Почему произошла дуэль между пьером и долоховым. Сочинение: Дуэль Пьера с Долоховым

Дуэль Пьера и Долохова – это не просто кульминационный момент в романе, это первый и самый серьёзный перелом в становлении мировоззрения главного героя. Взросление, как показывает Л. Н. Толстой, невозможно без болезненных изменений в сознании, это неизбежный этап. Пьеру даётся нелегко решение вызвать на дуэль своего бывшего товарища, но это решение приносит понимание дальнейшего пути для героя.

Причина дуэли Безухова с Долоховым

Брак Безухова и Элен Курагиной с самого начала оказался ошибкой. Супруги не любили друг друга. Пьера тешила мысль об обладании самой красивой женщиной Петербурга, а Элен воодушевляли титул и деньги Безухова. Наивный Пьер не подозревал, что человеческая неблагодарность может перейти все границы: он выручил Долохова, предложил ему пожить у себя, помог материально. В “благодарность” товарищ стал любовником его супруги. Об этом Безухов узнаёт из анонимной записки.

Конфликт, который происходит между мужчинами в английском клубе, становится естественным следствием развратного поведения Элен и насмешек Долохова над своим благодетелем. Когда из уст товарища звучит тост о замужних дамах и их любовниках, Пьер понимает, что измены супруги являются тайной лишь для него одного, весь Петербург смеётся над ним. В этот момент Долохов вырывает из рук Пьера бумагу, которую он получил, чтобы озвучить, накал достигает апофеоза. Пьер вызывает Долохова на дуэль, тот принимает вызов, не раздумывая.

Если учесть, что Пьер никогда в жизни не держал оружия в руках, а Долохов был отличным стрелком, то результат дуэли – игра автора с судьбами персонажей. Толстой показывает закон жизни: новичкам и дилетантам всегда везёт, а ещё – тем, у кого чистая душа. Пьер любим судьбой, удача сопутствует ему в самые страшные моменты жизни.

Роковой день

Неопытный дуэлянт мучится совестью, за ночь перед встречей с оппонентом, он окончательно понимает, что его супруга – лживая, ничтожная, развратная женщина. Он даже оправдывает Долохова, понимая, что сам поступил бы также, если бы подобная ситуация случилась с ним. Пьер боится убить человека, но простить обидчика он не может. Секунданты отлично понимают, что скорее всего во время дуэли погибнет Безухов – неловкий, неопытный, беспомощный, как ребёнок. За несколько минут до выстрела секундант объясняет Пьеру, куда нажимать, чтобы оружие выстрелило… Безухов очень волнуется и спешит, поэтому, видимо, стреляет первым. Он случайно попадает в Долохова, ранит его. Этот факт ужасает героя, Долохов же, имея право выстрелить практически в упор, почему-то промахивается. Он очень расстроен, что не попал. Пьер в ужасе от того, что ранил человека. Этот момент очень ярко характеризует главного героя. В романе “Война и мир” много подобных фатальных моментов, которые очень реалистичны и вместе с тем – невероятны.

Главный герой убегает с места, где всё произошло, он на грани сумасшествия – винит себя, шепчет слова раскаяния, к нему приходит понимание того, как хрупка человеческая жизнь.

Значение дуэли в жизни главного героя

Дуэль служит заключительным этапом, который приводит героя к мысли о том, что он выбрал неправильный путь, совершил большую ошибку, выбрав себе в супруги Элен. Он осознаёт, что втянут в чужую игру, что не хочет продолжать жить в унизительном положении рядом с непорядочной женщиной. Этап отношений с Элен закончен, Пьер стал гораздо твёрже, решительнее и опытнее. Он почувствовал, как легко можно лишить человека жизни, не имея на то ни права, ни оснований. Пьер чувствует необходимость изменить свой образ жизни, уйти от всех, найти смысл жизни, который стал бы для него спасением.

Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. I, гл. IV, V.)

Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - бретеpa, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, "куда следует нажимать".

Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Долохова, можно назвать "Неосознанный поступок". Он начинается с описания обеда в Английском клубе. Все сидят за столом, едят и пьют, провозглашают тосты за императора и его здоровье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов, Долохов, Безухое. Пьер "не видит и не слышит ничего происходящего вокруг него и думает о чем-то одном, тяжелом и неразрешимом". Его мучает вопрос: действительно ли Долохов и его жена Элен - любовники? "Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднимается в его душе". И после тоста, произнесенного его "врагом": "За здоровье красивых женщин, и их любовников", - Безухов понимает, что его подозрения не напрасны.

Назревает конфликт, завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: "Вы...вы... негодяй!., я вас вызываю..." - нечаянно вырываются у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают этого и секунданты: Несвицкий - секундант Пьера и Николай Ростов - секундант Долохова.

Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, у него твердое намерение убить соперника, но это только видимость, на душе у “его неспокойно. Его соперник же "имеет вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью". Граф еще сомневается в правильности своих действий и соображает: что бы он сделал на месте Долохова?

Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытается примирить его с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать.

Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой выразил так: "Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали". Нерешительность персонажей передает и описание природы - оно скупо и немногословно: туман и оттепель.

Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел подобие улыбки. Он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника.

Долохов, выстрелив, промахивается. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода. Затем происходит спад действия и развязка, которая заключается в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.

В исходе дуэли, по мысли Толстого, свершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски и помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли "судьи" ,и "палача" одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.

Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова. "Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, - думал Пьер. - Даже наверное я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?"

Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу - убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен.


Том 2, часть 1, глава 4 и 5

Л.Н. Толстой в своем романе "Война и мир" раскрывает мысль о предопределенности человеческой судьбы. Мы даже можем назвать автора этого произведения фаталистом. Очень ярко эта мысль доказывается в сцене дуэли Долохова и Пьера. Пьер, штатский человек, совершенно не умеющий стрелять, перед началом дуэли узнает от секунданта Несвицкого, куда надо нажимать. И ему удается ранить Долохова, прекрасно владеющего оружием. Эпизод, в котором рассказывается о дуэли Безухова и Долохова, символически можно назвать "Неосознанным поступком". Начинается эпизод с изображения обеда в Английском клубе. Гости обедают за столом, произносят тосты в честь императора, пьют за его здоровье.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Лишь Пьер ничего не видит и не слышит, его не интересует происходящее вокруг него, все его мысли заняты чем-то одним - тяжелым и неразрешимым. Он постоянно задается вопросом: в самом ли деле его жена изменяет ему с Долоховым? Как только его взгляд пересекается с глазами Долохова, красивыми и наглыми, Пьер чувствовал, как нечто отвратительное, ужасное поднимается в его душе. Последние сомнения рассеиваются, когда Долохов произносит тост за прекрасных женщин и их любовников.

Конфликт назревает, его завязка происходит в тот момент, когда Долохов перехватывает листок, который предназначен Безухову. Пьер возмущен и обескуражен, он даже не успевает ничего сообразить, слова сами вырываются из его уст. Робко и неуверенно он вызывает своего обидчика на дуэль. Он ни на минуту не задумывается о том, к чему она может привести. Секунданты тоже не осознают этого.

Перед дуэлью Долохов проводит время в клубе, слушая песни цыган. Он уверен в своих силах, он намерен убить Безухова, но все же на душе у него неспокойно. Пьер делает вид, что занят делами, которые вовсе не касаются поединка. Однако по его осунувшемуся лицу видно, что он не спал всю ночь.

Графа все еще преследуют сомнения, правильно ли он поступил, он думает о том, а как бы он сам вел себя на месте Долохова. Безухов не знает, как ему быть: то ли срочно бежать оттуда, то ли остаться и участвовать в поединке. Однако он отказывается от последней возможности избежать дуэли. Когда его секундант Несвицкий делает попытку примирить его с Долоховым, Безухов отказывается, называя это глупостью. Соперник же вообще не желает ничего слышать.

Обе стороны отказались от примирения, но дуэль все равно не начинается. Причиной тому является неосознанность поступка, нерешительность, которую подчеркивает и состояние природы: туман и оттепель.

