Питер де Хох. Мать кормит младенца

Великие полотна, выполненные кистью этого художника, сегодня считаются одними из самых ценных экспонатов коллекции мирового искусства, но многие факты его биографии до сих пор скрыты от глаз современного поколения.

Голландский живописец Питер де Хох (Pieter de Hooch, 1629-1684) был последователем дельфтской школы и, подобно , в своем творчестве сделал выбор в пользу изображения повседневного быта и экспериментов со светом.

Ему удалось достичь известности в художественном мире, хотя изначально его судьба могла сложиться совершенно иначе.

Родившись в семье каменщика и повитухи, мальчик должен был освоить профессию отца, чтобы в будущем обеспечить куском хлеба себя и своих стареющих родителей. Безусловно, тогда никто не замечал таланта ребенка, и речь не заходила о том, чтобы отправить его учиться изобразительному искусству. Все изменилось, когда подросший и окрепший Питер принял собственное волевое решение.

В 17 лет юноша перебрался из Роттердама в Харлем и поступил в мастерскую известного живописца Николаса Берхема, который был всего на девять лет старше своего ученика. Казалось бы, из-за незначительной разницы в возрасте молодые люди должны были хорошо понимать друг друга. Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема. Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. Да и с тем, что подмастерья не искали собственный стиль, а копировали картины своего учителя, Питер не мог смириться. За два года итальянские ландшафты и пасторальные сценки настолько надоели юному мастеру, что он не возвращался к этим сюжетам на протяжении всего творчества.

В 1648 году Хох ушел из мастерской Берхема и пару лет перебивался с хлеба на квас, отдавая себя совершенствованию мастерства. Несколько позже примером для него стали харлемские жанристы из круга , от которых он перенял любовь к бытовым и военным сценам. Под влиянием этого интереса на свет появились многочисленные картины, которые предваряли появление «двориков» и «интерьеров».

В 1650 году Питер поступил на службу к Юстусу де ла Гранже. При богатом торговце тканями Хох выполнял сразу две работы: отменно справлялся с обязанностями камердинера и писал картины, которые так любил коллекционировать Юстус. Подобная двойная жизнь нравилась Питеру, а отношения с хозяином оставались хорошими на протяжении десяти лет. Поэтому художника не смущало, что днем он чистил костюмы де ла Гранже, а вечером писал для него настоящие произведения искусства.

Питеру не нужно было думать о том, что завтра есть и где жить. Вдобавок к этому художник получил еще один приятный и немаловажный для развития творческого потенциала бонус в виде путешествий по миру. По торговым делам Хох вместе с де ла Гранже посетил Гаагу, Лейден, Амстердам и Делфт, где не только заводил важные деловые знакомства, но и привозил целый «багаж» впечатлений. Хотя последние редко находили сюжетное воплощение в творчестве Питера.

К концу 1650 года Юстус де ла Гранже переехал в Делфт, куда за хозяином последовал и Питер де Хох. Именно здесь мастер написал свои лучшие работы, где заметен его повышенный интерес к перспективе и пространственной организации композиции, которых были лишены его первые полотна.

Отныне палитра художника состояла преимущественно из светлых или коричневых тонов, точная выверенность светотеневых и цветовых соотношений усиливали ощущение пространства и наличия воздушной среды, а излюбленной композицией Питера стал вид из окна или двери на природу или другой дворик.

В Делфте художнику приходилось не так просто, как кажется. Он по-прежнему жил в доме Юстуса де ла Гранже, привел туда свою молодую жену и там же воспитывал многочисленных детей, которые рождались один за одним. Чтобы прокормить семью и окончательно не сесть на шею своему хозяину, Хох рисовал картины не только для себя и Юстуса, но и для сторонних заказчиков, которые предлагали ему неплохую плату за творческий труд.

Когда Юстус де ла Гранже принял решение переехать в Америку, Питер де Хох понял, что больше ему незачем оставаться в Делфте. Дело было не в условиях для жизни, а в условиях для работы, ведь к тому времени творческий Олимп занял один Вермер, ставший единственной звездой делфтской школы. Поэтому Питер вместе с семьей переехал в Амстердам.

