Писатель федин константин биография. Творческая биография

Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2

Федин, Константин Александрович

— советский писатель. Род. в Саратове. Отец из крестьян, впоследствии был торговцем. Федин окончил коммерческое училище в Козлове. С 1911 по 1914 учился в Московском коммерческом ин-те. С 1914 по 1918 — гражданский пленный в Германии. С 1918 работал в Наркомпросе, редактировал ряд газет и журналов, служил в Красной армии. С 1921 занялся исключительно лит-ой работой. В этом же году вступил в литературное объединение «Серапионовы братья». С 1934 — член президиума ССП.

Первые литературные опыты Ф. относятся к 1910. В 1913—1914 в «Новом Сатириконе» напечатал «Мелочи». Широкую популярность Ф. приобрел после выхода из печати романа «Города и годы» . В 1939 награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Путь творческого развития Ф. во многом типичен для ряда советских писателей. Начав с отрицания мира прошлого, Ф. пришел к утверждению революции, дающей выход из «окуровских» тупиков, из глухих, заброшенных «пустырей».

Первый сборник Ф. носит символический заголовок «Пустырь» . На бесплодных «пустырях» уездных городов старой России живут, или, вернее, прозябают жалкие обыватели, чудаки, неудачники. Галерею этих людей, искривленных жизнью, с их мелкими, порой ненормальными, страстишками и зарисовывает Ф. в своих ранних рассказах («Анна Тимофевна», «Рассказ об одном утре» и др.). В этих произведениях, выдержанных преимущественно в манере сказа, своеобразно сочетаются простые народные образы с вычурными, декадентскими. Это эклектическое соединение различных стилистических приемов особенно ярко проявилось в повести «Анна Тимофевна» .

«Города и годы» — роман о путях интеллигенции в революции. Центральный образ романа — Андрей Старцев — пассивный, запутавшийся в противоречиях гуманист-интеллигент, «с тоской ждавший, чтобы жизнь приняла его». Развенчивая своего героя, Ф. утверждает обреченность и неизбежность гибели той части интеллигенции, к-рая не может выйти из индивидуалистического тупика. Тем не менее автор сочувствует своему герою, не нашедшему своего жизненного пути, относится к нему с жалостью и скорбью.

В противовес Старцеву контрастирующие с ним образы большевиков, Курта и других партийцев, говорящих готовыми формулами, даны обезличенно. Ф. стремится разрешить в романе ряд социально-исторических проблем, выясняя причины возникновения мировой войны, революции и т. д. Пацифистское осуждение войны, романтическое восприятие революции характерно для Ф. на данном этапе его творческого пути.

Роман Ф. сложен и в отношении стиля. Художественно более самостоятельный, чем ранний сборник рассказов, роман «Города и годы» представляет своеобразное сочетание психологически насыщенного повествования с авантюрной интригой. Повествование нередко прерывается развернутыми отступлениями автора, написанными в приподнято-патетическом тоне, иногда ритмической прозой с обилием лирических восклицаний, риторических вопросов и т. д. Патетическое напряжение романа создается также благодаря ряду описаний, носящих символически обобщенный характер, выдержанных в торжественном тоне. Ядовито-саркастический тон лирических отступлений автора, в которых он стремится к разоблачению мировой войны, немецкой буржуазии, немецкого филистерства, сменяется романтически приподнятым там, где он стремится передать пафос революции.

Следующий цикл произведений Федина по своей идейно-тематической сущности резко отличается от романа «Города и годы». В рассказах «Наровчатская хроника», «Мужики», «Тишина» и др. Ф. возвращается к миру и героям «Пустыря». Сплетение анекдотического и трагического характерно для этих рассказов. Вне времени, вне исторической действительности живут эти чудаки — обыватели провинциальных городов. Несмотря на революцию, они не меняют облика, не нарушают своей жизни и привычек.

Особенно выделяется рассказ «Трансвааль» с монументальной фигурой кулака-культуртрегера Сваакера, соединившего в, себе, по словам Ф., «черты Фомы Опискина и Квазимодо». Образ фединского кулака, который «все может», который держит в повиновении всех соседних крестьян, вырастает в рассказе Ф. в абстрактно-символический образ. В «Трансваале» Ф. искаженно представляет послереволюционную деревню, противопоставляя «всемогущество» кулака якобы обезличенной, пассивной толпе крестьян.