Но вот поединок начался. Дуэлянты стали расходиться. У Долохова на лице – подобие улыбки, осознание своего превосходства и отсутствие всякого страха. Безухов торопится, он идет быстро, сбивается с протоптанной дорожки, будто стремится убежать. Это не свойственная для него ситуация, и он хочет, чтобы она поскорее закончилась.

Может быть, поэтому он первым делает выстрел, наугад, не целясь, и ранит Долохова. Следующий выстрел за Долоховым. Это момент наивысшего напряжения данного эпизода. Соперник промахивается. Далее наступает развязка, в которой автор описывает переживания героев. Пьер преисполнен раскаяния, он едва сдерживает рыдания. Он пытается убежать от своего страха, от ужаса ситуации и устремляется в лес. У Долохова нет сожаления, он не думает о своей боли, но зато мысленно переживает за мать, которой причиняет немало страданий.

Исход дуэли, по мнению автора, предначертан свыше и является верхом справедливости. Пьер по-приятельски принял Долохова в своем доме, в память о дружбе оказал ему помощь, а тот ответил предательством, соблазнив его жену. Однако при этом Пьер не примеряет на себя роль судьи, он благодарен Богу, что Долохов остался жив, и глубоко раскаивается в содеянном.

Безухов показывает себя гуманистом, он уже перед дуэлью был готов раскаяться, но не страх был тому причиной, а его уверенность в виновности Элен. Пьер пытается найти оправдание Долохову. Граф настолько явственно видит всю низость и ничтожество Элен, что ему становится стыдно за свое участие у дуэли, за то, что он мог взять грех на душу и убить человека из-за женщины, совершенно того недостойной.

Николай Ростов, увозя раненого Долохова после дуэли домой, узнал, что тот, являясь одновременно буяном и бретером, еще и любящий сын и брат, которого ждут дома старушка мать и горбатая сестра. Этим замечанием автор подчеркивает, что не все в жизни так ясно и понятно, как порой кажется. Жизнь оказывается намного сложнее, чем мы ее себе представляем. Писатель учит нас быть справедливыми и терпимыми к недостаткам людей. В эпизоде дуэли Долохова с Безуховым автор говорит о том, что мы не можем судить, что справедливо, а что нет, и что не все то, что очевидно на первый взгляд, однозначно и легко решаемо.

Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая-то большая перемена. Он молчал все время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или, остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем-то одном, тяжелом и неразрешенном. Этот неразрешенный, мучивший его вопрос были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая все прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено все после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен, улыбаясь, выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними. «Да, он очень красив, — думал Пьер, — я знаю его. Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему. Я знаю, я понимаю, какую соль это в его глазах должно бы придавать его обману, ежели бы это была правда. Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и не могу верить». Он вспоминал то выражение, которое принимало лицо Долохова, когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолета лошадь ямщика. Это выражение часто было на лице Долохова, когда он смотрел на него. «Да, он бретёр, — думал Пьер, — ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это. Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его», — думал Пьер, и опять при этих мыслях он чувствовал, как что-то страшное и безобразное поднималось в его душе. Долохов, Денисов и Ростов сидели теперь против Пьера и казались очень веселы. Ростов весело переговаривался с своими двумя приятелями, из которых один был лихой гусар, другой известный бретёр и повеса, и изредка насмешливо поглядывал на Пьера, который на этом обеде поражал своей сосредоточенной, рассеянной, массивной фигурой. Ростов недоброжелательно смотрел на Пьера, во-первых, потому, что Пьер, в его гусарских глазах, был штатский богач, муж красавицы, вообще баба; во-вторых, потому, что Пьер в сосредоточенности и рассеянности своего настроения не узнал Ростова и не ответил на его поклон. Когда стали пить здоровье государя, Пьер, задумавшись, не встал и не взял бокала. — Что ж вы? — закричал ему Ростов, восторженно-озлобленными глазами глядя на него. — Разве вы не слышите: здоровье государя императора! — Пьер, вздохнув, покорно встал, выпил свой бокал и дождавшись, когда все сели, с своей доброй улыбкой обратился к Ростову. — А я вас и не узнал, — сказал он. Но Ростову было не до этого, он кричал: ура! — Что же ты не возобновишь знакомства, — сказал Долохов Ростову. — Бог с ним, дурак, — сказал Ростов. — Надо лелеять мужей хорошеньких женщин, — сказал Денисов. Пьер не слышал, что они говорили, но знал, что говорят про него. Он покраснел и отвернулся. — Ну, теперь за здоровье красивых женщин, — сказал Долохов и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. — За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, — сказал он. Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему. Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол. — Не смейте брать! — крикнул он. Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову. — Полноте, полноте, что вы? — шептали испуганные голоса. Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой, как будто он говорил: «А, вот это я люблю». — Не дам, — проговорил он отчетливо. Бледный, с трясущеюся губой, Пьер рванул лист. — Вы... вы... негодяй!.. я вас вызываю, — проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею. Несмотря на просьбы Денисова, чтобы Ростов не вмешивался в это дело, Ростов согласился быть секундантом Долохова и после стола переговорил с Несвицким, секундантом Безухова, об условиях дуэли. Пьер уехал домой, а Ростов с Долоховым и Денисовым до позднего вечера просидели в клубе, слушая цыган и песенников. — Так до завтра, в Сокольниках, — сказал Долохов, прощаясь с Ростовым на крыльце клуба. — И ты спокоен? — спросил Ростов. Долохов остановился. — Вот видишь ли, я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идешь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты — дурак и наверно пропал; а ты иди с твердым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда все исправно, как мне говаривал наш костромской медвежатник. Медведя-то, говорит, как не бояться? да как увидишь его, и страх прошел, как бы только не ушел! Ну, так-то и я. A demain, mon cher! На другой день, в восемь часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он, видимо, не спал эту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, — думал Пьер. — Даже наверное я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда-нибудь», — приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли, он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли и готово ли?» Когда все было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру. — Я бы не исполнил своей обязанности, граф, — сказал он робким голосом, — и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную, очень важную минуту не сказал вам всей правды. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь... Вы были неправы, вы погорячились... — Ах, да, ужасно глупо... — сказал Пьер. — Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, — сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить... — Нет, об чем же говорить! — сказал Пьер, — все равно... Так готово? — прибавил он. — Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда? — сказал он, неестественно кротко улыбаясь. Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаться. — Ах, да, вот как, я знаю, я забыл только, — говорил он. — Никаких извинений, ничего решительно, — отвечал Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения и тоже подошел к назначенному месту. Место для поединка было выбрано шагах в восьмидесяти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом. Противники стояли шагах в сорока друг от друга, у краев поляны. Секунданты, размеряя шаги, проложили отпечатавшиеся по мокрому глубокому снегу следы от того места, где они стояли, до сабель Несвицкого и Денисова, означавших барьер и воткнутых в десяти шагах друг от друга. Оттепель и туман продолжались; за сорок шагов неясно было видно друг друга. Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали.

В своем романе-эпопее «Война и мир» Толстой показал все многообразие человеческих отношений. Дружба, любовь, ненависть, духовные искания и разочарования, самоотверженность солдат на войне и бессмысленные интриги светского общества – все это есть ни что иное, как жизнь, которую делают такой люди. На страницах романа буквально кипят страсти: любовь, преданность, ненависть.

Одним из главных персонажей романа является Пьер Безухов, в образе которого писатель раскрыл сложный процесс внутреннего становления личности. Толстой показывает Пьера в самых разных жизненных ситуациях, открывая в нем новые черты и качества.

Дуэль Безухова с Долоховым – один из переломных моментов в жизни первого. Описание самого смертельного состязания занимает в романе несколько страниц. Вместе с тем, подробно рассказано о событиях, подготавливающих эту сцену, а также то, что происходит с участниками дуэли после случившегося.

На мой взгляд, своеобразной завязкой действия является женитьба Пьера на Элен Курагиной. Писатель изображает ее развратной женщиной, меняющей любовников как перчатки. Она выходит замуж за Пьера не по любви, а по расчету, из-за наследства, а потому не уважает будущего мужа, считая его дураком. Естественно, что подобное поведение жены могло привести только к одному – дуэли с одним из ее любовников, которым по иронии судьбы становится Долохов.