За долгие годы службы у де ла Гранже художник накопил достаточно средств, чтобы первое время обеспечивать жену и детей. Но деньги уходили как песок сквозь пальцы, а искушенные амстердамские любители искусства не спешили заказывать картины. Питер решил изменить стилистику, посчитав, что причина его творческих неудач кроется в простоте работ. Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения. Но Хох был прост по своей сути, поэтому плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек». К тому же в Амстердаме уже имелись свои живописцы, которые рисовали сценки патрицианского быта. Эти сюжеты были тоже неведомы Питеру, потому что жизнь сильных мира сего он изображал не как сторонний наблюдатель или непосредственный участник, а как слуга, что явно не вызывало интереса у зрителя.

Из-за небольшого спроса художнику приходилось постоянно снижать цены на уже готовые картины и браться за написание новых, совершенно не свойственных ему сюжетов. Но это было необходимо для того, чтобы прокормить постоянно увеличивающуюся семью.

К середине 70 годов у художника вовсе не осталось средств для существования. Старшие дети не нашли достойной работы и не могли обеспечивать пожилого отца. Постоянные волнения пошатнули душевное и физическое здоровье Питера, его рассудок стал мутиться: он ни с кем не разговаривал и никого не узнавал.

Свою жизнь мастер, некогда писавший удивительно светлые, жизнерадостные и целомудренные картины, закончил в одном из сумасшедших домов Амстердама.

Родился в 1629 году в Роттердаме. Несмотря на то, что его картины считаются бесценными и являются одними из самых значимых не только в истории голландского искусства, но и мировой живописи, о жизни этого живописца известно очень мало.

Известно, что Питер де Хох был сыном каменщика и повитухи, то есть рос в малообеспеченной семье. Стал увлекаться изобразительным искусством ещё в раннем детстве. Первое своё обучение он прошёл в Харлеме у художника Николаса Берхема в 1645-1647 годах. Тогда его вдохновляли работы таких художников и его современников, как Карел Фабрициус и Николас Мас. В 1655 году он был принят в гильдию художников.

Всё искусство де Хоха — это невероятно точные картины, в своей скрупулёзности доходившие порой до гиперреализма. Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Такое заботливое отношение к собственному творчеству тем более видится зрителю, когда он принимает произведение в себя, может дышать тем воздухом, видеть в изображённых людях некогда существовавших людей, которые остались в истории навсегда только при помощи живописи Питера де Хоха. Сюжетами его картин зачастую были повседневные дела обычных людей, жанровые сцены, городские пейзажи, интерьеры домов. В настоящее время его полотна выставляются в самых известных музеях мира, в том числе и в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Если вы тоже любите прекрасную живопись и хотите украсить интерьер помещения красивыми картинами и рисунками, то художественная роспись от Art-Plane — это именно то, что вам поможет. Профессиональные художники сделают реальной любую вашу фантазию.

Весёлые бражники

Голландская семья

Дворик в Дельфте вечером

Женщина с корзиной бобов в огороде

Женщина с ребёнком в кладовой

Женщина с ребёнком и служанка

Женщина, передающая деньги служанке

Женщина, чистящая апельсин

Задний двор

Карточные игроки

Материнская обязанность

Музыкальный вечер

голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом

Биография

Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. С 1645 по 1647 г. он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме . В своём профессиональном развитии он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Рембрандта .

В разные годы он жил и работал в Лейдене , Гааге и Амстердаме. Ему покровительствовал купец Юстус Делагранж, в инвентаре имущества которого зафиксировано 11 полотен де Хоха. В 1655 г. де Хох поселился в Дельфте и был принят в местную гильдию художников. С 1669 г. он жил на окраине Амстердама, умер в сумасшедшем доме.

