По строительству архитектуре. Архитектура в строительстве зданий и сооружений

В строительстве принято рассматривать два основных понятия, касающихся возводимых объектов:

. Здания . Так называются постройки, чьей основной функцией является обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности людей таких как: обучение, трудовая и физическая деятельность, бытовые нужды. В большинстве случаев они являются совокупностью ряда помещений, у каждого из которых есть своя задача, относящаяся к ряду функциональных или технологических;

. Сооружения . В большинстве своем так называют отдельные конструкции, несущие только технические функции. К таковым относятся, мосты, набережные, дамбы, плотины и прочее. Все эти объекты обычно принято называть инженерными сооружениями.

Зодчество (архитектура ) в традиционном понимании этого слова, представляют собой возводимые здания (а иногда и целые комплексы из них), гармонично вписывающиеся в окружающее пространство, и несущие функциональное значение для людей. По большому счету, это основа любого строительства, предусматривающая создание и обеспечение условий для нормальной жизни.

Еще одним значением слова архитектура становится совокупность декоративных и конструктивных элементов любого здания, относящихся к определенной стилистике. В этом случае, архитектуру будет правильнее рассматривать как искусство. Поскольку в этом случае, ее главной функцией становится психоэмоциональное и зрительное воздействие. Хотя, большинство из существующих стилей несут мощный заряд величественности, помпезности, а иногда и ощущение колоссальности всего здания.

Одной из главнейших задач архитектуры является конечное соответствие возведенного здания с его основным назначением. Причем, здания, различающиеся между собой по назначению, стараются выделить и внешне. Например, вы вряд ли спутаете церковь с больницей. При этом любая постройка должна отвечать всем требованиям по безопасности и обеспечению максимально комфортных условий для человека. Все это можно отнести к функциональному назначению архитектуры.

Но, помимо этого у нее есть и художественные задачи. Поскольку во все века архитекторы, возводя наиболее монументальные постройки, старались выразить основные мировоззрения и идеологию своего времени. Данная традиция сохраняется и сейчас, правда в менее выраженной форме. В настоящий момент, художественное оформление чаще служит для создания сбалансированных комплексов, вписывающихся в общую картину и стиль города.

Еще одной гранью зодчества можно назвать совокупность экономических критериев. Расчеты по затратам на возведение зданий в соотношении к его долговечности занимают не последнее место. Также сюда относится и обеспечение нормальных условий с бесперебойной поставкой материалов на все время строительства.

Но, лишь при соблюдении всех сторон и требований (с учетом внешней красоты, функциональности и экономической целесообразности) можно возвести здание, которое прослужит долго и с большой пользой. При этом постройка не должна идти в разрез с остальными зданиями вокруг себя и вызывать мощный дисбаланс пространства. Именно поэтому все стадии начального проектирования зданий принято сочетать с ориентированием их с местом предполагаемого возведения. Это в итоге позволяет создавать сбалансированное композиционное решение в гармонически связанное и законченное единое целое.

ARCHiPEOPLE внимательно следит за развитием архитектурной тематики в интернет-пространстве. Сегодня мы сделали подборку самых рейтинговых иностранных сайтов о современной архитектуре.

19.02.2014, 20:47 |

Популярный проект чилийских архитекторов Дэвида Ассаэля и Дэвида Басульто ArchDaily – это удачная попытка объяснить, что современные архитекторы вовсе не строят в одном стиле, и каждый проект имеет пусть иногда неочевидную, но особенность. Максимально используя возможности современной коммуникационной среды, ArchDaily дает представление о том, в каком ключе сейчас развивается архитектура – в градостроительстве, в отношении к окружающей среде, в образовании и так далее. Одновременно, представляемые на сайте проекты подаются исключительно как уникальные решения, передающие персональный стиль авторов.

