«Почему Бог не наказывает плохих людей? За что наказывает Бог.

Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме.

С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира.

Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности.

Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю.

Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.

Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Это не гнев Божий, а наша глупость казнит нас вдали от Бога. Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.

Человек сам несет ответственность за свой выбор, за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвященном его жизни. Страницы своей хартии мы пишем сами, сию секунду, под вежливым взором переживающего за нас Христа. Гнев – это вещь, совершенно не приложимая к Богу.

Когда не было Христа и апостола Павла, не было и слов о Любви, то люди справедливо решили, что Бог – это некто вроде Небесного Царя и Судьи. Этому Судье зачем-то потребовалось создать мир. В нем Он утвердил правила. Благо – следование Его Закону. Грех – преступление перед Законом, беззаконие. Преступление предполагает наказание. Все как у людей: Царь, суд, тюрьма или санаторий.

Но у Бога все не как у людей. Он благ. Он пребывает в абсолютном покое. То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. «Гнев Божий» – это Промысл, криво отраженный в нашей душе.

Безобразничает человек – Господь лишает его силы к греху. Безумствует и приносит горе – связывает, как больного в клинике. Не потому что строг и зол, а потому что желает спасения безумцу.

Читаем в Евангелии о больном:

И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Отметим три важных момента, которые не уловили фарисеи.

Во-первых, его принесли к Богу. Бывает, Бог Сам пытается привлечь к себе загулявшего сына. А тут Его работу сделали люди. Значит, любовь где-то теплилась рядом с больным, и он мог ей научиться. Это частично приклонило внимание Христа к этой компании среди моря народа.

Второе – «видя веру их». Мы тоже водим своих немощных родственников по больницам, имея на руках полис или деньги. А эти пришли и без страховки, и без денег. На что они надеялись? На чудо! Ничего себе. Так вот быть уверенным, что если подергать Бога за край ризы, то вот тебе Он и даст. Для того чтобы потребовать чуда, нужно иметь абсолютную уверенность в Его любви. Нужно знать Бога. А в этом и есть вера. Ведь не делами закона они пришли покупать здоровье товарищу.

Этим поступком друзья больного исповедали новое, сказать точнее, забытое качество Бога – благость и любовь. И свидетельство было публичным, что в данном случае тоже было важно.

И, в-третьих, Христос, зафиксировав первые два момента, учит больного: «Делай точно так же, как твои друзья: люби ближнего и знай, что Бог благ. Бог называет тебя чадом, уясни, что Он не царь, не судья, а Отец тебе!»

«Дерзай » – так говорят ребенку, делающему первые шаги.

«Прощаются тебе грехи » – в этом диалоге означает, что если заблудший сын меняет вектор движения от погибели к Богу, то он больше не грешен.

Не случайно в Слове Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, написано:

«… любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

Потрясающие откровение святого: и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит.

То есть Богу не так важны дела, как цель, к которой стремится душа.

Именно разное понимание греха и породило конфликт фарисеев и Христа. Фарисеи были возмущены УДО – условно-досрочным освобождением больного. Ведь им казалось, Бог такой же, как они – судья, прокурор, охранник в одном лице. Мы часто приписываем Богу свои немощи.

Вот на преступника наложено наказание, внесен приговор, назначен срок. От народа Израиля такому преступнику позор и изоляция. Для фарисеев грех – статья Закона. Для Христа грех – вектор, движение от Бога. То есть грех – все, что сделано без Бога. А благо – все, что сделано во имя Бога. Очень просто, если положить в основу любовь. Для фарисеев основа закона – страх. Для Христа – любовь. В глазах фарисеев пришел некто, ломающий Закон и вводящий новые правила.

Покушение на Закон в их глазах было покушением на основы мироздания, на основы договоренностей Бога и человека. Бог ранее ничего им не говорил о любви по их жестокосердию. Но когда в Израиле накопилась критическая масса людей с чистым и милостивым сердцем, новый этап откровения стал возможен.

И самая главная тема конфликта – присвоение Христом Себе полномочий Бога: оставлять грехи. Для иудеев Бог был подобен какому-то грозному, великому, непостижимому существу. Его слава лишь отчасти была видима ими в светлом грозном облаке, блистающем молниями и водившем Израиль по пустыне.

Вот тут-то и проходит очень важная грань познания Бога в истории человечества. Поступок Христа был молнией личного откровения. Бог Сам приподнял завесу Своей таинственности. Сам, желая мира, постарался устранить отчуждение. Сам напомнил о Своей феноменальной близости. Он дал новую трактовку греха как нежелания человека любить Бога. Он показал, что не хочет общаться со своим творением посредством договора. Мы ведь не бизнес-партнеры, а родня.

Этим исцелением Христос напомнил забытые слова о том, что сказал Бог в день творения Адама:

Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.

Ясно, что не по внешнему подобию, а по внутреннему. А внутренняя печать и есть часть Бога, живущая в нас. Печать Бога в душе – это не мертвый штамп на бумаге. Душа – не бумага, а образ – не мертвый оттиск. Это отражение в живом зеркале живого Образа. Он не только внешний! Он и внутри человека. Он всеобъемлющий. Живая печать Бога вообще видна на всем, что есть в мире. Бог рядом.

Христос, по сути, не сказал ничего нового. Просто фарисеи забыли о главном, о божественных дарах, об отцовском перстне на руке: о свободе, родстве и любви. И это оказалось страшным в своих последствиях. Не потому был разрушен Иерусалим, что иудеи распяли Христа и кричали:

– Кровь Его на нас и на наших детях.

Христос жалел город и плакал, глядя на Иерусалим, готовящийся рухнуть в бездну. Христос не мстил. Это люди распявшие Христа, отведя руки Бога, сами прошли ворота Мордора и отдали себя во власть разрушения.

Что можно было сделать, если и слезы, и радость Христа не смогли их остановить: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

Никто не желал смерти Иерусалиму, кроме него самого. Народ перестал соображать, что Закон и жизнь в Боге есть разные вещи. Грехом Иерусалима стало то, что вектор его движения стал направлен не в сторону Бога, а в сторону механического Закона, прочь от Замысла Бога, реализованного во дни творения.

Этот диалог с фарисеями был попыткой напоминания о существе отношений между Богом и человеком. Христос не гневался и укорял фарисеев довольно мягко. Вообще, они были единственными оппонентами, с кем он считал нужным говорить. Он призывал их посмотреть не на букву закона, а на свое сердце, которое должно были ликовать, находясь рядом с Господом. А оно не дрогнуло и осталось недвижимым. Христос тщетно пытался разбудить их сердца. Он остался верен Своему доброму, неожиданному для них отцовскому чувству:

Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Он считал нужным говорить с ними. Он считает нужным говорить и с нами добрыми словами, ожидая, когда мы повернемся к Нему лицом.

Как хорошо об этом обращении сказано в восьмой молитве Иоанна Златоустого вечернего правила:

«Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива» .

Драматургия тех дней и сегодня актуальна для каждого человека, живущего в мире. Мы можем сами выбирать, кто нам Бог: Судья или Друг, Отец или некто внешний. Сами устанавливаем с Ним отношения: договор или любовь. Сами решаем, что нам думать о Боге – зол Он или благ. Человек может даже решить, что Бог ему не нужен. Решение быть с Богом или без Него – главное решение в жизни. А следующее решение – кем мы хотим видеть Бога.