К теме «интеллигенция и революция» Ф. возвращается в романе «Братья» , посвященном в основном проблемам искусства. Центральная фигура романа — один из братьев, музыкант Никита Карев — близок Андрею Старцеву. Как и Старцев, он живет в своем замкнутом, «обособленном» мирке. Но если в «Городах и годах» Ф. с самого начала подчеркивает обреченность Старцевых, то для индивидуализма Никиты Карева писатель находит оправдание. Одиночество музыканта, его «скорбный музыкантский послух» дают ему возможность создать величайшую «симфонию-роман, запечатлевшую на себе все то великое, что принесла нам революция».

Тезис об особом «избранническом» пути художника, о трагедийности подлинного искусства является идейным стержнем романа. Роман «Братья», композиционно напоминающий «Города и годы» (те же временные сдвиги, многопланность, лирические отступления автора и т. д.), построен по принципу стилевых контрастов. Реалистически-бытовая струя, к-рая особенно ярко выявляется в описании семейства Каревых, «смурского мира», контрастирует с мистико-трагической линией романа, связанной с судьбой Никиты Карева, живущего в постоянном предчувствии, «в молчаливом ожидании катастроф».

Роман Ф. «Похищение Европы» отражает борьбу двух миров, двух систем, двух культур, оканчивающуюся победой социалистического мира над капиталистическим. Интерес Ф. к социальным проблемам в этом произведении выступает еще резче, чем в прежних. Личная интрига здесь в большей степени, чем в ранних произведениях, подчинена общественно-политическим вопросам. Мир обреченной на гибель капиталистической Европы (I кн.) показан «глазами большевика» Рогова. Мир обновленной, крепнущей Страны Советов (II кн.) дан в восприятии капиталиста, голландского короля леса Ван-Россума. Образ Филиппа Ван-Россума получился значительно полнокровнее, чем нечеткий образ Рогова, этого интеллигента, готового участвовать в строительстве социализма, но еще не утратившего своих индивидуалистических черт. Картины Западной Европы — кризиса, безработицы, забастовки, биржевого ажиотажа — в романе вышли рельефнее, чем изображение строительства Страны Советов.

Имеющиеся в повествовании полемические диалоги, рассуждения, речи отчетливо обнажают идейный замысел произведения, но органически не врастают в его художественную ткань. Этот недостаток романа особенно остро чувствуется во второй книге.

В последнем своем произведении «Я был актером» , построенном на автобиографическом материале, Ф. возвращается к теме Германии периода империалистической войны, теме, затронутой в «Городах и годах». Но уже не сложная социально-философская проблематика, а реалистическое живописание быта немецкого захолустного городка, полубогемных, полумещанских нравов провинциального театрика в центре внимания автора.

В последних произведениях Ф. постепенно освобождается от «орнаментализма», «увлечения словесной игрой», от «ритмической прозы», «легкого бреда сказом» — этой, по выражению самого Ф., «литературной кори», которой «переболело большинство писателей» его «поколения», и переходит к более простому, свободному от вычурности и витиеватости языку. Усиление реалистических тенденций — такова закономерная эволюция творчества Ф., характерная для ряда советских писателей.

Библиография : I. Coбp. соч. в 4-х тт., изд. «Прибой», Л., 1927; то же, ГИХЛ, М. — Л., 1929—1930 (т. I. Пустырь. Повести и рассказы; т. II. Города и годы. Роман; т. III. Трансвааль. Повести и рассказы; т. IV. Братья. Роман); Трансвааль. Рассказы, Гиз, М. — Л., 1927; Старик, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1930; Повести и рассказы, Изд-во писат. в Ленинграде, [Л.], 1933; изд. 2-е, «Сов. писатель», М., 1936; Похищение Европы. Роман, кн. I, Л., 1934, и кн. II, Л., 1935 (неск. изд.). Я был актером. Повесть, «Сов. писатель», 1937. Статьи: Как я работаю, «Литературная учеба», 1930, No 4; Язык литературы, «Литературная учеба», 1933, NoNo 3—4; Автобиография: «Писатели», под ред. В. Лидина, «Современные проблемы», М., 1926.

Л. Поляк.

"Литературная энциклопедия" (т. 1-9, 11, 1929-39, неконч.).

