Портрет- зеркало души. паспорт проектной работы тема: «портрет –зеркало души

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Участники проекта: Дети подготовительной группы компенсирующего назначения (ОНР).

Цель: Познакомить детей с портретной живописью Задачи: Формировать у детей интерес к живописному портрету и такому его жанру, как автопортрет. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ. Познакомить с некоторыми средствами выразительности портрета: рисунок, колорит, композиция. Обучить детей техническим приёмам изображения портрета. Обогащать детско – родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми. Развивать творческое воображение детей. Стимулировать творчество детей к импровизации с различными материалами.

Проблема: Поможем Незнайке научиться рисовать портрет Предполагаемый результат: Создание альбома «Давайте познакомимся» * Выставка «Необычный портрет»

Алгоритм осуществления проекта: Подготовительный этап Подбор наглядного иллюстративного материала; Взаимодействие с семьёй – выполнение совместных творческих заданий «Необычный портрет» (из разных материалов).

Мероприятия: Основной этап:

Постановка проблемы – чтение рассказа Н.Носова «Как Незнайка был художником»

Художественный салон: Знакомство с портретом

Просмотр мультимедийных презентаций: * «Если видишь на картине…» * «Виды портретов»

Развлечение «Давайте поиграем» (с использованием художественно-развивающих игр) «Фоторобот»

«Узнай портрет по пиктограмме»

«Кто быстрее определит настроение героя»

Фотовыставка «Смотрите, это я»

« В мастерской художника» (учимся рисовать автопортрет)

Создание альбома «Давайте познакомимся»

Домашнее задание: «Необычный автопортрет» и Презентация автопортретов

Автопортрет Жени Сорокина (выполнен с помощью мукосоли)

Автопортрет Джавы Аншукова (выполнен с помощью гороха и пластилина)

Автопортрет Сережи Недоступова (выполнен с помощью пластилина)

Автопортрет Дениса Капустина (выполнен с помощью аппликации)

Автопортрет Владика Кулешова (выполнен с помощью простого карандаша)

Автопортрет Сёмы Журавлёва (выполнен в технике граттаж)

Автопортрет Ромы Сенчукова (выполнен с помощью мятой бумаги)

Автопортрет Сони Сынковой (выполнен с помощью акварели)

Автопортрет Кати Пахарь (выполнен с помощью пластилина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту "Портрет Дюймовочки"

Презентация к конспекту "Портрет Дюймовочки". Интеграция образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Художествееное творчество"Для подготовительной к школе группы....

Презентация "Жанры живописи.Портрет."

В доступной форме знакомим дошкольников с жанрами живописи,подробно рассказываем о жанре портрет....


Паспорт проектной работы Тема: «Портрет –зеркало души. Руководитель и консультант проекта – Малинина Галина Павловна, учитель технологии МБОУ СОШ 10 Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: ИЗО Учебные дисциплины близкие, к теме проекта: история, литература, искусство, МХК. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: лет Авторы проекта: Ученица 6 класса Абашина Светлана, учащиеся 7 класса Дзюба Мария, Пожарова Алина. Тип проекта: творческий Продукт проекта: написание портретов ученицей 6 класса МБОУ СОШ 10 Абашиной Светланой.


Познакомиться с историей возникновения портрета Познакомиться с историей возникновения портрета Сформировать свое отношение к портрету Сформировать свое отношение к портрету Формировать отношение к увиденному Формировать отношение к увиденному проанализировать литературу по данной теме определить основные этапы работы над портретом Теоретический экспериментальный


Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного. Портре́т (фр. Portrait) изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии). Портре́т (фр. Portrait) изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии).фр.живописи графики гравюры скульптуры фотографии полиграфии фр.живописи графики гравюры скульптуры фотографии полиграфии




Виды портрета Автопортрет Автопортрет Портрет – картина, жанровый портрет Портрет – картина, жанровый портрет Парадный портрет Парадный портрет Камерный (психологический портрет) Камерный (психологический портрет) Семейный портрет Семейный портрет Исторический портрет Исторический портрет ВИДЫ ИСКУССТВ: ВИДЫ ИСКУССТВ: живопись, графика, скульптура живопись, графика, скульптура


Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно- магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей- фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.). Обыкновенные люди увековечивались в виде небольших скульптур. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно- магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей- фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.). Обыкновенные люди увековечивались в виде небольших скульптур.


Без всякого сомнения, ее можно назвать одной из самых известных женщин древности, воплотившей в своем нетленном образе идеалы женственности. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками, вновь "царствует" в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты. Ее звали Нефертити.


