Племя папуасов. Быт жителей племен папуа - новой гвинеи

Культура Папуа-Новой Гвинеи чрезвычайно разнообразна и здесь вряд ли можно выделить единый для всей страны тип традиций или образа жизни. Даже в пределах одного округа или области могут проживать представители нескольких десятков народностей, часто практически не связанных между собой ни происхождением, ни языком. А с учетом изолированности многих племенных групп и тщательного следования ими своим разнообразным и очень древним традициям получается очень сложная картина, вбирающая в себя больше чем 1000 культурных групп.

Местное население Папуа-Новой Гвинеи - одно из наиболее гетерогенных в мире. Здесь проживает несколько тысяч отдельных общин, многие из которых часто насчитывают едва лишь несколько сот человек. Причем до последнего времени многие соседние племена вели друг с другом непримиримые войны, чьи корни зачастую уходят во тьму тысячелетий. Соответственно, и подчеркивание своей культурной идентичности, особенно по отношению к враждебно настроенным соседям, приводило и до сих пор приводит к всемерному увеличению межплеменного разделения. Изоляция, обусловленная гористым ландшафтом и достаточно суровыми природными условиями, часто является настолько всеобъемлющей, что некоторые племенные группы до недавнего времени даже не знали о существовании соседних народов, если те находились хотя бы в нескольких километрах от границы племенного ареала. В итоге здесь даже появилась поговорка "Каждой деревне - свою культуру", точно передающая все многообразие местной жизни.

Лучше всего эта картина прослеживается в местных языках. Папуа-Новая Гвинея - самая многоязычная страна Земли (всего здесь зафиксировано 820 местных языков и диалектов, из них только половина имеет четко прослеживающиеся родственные связи). Большинство местных наречий очень четко локализовано - обычно на том или ином языке говорят представители одной конкретной племенной группы, обитающей на столь же ограниченном пространстве. Обычно один язык используют от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, хотя языки моту (хири-моту - практически главный язык прибрежной области вокруг Порт-Морсби) или энга (используется в части горной местности) распространены гораздо шире и часто нужны для межнационального общения. Впрочем, и эти "общие" языки разделены на несколько клановых диалектов, часто очень мало схожих друг с другом. Кроме того, почти все местные наречия чрезвычайно сложны грамматически и изобилуют звуками, почти непроизносимыми для европейца.

Гибридный язык "ток-писин" используется почти на всей территории Папуа-Новой Гвинеи и вобрал в себя множество словоформ как из местных наречий, так и из английского и голландского. Европейцы обычно его называют "пиджин-инглиш", подразумевая английскую языковую основу этого "международного" языка, однако в действительности в нем используется столько местных идиом, что выделить в нем элементы какого-то конкретного языка крайне сложно. Языком межнационального общения, наравне с "ток-писин" и моту (хири-моту), выступает так называемый неомеланезийский язык (распространен в восточной части страны), вобравший в себя как языковую основу народов Океании, так и многочисленные заимствования из английского, немецкого, японского и голландского языков. Часто его путают с языком моту, поскольку звучание многих слов, действительно, очень схоже, однако, на самом деле, это два разных языка. Официальный язык страны - английский используется лишь в системе образовании, коммерческой деятельности и правительственных кругах.

Если попытаться выделить какие-то общие культурные элементы для всего разнообразия населения Папуа-Новой Гвинеи, то относительно четко получится локализовать лишь общие традиции в одежде и украшении тела, довольно схожую организацию поселений и общую для всех племен родоплеменную структуру. Все остальные черты, иногда достаточно глобальные, будут характерны лишь для какой-то конкретной племенной группы. Поэтому при путешествии вглубь страны и общении с местными жителями крайне необходима помощь местного проводника и переводчика, без которого туристу, даже вооруженному энциклопедическими знаниями о строении местного общества, не избежать неприятностей.

