План занятий по рисованию в старшей группе доу по месяцам. «Знатоки живописи» непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию для детей старшей группы Занятие в старшей группе жанры живописи

Задачи перспективного плана:

— развивать способность к восприятию художественного произведения, чувство прекрасного;

— формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, желание в постоянном общении с ним;

— углубить представления детей о живописи (пейзаж, натюрморт, портрет) скульптуре, архитектуре, дизайне;

— обогащать эмоциональную сферу детей новыми видами эстетических переживаний;

— учить передаче характерных признаков объектов изображения (девочка и снегурочка, мальчик и гномик, веселый и грустный, весенний и осенний);

— поддерживать стремления детей к самостоятельности в организации рабочего места, выборе темы рисунка, материала, способов изображения, темы рисунка, планировании деятельности, воплощении задуманного в рисунке;

— формировать умение анализировать художественные произведения великих мастеров, собственные рисунки и работы других детей.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ:

Сентябрь (8 часов)

1). Рисование «Цветы»

Цель: закрепить понятия основных и дополнительных цветов; учить рисовать гуашевыми красками, смешивая их, использовать различные приёмы — мазки, примакивание, кружение.

Материал: краски «Гуашь»; музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов».

2). Рисование «Овощи и фрукты»

Цель: учить рисовать овальные и круглые предметы (помидор, огурец, яблоко, слива, груша, вишня, свекла, морковь); закрашивать округлыми мазками, смешивать

Материал: краски «Гуашь», загадки об овощах и фруктах.

3). Лепка «Овощи и фрукты»

Цель: передать форму круглых и овальных предметов (морковь, свекла, огурец, помидор, груша, слива), дополнить деталями — ямками, выемками, используя стеки.

Материал: пластилин, стеки, образцы овощей и фруктов.

4). Аппликация «Помидоры»

Цель: вырезание круглых форм из квадрата, расположение помидоров по цвету: от зеленых, через желто-розовый, к красному (проблемная задача), и величине.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей; изображение растущих помидоров.

5). Аппликация «Яблоко и груша»

Цель: вырезать круглый предмет из квадрата, овальный из прямоугольника, наклеить их, композиционно располагая в вазе.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей; ваза с фруктами.

6). Рисование «Натюрморт»

Цель: объяснить понятие «натюрморт», учить изображать группу овощей и фруктов, передавать их форму и цвет, правильно располагать на рисунке.

Материал: краски «Гуашь»; репродукции картин-натюрмортов; м/ф «Пластилиновая ворона» («О картинах» на стихи А. Кушнера)

7). Рисование «Виноград»

Цель: изображать грозди винограда в двухплановом рисунке, где некоторые ягоды прячутся друг за друга и теряют половину круглой или овальной (по желанию) формы; передать блики на ягодах приёмом смешивания красок.

Материал: краски «Гуашь», музыка П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица», вальс.

8). Аппликация — загадка «Натюрморт»

Цель: определить по цвету и форме заготовок, какой вырезать овощ или фрукт, закрепить умение вырезать круглые и овальные предметы.

Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; загадки об овощах и фруктах.

Октябрь (9 часов)

1). Рисование «Наш аквариум»

Цель: закрепить умение изображать животных из круга и овала, передать разнообразие через смешивание красок и дополнительные детали, изобразить композицию из рыбок, плывущих в разные стороны.

Материал: краски «Гуашь»; музыка А. Вивальди «Весна».

2). Аппликация «Курочка с цыплятами»

Цель: учить работать, вырезая и наклеивая цыплят, совместно в разных позах, в каких-либо отношениях между собой.

Форма проведения занятия: сотворчество педагога (вырезает курицу) и детей.

Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; изображение птицефермы.

3). Рисование «Жар-птица»

Цель: нарисовать сказочную птицу, комбинируя знакомые образы, передать ее красочность и необычность, отличие от существующих.

Материал: краски «Гуашь»; музыка П. Чайковского «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик».

4). Рисование «Домашние животные»

Цель: обобщить представления детей в беседе о животных, обитающих в городе и в деревне; учить рисовать 2-3 животных, используя круг и овал, передать среду обитания (домик, трава, квартира).

Материал: краски «Гуашь»; стихи и загадки о домашних животных

5). Лепка «Домашние животные»

Цель: учить лепить из пластилина животных, используя овальную форму и круг (шар), совместно составлять композиции из отдельных детских работ.

Материал: пластилин, стеки; рисунки домашних животных из предыдущего занятия.

6). Рисование «Зоопарк»

Цель: изобразить диких животных, которых видели в зоопарке (медведь, слон, бегемот, жираф), передать их особенности, характерные детали, соединяя в рисунке форму крута и квадрата.

Материал: краски «Гуашь», загадки о диких животных, стихи С. Маршака «Ребятам о зверятах»

7). Рисование «В цирке»

Цель: передать движения животных, выполняющих акробатические номера (слон на шаре, собачки с мячом, зайчик на барабане и т.д.).

Материал: краски «Гуашь»; музыка Дж. Верди «Триумфальный марш» из оперы «Аида»

8). Лепка «Цирк»

Цель: учить совместно работать, составлять композиции из зверей, выступающих на арене — выполняющих цирковой номер с дополнительными предметами.

Материал: пластилин, стеки, детские рисунки «В цирке» из предыдущего занятия.

9). Рисование «Верёвочные звери»

Цель: учить рисовать зверей одной плавной неразрывной линией (веревочкой), с дорисовыванием дополнительных деталей. Черно-белое изображение.

Материал: бумага, уголь.

Ноябрь (8 часов)

1). Рисование «Осеннее дерево»

Цель: учить располагать деревья «ближе», «дальше»; тонким концом кисти рисовать ветки дерева; сформировать понятия: «перед деревом» (ниже на листе), «за деревом» (выше).

