высушенный плод кокосового ореха, тыквы или маленькой дыни с рукояткой и наполненный камешками, сухими зернами маслин или песком. Современные маракасы изготавливают из тонкостенных деревянных, металлических или пластмассовых шаров и наполняют горохом или дробью. Звук извлекается встряхиванием и характеризуется острым шуршанием.
Маримба - ударный деревянный музыкальный инструмент африканского происхождения, представляет собой разновидность ксилофона и имеет металлические резонаторные трубки. Играют на нём палочками из палисандра с твердыми, средними и мягкими головками. Орган - клавишно-духовой музыкальный инструмент. Считается, что орган (гидравло - «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296 - 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы - в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок. Пандейра-ударный музыкальный инструмент, состоит из четырехугольной деревянной рамки с рейкой посредине, переходящей в ручку. Между боковыми сторонами рамки и рейкой вставлены 4-8 пар латунных тарелочек диаметром 4-5 см, насаженных на металлические стержни.
Плектр (медиатор), - деревянная, костяная, металлическая или пластмассовая пластинка, при помощи которой извлекают звук на щипковых инструментах. Свисток - музыкальный инструмент, состоящий из металлической трубки, на одном конце которой находится мундштук, а с другой стороны вставлен поршень с рукояткой. При движении поршня изменяется высота извлекаемого звука. Синтезатор - универсальный электронный музыкальный инструмент, представляет собой сложное сочетание множества функциональных узлов, которыми исполнитель управляет при помощи специального электронного устройства, вырабатывающего сигналы и состоящего из клавиатуры и пульта. Он позволяет имитировать звучание различных инструментов.
Саксофон - первый саксофон был сотворен бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот первый инструмент владел всеми характеристиками современного саксофона: имел металлический конический корпус, мундштук, который был заимствован у кларнета, одинарную трость и систему кольцевых клапанов Теобальда Бёма. Саксофон имел «змееобразную» форму.
Тамбурин - ударный музыкальный инструмент, состоящий из узкой деревянной обечайки в виде обруча шириной около 5 сантиметров обтянутого с одной стороны кожей и маленьких, свободно болтающихся тарелочек (реже бубенцов или звоночков), расположенных попарно, которые насажены на металлические стержни и закреплены в прорезях обруча. При игре на тамбурине тарелочки ударяются друг о друга, ритмично позвякивая.
Там-там - ударный металлический музыкальный инструмент разновидность гонга, азиатского происхождения. Тарелки - ударный металлический музыкальный инструмент, представляет собой монолитные округленной формы диски, сделанные из специального сплава, с выпуклостью в виде чашечки посредине, в центре которой находится небольшое круглое отверстие. Секретом изготовления настоящих турецких тарелок владеет уже более 350 лет турецкая семья, основавшая музыкальную фирму. Тарелки устанавливаются в свободно подвешенном состоянии на специальных кронштейнах, прикрепленных к большому барабану, или на подставках. Играют на тарелках палочками от малого барабана, а также литавр или метелками.
Темпл-блок - ударный деревянный музыкальный инструмент, изготовляется из твердых пород дерева, имеет округлую, грушевидную форму, внутри полый, с глубоким характерным щелевидным разрезом посередине.
Тимбалес - ударный музыкальный инструмент, представляет собой два небольших, напоминающих бонги, односторонних барабана, одинаковых по высоте и разных по размеру с латунным или медным корпусом. Барабаны соединены между собой небольшой колодкой и укреплены на вертикальном держателе. Играют на тимбалесе палочками от малого барабана и пальцами. Том-том - ударный музыкальный инструмент из семейства мембранофонов китайского происхождения, имеет вид цилиндра, обтянутого с одной или двух сторон кожей или пластиковой пленкой при помощи металлических обручей с находящимися на них винтами, которыми регулируется высота звука. В отличие от малого барабана, том-том всегда без пружин, но чаще всего имеет глушитель. На том-томе играют палочками от малого барабана, палками с мягкими колотушками или метелками.
Треугольник - ударный металлический музыкальный инструмент, представляет собой прут из железа или хромированной стали с сечением около 1 сантиметра, согнутый в виде незамкнутого равностороннего треугольника. Треугольники подвешивается в свободном состоянии за крючок на леске или держится в левой руке. Играют на треугольнике стальной палочкой без рукоятки длиной 22 сантиметра, которую держа её в правой руке.
Трещотка - ударный музыкальный инструмент, представляет собой деревянное зубчатое колесо, насаженное на деревянный или металлический стержень (соединенный с одной стороны с рукояткой) и помещенное в небольшую деревянную коробочку.
Звук извлекается путем вращения Перескакивая с одного зубца на другой, пластинка издает характерный сухой треск. Тромбон - медный духовой музыкальный инструмент, Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, получая хроматический звукоряд. В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны». Основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.
Труба - один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях - в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века. В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