Ему хочется, чтобы мы были Ему чада. Ему хочется быть родным Отцом.

Главное – не ошибиться, как уже однажды ошиблись люди, спорящие со Христом. Им хотелось, чтобы он был Царем и Судьей, жить с ним по Закону, выключив сердце, вытолкнув Бога на небо. Им хотелось что-то отдать Богу, а что-то оставить себе. Зажать.

Бог оставил человеку некоторое пространство свободы внутри его личности. А человек, пользуясь свободой, решил его существенно расширить. Что, собственно, и было предметом первородного греха. Человеку захотелось иметь свое собственное пространство, в которое бы Бог не входил по договоренности, по Закону. Вот мир Бога и Церкви, а вот мой личный мир, в котором хозяин только Я. И законы в нем только мои.

Знакомая всем нам история.

Такая поврежденная душа похожа на разбитое зеркало, которое отражает осколки. Поэтому оно видит часть мира с Богом, а часть – без Него. Только в кривом и разбитом зеркале в Боге виден дух гнева.

А Он – Любовь. Это ж Господи зрячему видно, а для нас повтори:

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы.

В память о том, как друзья принесли больного ко Христу, и я прошу молитв о р.б. Сергии, которому кроме всего прочего, нужно чудо.

Финансовый кризис, угроза ядерной войны, терроризм... Мы почти привыкли жить в постоянном страхе и ожидании новой глобальной катастрофы. Кажется, что мирное время уже не наступит никогда, и с каждым днем становится только хуже. «Скоро конец света, - слышится со всех сторон. - Господь наказывает нас за наши грехи». И сразу хочется задать вопрос: а Господь ли? И действительно ли это наказание?

Ведь, на самом деле, все, что касается Бога - Его действий по отношению к сотворенному Им миру и людям - относится лишь к области наших догадок, предположений, интуитивного понимания и веры. Веры в то, что Господь в первую очередь милостив и человеколюбив. И Он вовсе не стремится во что бы то ни стало наказать нас за любой проступок.

«Мне часто приходится слышать, что Господь несправедлив, - говорит священник Павел Коньков, настоятель в честь иконы Божией Матери "Всецарица" в г.Рязани. - На это я всегда отвечаю: и слава Богу!

Слава Господу за то, что Он несправедлив к нам. Ведь если бы Он поступал «по справедливости», то всех бы нас давно покарал как следует за наши грехи, которые мы часто и не замечаем даже.

Но Господь милостив и милосерден. А все глобальные катаклизмы, которые сейчас происходят с нами - это скорее не «Божья кара», а следствие наших же поступков. Ведь если человек наносит удары по стеклу, оно рано или поздно разобьется. Так и мы с завидным упорством «разбиваем» наш мир, и удивляемся, что с нами начинают происходить какие-то беды. Да, Господь, скорее всего, попускает эти несчастья - для вразумления человечества. Но мы, к сожалению, не хотим видеть своей вины, ведь гораздо проще обвинить в этом Создателя».

Представление о Боге как о Судье, Который посылает наказания за проступки, сохранилось еще с Ветхого Завета. Примеры такой кары в Библии встречаются постоянно - изгнание Адама и Евы из Рая, разрушение Содома и Гоморры и, конечно, Всемирный Потоп, который уничтожил почти всю землю.

Но Новый Завет установил другие взаимоотношения человека и Творца. Христос открыл людям Бога как источника всеобъемлющей Любви и милости. И, даже посылая скорби и испытания, Господь не стремится наказать нас, а лишь исцелить и вразумить.

«Самое близкое сравнение, которое здесь можно подобрать - это сравнение с врачом, - считает священник Павел Коньков. - Врач часто вынужден причинять людям боль, чтобы вылечить тяжелую болезнь. Также и Господь попускает каким-то несчастьям происходить в нашей жизни, зная, что, в конечном счете, они будут способствовать излечению души. Ведь если быть честными, то мы и сами понимаем - мало кто приходит к Богу в радости. Когда все в нашей жизни хорошо, то о Господе мы часто забываем. И, наоборот, - в беде обращаемся к Богу. Но зачем же дожидаться плохого?»

Еще одно рассуждение о Божьем наказание я услышала недавно от своей знакомой. «Я порой очень злюсь на ребенка, - говорила она, - и возникает иногда мысль «а как бы легко жилось без него». Мысль-то сама по себе страшная, нехорошая, и я знаю, что думая так, совершаю грех. И тут же появляется страх - а не захочет ли Господь за эти мысли послать мне наказание и испытать меня». Мы ведь, действительно, часто сами понимаем последствия наших поступков.

Засовывая палец в розетку, стоит ожидать удара током. Так и мы за свои ошибки порой ждем от Бога какой-то кары.

Игумен Паисий (Савосин), насельник Иоанно-Богословского монастыря, прокомментировал эти страхи так: «Ну неужели Господь так мстителен и готов по любому поводу сыграть с нами злую шутку? Вовсе нет! Это бесы могут глумиться над людьми, а Бог любит человека и никогда не совершит заведомое зло по отношению к нему».

Именно об этой Божественной Любви нам нужно помнить, пытаясь предугадать и предотвратить последствия своих действий. Ведь нежелание причинить боль любимому человеку, а вовсе не страх наказания удерживает нас от многих плохих поступков. Эта истина справедлива не только в отношениях между людьми, но и между человеком и Богом.

Светлана Исаева, по материалам газеты "Панорама города"

Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться. Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам.

Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме.

С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы

И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира.

Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности.

Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю.

Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.

Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Это не гнев Божий, а наша глупость казнит нас вдали от Бога. Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.

Человек сам несет ответственность за свой выбор , за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвященном его жизни. Страницы своей хартии мы пишем сами, сию секунду, под вежливым взором переживающего за нас Христа. Гнев – это вещь, совершенно не приложимая к Богу.

Когда не было Христа и апостола Павла, не было и слов о Любви, то люди справедливо решили, что Бог – это некто вроде Небесного Царя и Судьи. Этому Судье зачем-то потребовалось создать мир. В нем Он утвердил правила. Благо – следование Его Закону. Грех – преступление перед Законом, беззаконие. Преступление предполагает наказание. Все как у людей: Царь, суд, тюрьма или санаторий.

Но у Бога все не как у людей. Он благ. Он пребывает в абсолютном покое . То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. «Гнев Божий» – это Промысл, криво отраженный в нашей душе.

Безобразничает человек – Господь лишает его силы к греху. Безумствует и приносит горе – связывает, как больного в клинике . Не потому что строг и зол, а потому что желает спасения безумцу.

Читаем в Евангелии о больном:

И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Отметим три важных момента, которые не уловили фарисеи.

Во-первых, его принесли к Богу. Бывает, Бог Сам пытается привлечь к себе загулявшего сына. А тут Его работу сделали люди. Значит, любовь где-то теплилась рядом с больным, и он мог ей научиться. Это частично приклонило внимание Христа к этой компании среди моря народа.