Материал:

2). Рисование «Деревья и кусты»

Цель: учить передавать различия в строении дерева и куста, закреплять приём расположения «ближе — дальше».

Материал: краски «Акварель»; музыка А. Вивальди «Осень».

3). Аппликация «Грибы»

Цель: учить передавать композицию их 3-х грибов — большой и два маленьких; закреплять парное вырезание одинаковых частей.

Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; изображение грибов.

4). Аппликация «Угадай животное» (из осенних листьев)

Цель: учить подбирать листья, выкладывая их на бумаге так, чтобы получалось животное, дорисовывая детали фломастером.

Материал: засушенные осенние листья, клей, фломастеры.

5). Рисование «Разноцветная осень»

Цель: учить рисовать акварельными красками на мокрой бумаге, используя прием растекания красок, развивать умение видеть в цвете сюжет и акцентировать его.

Материал: краски «Акварель»; музыка В.-А. Моцарта «Симфония № 40».

6). Рисование «Пасмурный осенний день»

Цель: через подбор красок учить изображать погоду и настроение; использовать приём тонирования неба и земли, дождя.

Материал: краски «Акварель»; музыка А. Вивальди «Осень» ч. 2 из скрипичного концерта «Времена года»

7). Рисование «Осенний пейзаж»

Цель: учить составлять альбом из рисунков осени, выбирая сюжет и настроение пейзажа, комбинируя изобразительные материалы.

Материал: краски «Гуашь», «Акварель», цветные карандаши, мелки, фломастеры, уголь; музыка А. Вивальди «Осень», часть 3 из скрипичного концерта «Времена года»

Декабрь (7 часов)

1). Рисование «Мы строим дома»

Цель: создать изображение квадратных и прямоугольных предметов — домов, окон, дверей; ввести понятие «архитектура».

Материал: цветные карандаши, мелки, уголь.

2). Рисование «Транспорт»

Цель: учить изображать общественный и грузовой транспорт; передавая их разнообразие, отличия; вырезать контур машины из сложенной вдвое бумаги. Раскрасить карандашами, мелками.

Материал: цветные карандаши, мелки, ножницы.

3). Рисование «Под небом голубым»

Цель: учить изображать авиатранспорт (самолет, вертолет, воздушный шар, дирижабль); передавать особенности их строения, отличия от наземного (обтекаемая форма, крылья).

Материал: цветные мелки, акварель, модели авиатранспорта; музыка В.-А. Моцарта, увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

4). Аппликация «Такие разные автомобили»

Цель: закрепить навыки вырезания кузовов автомобилей различного назначения (цистерна, самосвал, грузовик), кабины, колес, составления и дополнения частей автомобиля деталями.

Материал: цветная бумага, ножницы, изображения автотранспорта.

5). Рисование «К магазину подъехал автомобиль»

Цель: изображать двухплановый рисунок с передачей перспективы («дальше — ближе», машина закрывает часть здания).

Материал: карандаши, мелки; музыка Ф. Листа «Хроматический галоп».

6). Коллективная аппликация «Мы строим новый город».

Цель: учить составлять общую композицию из домов, детсадов, магазинов, машин, деревьев; формировать навыки сотрудничества, элементарный план действий.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Январь (7 часов)

1). Рисование «Зимняя сказка»

Цель: учить изображать деревья, кусты и предметы под снегом, используя графические приёмы (рисунок на черной бумаге белой «Гуашью»).

Материал: чёрная бумага, краски «Гуашь»; музыка В.-А. Моцарта «Фантазия»

2). Рисование «Снегурочка возле новогодней елки»

Цель: создавать сюжетную картину, передавая праздник, яркий наряд Снегурочки, красивую елку.

Материал: краски «Гуашь», новогодние открытки; музыка А. Бородина «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»

3). Лепка «Девочка лепит снеговика»

Цель: учить лепить фигуру девочки в шубке в несложном движении (катает ком), располагая рядом снеговика.

Материал: пластилин, стеки, музыка А. Вивальди «Зима» из скрипичного концерта «Времена года».

4). Лепка «Дети на прогулке зимой»

Цель: создание коллективной композиции из фигур детей в соответствии с сюжетом (на санках, лыжах, играет в снежки, катает ком)

Материал: пластилин, стеки.

5). Рисование «Весело зимой»

Цель: изображать зимнюю прогулку — дети в разных позах, зимняя природа, снег; составлять самостоятельно сюжет и композицию рисунка.

Материал: краски «Акварель», мелки; музыка П. Чайковского «Трепак» из балета «Щелкунчик».

6).Аппликация «Снежинки»

Цель: учить вырезать из сложенной бумаги снежинки с мелкими деталями, прорезями.

Материал: белая бумага, ножницы; музыка П.Чайковского «Танец Феи- драже» из балета «Щелкунчик».

Февраль (8 часов)

1). Аппликация «Игрушечный клоун»

Цель: передавать несложные движения клоуна через положения рук, ног, головы; использовать игровые приёмы - показать схематичного клоуна на доске, а дети ищут, у кого клоун выполняет такие же движения.

Материал: цветная бумага, ножницы, игрушечный клоун.

2). Знакомство с портретом

Цель: формировать представления о портрете, его особенностях и средствах изображения; научить словесному и изобразительному портрету. Игра «Угадай по описанию».

Материал: м/ф «Пластилиновая ворона» («О картинах» на стихи А. Кушнера), портреты.

3). Рисование «Портрет мамы»

Цель: учить передавать в рисунке сходство с внешностью и настроением мамы; правильно располагать черты лица.

Материал: краски «Гуашь», «Акварель»; музыка Ж. Массне «Медитация».

4). Рисование «Весело и грустно»

Цель: различными приемами учить выражать настроение человека (широкие и узкие глаза, уголки рта вверх или вниз, брови подняты, опущены), предварительно рассмотрев на рисунке несколько кукольных лиц.