Новогвинейцы широко известны их сложным и красочным платьем, причем расцветка и фасон местной одежды, особенно - форма головных уборов, уникальны для каждой племенной группы и часто служат признаком этнической идентификации. Местные племена в большинстве своем исповедуют древние анимистические культы и тотемические системы, согласно которым у каждой племенной группы есть свое животное или растение, выполняющее роль покровителя клана. Причем характер и разнообразие таких тотемов просто поражают - ими могут выступать и всевозможные растения, и насекомые, и птицы, и млекопитающие, и даже какие-то мифические существа. Поэтому и характер племенного платья выражает образ или символ племенного тотема. Этой же цели служит непременная раскраска тела, которая в повседневной жизни имеет явно идентификационную функцию (полную племенную раскраску островитяне наносят на свои тела только для боевых действий или крупных праздничных церемоний), а также выполняет роль средства защиты от воздействия внешней среды (японцы, например, в период боевых действий на островах не раз отмечали, что нанесенная на тело сложная местная краска защищает от кровососущих насекомых значительно лучше, чем военная форма, сетки и реппеленты).

Подражание тотемам явно прослеживается и в церемониальных танцах и музыке, а также в характерных для всех народов островов париках, часто представляющих собой сложное инженерное сооружение из человеческих волос (используются волосы женщин и детей), перьев птиц, цветов (иногда специально выращиваемых только для этой цели) и меха животных. Комбинация этих элементов, естественно, у каждого племени своя. К этому стоит добавить и знаменитые местные маски, которые часто составляют одно целое с каким-то особым типом одежды или раскраски тела, и также несут на себе культовую функцию. В обыденной жизни, естественно, островитяне носят упрощенные варианты своей "национальной одежды", на праздники же или в случае проведения каких-то особо значимых мероприятий (региональные фестивали, ярмарки, переговоры с соседями или прием гостей) одеваются с соблюдением всех элементов местной обрядовости.

Кроме обычных для племени окраски и платья, существует еще целая система "событийных" элементов. Женщины, например, изготавливают специальные праздничные наряды (для свадьбы, например, черного цвета) или покрывают себя особым типом окраски (сине-серой глиной при трауре, например). Мужчины имеют сложную систему окраски тела, соответствующую их рангу или социальному статусу, а также характеру выполняемых действий (нередок настоящий камуфляж из серо-зеленых пятен и полос разной формы, наносимый на тело для охоты или боевых действий). Следует отметить, что эти традиции настолько сильны, что официальными символами того или иного округа или области являются не гербы или флаги, а какие-то особые тотемические образы, оформленные в виде щитов, масок или других предметов военной амуниции (обычно они вполне официально утверждены в качестве своеобразных гербов на самом высоком уровне).

Кланы в горной местности имеют древнюю и достаточно запутанную социальную систему, которая слабо затронута изменениями даже под давлением современной цивилизации. Описывать её практически бесполезно, поскольку в каждой родоплеменной группе есть свой комплекс социальных взаимоотношений. Единственным общим элементом является соблюдение сложной социальной иерархии (во главе клана обычно стоит вождь или старейшина, остальные элементы, начиная с системы наследования и заканчивая выстраиванием общей иерархии, у каждого племени свои) и ее жесткой клановой системы. Плюс характерно разделение обязанностей по половому признаку - женщины традиционно ответственны за домашние заботы и ежедневную работу на благо всей деревни (общины), в то время как мужчины занимаются охотой, торговлей и военными действиями. Материальные блага обычно распределяются между хозяйствами общины старшим мужчиной рода.

Богатство как таковое здесь имеет достаточно необычную роль - накопление имущества не очень принято, а вот система передачи оного в виде подарков или подношений имеет очень сложный церемониал и значение, повышая престиж дающего и накладывая на одариваемого определенные обязательства (отсюда и нелюбовь островитян к подаркам со стороны чужаков и чаевым). Фундаментальным элементом общества также является вытекающее отсюда же понятие взаимных обязательств между кланами (семействами), все еще имеющих сильнейшее воздействие на всю социальную структуру.

Хотя страна постепенно изменяется, множество людей все еще живут в маленьких деревнях, зарабатывая на жизнь сельским хозяйством, садоводством, рыбалкой, охотой или ремеслом. Почти вся земля, а не только пригодная для обработки, принадлежит общинам или деревням, поэтому следует помнить, что при вступлении на чью-либо территорию необходимо спросить разрешения. Это же касается сбора плодов или рыбалки на чьих-то землях, об охоте же речь просто не идет - любого чужака, застигнутого в чужих охотничьих угодьях, местный закон считает преступником, и к нему могут применяться любые (!) методы воздействия.