Фаюмские портреты созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте IIII веков н. э Они представляли собой надгробные изображения, выполненные в технике энкаустики энкаустики погребальные портреты Римском Египте IIII веков н. ээнкаустики погребальные портреты Римском Египте IIII веков н. э


ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).




Западная Европа Рембрандт 1654 Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк и испанский художник Диего де Сильва Веласкес.


Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа. Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма, который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова Ивана Петровича Аргунова ШереметеваМосковской губернии классицизма Ивана Петровича Аргунова ШереметеваМосковской губернии классицизма


Боровиковский Владимир Лукич Боровиковский Владимир Лукич Портрет М.И.Лопухиной 1797 Боровиковский Владимир Лукич. Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать


Николай Заболоцкий ПОРТРЕТ Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.


Крамской И. «Христос в пустыне» "На сорок дней и ночей Христос удалился в пустыню от людей, от суеты мира с тем, чтобы в одиночестве и молчании подготовить себя для своего последнего Крестного пути -- собственным страданием искупить грехи людей. "На сорок дней и ночей Христос удалился в пустыню от людей, от суеты мира с тем, чтобы в одиночестве и молчании подготовить себя для своего последнего Крестного пути -- собственным страданием искупить грехи людей. Так повествует Евангелие. Картину "Христос в пустыне" И.Н.Крамской считал главным своим произведением. Так повествует Евангелие. Картину "Христос в пустыне" И.Н.Крамской считал главным своим произведением. Он поставил перед собой "дерзкую" задачу -- переосмыслить традиционное воззрение на образ Христа. "Это моя первая вещь. которую я работал серьезно, писал слезами и кровью... Она глубоко выстрадана"". Он поставил перед собой "дерзкую" задачу -- переосмыслить традиционное воззрение на образ Христа. "Это моя первая вещь. которую я работал серьезно, писал слезами и кровью... Она глубоко выстрадана"".


Вывод: «В хорошем портрете, написанном талантливым художником, можно увидеть лик эпохи». Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью. Однако художник передаёт не только внешний облик портретируемого, но и его индивидуальность, а также типичные черты, отражающие определённую социальную среду и эпоху. Портретист проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства и взгляды на мир. Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью. Однако художник передаёт не только внешний облик портретируемого, но и его индивидуальность, а также типичные черты, отражающие определённую социальную среду и эпоху. Портретист проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства и взгляды на мир.


«Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком» «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком» Латур Латур

Портреты

Слайдов: 13 Слов: 31 Звуков: 0 Эффектов: 2

Виктор Астафьев. Борис Валентинович Ширшов. Евгений Андреевич Пермяк. Лев Иванович Кузьмин. Бианки Виталий Валентинович. Валентина Телегина. Тумбасов Анатолий Николаевич. Трутнева Евгения Фёдоровна. Лев Иванович Давыдычев. Ирина Петровна Христолюбова. Домнин Алексей Михайлович. Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Владимир Иванович Воробьёв. - Портрет.ppt

Портрет ИЗО

Слайдов: 14 Слов: 626 Звуков: 0 Эффектов: 0

Характерный портрет. Урок изобразительного искусства 6 класс. Давайте вспомним, что такое портрет? Джоконда Леонардо да Винчи. Особенно интересны портреты известных исторических личностей. Диего Веласкес – Портрет Папы Иннокентия Х. Карл Брюллов - И. Крылова. Валентин Серов – портрет Мусоргского. Василий Суриков – этюд к картине Боярыня Морозова. Уильям Хогарт – Девушка с креветками. Посмотрите, как с помощью цвета передаем выразительность глаза человека. Посмотрим, как нарисовали портрет другие ребята. Нарисовать портрет человека, который вам дорог, симпатичен, близок… - Портрет изо.ppt

Жанр портрет

Слайдов: 18 Слов: 458 Звуков: 0 Эффектов: 0

Образ человека – главная тема искусства. А. С. Пушкин. Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется портретом. Портрет (от лат.) – «извлечение сущности». Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Из истории возникновения портрета. Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции. Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет – камерному. И. Н. Крамской «Мина Моисеев». - Жанр портрет.pptx

Портрет человека

Слайдов: 19 Слов: 402 Звуков: 0 Эффектов: 68

Портрет. Художественное изображение человека. Поясной портрет. Погрудный портрет. Портрет в рост. Характер портрета. Автопортрет. Групповой портрет. Семейный портрет. Дорогой человек. Античное искусство. Уголки губ. Спокойствие. Попробуйте и вы. Портрет мамы. Нарисовала подругу. Рисуем портрет. - Портрет человека.ppt