Материал: цветные карандаши, мелки, уголь; музыка А. Вивальди «Времена года» («Весна» и «Осень»)

5). Рисование «Забавные гномики»

Цель: учить видеть отличия человека от гнома, передавать в рисунке комичность и сказочность гномика через форму и цвет.

Материал: краски «Гуашь»; музыка П.Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик»

6). Рисование «Мой папа — … (повар, строитель, инженер)»

Цель: изображать внешний вид, позу человека в соответствии с его профессией.

Материал: цветные карандаши, мелки.

7). Рисование «Портрет друга»

Цель: изображать друга, передавая его характер, привычки, увлечения; составлять сюжетный рисунок.

Материал: краски «Гуашь», цветные мелки.

8). Рисование «Ко мне пришел врач»

Цель: составлять сюжетный рисунок, изображая людей и окружающую обстановку.

Материал: цветные карандаши, мелки; музыка П.Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».

Март (8 часов)

1). Рисование-аппликация «Открытка для мамы»

Цель: подготовить подарок маме (бабушке, сестре), самостоятельно выбрать средства изображения, составить композицию из комбинированных изобразительных материалов (цветная бумага, краски, пластилин).

Материал: цветная бумага, краски, пластилин, карандаши, мелки; музыка из оперы «Сильвия» Л. Делиба, «Пиццикато».

2). Рисование «Пляшущие человечки»

Цель: учить передавать позу человека, его пропорции в схематичном изображении, составить из них небольшую танцевальную композицию.

Материал: карандаши, мелки; музыка П. Чайковского «Китайский танец» из балета «Щелкунчик».

3). Рисование «Веселые клоуны»

Цель: учить изображать клоуна в движении, с предметами (жонглирует, танцует, показывает фокус, акробатический номер).

Материал: мелки, акварель, музыка И. Штрауса «Галоп»

4). Лепка «На арене клоуны»

Цель: составлять коллективную композицию, изображающую представление клоунов; самостоятельно выбрать для своего клоуна номер, наряд.

Материал: пластилин, стеки.

5). Рисование и аппликация «Цирковая афиша».

Цель: учить совместно составлять афиши, самостоятельно выбирать свой участок работы и составлять общую композицию.

Материал: краски, карандаши, мелки, цветная бумага, ножницы.

6). Лепка

а) «На балу у Золушки»

б) «Полет в космос»

Цель: девочки и мальчики выполняют различные композиции с изображением людей (Золушка, принц, космонавт, инопланетяне).

Материал: пластилин, стеки.

Апрель (8 часов)

1). Рисование «Моя любимая сказка»

Цель: самостоятельно выбирать сюжет и составлять композицию рисунка; изображать главных героев так, чтобы сказка узнавалась.

Материал: краски «Гуашь», «Акварель»; музыка К. Дебюсси «Кукольный Кек-уок».

2). Рисование «Весенняя гроза»

Цель: изображать пейзаж с настроением: солнечный или пасмурный день, дождь, природа или город, животные или люди.

Материал: краски «Акварель»; стихи о весне; музыка П. Чайковского «Концерт №1» для фортепиано с оркестром.

3). Рисование «Лес в тумане»

Цель: изображать пейзаж с использованием приглушенных красок, пастельных тонов, смешиванием с белой краской.

Материал: краски «Акварель»; музыка Ж. Оффенбаха «Баркаролла»

4). Лепка «Тарелка с узором»

Цель: учить лепить широкую, плоскую посуду, украшать её объемным узором из змеек и точек.

Материал: пластилин, образцы тарелок.

5). Лепка «Ваза для фруктов»

Цель: закреплять умение лепить посуду сложной формы с подставкой, украшать объемным узором; добавить по желанию вылепленные фрукты.

Материал: пластилин, образец вазы с фруктами.

6). Лепка «Выставка посуды»

Цель: учить самостоятельно выбирать объект лепки, придумывать узор, выделять свою работу каким-либо элементом (необычной формой, ручкой, подставкой), чтобы ее отобрали на выставку.

Материал: пластилин, образцы посуды.

Май (8 часов)

1). Дымковская роспись «Конь на лугу»

Цель: познакомить с элементами дымковской росписи — круги, точки, штрихи; учить расписывать фигуру коня яркими узорами, стилизованными под дымковскую роспись.

Материал: краски «Гуашь»; образцы или изображения дымковской росписи; музыка В.А. Моцарта «Турецкое рондо» из сонаты ля мажор.

2). Городецкая роспись «Кружка, украшенная цветочной гирляндой»

Цель: познакомить с городецкой росписью — бутоны, листья, цветы розового и голубого цвета, учить расписывать кружки цветочной гирляндой городецкого рисунка.

Материал: краски «Гуашь»; образцы или изображения городецкой росписи; музыка С. Рахманинова «Итальянская полька»

3). Книжка-картинка для малышей

Цель: учить делать книжку-раскладушку с ярким крупным рисунком и несложным текстом, самостоятельно выбрав сюжет, средства изображения.

Материал: картон, цветная бумага, краски, карандаши, мелки, ножницы, клей.

4). Рисование «Лето прекрасное»

Цель: изображать лето — мечту, как бы ты хотел его провести в своих фантазиях, средства изображения подбирать по своему усмотрению.

Материал: краски, карандаши, мелки; стихи о лете; музыка П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Любинского муниципального района Омской области

«Любинский детский сад №1»

«Знатоки живописи»

непосредственно образовательная деятельность

по познавательно - речевому развитию

для детей старшей группы.

М.А.Паненко, воспитатель

БДОУ «Любинский д/с №1»

Цель: Формирование представления о маринистическом жанре, как разновидности пейзажа, средствами познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

    Формировать представление детей о жанровой живописи – морской пейзаж, средствах его выразительности;

    Развивать мышление, умение выделять основные признаки в различных жанрах живописи – портрет, натюрморт, пейзаж, используя модели;

    Развивать навыки речевого общения; обогатить словарь «штиль», «шторм», «морской пейзаж», «маринистический жанр», маринисты;

    Формировать эмоциональную культуру детей, чувствовать и узнавать настроение, характер произведения по музыкальному сопровождению;

    Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться.