Главная страница сайта Architonic выглядит как каталог товаров мебельного магазина. Вот – стулья, а вот – столы. Мебель для дома, мебель для офиса… Здесь даже есть школьные парты! Поначалу неочевидно, что надо обратить внимание на раздел «Новости и тренды». Но после того как кризис восприятия будет преодолен, окажется, что сайт на самом деле содержит много информации об инновациях, необычных подходах в архитектуре и градостроительстве. Многие статьи посвящены изменению среды вокруг человека не с помощью отвлеченной урбанистической философии, а с помощью интересных технических решений. И тут только станет ясно, что «каталог товаров», захвативший порядочную территорию на главной странице, - это лишь необходимое дополнение.



В сообществе сайта Archinect больше 200 000 членов. Листая страницы, им посвященные, можно только порадоваться, как много на свете красивых людей, но это не самое главное. Главное – это то, что сайт объединяет их не на основе интереса к условным «топ-10 постройкам недели», а на основе интересов профессиональных. Здесь можно найти информацию о лекциях, фестивалях, конференциях и, самое важное, об образовании и трудоустройстве. Объективность в изложении материала удивительная. Подробно описываются проекты не только именитых архитекторов, но и мало кому известных студентов. Если в изучении процесса становления архитекторов необходимости нет, то можно воспользоваться дочерним сайтом Bustler , на котором аккумулируется только актуальная информация о конкурсах и событиях.



Интересно, что может публиковаться на сайте World Architecture News ? Надо же, новости архитектуры! Без иронии, это очень удобный сайт для ознакомления с последними новинками во всем мире. Относительно WAN ( World Architecture News), определение «во всем мире» - это не просто слова. Здесь есть пять основных разделов, посвященных Северной Америке, Европе, Азии и Тихоокеанскому региону, Среднему Востоку и Африке, Южной Америке. Когда вы в последний раз что-нибудь слышали о проектах, осуществляемых в Кении или в Боливии? Никогда? WAN как раз и дает возможность понять, что же на самом деле представляет собой всемирная архитектура, территориально не ограниченная крупнейшими городами «золотого миллиарда».

Если познавательная функция сайта вам не нужна, можно перейти к разделу «Работа». Вакансий не очень много – в этом сайт проигрывает Bustler’у. Зато на дочернем Wantoday представлено огромное количество тендеров.


Чем может быть интересен итальянский сайт Edilportale ? Если вы не итальянец, то ответить на вопрос затруднительно. Однако именно он дал толчок к развитию сообщества Archilovers с внушительным количеством участников в 600 000 человек. Что их сюда привлекло? Возможность самим писать об архитектуре! Это настоящее живое сообщество, где его члены более или менее удачно пишут о том, что их действительно интересует. Но обратить внимание следует в первую очередь все-таки на способ подачи информации о проектах. Информация о них сгруппирована по разделам: «Детали» (например, отдельно можно прочитать про фасады, террасы, озеленение крыш и т.д.), «Материалы» (тут все понятно – кирпичь, стекло и т.п.), «Темы» (исторический контекст, цветовые решения, редевелопмент и прочее, и прочее).

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, какие книги и журналы читать, что смотреть и где учиться, чтобы самостоятельно подкрепить свои сведения об архитектурных направлениях или подготовиться к получению соответствующего образования.

Александр Острогорский

преподаватель МАРШ, руководитель отдела образовательных программ Музея Москвы, архитектурный журналист

Архитектура вообще , как вообще музыка или вообще наука - слишком большое поле для интереса, чтобы указать только один подход к нему. Если только вашим первым шагом не становится именно это - изучение пространства архитектуры и поиск в нём своего интереса, своего любимого сюжета. Архитекторы и критики уже несколько сотен лет подряд начинают делать это с формулы, выдуманной римским архитектором Витрувием, который в I веке до н. э. написал свои «10 книг об архитектуре », в которых указал на три главных свойства архитектуры - пользу, прочность и красоту. Хотя с тех пор прошло уже больше 2 тысяч лет, кажется, что лучшего определения не было придумано. Эти три критерия - и способ оценить любое здание, и направления для совершенствования собственной способности понимать архитектуру. То есть видеть, как одни здания одновременно и полезны, и прочны, и красивы (одно вытекает из другого), а другие здания - нет (впрочем, это не всегда однозначно плохо).