Центром любой населенной территории является "хаус-тамбаран" (в ближайшем переводе - "дом духов"). Как только местные жители основывают новое поселение, первым делом они строят именно этот культовый центр, священный для любого островитянина, будь он христианином (а таковыми себя официально считают две трети населения страны) или приверженцем местных верований. Вступать под кров этого дома могут только мужчины племени и племенные лидеры, хотя для иностранцев это правило обычно несколько смягчено, и при некотором умении договариваться посетить этот дом вполне возможно и даже необходимо - после ритуала посещения "хаус-тамбаран" любой чужак переходит в разряд гостя. Строятся такие сооружения обычно в самых разнообразных стилях, с массивными резными деревянными колоннами, являющимися их главной отличительной особенностью. Изнутри стены дома украшены многочисленными резными изображениями духов и тотемических покровителей племени, к которым обращаются за советами при совершении каких-либо церемоний. Внутри также обычно находится несколько постаментов, похожих на табуреты, однако сидеть на них не разрешается - брошенные на них связки листьев обозначают право собственности на это место того или иного уважаемого члена общины.

Древние ритуалы все еще играют роль важнейших социальных событий. Над этими сложными церемониями обычно осуществляют надзор старейшины клана, все члены общины имеют в них свою роль и значение, а внешнее оформление часто просто великолепно - почти все члены общины, в зависимости от их социального статуса, украшают себя традиционными одеждами, сложнейшими головными уборами и окраской тела, организуются танцевальные церемонии, религиозные обряды и прочие элементы, в большинстве своем пришедшие в наше время из доисторических времен. Сегодня каждая из двадцати областей страны проводит собственный культурный фестиваль и региональные праздничные мероприятия, на которые обычно приглашаются представители соседних племенных групп и профессиональные артистические коллективы, а их посетители имеют возможность в одном месте и за краткий период времени увидеть многие виды обрядов, традиций и искусств Папуа-Новой Гвинеи.

Художественные формы страны столь же разнообразны, сколь и отличны друг от друга. В стране, где язык меняется от деревни к деревне, артистические традиции населения также отличны как по стилю, так и по формам выражения. Недаром говорят, что на территории Папуа-Новой Гвинеи можно увидеть всю Океанию в одно время и в одном месте. Глиняная посуда, оружие, резные и плетеные изделия, музыкальные инструменты, созданные мастерами различных племен согласно их традиционным навыкам и верованиям, являются настоящим богатством страны и популярными предметами экспорта.

Папуа - Новая Гвинея - государство в Океании, занимающее восточную часть острова Новая Гвинея, архипелаг Бисмарка и различные мелкие острова. Население страны - 7 миллионов человек. Название "Папуа" происходит от малайского слова "папува", что в переводе на русский язык означает "курчавый" (по другой версии - от "оранг папуа" - "курчавый черноголовый человек"). Такое название острову дал его европейский первооткрыватель португалец Жоржи ди Менезеш в 1526 году, отметив форму волос местных жителей. В 1545 году остров посетил испанец Иньиго Ортис де Ретес и дал ему название "Новая Гвинея", так как, по его мнению, местные жители были похожи на туземцев Гвинеи в Африке.
Люди впервые заселили территорию Папуа - Новой Гвинеи 60-45 тысяч лет назад с территории юго-восточной Азии, преодолев несколько морских проливов. В то время уровень моря был ниже, и остров составлял одно целое с Австралией. Потомки первого населения острова, ныне составляющие большинство населения Папуа - Новой Гвинеи, называются папуасами. Около трех тысяч лет назад на остров переселилась вторая волна выходцев из Азии, относящиеся, как и папуасы, к австралоидной расе (к ней же относятся австралийские аборигены), но говорящие на австронезийских языках. Часто австронезийское население острова также называют папуасами из-за внешнего сходства. При этом не ясна грань, которая отделает австронезийцев от папуасов. Возможно, что прибывшие на остров австронезийцы растворились в местном папуасском населении, передав им свои языки и культуру. Сейчас в Папуа - Новой Гвинее насчитывается около 7 тысяч племен и народностей, говорящих на более чем 800 языках (из которых 650 папуасские, а остальные - австронезийские). На долю Папуа - Новой Гвинеи приходится 12 процентов языков мира, это самый разнообразный в языковом отношении регион нашей планеты.
Большой вклад в изучение папуасов внёс русский этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888).
На страницах сайта я расскажу о наиболее интересных племенах папуасов. Первое племя, о котором пойдет речь, не имеет общепринятого названия. Часто его называют племенем скелетов из-за местных обычаев раскрашивания тела белой и черной краской с целью имитации вида скелета. Племя живет в деревне Миндима в горной провинции Чимбу. Как гласит местная легенда, людей этого племени поедал злой лесной дух Омо Масалаи. Тогда они решили сами прикинуться духами, чтобы изгнать злого духа. До сих пор ритуал по изгнанию злого духа повторяется во время религиозного праздника. Люди перекрашиваются в скелетов и гонятся за человеком, который обряжается в злого духа.
Далее - подборка фото, где показан ритуал изгнания злого духа и подготовка к нему. В подборке использованы работы следующих фотографов: Brent Stirton (brentstirton.com), Rita Willaert (flickr.com/photos/rietje/), Eric Lafforgue (ericlafforgue.com).