Фе дин, Константин Александрович

Род. 1892, ум. 1977. Писатель. Участник объединения «Серапионовы братья». Произведения: «Города и годы» (роман, 1924), «Братья» (роман, 1927—28), «Первые радости» (трилогия, 1945), «Необыкновенное лето» (роман, 1947—48), «Писатель, искусство, время» (1957), «Костер» (роман, 1961—65), «Горький среди нас» (1941—68) и др. В 1959—71 гг. первый секретарь Союза писателей СССР, председатель правления Союза писателей СССР (с 1971 г.). Лауреат Государственной премии СССР (1949). Действительный член АН СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1967).

Писатель Федин Константин Александрович родился в городе Саратове в 1892 году. Он также был журналистом, спецкором. Работал в Союзе писателей первым секретарем, а позже и председателем правления. Был избран членом АН СССР и получил звание Героя соцтруда. Более подробная информация о биографии Константина Федина размещена ниже.

Юные годы

Константин Федин, фото которого представлено в статье, рос в семье хозяина магазина, продававшего писчебумажные товары. Писательская стезя привлекала его с самого детства. Не желая становиться коммерсантом (на чем настаивал отец), он дважды сбегал из дома. Но в 1911 году стал студентом коммерческого института в Москве.

В 1913 впервые были опубликованы сатирические рассказы Федина. По окончании третьего курса он уезжает в Германию, где изучает немецкий язык. Чтобы зарабатывать деньги, играет на скрипке. Там его застает война. До 1918 г. Константин живет в Германии, будучи гражданским пленным, выступает на театральных подмостках.

Возвращение

Осенью 1918 года он возвратился в Москву, где служил в Наркомпросе. В 1919-м был секретарем горисполкома в городе Сызрани, редактором журнала «Отклики» и газеты «Сызранский коммунар». Осенью того же года Константина Федина направили в Петроград, в политотдел кавалерийской дивизии. Он вступил в РКП (б) и печатался в «Петроградской правде». В 1921 году, весной, стал членом содружества «Серапионовы братья», а затем становится членом редколлегии в журнале «Книга революции».

В этом году Федин вышел из партии, мотивировав этот шаг необходимостью полностью отдаться писательству. С 1921-го по 1929-й он работал в различных редакциях и издательствах в качестве секретаря, ответственного секретаря, члена и председателя правления. А также писал рассказы и повести. За рассказ «Сад» в Петрограде в рамках конкурса «Дом литераторов» ему присвоена первая премия.

Лучшие романы

В этот период он написал два своих наиболее высоко оцененных романа. К ним относится «Города и годы», а также «Братья». В первом из них отражены впечатления писателя о жизни в Германии в годы Первой мировой войны и тот опыт, который он приобрел в гражданскую. Второй роман повествует о России в годы революции.

Оба произведения рассказывают о судьбах представителей интеллигенции в революции. Читателями они были восприняты с воодушевлением как в России, так и за ее пределами. Они были переведены на польский, немецкий, французский, чешский, испанский языки.

Болезнь и выздоровление

В 1931 году Константин Федин заболел туберкулезом в тяжелой форме и до зимы 1932 года лечился в Швейцарии и Германии. До 1937 г. он жил в Ленинграде, после чего переселился в Москву. В 1935 г. вышел его роман «Похищение Европы». Это был первый в советской литературе политический роман.

За ним в 1940 году последовал «Санаторий Арктур», основанный на впечатлениях от пребывания в туберкулезном санатории в Давосе. В этом романе показано выздоровление героя, являющегося советским подданным. Оно происходит на фоне западного экономического кризиса и прихода фашистов к власти, что по замыслу автора должно символизировать преимущество советского строя.

Последующие произведения

С осени 1941 г. по начало 1943 г. Константин Федин жил с семьей в городе Чистополе в эвакуации. В 1945-46 гг. он был специальным корреспондентом «Известий» на Нюрнбергском процессе.

В военные годы он писал очерки, содержавшие впечатления, полученные в поездках в прифронтовые области, освобожденные от немецкой оккупации. Тогда же им была написана книга воспоминаний под названием «Горький среди нас». Она посвящена литературной жизни в Петрограде в 20-х годах прошлого века, литобъединению «Серапионовы братья». А также роли, которую довелось сыграть Максиму Горькому в судьбе некоторых молодых писателей.

Это произведение не единожды было подвергнуто самой жесткой официальной критике. Писателю вменялось искаженное изображение образа А. М. Горького. Без сокращений книгу напечатали только в 1967 г.