Второе – «видя веру их». Мы тоже водим своих немощных родственников по больницам, имея на руках полис или деньги. А эти пришли и без страховки, и без денег. На что они надеялись? На чудо! Ничего себе. Так вот быть уверенным, что если подергать Бога за край ризы, то вот тебе Он и даст. Для того чтобы потребовать чуда, нужно иметь абсолютную уверенность в Его любви. Нужно знать Бога. А в этом и есть вера. Ведь не делами закона они пришли покупать здоровье товарищу.

Этим поступком друзья больного исповедали новое, сказать точнее, забытое качество Бога – благость и любовь. И свидетельство было публичным, что в данном случае тоже было важно.

И, в-третьих, Христос, зафиксировав первые два момента, учит больного: «Делай точно так же, как твои друзья: люби ближнего и знай, что Бог благ. Бог называет тебя чадом, уясни, что Он не царь, не судья, а Отец тебе!»

«Дерзай» – так говорят ребенку, делающему первые шаги.

«Прощаются тебе грехи» – в этом диалоге означает, что если заблудший сын меняет вектор движения от погибели к Богу, то он больше не грешен.

Не случайно в Слове Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, написано:

«… любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

Потрясающие откровение святого: и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит.

То есть Богу не так важны дела, как цель, к которой стремится душа.

Именно разное понимание греха и породило конфликт фарисеев и Христа. Фарисеи были возмущены УДО – условно-досрочным освобождением больного. Ведь им казалось, Бог такой же, как они – судья, прокурор, охранник в одном лице. Мы часто приписываем Богу свои немощи.

Вот на преступника наложено наказание, внесен приговор, назначен срок. От народа Израиля такому преступнику позор и изоляция. Для фарисеев грех – статья Закона. Для Христа грех – вектор, движение от Бога. То есть грех – все, что сделано без Бога. А благо – все, что сделано во имя Бога. Очень просто, если положить в основу любовь. Для фарисеев основа закона – страх. Для Христа – любовь. В глазах фарисеев пришел некто, ломающий Закон и вводящий новые правила.

Покушение на Закон в их глазах было покушением на основы мироздания, на основы договоренностей Бога и человека. Бог ранее ничего им не говорил о любви по их жестокосердию. Но когда в Израиле накопилась критическая масса людей с чистым и милостивым сердцем, новый этап откровения стал возможен.

И самая главная тема конфликта – присвоение Христом Себе полномочий Бога: оставлять грехи . Для иудеев Бог был подобен какому-то грозному, великому, непостижимому существу. Его слава лишь отчасти была видима ими в светлом грозном облаке, блистающем молниями и водившем Израиль по пустыне.

Вот тут-то и проходит очень важная грань познания Бога в истории человечества. Поступок Христа был молнией личного откровения. Бог Сам приподнял завесу Своей таинственности. Сам, желая мира, постарался устранить отчуждение. Сам напомнил о Своей феноменальной близости. Он дал новую трактовку греха как нежелания человека любить Бога. Он показал, что не хочет общаться со своим творением посредством договора. Мы ведь не бизнес-партнеры, а родня.

Этим исцелением Христос напомнил забытые слова о том, что сказал Бог в день творения Адама:

Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему.

Ясно, что не по внешнему подобию, а по внутреннему. А внутренняя печать и есть часть Бога, живущая в нас. Печать Бога в душе – это не мертвый штамп на бумаге. Душа – не бумага, а образ – не мертвый оттиск. Это отражение в живом зеркале живого Образа. Он не только внешний! Он и внутри человека. Он всеобъемлющий. Живая печать Бога вообще видна на всем, что есть в мире. Бог рядом.

Христос, по сути, не сказал ничего нового. Просто фарисеи забыли о главном, о божественных дарах, об отцовском перстне на руке: о свободе, родстве и любви. И это оказалось страшным в своих последствиях. Не потому был разрушен Иерусалим, что иудеи распяли Христа и кричали:

– Кровь Его на нас и на наших детях.

Христос жалел город и плакал, глядя на Иерусалим, готовящийся рухнуть в бездну. Христос не мстил. Это люди распявшие Христа, отведя руки Бога, сами прошли ворота Мордора и отдали себя во власть разрушения.

Что можно было сделать, если и слезы, и радость Христа не смогли их остановить: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

Никто не желал смерти Иерусалиму, кроме него самого. Народ перестал соображать, что Закон и жизнь в Боге есть разные вещи. Грехом Иерусалима стало то, что вектор его движения стал направлен не в сторону Бога, а в сторону механического Закона, прочь от Замысла Бога , реализованного во дни творения.

Этот диалог с фарисеями был попыткой напоминания о существе отношений между Богом и человеком. Христос не гневался и укорял фарисеев довольно мягко. Вообще, они были единственными оппонентами, с кем он считал нужным говорить. Он призывал их посмотреть не на букву закона, а на свое сердце, которое должно были ликовать, находясь рядом с Господом. А оно не дрогнуло и осталось недвижимым. Христос тщетно пытался разбудить их сердца. Он остался верен Своему доброму, неожиданному для них отцовскому чувству:

– Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Он считал нужным говорить с ними. Он считает нужным говорить и с нами добрыми словами, ожидая, когда мы повернемся к Нему лицом.

Как хорошо об этом обращении сказано в восьмой молитве Иоанна Златоустого вечернего правила:

«Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива».

Драматургия тех дней и сегодня актуальна для каждого человека, живущего в мире. Мы можем сами выбирать, кто нам Бог: Судья или Друг, Отец или некто внешний. Сами устанавливаем с Ним отношения : договор или любовь. Сами решаем, что нам думать о Боге – зол Он или благ. Человек может даже решить, что Бог ему не нужен. Решение быть с Богом или без Него – главное решение в жизни. А следующее решение – кем мы хотим видеть Бога.

Ему хочется, чтобы мы были Ему чада. Ему хочется быть родным Отцом.

Главное – не ошибиться, как уже однажды ошиблись люди, спорящие со Христом. Им хотелось, чтобы он был Царем и Судьей, жить с ним по Закону, выключив сердце, вытолкнув Бога на небо. Им хотелось что-то отдать Богу, а что-то оставить себе. Зажать.

Бог оставил человеку некоторое пространство свободы внутри его личности. А человек, пользуясь свободой, решил его существенно расширить. Что, собственно, и было предметом первородного греха. Человеку захотелось иметь свое собственное пространство, в которое бы Бог не входил по договоренности, по Закону. Вот мир Бога и Церкви, а вот мой личный мир, в котором хозяин только Я. И законы в нем только мои.

Знакомая всем нам история.

Такая поврежденная душа похожа на разбитое зеркало, которое отражает осколки. Поэтому оно видит часть мира с Богом, а часть – без Него. Только в кривом и разбитом зеркале в Боге виден дух гнева.

А Он – Любовь. Это ж Господи зрячему видно, а для нас повтори:

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы. опубликовано .

Протоиерей Константин Камышанов

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

(Статья Сергей Амаланова) .

Почему Бог не наказывает плохих людей? Если мы подробнее разберёмся в том как это происходит, то мы получим также ответы на вопросы: «Почему Бог наказывает хороших людей» и «Почему меня наказывает Бог».