«Портрет» 6 класс

Слайдов: 17 Слов: 397 Звуков: 0 Эффектов: 95

Портрет в изобразительном искусстве. Академия художеств. Знаменитые портреты великих художников. Определите вид портрета. Можно ли передать внутренний мир человека, его настроение. Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Владимир Лукич Боровиковский. В.Л. Боровиковский. В.Л. Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной». Валентин Серов. «Портрет Юсупова». В. Серов. Выражение лица. - «Портрет» 6 класс.ppt

Искусство портрета

Слайдов: 41 Слов: 1373 Звуков: 1 Эффектов: 41

Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку. Развивать умение вести диалог с произведениями искусства. Воспитание патриотического отношения к Родине. Портрет. (От франц. – Изображать, передавать «черта в черту»). или группы людей, Реально существующих, либо существовавших в прошлом. Основные принципы развития портретного жанра. История портрета. Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. Самый древний портрет. Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. - Искусство портрета.pptx

Портрет в живописи

Слайдов: 14 Слов: 1613 Звуков: 0 Эффектов: 0

Портрет. Средний Возраст. «Подлинную красоту воспринимает только чистая прекрасная душа. Душа ребенка… Прекрасное не терпит лжи. Портретная живопись является самым сложным в изобразительном искусстве. Главное в портрете – лицо, в частности глаза и губы. О ком рассказывает портрет. Развивать воображение и образное мышление. Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной). Обогащать словарь детей эстетическими терминами, образными выражениями. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов. - Портрет в живописи.ppt

Виды портретов

Слайдов: 12 Слов: 300 Звуков: 0 Эффектов: 67

Виды портрета человека. Виды портрета. Парадный портрет. Камерный портрет. Социальный портрет. Психологический портрет. Портреты различаются по формату. Портреты различаются по формату (скульптурные). Пропорции изображения головы человека. Проверь себя. - Виды портретов.ppt

Разновидности портретов

Слайдов: 29 Слов: 1050 Звуков: 0 Эффектов: 39

Портрет- зеркало души. Отношение к портрету. Великие умы человечества. Разновидности портрета. Виды портрета. Из истории развития портретного жанра. Древний Египет. Идеалы женственности. Фаюмские портреты. Древняя Греция. Римский скульптурный портрет. Леонардо да Винчи. Западная Европа. Россия. Портрет неизвестной крестьянки. Боровиковский Владимир Лукич. Николай Заболоцкий. Христос в пустыне. Михаил врубель. Сходство изображения с моделью. Черты. Наблюдательный глаз художника-портретиста. Подготовительный рисунок. Лица. Пастель. - Разновидности портретов.pptx

Парадный портрет

Слайдов: 19 Слов: 379 Звуков: 0 Эффектов: 0

Что такое «парадный портрет». Что мы хотим выяснить. Наши предположения. Гипотеза. Что означает понятие «парадный портрет». План наших действий. Что удалось выяснить. Изображение людей в картинах художников 18 века. Иван Петрович Аргунов. Картины В.Л.Боровиковского. Портрет Д.Г. Левицкого. Портрет Е.А. Нарышкиной. Портрет торжковской крестьянки Христиньи. Картины А.П.Антропова. Кто рисовал портреты знатных людей. Портрет был достоянием в основном придворных кругов. Портрет Екатерины второй. Картины Д.Г. Левицкого. Искусство портрета. - Парадный портрет.ppt

Фаюмский портрет

Слайдов: 20 Слов: 363 Звуков: 0 Эффектов: 84

Фаюмский портрет. ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Такое название портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в селении Эр-Рубайят близ Фаюма (Средний Египет) в 80-х годах XIX в.. Изображения представляют собой портреты жителей римского Египта I-IV веков н.э.- египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Название «Фаюм»происходит от египетского «Па-Йом», что значит «море». В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов». Раньше египтяне сохраняли своих умерших, помещая мумии в деревянные или оштукатуренные гробы, большей частью оканчивающихся скульптурной портретной маской. - Фаюмский портрет.ppt

Портрет автора

Слайдов: 9 Слов: 193 Звуков: 0 Эффектов: 4

Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора. А. Моруа. И. Репин Толстой за работой. Толстой на пашне Толстой на покосе. Дагерротипные портреты Л. Толстого. 1849 г. 1851 г. 1856 г. Ермонтов в детстве. И. Крамской И. Репин. Н. Ге. Б.М. Кустодиев Ю.П. Анненков Портрет Е. Замятина Портрет Е. Замятина. К. Сомов А. Блок 1907 г. Я сам, позорный и продажный, С кругами синими у глаз… Иннокентий Анненский. - Портрет автора.ppt

