Подчеркни да или нет любовь к родине. Сочинение на тему любовь к родине

Родина... В этом слове заключено так много! Наверное, каждый может с уверенностью сказать, что он любит свою Родину, но что же это означает? Что можно вложить в понятие «любовь к Родине»?

Искреннюю любовь к родной земле называют также патриотизмом. Это чувство - неотъемлемая часть Личности, на нем основывается жизнь цивилизованного общества. Слова о патриотизме можно встретить ещё в древнейших произведениях писателей и поэтов из разных стран. Русские классики также часто подчеркивали важность патриотизма в становлении личности и большую роль любви к Родине: «И дым Отечества нам сладок и приятен»; «Человек без Родины - нищий человек» - эти и прочие высказывания мы можем нередко встретить в книгах. Любовь к Родине - это одна из наипрекраснейших разновидностей самых великих чувств человека.

Неотделимой частью патриотизма является и любовь к своей нации. Ведь родная земля и народ едины, именно жители составляют дух Родины. Невозможно искренне любить Отчизну, не гордясь так же сильно и своими соотечественниками.

Родина - это не просто земля, на которой родился человек. Мы пропитываемся национальным духом с рождения; даже уехав в другую страну, мы остаемся детьми своей Родины навсегда. Пытаясь всеми силами избавиться от принадлежности к Отчизне, от своего менталитета, люди просто теряют себя и личную индивидуальность.

Но не только искренняя гордость за Родину - признак патриотизма. Вспомним страшные времена Великой Отечественной войны, когда жители России встали дружными рядами на борьбу с фашистским злом: это было одним из чистейших проявлений самой ярой и страстной любви, когда человек готов умереть, но не сдать Родину врагу. Страшными жертвами досталась нам Родина, которую мы видим теперь; миллионы ни в чем не повинных людей пали жертвами кровавых битв, чтобы мы могли сейчас спокойно жить на родной земле. Такие события в истории государства должны вызывать неподдельную гордость за свой народ в сердце каждого гражданина; это тоже патриотизм - гордиться своей принадлежностью к великим, храбрым и сильным духовно людям.

Не любить свою Родину может только трусливый человек, бедный духовно. Ведь патриотизм равнозначен любви к матери: для каждого ребенка она будет самой замечательной и ласковой. Родина - это в широком смысле Мать для всех её жителей, так давайте же будем благодарными детьми своей Отчизны!






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…» и др.

Цели:

Образовательные:

  • раскрыть своеобразие темы Родины в стихотворениях разных поэтов;
  • учить анализу поэтического текста.

Развивающие:

Содействовать развитию

  • умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы, сравнивать однотематические литературные произведения разных авторов;
  • воображения на основе положительной мотивации через выполнение заданий творческого характера с использованием средств ИКТ;
  • совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала;
  • навыка рефлексивных действий.

Воспитательные:

  • воспитание гражданских и патриотических чувств;
  • формирование читательской культуры;

Форма урока : урок – эвристическая беседа.

Технологии: личностно ориентированное обучение (создание личностно значимых ситуаций), использование ИКТ в предметном обучении, технология РКМПЧ.

Оборудование : Мультимедийная презентация; высказывания известных людей о Родине.

План урока:

  1. Вступление. (Инсценировка)
    1. Актуальность.
    2. Постановка целей и конкретных задач.
  2. Основная часть урока.
    1. Работа с пословицами и высказываниями «великих» людей о любви к родине.
    2. Работа с текстами художественных произведений.
      • Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»
      • А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
      • А.А.Ахматова «Мне голос был…»
      • О.Э.Мандельштам «Я вернулся в мой город»
      • Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
      • С.А.Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ»»
      • И.С.Тургенев. «Русский язык»
    3. Обсуждение результатов.
  3. Заключение.
  4. Рефлексия. Составление синквейна.

Эпиграфы:

И все пройдя пути морские,
И все земные царства дней,
Я слово не найду нежней,
Чем имя звучное: Россия.
(К. Бальмонт, г. Париж, 1922 г.)

«Без любви к Родине нет поэта»
(Е.А. Евтушенко)

Ход урока

Ι. Вступление.

Звучит начало песни «Как упоительны в России вечера».