Мне пришлось встречаться с несколькими, возможно универсальными, мотивами, которые побуждают человека интересоваться архитектурой, - хотя, конечно, это только мой опыт. Но предпочту отталкиваться скорее от общечеловеческих представлений о том, что даёт архитектура или почему она важна, чем от порой очень разных взглядов самих архитекторов, структуры архитектурного образования или представлений критиков. Говорю об этом, чтобы заранее попросить прощения у тех читателей, чьи интересы окажутся вне схемы, которой я собираюсь воспользоваться, или же тех, у кого уже есть собственная или привычная для него схема, которая ему или ей кажется идеальной (а моя покажется еретической).

Итак, по отношению к архитектуре всех людей можно разделить на тех, кому...

...нравятся красивые вещи. Красота - наверное, самая сложная категория для архитектуры. Во-первых, архитектура - не миметическое искусство, то есть здания ничего не изображают (исключения встречаются, хотя и нечасто), так что «удовольствие от узнавания», которое Аристотель считал основой эстетического удовольствия, здесь не возникает. Как и в музыке, красота в архитектуре - это ритм, пропорции, отношения форм, цвета и материала.

Знаменитый немецко-английский историк архитектуры и критик Николас Певснер как-то сказал: «Навес для велосипедов - это строение, Линкольнский собор - архитектура». Иначе говоря, всякая архитектура - здание, но не всякое здание - архитектура. Сейчас уже найдётся немало охотников поспорить с этим утверждением, но некоторая доля правды в этой мысли есть: архитектура начинается там, где создатели здания - будь то известный архитектор или безымянные каменщики - попытались пойти дальше, чем решение практических задач. Вопрос в том, куда именно они захотели пойти, почему и что придумали. На эти вопросы более или менее отвечает история и теория архитектуры. Каждая эпоха, каждая страна и традиция предлагала свои программы и наборы инструментов. Далеко не всё нам кажется интуитивно «красивым» сегодня - мы судим о египетских пирамидах совсем не так, как о памятниках Возрождения, а современная архитектура многим кажется однообразной и безликой.

Велик соблазн определить ценность зданий из одних эпох по отношению к зданиям из совсем других, особенно если они стоят рядом, как это бывает в городе. Что ж, вкус - дело каждого, одним нравятся колонны классических фасадов, другим - ленточные окна конструктивистских. Но нельзя забывать о том, что они являются результатом разных ситуаций, и мерить их одной меркой не совсем верно. Удивительно и другое (впрочем, так и с любым другим искусством) - чем больше узнаёшь о том, как думали и к чему стремились зодчие разных эпох, тем шире становится коридор индивидуальных вкусовых предпочтений.

...нравится история. Архитектура в большей степени, чем любое другое искусство, является живым свидетелем истории. Каждое здание - продукт своего времени, пересечение социальных, политических, культурных и технологических явлений. Расшифровать здание как послание в будущее, как запись в летописи - значит решить увлекательный ребус. Как ни странно, здесь предложенная Певснером формула работает скорее наоборот - невзрачные, утилитарные объекты говорят иногда о своём времени больше, чем шедевры архитектуры. Сравните хрущёвку и, например, Дворец пионеров на Воробьёвых горах - только вместе они могут дать правильное впечатление о советской культуре и жизни в 60-х. Чудом сохранившийся на Варварке Старый английский двор - по сути, палаты зажиточного горожанина XV века - лучше иллюстрирует московскую жизнь того времени, чем находящаяся совсем рядом Грановитая палата, построенная примерно в это же время для Ивана III итальянскими архитекторами.