Изображение головы человека

Слайдов: 11 Слов: 286 Звуков: 0 Эффектов: 44

Какие бывают портреты? Какие бывают лица? Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобье ликующих песен. Н. Заболоцкий. Цели урока: Лицо и эмоции человека. Пропорции лица человека. Рисунок головы человека. Изображение черт лица. Изображение черт лица человека. - Изображение головы человека.ppt

Художники-портретисты

Слайдов: 15 Слов: 1058 Звуков: 0 Эффектов: 14

Портрет. Цели и задачи. Что такое портрет. Портрет есть во всех видах изо искусства. Русские художники-портретисты. Левицкий Д.Г.(1735-1822). Григорий Кириллович. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский живописец. Тропинин Василий Андреевич. Кипренский Орест Адамович. Брюллов Карл Павлович. Репин Илья Ефимович. Крамской И.Н. Серов Валентин Александрович. Скульптурный портрет. -

Изобразительное искусство,1-4 класс

Краткая аннотация проекта

Мона Лиза, Леонардо да Винчи (1503г)

Наш проект о портрете в изобразительном искусстве. Портрет - это вид изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей - внешне индивидуально сходное отображение человека на холсте или бумаге, с целью его представления окружающим, показывая характер, внутренний мир, жизненные ценности изображенного.

Это один из самых распространенных жанров в живописи. Этот жанр изобразительного искусства очень персонализирован, почему и интересен обществу в целом и отдельному человеку в частности. Мы привыкли к фотографиям, и к их легкой доступности в мировой паутине, но истинный портрет – это не только результат, который мы видим на холсте. Это большая трудоемкая работа, проведенная художником и моделью. Это интерпретация человека, не всем доступная и эксклюзивная, элитарная, чем, безусловно, привлекательна и ценна.

К портретной живописи обращались многие знаменитые мастера, в том числе Боттичелли, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Величайшим произведением мирового искусства стал знаменитый шедевр Леонардо - портрет "Мона Лиза" ("Джоконда", 1503г), в котором многие портретисты последующих поколений видели образец для подражания.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какую роль изобразительное искусство играет в жизни человека?

Проблемные вопросы

В чем заключается уникальность портретной живописи?

Какую идею несет в себе портрет?

В чем заключается историческое значение портрета в изобразительном искусстве?

Учебные вопросы

Что подразумевается под термином «портрет»?

Кто стал основоположником портрета?

Каковы основные признаки портрета?

Назовите жанры портретной живописи?

В каких странах появились первые портреты?

Назовите знаменитых портретистов эпохи Возрождения?

План проведения проекта

Визитная карточка проекта

Публикация преподавателя


Социальный портрет нашего сверстника


Руководитель: Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания, МКОУ «Унъюганская СОШ №1», п. Унъюган, ХМАО-Югра
Участники проекта: Косянок Тамара, Ермаченко Анастасия, ученицы 8 б класса, МКОУ «Унъюганская СОШ №1», п. Унъюган, ХМАО-Югра
Назначение: исследовательский проект может быть интересен учителям обществознания, социальным работникам, психологам,подросткам.
Описание: Социологическое исследование подростков проходило на базе МКОУ «Унъюганская СОШ №1» с 16 января 2016 года по 16 мая 2016 года. В исследовании приняло участие 50 учащихся 7 – 8 классов. Возраст участников: от 12 до 14 лет.
Титульный лист
Оглавление
Введение.
I. Основная часть.
1. Кого считать подростком.
2. Социально-психологические характеристики подросткового возраста.
3. Основные параметры характеристики современного подростка
4. Планирование организация и анализ исследования по выявлению основных параметров характеристики моего сверстника подросткового возраста.
5. Составление социального портрета нашего сверстника.
II. Выводы.
III. Заключение.
IV. Приложение
Литература

«Как уникален мир подростка:
Грядущих образов наброски,
Огонь и лёд там, чёт и нечет,
А во главе «Бунтарь» перечит!»

Постановка проблемы
Сверстники – это ребята, которым примерно столько же лет, сколько и нам. Сверстники могут жить в других городах, в странах, поселках, деревнях. Сверстники, как и мы, растут, набираются знаний, взрослеют, узнают жизнь. Сверстники, как и мы, размышляют о себе и других, оценивают добро и зло, учатся жить среди людей. Каков же он, современный сверстник, каковы его интересы и занятия?


Актуальность исследования: В ХМАО - Югре 2016 год объявлен Годом детства. Безусловно, главными жителями нашего округа являются дети, для них в регионе строят современные детские сады, школы, спорткомплексы, центры дополнительного образования, красивые площадки во дворах. 2016 год – это год мобилизации всех сил и ресурсов для воспитания здорового, умного, всесторонне развитого поколения новых югорчан. А подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. И для того чтобы предъявить требования к подростку без риска, нужно знать физиологические и психологические особенности подростка, закономерности их развития, объективные трудности, с которыми сталкивается подросток в ходе взросления.