Последние годы

В 1947-1955 гг. Константин Федин руководил секцией прозы в Московском отделении союза писателей. А с 1955 по 1959 год был в нем председателем правления. В 1959-71 гг. он уже первый секретарь, а в 1971-77 гг. - председатель правления Союза писателей СССР. В 1958-м его избирают академиком в Академию наук СССР по Отделению языка и литературы.

Первой женой Константина Александровича была Федина Дора Сергеевна, годы жизни которой 1895-1953. Она работала в частном издательстве Гржебина в качестве машинистки. В этом браке родилась дочь Нина, ставшая актрисой.

Михайлова Ольга Викторовна (1905-1992) - так звали вторую, гражданскую жену писателя.

Умер Федин Константин Александрович в 1977 году. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, Федин проявлял активную общественную позицию. Много раз он выступал как защитник права писателя пользоваться свободой в своем творчестве. А также отстаивал традиции, присущие великой русской литературе.

Но в послевоенное время он в соответствии с занимаемыми им высокими постами занимает все более умеренную позицию относительно самых острых моментов, возникающих в литературной жизни СССР. Он стал полностью одобрять линию партии и правительства

Федин не стал защищать Пастернака, с которым он до времени гонений на последнего дружил в продолжение двадцати лет. Он отсутствовал на похоронах Бориса Леонидовича, что объяснялось тяжелой болезнью «руководителя советской литературы».

А также Константин Александрович был противником публикации романа «Раковый корпус» Солженицына. При этом ранее он одобрил публикацию «Одного дня Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир». Еще им было подписано письмо о Сахарове и Солженицыне, составленное в 1973 г. и отправленное в газету «Правда».


Федин Константин Александрович
Родился: 12 (24) февраля 1892 года.
Умер: 15 июля 1977 года.

Биография

Константин Александрович Федин (12 (24) февраля 1892, Саратов - 15 июля 1977, Москва) - русский советский писатель, первый секретарь (1959-1971) и председатель правления (1971-1977) Союза писателей СССР. Герой Социалистического Труда (1967).

Ранние годы

Родился 12 (24 февраля) 1892 года в Саратове в семье владельца писчебумажного магазина. С детства был увлечён писательством. Не желая идти «в коммерсанты», не раз убегал из дома. В 1911 году всё же поступил в Московский коммерческий институт. В 1914 году был направлен в Германию для усовершенствования немецкого языка. Начало Первой мировой войны (1914-1918) застало и задержало Федина в Германии. В качестве гражданского пленного имел возможность жить и работать в разных городах страны, был на разных работах, в том числе актёром.

Вернувшись в Россию в конце 1918 года, Федин попал в город Сызрань Симбирской губернии. В феврале 1919 года организовал и редактировал литературно-художественный журнал «Отклики», сотрудничал в газетах: «Известия Сызранских Советов», «Алый путь», «Сызранский коммунар». В Сызрани написал свои первые рассказы: «Счастье» и «Дядя Кисель». Последний был премирован в Москве на конкурсе «РОСТА» и привлёк внимание А. М. Горького.

В Сызрани писатель почерпнул обширный материал для последующего творчества. В романе «Города и годы» черты старой Сызрани показаны в изображённом уездном городе Семидоле. Написанный в 1921 году рассказ «Сад» также навеян сызранскими впечатлениями. События романа «Необыкновенное лето» разворачиваются на Волге в 1919 году. «Восемь месяцев сызранской жизни заняли большое место в моей писательской судьбе», - так впоследствии отозвался Федин о пребывании в Симбирской губернии.

С 1921 года участник литературной группы «Серапионовы братья». Заграничные впечатления и поиски «Серапионов» в области «сюжетонаполнения» во многом определили характер первого и наиболее известного романа Федина «Города и годы» (1922-24) - актуального для своего времени высказывания на тему «Интеллигент и революция». Федин продолжал жить в Ленинграде (проспект Володарского, 33) до 1937 года, потом переехал в Москву.