Входят Белый и Рыжий Клоуны (ученики.

Инсценировка. (Учебник «Дом без стен. Литература. 8 класс», 1 часть, стр. 253)

Рыжий клоун . Что это с ними? Почему они такие восторженные!

Белый клоун . О! Так они проявляют свою любовь к родине. Это обязательная составляющая человеческой жизни: слезы при разглядывании деревьев родной страны, мурашки по спине при церемонии поднятия государственного флага, желание кинуться в драку с каждым, кто плохо скажет о стране, где ты родился.

Рыжий клоун . Как ты можешь так об этом говорить! Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты чувствовать себя защищенным. В древности у некоторых народов существовало самое страшное наказание – изгнание с родины…

Белый клоун . Да брось ты! Родина там, где сытно, дешево и удобно. А всё остальное сантименты. Тысячи людей покинули и покидают родину. Посмотри на них: они любили одну страну, теперь любят другую. Всё очень просто!

Рыжий клоун . Но это… всё равно что бросить старых немощных родителей и пристроиться к новым – молодым и обеспеченным. У человека есть такая же потребность в родине, как, скажем, в воздухе, воде и пище. И если, не дай бог, человеку приходится бежать с родины, чтобы спасти свою жизнь или жизнь близких, он заболевает страшной болезнью. Имя ей – ностальгия. Она мучает и разрушает человека, если, конечно, он Человек.

Белый клоун . Ты опять за свое! Не рассказывай мне о рабах привычек и привязанностей. Я говорил о настоящих людях, свободных от всех этих предрассудков. А поговорить и поплакаться о потерянной родине нынче очень модно…

Рыжий клоун. Нет, я когда представляю себя вне родины, ощущаю, что земля уходит из-под ног. Чтобы жить, мне нужно держаться корнями за землю. А что можно за неё отдать – это мера для каждого своя, но никто о ней не говорит…

1. Актуальность. Обсуждение:

Как бы вы определили, что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость? (СЛАЙД 1 )

– Есть ли в нашей стране, в нашем районе или в вашем доме что-то такое, что является лично для вас олицетворением понятия «Родина»?

Выступление индивидуально подготовившихся учащихся с демонстрацией коллажа «Моя Родина». (СЛАЙДЫ 2-4)

/Примечание. Коллаж приготовлен и демонстрируется с помощью компьютерных технологий. Как правило, ребята представляют традиционный набор и вполне объясняют свои зрительные образы: государственная символика и города-символы – Москва и Петербург; люди-символы: Пушкин, Ломоносов, Гагарин и другие; русская природа, берёзка, ромашка; родной город, улица, дом, школа, близкие люди, семья, друзья/

Итак, тема нашего урока «Что такое любовь к родине?»

– Что мы можем узнать на нашем уроке? (из чего складывается это понятие)

– А надо ли нам это? Почему именно сейчас нам это надо? (Именно сегодня, в XXI веке, особо остро стоит этот вопрос, так как люди, особенно молодежь, думают, прежде всего, о материальном благосостоянии, забыли о Родине, никто служить не хочет в армии, не хочет работать, все смотрят на запад)

2) – Итак, у нас есть две точки зрения (СЛАЙД 5): первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно.

Какую точку зрения будете отстаивать вы?

– Каким образом мы можем доказать свою правоту? (обратимся к высказываниям известных людей, к народной мудрости, к литературе)

– Дома вы составили витражи мудрости – высказывания известных людей о Родине. Поделитесь находками.

II. Основная часть

1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине .

  • Нет места милее родного дома. Только отечество заключает в себе то, что дорого всем. (Цицерон)
  • Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. (Сенека)
  • Дерзайте отчизну мужеством прославить. (Ломоносов)
  • Самое лучшее предназначение есть защищать отечество. (Державин)
  • Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Байрон)
  • Есть разные страны на свете, а Родина – только одна… (Д. Алтаузен )
  • Родина – это огромное, ды шащее существо, подобное человеку… (А. Блок)

2. Вторая группа собирала пословице, назовите их.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Своя земля и в горести мила. Любовь к родине сильнее смерти. Родина – мать, умей за неё постоять. Человек без родины что земля без семени. Отрекающийся от родины отрекается от совести.