Цель: создание социального портрета современного сверстника в результате исследования социально-психологических особенностей подростков.
Основная идея исследования: выяснить те ценности, которые являются первичными для сверстников.
Гипотеза исследования: если мы выясним мнение сверстников о жизни в семье, об их интересах и увлечениях, о ценностях, которые являются для них первичными, то сможем составить портрет современного сверстника.
Объект исследования: подростковый возраст
Предмет исследования: социально – психологические особенности современного подростка
Задачи:
1. Изучить и описать социально психологические особенности современных подростков и закономерности их развития.
2. Дать общую характеристику подросткового возраста как наиболее сложного этапа в развитии ребенка.
3. Составить анкету для диагностики социально-психологических особенностей современного подростка.
4. Выявить отношение учащихся средних классов к учебному процессу в школе и основные формы досуговой деятельности учащихся.
5. Сравнить, обобщить все полученные результаты и составить социальный портрет сверстника.
В качестве методов исследования применялись: анализ научной литературы по проблемам и особенностям подросткового возраста, наблюдения за поведением подростков в различных жизненных ситуациях, анкетирование учащихся для диагностики социально – психологических особенностей современных подростков.
Исследование проводилось в период с 16 февраля 2016 года по 16 мая 2016 года.
Результаты работы: полученные результаты были представлены в виде памяток с рекомендациями для родителей, педагогов, буклет «Переходной возраст» для родителей.
Практическая значимость работы состоит в анализе основных особенностей и проблем современного подростка, на основе которого и получится социальный портрет нашего сверстника.


I. Основная часть.
Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Это переходный период из мира детства во взрослый мир. Подростковый возраст можно представить в виде моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: задержаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся.
1. Кого считать подростком?
В толковом словаре С.И. Ожегова: «Подросток – мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству»
В психологии и педагогике принято подростком называть детей в возрасте от 10 до 15 лет.
Из психологической энциклопедии мы узнали, что: «Подросток - несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов».
С юридической точки зрения подросток относится к категории несовершеннолетних.
Современных подростков всё чаще называют «тинейджерами», а в США и Англии подростков нередко называют просто «тинами».
Почему именно «тинейджерами»? Слово «тинейджер» состоит из двух частей: «teen» - окончание у всех числительных от 13 до 19, и «ager» - причастность к определенному возрасту. Значит, «тинэйджер» – это человек возраста от 13 до 19,то есть подросток.
Для подростка характерно: интеллектуальное формирование мировоззрения, нравственной сферы личности, убеждений и идеалов человека, профессионального самоопределения.
Таким образом, вопрос о том, кого считать подростком, зависит не только от возраста, но и от формирования мировоззрения, и от культурных особенностей и национальных традиций семьи ребенка.


2. Социально-психологические особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст - период жизни человека от детства к юности.
По возрасту подростков делят: на младших, средних и старших подростков. Младший подростковый возраст 10-13 лет, средний подростковый возраст 13-15 лет, старший подростковый возраст 15-18 лет.
Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста - открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста - любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста - личностное самоопределение.
Ученые утверждают, что подростковый период - это испытание, данное каждому человеку, потому что это время: формирования жизненного опыта; совершения ошибок, глупостей; решения мучительных вопросов; давления определенных социальных правил; повышенной конфликтности. Подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Его традиционно называют опасным, переходным, трудным, переломным, критическим возрастом.
Можно выделить три группы причин делающих его таким: физиологические, психологические и социально – психологические.


Физиологические причины трудностей.
В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено, подростки часто жалуются на головную боль, быструю утомляемость. Возрастает контроль над инстинктом, эмоциями. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, характерна повышенная возбудимость. В связи с физиологическими особенностями, развитие девочки - подростки выглядят старше своих сверстников.


Психологические особенности подросткового возраста, которые получили название «подросткового комплекса».
К ним относятся:
- чувствительность к оценке своей внешности;
- крайняя самонадеянность и категоричность суждения в отношении окружающих;
- внимательность к близким и одновременно поразительная чёрствость к ним;
- болезненная застенчивость соседствует с развязностью, а желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью;
- борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами уживается с обожествлением случайных кумиров.