Методы и приемы : беседа; мотивация; вопросы; использование наглядности; художественное слово; рассказ детей; рассматривание репродукций картин; использование музыкального сопровождения; рефлексия.

Оборудование: ИКТ; репродукции картин; мольберты, модели цветовой палитры; жанровые символы;

В. Ребята, вы когда- нибудь были в картинной галерее?

Что там можно увидеть? /Картины/

В. Верно. Работники музея, где находится картинная галерея, объявили конкурс для знатоков.

Но в нем могут принять участие только те, кто хорошо знаком с живописью.

Как вы считаете, наша группа может принять участие в этом конкурсе?

Почему вы так решили? / Мы много знаем о живописи, о картинах./

В. Как вы можете доказать, что много знаете? (мы можем рассказать)

А вы хотели бы принять участие в конкурсе? /Да/

В. Я с вами согласна. Но нам нужно хорошо подготовиться и вспомнить все, что мы знаем. Вы готовы? /Да/

Вопросы к детям:

    Что такое живопись? / живопись – создавать изображение как живое, рисование красками природы, людей, предметов/;

    Какое самое главное выразительное средство живописи? /цвет/

    Почему вы так думаете? /цвет передает настроение и характер картины/;

    Какие жанры живописи вы знаете? /пейзаж, портрет, натюрморт/;

В. Я приглашаю вас подойти к картинам, постараться определить к какому жанру они относятся и рассказать все, что вы о них знаете.

/Дети подходят к мольберту и по схеме определяют жанр живописи – «Портрет».

Как вы догадались, что здесь находятся портреты?

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз.
Летчик или балерина, или Колька твой сосед-
Обязательно картина называется … /портрет/.

/Воспитатель открывает ткань и дает минуту для рассматривания картин с портретами/

/Рассказы детей по картинам по выбору/

Жанр картины

Кто обычно изображен на картине?

Название картины /по возможности/

Что делают, или что собираются делать люди на картине?

Настроение, характер человека

Поза человека, мимика.

В. А вы сможете определить характер человека на портрете по музыке?

/звучит грустная или веселая мелодия и дети определяют, какой портрет подходит к той или иной мелодии/

/Дети подходят к мольберту, и по схеме определяют жанр «Натюрморт»/

Как вы узнали, что здесь изображен натюрморт?

В. Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это…/натюрморт/.

Воспитатель убирает ткань и дает минуту для рассматривания картин с натюрмортами, среди картин одна картина другого жанра, дети самостоятельно должны определить какая картина лишняя/

В. Художники рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы.

А какой натюрморт самый душистый? Почему вы так решили?
- Найдите самый вкусный натюрморт. Как догадались?

Какая из картин вам понравилась? Почему? (обсуждение).

В. Очень хорошо, ребята! А теперь я предлагаю пройти дальше.

Как вы думаете - какие картины могут здесь находиться? /пейзаж/

Почему вы так решили?

В. Природы чудный уголок

Нанес художник на листах

Взяв в руки только карандаш,

Он написал для вас … /пейзаж/

/Воспитатель открывает ткань и дает минуту для рассматривания картины с пейзажем всех времен года/

В. Что вы можете рассказать об этих картинах?

/Рассказ детей по картинам по выбору/

Жанр картины

Время года

Настроение картины

Цвет, композиционное решение

Основные признаки пейзажа

Сравнение картин

В. С помощью чего художники передают настроение природы? /с помощью красок/
Какое настроение передают яркие, теплые тона? / веселое, радостное/

А что вызывают бледные, холодные тона? / грусть, печаль/

В. Если бы вы были художниками, какие цвета вы бы подобрали для этих картин?

/Дети подбирают цветовую гамму для картин по цветовым карточкам /

В. Молодцы, ребята!

/дети подходят к пустому мольберту, на котором только незнакомая для детей схема морского пейзажа/

В. Интересно, а какие картины могли находиться здесь? Вы знаете? /Нет/

А по этому символу можете это узнать? / Ответы и предположения детей/

В. Если видишь на картине море, солнце и песок
Или чаек в поднебесье, или туч больших полет
Может парус там белеет, может волны бьются
Женским именем Марина жанр картин таких зовется.

А рисуют такие картины художники – маринисты.

В. Вам знакомы картины, которые рисуют художники – маринисты? /Нет/

И вы не догадались, что на них может быть нарисовано?

В. Вы сейчас распределите все картины, которые вам уже известны по жанрам, и по оставшимся картинам сможете догадаться, какие картины рисуют художники - маринисты.

/На столе подготовлены репродукции картин. По оставшимся картинам дети делают вывод, что художники маринисты рисуют море/

В. Ребята, художники – маринисты рисуют морской пейзаж.

Это вид природного пейзажа.

Вы видели такие картины где-нибудь?

Хотите посмотреть?

В. Чтобы поближе познакомиться с такими картинами, я предлагаю на них посмотреть.

/Дети на экране рассматривают картины с морской тематикой/

В. С давних пор художники рисовали море и называли свои картины «маринами», что в переводе означает морская.

Море очень изменчиво, оно бывает разным. И это зависит от его настроения

В. Посмотрите какое спокойное море.

(Изображение моря в спокойном состоянии)

Такое состояние моря называется штиль./повторить - ШТИЛЬ/.

В. Если море слегка разыгралось, такое состояние моря называется бриз

. /Повторить - БРИЗ/

В. А как назвать состояние моря, если на нем будут огромные, сердитые волны?

Ответить очень сложно.

Такое состояние моря называется шторм. /Повторить- ШТОРМ/.