Трубчатые колокола - ударный металлический музыкальный инструмент определенной высоты звука, состоящий из двух рядов латунных, медных или стальных небольшого диаметра и разной длины, свободно подвешенных на специальной раме и расположенных в хроматической последовательности. Звук извлекается ударом по верхнему краю соответствующей трубы деревянным молоточком с бочкообразной головкой, обтянутой кожей или резинок. Туба - медный духовой музыкальный инструмент, выполняющий функцию баса. Первые попытки создать медный духовой инструмент низкого регистра относятся ко второй четверти XIX века. До этого такую функцию выполнял серпент (серпент означает "змея"). Первый инструмент, похожий на тубу, был изготовлен в Берлине в 1835 Морицем, по указаниям придворного музыканта В. Випрехта. Современным видом туба обязана бельгийскому музыкальному мастеру Адольфу Саксу. Спустя несколько лет после своего создания «немецкая недоделка» попала к нему. Он экспериментально подобрал инструменту необходимые мензурные отношения, длину звучащего столба инструмента и добился великолепной звучности.
Тубафон - ударный музыкальный инструмент, по конструкции похож на колокольчики, но вместо пластин источником звука являются металлические трубочки разной величины, расположенные на соломенных валиках и соединенные между собой жилкой, струнами или шелковым шнуром. определенной высоты звука. Появился почти одновременно с вибрафоном.
Укулеле - струнный щипковый музыкальный инструмент, впервые появившийся на Гавайских островах. Представляет собой маленькую четырехструнную гитару.
Уошборд - ударный инструмент, представляющий собой обычную стиральную доску. Играют на уошборде пальцами, на которые надеты наперстки.
Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов, официальные источники датируют ее появление 35 - 40 тысяч лет до нашей эры. Но возможно этот удивительный музыкальный инструмент намного раньше. Праобразом современной флейты является обыкновенный свисток, звук в котором появляется при колебании воздушной струи воздуха, который рассекается об острый край дерева или другого материала, они изготавливались из глины, камня, дерева. Они существовали у большинства народов в качестве различных сигнальных приспособлений, детских игрушек и как музыкальные инструменты.
В дальнейшем в свистковой трубочке прорезались отверстия, зажимая которые можно было регулировать высоту звука. Хроматические лады образовывались с помощью пальцевых комбинаций и при закрытии отверстий на половину или на четверть. Повышение звука на октаву происходило с помощь увеличения силы и/или направления дыхания. Постепенно свистковая трубочка становилась длиннее, а отверстий становилось больше. Современные флейты подразделяются на несколько основных видов. Поперечная флейта была известна в Египте еще более пяти тысяч лет тому назад и до сих пор остается основным духовым инструментом на всем Ближнем Востоке. В Китае поперечная флейта известна более трех тысяч лет, в Индии и Японии более двух тысяч лет. На Руси разновидностью продольной флейты было свирель, но датировать ее появление не представляется возможным. Флексатон - ударный металлический музыкальный инструмент.
Появился в начале двадцатых годов ХХ века во Франции. Он представляет собой небольшую стальную, суженную к концу, пластинку на проволочной раме. Узкий конец пластинки отогнут, и к нему с обеих сторон прикреплены плоские стальные прутья, на конце которых свободно колеблются два твердых деревянных или металлических шарика.
Флюгельгорн - медный духовой музыкальный инструмент. Фортепиано - струнный, ударно-клавишный музыкальный инструмент, выполняющий мелодическую, гармоническую и ритмическую функции.
На рубеже XIX- XX веков фортепианная музыка становится очень популярной в барел-хаузах, где играли многие талантливые пианисты, впоследствии - известные джазовые музыканты. Наиболее интенсивного расцвета фортепианное искусство достигает во второй половине двадцатых годов. И в наше время фортепьяно является самым распространённым музыкальным инструментом.
Цилиндрическая коробочка - ударный деревянный музыкальный инструмент представляющий собой полую деревянную трубку с прорезями по краям. Посредине трубка охвачена металлической муфтой со струбциной, при помощи которой инструмент крепится к большому барабану, играют на ней палочками от малого барабана.
Чарльстон - ударный металлический музыкальный инструмент, изобретённый
ударником Виком Бертоном и сконструированный Кайзером Маршаллом во второй половине двадцатых годов. Чарльстон представляет собой специальное приспособление, установленное на треножное устройство, наверху которого одна под другой прикреплены в горизонтальном положении тарелки (диаметром около 35 сантиметров), обращенные внутренними сторонами друг к другу. Нижняя тарелка неподвижно прикреплена к металлическому стержню, пропущенному через трубу длиной 70 сантиметров и соединенному внизу с педалью. Челеста - ударно-клавишный музыкальный инструмент, представляющий собой деревянный корпус (похожий на маленькое пианино), в который вмонтирован фортепианный механизм с обтянутыми фильцем молоточками.
Чокало - ударный металлический музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства, представляющий собой цилиндр, наполненный каким-либо сыпучим материалом - дробью или зернами.
При игре чокало держат обеими руками в вертикальном или горизонтальном положении и встряхивают, вращают или постукивают по корпусу пальцами. Электроинструменты - музыкальные инструменты, в которых звуковые колебания, полученные механическим путем, усиливаются и затем поступают в акустическую систему. Идея создания электроинструментов принадлежит советскому ученому Льву Термену, сконструировавшему такой инструмент еще в 1920 году. Первым электроинструментом, получившим практическое применение, был орган, сконструированный американцем Лоуренс Хаммонд в 1929 году, а массовое производство огранов началось с 1935 года.
Во второй половине тридцатых годов появилась электрическая гитара, а затем скрипка, бас-гитара и пианино, рояль и с развитием электроники, появляются всё новые и новые музыкальные инструменты со стереоэффектами и объёмным звучанием и огромным спектров воспроизводимых звуков.