Мы часто можем видеть, что человек с плохими качествами, который унижает других, или просто ворует, или совершает другие аморальные, или просто отвратительные поступки, живёт лучше многих из нас. Неужели всё то плохое, что он делает никак не влияет на его жизнь. Почему Бог не наказывает плохих людей? Этот вопрос часто возникает в голове.

Мы разберёмся в этом вопросе с двух точек зрения.

О том, что живое существо, то есть — душа, переселяется из одного материального тела в другое, говорит ещё один эпизод Библии:

Ещё один эпизод из Библии: 3. Иисус Христос говорит: (Матфей гл. 11 ст. 14)

«И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти».
4. Ученики у Него спрашивают: «Как же книжники говорят, что Илия должен придти прежде?»

Иисус сказал им в ответ: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели.».

Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. (Матфей 17;10-13).

Согласно своему развитию в понимании окружающего мира, душа человека может воплотиться на высших («райских») планетных системах, или на низших («адских»). В священном писании «Шримад – Бхагаватам» подробно изложена информация о строении нашей вселенной. Описано - где находятся планеты «ада», где расположены планеты «райской» (высокоразвитой) цивилизации. Даётся описание растений, среды и особенности жизни на этих планетных системах. (Более подробно об этой информации изложено в статье сайта:- страничка открывается в новом - дополнительном «ОКНЕ»).

2. С ПОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕРВНО — ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Если рассматривать вопрос о том, почему Бог не наказывает плохих людей, с позиции духовных знаний, то Бог — наказывает плохого человека только в следующей жизни? А в этой жизни он может безнаказанно совершать плохие поступки? Но последние исследования учёных, доказали, что это не так.

Если подробно разобраться в особенностях работы головного мозга человека, в тот момент, когда он совершает тот или иной плохой поступок, то мы увидим непосредственную связь между таким действием и состоянием его сознания.

Для ясности, определим кого мы подразумеваем под «плохим» человеком. Это человек, который постоянно и целенаправленно совершает плохие поступки. Под плохими поступками мы подразумеваем: оскорбление, унижение, обман, поступки считающиеся аморальными, и конечно уголовные преступления.

Для точного анализа этих «плохих» действий, нам нужно коротко выделить некоторые особенности нашего организма.

Всю жизненную энергию человека, благодаря которой наш организм функционирует, можно разделить на две части.

Физиологическая энергия – это энергия, которая поступает после расщепления молекул глюкозы, то есть, в процессе переваривания пищи.

Нервно – психическая энергия – это энергия, благодаря которой наш головной мозг обрабатывает информацию, и с помощью управляющих нервных импульсов управляет движениями и всеми внутренними процессами (работа внутренних органов, обменные процессы).

Источником физиологической энергии является глюкоза. Может также быть этиловый спирт (алкоголь).

Источником нервно – психической энергии является глюкоза, и ещё один вид энергии, который пополняется организмом во время сна. Учёные биохимики убеждены, что этот вид энергии пополняется из вне (только во время сна). Именно поэтому, даже когда мы сыты, и глюкозы в крови достаточно, мозг всё равно может плохо работать и быть переутомлённым.

Наш головной мозг представляет собой биологический компьютер. И качество его работы, зависит от количества этой управляющей жизненной энергии.

Показателем количества жизненной энергии, является скорость обработки информации нашим мозгом.

Чем выше эта скорость обработки информации или управляющая жизненная энергия, тем выше наш тонус, общий физический тонус. Ощущения – яркие, восприятие мира – отчётливое. С помощью этой управляющей жизненной энергии, мы ощущаем гормоны удовольствия в крови. Поэтому, получаемое нами удовольствие от наличия эндорфина и серотонина (так называемые гормоны «счастья»), также зависит от этой жизненной энергии . Когда головной мозг быстро обрабатывает поступающую информацию от глаз, от ушей, кожи, мы полны сил, легко справляемся с решением возникающих вопросов, пребываем в хорошем настроении. Именно – хорошее настроение говорит о том, что жизненная энергия находится на высоком уровне.

По своей сути, эта управляющая жизненная энергия (или скорость обработки поступающей в мозг информации) является показателем ценности самой жизни с её ощущениями.

И наоборот. Если мы раздражаемся по пустякам, злимся, чувствуем себя «не в тонусе», это всё является показателем низкого уровня управляющей жизненной энергии.

Более подробно о том от каких действий зависит жизненная энергия человека, и почему происходит замедление скорости работы мозга, описано в статье . Мы с вами рассмотрим основные принципы этой работы.

Бывает так, что настроение было хорошее, но с кем то произошёл конфликт, и настроение а значит уровень жизненной энергии – резко понизился. Мы стали более раздражительны. В дальнейшем, если мы увидим этого человека, то настроение тоже упадёт. Даже, если мы просто вспомним об человеке с которым произошёл конфликт. Так работает наш мозг.

Головной мозг – биологический компьютер. И его работу, также как и в обычном компьютере, определяют программы, которые записаны в нашей памяти.

Главная задача головного мозга – обеспечение безопасного выживания организма в окружающем мире. Поэтому главные программы, которые будут постоянно сканироваться, учитываться мозгом при решении текущих задач, это программы с информацией, касающейся – выживания индивидуума!

После произошедшего конфликта с кем либо, в нашу память записана информация о «потенциальном противнике». Это важная информация. «Потенциальные противники» – могут мешать нашему успешному существованию. Поэтому, мозг будет тратить некоторое количество сканирующей, жизненной (нервно – психической) энергии, учитывая эту информацию в решении текущих задач и вопросов. Даже, если мы встретим человека, чем – то похожего на нашего «потенциального противника», мозг тут же приходит в возбуждение, и тратит больше своей нервно – психической (жизненной) энергии. Таким образом, чем больше в нашей памяти записано информации о наших «потенциальных противниках», тем больше жизненной (управляющей) энергии мозг расходует на сканирование этих данных, считая их важными для выживания!

Этот факт подтвердили английские учёные ещё в 90-е годы прошлого (ХХ) века. Они обнаружили, что когда человек обманывает другого человека, его мозговая активность (расход управляющей жизненной энергии) может увеличиваться в разных ситуациях, до 10-15 раз!

Наши учёные из «Института мозга» РАН, также изучали работу головного мозга человека, в момент, когда человек говорит неправду. Они обнаружили группу нейронов, которая приходила в возбуждение в тот момент, когда человек пытался выдать «неправильную» информацию (попросту – обманывал). Помимо этого, происходило «торможение» в области мыслительной деятельности головного мозга. Это было реакцией мозга на «неправильную» информацию. То есть, как на ошибку в своей работе. Говоря проще, когда человек обманывает, он начинает сильно растрачивать свою жизненную энергию, а также начинает тормозить мыслительный процесс (во избежании новых ошибок).

Что происходит в головном мозге, когда человек обманывает другого человека, с точки зрения логики работы мозга (выживания организма).

Мозг записывает ещё одну программу о новом «потенциальном противнике»!

В конечном результате, обманщик попросту – обкрадывает себя жизненной энергией, которую нельзя купить даже за очень большие деньги!! Причём, информация о «потенциальном противнике» остаётся навсегда.