Это очень страшное, неприятное зрелище.

Море не просто рассердилось, оно в ярости. Посмотрите, как оно изменилось

Что же произошло с цветом воды?

Д. Цвет воды стал тёмным.

/Звучит музыкальная композиция «Шторм» в исполнении В. Мэй./

В.Во время шторма поднимается на море самая высокая волна, которая может

достигать высоты многоэтажного дома. Она подкрадывается незаметно.

Потом становится все выше, выше, выше…а потом ударяет вниз с сокрушительной силой! Такую волну моряки называют «девятый вал».

В.Но вот, снова выглянуло солнце, умчалась вдаль черная туча, рассеялся шторм, и снова поменялся цвет воды и настроение моря…

(Во время рассказа, для релаксации эмоций детей, звучит спокойная, мелодичная музыка).

В. Ну что, ребята, понравились вам картины?

Вы запомнили как называется такой пейзаж? /морской пейзаж, «марина»/

Это маринистичексий жанр, а создают его художники – маринисты. /Дети повторяют название/

В. Ребята, для чего мы с вами сегодня вспоминали и рассказывали про картины, про жанры живописи? /чтобы принять участие в конкурсе «Знатоки живописи/

В. Как вы думаете, вы готовы принять участие в этом конкурсе? /да/

Что для вас сегодня было самым трудным?

С чем вы справились без труда?

Что нового узнали?

В. Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня рассказывали про картины.

Помогали и поддерживали друг друга, и я согласна, что мы готовы принять участие в этом конкурсе.

Всем спасибо за работу!

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема: «Искусство»

Цели:

Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.
Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.
Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.
Словарь: энциклопедия, искусство.
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.

Оборудование:

Книга «Энциклопедия дошкольника».
Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.
Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.
Музыкальные инструменты.
Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.
Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.
Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Разнообразный строительный материал.

Ход занятия:

Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным.
Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия - книга в которой рассказывается обо всем понемногу.
Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.

Здесь написано «Искусство».

Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.

Живопись и скульптура

Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.

Рисование «Наскальная живопись»

Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание - поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.
Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.
Ведь своих произведениях - картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.

Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.

Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»

В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.

Литература

Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.

Дидактическая игра «Ошибка в названии»

«Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка».

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по... дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она... каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко... топал.
(«Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Вдруг откуда-то летит
Маленький... Комарик.
И в руке его горит
Маленький... фонарик.
(«Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский)

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Лев и собачка» Л. Толстой.
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.
«Цветик-семицветик» В Катаев.
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
«Сова» В. Бианки.

Музыка

С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.

Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку - музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные - это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)

Ручной труд «Погремушка»

Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.

Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)

Упражнение «Как звучит струна?»

Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.

А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.
Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)

Дыхательное упражнение «Игра на дудке»

Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.

Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.

Подвижная игра «Оркестр»

Дети делятся на три группы - ударные, струнные и духовые инструменты и имитируют игру на барабанах, скрипках, дудках. Воспитатель - дирижер. Когда «дирижер» опускает палочку, дети-оркестранты расходятся и двигаются врассыпную. Как только «дирижер» поднимает палочку - дети-оркестранты находят свои места и начинают «играть».

Танец

Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара - это два.

Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это - «Барыня», у украинцев - гопак, а у татар - хайтарма.

Балет - это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).

Театр и кино

Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.
В театре действие происходит на сцене, а в кино - на экране.
Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам - и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».

Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?

Архитектура

Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).

Итог занятия:

О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.

Коллективное конструирование из строительного материала

Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.

Частное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка «Соликамскбумпром» Детский сад № 45 Приморский край г. Соликамск

Педагогический проект «Детям о художниках мира»

(старший дошкольный возраст)

Савчук Тамара Ивановна

воспитатель

«Детям о художниках мира»

Знакомство с репродукциями художников – это двери в бесконечный и прекрасный мир искусства. И для того, чтобы произошёл разговор, чтобы дети поверили, почувствовали, чтобы могли видеть, глубже пережить всё то, что их окружает, нам нужно передать своё отношение к этому прекрасному. Художественно-эстетическое развитие в «Детском саду – Доме радости» способствует к приобщению детей к эстетическим ценностям, воспринимать и понимать те произведения искусства, которые вызовут у детей восторг и желание любоваться красотой. И тогда каждый ребёнок полюбит Алёнушку, будет восхищаться богатырями, будет любоваться золотой осенью и, конечно, восхищаться неуклюжими медвежатами из соснового бора. Современное эмоционально-эстетическое развитие способствует воспитанию отзывчивости и внимательному отношению к родной природе, к своей родине, людям и вечной красоте.

С творчеством великих художников России детей знакомила со старшей группы. Им знакомы репродукции многих картин, в том числе «Витязь на рассвете» (В. М. Васнецова); «Хризантемы» (И. Э. Грабаря); «Дорога во ржи», «Корабельная роща» (И. И. Шишкина). Дети научились понимать сюжет картин, вдумчиво вглядываться в изображение, подмечать отдельные детали, связно рассказывать о содержании картин, видеть их красоту и любоваться ими.

Работу по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства решила продолжить с детьми подготовительной к школе группы. Подвести их к понятию, что картины написанные художниками – это шедевры искусства и находятся в художественных музеях. Леонардо да Винчи говорил: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат». И работа с картинами великих художников – это ещё один шаг на дороге к прекрасному – и это прекрасное: картинные галереи, художественные музеи, художественные выставки, ведь каждая вещь в музее – носитель духовной, социально значимой информации, пробуждающая в маленьком посетителе эмоции восхищения и радости. Пробуждает способность видеть предмет глазами другого человека, ощущает свою сопричастность к истории и культуре своей страны.