В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

Во время Великой отечественной войны, будучи в эвакуации в городе Чистополь, он в комнате Пастернака, как-то заявил в присутствии нескольких человек: «Что вы говорите о будущем нашей литературы? Нет у нас никакого будущего! Для меня этот вопрос давно решен с приходом большевиков». На его примере решили проучить остальных, вызвали в Политбюро – несмотря на то, что идет война! – однако ругали не за эти слова, а за воспоминания о Горьком – совершенно невиннейшие, которые были написаны в Чистополе. Он находился в ужасном состоянии долгое время. Когда его жена Дора Сергеевна прибежала к Фадееву: «Что вы с ним сделали?», он ответил: «Да пусть не болтает что попало. В Чистополе наговорил черт знает что – вот это и аукнулось спустя два года». И он посоветовал Доре Сергеевне взять мужа в охапку и заставить писать то, что надо. После этого Федин написал трилогию «Первые радости», «Необыкновенное лето» и «Костер» – не самое его лучшее, но за них он получил три сталинских премии и себя реабилитировал»

В 1933-35 годах Федин работает над романом «Похищение Европы» - первым в советской литературе политическим романом. В романе «Санаторий „Арктур“» (1940) использовал тему «Волшебной горы» Томаса Манна в пропагандистских целях, противопоставив «здоровый» СССР «гнилому» Западу.

В 1959 году избран главой Союза писателей. Закончил творческий путь классиком советской литературы (трилогия «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1947) и «Костёр» (1961)).

В 1957 году К. А. Федин написал мемуарную книгу «Писатель, искусство, время». В начале 1940-х - «Горький среди нас», неоднократно переиздававшуюся вплоть до 1977 года. В 1958 году избран академиком АН СССР. Умер 15 июля 1977 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

Критика

Участвовал в травле Б. Л. Пастернака, резко выступил в Секретариате Союза Писателей против публикации романа Солженицына «Раковый корпус», а также подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

многократно предал собственную серапионовскую юность, младшего товарища Лунца (чье «Избранное» при советской власти так и не пробил в печать), а также старшего друга Пастернака, на которого одно время молился. Его чрезвычайно гнилая роль в истории предсмертной травли Пастернака многократно описана, он не имел даже мужества выйти из дому в день его похорон (а сколько раз Пастернак его защищал во время разноса тех же «Братьев», как перехваливал, как тушил пожар на фединской даче в 1951 году!)
- Дмитрий Быков

Награды и звания

Герой Социалистического Труда (1967)
Сталинская премия первой степени (1949) - за романы «Первые радости» (1945) и «Необыкновенное лето» (1947-1948)
четыре ордена Ленина (1962, 1967)
орден Октябрьской Революции
два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1952)
медали, а также два ордена ГДР

Память

Именем Константина Федина названа одна из площадей Саратова, а также улицы в Москве (Северное Измайлово) и Чебоксарах, Чувашия.
Музей Константина Федина в Саратове
Памятник К. А. Федину в Саратове. Скульпторы Кибальников А.П., Протков В. Н. ; архитектор Менякин Ю. И..

(1977-07-15 ) (85 лет) Место смерти Гражданство (подданство) Род деятельности писатель, журналист, специальный корреспондент Годы творчества - Направление социалистический реализм Жанр проза, роман , повесть Язык произведений русский Премии Награды Произведения на сайте Lib.ru Медиафайлы на Викискладе

Константи́н Алекса́ндрович Фе́дин (12 (24) февраля , Саратов , Российская империя - 15 июля , Москва , СССР) - русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент. Первый секретарь (1959-1971) и председатель правления (1971-1977) Союза писателей СССР . Член АН СССР и Немецкой академии искусств (ГДР) * (1958). Герой Социалистического Труда (1967).

Биография и творчество

Первые публикации относятся к 1913 году – сатирические «мелочи» в «Новом сатириконе ». Весной 1914 года, окончив 3-й курс, уезжает в Германию для совершенствования в немецком языке, где его застала Первая мировая война ( -). До 1918 года живёт в Германии на положении гражданского пленного, работает актёром в городских театрах Циттау и Герлица . В сентябре 1918 года возвращается в Москву, служит в Наркомпросе . В 1919 году живёт в Сызрани, работает секретарём городского исполкома, редактирует газету «Сызранский коммунар» и журнал «Отклики». В октябре 1919 года мобилизован и направлен в Петроград в политотдел Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии, где служил до перевода в редакцию газеты 7-й армии «Боевая правда»; вступает в ряды РКП(б). Печатается в «Петроградской правде».