Обратите внимание: мы рассмотрели вариант (обман), когда обманутый — «потенциальный противник» только может стать реальным противником. На сколько же процессы торможения мыслительного процесса, и быстрого растрачивания жизненной энергии — более выражены, — когда человек в результате своих действий приобретает реального противника, например во время конфликтов, унижения другого человека, подавляя кого-либо, оскорбляя и прочее.

Рассмотрим ситуацию с супружеской изменой.

Если человек изменил своей супруге (супругу) или близкому человеку, то «потенциальным противником» становится супруга (супруг). Именно в её обществе мозгу необходимо учитывать информацию об измене, чтобы случайно не проговориться не выдать информацию об измене. Поскольку «потенциальный противник» (супруг(а)) может находиться в течении длительного времени рядом, мозг расходует очень много жизненной энергии. Нехватка жизненной энергии, выражается в напряжённом состоянии, нервозности, плохом настроении, низком физическом тонусе мышц и т. д. «Изменщик» своим поступком сам себя лишил своей жизненной энергии. Зачастую такое состояние приводит к разладу в отношениях, из-за невозможности нормального общения друг с другом после самого факта измены.

Интересно, что даже мысленное осуждение человека – во многих религиях считается греховным поступком. И действительно, даже мысленно осуждая кого — либо, мозг сохраняет, и в дальнейшем учитывает эту информацию, о «потенциальном противнике» — как важную для выживания . Так работает наш мозг. Чем хуже ты сделал человеку (или даже просто подумал о нём плохо), тем важнее эта информация как о «потенциальном противнике» для нашего мозга. Тем больше жизненной энергии мозг будет тратить на её сканирование в решении повседневных дел. Соответственно, человек будет чувствовать недостаток этой нервно–психической (жизненной) энергии.

Таким образом, плохой человек своими поступками (аморальными и безнравственными) постепенно переполняет свою память информацией о «потенциальных противниках», многие из которых стали реальными противниками. Всё больше жизненной (нервно – психической) энергии затрачивается на сканирование этих данных. Всё меньше её остаётся для организации всех процессов в организме и мышлении. Человек, ощущая её нехватку, постоянно пребывает в плохом настроении, постоянно раздражается. В таком состоянии он совершает всё больше и больше плохих поступков по отношению к людям. В итоге жизненной энергии остаётся настолько мало, что неминуемо возникают проблемы со здоровьем, так как управляющей жизненной энергии недостаточно для организации всех жизненных процессов в организме. Понятно, что и в отношениях с людьми, в том числе и с близкими, — появляются реальные проблемы.

У человека в таком состоянии возникает естественное желание «простимулировать» свою нервно – психическую энергию, при помощи никотина, алкоголя, или более сильных стимуляторов. Но все искусственные стимуляторы не повышают нашу жизненную энергию, а лишь увеличивают её расход на некоторое время. После чего, её уровень падает, для восстановления. Стимулируя жизненную энергию подобным образом, мы просто берём её взаймы у самих себя.

Наше материальное тело и ум, созданы по божественному закону. И согласно этому закону, если человек совершает плохие поступки, он лишает себя божественной жизненной энергии, тем самым – наказывает сам себя. Всё уже изначально создано энергиями Верховной божественной Личности именно таким образом. Так работает этот высший закон справедливости. Даже, если человек об этом ничего не знает, или не хочет знать!

(Сергей Амаланов).

Мира всем! С. Амаланов

Читайте онлайн книги Сергея Амаланова на сайте: (страница откроется в новом «ОКНЕ»).

КНИГА С. АМАЛАНОВА

Когда мы наказываемся от Господа.

Среди христиан есть такой спор: наказывает ли Бог или нет, от кого приходит скорбь в нашу жизнь – от Бога или от дьявола? Я хочу в этой проповеди поставить «жирную точку» в этом вопросе. Библия показывает нам, как это происходит и почему это происходит.

Прочитаем 1 посл. Кор. 11 гл. 32 ст.: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Апостол Павел, обращаясь к Коринфской церкви, говорит такие слова: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы». Выше он говорит: «От того многие из вас больны, немощны и немало умирают». Немощи, болезни и преждевременная смерть – это есть наказание от Бога или же суд Божий. Этот суд справедливый, он приходит в жизнь христианина за что-то. Апостол Павел говорит, что причина этому то, что верующие не судят самих себя. Т.е. не дают оценку своим поступкам, а точнее, не каются в своих грехах.

Почему Бог совершает суд? Бог совершает суд не просто для того, чтоб причинить боль и страдание человеку. Этот суд происходит потому, что Бог очень сильно любит своих детей. Как мы уже читали ранее: «…мы наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Иными словами – со своим народом Бог судится здесь, на земле, и когда приходит скорбь и трудности, то, как правило, верующий человек начинает копаться в своей жизни и к нему приходит покаяние.

Есть такое место Писания: «…время начаться суду с дома Божьего». Например, люди мирские делают какие-то дела, но когда христиане делают то же самое, то к ним Бог более строг. И некоторые христиане, не понимая, рассуждают: «Как же так, Бог неверующих любит больше, чем нас? Потому что за одно и то же их Бог не наказывает, а нас наказывает». Но на самом деле, причина в том, что Бог христиан больше любит. И когда я совершаю какое-либо дело, которое Богу не нравится, и при этом сам лично не раскаиваюсь в этом, то Бог вынужден судить меня для того, чтоб привести к покаянию.

В самом начале Библии, когда Бог имеет дело с Каином, Он предупреждает Каина о том, что у дверей его сердца лежит грех. И этим грехом было убийство. Каин пропустил «мимо ушей» предупреждение Бога и убил своего брата Авеля. После этого Бог, обращаясь к Каину, спрашивает у него: «Где брат твой?». Как будто Бог не знал, что произошло. Многие люди не понимают этого, почему Бог спросил у Каина, где его брат. На самом деле, Бог давал возможность Каину покаяться. Но Каин отвечал Богу: «Я что – сторож своему брату?». И тогда Бог сказал Каину: «Голос крови твоего брата вопиет от земли». Бог не только знал, что Каин убил Авеля, Бог знал это еще до того, как Каин это совершил. Бог дает возможность покаяться. И когда не приходит покаяние, приходит суд.

Возникает вопрос, кто наказывает: Бог или дьявол? Одни люди находят одни места из Писания, другие показывают на другие места Писания, и каждый уверен в своей правоте. Я хочу показать из Библии, как происходит наказание.

В книге Иова написано, что происходит в духовном мире. В 1 гл. книги Иова написано, что был день, когда пришли сыны Божьи предстать пред лицо Господа и между ними пришел сатана. И Бог говорит сатане: «Обратил ли ты свое внимание на раба моего, Иова?». Бог дает Иову прекрасную оценку – 1 гл. кн. Иова 9 ст.: «И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? – И сказал, – Ты благословил его и поэтому он послушен Тебе.» Далее стих 11.: «Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя?». Сатана предлагает Богу: «Забери все те благословения, которые есть у Иова, и прославит ли он Тебя?». – И сказал Господь сатане: «Вот все, что у него в руке твоей, только на него не простирай руки твоей». И отошел сатана от лица Господнего.