Возникла идея через проектную деятельность познакомить детей с центром искусствоведческой науки – Государственной Третьяковской галереей, художественным музеем в России, её основателем - П. М. Третьяковым; с творчеством великих художников России и их гениальными произведениями изобразительного искусства, с целью, сформировать представление детей о Государственной Третьяковской галерее, как первого в России музея национального искусства.

Разработанный проект «Детям о художниках мира», краткосрочный, рассчитанный на три месяца. Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители. Спланированная работа по проекту составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей седьмого года жизни, образовательной программы Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости» с реализацией образовательных задач по речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию.

Прежде чем перейти к реализации проекта была проведена подготовительная работа, составлен и утверждённый план работы с социумом: экскурсия в краеведческий музей на выставку «Художники России»; посещение детской библиотеки «Участие в тематических днях»; поездка в школу искусств на творческую выставку «Пейзажи нашего края»; участие детей в тематических конкурсах рисунков, организованных управлением культуры администрации города «Удивительный мир природы» и «Любимый уголок моего города».

Для качественного выполнения работы с детьми подобрала репродукции картин «Великие художники мира». Разработала учебно-методический комплекс: цикл мероприятий по художественно-эстетическому развитию – сценарии: «П. М. Третьяков – основатель Третьяковской галереи»; «Экскурсия в картинную галерею»; «В мастерской художника»; собрана копилка «игр и этюдов».

Продумала формы проведения образовательной деятельности, которые интересны детям, позволяющие раскрыть их представления об объекте, человеке, его образе. Так, в сказании о П. М. Третьякове, основателе Третьяковской галерее, дети узнали не только о его деятельности и коллекционировании картин, но и как о прекрасном человеке, ценителе искусства. Активно включаясь в разговор, дети уяснили, что Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Создание галереи посвящено национальному русскому искусству, трудам, тех художников, которые внесли свой вклад в историю развития русского искусства.

На протяжении двух месяцев с детьми работали по картинам: «Богатыри» и «Алёнушка» (В. М. Васнецова); «Утро в сосновом бору» (И. И. Шишкина); «Февральская лазурь» (И. Э. Грабаря). Подробно, детально входили в картину, раскрывали содержание, характеризовали образы героев, их настроение. Параллельно, для лучшего усвоения содержания картин использовала литературный материал: рассказы В. А. Сухомлинского «Соловьиное гнездо», «Как звенят снежинки»; С. Махотина «Хозяин тайги»; Н. Григорьевой «Мишка». Речевые игры: «Придумай счастливый конец»; «Если бы я был богатырём…»; «Вышла Алёнушка погулять» и другие. Итогом работы по репродукциям картин стала образовательная деятельность: «Экскурсия в картинную галерею», где дети показали хороший уровень знаний, проявили интеллект, способности, успешно вошли в роль экскурсовода, рассказчиков о художественных картинах.

«В художественной мастерской», в такой форме прошла интегрированная образовательная деятельность. Детям представилась возможность расширить представления о творчестве художников, работающих в жанре – натюрморт: К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» и П. П. Кончаловский «Сирень». Умело, дети сравнили два натюрморта, произведения разных художников, выделили настроения художников, их чувства, использование ими предметов и цветовой гаммы при написании картин. В своих собственных работах – рисовании натюрморта, дети передали композиционное решение, наличие предметов, цветовое исполнение.

Заинтересованность родителей в этом направлении была на должном уровне. Они проявили инициативу в поиске наглядного, литературного, и информационного материала. Участвовали в семейном конкурсе по художественно-эстетическому развитию в номинации «Мой натюрморт», который проходил в образовательном учреждении, участвовали в межмуниципальном проекте «Крепка семья – крепка держава!», с работами «Новогодняя и Рождественская открытка»

Таким образом, знакомство с произведениями художественного изобразительного искусства способствует развитию чувства красоты, входящего в человека вместе со способностью мыслить, заставляя его постоянно искать гармонию. Ребёнок понимает, что этот прекрасный мир многообразен, многозначен и каждый предмет – это творение человека-мастера.

Считаю что намеченная цель:формирование представлений у детей о Государственной Третьяковской галерее как первого в России музея национального искусства. И поставленные задачи по реализации проекта выполнены.

Результат проведённой работы показал: у детей развит интерес к творчеству великих художников России и их гениальным произведениям искусства. Дети владеют знаниями о произведениях изобразительного искусства, их содержании, эмоционально реагируют на созданный художником образ, передачу настроения. У детей развито чувство гордости к людям искусства, их таланту в создании мировых достояний культуры.

Отчёт о проектной деятельности «Великие художники мира» заслушан на педагогическом совете ДОУ; в творческой группе «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам духовной культуре»; на родительском собрании.

Педагогический проект по теме: «Детям о художниках мира»

(старший дошкольный возраст)

Тип: образовательный

Участники: воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители.

Масштаб: краткосрочный – 3 месяца (январь - март 2017г.).

Основания для разработки : Главный способ привнесения искусства в жизнь - воспитание у подрастающего поколения повседневной потребности в красоте, подметил А. С. Макаренко.

Вфедеральном государственном образовательном стандарте и образовательной Программе «Детский сад - Дом радости» Н. М. Крыловой говорится о том, что приобщение детей к основам эстетической культуры, понимания красоты в произведениях искусства; развитие окружающего мира, эмоциональной отзывчивости на эти произведения раскрывает художественно-эстетическое развитие. Посещение музеев, художественных выставок, картинных галерей с целью ознакомления детей с отечественной и мировой культурой является одним из средств художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

Как приучить дошкольников, живущих далеко от художественных музеев к изобразительному искусству? Как воспитать эстетически развитого человека из маленького ребенка? Каким образом ввести его в мир культуры и искусства? Безусловно, эту проблему можно решить с помощью книг, альбомов, журналов с произведениями искусства, интернет ресурсов, но предпочтительнее, на мой взгляд, будет выглядеть, если познакомить детей с одним из центров искусствоведческой науки - Государственной Третьяковской галереей,одним из самых известных художественных музеев в России.