Введение

Мумзыка (греч. мпхуйкЮ, прилагательное от греч. мпэуб -- музза) --искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Музыка является одной из духовных потребностей человека. Мы даже не подозреваем, насколько глубоко она просочилась в нашу жизнь. Ей подвластно наше настроение, глубина эмоций и даже здоровье.

Не могу оставить без внимания загадочную смерть Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. До сих пор смерть Моцарта является предметом споров и все же считается, что погиб он от неизлечимой лихорадки. Но есть легенда, что Вольфганг погиб от своего реквиема. Якобы он писал его, осознавая, что пишет его для самого себя.

Так же музыка стимулирует нашу память. Нередко случается так, что прослушав определенную песню или музыку, вспоминается, что-то очень важное для нас, будь это воспоминание из детства или просто эмоции, которые мы давно не испытывали.

Каждый человек, по сути, умеет создавать мелодию. Будь это игра на пианино, флейте, гитаре или даже простой свист. Во всех фильмах, концертах, театральных сценах есть какие-либо мелодичные звуки. Зачем это делается? А затем, что бы мы лучше понимали, какие именно эмоции испытывает главный герой произведения.

Практически во все времена и у всех народов мира в качестве главного «средства исцеления» различных соматических заболеваний и психических состояний использовалась именно музыка. Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли, тем самым возвращает потерянную душу обратно в тело, достигая гармонии.

Возникает вопрос: какова история музыкальных инструментов, которые подарили нам это великое искусств, а конкретно русских народных?

Цель: Определить роль музыки и музыкальных инструментов на Руси.

1. Рассмотрим историю возникновения первого музыкального инструмента.

2. Рассмотрим историю древнерусских инструментов.

3. Рассмотрим принцип изготовления некоторых древнерусских музыкальных инструментов.

4. Народные традиции и роль музыкальных инструментов в них.

Основная часть

Первый музыкальный инструмент

На самом деле - это очень спорный вопрос. Разумеется, если подумать логично, первые мелодичные звуки издавал сам человек, а точнее живые организмы, те же птицы. Покопавшись во всемирной паутине, я понял, что однозначного ответа на этот вопрос я не найду, все статьи говорят о мифических существах и богах. И все же, я думаю, что еще древний человек придумал добывать звуки из подручных предметов. Скорее всего, он предназначался для общения и передачи сигнала друг другу, то есть этот инструмент должен был передавать знак тревоги и какие-нибудь сборы на коллективную охоту или войну. Самое простейшее музыкальное изобретение, которое пришло мне в голову - это ударный инструмент. Конечно, он не издает приятные ноты, но он создает ритм. Поэтому я буду придерживаться этой точки зрения.