После этого приходит беда в жизнь Иова. Кто совершил это зло? Дьявол. Но дьявол никогда не мог бы совершить это зло, если бы Бог ему не разрешил. В этом месте Писания очень четко показано, что все, что может сделать дьявол, – это только то, что позволено ему Богом и не более того. И Бог поставил границы этих испытаний Иова. После того, как пришли беды в жизнь Иова, сатана снова пришел к Господу и снова между ними произошел разговор. Бог сказал сатане, что Иов по-прежнему благодарен Ему, по-прежнему Иов благочестив.

Книга Иова 2 гл. 4 ст.: «И отвечал сатана Господу и сказал: кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него. Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его – благословит ли он тебя?». Снова сатана говорит Богу: «Ты простри руку, Ты скажи, чтоб произошли эти беды, и посмотришь, благословит ли он Тебя». Далее стих 6: «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги». Т.е. снова Бог поставил границы – сатана мог поразить его болезнью, но не мог забрать у Иова жизнь. Стих 7: «И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». Почему сатана получил возможность это сделать? Потому что Бог ему это разрешил. В первой ситуации Бог разрешил ему забрать у Иова все, но сатане было запрещено его касаться, т.е. при всех этих бедах Иов был при полном здравии. И сатана только тогда смог поразить его проказой, когда Бог ему разрешил.

Когда люди говорят, что сатана дает болезнь, – они правы, и когда люди говорят, что от Бога приходит болезнь, они тоже правы. И так и так правильно. Потому что сатана не может что-то сделать без Слова Божьего.

В книге Иова есть такие слова: «Чего боялся я, то и постигло меня». И когда мы рассуждаем над этим местом Писания, то есть такое распространенное мнение, что из-за того, что Иов боялся, потому это его и постигло. Но я скажу вам, что только потому, что Бог это в своем сердце знал, что будет в жизни Иова, и потому Иов, который имел общение с Богом, это тоже чувствовал. И он боялся потому, что он получил это откровение от Бога. И когда пришла беда в его жизнь, он был приготовлен.

Моисей разговаривал с Богом, и Бог посылал его на служение. Моисей усомнился в своих возможностях и способностях. Он сказал Богу, что он косноязычный и у него не получится вести весь еврейский народ, т.к. он не может быть оратором и пророком, потому что он не умел красиво говорить. И Бог ему отвечает: «Кто делает слепым, кто делает немым, не Я ли – Господь?» Но мы должны понимать, что не сам Бог это делает, это делает сатана, но с разрешения Божьего.

Еще один пример из Библии, когда иудейский царь Иосафат и израильский царь Ахав принимают решение идти войной на Сирию. Многие пророки говорили Ахаву: «Иди, потому что Бог с тобой, и ты одержишь победу». И только один пророк сказал Ахаву, что он потерпит поражение и погибнет. Как это произошло?

Пророк Михей получил слово от Господа. 3 кн. Царств 22 гл. с 19 ст.: «И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамаофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, стал пред лицом Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так». Много разных духов и много самых разных предложений по отношению того, что можно сделать в жизни Ахава. И Бог выслушал все эти предложения, но сказал: «Сделайте только то, что Я вам разрешу». И вот, после разрешения, этот дух сделался духом лживым в устах пророков. Стих 23: «И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе».

Вот таким образом пришло наказание, беда в жизнь Ахава. Ахав – это муж Иезавели, которая хотела убить пророка Божьего. Ахав в своей жизни сделал очень много зла, и то, что произошло в его жизни, – это было наказание от Господа. Но не сам Бог стал духом лживым, а Он послал духа лживого, Он попустил его. Мог ли какой иной дух нечистый что-то еще предложить? Мог. Но Бог не разрешил бы это ему сделать. Т.е. этот дух мог сделать только то, что Бог повелел сделать. Поэтому, когда речь идет о том, что может произойти в нашей жизни, страх мы должны иметь не перед дьяволом, а перед Богом. Не дьявол что-то определяет и решает, а Бог. Об этом хорошо сказал пророк Иеремия.

Откроем книгу Плач Иеремии 3 гл. 37-38 ст.: «Кто это говорит: и то бывает, чему Господь не повелел быть? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?». Т.е. если хоть что-то произойдет без разрешения Божьего, то это будет значить, что Бог потерял контроль. Такого никогда не произойдет. Господь царствует. Иисус сказал об этом четко: «У вас даже волосы на голове сочтены и ни один из них не упадет без воли Отца Моего».

Мы должны понимать, что чтобы не происходило в нашей жизни, всегда ситуацию контролирует Бог. Не может быть такого, что дьявол где-то спрятался и сделал что-то без разрешения Бога. Такого никогда не было в Ветхом Завете, а тем более, в Новом Завете. Почему я так говорю? Потому что до победы Христа, до его воскресения, ключи от ада и смерти были у дьявола. Иисус у него забрал эту власть. И если нами что-то сделано неправильно, то свой вопрос мы должны решать не с дьяволом, а с Богом.

Что сегодня некоторые люди делают? Их молитвы на 90% обращены к дьяволу, вместо того, чтоб иметь общение с Богом. И если я каким-то своим поступком или словом, дал место дьяволу, то, прежде всего, мне нужно обращаться и разбираться с Богом. И если бы я судил самого себя, то не был бы судим от Господа. Закрыть двери для дьявола можно очень просто – покаянием. Для нас это кажется очень простым. Но это право было очень непросто завоевано Иисусом Христом. Он все совершил для нашей победы. Написано, что одним приношением Христос навсегда сделал совершенными освящаемых. Но освящение и очищение приходит тогда, когда мы судим сами себя. Если мы исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит и очистит. И дьявол не сможет подступить ко мне, хотя по большому счету, я могу быть виноват. Мы сегодня живем немножко в других отношениях с Богом: мы не живем с Богом по справедливости. Если бы по справедливости, то мы бы все были в аду. Мы живем по милости Божьей. Написано в Библии, что Бог милость превознес над судом.

К большому сожалению, многие христиане достигли уровня справедливости: я хороший, поэтому и Бог со мной хороший. Но на самом деле, наши отношения строятся совсем по другому закону: по милости. По справедливости я достоин наказания, а по милости Божьей я прощен и оправдан. Но для милости есть условие: я должен судить самого себя, но не в том плане, что отправлять себя в ад или еще куда-то. А в том плане, что я должен давать оценку своим поступкам, давать оценку своим словам и своим действиям и признавать это, если это неправильно, перед Богом как грех. И тогда срабатывает новый закон – закон милости. Это самый высший закон. Закон был дан через Моисея – это был закон справедливости. Но истина пришла через Иисуса Христа. И вот, пророк Иеремия дает такую оценку, что и плохое, и хорошее происходит от уст Всевышнего. Что это значит? Это значит, что как Бог сказал, так будет.

В книге Деяния апостолов мы читаем, как один из пророков предсказал, что будет голод. И церковь приготовилась, т.е. они знали, что это произойдет. И мы сегодня должны понимать, что в мире сегодня не все так просто. И мы так же должны понимать, что сегодня Бог имеет дело и с церковью.