Когда-то этот народ прославился как «охотники за головами». Им часто приходилось бороться за территорию с другими деревнями или племенами. Род занятий в основном ограничивается собирательством, охотой и скотоводством. Работая, они поют песни, как правило, в сопровождении мелодичных звуков, издаваемых музыкальным инструментом, известным как пикон. Его звук также служит распознавательным сигналом друг это или враг.

Женщина из народа Дани держит лук и стрелу в селе Obia, Вамена, Папуа, Индонезия. 9 августа 2014.

Женщины из племени Дани пекут сладкий картофель.

Мужчина из народа Дани убивает свинью стрелой, выпущенной из лука.

Люди из племени Дани укладывают раскалённые камни, которые используют для приготовления пищи.

Народ из племени Дани кладёт камни в огонь.

Мужчина из племени Дани отрезает голову поросёнку, которого только что приготовили традиционным способом. Для этого тушку заворачивали в листья и клали на горячие камни. Сверху будущий обед также накрывали раскалёнными камнями и присыпали травой для сохранения тепла. Процесс приготовления занимает пару часов.

Аналогичным способом на горячих камнях местные жители готовят свинину, овощи, сладкий картофель.

Две женщины из племени Дани делают традиционную причёску своей родственнице.

Мальчик из папуасского племени стоит на вершине башни во время 25-ого фестиваля в долине Балием, 7 августа 2014 года в Вамене, Индонезия.

В Балиемской долине живут три папуасских племени: Дани, Лани и Яли. Каждый год они собираются вместе на ежегодном фестивале долины Балием. Жители каждого племени отличаются элементами немногочисленной одежды. Они устраивают потешные бои, исполняют традиционную музыку и танцы, отмечают праздник Свиньи. (Свиньи имеют особое значение в культуре этих народностей, они служат приданым и используются в торговле.)

В честь 25-го фестиваля папуасской культуры с 6 по 12 августа в 2014 году Вамена открылась для внешнего мира с целью повышения осведомлённости и туризма в долине Балием и прилегающих к ней областей.

Молодой закамуфлировавшийся папуас на фестивале папуасских племён.

Девушка из племени Дани держит ребёнка на руках в селе Obia.

Мальчишки из племени Дани сидят на поваленном дереве над рекой в селе Soroba.

Жители папуасских племён позируют для общего портрета на 25-ом фестивале в долине Балием.

Папуас позирует для портрета на 25-ом фестивале в Балийской долине.

Группа папуасских мужчин готовится к инсценировке сражения во время 25-ого фестиваля в долине Балием.

Злые, дикие и поедающие себе подобных - вот, пожалуй, главные характеристики, которыми принято описывать племенных жителей Папуа-Новой Гвинеи. Однако в реальности все обстоит несколько иначе - слухи о жестокости и людоедстве, процветающих на этих островах, явно сильно преувеличены. По крайней мере, туристы, отважившиеся познакомиться лично с культурой папуасов, утверждают, что местные аборигены вполне приветливы, хотя вначале и кажутся весьма суровыми и мрачными. Об этом, кстати, писал в своем дневнике и Миклухо-Маклай, русский этнограф-путешественник, проживший с дикими племенами не один год. Ученый почти сразу раскрыл простодушие этих людей, описав свое первое явление на острове так: «Исключая двух или трёх царапин, никто не решался нанести мне тяжёлую рану». Надо сказать, что с тех пор (а было это в 1870 году) сердечной доброты папуасы не утратили и по-прежнему готовы мирно вести разговоры, если только вы не покуситесь на их земли, женщин и… свиней.