Социально-психологические причины трудностей.
Основными социально-психологическими особенностями являются: чувство взрослости, стремление к самостоятельности, независимости от взрослых; ориентация на группу сверстников; интерес к самому себе, к самопознанию; стремление к самоутверждению; эмоциональная нестабильность; формирование нравственных идеалов и мировоззрения; стремление не только больше знать, но и больше уметь; формирование самосознания и «я - концепции».
С точки зрения социальной психологии социализация – это становление человека в обществе, вхождение его в социальную среду, усвоение им социальных норм и понятий.
Социализация подростков в любом обществе протекает в различных условиях. Для условий социализации характерно наличие тех или иных опасностей, которые оказывают негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые категории подростков, которые становятся жертвами неблагоприятных условий социализации.
Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как реальные, потенциальные и латентные, которые представлены различными типами-категориями людей.
Реальными жертвами являются: инвалиды, подростки с психосоматическими дефектами и отклонениями, сироты и ряд категорий детей находящихся на попечении государства или общественных организаций.
Потенциальными жертвами можно считать подростков с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера, подростков родившихся в семьях с низким, экономическим, моральным, образовательным уровнями.
Латентными жертвами можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки.
Таким образом, подростковый возраст – это время бурного развития и перестройки организма, это годы критики и самокритики, формирование самооценки и самосознания.


3. Основные параметры характеристики современного подростка.
Кто же такие современные подростки?
Современные подростки - это поколение молодых людей, родившиеся в информационном обществе. Они связаны между собой благодаря таким вещам, как интернет, мобильные телефоны, СМС. Это - «цифровое» поколение», представителям которого легче установить контакт с компьютером, чем друг с другом. Растущие в сети интернета, они привыкают к тому, что их желания в виртуальной реальности всегда исполняются, но не понимают, чтобы чего – то добиться в реальной жизни, недостаточно просто нажать на кнопку. Развитие цифровых технологий сделало современных подростков зависимыми от сетевой информации, именно она придаёт им уверенность в своих взглядах, которые не всегда правильны.
Как утверждают психологи, современные подростки нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах – поверхностностью. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.
Они ценят честность и откровенность. Многие живут в Сети и в придуманных мирах, но пишут правдиво и откровенно. Они очень открыты и это часто шокирует людей старшего возраста.
Современные подростки - поколение next, отличительной чертой которого является, прежде всего, глубокая вовлеченность в цифровые технологии: смартфоны, планшетные компьютеры, ноутбуки. Они испытывают трудности межличностного контакта, так как они чаще общаются с друзьями по телефону, Интернету, Skype. Кроме того, им присущи элементы прагматизма, зачастую они циничны, агрессивны.
Со стороны поколение next выглядит иначе. Они взрослеют быстрее своих сверстников конца 80-х. Если ранее молодые люди выбирали свой жизненный путь к 17-18 годам, то у нынешних 14-15-летних уже сформировано представление о своем будущем..
У современных подростков обостряется конфликт отцов и детей, но в то же самое время они ждут, что родители будут решать их проблемы, на них они возлагают моральную ответственность за собственные проблемы: это родители им не дали, не устроили, не научили. Семейный круг, встречи родных не очень их интересуют. Для них достаточно общения по Skype.

Именно к такому поведению современных подростков подталкивает современный образ жизни. Происходит размывание жизненных принципов и ориентиров. Это зависит от следующих причин:
- быстрое изменение жизни (стиль жизни устаревает);
- жизненные принципы старших становятся неактуальны;
- перегруженность.
Казалось, человек приобрёл больше свободы, но не знает, что с ней делать, этой свободой. Как лучше жить, к чему стремиться, как распорядиться своей жизнью правильно?
А какие ценности у современного подростка?
Из проведённого анкетирования для определения ценностей в жизни у современного подростка можно сделать аналогичный вывод.
Ценности здоровья для современных подростков более актуальны. Для поддержания здоровья при современном образе жизни нужно прикладывать больше усилий. Семья в глазах современных подростков оказывается менее важной, чем карьера и благосостояние. Духовная группа ценностей для значительной части современных подростков обесценивается.
Вывод.
Таким образом, у современного подростка другие навыки и другое отношение к жизни. Они лучше своих родителей умеют ориентироваться в информации, более свободно чувствуют себя в мире. Да, им нужно дорасти еще до понимания взрослой жизни. В любом случае лет через десять наше нынешнее поколение next станет переделывать мир. Каким он будет? Посмотрим.