Сцена дуэли очень важна, потому что она ставит точку в отношениях Пьера с Элен. Спор между Безуховым и Долоховым завязывается на званом обеде в честь Багратиона, устроенном в Английском клубе. Сидя напротив Долохова и Николая Ростова, Безухов думает «о чем-то одном, тяжелом и неразрешенном». Оказывается, что этим мучившим его вопросом был намек княжны в Москве на близость Долохова к его жене и полученное им в нынешнее утро анонимное письмо. Всякий раз, когда нечаянный взгляд его встречался с «наглыми» глазами Долохова, Пьер чувствовал, «как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался».

Безухов знает, что Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля: «Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я... помог ему». Так думает Пьер, в то время как Долохов и Николай Ростов, насмешливо и неодобрительно поглядывая на него, пьют за хорошеньких женщин.

В данной ситуации муж Элен боится соперника. Приучив себя додумывать все до конца и быть откровенным с самим собой, он честно признается себе: «Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его…».
Но в душе Пьера, преодолевая страх, поднимается бешенство. И когда Долохов с серьезным выражением, но с улыбающимся «в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру», это бешенство вскипает, ищет выхода. Произнеся тост за красивых женщин и их любовников, Долохов выхватывает из рук Пьера листок с текстом кантаты. Такое поведение было бы вполне возможным при их приятельских отношениях, но сейчас «что-то страшное и безобразное…поднялось и овладело Пьером». В порыве гнева он вызывает Долохова на дуэль.

И вот – дуэль в Сокольниках. В этой ситуации больше проявляется настоящая сущность Долохова, нежели Пьера. Он знает, что Безухов не умеет стрелять, однако не делает никаких попыток, чтобы остановить кровопролитие. Наоборот, когда секунданты Несвицкий и Денисов делают, как полагается, попытку примирения, Долохов им отвечает: «Никаких извинений, ничего решительно».

Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера. Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Безухов? За что он готов убить человека? Вряд ли Долохов глубоко задумывался над этими вопросами, считая причиной дуэли нанесенное ему прилюдное оскорбление.

«Становилось страшно», - пишет Толстой. Однако происходящее уже нельзя было остановить.

Пьер, нелепо вытянув вперед правую руку, «видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самое себя», стреляет первым и ранит соперника. Оба они поступают после выстрела так, как должны поступать именно эти два человека, с этими характерами. Раненый Долохов, упав в снег, все еще целится. В этом действии заключена его сущность: по мере сил - добить до конца, отомстить во что бы то ни стало.

А Пьер стоит, «беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью» перед Долоховым так, что даже его секундант Денисов, не выдержав, кричит: «Зак`гойтесь!» К счастью, Долохов промахнулся…

Душевное состояние, в котором находятся соперники во время дуэли, меняется на противоположное после нее. Жестокий и решительный Долохов, подъезжая к дому после дуэли, поражает Ростова и читателя. Он плачет, беспокоясь за свою мать, которая, узнав о дуэли, может сильно разволноваться и не пережить этого. Здесь молодой человек предстает преданным и горячо любящим сыном.

Пьер после дуэли всю ночь размышляет: из его воображения не выходит «умирающее лицо» Долохова. Он вспоминает свою жизнь, начиная со дня женитьбы и заканчивая дуэлью. Пьер, переживая свое заблуждение и разочарование, приходит к выводу о необходимости разрыва с Элен.

Объяснение супругов на следующий день заканчивается гневным припадком Пьера. Мы не видим в нем того растерянного, беспомощного человека, каким он предстает во время дуэли. Пьер в бешенстве. Он принимает решение навсегда разлучиться с женой и уехать в Петербург.

С этого момента у Безухова начинается новый этап жизни, связанный с масонством. Он раскрывается как личность уже в другом направлении – Толстой показывает не личную его жизнь, а общественную.

Таким образом, дуэль Пьера с Долоховым является как бы переломным моментом в жизни Безухова. Поэтому в контексте всего произведения этот эпизод играет важную роль – позволяет читателю более глубоко понять эволюцию образа Пьера.