Каменный XXI век

За прошедшие века мало изменился не только психологический портрет дикарей, но и все устройство их бытия. Этнографы, тщательно изучившие папуасский мир, сошлись во мнении, что многие племена до сих пор сохранили в своей повседневной жизни признаки строя времен каменного века. Большинство папуасов, будучи далеки от прогресса и Большого света, живут точно так же, как жили их предки. Да, конечно, какие-то признаки современного мира на острова все-таки проникли (вместо перьев и пальмовых листьев аборигены теперь облачаются в ткани), но в целом уклад жизни остается таким же, как и много веков назад.

Однако было бы абсолютной ложью говорить, что с появлением белых людей на этих землях жизнь папуасов никак не изменилась. С момента создания европейцами горной промышленности и развития в стране туризма часть коренных жителей покинула свои родовые общины и занимается извозом гостей, разработкой месторождений, обслуживанием магазинов и так далее. Сегодня можно уже говорить о том, что в Гвинее формируется прослойка предпринимателей и фермеров. А многие традиции и обряды либо бесследно исчезли, либо превратились в туристические аттракционы.

Планы племени - в жизнь!


Как и много лет назад, основная доля папуасского населения живет общинно-родовым строем. В рамках отдельно взятого племени, как и в каменном веке, нет места частной собственности, моногамным отношениям, классовой градации и государственным законам. Все крупные работы, будь то сбор урожая или война с соседним племенем, община делает сообща. Совместно же решаются все споры, отмечаются праздники, исполняются магические обряды. Даже, казалось бы, сугубо личные вопросы вроде выбора невесты или время вступления в брак тоже решаются совместно.

Живут папуасы в основном за счет ручного земледелия, собирательства и гораздо реже - охоты. С появлением европейцев немаловажную роль в функционировании племени стало играть свиноводство, хотя мясо здесь едят очень редко, из соображений экономии заменяя его бататом, кокосом и бананами.

Само племя представляет собой объединение больших семей, притом понимание «большой семьи» здесь сильно отличается от европейского и порой насчитывает порядка 30-40 человек. Что примечательно, основа ячейки дикого общества - женщины, многочисленные жены одного мужчины, главы семейства.

Кто в доме хозяин?

Ну и какое же племя без вождя! Узнать его очень легко: сосредоточенное лицо, брутальный вид, пронизывающий взгляд. Его мнение авторитетно и редко подлежит обжалованию. Более того, даже когда вождь умирает, к его обернутому в пальмовые листья телу еще долгое время приходят соплеменники, жаждущие получить частичку мудрости покинувшего мир вождя.

Племенной властитель Папуа не только командует общиной, но и лечит её, ибо по совместительству является шаманом и врачевателем. Только вождю известно, какую болезнь и чем лечить и как правильно проводить мальчикам обрезание - обязательную процедуру для посвящения юнцов в мужчины. Кроме этого, вождь стерилизует женщин племени, если та родила двух и более детей. Увы, территория обитания племени сильно ограничена, переезжать с насиженного места община не имеет права, поэтому за рождаемостью в семьях ведется строгий контроль.

Мужчины правят миром


Кто-то скажет, что сегодня в Папуа совсем не считаются с правами женщин, но история свидетельствует, что раньше ситуация выглядела куда менее лицеприятно. Не так давно во всех папуасских племенах (а в некоторых - до сих пор) существовали так называемые Мужские дома. Вхожи в него были только взрослые представители сильного пола (те, которые многоженцы!), а женщинам вход строго воспрещался. И, правда, негоже женщине отвлекать мужчин от важных мыслей и бесед. А вещи в Мужском доме действительно обсуждались важные. Совет решал, какой выкуп следует предложить за невесту, какой из семей племени требуется увеличение жилплощади, как разделить собранный урожай и кто из воинов достоин отправиться на охоту.

Кому из молодых женщин племени и, что важнее, - за кого нужно было выходить замуж, тоже решал Мужской дом. При этом чувства несчастной, конечно же, в расчет не брались. А поскольку женить молодых людей из одного племени было нельзя (это приравнивалось к инцесту), то юную особу ждала весьма незавидная участь. Впрочем, положение молодой женщины в племени всегда имело временный статус. Проживали они в своей общине лишь до замужества, после которого они переезжали в племя своего супруга. Несмотря на совместную деятельность, барьер между супружеской парой сохраняется всю жизнь: он живет в Мужском доме, она - в женской хижине, он владеет своим имуществом, она - своим. Так что духовным единением влюбленной пары в Папуа-Новой Гвинее даже не пахнет!