4. Планирование и организация социологического исследования по выявлению основных параметров характеристики современного подростка.
Социологическое исследование подростков проходило на базе МКОУ «Унъюганская СОШ №1» с 16 января 2016 года по 16 мая 2016 года. В исследовании приняло участие 50 учащихся 7 – 8 классов. Возраст участников: от 12 до 14 лет.
Цель исследования: создание социального портрета моего современного сверстника.
Задачи:
1) провести анкетирование по выявлению основных параметров характеристики современного подростка:
2) проанализировать полученные данные.
Социальное исследование проводилось в 3 этапа:
1. Планирование и организация исследования
2. Анализ результатов и выводы
3. Составление социального портрета нашего сверстника.
Для проведения исследования мы использовали анкету, которая позволила охарактеризовать как социально-психологические особенности, так и социальные проблемы с какими сталкиваются современные подростки.
На основе анализа данных полученных в ходе анкетирования мы пришли к следующим выводам.
Главным для многих подростков становится не учёба (45%), а возможность общаться с друзьями (55%).
Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и другое место, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.
На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей (52%)
Учитель и родители для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников (48%). Отсюда следует, что подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности взрослых.


Для современных подростков характерна разбросанность интересов. В старших классах интерес всё больше перемещается с учебных предметов (36%) в другую среду вне школьной деятельности (64%). Активно формируются не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные. Интерес к урокам снижается, успеваемость падает. Главным для многих подростков становится не семейные традиции (21%), а возможность общения с друзьями (79%).
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку.
Соглашусь с мнением взрослых, даже если у меня другое мнение (48%) , а 52% подростков выскажут своё мнение, так как уже считают себя достаточно взрослыми (52%).
Большинство подростков считает необходимым для себя вести здоровый образ жизни(62%).
В свободное от уроков время подростки любят:
проводить с друзьями на улице –52 %,
участвовать в вечерах и дискотеках - 13 %,
заниматься в спортивных секциях и кружках - 34 %.


Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован.
В ходе исследования мы убедились в том, что специальные изучения социальных особенностей современных подростков помогает лучше понять их проблемы.
Вывод
Таким образом, для современных подростков характерна разбросанность интересов. Активнее формируются не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные. Интерес к урокам снижается, успеваемость падает. В свободное от уроков время многие подростки любят проводить с друзьями на улице, участвовать в вечерах и дискотеках, заниматься в спортивных секциях и кружках, но не малая часть тех подростков, которые предпочитают компьютерные игры, просмотр передач по телевизору. При решении жизненных проблем подростки рассчитывают больше на друзей, чем на родителей, учителей.
Анализируя полученные данные, я составила социальный портрет своего современного сверстника.
5. Составление социального портрета сверстника.
Социальный портрет нашего сверстника.
Наш сверстник - это современный подросток, рождённый в информационном обществе, представитель поколения next, ученик средней школы 13-14 лет, небольшого роста (147см), со средним весом – 40-50 кг. Не представляет себе жизни без мобильного телефона, смартфона, компьютера, планшета, их он предпочитает книгам. Может сутками сидеть в социальных сетях. Играет в онлайновые игры, пишет о своей жизни в блогах правдиво и откровенно, общается с друзьями, родственниками в виртуальном пространстве. Не очень любит совершать поездки и выходить из дома, предпочитая виртуальные путешествия. Мало обращается к родителям и учителям за помощью. Всезнающим авторитетом для него стал интернет. Из него он берёт образцы того, как нужно одеваться, что есть, как себя вести, как вообще «правильно жить». Любит отстаивать свою точку зрения, даже если она не верная.
Ведёт здоровый образ жизни, занимается спортом и не имеет таких вредных привычек как алкоголь и курение. Следит за своей внешностью. Он аккуратный, весёлый, добрый, надёжный, романтичный, смелый, энергичный. Любит заниматься в спортивных, технических, художественных кружках. Познавательные интересы ставит на второй план. Теряет интерес к урокам, успеваемость снижается.
Тем не менее, мой сверстник отличается большой информированностью, целеустремленностью, осознаёт необходимость получения образования. Он признаёт трудности современной подростковой жизни. При решении жизненных проблем рассчитывает, прежде всего, на себя и друзей. Считает, что если в обществе отсутствует порядок, то лично ему будет сложно добиться значимых жизненных целей.
Вот такой он мой современный сверстник.


Письмо с рекомендациями для нашего сверстника.
Здравствуй, наш сверстник!
Я хочу, чтобы ты…
1. Несмотря на присутствие в современной жизни компьютеров и сотовых телефонов, не забывал о чтении книг. Именно благодаря чтению художественной и научно - популярной литературы у человека развиваются речь, память, внимание, мышление. Читающий человек лучше адаптируется в обществе. Без труда сможет объяснить и понять других людей.
2. Обязательно помогай родителям. Труд облагораживает человека Совместные семейные дела, обязанности сплачивают семью, делают её крепче.
3. Общайся с родителями, родственниками, друзьями, одноклассниками, сверстниками. Говорят, что одинокие люди чаще болеют и раньше умирают. Люди, у которых нет друзей, часто испытывают стресс, депрессии и обычно менее активны физически.
4. Люби жизнь! Не позволяй себе нервничать из-за всякой ерунды. Не воспринимай всё слишком серьёзно. Улыбайся, люби себя и других и всегда смотри на светлую сторону происходящего!
Удачи тебе!
Спасибо за внимание!


ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ»

Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или то душевное внимание, душевная близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым. Предлагаю родителям ответить на вопросы психологического теста.
Выберите один из ответов «да», «иногда», или « нет» и запишите в скобках.
1.Говорят ли с вами дети «по душам»?()
2. Интересуются ли они вашей работой?()
3. Знаете ли вы друзей ваших детей?()
4. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?()
5. Проверяете ли вы, как они учат уроки?()
6. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?()
7. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?()
8. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? А телевизионные передачи и фильмы?()
9. Бываете ли вы вместе в театрах, на выставках и концертах?()
10. Участвуете ли вы вместе с детьми в прогулках, походах?()
11. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?()
Ключ к тесту .


Более 20 баллов - Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов - Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов - Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения

ТЕСТ ДЛЯ УЧЕНИКОВ «НАЕДИНЕ С СОБОЙ»
Выберите один из ответов «да», «иногда», или « нет» и отметьте его в скобке.
1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?()
2. Говоришь ли ты со старшими по душам, советуешься ли по личным делам?()
3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?()
4. Знают ли родители твоих друзей?()
5. Бывают ли они у вас дома?()
6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?()
7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время вне дома?()
8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?()
9. Участвуешь ли в подготовке семейных праздников?()
10. Предпочитаешь ли ты, чтобы родители были вместе с тобой во время школьных праздников?()
11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?()
12. А телевизионные передачи, фильмы?()
13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?()
14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?()
15. Предпочитаешь ли ты проводить вместе с родителями выходные дни?()
Ключ к тесту
За каждое «да» - 2 балла, за каждое «иногда» - 1 балл, за «нет» - 0.
Подсчитайте количество набранных баллов - _____ баллов
Более 20 баллов - отношения с родителями можно считать благополучными.
От 10 до 20 - отношения удовлетворительные.
Менее 10 - контакты с родителями носят очень ограниченный характер.

Приложение II
Памятка для педагогов.
1. Необходимо хорошо структурировать учебный процесс, ведь современная молодёжь растет в весьма «упорядоченном» мире, ученики требуют такого же порядка и логичности и от учёбы: они хотят точно знать, что и в какие сроки от них требуется.
2. Современные ученики хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, делают ли ошибки.
3. Сделайте учебный материал ярким и зримым, современные ученики лучше всего воспринимают именно визуальную информацию, в ней они чувствуют себя комфортно.
4. Текстовые материалы должны быть простыми для восприятия, важно подведение итогов каждого этапа обучения и почти немедленная постановка задач на следующий этап.
5. Руководите мудро. Дети не заклеймят вас презрением, если почувствуют, что их знания в какой-то области более глубоки, чем ваши, дайте им возможность продемонстрировать эти знания, проявите искреннюю заинтересованность, ведь все дети хотят, чтобы их учитель был умным и мудрым руководителем, а не «знал всё».
6. Помните о важности устной коммуникации: используйте обмен информацией между учениками.
7. Подавайте материал в оптимистическом тоне: именно позитив способствует умственной активности.
8. Ваши требования должны быть ясны, а информация точна.
Ставьте перед учащимися, видимые и реальные цели. Это поколение живёт в мире, перенасыщенном информацией, и обучение лишь один из многих способов этой информацией овладеть.
9. Используйте время эффективно: молодые не способны удерживать внимание на чём – то одном более 15-20 минут. Разделите учебное время на промежутки, в течение каждого из которых ученики будут менять вид деятельности.
10. Ваша информация не должна быть избыточной. Дети хотят получать «концентрированные» знания, не любят многократно повторять: как только суть изучаемого становиться понятна, дальнейшее повторение одного и того же они считают неуместным.
11. Устная речь очень важна: беседа стимулирует головной мозг. Общение учащихся между собой стимулирует память и делает учебный процесс более динамичным.


Список используемой литературы:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Справочное издание. - 11-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 2001. - 568 с.
2. Гуткина Л.Д., Завельский Ю. В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в школе. – М., 1998.
3. Кушнер Ю. Уметь чувствовать подростка// Воспитание школьников. 1990. №6.
4. Марина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае»// Воспитание школьников. 1994. №6.
5. Прихожан А., Толстых Н. Что характерно для современного подростка// Воспитание школьников. 1991. №6.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000.
7. Рождественская Н. Грань между нормой и патологией// Воспитание школьников. 1995. №5.