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о Государственной Третьяковской галерее как первого в России музея национального искусства.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основателем Государственной Третьяковской галереи - Павлом Михайловичем Третьяковым.
  2. Развивать интерес к произведениям изобразительного искусства, способность воспринимать, рассматривать и понимать содержание произведения; эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
  3. Приобщать детей к изобразительному искусству, художественным ценностям и духовной культуре России; проявлять желания посещать художественные музеи.
  4. Воспитывать у детей чувства симпатии к произведениям изобразительного искусства и уважение к людям искусства.

Условия реализации:

а) оборудование предметно пространственной развивающей среды:

Полочка «Мир красоты»;

Мини музей художественного искусства,

Творческая мастерская «Юный художник»;

б) создание учебно-методического комплекса:

Подборка портретов художников;

Подборка материалов библиографического содержания; статьи из журнала «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование» «Воспитатель».

Репродукции картин «Великие художники мира»;

Картотека литературного материала;

Копилка игр и этюдов;

Иллюстративный материал;

в) взаимодействие с социумом:

Экскурсия в краеведческий музей на выставку «Художники России»»;

Посещение детской библиотеки «Участие в тематических днях»;

Детская школа искусств»;

Детская музыкальная школа № 2;

Участие дошкольников в тематических конкурсах рисунков, организованных управлением культуры администрации города.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Задачи

Сроки

Ответственный

Место проведения

I этап

подготовительный

Обзор биографической и энциклопедической литературы;

Изучение методических статей периодических изданий;

Подбор наглядного и иллюстрационного материала;

Разработка учебно-методический комплекса;

Пополнение и обновление предметно-развивающей среды;

Оформление картотеки литературного материала;

Подбор репродукций картин «Великие художники мира»;

Повысить уровень

самообразования педагога

Январь 2017г.

Январь 2017г.

в течение работы проекта

в течение работы проекта

в течение работы проекта

в течение работы проекта

в течение работы проекта

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук;

родители

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук;

Родители

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук

II этап

организационный

III этап

итоговый

Сказание «Знакомство с П. М. Третьяковым - основателем Государственной Третьяковской галереи»;

Детская конференция

«Дети о художниках»;

Рассматривание картины «Богатыри»

В. М. Васнецова:

спортивный досуг «Богатырь ты будешь с виду и казак по духу» (художественно-эстетическое и физическое развитие);

чтение рассказа «Соловьиное гнездо» В. А. Сухомлинского (речевое развитие);

образовательная деятельность по теме «Если бы я был богатырём земли русской…» (речевое и художественно-эстетическое развитие);

Рассматривание картины «Утро в сосновом бору»

И. И. Шишкина:

чтение рассказа С. Махотина «Хозяин леса» (речевое и социально-коммуникативное развитие);

разучивание стихотворения «Мишка» Н. Григорьевой (речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое) развитие;

Рассматривание картины «Февральская лазурь»

И. Э Грабаря:

пересказ рассказа «Как звенят снежинки» В. Сухомлинского

(речевое и социально-коммуникативное развитие);

совместная продуктивная деятельность взрослого и детей «Танец снежинок» (художественно-эстетическое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

Образовательная деятельность

«Экскурсия в картинную галерею»

Рассматривание картины «Алёнушка» В. М. Васнецова:

составление радостного окончания истории об Алёнушке по образцу взрослого (речевое и социально-коммуникативное развитие);

игра «Вышла Алёнушка погулять» (социально-коммуникативное развитие)

Образовательная деятельность

«В художественной мастерской. «Знакомство с натюрмортом»

(познавательное, художественно-эстетическое, речевое и социально-коммуникативное развитие);

разучивание стихотворения «Сирень»

В. С. Рождественского

(речевое, познавательное, художественно-эстетическое и социально0коммуникативное);

литературная страничка

(речевое и социально-коммуникативное развитие)

конкурс рисунков «Мой натюрморт» (семейный);

создание продукта детской деятельности:

оформление тематических выставок детских работ «Мир искусства»; «Мой натюрморт»;

создание энциклопедического справочника «Детям о художниках».

Познакомить детей с П. М. Третьяковым, основателем Государственной Третьяковской галерее

Вызвать у детей интерес к творчеству великих художников России; развивать познавательную активность, любознательность, творчество, ответственность к подготовке материала и выступлению перед сверстниками группы.

развивать быстроту, ловкость, выносливость, соревновательные навыки;

познакомить с новым произведением; учить сравнивать богатырей на картине художника и солдат в тексте.

составить рассказ и передать образ богатыря в своём рисунке

Вызвать интерес к рассматриванию картины; рассказывать о её содержании; развивать образную речь.

вступать в диалог по тексту; закрепить умение анализировать; обыграть образ Михаила Потапыча;

познакомить с новым произведением, понять его на слух; рассказывать эмоционально, выразительно; проявлять самостоятельность передачи образа мишки(рисование, аппликация, лепка); воспитывать уважение к сверстникам.

продолжать учить детей пересказывать эмоционально; отмечать отличия картины и текста.выслушивать пересказы детей не перебивая.

уточнить знания детей о снежинке: привлечь к вырезыванию снежинок и создания коллажа; поддерживать деловое общение детей друг с другом.

систематизировать знания детей о творчестве великих художников России. Продолжать формировать представление о Третьяковской галерее как храме русской живописи. Закрепить умение рассказывать о картинах связно, последовательно, понимать и ценить произведения искусств. Воспитывать уважение к сверстникам, выслушивать, рассказы детей не перебивая.

развивать у детей связную и грамматически правильную речь; сопереживать, откликаться на душевную боль.

выбор водящего, выполнять в игре движения в соответствии с текстом; соблюдать правила игры.