Стенка на стенку


Обычаи и традиции папуасских племен сильно отличаются, а потому ритуалы друг друга им совершенно непонятны. Шутка ли: одних только языков на этих островах насчитывается порядка 700. Так что со взаимопониманием здесь дела обстоят неважно, а когда следует решить взаимные вопросы по владению землей, женщинами и свиньями, папуасы берутся за топор войны. Выступать с боем здесь не только способ уладить спор, но и дело чести для каждого мужчины.

Ежегодно случается несколько таких межплеменных вооруженных столкновений. Основанием для объявления серьезной войны является кража или убийство. За пострадавшего папуаса, как предписывает традиция, вступается все племя, но и община злодея тоже не остается в долгу. Чаще всего используется традиционное оружие: луки, стрелы, топоры и копья, но в последнее время папуасы стали прибегать и к огнестрельному оружию. Если вожди враждующих племен не смогут договориться мирно, военные действия могут продолжаться месяцами, а то и годами.

Война танцев

И все-таки не всегда папуасы воют на ножах! В августе на островах проходят бои совершенно иного свойства - танцевальные. В это время у подножия одной из самых высоких гор - горы Вильгельм - собирается около сотни племен со всех уголков Папуа-Новой Гвинеи, чтобы сразиться в танцевальном мастерстве на традиционном фестивале Синг-Синг, посвященном Дню независимости страны.

Кому-то покажется, что этот праздник барабанов, костюмов, песен и плясок не более, чем туристическая уловка, но корни этого мероприятия уходят аж в каменный век. Далекие предки папуасов проводили нечто подобное в честь победы над соседней общиной или в честь перемирия (все с тем же соседним племенем). В 50-х годах ХХ века фестиваль получил статус официального праздника и проводился, чтобы сблизить враждующие общины. Пока рядовые члены племени танцевали и коллективно поедали арбузы, вожди достигали важных соглашений. Материальная польза от фестиваля, когда на танцевальный поединок стали приезжать туристы, стала лишь дополнительным бонусом.

Готовиться к мероприятию папуасы начинают с самого раннего утра. Работы предстоит много: нужно всех раскрасить в «фирменные» цвета, нарядить в листья пальм, перья птиц, бусы из клыков и собачьих костей, распределить танцевальные партии. Все силы бросаются на то, чтобы максимально доходчиво рассказать зрителям в безумных плясках и песнопениях о традициях, ритуалах и устройстве своего племени. Посмотреть на это красочное шоу съезжаются туристы со всего света. И есть ради чего: этот праздник считается самым масштабным в мире собранием туземных племен.

Несмотря на то, что за окном стремительный XXI век, который называют веком информационных технологий, здесь в далекой от нас стране Папуа – Новая Гвинея, кажется, время остановилось.

Государство Папуа – Новая Гвинея

Государство расположено в Океании, на нескольких островах. Общая площадь около 500 квадратных километров. Население 8 млн. чел. Столица – город Порт-Морсби. Главой государства считается королева Великобритании.

Название «Папуа» переводится как «курчавый». Так назвал остров в 1526 г. мореплаватель из Португалии – губернатор одного из островов Индонезии Жоржи ди Менезиш. Спустя 19 лет на острове побывал испанец, один из первых исследователей островов Тихого океана, Иньиго Ортис де Ретес и назвал его «Новая Гвинея».

Официальный язык Папуа – Новая Гвинея

Официальным языком признан ток-писин. На нем говорит большинство населения. А также английский, хотя его знает лишь один человек из ста. В основном, это государственные чиновники. Интересная особенность: в стране более 800 наречий и поэтому Папуа – Новая Гвинея признана как страна с самым большим количеством языков (10% всех языков мира). Причина такого явления – почти полное отсутствие связей между племенами.

Племена и семьи в Новой Гвинеи

Семьи папуасов до сих пор живут в племенном режиме. Отдельная “ячейка общества” просто не в состоянии выжить без контакта со своим племенем. Особенно это касается жизни в городах, которых в стране довольно много. Однако здесь городом считается любой населенный пункт, численность которого более тысячи человек.