Что общего в этих словах?

Сегодня на уроке мы посмотрим, какое место занимает Россия в творчестве А. Блока, С. Есенина, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Евгения Евтушенко.

3. Работа с текстами художественных произведений.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…». (СЛАЙД 6)

Евгений Александрович Евтушенко – яркий, талантливый поэт. Около сорока лет Евтушенко является голосом правды и совести России. Стихотворение «Идут белые снеги»- одно из ранних в лирике поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вечных вопросах: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.

1. Выразительное чтение стихотворения (аудиокассета, запись стихотворения сопровождается любой классической музыкой) Приложение 1 .

2. Анализ стихотворения.

– О чём это стихотворение? (О России). Стихотворение представляет лирический задушевный монолог с читателем.

– Какое настроение передаёт стихотворение? Одинаковое ли оно в начале стихотворения и в конце?

Нет, сначала грустное, затем передаёт взволнованное воодушевление

– Почему меняется тон стихотворения, в каких строчках это происходит?

(когда начинает говорить о России)

– Какие образы-ассоциации возникают при чтении стихотворения? (Белый снег, зима, природа, деревенские избы, Пушкин, Степан Разин) (СЛАЙД 7)

– Какой словесный образ олицетворяет Россию?

«Идут белые снеги» – это поэтический символ России. Эта строчка выполняет в стихотворении роль рефрена, т.е. она связывает в стихотворении картины прошлого и будущего, она помогает лирическому герою осознать неотделимость от народа, Родины и понять свою необходимость им. Он с полной ответственностью заявляет: «для России я жил», «я России помог», а в кульминационных строчках делает признание:

Но надежда моя:
Если будет Россия,
Значит буду и я.

Поэт говорит о том, что все, в сущности, преходящее, кроме родины; пока она будет, будет и он. «Белые снеги» - это нечто такое, что заметает наши следы на земле, и вместе с тем – символизируют бессмертие России. (СЛАЙД 8)

Вывод : Что для Евтушенко любовь к Родине? Единение с Родиной, с её природой, с её историей.

– Евгений Евтушенко – наш современник, нам близка и понятна его позиция. А что думали и писали поэты начала 20 века о родине

А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» (СЛАЙД 9)

1. Слово учителя о Блоке.

Александр Блок – поэт, живший на рубеже веков. Это было время великих потрясений, время революций. Многие покидали Россию навсегда. У Блока был свой взгляд на мир, на жизнь, на революцию, на Родину. Октябрьскую революцию Блок принял и приветствовал. В статье «Интеллигенция и революция» (1918) Блок писал, что верит в будущее России: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому – великой». У Блока очень много стихотворений и России. В 1908 году он написал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель;

Сейчас послушаем стихотворение «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? и ответим на вопрос: «Какой предстаёт перед нами Россия у Блока?»

2. Чтение стихотворения наизусть (заранее подготовленный ученик) Приложение 1.

Какой же предстаёт Россия? (таинственной, непонятной, загадочной) (СЛАЙДЫ 10-12)

Россия Блока – вечная любовь, вечная Боль, вечная Тайна. Она талантлива, но беспечна. Она нищая, но при этом сильная и гордая Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив.

3. Анализ стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

– Найти ключевые слова в 1-ой строфе. («Русь моя, жизнь моя», «маяться», «разлучиться» «раскаяться», «вольному сердцу», «твоя тьма»)

– Какая мысль не дает покоя лирическому герою? (Мысль о том, не разлучиться ли им, не расстаться ли? Она мучительна для поэта и лирического героя. Такое впечатление, что он хочет вырваться на свободу и знает: это невозможно не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее. Так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной).

– Объясните значение неизвестных слов в 3-4 строфах.

  • Чудь и Меря – древние славянские племена, населявшие северные области России.
  • Гати – настилы из ветвей для перехода через болота;
  • Грады – города;
  • Царьградские святыни – христианские памятники Царьграда, т.е Константинополя, столицы Византийской империи;
  • Соколы и лебеди – это и птицы, и олицетворение русского воинства.

– Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси в 2-4 строфах? И почему страна для него Русь, а не Россия?