Вчера в Махачкале прямо днем убили епископа евангельской церкви. Просто так – подошли к машине и расстреляли. У него осталась жена и пятеро детей. Это произошло в России и, возможно, что это сделали радикально настроенные мусульмане. И возникает вопрос: где был Бог в это время? Почему это произошло? Конечно, мы не можем дать на это ответ. Мы многое не знаем и не понимаем. Но на основании Писания я могу твердо утверждать, что не могло это произойти без воли Божьей. Потому что и бедствия, и благополучия происходят от уст Всевышнего. Кто-то сегодня живет в стране, где все хорошо, где соблюдая законы, будешь преуспевать и будешь благословенным, а кто-то сегодня живет в такой стране, где за исповедание своей веры, за исповедание Христа, могут запросто убить.

Я недавно читал, что в Пакистане убили женщину, христианку, и четверых ее детей. И там люди живут в таких условиях. Там покаяние равносильно смертному приговору. Тем не менее, там, у людей находятся силы, они не отрекаются от Христа и они идут за Богом.

Мы прекрасно знаем, что, кроме жизни на земле, есть другая жизнь и мы не вечны на земле. У каждого есть свое время. Но, чтоб не было не предвиденных, не желаемых судов Божьих, апостол Павел говорит: «Если бы вы судили сами себя, то не были бы судимы Богом». И такой Божий суд – великая любовь. Как написано в Библии: «Бьет всякого сына, которого принимает». Любой из нас нормальный родитель наказывает своего ребенка не для того, чтоб поиздеваться над ним, а для того, чтобы воспитать его, исправить и предотвратить от глупых поступков. И в этом наказании есть любовь. Если мы так поступаем по отношению к нашим детям, то тем более Бог. Но если ребенок осознает, если он понимает, что не нужно делать и не делает этого, то есть ли нужда в наказании? Нет.

Бог любит каждого из нас, и Он написал наши имена в Книге жизни. И все находится под Его контролем. Еще раз повторю: для милости Божьей есть обязательное условие – покаяние. Хочу обратить внимание на то, что такое покаяние. Покаяние – это не значит, что я пришел к Богу и говорю: «Я сделал это, а Ты пойди и сделай то». У некоторых есть такие странные отношения. Покаяние – это признание своей вины и абсолютно не выдвигая при этом никаких условий. Т.е. я виноват и согласен на все.

Вспомним притчу о блудном сыне. Блудный сын захотел взять часть своего имения и распорядиться ним по своему усмотрению. Отец ему разрешил. Он взял это имение, пошел и натворил кучу глупостей. Прогулял все имение и остался ни с чем. И вот, что такое покаяние: когда он решил вернуться к своему отцу, он был согласен на любые условия, он согласен был быть одним из рабов только, чтобы быть в доме своего отца. И вот, когда есть такое покаяние, когда он пришел к отцу, то отец пир устроил и одел ему на палец перстень как символ власти. Отец дал ему все. Притом даже второй сын, который не был блудным, а все это время работал, даже соблазнился и сказал: «Ничего себе… Может, для того, чтобы получить такое благословение, нужно вначале пойти и прогулять все?» Второй сын не понял сердце отца. Но он и не знал сердце своего брата.

Покаяние – когда мы приходим к Богу и полностью доверяемся Ему. Поверьте – всякий совершенный дар приходит от Него. Не может никто лучше, чем Бог распорядиться нашей жизнью, и мы сами в том числе. Все, что сделает Бог, всегда будет во благо. Бог не помышляет о том, как нас наказать, наоборот, Он помышляет о том, как нас защитить и оградить от глупых поступков. А для этого, иногда в нашу жизнь, приходится допускать скорби, трудности.

Если мы посмотрим на то, что произошло в жизни Иова, – это, конечно, было не наказание. Это было испытание. Это был человек, которому Бог позволил сразиться с дьяволом лицом к лицу. Это был человек, в котором Бог был уверен. И что произошло? Не Бог в этом случае победил дьявола, в этом не было нужды. Победил дьявола Иов. Бог допустил дьяволу вступить в это сражение, но Иов победил в нем. И такой чести удостаивается далеко не каждый человек. Это избранные люди, которых Бог помазал, и которые смогут победить дьявола в своей жизни, что бы ни произошло. Иов остался верен Богу.

Откроем 2 кн. Царств 24 гл. 1 ст.: «Гнев Господень опять возгорелся на израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». О том же написано в 1 книге Паралипоменон 21 гл. Там написано, что дьявол побудил Давида совершить исчисление народа. В книге Царств написано: гнев Господень. На кого? На Давида? Нет, на израильтян. И когда Давид это сделал, к нему пришел пророк и сказал: «Есть три наказания для тебя, выбирай».

2 кн. Царств 24 гл. 13 ст..: «Пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтоб ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей. Теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня. И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И послал Господь язву на израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек».

Давид, когда молился, говорил Богу: «За что им наказание? Ведь я сделал это исчисление. Но на самом деле, Бог допустил это в сердце Давида из-за израильтян. Поэтому с Давидом ничего не произошло в данной ситуации. Потом Бог дал ему выход и поражение народа прекратилось.

Бог управляет абсолютно всем, что происходит сегодня в мире. Я сегодня говорю об этом не по той причине, чтоб мы боялись бедствия или скорби. Я говорю о том, насколько важно, чтоб мы приходили к покаянию.

Если совершен грех – это проблема, но есть милость Божья. По справедливости за грех мы должны быть наказаны, а по милости мы получаем спасение и оправдание. Но Бог – справедливый судья и для того, чтоб эту милость явить нам в жизни, Он возложил наше заслуженное наказание на Сына Своего – Иисуса Христа.

Иисус Христос висел на кресте несправедливо, Он не заслуживал этого. Но это была цена, это была плата за меня и за каждого из вас. Т.е. из-за своих грехов я должен был понести наказание, и это было бы справедливо. Но т.к. мое наказание взял на себя Христос, то по милости я освобождаюсь от наказания. И вся слава при этом принадлежит Иисусу Христу. И при этом Бог остается абсолютно справедливым. И поэтому у нас есть сегодня эта великая привилегия: прийти к престолу Благодати, прийти к Господу и получить милость.

И когда в нашу жизнь приходит осознание того, что мы помилованы и прощены, что-то происходит с нашим сердцем. Мы становимся милостивыми, мы уже не такие строгие по отношению к грехам других людей, потому что мы понимаем, что сами помилованы. Как сказал апостол Иаков: суд без милости не оказавшему милости. Если мы сами живем с Богом по милости, то, какое мы имеем моральное право не проявлять ту же милость по отношению к своему окружению? Что бы они ни сделали и что бы они не сказали.

Христианин – это тот, который сам получил милость от Бога, поэтому он может дать ее. Милость дать не способен тот человек, который сам ее не получил, и с Богом пытается поступать по справедливости, и ничего у него не получается.

Был в моей жизни период, когда я думал: «Господь, почему Ты меня не благословляешь? Ведь я столько всего делаю, значит, Ты должен меня благословить, но почему все наоборот происходит?» Потом пришел период, когда у меня все внутри изменилось. Теперь я думаю: «Господи, за что Ты меня благословляешь? Я не заслуживаю этого». Но это совершенно другой уровень, уровень милости Божьей. И мы сегодня получаем от Бога не потому, что заслужили, а потому, что милость Свою Он превознес над судом.