Семьи папуасов объединяются в племена и живут рядом с другими, городскими людьми. Обычно дети не посещают школы, расположенные в городах. Но и те, кто поступает учиться, очень часто после одного или двух лет учебы возвращается домой. Стоит также отметить, что девочки вообще не учатся. Поскольку девочка помогает матери по хозяйству до того момента, как ее выдадут замуж.

Мальчик возвращается в семью, чтобы стать одним из равноправных членов своего племени – “крокодилом”. Так называют мужчин. Кожа их должна быть похожей на кожу крокодила. Юноши проходят инициализацию и уже потом имеют право общаться на равных с остальными мужчинами племени, у них появляется право голоса на собрании или другом мероприятии, проходящем в племени.

Племя живет одной большой семьей, поддерживает и помогает друг другу. Но с соседним племенем обычно не контактирует или даже откровенно враждует. Последнее время папуасам довольно сильно подрезали их территорию, им все труднее сохранять прежний порядок жизни на природе в естественных условиях, свои тысячелетние традиции и свою уникальную культуру.

В семьях Папуа – Новой Гвинеи по 30-40 человек. Женщины племени ведут домашнее хозяйство, ухаживают за скотом, рожают детей, собирают бананы и кокосы, готовят еду.

Еда папуасов

Не только фрукты являются основной пищей папуасов. Для приготовления еды используется свинина. Свиней в племени оберегают и употребляют в пищу их мясо очень редко, лишь по праздничным дням и памятным датам. Чаще они едят мелких грызунов, которые обитают в джунглях и листья бананов. Все блюда из этих ингредиентов, женщины умеют потрясающе вкусно готовить.

Брак и семейная жизнь жителей Новой Гвинеи

Женщины практически не имеют никаких прав, подчиняясь сначала родителям, а потом всецело своему мужу. По закону (в стране большинство жителей – христиане) муж обязан хорошо обращаться с женой. Но на деле это далеко не так. Сохраняется практика ритуальных убийств женщин, на которых падает хотя бы тень подозрения в колдовстве. Согласно статистике более 60% женщин постоянно подвержены насилию в семье. Международные общественные организации и католическая церковь постоянно бьют тревогу по этому вопросу.

Но, к большому сожалению, все остается по-прежнему. Девочку в 11 – 12 лет уже выдают замуж. Родители при этом лишаются “еще одного рта”, так как помощницей становится девочка помладше. А семья жениха приобретает бесплатную рабочую силу, поэтому присматривается ко всем девочкам шести – восьми лет. Зачастую женихом может стать мужчина старше девочки лет на 20-30. Но выбора нет. Поэтому каждая из них безропотно принимает свою судьбу, как должное.

Но и мужчина не сам выбирает себе будущую жену, которую сможет увидеть только перед традиционной свадебной церемонией. Решение о выборе невесты будет принято старейшинами племени. Перед свадьбой принято засылать сватов в семью невесты и приносить подарок. Только после такого обряда назначается день свадьбы. В этот день проходит ритуал «похищения» невесты. В дом невесты должны внести достойный выкуп. Это могут быть не только различные ценные вещи, но и например, кабанчики, ветки бананов, овощи и фрукты. Когда невесту отдадут в другое племя или другой дом, ее имущество делят между собой члены общины, из которой эта девушка.

Жизнь в браке не назовешь легкой. По древним традициям, женщина живет отдельно от мужчины. В племени существуют так называемые женские и мужские дома. Прелюбодеяние, с любой стороны, может быть наказано очень жестоко. Есть и специальные хижины, где муж и жена могут периодически уединяться. Уединяться они могут и в лесу. Девочек воспитывают мамы, а мальчиков с семи лет мужчины племени. Дети в племени считаются общими, с ними особо не церемонятся. У папуасов не встретишь такую болезнь, как гиперопека.

Вот такая вот непростая семейная жизнь у папуасов.

Закон о колдовстве

В 1971 г. в стране принят Закон о колдовстве. В нем сказано, что человек считающий себя «заколдованным», не несет ответственности за свои поступки. Убийство колдуна является смягчающим обстоятельством при судебном разбирательстве. Очень часто жертвой обвинения становятся женщины из другого племени. Четыре года назад банда каннибалов, которая называла себя охотниками за ведьмами, убивали мужчин и женщин, а потом съедали их. Правительство пытается бороться с этим жутким явлением. Возможно, наконец, будет отменен закон о колдовстве.