Русь для Блока есть нечто древнее, таинственное, дикое, необъяснимое, что-то уходящее корнями в незапамятные времена. Здесь Чудь и Меря, Царьградские святыни, от слова «гать» уже веет болотом и дремучим лесом, дороги, верстовые столбы, лодки да деревянные грады, соколы и лебеди в степи, черная мгла нашествия кочевников и татарские очи, которые «мечут огни» – все это Русь.

– Как понимаете смысл последней 5 строфы стихотворения. Какой образ возникает здесь?

«Тихое, долгое, красное зарево / Каждую ночь над становьем твоим …» – это вечный , трагический, обагренный кровью и озаренный дрожащим пламенем путь Руси в истории. Две последние строки возвращают нас к основной мысли поэта: «вольный дух» (в первой строфе «вольное сердце» лирического героя) – игрушка этого древнего, таинственного, странного мира, этого «сонного марева». А значит, воля лирического героя, его свобода от Руси – лишь призрак. Да и захочет ли он этой свободы?

Теперь понятно, почему Александр Блок не покинул Россию? Он слишком её любил, так же, как любила свою Родину Анна Ахматова, современница Блока, написавшая знаменитое стихотворение «Мне голос был, он звал утешно…»

Чтение стихотворения наизусть. (ученик) Приложение 1

– Какой путь выбирает лирическая героиня? (остаться со своим народом, со своим любимым городом Санкт-Петербургом, о котором в 1915г. писала «Мы ни на что не променяем пышный гранитный город славы и беды». (СЛАЙД 14)

В 1917 году многие покинули Россию. Мы не имеем права осуждать их. Они любили свою родину, об этом говорят строки поэта-эмигранта К.Бальмонта (эпиграф). Но Ахматова осталась. Осталась потому, что считала «недостойным» покинуть Отечество в трагическую для него минуту. Это ли не высшее проявление патриотизма? Александр Блок заучил наизусть это стихотворение и однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор»

О.Э. Мандельштам «Я вернулся в мой город…» (СЛАЙД 15)

1. Слово учителя.

Петербург – город детства и юности Осипа Мандельштама. Образ города присутствует во всех книгах поэта. Сюда он возвращался много раз в своей жизни, и каждая встреча с городом таила в себе новые открытия. В 1930 году после поездки на Кавказ Мандельштам вновь возвратился в Ленинград, но город встретил его неприветливо.

2. Чтение стихотворения наизусть. Приложение 1.

3. Комментарий к стихотворению (ученик)

«Мой город», такой знакомый и близкий, обернулся к поэту новым ликом. Он обращается к нему за спасением, но город глух к его мольбам, потому что несвободен, его словно бы тоже арестовали: молчат телефоны, звонок вырван с мясом, дверные цепочки напоминают кандалы. Жёлтый мутный свет – как лицо мертвеца. И в крике: «Я ещё не хочу умирать!» звучит боль, но город глух и нем, он – мёртв.

СЛАЙД 16.

Учитель. И Александр Блок, и Анна Ахматова, и Осип Мандельштам любили Россию, верили в неё, как любил её Фёдор Иванович Тютчев- поэт и дипломат, написавший знаменитое четверостишие:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

С.А. Есенин. «Шаганэ, ты моя Шаганэ» (СЛАЙД 17)

Учитель. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - писал поэт Сергей Александрович Есенин. Любовь к России не просто чувство, это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни

  1. Чтение стихотворения наизусть (ученик) Приложение 1.
  2. Какие чувства переполняют душу лирического героя? (восхищение Востоком, его ярким колоритом и чувство неразрывной связи со своей северной Родиной).

III. Заключение

– Ребята, а из чего вырастает огромная человеческая любовь к родине? В чём вы видите её истоки?

Истоки её – в уважении, трепетном отношении к месту, где родился, вырос, к отчему дому, к людям, воспитавшим нас, к своей истории. Мы не должны вырасти Иванами, не помнящими родства. Общая жизнь на родной земле, общие беды и радости, общая любовь к своей Родине и к своему языку – всё это делает нас русским народом. Всё это мы передадим нашим детям, они – своим детям. И тогда Россия будет жить вечно. В это свято верил русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, который незадолго до смерти написал знаменитое стихотворение в прозе «Русский язык» (чтение стихотворения) Приложение 1.