Прочитаем Посл. к Рим. 2 гл. 3 ст.: «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?». Вот проблема у некоторых христиан – всех вокруг осуждают, не подозревая, что сами делают то же самое. По отношению к себе они претендуют на милость, а по отношению к другим они требуют справедливости. Что само по себе не является логичным. Почему есть такие люди? Потому что суд Божий никогда не приходит сразу, потому что Бог дает время покаяться. В книге Откровения Бог обращается к одной из церквей и говорит: «У тебя есть Иезавель, она сделала много зла, но (Бог говорит интересную фразу) Я дал ей время покаяться. И если не покается, Я ее накажу».

Когда мы совершаем какой-либо грех, это не значит, что тут же получим по голове палкой или сразу придут скорби и трудности. Нет. Не происходит ничего. В этом и проблема. И потом нам кажется, что пройдет и на другой раз, и на третий. Но не пройдет. Если мы не будем судить сами себя, то будем наказываться от Господа, чтобы пришло покаяние.

Знаете, что такое долготерпение Божье? Мы даже себе этого представить не можем. Когда у нас терпение лопается, то Бог еще даже не начинал терпеть. А у Него есть долготерпение. Когда я читаю Библию, я вижу, как с некоторыми людьми, сделавшими очень много зла, Бог поступал очень милостиво, когда они приходили и каялись. Даже тот же Ахав, который совершил убийство и сделал много зла, осознал это, пришел, покаялся и Бог говорит ему: «Я тебя прощаю». Т.е. Бог действительно очень и очень милостив. Но для милости есть условие: если мы не будем раскаиваться в своих грехах, если мы не будем судить свои поступки, то мы в этом случае живем по закону справедливости. Т.е. за сделанный грех должно прийти наказание. Но если мы хотим жить по закону милости, в таком случае должно быть покаяние.

Обратитесь к Богу и скажите: «Господь, я совершил грех и достоин наказания, как хочешь, так и поступай со мной». И не бойтесь этого, потому что Бог хочет нас простить, помиловать и благословить. Богу более приятно от того, что Он нас благословляет, а не от того, что Он вынужден нас наказывать. Это необходимо, чтоб дьяволу закрыть рот. Т.к. дьявол, как прокурор, все, что он может требовать, – это только справедливого наказания. И дьявол Богу скажет: «Вот этот Твой сынок совершил плохой поступок и, поскольку Ты справедливый, то Ты должен его наказать». Бог не может быть не справедливым, но Бог может отменить наказание. Каким образом? Бог может сказать дьяволу: «Смотри: мой сын покаялся. И за его грех понес наказание Иисус Христос, и ты, дьявол, об этом знаешь. И поэтому ты не имеешь право к нему прикоснуться, потому что он омыт драгоценной кровью Иисуса Христа, которая говорит лучше, чем кровь Авеля». Кровь Авеля требовала наказания, а кровь Иисуса требует прощения. Поэтому мы получаем благословение не потому, что мы этого заслуживаем. Если мы так думаем, то мы находимся на уровне справедливости. Но настоящее благословение приходит, когда мы понимаем, что Бог нас благословляет не потому, что мы такие хорошие, а из-за того, что в сердце Бога есть творить благо, добро, и у Него есть будущность и надежда. Но обязательным условием является покаяния.

Бог любит всех людей. Написано в Слове: «Хорошо и угодно Спасителю нашему, чтобы все люди спаслись и чтобы все достигли познания истины». Бог этого хочет. Но мы также понимаем, что не все спасутся и не все достигнут познания истины. И причина в человеке. Чтоб Бог меня мог оправдать, я должен покаяться. Чтоб Бог дал мне жизнь вечную, я должен ее принять. Поэтому сказано в Библии, что нет никакого другого имени, данного людям к спасению, кроме имени Иисуса Христа. Если без Христа, значит, по справедливости, а если по справедливости – то все в ад. Потому что нет праведного ни одного человека. Только наказание будет у кого-то большим, а у кого-то меньшим, разница только в этом. Это по справедливости. Но если говорить о милости, то даже самый последний убийца может быть оправдан и спасен. Потому что кровь Христа очищает от всякого греха.

Если говорить о последствиях греха, то есть три вида последствия:
- есть грехи, которые мы совершаем, в которых мы раскаиваемся, и ничего с нами не происходит, и мы за эти грехи не наказываемся ни в земной жизни, ни в вечной;
- есть грехи, за которые мы каемся, получаем прощение, и в вечной жизни мы не несем никаких последствий из-за этого греха, но в земной жизни последствия есть.

Как пример, грех Давида, когда он согрешил с Вирсавией. Примерно через год он покаялся. Потому что, когда к нему пришел пророк Нафан с обличением, он сказал Давиду, что умрет родившийся у него сын. И когда Давида коснулся Бог, он признал свой грех, и Псалом 50 – это псалом покаяния Давида. Он получил прощение в вечности, но в его земную жизнь пришло наказание за совершенный грех.

Есть грехи, которые не прощаются ни в земной жизни, ни в вечной. Трудно пояснить, что это такое. Один из таких грехов – это хула на Духа Святого. Другой такой грех – это добровольное, произвольное и сознательное отречение от Христа. Не нужно спешить сейчас кого-то загонять под эти рамки. Апостол Петр трижды отрекся от Христа, но был прощен, и через 50 дней проповедовал в Иерусалиме Евангелие, и открыл двери Царства Божьего для трех тысяч человек. Почему так? Потому что Петр совершил это отречение под сильным демоническим давлением. Это не было добровольно и произвольно. Христос знал, что Его ученикам предстоит пройти через сильнейшее давление дьявола.

Мы можем устоять только благодаря Руке Божьей. Если Господь не сохранит, то никто сам себя сохранить не сможет. Стих из молитвы Отче Наш: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Это молитва к Отцу Небесному. Это значит, что Бог может допустить искушение и допустить лукавого. Поэтому я не надеюсь на себя. Это глупо. Это называется проклятием: «…кто надеется на себя и плоть свою делает опорой, тот под проклятием», т.е. отделен от Бога. Если Господь меня сохранит, значит, я буду сохранен, если Господь меня благословит, значит, я буду иметь благословение.

Поэтому у меня нет никакого страха перед дьяволом. Он побежден и осужден. Если так можно выразиться: он находится в следственном изоляторе, т.е. еще не в окончательном своем месте – геенне огненной, он еще ожидает своих последних дней, когда будет совершен суд. Но если Господь что-то скажет, то дьявол будет иметь возможность приступить ко мне и никаких моих сил и моей мудрости не хватит, чтоб победить его. Дьявола без Бога победить невозможно. Над всем стоит Господь.

Прочитаем Евангелие от Матфея 10 гл. 28 ст.: « И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. А бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне». Когда речь идет об убивающих тело, души же не могущих убить, – это речь идет о дьяволе и его подчиненных, в том числе и людях, которые находятся под его влиянием. Иисус говорит, что не нужно их бояться. Максимум, на что они способны, – отнять тело. Но тело не вечное, и рано или поздно мы с ним расстанемся, если не доживем до пришествия Христа. Но даже те, которые доживут до пришествия Христа, с этим телом расстанутся, потому что будет новое тело. Плоть и кровь Царства Божьего не наследуют. Но кого нужно бояться? Бояться нужно того, кто и душу и тело погубить в геенне. Т.е. бояться нужно Бога.