Периоды

В творчестве де Хоха различают три периода:

  • В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях.
  • Наиболее значительные работы - домашние интерьеры, семейные портреты - были созданы им в средний период (1655-1663), когда он, видимо, обзавёлся семьёй и обосновался с нею в Дельфте.
  • Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. В это время художник пытается угнаться за модой на изображение роскошных аристократических интерьеров, хотя сам живёт в районе трущоб.

Стиль

Питер де Хох специализировался на изображении внутреннего убранства голландских купеческих домов и достиг величайшего мастерства в передаче игры солнечного света на своих полотнах, в воспроизведении и противопоставлении материалов - дерева, стекла, камня, ткани. С особой тщательностью Хоох изображал немногочисленных действующих лиц, поглощённых каким-либо незамысловатым занятием.

По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчета его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут прийти к согласию, какой из художников подражал другому. Подобно работам Вермеера, жанровые сцены де Хоха лишены сентиментальности, хотя современники могли при желании видеть в них аллегории на темы кальвинистской морали.

Питер де Хох был ярким представителем дельфтской художественной школы. Чаще всего он обращался к бытовым сюжетам, сценам повседневной жизни современников.

Происходя из самых низов голландского общества (он родился в семье каменщика и повитухи в Роттердаме), в своих ранних произведениях худлжник обращался к грубоватым жанровым сценкам, зачастую это были изображения солдат в конюшнях или тавернах. Он учился у пейзажиста Николаса Берхема в Харлеме. В 1653 поступает на службу камердинером к купцу Юстуск Делагранжу. Сопровождая своего хозяина, он много путешествует, а в 1655 г. переезжает в Дельфт, где его работодатель прочно обосновался. На 1655-63 годы приходится расцвет его творчества, когда он женился, осел в Дельфте, был принят в местную гильдию художников Святого Луки (числился в ней с 1654 по 1657). В этот период он пишет семейные портреты, домашние интерьеры зажиточных семейств. Традиционно много внимания в дельфтской школе уделяли точной передаче пространства, освещению, колориту.

Картина "Хозяйка и служанка во внутреннем дворике" , созданная в период расцвета творчества Питера де Хоха, по праву считается одной их лучших его работ.

Жанровая бытовая сценка показывает немудреный сюжет: молодая служанка показывает своей хозяйке рыбу, купленную на рынке. Хозяйка, расположившаяся в мощеном плитками дворике, оторвалась от своего рукоделия, чтобы взглянуть на рыбу, голова которой выглядывает из медного ведерка, начищенного до блеска. Все окружающее пространство сияет строгой чистотой и порядком. Калитка с внутреннего дворика открывается в небольшой аккуратный сад, открытый арочный проем, в свою очередь, выходит на набережную, по противополжной стороне канала неспеша прогуливается пара. Простая, но тщательно выписанная до мельчайших деталей сценка, пронизана атмосферой благодушия, спокойствия, блаженного комфорта, гармоничного единения человека и окружающей среды. Показывая обыденные хлопоты по дому двух женщин, художник в то же время наполняет ее словно особым смыслом. Де Хох словно ограничил жизненное пространство двух женщин домом, небольшим двориком и садом.

Хотя фигуры размещены под открытым небом, что редко встречается в работах Питера де Хоха, однако огрниченное стеной дома, забором и калиткой, внутренне пространство мощеного дворика, все же создает ощущение уюта. Замкнутость пространства не мешает восприятию главной идеи этого небольшого произведения, как и многих других, созданным мастером в этот период - счастья от пребывания в спокойном, уютном мире голландских бюргеров. Такой размереный и неспешный образ жизни был характерен для города Делфта, где и была написана эта картина.

Предполагают, что моделью для девушки-служанки послужила жена художника, Жанетта ван дер Бург, дочь торговца фаянсом. После смерти любимой жены де Хох впал в депрессию, его здоровье сильно пошатнулось. Произведения позднего периода становятся все более мрачными и сухими. Умер художник в нищете, в приюте для душевнобольных в Амстердаме.