Весной 1921 года Федин входит в содружество «Серапионовы братья »; назначается ответственным секретарём, а вскоре и членом редколлегии журнала «Книга и революция ». В этом же году Федин выходит из партии, объяснив это необходимостью «все силы отдать писательству». 1921–1922 гг. - секретарь редакции Государственного издательства в Петрограде; член правления писательской артели «Круг» и кооперативного издательства «Круг» (1923–1929); ответственный секретарь журнала «Звезда» (1924–1926); председатель правления «Издательства писателей в Ленинграде» (1928–1934). В 1920-е годы Фединым написаны повести «Анна Тимофевна» (1921–1922), «Наровчатская хроника» (1924–1925), «Мужики» (1926), «Трансвааль» (1925–1926), «Старик» (1928–1929), ряд рассказов. За рассказ «Сад» (1921) Федин получил первую премию на конкурсе «Дома литераторов» в Петрограде.

Дом, в котором жил писатель Федин

В эти же годы им написаны два его лучших романа: «Города и годы », в котором отразились впечатления о жизни в Германии в годы Первой мировой войны и опыт гражданской войны в России и «Братья» – роман о России революционной поры. Оба романа посвящены судьбам интеллигенции в революции и были с воодушевлением восприняты читателями как в России, так и за рубежом (с 1926 по 1929 гг. романы были изданы в переводах на немецкий, польский, чешский, испанский, французский языки). О «Братьях» Стефан Цвейг писал Федину 10 декабря 1928 года: «Вы обладаете тем, что так непонятно большинству в русских художниках (и чего я, к моему сожалению, совершенно лишён),- великолепной способностью изображать, с одной стороны, народное, совсем простое, человеческое, и одновременно создавать изысканные артистические фигуры, раскрывать духовные конфликты во всех их метафизических проявлениях» .

Заболев тяжёлой формой туберкулёза лёгких, с сентября 1931 по ноябрь 1932 года Федин лечится в Давосе (Швейцария), а затем в Санкт-Блазиене (Германия). В 1933–1934 гг. как член оргкомитета Федин участвует в подготовке Первого Всесоюзного съезда писателей . До 1937 года Федин продолжал жить в Ленинграде (Литейный проспект, 33), потом переехал в Москву. В 1933-1935 годах работает над романом «Похищение Европы» - первым в советской литературе политическим романом. Роман «Санаторий „Арктур“» (1940), написанный по впечатлениям от пребывания в санатории для туберкулёзных больных в Давосе, тематически перекликается с «Волшебной горой» Томаса Манна. Выздоровление героя - советского подданного - на фоне находящегося под гнётом экономического кризиса Запада накануне прихода к власти фашистов символизирует преимущества советского строя.

В годы войны, с октября 1941 по январь 1943 год, живёт с семьёй в эвакуации в городе Чистополь. С ноября 1945 по февраль 1946 года - специальный корреспондент газеты «Известия» на Нюрнбергском процессе . В годы войны им написаны три цикла очерков по впечатлениям от поездок на прифронтовые и освобождённые от оккупации области, а также книга воспоминаний «Горький среди нас» о литературной жизни Петрограда начала 1920-х годов, о группе «Серапионовы братья» и роли, которую играл Горький в судьбах начинающих писателей. Книга неоднократно подвергалась жёстокой официальной критике за искажение образа Горького и в полном объёме была напечатана лишь в 1967 году. К. И. Чуковский писал об этой книге «Словом, как ни смотри, с какой стороны ни подойди, это вершинная книга из всех современных мемуарных. Книга классическая. И я рад, что она избавлена от прежних увечий» .

Начиная с 1943 года работает над трилогией «Первые радости» (1943–1945), «Необыкновенное лето» (1945–1948), «Костёр» (начат в 1949; вторая книга осталась незаконченной). В 1957 году вышел сборник «Писатель, искусство, время» (1957), включивший в себя публицистические статьи о писательском труде и очерки о писателях классиках и современниках. Об этой книге Борис Пастернак писал Федину: «Я с большим опозданием начал читать твою книгу, и спешу сказать тебе о восторге, охватившем меня с первых страниц… Также хороши как Пушкин, почти все «Вечные спутники». Неожиданно хороша статья об Эренбурге, в том же почти уровне. О Блоке и Зощенке – с какими-то препятствиями, без такого сквозного, победоносного бушевания…» .