...нравятся технологии. Каждое здание - это ещё и решение инженерной, строительной задачки с большим количеством переменных: потребности человека, сила притяжения, свойства материалов, цена, навыки строителей и так далее. Иногда архитектор находит такое решение, которое не мешает эстетике, иногда - приходится бороться с технологией за художественный образ. Что лучше - красивое, но не слишком прочное или достаточно прочное, но не радующее глаз? Бывает и то и другое. Упомянутые выше хрущёвки, как и большая часть советского индустриального домостроения, - результат почти полной победы экономических и строительных технологий над эстетикой. Восхищающие многих выдающимися инженерными решениями проекты Сантьяго Калатравы постоянно упрекают в том, что они не так хорошо работают, как прекрасно выглядят, к тому же обходятся в астрономические суммы. Так или иначе, с конца прошлого века технологии и их возможности стали одной из главных тем архитектуры. Будь то строительство самых высоких зданий (таких как Бурдж-Халифа) или самых экологичных - сегодня для самых крупных архитектурных проектов в мире чаще всего именно технологии становятся основой эстетической программы.

...хочется понять, как устроен мир. Если архитектура помогает узнать о прошлом, то и о настоящем она говорит не меньше. Зачем нужны небоскрёбы? Кто позволяет сносить старые красивые здания и строить на их месте новые, уродливые? Почему одни живут в шикарных особняках, а другие - в трущобах? Все эти вопросы и многие другие, как ни странно, люди часто адресуют именно архитекторам, включая и вечное «кто придумал, скажи, эти пробки». При этом архитекторы имеют совсем не такое большое влияние на развитие города. Архитектура и конкретные здания - это иллюстрации, симптомы и указания на многие проблемы современного мира, а также лаборатория по поиску ответов на них. Если бы существовала клятва Витрувия (как клятва Гиппократа у врачей), то в ней непременно было бы записано, что архитектор обязан быть немножко врачом, учителем, психотерапевтом («разговаривайте с клиентом о его детях» - это совет немецкого архитектора-модерниста Миса ван дер Роэ), полицейским, политиком, экономистом и, конечно же, художником, инженером, строителем и так далее.

Что читать

Что смотреть

«Архитектура как средство коммуникации»


Курс профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадима Басса на «Арзамасе» посвящён сообщениям, которые заключает в себе мировая архитектура. Кроме восьми небольших лекций, как обычно на «Арзамасе», по ссылке можно обнаружить подборку книг об архитектуре, игры и даже один скетч «Монти Пайтона».

«Сколько вести ваше здание, мистер Фостер?»

Документальный фильм о карьере обладателя Притцкеровской и Императорской премий 80-летнего британца Нормана Фостера, спроектировавшего Международный аэропорт в Гонконге, мост «Миллениум» в Лондоне и башню Хёрст в Нью-Йорке.

«Мой архитектор»

Оскаровский номинант, фильм об архитекторе Луисе Кане, снятый его сыном Натаниэлем через много лет после загадочной смерти отца.

«Наброски Фрэнка Гери»

И ещё один документальный фильм о герое архитектуры - на этот раз снятая Сидни Поллаком история жизни пионера деконструктивизма Фрэнка Гери, спроектировавшего знаменитый «танцующий дом» в Праге, музей Гуггенхайма в Бильбао и Музей искусств Вейсмана в Миннеаполисе.

Выступление Алехандро Аравены на TED

Знаменитый чилийский архитектор Алехандро Аравена считает делом своей жизни преодоление социальных барьеров в городах. Для этого он проектирует дома для самых бедных семей, делая эти постройки не только недорогими и удобными, но и выдающимися в архитектурном плане. Аравена стал куратором Венецианской биеннале архитектуры в 2016 году, которая будет посвящена повышению качества застроенной среды и жизни людей.

Выступление Бьярке Ингельса на TED

Бьярке Ингельс - один из самых известных архитекторов нового поколения. Он сочетает в своей архитектуре яркий дизайн и функциональность не в ущерб комфорту. Во время этого выступления он рассказывает о том, как просто можно рассказывать архитектурные сюжеты - например, в виде комиксов.

Базовый курс по истории архитектуры из 24 лекций охватывает период с первых человеческих поселений и до XV века. Заточен в основном на то, чтобы дать студентам общие знания предмета. Все видео дополнены ещё и материалами учебника мировой истории архитектуры.

Где учиться

ГДЕ: лекторий Музея Москвы

СТОИМОСТЬ: бесплатно

Текст и интервью: Катерина Фирсова, Настя Курганская

Иллюстрация: Оля Волк