Вывод. НЕ может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть ВЕЛИКИМ. А если народ велик, то и будущее у народа должно быть великим.

  • А что вы можете сказать о России?

IV. Творческая работа. Составление синквейна о Родине.

(СЛАЙД 18) (Во время написания синквейна звучит музыка).

(Чтение 2-3 работ)

В заключение я хочу еще раз обратиться к вам стихами нашего современника В. Леушкина. (СЛАЙД 19)

Давайте вместе – без “ура”,
Без истерических упреков…
Заглянем, братья, во вчера
В тьму исторических уроков!
И освещая лица лет,
Посмотрим им в глаза, как в бездну.
Да, это больно, но полезно,
Нам, убегающим от бед.
А после сядем у огня
И помолчим, кто сколько сможет.
Покуда век еще не прожит,
Воспрянем, дух Руси храня

Звучит последний куплет песни «Россия» (Стас Михайлов)

Легко ли ответить на вопрос, что такое любовь к Родине? Конечно, это чувство, которое присуще, думается, всем людям. Но какой смысл вкладывается в это понятие?

Мне кажется, эти слова можно пон6имать очень по-разному.

Первое понимание, наверное, это самое простое, природное чувство, с которым мы относимся к тому месту, где мы появились на свет, где прошло наше детство, где мы впервые осознали себя. Этот уголок страны часто называют «малой родиной», он дорог любому человеку, как милы любому из нас воспоминания детства. Здесь находится любимая речка, в которой купался, любимые деревья, на которые взбирался, лес, в котором собирал грибы. Здесь впервые забилось сердце, восхищенное красотой рассвета или заката, цветущего луга или штормового моря. Это чувство самое первое и простое, присущее от природы любому человеку.

Но человек растет, делается взрослее, многие вещи он начинает понимать глубже, чем прежде. Сейчас я все чаще задумываюсь о том, что такое Родина. Любовь к Отечеству называют святой, но что понимать под этом словом? Отечество – страна отцов. То место, где жили твои предки, где твои воспоминания, где родные могилы. Здесь твоя история, твои корни.

Человек, который не знает своей истории – это несчастный человек, ведь он словно сирота. Как жить, если нечем гордиться, если нет опоры в прошлом, нет корней? Однако нередко можно встретить таких людей, для которых все эти вещи ничего не значат.

Например, в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» один из самых жутких эпизодов – это сцена на кладбище, когда старухи и Богодул пытаются защитить могилы от мужиков, пришедших сносить надгробия. Дарья и другие женщины понапрасну объясняют рабочим «санитарной бригады», что нельзя заниматься таким делом, что это грех. Мужчины просто не понимают, о чем идет речь. Для них могилы – это только камни с надписью, ничего больше.

Так и Петруха, великовозрастный бездельник, лишенный моральной разборчивости и, как выясняется, любви как к матери, так и к родному дому, поджигает собственную избу. Автор уверен, что равнодушие к родине, к корням присуще бывает нравственно недоразвитым людям, способным, по сути, на что угодно. Такие моральные недоросли ходят по нашим улицам, щеголяя свастикой и покрикивая «Хайль!», словно это не их родную землю рвали фашистские снаряды.

Незнание истории часто приводит к равнодушию и к своим предкам, и к родителям, и к родной культуре. Очень легко огульно порицать все, что свято для сердца любого русского, если для тебя это просто пустой звук, тебе что Александр Невский, что Сергий Радонежский – всё это просто скучные древние люди! Людей «без корней» неслучайно в народе презрительно зовут «Иванами, не помнящими родства».

Любовь к Родине немыслима без любви к родной истории и культуре, к родному языку. Только сохраняя родные традиции, народ может сохранить самобытность и свободу. Мы слишком много подражаем дурным примерам из-за рубежа, употребляем иноязычные слова и сленг, смотрим иностранные мультфильмы и слушаем западную попсу. Если так пойдет и дальше, мы вскоре станем неотличимы от миллионов безликих людей, которых можно встретить в любом государстве.

Похожие материалы.

Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Любовь к Родине возрождается в нас постепенно, ещё в детстве нас захватывали впечатления окружающей нас природы. Ведь всё начиналось с тонкой травинки, с россыпи цветов на полянке, всё начиналось с осознания красоты нашей великой и прекрасной Родины. С каждым днём мы познавали, что-то новое и вдыхали вместе с воздухом частичку нашего маленького мира по имени - Родина.

Родина - это в первую очередь место, где ты родился и сказал первое слово, место где обрёл новых друзей и влюбился, то место, с которым тебя связывают прекрасные и незабываемые воспоминания.

Поэты часто описывают свою любовь и отношение к Родине и призывают всех патриотически относиться к Родине. Так например Сергей Александрович Есенин часто затрагивает тему любви к Родине и в его поэме "Русь" он говорит о том, что истинный патриот ни за что не променяет свою Отчизну.

А в своём стихотворении " Грешить бесстыдно, непробудно" Александр Александрович Блок описывает повседневность и глупость Российского общественного строя.

Но не смотря на это он любит свою Родину: " Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне". Своим стихотворением автор призывает любить свою Родину, несмотря на все беды и трудности. Его стихотворение- бескорыстная любовь к Отчизне.

Родина держится на народе, который верит в неё и искренне любит. Родина - это тот уголок, который мы стремимся защитить. Это место, в которое нас тянет, в дали от которого тяжело. Родина - это место, в которое мы возвращаемся с радостью и гордостью. И пока мы будем гордиться нашей Родиной, она будет нашим родным домом.

Любовь к Родине сочинение

План

1. Что такое Родина?

2. Моя Родина - Россия.

3. Что значит «любить Родину»

Наверно, каждый человек в своей жизни хоть однажды задумывался, что означает для него слово «Родина» и что значит любить ее. Я, например, сразу представляю свое родное село, где родилась и живу. Это мой любимый дворик с качелями, которые для меня сделал папа и клумбами, где мы с мамой выращиваем цветы. Это цветущие рябина и яблони в нашем дворе. Это солнечное лето, каникулы, когда просыпаешься под крик петуха за окном и запах оладушков, которые мне печет на завтрак мама. Без наших соседей я тоже не представляю свою малую Родину. А еще это моя школа, мои друзья и футбольная поляна за домом. Когда я окончу школу, возможно, мне придется покинуть мой отчий домик, но я знаю, что сюда я смогу вернуться всегда и в горе и радости к моим любимым родителям. Пусть они живут долго-долго!

Любовь к малой Родине зарождается в сердце каждого человека еще в раннем детстве и живет с ним на протяжении всей его жизни. Я люблю свое село и очень переживаю, что молодежь уезжает из него в поисках лучшей жизни, а старые люди постепенно умирают. От этого становится очень грустно.

Но есть у нас - русских людей - еще Родина, одна на всех. Это наша замечательная страна Россия. Я, думаю, любовь к Родине, к России неосознанно всегда в сердце каждого из нас. И проявляется и в горький, и в радостный для страны час. Как это произошло в 1941 году, когда весь народ, от мала до велика, встал на защиту любимой страны от фашистов. И не жалел своей жизни ради победы. Это ликование народа, когда первым человеком в космосе стал русский парень Юрий Гагарин. Что это, как ни любовь к Родине? А присоединение Крыма к России! Столько радости и счастья было в глазах людей, которые вернулись на сою историческую родину. Русскому народу есть чем гордиться. Это знаменитые на весь мир поэты и писатели, художники, композиторы, ученые. Это русский фольклор и народные промыслы, как например хохлома и гжель, известные далеко за пределами нашей страны. Это наши природные богатства.

Но любить Родину, это значит не просто молча любоваться её богатствами и красотой. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны надо изучать её историю, знать и любить русский язык, с уважением относиться к государственным символам страны, соблюдать её законы. А еще это значит, что каждый из нас должен делать для своей страны что-то полезное, например, заботиться о мире, как это делает наш президент. Мы пока еще школьники, но в наших силах хорошо учиться, приобрести нужную для народа профессию, создать семью, родить детей и воспитать их честными и порядочными. Кроме того, мы - дети, можем уже сейчас заботиться об экологии - не бросать мусор, соблюдать противопожарную безопасность, беречь чистую воду. А еще мы можем помогать всем тем, кто слабее, кому плохо и нужна помощь.