закрепить знания детей о произведениях изобразительного искусства Государственной Третьяковской галереи. Познакомить с новыми репродукциями картин; уточнить понятие о натюрморте, закрепить знание о нём через изобразительную деятельность - рисование натюрморта.

дать детям познавательную информацию о сирени; понять значение непонятных слов;

рассказывать стихотворение выразительно, эмоционально, не торопясь; рисовать веточки сирени используя краски нежных цветов и оттенков; восхищаться рисунком товарища.

Закрепить знания детей в умении рассказывать стихи и отгадывать загадки о цветах, воспринимать текст; развивать кругозор, память, воображение.

привлечь детей и родителей к участию в конкурсе; проявить ответственность, творчество, выразительность в создании рисунка; представить свою визитную карточку.

привлечь детей к оформлению выставки своими работами; приучать прислушиваться к советам взрослых и сверстников по

размещению рисунков; радоваться своим успехам и творчеством.

создать копилку познавательного материала для использования в работе с детьми.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Февраль 2017г.

Март 2017г.

Март 2017г.

Март 2017г.

Март 2017г.

Март 2017г.

Март 2017г.

Март 2017г.

в течение

работы проекта

Март 2017г.

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук,

родители, дети;

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук,

Т. М. Пономарёва

руководитель по физ. культуре;

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук;

родители и дети

Т. И. Савчук

Т. И. Савчук, родители

музыкальный зал

спортивный зал

студия детского творчества

музыкальный зал

участок детского сада

детского сада

детского сада

Ожидаемый результат: В результате проведённой работы по проекту дет и проявили интерес к творчеству великих художников России.Владеют знаниями о картинах, их содержании, эмоционально реагируют на созданный художником образ, передачу настроения.

У детей развито чувство гордости и уважения к людям искусства, за их талант в создании мировых достояний культуры.

Трансляция: - защита проекта на педсовете ДОУ;

На методическом объединении НДОУ;

Презентация работы над проектом в творческой группе « Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам духовной культуры»;

Выступление перед родителями группы с презентацией детских рефератов;

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью с использованием картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Программное содержание.

  • Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
  • Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.
  • Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
  • Развивать образную речь детей при описании природы. Воспитывать у них любовь к природе и развивать эстетический вкус. Поощрять высказывания детей.
  • Познакомить детей с новой техникой рисования - печати листьями, закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования.

Интеграция образовательных областей:

художественно- эстетические; социально - коммуникативное; познавательное развитие; физическое развитие; развитие речи.

Активизация словаря:

березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона, пейзаж.

Подготовительная работа

Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, березовой роще, холодные и теплые тона.

Материалы: мольберт, картина И.И. Левитана « Золотая осень»; сундучок, тонированные альбомные листы, краски гуашь, баночки с водой, уголь, ватные палочки, клеёнки, салфетки, кисточки, осенние листики.

Ход НОД

Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас в группе гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. И скажите «Здравствуйте». Молодцы ребята.

Воспитатель:

А сейчас садитесь, пожалуйста, ровно и послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.

Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:

- Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной!

Воспитатель:

Дети, о каком времени года говорит поэт?

Дети. Об осени.

Воспитатель. Правильно, а почему вы так решили.

Ответы детей.

Воспитатель:

Ах, как дивно сказал об осени поэт! А как художники могут выразить свои чувства?

Дети:

Нарисовать картину.

Воспитатель:

Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок. Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он может передать время года,своё настроение. Но правильно говорить художники пишут картины. А что нужно художнику для работы?

Дети:

Краски, мольберт, бумага.

Воспитатель:

Правильно, молодцы ребята. Художники берут мольберты, краски и идут на природу. Вот мы сейчас рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень».

Ребята, а почему художник назвал картину «Золотая осень»? (Ответы детей)

Воспитатель:

Давайте полюбуемся ею. Посмотрите на картину и скажите: Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. А какие чувства вы испытываете, глядя на картину? Какое у вас настроение? (Ответы детей)

Воспитатель:

А почему грустное настроение? (Ответы детей)

Воспитатель:

Да, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с теплом и солнцем. Давайте внимательно рассмотрим картину.(показ воспитателя) Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Ответы детей)

Воспитатель:

Расскажите о них. Какие они? (Ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, ее называют «берёзовая роща». Деревья далеко, поэтому художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Воспитатель:

Да, речка. Перед нами она широкая, темно - синяя, а дальше, становится все уже, все светлее. А дальше, справа от речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». А за ней хоровод зелено - коричневых деревьев. А какого цвета небо изобразил художник?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Чего больше на картине - неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? (Ответы детей)

Воспитатель:

Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть. Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. А как называют картины, на которых изображена природа?

Дети:

Воспитатель: - Правильно, ребята. Сегодня мы послушали стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана. А кто запомнил название картины? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно. Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. У меня есть волшебный сундучок. Но сундучок не открывается. Что делать? А здесь загадка. Если отгадаем загадку - сундучок откроется.

Загадка.

Под ногами лежат,

Зашагаешь — шуршат,

Яркие, цветные,

Краешки резные.

Листики.

Воспитатель: Угадали! Вот и сундучок открылся.

Открываю сундучок, а там осенние листики.

Воспитатель: А что можно с ними сделать?

Дети. Поиграть. (берут любые листики)

Физминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер -полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель. Молодцы. А еще что?

Ответы детей. Подуть.

Воспитатель. Правильно, подуть.

Дыхательная гимнастика «Ветер дует на листву»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на что похож листик. (Ответы детей)

Воспитатель: - А давайте вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Но рисовать мы будем не обычным способом. Давайте напечатаем листочками несколько деревьев — для этого покрасим листик от дерева гуашью или краской и сделаем его отпечаток, так что его след останется на бумаге, прорисуем углём ствол, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков. Какие цвета мы будем использовать для рисования золотой осени? (Ответы детей)

Воспитатель: - А пока вы работаете, я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)

Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, вам удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.