С 1947 по 1955 годы Федин - руководитель секции прозы, а затем председатель правления (1955–1959) Московского отделения Союза писателей СССР . Первый секретарь (1959–1971) и председатель правления (1971–1977) СП СССР.

В 1958 году Федин был избран академиком АН СССР по Отделению литературы и языка. В 1968 году выдвигался на Нобелевскую премию , но Шведская академия, сочтя, что основные литературные заслуги писателя «отстоят слишком далеко по времени», не стала всерьёз рассматривать его кандидатуру .

Критика

Семья

Фото

Памятник К. А. Федину в Саратове Могила Федина на Новодевичьем кладбище Москвы Оригинальная почтовая марка к 100-летию со дня рождения Федина . Россия , .

Награды и звания

Память

  • Именем Константина Федина названа одна из площадей Саратова, а также улицы в Москве (Северное Измайлово) и Чебоксарах, Чувашия .
  • Памятник К. А. Федину в Саратове. Скульпторы А. П. Кибальников , В. Н. Протков; архитектор Ю. И. Менякин .
  • Саратовский государственный педагогический институт имени К. А. Федина.
  • Одна из улиц Сызрани носит название ул. Константина Федина.

Киновоплощения

  • - Фурцева - Анатолий Яббаров

Примечания

  1. Федин Константин Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.

Константин Александрович Федин (родился в 1892, умер в 1977году) - советский литератор, общественный деятель, награжден сталинской премией, герой соц. труда.

Биография Константина Александровича Федина

Константин родился в Саратове 12 февраля 1892 года. Отец Кости был хозяином писчебумажного магазина. Уже с детских лет Федин увлекался литературой и писательством. Отец хотел сделать Константина коммерсантом, но тот не хотел такой карьеры и убегал из дома. Однако в 1911 г. он всё же подчинился и поступил в коммерческий институт города Москвы. В 1914 г. его направили в Германию для улучшенного изучения немецкого языка. Первая мировая война застала Константина в Германии. Он был гражданским пленным, что давало ему право на любую работу в пределах Германии. Он сменил много профессий и даже был актёром.

В конце 1918 году Федин возвращается в Россию. Константин попал в город Сызрань. В 1919 году по его инициативе был создан художественно-литературный журнал «Отклики».

Также Константин работал в газетах «Сызранский коммунар», «Алый путь». Там же, в Сызрани, он написал свои первые произведения: «Дядя Кисель» и «Счастье». Рассказ «Дядя Кисель» был хорошо воспринят читателями, получил литературную премию и понравился Горькому. Сызранская жизнь дала Федину много материала для дальнейших произведений. Все сызранские черты можно увидеть в книге «Города и годы», в которой автор описывал вымышленный город Семидол. Также сызранские мотивы можно увидеть в рассказе сад, который был написан в 1921 году. В произведении «Необыкновенное лето» весь сюжет развивается в 1919 году на берегах Волги. Уже в зрелые годы Федин написал, что восемь месяцев проведённых в Сызрани значительно повлияли на его писательскую карьеру.

В 1921 году Константин был участником литературного объединения «Серапионовы братья». Впоследствии на рассказы Федина значительно повлияли заграничные путешествия и идеи этого литературного кружка. Проследить это влияние можно в произведении «Города и годы». Эта книга, описывает сложный период гражданской войны и революции. Однако интересна она тем, что все события в книге происходят в обратной хронологической последовательностями.

В 1927 году, совместно с несколькими писателями, он пишет книгу «Большие пожары», которую вскоре опубликует журнал «Огонёк». С 1933 по 1935 год Константин пишет произведение «Похищение Европы». Данная книга была первым политическим романом, на территории молодого советского союза.

В 1940 году он пишет произведение «Санаторий „Арктур"», которое основано на книге Т. Мана «Волшебная гора». Федин противопоставляет здоровый советский союз гнилому западу.

В 1958 году он становится академиком АН СССР, потом членом правления союза писателей СССР (1971-77гг). Он был участником травли Пастернака и подписал критическое письмо в газету «Правда», которое описывало деятельность Сахарова и Солженицына.

В конце жизни был признан советским литературным классиком, написал книги «Необыкновенное лето», «Первые радости», «Костёр».

Федин скончался в 1977 году 15 июля. Похоронили писателя на Новодевичьем кладбище города Москвы.

В честь него названы улицы в Чебоксарах, Москве и также площадь в Саратове.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Федина Константина Александровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.