Иднофон - так называется первый в классе ударных инструментов (Рисунок № 1). Он начал свое существование в период развития речи первобытного человека. Им подавали сигналы на сборы общины, сопровождали барабанными ритмами религиозные обряды, поднимали войнов по тревоге. Под барабанный аккомпанемент проводились различные ритуальные танцы. Четкие ритмы синхронизируют сознание, создают определенный общий настрой и даже погружают в транс.

Первые барабаны представляли собой полый ствол дерева определенного размера с натянутой на него шкурой животного. К барабану относились благословенно. За прикосновение к нему, без разрешения, человека могли убить. В Африке и сейчас существует обряд - в случае смерти барабанщика его барабан хоронят тоже, только на кладбище барабанов. Ударная группа инструментов - самая первая по возникновению и самая первая по количеству инструментов в группе. Это литавры, ксилофоны, виброфоны, металлофоны, различные тарелки, перкуссин и собственно барабаны различных размеров.

Зажигательные ритмы, которые добавляет в музыку самый древний музыкальный инструмент, будят спящую энергию внутри человека, заставляя ее бить ключом, вибрировать и отзываться на вечные ритмы жизни.

На Руси все без исключения ударные назывались бубнами, а игру на ударных называли «бряцанием» или «ударянием».

Первые убедительные свидетельства о музыкальных опытах относят к эпохе палеолита, когда человек научился изготовлять инструменты из камня, кости и дерева, чтобы с их помощью производить различные звуки. Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости, и этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов. Также изготавливали погремушки из черепов, ко­торые заполнялись семенами или сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию.

Самыми древними музыкальными инструментами были ударные. Иднофон - древний ударный инструмент - возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка - это прежде всего ритм.

Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты (20 000 лет до н. э,). В ней были выбиты боковые отверстия, и принцип звукоизвлечения был тот же, что и у современных флейт.

Струнные инструменты также были изобретены в глубокой древности. Изображении древних струнных сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство из которых находится в Пиренеях, Так, в пешере Cogul рядом представлены «танцующие» фигуры, «несущие смычки». «Игрок на лире» ударял по струнам ребром кости или дерева, извлекая звук. Любопытно, что в хронологии развития изобретение струнных инструментов и танец занимают одно временное пространство.
В это время появляется аэрофон - инструмент из кости или камня, внешний вид которого напоминает ромб или наконечник копья.

В отверстия в дереве продевали и закрепляли нити, после чего музыкант рукой проводил по этим нитям, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул. Чаще всего играли на аэрофоне по вечерам. Звук, исходящий от этого инструмента, напоминал голос духов. Этот инструмент был усовершенствован в эпоху мезолита (3000 лет до н. э.). Появилась возможность звучания двух и трех звуков одновременно. Этого достигали, вырезая вертикальные отверстия. Несмотря на примитивность способа изготовления подобных инструментов, такая техника долго сохранялась в некоторых частях Океании, Африки и Европы.

Среди музыкальных инструментов, используемых древними цивилизациями, мы находим духовые: флейты (tigtigi) и гобой (abub). Мы знаем, что население Месопотамии, подобно египтянам, обладало высокой техникой изготовления духовых инструментов из тростника. Они модифицировали инструменты на всем протяжеРЅии существования своей цивилизации. Вскоре наряду с флейтой был изобретен пишик, который способствовал появлению гобоя. В этом инструменте звук извлекался с помощью быстрой вибрации воздуха в пищике, а не от ударов потоков воздуха по мундштуку, как это происходит в флейтах. Из струнных широко использовалисьлиры (algar) и арфы (zagsal), которые имели еще очень небольшие размеры

Часто корпус музыкального инструмента был расписан. Подтверждение этому мы видим на экспонатах, найденных в гробницах государства Ур (2500 лет до н.э.). Один из них находится в Британском музее. Поражает также множество ударных инструментов. Об этом часто свидетельствует иконография, ба­рельефы, посуда, вазы, стелы. Как правило, роспись на них указывает на использование больших барабанов и маленьких литавр, а также кастаньет и систров. На более поздних экспонатах встречаются также цимбалы и колокольчики.

Инструменты и репертуар передавались по наследству следующим поколениям, жившим на территории Месопотамии. К 2000 г. до н.э. ассирийцами была усовершенствована арфа и соР·дан прообраз первой лютни (pantur).